Содержание и особенности. Профессиональной деятельности психолога

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Содержание и особенности. Профессиональной деятельности психолога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Психологическая служба на предприятиях отличается наличием достаточно богатой истории. Именно промышленные предприятия в 19-м веке выступали в качестве заказчиков психологических исследований, направленных на повышение уровня продуктивности, формирование благоприятного социально-психологического климата, а также снижения брака в производственной деятельности. На сегодняшний день перед специалистами психологических служб на предприятиях стоят более широкие задачи, среди которых можно отметить задачи отбора и адаптации персонала, подготовки кадрового резерва, формирования корпоративной лояльности работников, консультативную работу с сотрудниками и руководителями. К сфере деятельности психологической службы относится разрешение кризисных и конфликтных ситуаций на предприятии, подготовка сотрудников к разнообразным организационным изменениям, оказание помощи в оценке и формировании имиджа организации и т.д. Необходимо отметить, что задачи, которые стоят перед психологом, зависят от потребностей организации, а также от уровня компетентности самого специалиста психологической службы[1].

Особенности профес­сиональной деятельности психолога.

  1. Опора на положения современной психологической науки и практики, пред­ставляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический матери­ал для решения практических проблем.
  2. Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ори­ентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого чело­века.
  3. Достаточная регламентация деятельности нормативны­ми актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психическо­го здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.
  4. Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.
  5. Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной про­фессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т.

    д.).

  6. Коллективный характер организации и проведения психологической рабо­ты, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальнос­ти такой информации.
  7. Зависимость окончательного результата от согласованности совместных дей­ствий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей, ОК, СУП.
  8. Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности пси­холога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.

Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологи­ческое управление объектом.

Организационное оформление практической психологии в нашей стране

Организационно-структурное оформление практических психологов в нашей стране связывается с началом 70-х гг. XX столетия, когда были разработаны теоретические и организационные основы психологического обеспечения профессиональной деятельности, оказания психологической помощи населению, а также накоплен опыт организации первых подразделений этой службы. Именно в это время начинают создаваться первые психологические службы и психологические консультации.

В настоящее время к ним относятся специализированные психологические подразделения предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные или входящие в состав кадровых служб, служб социального развития) и различные профессиональные психологические консультации — служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования. Специалисты-психологи входят в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства. Наибольшее развитие психологические службы получили в Вооруженных силах, промышленности и образовании.

Читайте также:  Договор купли-продажи жилого дома по долям

Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются: психологическое изучение объекта, включающее его исследование, объяснение, описание и прогнозирование развития, а также психологическое управление данным объектом (человек, группа), а также психологическое управление — воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик.

Рассматривая организацию как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить несколько организационных уровней и соответствующих этим уровням задач:

  • уровень всей организации. Здесь в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации и развития кадров, социального развития коллектива, психологического обеспечения рекламной деятельности и т. п.;
  • уровень первичного коллектива. Наиболее значимыми на данном уровне являются задачи обеспечения благоприятного социально-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждения конфликтов и т.п.;
  • уровень отдельного человека. На этом уровне психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решения отдельных психологических проблем.

По продукту

По потребителю

По рынку

специализация работ

3

4

Широкая специализация работ

Группирование работ вокруг деятельности результата

Узкая специализация работ

Особенности профессии

Профессия психолога, в наше время, является престижной и популярной. Психология – это искусство общения, понимания, поддержки и помощи.

К помощи психолога прибегает всё большее количество людей, ведь в современном мире достаточно сложно избегать стресса и кризиса. Поэтому люди ищут поддержки и понимание у специалистов.

Профессионал должен уметь выслушать, понять позицию человека, его чувства и намерения. Историю клиента он должен пропустить через себя, чтобы понять все нюансы и особенности ситуации. Только после этого можно сделать вывод, каким образом целесообразнее и эффективнее помочь человеку. Помощь выражается в том, что он помогает увидеть ситуацию как бы со стороны, помогает заглянуть внутрь себя и найти ресурсы для восстановления сил и выхода из проблемной ситуации.
Психолог не может принимать решения за клиента, он может его только направить, помочь осознать собственные потребности и желания. Также специалист может помочь нормализовать эмоциональное состояние, и привнести в жизнь долгожданную гармонию

А это немаловажно. Ведь только в спокойном, адекватном и наполненном состоянии человек может принимать наиболее верные решения.

Особенности профессиональной деятельности военного психолога

Сильную значимость в профессиональной деятельности психолога-практика имеет его социальный интеллект. Это подтверждается соответствующими исследованиями, особенно на примере военных психологов. Считается, что в других областях практической психологии это также проявляется. Структура социального интеллекта специалиста-психолога имеет трехкомпонентный состав, она состоит из когнитивного, эмоционального и коммуникативно-организационного компонентов. Более наглядное представление о структуре социального интеллекта специалиста психолога можно получить из таблицы 2.

Таблица 2. Структура социального интеллекта военного психолога

Компонент

Состав компонента

Показатели

Когнитивный компонент

Социальные знания

Знание особых правил поведения

Социальная память

Хорошая память на лица и на имена

Социальное мышление

Определение актуальных чувств

Определение актуального настроения

Рефлексия поступков иных индивидов

Социальное прогнозирование

Формулировка планов своих действий

Рефлексия своего развития

Социальная перцепция

Способность слушать собеседника

Умение понимать язык жестов

Эмоциональный компонент

Социальная чувствительность

Эмоциональная выразительность

Эмпатичность

Способность к саморегуляции

Самоконтроль

Эмоциональная устойчивость

Коммуникативно-организационный компонент

Социальная адаптивность

Способность объяснять и убеждать иных индивидов

Открытость в отношениях с окружающими индивидами

Социальное взаимодействие

Умение и готовность работать совместно с кем-то

Умение взаимодействовать коллективно

Как стать профессиональным психологом

Разобравшись, какие бывают специальности в направлении, рано приступать к выбору ВУЗа. Сначала стоит оценить свои сильные и слабые стороны, цели, особенности характера. Люди, которых привлекает только потенциально высокая зарплата психолога, редко добиваются успеха и получают удовольствие от работы

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в 2022 в московской области капремонт

Важно помнить, что основная цель специалиста – помощь людям в решении их проблем

Характеристика человека, способного стать хорошим психологом:

  • высокий уровень толерантности к чужим недостаткам, особенностям, причудам;
  • умение слушать людей, не осуждая их поступки;
  • способность оценивать ситуацию в жизни собеседника, сопереживая, но не зацикливаясь на чужих проблемах;
  • стремление постоянно учиться, повышать уровень интеллекта и профессиональный уровень;
  • тактичность, терпение, красивая и понятная речь;
  • наблюдательность, уверенность в себе, умение спокойно реагировать на нестандартные ситуации;
  • приятная внешность, располагающие к себе манеры;
  • хорошая память, способность быстро анализировать информацию.

Где можно выучиться на психолога

Получить профессию психолога сегодня предлагают многие университеты

и
институты страны
. Как правило, это гуманитарные, педагогические, многопрофильные
учебные заведения
. Поступать в
вузы
можно
после 11 класса
, ссуза. Здесь же можно получить второе высшее образование или пройти курсы переквалификации.
Какие предметы нужно сдавать
при поступлении, каждый определяет сам. Как правило, проводятся вступительные испытания в форме
ЕГЭ по следующим предметам
: ✎ Русский язык ✎ Иностранный ✎ Биология ✎ В некоторых вузах математика и история Возможны также дополнительные
экзамены
. Например, по физической подготовке, если институт готовит будущих или .
В 2021 году
для абитуриентов откроют двери факультеты психологии следующих вузов: • МГУ им. Ломоносова • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) • Российский государственный социальный университет (РГСУ) • Московский педагогический государственный университет (МПГУ) • Московский городской педагогический университет (МГПУ) • Российский университет дружбы народов (РУДН)
Сколько лет учиться
на психолога, зависит от формы обучения: • 4 года составляет срок студенчества по очной форме • 3,5 года получают второе высшее • 4 года и 6 месяцев учатся на заочном отделении

Круг обязанностей специалиста

Пациентами гипнолога прежде всего становятся люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостями, игроманией. Специалист вытаскивает наружу неосознаваемые страхи и подавленные эмоции, прорабатывает их вместе с пациентом, формирует у него нормальную самооценку, возвращает адекватное восприятие действительности.

Гипнолог занимается:

  • подготовкой к сеансам гипноза;
  • приёмом пациентов;
  • созданием доверительной атмосферы;
  • выявлением источника проблемы;
  • выстраиванием плана лечения;
  • введением клиента в гипнотическое состояние;
  • поиском эффективных образов и установок;
  • выведением клиента из гипноза;
  • коррекцией усвоенных клиентом установок.

Круг обязанностей специалиста

В отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов.

Психотерапевт занимается:

  • приемом клиентов;
  • оценкой психоэмоционального состояния;
  • сбором анамнеза;
  • диагностикой;
  • выявлением психологических проблем;
  • разработкой схемы терапии;
  • индивидуальной и групповой психотерапией.

В своей практической работе психологу важно руководствоваться рядом правил, которые основаны на социально-правовых и профессионально-этических нормах.

Во-первых,

вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию.

а) Сле­дует хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше ор­ганизовать проводимые мероприятия, соотнести их с реальными практическими задачами или жизненными потребностями клиента.

б) Не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулирова­нии выводов и рекомендаций.

в) Результаты только в том случае будут близки к истине, если получены путем комплексного, всестороннего анализа.

г) Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, использовать нецелесообразно.

Профессиональные качества психолога

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.
Читайте также:  Свидетельство о государственной регистрации продукции

1.1. Психолог относится к категории специалистов. Принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия.

1.2. На должность:

— психолога I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее [значение] лет;

— психолога II категории — высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее [значение] лет;

— психолога — высшее профессиональное (психологическое) образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Психолог подчиняется непосредственно [начальнику отдела организации и оплаты труда, иному должностному лицу].

1.4. Во время отсутствия психолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке, несущий полную ответственность за их надлежащее и своевременное исполнение.

1.5. В своей деятельности психолог руководствуется:

— нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

— методическими материалами по соответствующим вопросам;

— уставом предприятия;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями директора предприятия и непосредственного руководителя;

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Психолог должен знать:

— постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные и руководящие документы, относящиеся к вопросам психологии;

— психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;

— методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;

— технические средства, применяемые при изучении условий труда;

— передовой и отечественный опыт работы психологов;

— основы технологии производства;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— основы профориентационной работы;

— законодательство о труде;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда.

Психологическая служба организации: основные функции и направления работы

Необходимость психологической помощи человеку, обусловленная ростом темпов жизни, увеличением объе­ма информации, кризисными явлениями в природе и об­ществе, сегодня признается как специалистами, так и населением вообще. Организация психологической служ­бы стала одним из направлений оптимизации работы, на­пример, учреждений образования. Однако, только ста­бильные средние предприятия и крупные фирмы могут позволить себе иметь в штате психолога, тем более — пси­хологическую службу. По ряду экономических причин мелкие и средние предприятия и фирмы обращаются к услугам психолога лишь время от времени. Этим обус­ловлена неразработанность нормативных основ работы психологической службы организации. Часто организа­ции отдельных отраслей разрабатывают свою норматив­ную систему, основанную на общих принципах, функци­ях и направлениях работы практического психолога1.

В приложении А представлены нормативные основы дея­тельности психолога исправительного учреждения.

В данном пособии представлен примерный вариант положения о психологической службе предприятия (организации)1.

Положение о структурном подразделении является ос­новным нормативным документом, регламентирующим назначение и место подразделения на предприятии, ос­новные его функции и задачи, права и ответственность. Положение о подразделении утверждается руководите­лем предприятия (организации).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *