Оспаривание решения налоговой: как признать его недействительным

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание решения налоговой: как признать его недействительным». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕ БЫЛО ОСНОВАНИЙ

Для начала решите, имели ли в принципе налоговики право проверять вашу компанию по тем налогам и периодам, которые отражены в решении? При отрицательном ответе на поставленный вопрос решение инспекции можно успешно оспорить.

Для проведения камеральной проверки основанием для ее проведения является подача налоговой декларации (расчета) (п.1 ст.88) .
В этой связи если компания не представила в инспекцию декларацию (расчет), и налоговая провела камеральную проверку на основе иных имеющихся у них документов и (или) полученных у третьих лиц сведений, то решение о доначислении недоимки, пеней и штрафов по итогам такой проверки неправомерно . В этом случае налоговики вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но только не камеральную проверку .

Основанием для выездной налоговой проверки (далее – ВНП) является вынесение решения о ее проведении руководителем (заместителем руководителя) налоговой с учетом следующих ограничений (п.5 ст.89 НК РФ) :

  • не допускаются две и более ВНП за один и тот же период по конкретному налогу;
  • не допускается проводить ВНП более одного раза за календарный год в отношении конкретного налогоплательщика.

Возврат через суд также допустим.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.

По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.

Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).

Ставка рефинансирования при расчете процентов.

Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлено, что при исчислении процентов на сумму излишне взысканного налога процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Как указал Президиум ВАС, при определении ставки процентов должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, поделенная на количество дней в соответствующем году (365 или 366) (Постановление № 11372/13).

Напомним, что с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ РФ, определенному на соответствующую дату. С 19.09.2016 размер ставки составляет 10,0% годовых (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).

Для расчета процентов используется формула:

П = Налог х СтавкаЦБ / 365 х Днфакт, где:

П – сумма процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога;

Налог – сумма излишне взысканного налога;

СтавкаЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ;

Днфакт – число дней, за которые начисляются проценты.

В каких ситуациях доначисление налогов является неправомерным?

Сразу следует отметить, что само по себе доначисление налогов – это обычная, широко распространенная процедура, которая применяется при выявлении сравнительно небольших нарушений налогового законодательства. Если инспектор ФНС во время проверки выявил, что есть расхождения между реально уплаченными налоговыми платежами и суммой налогов, которая должна была быть выплачена за текущий период, он имеет полное право потребовать уплатить разницу в форме налоговых доначислений. При этом не имеет значения, что стало причиной недоплаты: ошибка бухгалтера, умышленные действия должностных лиц или другие факторы. Естественно, оспаривать доначисление налогов организации в подобных ситуациях глупо: поскольку действия налоговиков правомерны, жалоба будет отклонена. Более того, есть вероятность получить более серьезные санкции – например, штраф.

Тем не менее, есть немало ситуаций, когда решение налоговой о доначислении является неправомерным или сомнительным, что дает право бизнесу оспаривать его в установленном порядке и добиваться отмены. Вот наиболее распространённые подобные ситуации:

  • во время расчета размера налогов были допущены ошибки – чтобы подсчитать, сколько компания должна была уплатить налоговых платежей за указанный период, и затем сравнить полученные цифры с реальными платежами, сотрудники налоговой инспекции используют расчетный метод. Неудивительно, что они также иногда ошибаются, как и любые другие люди. Если будут выявлены неточности в расчетах налоговиков, доначисление налогов будет несложно оспорить и отменить;
  • не подтверждены документально основания для доначисления налогов – в своей методике расчетов налоговая описается на конкретные документы и другие факты, например, был заключен договор поставки на определенную сумму, предприятие получило прибыль, и с этой прибыли должно быть уплачено фиксированное количество налогов. Однако иногда налоговики отступают от установленной процедуры и берут на себя полномочия по оценке сделок. Если они посчитают, что договор на самом деле принес компании больше прибыли, чем указано, это может быть использовано как основание для доначисления налогов. Однако если такие допущения налоговиков ошибочны, это даст возможность оспорить неправомерное решение и отменить его;
  • доначисление касается событий, которые не входят в учетный период конкретной проверки – возможность доначислить налоги есть только относительно того отрезка времени, который касается текущей проверки (обычно это от квартала до 1 года, реже – до 3 лет). Даже если во время проверки будут выявлены реальные нарушения, но они происходили раньше, чем учетный период, налоговая не имеет права доначислить налоги по ним. В случае выявления таких фактов решение ФНС можно эффективно оспаривать, ведь налоговики нарушили действующее законодательство: доначисление налогов за прошлые периоды запрещается;
  • есть подозрения в некомпетентности экспертов, которые проводили проверку – иногда налоговики принимают решение о той или иной сделке не самостоятельно, а привлекают сторонних экспертов или экспертное организации. В их задачи может входить оценка рыночности цен сделок, поиск возможных попыток уклонения от налогов и т. д. Однако все подобные эксперты должны иметь определённую квалификацию, что подтверждается документально. Если таких документов нет, можно усомниться в их профессионализме, а значит, и поставить под сомнение все заключение по проведенной проверке, в том числе и доначисление налогов;
  • выявлены другие нарушения, которые потенциально могли повлиять на результаты проверки – даже кажущиеся незначительными нарушения, такие как неправильное оформление акта, использование неутверждённых методик, получение доказательств налоговых злоупотреблений неправомерным путём и т. д. могут стать основанием для оспаривания доначисления налогов по результатам налоговой проверки. Именно поэтому очень важно, чтобы проверку сопровождал квалифицированный юрист: он сможет выявить и зафиксировать все, даже малейшие нарушения, и впоследствии использовать их с пользой для своего клиента.
Читайте также:  Как рассчитывает медицинский стаж?

Все вышеперечисленные основания могут успешно использоваться для оспаривания результатов проверки и отмены доначисления налоговых платежей.

Основания доначисления налога

Налоговая доначисляет налоги по итогам выездных и камеральных проверок по ряду причин. Доначислением называют процедуру перерасчета налоговой инспекцией налоговой базы и суммы налога за период, в котором были обнаружены ошибки или искажения.

Таким образом, причина доначисления налогов – искажения при исчислении налоговой базы.

При этом, предприятия исчисляют налоговую базу для целей уплаты разных налогов, и причины их доначисления могут быть разными.

В практике имеются наиболее распространенные причины, которые могут быть расценены налоговым органом как искажение при исчислении налоговой базы.

Налоговая база искажена, когда налоговой установлены и доказаны факты:

  • получения доходов, которые не были учтены в декларации;
  • «раздувания» расходов;
  • необоснованного получения налоговой выгоды.

Все причины указаны в письме ФНС №БС-4-11/20019 «О налогообложении» от 16.11.2015.

Статья 54.1 Налогового кодекса искажением налоговой базы называет факты уменьшения налоговой базы путем искажения о фактах хозяйственной жизни путем:

  • Совершение сделки для целей неуплаты или не полной уплаты налога
  • Обязательство по сделке исполнено надлежащей стороной договора

Как обжаловать доначисление налога в суде?

Право обжалования доначисления налога по итогам проверки в суде возникает в случае, если иные досудебные способы урегулирования исчерпаны.

Постановление о доначислении налога является ненормативным актом и оспаривается в порядке главы 24 АПК РФ.

Для того, чтобы обжаловать постановление налоговой, имеющей ненормативный характер, нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налоговой с исковым заявлением. Исковое должно содержать требования о признании недействительным ненормативного правового акта.

АПК предъявляет требования к иску на обжалование доначисления налога:

  • Наименование истца, ответчика
  • Реквизиты оспариваемого акта
  • Указание нарушенных прав с ссылкой на соответствующие нормы

Кроме того, необходимо приложить:

  • доказательства отправки искового ответчику
  • копия свидетельства о регистрации
  • обжалуемый акт
  • документы, которые являются основаниями доводов истца
  • документ об оплате госпошлины – 3000 рублей

Как обжаловать решение налогового органа

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

Обжалование налоговых уведомлений

В законодательстве нет утвержденной формы заявления, но следует придерживаться общих правил документооборота. В соответствии с которыми заявление в органы власти должно содержать информацию о том, к кому оно адресовано, персональные (включая номер ИНН) и контактные данные заявителя.

В основном тексте документа необходимо описать проблему, с которой столкнулся гражданин, а также перечислить документы прилагаемые к обращению. Документ подписывается и ставится дата.

об уточнении налогового платежа (ошибка в размере исчисленного имущественного налога)

В налоговом уведомлении № 987 от 11.10.2020 года об оплате имущественного налога за квартиру, расположенную по адресу Санкт-Петербург, 11 линия Васильевского острова, 52 к.13, принадлежащую мне по праву собственности на основании Свидетельства РОСРЕЕСТРА № 1254, некорректно указана площадь квартиры. Данное обстоятельство приводит к некорректному начислению налога.

Прошу на основании приложенных документов на квартиру исправить ошибку и произвести перерасчет налога, ввиду изменения налоговой базы..

  1. Копия налогового уведомления.
  2. Копия свидетельства о праве собственности.
  3. Копия технического паспорта.

Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ.

При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.

Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.
  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.
Читайте также:  Получить вид на жительство в РФ в 2023 году

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представ��тели организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Выход за пределы проверки

Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.

Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:

  • камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
  • выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .

Недоказанность события налогового правонарушения

Для обжалования решения инспекции по существу следует проверить соответствие выводов налоговиков о совершении правонарушения фактическим обстоятельствам, изложенным в акте и решении по итогам налоговой проверки. Может оказаться, что на самом деле компания не совершала вменяемого налоговиками правонарушения, либо совершала, но факт правонарушения не доказан проверяющими.

Изложенное является следствием таких ошибок проверяющих, как:

  • формальный подход при проведении налоговой проверки;
  • неверное применение норм законодательства о конкретных налогах, сборах и страховых взносах;
  • фиксирование установленных в ходе проверки фактических обстоятельств, доказывающих обоснованность их вывода, ненадлежащим способом.

Уточненная декларация по доначисленным налогам

Важно! Компании не нужно подавать уточненку по доначисленным налоговым органом налогам. Налоговая самостоятельно отражает в карточке лицевого счета эти суммы на основании акта проверки.

Выявленные ошибки также могут оказывать влияние и на другие налоги компании. Все корректировки представители налогового органа должны учитывать в акте проверки. Даже в том случае, если налоговая это не сделала, корректировка уже предоставленных деклараций не требуется. Изменения отражаются уже текущим периодом.

Например, организация является плательщиком НДС, а также проводит льготируемые операции. В результате проверки налоговый орган отказал в вычете НДС по необлагаемым операциям, то есть организация должна была учитывать стоимость товаров и списать их на расходы. Ошибка, выявленная налоговой, привела к тому, что налог на прибыль был переплачен. Сумма НДС в этом случае нужно включить в текущие расходы на дату принятия налоговым органом решения.

При доначислении земельного, транспортного налога или налога на имущество суммы включаются в расходы текущего периода, а значит подавать уточненку не нужно.

Указанный пример относится к случаю, когда компания получила прибыль. Для учета в расходах доначисленных налогов за год получения убытка, уточненную декларацию все же рекомендуют сдать. Это связано с тем, что текущем периоде исправляют недочеты, которые привели к переплате. В этом случае налог компания не уплачивала. Однако, данное утверждение является спорным. В расходы доначисления включают на момент вступления решения в силу, что говорит о том, что корректировка текущей прибыли может проводиться без предоставления уточненки.

Что делать, если была доначислена большая сумма налогов

Представители государственной структуры выполняют доначисление по итогам установления верности назначения цен по сделкам. Доначисление выполняется только тогда, когда цена сделки отклоняется от расценок на рынке более чем на 20%.

При увеличении суммы налогов представители налоговой должны руководствоваться статьей 40 НК РФ. Это статья, которая устанавливает принципы определения стоимости товаров и услуг. В этом нормативном положении указаны основания доначисления. В частности, это процент отклонения от рыночных цен.

Если предприниматель не согласен с доначислением, он может оспорить решение на том основании, что представители нарушили положения статьи 40 НК РФ. К примеру, часто нарушается пункт 3 статьи 40 НК РФ. В этом случае налоговики не устанавливают рыночные цены. При перерасчете налога применяется показатель себестоимости. Подобное решение признается незаконным (пункт 4 Письма Президиума ВАС №71).

Журнал «Российский налоговый курьер», июль 2014 года, № 13-14

Руководитель отдела налогового права
Григорьева С.А.

Настоящая статься была размещена в журнале «Российский налоговый курьер» в виде беседы.

Беседу ведет Алина Смехова, корреспондент журнала:

— В нашу компанию обратилась организация с необычной проблемой. При проведении инвентаризации активов и обязательств в рамках проекта по выявлению и реализации налоговых резервов организацией была выявлена значительная переплата — излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный и региональный бюджеты и конечно же возник вопрос, как вернуть переплату по налогам.

— Ваш клиент пропустил срок в который налоговая переплата могла быть зачтена или возвращена?

— Нет, как раз трехлетний срок, предусмотренный ст. 78 НК РФ, практически истек на тот момент, когда налоговая переплата была выявлена. Чтобы избежать пропуска срока компания подготовила уточненную декларацию и обратилась в районную ИФНС с заявлением о её зачете в счет предстоящих платежей.

— Удалось ли вашему клиенту получить зачет переплаты по налогам?

— После получения уточненной декларации и заявлений районная инспекция буквально сразу же (в течение недели) уведомила налогоплательщика о проведении зачета переплаты в счет предстоящих платежей и направила ему соответствующие уведомления.

— Так в чем же заключался налоговый спор с проверяющими?

— Дело в том, что прогнозный расчет предстоящих налоговых обязательств, который произвели специалисты нашего клиента после получения уведомлений, показал, что сумма образовавшейся переплаты существенно превысила планируемые значения. Получается, что полностью использовать ее компания сможет не ранее четырех лет после проведения указанного зачета.

Читайте также:  Ликвидация ООО без проверки налоговой юст групп

Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о частичном зачете в счет предстоящих платежей по НДС, и частичном возврате на расчетный счет. Тем более, что переплату ФНС уже зачла.

— Предположу, что ответом на такой запрос был отказ?

— Заявление нашего клиента привело к достаточно бурной реакции проверяющих. Уже на следующий день после подачи заявления, наш клиент начал получать многочисленные письменные сообщения из ФНС. В них проверяющие со ссылкой на пункт 3 статьи 88 НК РФ требовали представить пояснения о причинах образования данной переплаты.

Помимо требований о представлении пояснений в этих сообщениях инспекция фактически предъявила компании требование предоставить копии первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, подтверждающих обстоятельства возникновения переплаты и ее размер. Причем в устной форме инспекторы порекомендовали представить запрошенные копии в течение одного дня (в противном случае не исключался вариант назначения и проведения выездной проверки).

— Разве такие требования законны?

— На наш взгляд, не совсем. Ведь положения пункта 3 статьи 88 НК РФ позволяют требовать у налогоплательщика только пояснения, а никак не документы. При этом истребовать копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета проверяющие в рассматриваемой ситуации не вправе.

— Как же поступил ваш клиент?

— Организация подготовила несколько письменных пояснений с приложением копий первичных документов, обосновывающих образование переплаты по налогу на прибыль организаций. Эти документы она представила в ИФНС.

— Что в результате решили проверяющие?

— Буквально через несколько дней после представления сведений районная инспекция направила в адрес компании в письменной форме два решения: об отказе в осуществлении зачета переплаты в счет уплаты НДС и об отказе в осуществлении возврата её на расчетный счет.

В их обоснование инспекторы указали, что отказ в зачете и в возврате переплаты обусловлен проведением камеральной проверки и рассмотрением данного вопроса с участием должностных лиц вышестоящего налогового органа. После этого инспекция прекратила какое-либо взаимодействие с компанией.

— Несколько странное решение. Как я понимаю, именно после него организация обратилась за помощью в вашу компанию с проблемой как вернуть переплату по налогам, в рамках услуги: Досудебное урегулирование налоговых споров?

— Да, именно так. И нам предстояло определить дальнейшие действия, чтобы данная налоговая переплата была возвращена нашему клиенту.

На наш взгляд, при таком развитии ситуации существует некоторая процессуальная неоднозначность. Дело в том, что фактически решение инспекторы приняли до завершения камеральной проверки.

С одной стороны, инспекторы обязаны принять решение о возврате или зачете соответствующей переплаты в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).

С другой стороны, Президиум ВАС РФ в пункте 11 информационного письма от 22.12.05 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» указал следующее: «срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ».

В этом же письме высшие арбитры сделали вывод о том, что срок на возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ) начинает исчисляться со дня подачи заявления. Но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому или отчетному периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

— Значит, важно было не ошибиться со сроками подачи возражений?

— Да, мы столкнулись с ситуацией, когда процессуальный срок для обжалования решений об отказе в зачете и об отказе в возврате мог истечь из-за проведения камеральной проверки. Это означало бы, что дальнейшее административное или судебное обжалование могло быть невозможным из-за истечения или пропуска этого срока (если не обжаловать решения и ждать завершения камеральной проверки).

С другой стороны после завершения камеральной проверки инспекторы могли вовсе не принять никаких решений, изменяющих или дополняющих ранее принятые об отказе в зачете или об отказе в возврате. Иными словами, они остались бы в законной силе. То есть при таком развитии ситуации и возможном бездействии ИФНС РФ налогоплательщик мог пропустить срок обжалования отказных решений и в результате полностью лишиться переплаты по налогу.

— Еще тут же важны сроки обжалования — три года для обращения в инспекцию с заявлением о зачете?

— Верно, после завершения «камералки» наш клиент не смог бы представить новое заявление. Поскольку по истечении нескольких месяцев проведения камеральной проверки истек бы трехлетний срок обращения с таким заявлением. Напомню, что уточненную декларацию в которой отражена переплата, налогоплательщик подал в инспекцию практически на исходе этого трехлетнего срока.

Таким образом, ожидание результатов камеральной проверки грозило компании лишением права на возврат из-за необжалования решений.

— А если бы организация попыталась признать незаконным бездействие инспекторов, которые не приняли каких-либо решений по итогам проверки?

— В этом случае инспекторы могли заявить о том, что результаты камеральной проверки не повлекли изменения ранее принятых решений об отказе, поэтому выносить новые не нужно (так как они повторяют ранее принятые).

— И что же вы предприняли?

— Для начала мы инициировали сверку расчетов клиента с налоговым органом. В результате компания получила акт сверки и выписку операций по расчетам с бюджетом, в которой были отражены излишне уплаченные суммы по первым заявлениям о зачете её в счет предстоящих платежей. Помимо прочего указанные документы (акт сверки с ИФНС и выписка операций по расчету с бюджетом) доказывали отсутствие у компании какой-либо задолженности перед бюджетом, что является условием для возврата излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).

После прохождения сверки мы обжаловали решение районной инспекции об отказе в проведении зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога.

Основания доначисления налога

Налоговая доначисляет налоги по итогам выездных и камеральных проверок по ряду причин. Доначислением называют процедуру перерасчета налоговой инспекцией налоговой базы и суммы налога за период, в котором были обнаружены ошибки или искажения.

Таким образом, причина доначисления налогов – искажения при исчислении налоговой базы.

При этом, предприятия исчисляют налоговую базу для целей уплаты разных налогов, и причины их доначисления могут быть разными.

В практике имеются наиболее распространенные причины, которые могут быть расценены налоговым органом как искажение при исчислении налоговой базы.

Налоговая база искажена, когда налоговой установлены и доказаны факты:

  • получения доходов, которые не были учтены в декларации;
  • «раздувания» расходов;
  • необоснованного получения налоговой выгоды.

Все причины указаны в письме ФНС №БС-4-11/20019 «О налогообложении» от 16.11.2015.

Статья 54.1 Налогового кодекса искажением налоговой базы называет факты уменьшения налоговой базы путем искажения о фактах хозяйственной жизни путем:

  • Совершение сделки для целей неуплаты или не полной уплаты налога
  • Обязательство по сделке исполнено надлежащей стороной договора

Под налоговой выгодой понимается получение послаблений при уплате налогов по основаниям, которые были созданы организацией «искусственно» — дробление бизнеса, создание аффилированных организаций, сделки с аффилированными организациями. Не стоит забыть и о банальных ошибках бухгалтера при исчислении суммы налога.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *