Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов (статьи 75-81)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При исчислении таможенной пошлины или налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ, общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст.323 ТК РФ.
Порядок уплаты вывозных (экспортных) таможенных пошлин
Таможенные пошлины уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. При этом последнее допускает, что любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенную пошлину, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации таможенная пошлина уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный таможенным законодательством Российской Федерации, то сроки уплаты таможенной пошлины исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
Таможенная пошлина уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенная пошлина уплачивается государственному предприятию связи, которое причисляет уплаченные суммы таможенной пошлины на счета таможенных органов Российской Федерации. По письменному разрешению ГТК России таможенная пошлина может уплачиваться на счета ГТК России.
По желанию плательщика таможенная пошлина может уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ России. Уплата таможенной пошлины в различных видах валют, курсы которых котируются ЦБ России, допускается с согласия таможенного органа, производящего таможенное оформление товаров.
Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате таможенной пошлины производится по курсу ЦБ России, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, – на день уплаты. При пересчете иностранных валют в валюту Российской Федерации, а также при пересчете валюты Российской Федерации в иностранную валюту полученные суммы округляются по правилам округления до второго знака после запятой.
Расчёт и ставки пошлин на экспорт
Формула расчёта экспортной таможенной пошлины на вывоз товара из России зависит от типа её ставки. Российским законом «О таможенном тарифе» установлены III типа ставок.
- Адвалорная или стоимостная ставка добавляется в виде процентов к таможенной цене вывозимых изделий. Сумма таможенных сборов равна произведению этой ставки, выраженной в процентах, и таможенной стоимости.
- Специфическая ставка постановляется в денежном значении за количество облагаемых товаров. Денежной единицей выступает евро.
- Комбинированная ставка совмещает в себе и стоимостные, и численные значения вывозимых товаров. Размер пошлины устанавливается либо путём сравнением этих величин, либо их сложением. Это зависит от типа комбинированной ставки. Конечная сумма вывозного налога выявляется способом сравнения по наибольшему значению.
Сумма оплаты таможенного сбора определяется за оформление, сопровождение и хранение товара согласно Таблицам 1, 2, 3, 4. Исходя из имеющихся данных расчет в 2022 году также выполняется методом суммирования отдельных позиций.
Данный налог платится как при импорте, так и при экспорте. Существует несколько категорий этого платежа. Основной его вид — сбор за оформление взимается всегда, при подаче декларации. Его величина напрямую зависит от стоимость товара.
Таможенная стоимость товара | Сумма таможенного сбора |
не превышает 200 тыс. рублей включительно | 500 рублей |
От 200 000 рублей 1 копейку и более, но не превышает 450 000 рублей включительно | 1 000 рублей |
От 450 000 рублей 1 копейку и более, но не превышает 1 200 000 рублей включительно | 2 000 рублей |
От 1 200 000 рублей 1 копейку и более, но не превышает 2 500 000 рублей включительно | 5 500 рублей |
От 2 500 000 рублей 1 копейку и более, но не превышает 5 000 000 рублей включительно | 7 500 рублей |
От 5 000 000 рублей 1 копейку и более, но не превышает 10 000 000 рублей включительно | 20 000 рублей |
От 10 000 000 рублей 1 копейку и более | 30 000 рублей |
Уклонение от таможенных платежей и виды льгот
Неуплата таможенных платежей недопустима и наказуема. За это предусматривается наложение штрафов, а также начисляется пеня. В отдельных случаях может применяться административный арест для нарушителей. Наказание за уклонение используется всегда, кроме тех случаев, если согласно определенным льготам таможенные платежи не уплачиваются. Существуют различные предусмотренные законодательством случаи, когда применяется определенные льготы.
Самым распространенным видом льгот являются тарифные преференции. Они подразумевают освобождение от уплаты пошлин в отношении определенных групп товаров, которые прибывают из стран-партнеров. Для этого с ними должна быть заключена сделка о зоне свободной торговли.
Также существуют обычные тарифные льготы, распространяющиеся на группу товаров из тех стран, которые заключили взаимную сделку на снижение сборов на определенные виды грузов. Это возможно в тех случаях, если льгота предусмотрена как в стране происхождения товаров, так и в стране их поставки.
К льготам можно отнести и снижение размера уплаты НДС при ввозе товаров на территории РФ. В первую очередь это относится к видам технологического оборудования, которое не производятся в России.
Расчет таможенных платежей по коду ТН ВЭД
Чем же так полезен код ТН ВЭД? На самом деле, это ключ ко всей необходимой информации по таможенным платежам. Например, вы сможете узнать, является ли ваш товар подакцизным, придется ли платить пошлину. А если, помимо кода, вы знаете страну происхождения товара, тогда при импорте можно проверить, существуют ли льготные ставки в отношении него (так называемые преференции). Учтите — если преференции есть, то будет нужно запросить у продавца документ, подтверждающий страну происхождения (чаще всего это сертификат происхождения), это позволит снизить ввозную пошлину.
Важно: если вы декларируете однотипный товар уже не в первый раз, все равно советуем вам проверить всю информацию по налогам и сборам по нему, так как таможенное законодательство очень часто меняется — может быть отменена пошлина или акциз, или же может поменяться их размер и порядок начисления.
Данная категория платежей характерна и для экспорта, и для импорта. Основной таможенный сбор, который придется заплатить всегда при подаче декларации — сбор за оформление. Его величина напрямую зависит от стоимости товара по декларации. За товары по одной декларации стоимостью менее 200 000 рублей вы будете должны заплатить минимальную сумму — 500 рублей. Если же стоимость товаров свыше 10 000 000 рублей, тогда вы заплатите 30 000 рублей. Однако, если вы будете подавать декларацию в электронном виде, то получите скидку 25% на оформление. Соответственно, размер этого сбора будет варьироваться в пределах 375–22 500 рублей.
Также существует сбор за сопровождение. Его оплата актуальна только в том случае, если вам требуется транспортировка товара по территории страны под таможенным контролем. Для автомобильного и железнодорожного транспорта сумма сбора зависит от расстояния.
Если контроль нужен на протяжении 50 км — заплатите 1 000 рублей, если контроль нужен на протяжении более 200 км — ставка составит 1 000 рублей за 100 км, но не менее 6 000 рублей. А вот если контроль требуется для перемещения товаров на водном и воздушном транспорте, то, независимо от расстояния, придется заплатить 20 000 рублей.
И последний сбор — за хранение. Он применим, когда требуется хранение товара на складе таможни. Ставка за 100 кг составит 1 рубль в сутки. Если же требуется специально оборудованный склад, то стоимость хранения повышается в два раза.
Что является базой для исчисления таможенных пошлин?
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:
- адвалорные — установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические — установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
- комбинированные — сочетающие виды, указанные в предыдущих пунктах
Ввозная таможенная пошлина: что это такое?
Есть четкое определение ввозной таможенной пошлины (или по-другому – импортной). Так называется вид платы, взимаемый за грузы, которые ввозят на территорию другого государства. Эта разновидность платежа является обязательной и применяется во всех странах, в том числе России и других государствах ЕАЭС. Процедура и тарифы оплаты импортной пошлины в последних странах регулируются положениями ТК ЕАЭС. Данный вид пошлины вносится на таможенном пункте импортером-участником ВЭД при ввозе продукции через границу в страну. Целью этой разновидности сбора является регулирование ввоза иностранных товаров и защита отечественных производителей от конкуренции, а также пополнение бюджета страны.
Импортная пошлина, так же, как и экспортная, является базовой разновидностью сборов, которые взимаются с продукции коммерческого назначения, перемещаемой через границу, но не единственным. При импорте в страны ЕАЭС подлежат сбору и другие платежи, являющиеся косвенными. Различные типы сборов и таможенных пошлин, в том числе и ввозной, формируются Таможенным Кодексом ЕАЭС, определение размеров НДС и акцизов происходит по Налоговому Кодексу РФ. Какие бывают косвенные платежи?
- НДС. Процедуру, размеры взноса налога устанавливают и регламентируют положения налогового законодательства России и ТК ЕАЭС.
- Акцизные сборы, применяемые при ввозе подакцизной продукции: сигарет, алкоголя и любого спиртосодержащего груза , автомобилей, различных видов топлива и горюче-смазочных материалов и др. Полный список товаров помещен в НК (Налоговом Кодексе) России.
- Таможенные сборы. Взносы за оформление груза, ввозимого на территорию государства.
Внимание! Ввозную или импортную таможенную пошлину по закону положено взимать только с продукции, предназначенной для внешнеэкономической деятельности. Грузы, ввозимые лицами с целью личного пользования, могут ограничиваться по количеству, но не облагаются импортными взносами.
Льготы и освобождения от таможенных платежей
При расчете импортных таможенных пошлин предусматриваются некоторые льготы и так называемые тарифные преференции. Последние отличаются тем, что их применяют при ввозе продукции в отношении развивающихся и неразвитых государств, находящихся в зоне свободной торговли со странами-членами ЕАЭС. Цель преференций – предоставление более выгодного положения на внутренних рынках по сравнению с товарами развитых государств, для содействия развитию отстающих стран.
Тарифные преференции при импорте груза в Россию предоставляются следующим категориям:
Внимание! Под действие тарифной преференции попадают не все виды товаров, а определенные категории, включенные в перечни, где указаны группы и позиции ТН ВЭД. Для развивающихся и менее развитых стран перечень такой продукции регламентирован решением ЕЭК №8 от 13.01.2017.
Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что первые предоставляются не конкретной стране-производителю. Для применения льгот учитывается предназначение и цель импорта товара. Под данную категорию подпадают грузы:
- ввозимые лицами, обладающими правом беспошлинного импорта;
- предназначенные для личного пользования;
- относящиеся к гуманитарной, безвозмездной помощи;
- оборудование для ликвидаций последствий аварий и стихийных бедствий;
- импортируемые физическими лицами (не для коммерческого использования).
Внимание! Тарифные квоты, которые вводятся ежегодно на отдельные виды импортируемой сельскохозяйственной продукции, предусматривают ставки пошлины, ниже базовой.
НДС и акцизы в качестве таможенных пошлин
На сегодняшний день порядок, по которому взимается НДС и акцизы по отношению к товарам, перемещаемым через таможенные границы ТС и между странами-участниками ТС, может определяться на основании налогового и таможенного законодательства, а именно на основании 4 статьи Закона о таможенном регулировании в области таможенных правоотношений по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, также на основании законодательства Российской Федерации о таможенном деле, которое может применяться в части, не урегулированной законодательством России о налогах и сборах. Основной документ ТС, на основании которого регулируются правила, по которым взимается НДС и акцизы, — это Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» и Протоколы, принятые к нему.
НДС и акцизы — это косвенные налоги, которые выполняют фискальные функции относительно мобилизации доходов федерального бюджета РФ.
Налогами на добавленную стоимость являются косвенные налоги, которые представляют из себя форму изъятия в федеральный бюджет той части добавленной стоимость, которая может создаваться на каждой из стадий процесса изготовления товаров, работ или услуг и которую вносят в бюджет по мере того, как реализуют.
Ставки НДС относительно налога добавленной стоимость устанавливаются на основании 164 статьи Налогового кодекса РФ.
Акцизом являются косвенные федеральные налоги, устанавливаемые на предметы, которые используются для массового потребления.
Данная цена включена в цену товара и должна уплачиваться покупателем. Акцизом могут облагаться только некоторые группы таких товаров. Положение об акцизах может регулироваться на основании 22 главы Налогового кодекса РФ, 181 статьи, в которой определяются исчерпывающие списки подобных товаров 10 видов, объединяющихся в 4 подкатегории:
- алкоголь;
- табачные изделия;
- автомобили;
- горюче-смазочные материалы.
Таможенный сбор является обязательным платежом, который взимается таможенным органом за совершение юридически значимых действий, которые связаны не только с тем, как товары выпускаются, но и с тем, как хранятся, как происходит их таможенное сопровождение. Таможенные сборы являются фискальными сборами, которые выполняют компенсационные функции относительно возмещения затрат, произведенных в лице таможенных органов.
Вид и ставка таможенного сбора может устанавливаться на основании законодательства государств, которые являются членами ТС. На основании положений 14 главы Закона о таможенном регулировании могут быть выделены такие виды таможенных платежей:
- таможенный сбор за таможенную операцию может уплачиваться за таможенную операцию во время декларирования товаров и включает подачу в таможенные органы неполной, периодической, временной или полной таможенной декларации;
- таможенный сбор таможенного сопровождения может уплачиваться за сопровождение транспортного средства, которое перевозит товар на основании таможенной процедуры таможенного транзита;
- таможенный сбор за хранение может уплачиваться во время пребывания товара на складах временного хранения таможенных органов;
- ставка таможенного сбора за таможенные операции может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Размеры таможенного сбора могут ограничиваться только на основании примерной стоимости услуг, предоставляемых таможенными органами на основании 130 статьи Закона о таможенном регулировании.
Льготы, преференции и освобождение таможенных платежей
Для расчетов таможенных пошлин при ввозе товаров в РФ применяются различные льготы и тарифные преференции. Преференции используются для содействия экономическому развитию развивающихся и неразвитых стран.
Тарифные преференции, предоставляемые при ввозе на территорию РФ, предусмотрены для следующих групп:
- развивающихся стран – 75% от базовой ставки ЕТТ ТС (в перечне 103 государства, в т. ч. Турция, Хорватия, Малайзия Чили и др.);
- менее развитые – освобождение от пошлин (49 стран, в т. ч. Эфиопия, Мальдивы, Гвинея и т.д.).
Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что они не носят индивидуальный характер, при их предоставлении учитываются не страны происхождения, а цель импорта и предназначение груза. Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины такие товары:
- для личного пользования;
- импортируемые лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
- гуманитарная помощь, груз для ликвидации последствий аварий и сихийных бедствий;
- безвозмездная и благотворительная помощь;
- все грузы, которые импортируют физические лица (кроме запрещенных к ввозу и предназначенных для предпринимательской деятельности).
Пошлины на ввоз автомобилей в Россию
Размер таможенной пошлины, оплачиваемой за ввоз автомобиля в РФ, зависит от следующих показателей:
- статуса ввозящего лица (юридическое или физическое);
- цели ввоза;
- стоимости ТС;
- года выпуска машины;
- типа автомобиля;
- объема и мощности двигателя.
Еще важные моменты, касающиеся растаможки ввозимых автомобилей, которые стоит учесть:
- таможенные ставки на ввоз авто не зависят от страны производства, за исключением российских;
- платежи проводятся в рублях или иной валюте;
- для личного пользования можно ввозить не более 1 авто в год;
- растаможка обязательна для любых авто, независимо от способа пересечения границы.
Основные элементы таможенных пошлин
Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы. Оплачивается этот налог в конечном счете потребителем, поскольку включается в цену товара, влияя тем самым на его конкурентоспособность. В зависимости от проводимой государством внешнеторговой политики ставки таможенных пошлин могут дифференцированно удорожать товары, перемещаемые через таможенную границу. При взимании таможенных пошлин наиболее ярко проявляется их регулирующая функция, поскольку введение пошлин преследует, кроме всего прочего, цели защиты интересов национальных производителей на внутреннем рынке и регулирования структуры экспорта и импорта товаров.
Различают ввозную таможенную пошлину, взимаемую при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и вывозную таможенную пошлину, уплачиваемую при вывозе товаров с этой территории.
Объект обложения таможенными пошлинами и налоговая
база
Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Выбор конкретной налоговой базы при исчислении таможенной пошлины зависит от того, какая ставка установлена в отношении данного товара.
Виды ставок пошлин
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» в Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
- адвалорные — устанавливаются в процентах от таможенной стоимости;
- специфические — устанавливаются в денежной сумме на единицу веса, объема;
- комбинированные — сочетают в себе элементы адвалорных и специфических ставок, (заплатить нужно большую из них).
При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара или по комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.
При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по адвалорным ставкам или по комбинированным ставкам с адвалорной составляющей, в качестве налоговой базы используется таможенная стоимость.
Плательщики и порядок уплаты
Таможенные пошлины исчисляются самостоятельно декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату. Законодатель закрепил ряд исключений, при которых исчисление этих таможенных платежей производится таможенными органами. Такие исключения закреплены в ТмК РФ:
- исчисление таможенных пошлин, НДС, акцизов на товары, которые пересылаются в международных почтовых отправлениях и в отношении которых не требуется подача отдельной таможенной декларации, производится таможенными органами, осуществляющими таможенное оформление в местах международного почтового обмена.
- исчисление таможенных пошлин, НДС и акцизов при выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТмК РФ производится таможенным органом (п. 2 ст. 324 ТмК РФ).
Исчисление вывозной таможенной пошлины
Вывозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
Для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов день.
Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.
Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот установлен в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003-1).
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки вывозных таможенных пошлин установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России ежемесячно рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, и размещает информацию о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин не позднее чем за 4 дня до 1-го числа календарного месяца, в котором будут применяться рассчитанные ставки, на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин определяются законодательством государств – членов ЕАЭС (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).
Статьей 35 Закона №5003-1 определен перечень товаров, в отношении которых предоставляется тарифная льгота и порядок их предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств–членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов.
Пунктом 12 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение № 23 к Договору о Союзе) установлено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора о Союзе, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами – членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства – члены не договорятся об ином.