Статья 16 Земельного кодекса. Государственная собственность на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 16 Земельного кодекса. Государственная собственность на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.

Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности Украинского народа в соответствии с законом.

Право собственности на земельный участок распространяется:

  • в установленных границах участка – на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем;
  • на пространство, находящееся над и под поверхностью земельного участка на высоте и глубине, необходимых для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.

Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности, а субъектами права собственности на землю являются:

  • граждане и юридические лица – на земли частной собственности;
  • территориальные громады, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, – на земли коммунальной собственности;
  • государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, – на земли государственной собственности.

Кроме этого, земельный участок может находиться у граждан и юридических лиц в общей долевой собственности с определением доли каждого из владельцев, а у граждан также в общей совместной собственности без определения долей владельцев. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется при согласии всех собственников в соответствии с договором, а если согласие не достигнуто – то в судебном порядке, а земельным участком, находящимся в общей совместной собственности – по договору или закону.

Не каждый земельный участок может быть передан или находиться в собственности граждан и юридических лиц, в частности, на основании ст. 83 и ст. 84 Земельного кодекса Украины можно сделать вывод о том, что в частной собственности не могут находиться:

  • земли атомной энергетики и космической системы, земли обороны;
  • земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, Национальной академии наук Украины и государственных отраслевых академий наук;
  • земли общего пользования населенных пунктов;
  • земли под железными и автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта;
  • земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, составляющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
  • земли лесного и водного фонда, кроме случаев определенных в ЗКУ, в частности согласно ст. 59 ист. 83 ЗКУ, в частной собственности граждан и юридических лиц могут находиться замкнутые природные водоемы общей площадью до 3 гектаров;
  • земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы;
  • земельные участки, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, доля (акции, паи) в уставных фондах которых принадлежит государству.

Возникновение права собственности

Основания возникновения права частной собственности у граждан и юридических лиц на землю перечислены в ст. 81 и ст. 82 ЗКУ, а в каких случаях приобретают землю территориальные общины и государство – ст. 83 и ст. 84 Земельного кодекса Украины.

В соответствии со ст. 81 ЗКУ граждане Украины могут приобрести право собственности на земельные участки в следующих случаях:

  • приобретение по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • бесплатной передаче из земель государственной и коммунальной собственности;
  • приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;
  • принятие наследства;
  • выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).

Следует отметить, что согласно ст. 78 ЗКУ лицам и их наследникам, которые имели в собственности земельные участки до дня вступления в силу предыдущей редакции Земельного кодекса Украины, то есть до 15 мая 1992 года, земельные участки не возвращаются.

Юридические лица (учрежденные гражданами или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:

  • приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд;
  • принятия наследства;
  • возникновения других оснований предусмотренных законом.

Право общей долевой собственности на земельный участок возникает:

  • при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
  • при приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами по гражданско-правовым соглашениям;
  • при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
  • по решению суда.

Когда лицо становится собственником земли, оно наделяется соответствующими правами и обязанностями.

Статья 40 ЗК РФ называет следующие права.

На использование расположенных на ЗУ полезных ископаемых (которые имеют общее распространение), пресных подземных вод. Также собственник может пользоваться по своему усмотрению, при этом не нарушая закон, прудом или обводненным карьером, если таковые находятся на его участке.

На возведение каких-либо зданий, являющихся жилыми, производственными, культурно-бытовыми и др. Такие здания должны соответствовать целевому назначению и разрешенному использованию ЗУ. А при строительстве на участке, должны быть соблюдены требования градостроительных регламентов и прочих правил в строительстве, экологии и гигиене.

На проведение специальных работ, направленных на улучшение качества земли. Сюда относятся такие работы:

  • оросительные;
  • осушительные;
  • культуртехнические и т.п.;

На строительство прудов и других водных объектов, которые обязательно должны соответствовать нормам в области строительства, экологии, санитарии и гигиены.

Читайте также:  Нюансы и практические ситуации увольнения по собственному желанию

Перечень этих прав не является исчерпывающим. Мы назвали основные и самые важные из них. Собственник может реализовывать и другие права в отношении своего участка, не нарушая при этом законы и прав на землю других лиц.

Обязанностям посвящена статья 42 ЗК РФ.

Субъекты и объекты собственности

Следует различать понятия объект и субъект собственности па недвижимость, а также право собственности и отношения собственности.

Субъекты права собственности на недвижимое имущество -это собственники конкретных земельных участков и других объектов недвижимости, наделенные земельными и другими имущественными правами и несущие обязанности в соответствии с земельным, гражданским, водным, лесным и другим законодательством России. В имущественные отношения по поводу недвижимости вступают три основные группы субъектов:

  • а) Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти, города, районы, населенные пункты в лице органов местного самоуправления;
  • б) граждане, объединения людей, семьи, народ, население, социальная группа, в том числе иностранные граждане;
  • в) юридические лица — коммерческие, некоммерческие и другие организации, в том числе иностранные.

Для совершения сделок на рынке недвижимости граждане должны обладать гражданской и земельной право- и дееспособностью. Земельная правоспособность и дееспособность предусматривает, например, наличие опыта работы, квалификации или специальной подготовки для приобретения участка с целью организации фермерского хозяйства.

Эволюция концепции государственной собственности на землю

Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.

Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.

Постулаты советского права:

  • признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
  • общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
  • непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
  • изъятие земельных участков из гражданского оборота.

После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».

Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.

Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объекты права муниципальной собственности:

  • индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ст. 19ЗК РФ):
      законов РФ и субъектов РФ;
  • при разграничении государственной собственности на землю;
  • гражданско-правовых сделок;
  • безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Государственная собственность на землю и ее виды

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде :

  1. федеральной собственности;
  2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

  • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в качестве:

  1. субъекта государственной власти , уста­навливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функ­ции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса;
  2. собст­венника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники зе­мельных участков.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским за­конодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Это важно знать: Налоги на землю в 2021 году для пенсионеров

Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает

  • земельные участки, принадлежащие на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и
  • земель­ные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Рос­сийской Федерации — республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации права собственника осуществляют органы государственной вла­сти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющи­ми статус этих органов.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Пра­вительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправ­ления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Читайте также:  Восстановление гражданства РФ в 2022 году

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

  1. федеральной собственности;
  2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):

  • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):

  1. нормы федеральных законов;
  2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
  3. гражданско-правовые основания;
  4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Оформление муниципальной земли в собственность

Вопросы регистрации права собственности на участки регламентированы Федеральным законом № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Учитывая, что недвижимостью в России признаются только земельные участки (ст. 130 ГК РФ), регистрация прав собственности на целинные земли невозможна.

Сегодня муниципалитеты не заинтересованы в формировании участков и постановке их на учет в качестве самостоятельных объектов гражданских прав.

До момента, пока территориальная община не определилась со способом будущего использования земель, это даже нецелесообразно. Нет смысла устанавливать целевое назначение участка, чтобы впоследствии его менять или формировать границы абстрактного объекта, чтобы потом заново регистрировать объединение, выдел или перераспределение.

Таким образом, сведения о муниципальных землях, которые ранее не были в собственности и не передавались в пользовании частных лиц, в ЕГРП обычно не значатся. И наоборот: чтобы получить такие земли в собственность или пользование, необходимо инициировать образование участков. Это, в свою очередь, требует разработки землеустроительной документации в порядке Федерального закона РФ № 221 «О госкадастре недвижимости».

Для примера, рассмотрим порядок оформления прав на участок собственником недвижимости, расположенной на таком участке:

  • Регистрация права собственности на строение в ЕГРП, если это не было сделано ранее.
  • Оформление документов на участок: межевание, постановка на кадастровый учет.
  • Получение кадастрового плана в департаменте земельных ресурсов или органе с другим названием.
  • Обращение с заявлением о предоставлении участка в управление муниципальным имуществом. Этот орган впоследствии готовит распоряжение об образовании участкам и предоставлении его в собственность, а также проект соглашения.
  • Подписание договора купли-продажи. Оплата лицом, заинтересованным в покупке, стоимости участка. Подписание передаточного акта.
  • Обращение за регистрацией образования нового объекта в МФЦ или территориальный орган Росреестра.

Государственная собственность на землю.

Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных[9].

Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

— право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;

— право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Право пользования дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по ее использованию (ст. 40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст.

42 ЗК РФ).

Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Читайте также:  Налог на скважину в частном доме в 2021 году

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

Собственник может предоставить право свободного прохода через свой участок любому лицу. Свидетельством предоставления такого права является отсутствие ограждения либо иных обозначений, свидетельствующих о недопустимости прохода без разрешения собственника (п. 2 ст.

262 ГК РФ). При этом закон устанавливает требование к лицам, пользующимся правом прохода. Такой проход не должен причинять ущерба или беспокойства собственнику.

Особенностью права собственности на землю в России является то, что классификация права собственности на землю в законодательстве осуществлена по такому признаку, как субъекты права собственности.

Понятие права собственности на землю

Право собственности на землю это за­крепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участ­ком своей властью и в своих интересах путем совершения в отноше­нии этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраня­емые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельно­сти собственника.

Право муниципальной собственности

Это самостоятельная форма права собственности. Муниципальные образования осуществляют три полномочия собственника в своих интересах. Муниципальным образованием является такое образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами трех видов:

  • представительными (выборными органами);
  • органами местного самоуправления;
  • муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям ( Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

    • право частной собственности граждан (физических лиц);
    • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

    1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
    2. приобретательная давность;
    3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Подробнее

Право частной собственности добровольно прекращается при:

    • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
    • прекращении деятельности юридического лица;
    • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
    • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

    1. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
    2. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    3. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    4. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    5. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    6. национализации земель;
    7. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Согласно ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

    • осуществлять мероприятия по охране земель,
    • соблюдать требования градостроительных регламентов,
    • своевременно приступать к использованию земельного участка,
    • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Для гражданина право владения земельным наделом ограничивается невозможностью перемещения такого имущества.

Можно возвести забор или построить дом на принадлежащей земле, добыть пресную воду или торф, выращивать сельхозкультуры, сдавать в аренду за деньги. Но все действия владельца надела не должны противоречить действующему природоохранному законодательству, ГК и ЗК.

Подобное имущество, находящееся в собственности, важно использовать в соответствии с целевым назначением. Неиспользуемый на протяжении трёх лет или используемый не по назначению надел может быть изъят

Принадлежащий земельный участок можно подарить, продать, завещать или использовать как залог

Неиспользуемый на протяжении трёх лет или используемый не по назначению надел может быть изъят. Принадлежащий земельный участок можно подарить, продать, завещать или использовать как залог.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *