Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ознакомление с материалами доследственной проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На этапе проверки сообщения о преступлении еще нет потерпевших, свидетелей, обвиняемого. Чтобы Попову Л.М. признать потерпевшей, необходимо вынести постановление о признании ее таковой, что возможно только после возбуждения дела. До этого она называется заявителем.
Соблюдение прав участников процессуальной проверки
Что касается свидетелей, они условно называются таковыми, но в полном смысле этого термина станут, опять же, только в ходе расследования в рамках возбужденного уголовного дела.
То же самое относится и к подозреваемому – пока он не задержан на месте преступления и дело не возбуждено, он считается участником доследственной проверки, не более.
В то же время, несмотря на отсутствие понятного и «официального» статуса по делу, все перечисленные лица обладают рядом прав. И если эти права не соблюдать, последствия могут привести к исключению собранных доказательств судом.
Как обжаловать результаты доследственной проверки
Суть обжалования сводится к следующему:
- необходимо узнать, какое решение по заявлению принято;
- если оно не устраивает заявителя, нужно реализовать свое право на ознакомление с материалами проведения доследственной проверки, чтобы понять, по каким основаниям отказали в возбуждении уголовного дела;
- написать жалобу в прокуратуру в порядке ст. 124 УПК РФ;
- узнать, какое решение принято прокурором. Если им не был отменен отказ в возбуждении дела, можно обжаловать бездействие прокурора в вышестоящую прокуратуру или в суд. Если отказ был отменен – снова начать контролировать полноту проверки и, при необходимости, снова готовить жалобу.
В начале нашей статьи мы обращали внимание читателя, что желательно лично сдать в дежурную часть свое заявление о совершенном преступлении, чтобы знать номер регистрации в журнале сообщений о преступлениях (номер КУСП – Книги учета сообщений о преступлениях). Именно по этому номеру заявитель узнает, у какого конкретно должностного лица на рассмотрении находится сообщение, а также результат доследственной проверки. Для этого можно позвонить по телефону в дежурную часть, назвать свои данные (ФИО и место жительства), номер КУСП, дату обращения.
Доследственная проверка: самое важное, что надо знать заявителю
До момента принятия решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с требованиями ст.ст.144-145 УПК РФ, сообщение о преступлении/заявление о возбуждении уголовного дела (заявление о преступлении) подлежит проверке правоохранительными органами на предмет наличия либо отсутствия признаков состава преступления. Данная стадия уголовного процесса называется доследственной проверкой и является крайне важной, т.к. с нее фактически и начинается практически любая деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению либо предупреждению преступной деятельности. Она также взаимосвязана с требованиями ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД»). Законом установлен 3-х,10-ти и 30-ти дневный срок для проверки сообщения о преступлении.
На данном этапе происходит сбор первичных материалов и документов, опрос лиц. Эти действия правоохранительных органов должны выявить совершенное преступление либо указать на отсутствие признаков преступления. Важно понимать, что несмотря на то, что материалы, документы и протоколы опроса хотя процессуально и не являются доказательствами согласно требованиям УПК, однако они впоследствии становятся неотъемлемой частью уголовного дела.
Целью проведения доследственной проверки является выявление признаков состава преступления, выявление причинно-следственных связей между действиями лица и наступившими последствиями, оценка действий конкретных лиц.
На данной стадии происходит рассмотрение материалов проверки правоохранительными органами, определяются возможные составы преступлений и алгоритмы дальнейших действий по сбору доказательств. Стадия проведения проверки очень важна, т.к. уже на данном этапе формируется перспектива расследования уголовного дела, выявление и привлечение виновных лиц к ответственности, и от действий в т.ч. адвоката зависит не только дальнейшая судьба уголовного дела, но и сам факт его возбуждения.
Достаточно подробная правовая регламентация порядка возбуждения уголовного дела подчеркивает важное процессуальное и социальное назначение этой стадии. Она напрямую связана, с одной стороны, с соблюдением конституционных принципов, например, неприкосновенности личности и жилища, презумпцией невиновности, а с другой — с обеспечением принципа уголовного права, т.е. неотвратимостью наказания за совершенное преступление.
Успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства в значительной степени обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно органом дознания, следователем, мировым судьей (по делам своей подсудности) будут приняты решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела складывается из трех элементов:
— действий при поступлении повода к возбуждению уголовного дела;
— способа проверки наличия оснований и отсутствия противопоказаний к возбуждению уголовного дела;
— принятия и оформления решений.
Уголовно-процессуальный закон дает исчерпывающий перечень субъектов возбуждения уголовных дел. К их числу относятся дознаватель (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), органы дознания (ст. 157 УПК РФ), следователь (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), руководитель следственного органа (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), мировой судья по делам, подсудным ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).
Приведенный перечень субъектов расширительному толкованию не подлежит. Давая понятие об органах дознания, закон (ст. 40 УПК РФ) относит к ним целый ряд государственных органов и должностных лиц, полномочных возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия либо дознание, заменяющее предварительное следствие. Число таких органов и должностных лиц с годами возрастает. Так, например, в новом УПК РФ к органам дознания отнесены представители службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (п. 3 ч. 3 ст. 40 УПК РФ).
Важно подчеркнуть, что закон (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) говорит не о предоставлении этим субъектам права решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а предписывает, т.е. обязывает эти органы в каждом случае обнаружения признаков преступления возбудить уголовное дело и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию. Однако в новом УПК 2001 г. появилась новелла относительно того, что принять решение о возбуждении уголовного дела названные выше органы могут только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). По-видимому, это было связано с важностью акта возбуждения уголовного дела, который порождает серьезные правовые последствия для участников уголовного процесса. В настоящее время законодатель отменил необходимость получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела.
К сожалению, УПК РФ в обновленной Федеральными законами от 5, 6 июня и 24 июля 2007 г. редакции, сняв некоторые проблемы, возникавшие при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, вместе с тем заложил новые. Причем, на наш взгляд, такого характера, которые могут быть разрешены лишь посредством внесения изменений и дополнений в действующий УПК.
В чем суть проблем, возникших в связи с решением вопросов о возбуждении уголовного дела?
Концептуально укрепляя процессуальную независимость следователей и дознавателей, законодатель освободил их от необходимости получать согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Более того, теперь прокурор, оставаясь должностным лицом, на которое возложен надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, лишен одного из эффективных средств устранения нарушений закона, каковым было предоставленное ему право при наличии соответствующих оснований возбудить уголовное дело. В соответствии со ст. 146 УПК РФ, регламентирующей общий порядок и сроки возбуждения уголовного дела, при наличии повода и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждает уголовное дело. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен «выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных… нарушений уголовного законодательства». Аналогичный вывод следует из норм, содержащихся в ст. ст. 20 и 21 УПК. На настоящий момент за прокурором сохранено лишь право давать согласие на возбуждение уголовного дела дознавателю, но только по делам частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20 УПК РФ)[49].
- Рабочие программы
- Документы
- Публикации
- Фото отчеты
- Видео репортажи
- СМИ о фонде
- Благодарности
- Объявления
- Пожертвования
- Законы и акты
- Права и льготы
- Право
- Реабилитация
- Здоровье
- Питание
- Физкультура и спорт
- Развитие личности
- Дом и семья
- Работа
- Поэзия
- Психология
- История казачества
- Книги для чтения
- Научные исследования
Порядок возбуждения уголовного дела
- Несмотря на значительный объем норм, посвящённых манипуляциям субъектов правоохранительных органов, которые осуществляются до инициации дела, понятий им не дано.
- Однако можно найти исчерпывающий перечень таких мероприятий.
- Установлены 2 основания:
- постановление следователя;
- решение суда.
Основные условия проведения манипуляций уполномоченного сотрудника обозначены в статье 164 УПК РФ.
Судебное предписание требуется во многих случаях и все они перечислены в статье 29:
- возможность проведения осмотра жилого помещения, если ему препятствуют собственники или квартиросъёмщики;
- проведение изъятия вещи, которая сдана либо заложена в ломбард;
- обследование места жительства или места пребывания потенциального преступника;
- изъятие документации или прочих вещей в финансовых учреждениях (вкладов, счетов, материальных ценностей, находящихся в сейфовых ячейках), а также любой информации, которая содержит государственную, коммерческую или профессиональную тайну;
- проведение осмотра корреспонденции подозреваемого непосредственно в почтовых отделениях;
- установление ареста на имущество;
- установление фактов переговоров, производимых через информационно-телекоммуникационные сети;
- направление запросов оператору о существовании телекоммуникационной связи.
Перечисленные выше действия дозволяются судебным решением из-за их непосредственного отношения к конституционным гарантиям по личностному критерию.
Проведение любого оперативного или розыскного действия не должно приходиться на сумеречное время суток. Но в законе есть оговорка относительно того, что сотрудник органов может воспользоваться формулировкой, «проведение определённого процессуального действия должно быть осуществлено безотлагательно». Эта формулировка отражается в составляемом на месте проведения действия протоколе.
Обособлено указано требование о неукоснительном соблюдении принципа гуманности, то есть недопустимости использования насильственных методов, запугивания участников процесса.
Всем действующим лицам таких мероприятий должны быть разъяснены возможные последствия за препятствование проведения процедуры дознания. Перед любой из процедур сотрудник органов проводит сопоставление личности и участника дела.
- Таким образом, определяя следственное действие, проводимое на первоначальной стадии расследования, следует отметить существенные условия:
- 1) комплекс процессуальных мероприятий;
- 2) без соблюдения конституционных гарантий признаются нелегитимными;
- 3) устанавливаются такие обстоятельства, с учётом уголовной квалификации.
В участии любого мероприятия, организованного следователем, привлекается криминалист, который имеет право использовать определённый набор способов выявления таких следов, которые могут являться существенными при определении состава преступления. Эта манипуляция обязательно протоколируется, а присутствующие лица осведомляются обо всех действиях.
Может проводиться допрос подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, а также эксперта и специалиста. Вынесения постановления следователя (дознавателя) при этом не требуется. Юридическим основанием проведения допроса является вызов на него, как правило – повесткой.
Неявка на допрос без уважительных причин может повлечь принудительный привод, поэтому в случае невозможности прибыть в указанное время следует заранее уведомить об этом следователя.Допрос в уголовном процессе (ст. ст.
187-191 УПК РФ) – следственное действие, заключающееся в расспросе лица в целях установления обстоятельств совершения преступления, виновных лиц и получений других сведений, имеющих значение для дела.
В ходе допроса формируется особый вид доказательств – показания (см. статью «Доказательства»).- в возрасте до 7 лет – не более 1 часа в день и 30-ти минут непрерывно;Закон устанавливает предельную продолжительность допроса: по общему правилу – не более 8 часов в день, а без перерыва (перерыв не менее 1 часа) – не более 4-х часов. Продолжительность допроса несовершеннолетних меньше.
Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:
В ст. 140 УПК РФ перечислен список оснований для открытия уголовного делопроизводства и преследования. Список поводов таков: В данном материале рассмотрим, какие сроки возбуждения уголовного дела применяются в текущем году, какие корректировки произошли на законодательном уровне, а также разберемся в причинах для начала уголовного делопроизводства.
Рассмотрим, какие нюансы необходимо написать в заявлении, процедуру возбуждения и расследования уголовного дела поэтапно. Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:
По делам частного и частно-публичного обвинения требуется заявление потерпевшего или его законных представителей.
УПК предусматривает несколько важных для уголовного процесса документов:
- Может продлеваться до 3-х месяцев при наличии принятого руководителем соответствующего следственного органа решения.
- Может продлеваться на сроки и до 12-ти месяцев, если расследование представляет особую сложность.
- Может продлеваться и на больший срок Председателем Следственного комитета Российской Федерации, а равно с тем и руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, их заместителями.
Это значит, что ср��к ознакомления с уголовным делом практически не ограничен . Здесь появляется «лазейка для тех, кто находится в СИЗО.
Как только на этапе предварительного расследования принимают постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, субъект переходит в другую категорию. Из ПОДОЗРЕВАЕМОГО он «трансформируется в ОБВИНЯЕМОГО.
5. Допрашиваемым лицом в ходе допроса могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись.1.
Блокировка платежных систем и карт
И самый главный подводный камень – это конечно же блокировка платежных систем и карт. Если вы активный P2P-трейдер, рано или поздно, вашу платежную систему или карту, по которой вы торгуете заблокируют с вероятностью 99.9%. Некоторые платежки и банки относятся к блокировкам более снисходительно, но на таких по опыту меньше спрэд, поскольку больше конкуренция. Другие напротив – очень агрессивно, но здесь более сладкий спрэд как вы понимаете. В P2P сообществах поговаривают, что меньше всех блокировок приходится на Tinkoff, лично не знаю. Но YooMoney меня заблокировали спустя 10 дней активной торговли. За 10 дней я смог сделать оборот по счету ЮMoney в размере полутора миллиона рублей, имея на балансе 50 тысяч рублей. Печально. Однако тех. поддержка ЮMoney отвечала очень быстро, объяснила причину блокировки, ссылаясь на пункт 4.21.8 своего оффера, цитирую:
Соглашение об осуществлении переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием сервиса ЮMoney
4.21.8 “Клиент не вправе использовать кошелек для осуществления противоправных действий, в том числе:
для систематического аккумулирования и дальнейшего распределения денежных средств среди нескольких получателей/систематического перевода на собственные реквизиты/получения наличных денежных средств/иных операций, имеющих признаки транзита”
В ответном письме я объяснил от куда такой оборот. Разрешили написать заявление на перевод остатка на счет в банке. Расторгли договор и перевели деньги в течении 2-3 дней.
А учитывая то, что пару дней назад ЦБ разослал методичку с рекомендациями по блокировке физических лиц, то без сомнений можно сказать, что зарабатывать через P2P-обмен будет еще сложнее.
Умышленное нанесение легкого вреда здоровью
Это одно из самых распространенных преступлений. Статья 115 УК. Драка приводит к небольшому расстройству организма и незначительной утрате трудоспособности. Это вывихи, синяки, ссадины и другие мелкие повреждения. Наказывается:
- штрафом 40 тысяч рублей или в размере зарплаты за три месяца;
- исправительными работами до года;
- арестом до 4 месяцев;
- обязательными работами до 480 часов.
Если избиение произошло из-за хулиганских побуждений, из-за расовой, религиозной и т.д. нетерпимости, с применением оружия или предмета, который использовался как оружие, то наказание станет серьезнее. Сюда же относятся случаи, когда ударили должностное лицо, находящееся при исполнении, или его близких. Суд может:
- приговорить к обязательным работам до 360 часов;
- приговорить к исправительным работам до 1 года;
- ограничить свободу до 2 лет;
- арестовать на срок до 6 месяцев;
- посадить за решетку на 2 года.
Хулиганские побуждения в этом контексте означают то, что нападавший ударил кого-то без явных причин, без неприязни или повода. Просто потому, что ему так захотелось. Так, например, если два брата дома на кухне повздорили, и один ударил другого, здесь имеет место личная неприязнь. И о хулиганстве речи нет. А вот если один ударит другого в общественном месте, и не потому, что они поссорились, а потому, что ему так захотелось, то это уже хулиганство. И наказывается строже, потому что считается опаснее.
Для потерпевшего этап доследственной проверки начинается или с момента подачи им заявления о возбуждении дела, или по факту совершения противоправных действий в отношении него. Сообщение выражает реакцию гражданина на поведение, затронувшее его интересы и права, со стороны неизвестных лиц или подозреваемого. Особое значение на этом этапе имеет юридически верное изложение всех обстоятельств события, описание примет, действий. Как правило, потерпевший находится в беспокойном состоянии. При изложении обстоятельств случившегося следует в первую очередь успокоиться, постараться вспомнить подробности происшествия. Желательно обратиться к сотрудникам полиции как можно скорее. Вполне вероятно, что по «горячим следам» удастся задержать нарушителей.
Срок проведения доследственной проверки
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны проверить сообщение о преступлении и принять по нему решение в срок: • до 3 суток со дня поступления сообщения. В дальнейшем срок проведения доследственной проверки (3 суток) может быть продлен: • до 10 суток — руководителем следственного органа, начальником органа дознания по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя; Срок может быть продлен • до 30 суток — руководителем следственного органа по ходатайству следователя либо прокурором по ходатайству дознавателя.
Таким образом, срок проверки не должен составлять более 30 суток.
К сожалению на практике это правило нарушается, решения, принимаемые по результатам доследственной проверки, могут неоднократно отменяться, что увеличивает продолжительность (срок) ее проведения.
Недостаточно четко сформулированная по этому вопросу законодательная база позволяет органам продлевать совокупный срок доследственной проверки бесконечно долго. Исключения из правил предусмотрены при сборе материалов о налоговых преступлениях.
Что считается сообщением в полицию о преступной деятельности
При совершении или подготовке преступления в отношении конкретного лица или группы лиц, потерпевшие вправе обратиться в полицию с заявлением о нарушении их прав. Порядок подачи такого заявления определён статьями 144 и 145 УПК РФ. Заявление может быть принято, как в письменной, так и в устной форме. Во втором случае сотрудник дежурной части полиции составит протокол со слов заявителя и даст ему его для ознакомления и подписи.
В заявлении важно указать все обстоятельства произошедшего, а также доказательства совершения преступления и данные виновного, если они известны. На основании этой информации и будет проведена доследственная проверка.
Нужно учесть, что допускается также обращение по телефону, но важно подтвердить личность заявителя. Анонимные заявления рассмотрены не будут.
Отказ в возбуждении уголовного дела.
Естественно, что наиболее желанной и глобальной целью проводимой доследственной проверки для адвоката со стороны «обвиняемого» (термин условный, поскольку в ходе доследственной проверки никакого обвиняемого быть не может) является вынесение по результатам этой проверки постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а из всех возможных оснований предусмотренных для этого УПК РФ, лучше всего основания реабилитирующие.
Соответственно, именно с анализа возможности достижения этой цели и следует начинать работу по на стадии до следственной проверки. Собрав по ситуации всю доступную информацию, необходимо последовательно соотнести известные факты с условиями отказа в возбуждении дела по тому или иному основанию- отсутствию состава преступления, отсутствию события преступления и пр.
При этом так же следует брать в расчет и свою собственную (защитника) активную позицию по материалу, т. е. задачей защитника является не только анализ и констатация вероятности того или иного исхода проверки, но и активное способствование достижению запланированной цели. Это включает в себя в том числе сбор и предоставление дополнительных материалов (доказательств) в обоснование своей позиции- лицам проводящим проверку, трактовка и разъяснение им норм права в контексте выгодном для стороны защиты и пр.
Т.е. изучив все возможные доступные материалы, необходимо выбрать наиболее подходящие к конкретному случаю (если таковые все таки имеются), после чего строить свою работу акцентируя внимание именно на достижении намеченного результата. Указанная цель стратегии защиты, весьма очевидным образом перекликается с целями защиты по возбужденному уголовному делу- получить постановление о прекращении дела или оправдательный приговор.
Впрочем, надо понимать, что рассчитывать на отказ в возбуждении уголовного дела можно далеко не всегда. Нередки ситуации, когда доследственная проверка по тем или иным фактам носит формальный характер, поскольку как минимум факт совершенного преступления ни у кого сомнений не вызывает.
Например следственная группа пребывает на место происшествия- хищение материальных ценностей из квартиры (жилого помещения). Уже в ходе получения объяснений от владельцев квартиры и осмотра места происшествия следователь получает достаточное колличество материала позволяющего сделать вывод о том, что кража действительно имела место.
Да, возможно что в рамках дополнительной проверки потребуется получить некоторые дополнительные материалы — например объяснения соседей, документацию к похищенной бытовой технике и т. п., однако есть все основания считать, что каких либо революционных изменений в версию о совершении неустановленными лицами кражи из квартиры они не внесут.
К таковым случаям относятся, например, обнаружение при некоторых обстоятельствах оружия, наркотиков и иных предметов, изъятых из свободного гражданского оборота и пр. То же можно сказать и об обнаружении трупа со следами насильственной смерти. Опять таки, для возбуждения дела достаточно и одного трупа, однако обычно доследственная проверка все таки проводится и в основном так же сводится к получению материалов, слабо влияющих на итоговое решение по материалу.
Впрочем, и эти ситуации могут иметь отдельные нюансы, при определенных обстоятельствах исключающие возбуждение уголовного дела. Например если будет установлено и предельно убедительно доказано, что те или иные узловые материалы проверки (например материалы об обнаружении наркотического вещества) были оформлены с нарушением законодательства и как результат являются недопустимыми доказательствами по делу.
В то же время имеются ситуации, когда доследственная проверка действительно является необходимым элементом работы правоохранительных органов и ее возможные результаты могут как дать основание к возбуждению уголовного дела, так и напротив, привести к выводу о необходимости отказа в возбуждении дела. Например именно такие ситуации чаще всего возникают по экономическим составам, либо по материалам о ДТП.
Вот здесь задачей адвоката (исходя из намеченной стратегической цели) и будет являться активная работа по выявлению, фиксации и доведению до сведения должностных лиц проводящих проверку этих самых сведений, оказывающих непосредственное влияние на принятие итогового решения по материалу.
Здесь же надо отметить весьма важный, но малоизвестный в среде защитников фактор, как сниженная (в сравнении с расследуемым уголовным делом) заинтересованность правоохранительных органов в «обвинительном исходе» проверки по материалу.
Дело в том, что следственные органы- это одни из немногих подразделений, которым не идет в зачет выявление преступлений (в отличии от оперативных служб или полиции общественной безопасности) в итоге, усилия стороны защиты направленные на вынесение по материалу постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, обычно встречают со стороны следователя гораздо меньшее сопротивление, нежели усилия защиты направленные на прекращение уже возбужденного дела.
Однако даже в случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, радоваться еще рано. Дело в том, что указанное постановление может неоднократно отменяться вышестоящими инстанциями по жалобам заинтересованных лиц. Более того, отказ в возбуждении уголовного дела иногда сознательно выносится следователем именно для того, что бы потом его отменить, и таким образом получит дополнительное время и возможности для пусть и неофициальной но все таки дополнительной проверки.
Порядок рассмотрения сообщений о преступлении
В рамках рассмотрения сообщений о преступлениях проводится ряд мероприятий.
Правоохранители:
- Опрашивают свидетелей.
- Наводят справки.
- Собирают образцы.
- Проводят осмотр в помещениях, на территориях, осматривают транспорт.
- Прослушивают телефонные переговоры.
Проверяя обстоятельства произошедшего, правоохранитель может проводить ревизии, изучать документацию, взаимодействовать с экспертами, изымать необходимые бумаги.
Невзирая на то, что на этом этапе уголовное дело еще не заведено, закон РФ дает право представителям правоохранительных органов:
- Заявлять о необходимости проведения судебной экспертизы, участвовать в ней и знакомиться с экспертным заключением.
- Осматривать территорию произошедшего, документы, трупы, предметы с целью установления обстоятельств произошедшего.
- Выполнять освидетельствование.
Осмотр офиса компании/помещения/транспорта возможен лишь на основании следственного постановления. Производить осмотр в жилом помещении можно только по решению суда.
Специфика оценочных мероприятий
Обычный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях выражен в комплексе последовательных действий органа дознания, следователя, прокурора либо дознавателя. Его устанавливает статья 144 УПК РФ, что означает, что дела, относящиеся к частному обвинению, исследуются несколько иным способом. Он касается компетенции судьи. Перечень проверочных мероприятий, проводимых до того, как будет принято процессуальное решение, приводится в ч. 1 нормы 144 УПК РФ. В ней упоминается возможность выполнения определенных ревизий, проверок. В положениях приводятся исключительно следственные мероприятия, которые разрешается производить без постановления о начале уголовного производства. К ним, в частности, относят осмотр места преступления, назначение судмедэкспертизы, освидетельствование.
Их также устанавливает ст. 144 УПК РФ. Что означает «ответственное лицо за организацию проверки»? Это служащий, уполномоченный на осуществление контроля над соответствием предварительных мероприятий установленным требованиям закона. К ответственным лицам относят руководителей органов прокуратуры, предварительного следствия либо дознания. При этом не имеет значения, приняли ли они сообщение лично, непосредственно прибыв на место предполагаемого преступления, либо изучив доклады о поступившей информации, в том числе в отношении которой были приняты неотложные меры реагирования. К последним следует относить:
- Пресечение и предотвращение преступлений.
- Установление и преследование подозреваемых по «горячим следам» для их задержания.
- Выполнение определенных следственных мероприятий по закреплению следов деяния.
- Введение в действие особых планов по выявлению и задержанию подозреваемых и проч.
Решения, принимаемые по результатам проверки
Статья 145 УПК РФ устанавливает, что по результатам предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении в зависимости от того, представилось ли возможным установить основания для возбуждения уголовного дела, должно быть принято одно из следующих решений:
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности;
О принятом решении в обязательном порядке должно быть сообщено заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
В каких случаях выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а в каких необходимо его возбуждать? Ответ на этот вопрос – в следующих публикациях.
Литература
- Шурухнов Н.Г. Предварительная проверка заявлений и сообщений о преступлениях. – М., 1985. С. 11.
- См.: там же. С. 32.
- Бородин С.В. Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. М., 1970. С. 41.
- Смахтин Е.В. Уголовно-процессуальная деятельность: парадоксы теории и практики // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: материалы междунар. науч. — практ. конф. Вып.8. Тюмень: ТГАМЭУП, 2011.
Право следователя получать объяснения
В ходе доследственной проверки, проверяя сообщение о преступлении, следователь имеет право получать объяснения от любых лиц, которые, по его мнению, могут предоставить сведения по вопросам, являющимся предметом проверочных действий.
Данное право следователь реализовывает как путем непосредственного вызова гражданина для производства опроса, так и личного посещения гражданина по месту жительства или работы. Место получения объяснения гражданина зависит от усмотрения следователя и продиктовано, чаще всего, экономией времени. Если требуется опросить большой круг лиц, например, работающих на предприятии, то, соответственно, удобней сделать это по их месту работы.
Что касается получения объяснения от потенциального подозреваемого, то опрос преимущественно происходит в кабинете следователя. При этом порядок вызова может быть любым, как непосредственно по телефону, повесткой или оформлением. До возбуждения уголовного дела следователь не вправе вынести постановление о приводе. Как вариант, следователь может поручить и устно оперативным сотрудникам доставить гражданина по месту опроса.
Следователь имеет право задавать любые вопросы, которые сочтет нужным, касательно любых сфер жизни гражданина. Какие именно вопросы задавать, решает сам следователь. Если есть хоть малейшие сомнения, что проверка проводится исключительно в отношении Вас на предмет выявления именно в Ваших действиях состава какого-либо преступления, то здесь нужно знать о том, что право следователя на получение объяснения совершенно не предполагает Вашу обязанность его давать.
Право следователя на проведение осмотра места происшествия, предметов, документов, трупов
Следователь вправе проводить данные следственные действия в рамках доследственной проверки. Они прямо предусмотрены уголовно-процессуальным законом, которым четко регламентированы. И только грубые нарушения порядка их проведения могут повлечь признание собранных доказательств недопустимыми.
Хотелось бы отметить, что в связи с изменениями ст.170 УПК РФ, принятыми 4 марта 2013 года, следователь получил право при производстве указанных выше следственных действий не привлекать к их участию понятых. При этом обязательным является применение технических средств фиксации при проведении осмотров.
Данным правом следователи стали пользоваться довольно часто. С одной стороны, конечно, это право существенно облегчает работу следователя, особенно когда осмотры носят длительный временной характер и присутствие понятых действительно затруднительно, с другой стороны лишают сторону защиты в дальнейшем подвергнуть сомнению объективность проведения осмотров. Тоже самое относится и к осмотру вещественных доказательств.