Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальный размер пенсии в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заработок, полученный в 1992 году, увеличивается в 1,9 раза, а исчисленный размер пенсии в этом случае в 1,9 раза не увеличивать. Данный порядок применяется при дальнейших индексациях пенсий в связи с повышением стоимости жизни. При этом если в период, за который подсчитывается заработок (после 1 февраля 1993 года), установлено несколько индексов, то применяются последовательно все эти индексы.
Какой советский заработок выгоден для пенсии
При назначении страховой пенсии учитывается ряд факторов. Главный из них – число пенсионных баллов (ПБ), накопленных за трудовую деятельность. Их начали начислять автоматически с 2015 года. При исчислении ПБ до 2002 года учитывается весь наработанный стаж и размер заработка пенсионера.
Пенсия в России – это определённая денежная поддержка государства, которую получает гражданин РФ после достижения определённого стажа, в результате потери трудовой способности или наступления страхового случая. Она представляет собой некоторый гарантированный доход, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ.
Среднемесячный заработок — 14157 руб. 19 коп. (169886 руб. 27 коп. : 12) округляется и для исчисления пенсии составит 14157 рублей. Благо что многие времена Горбачёва и Ельцина многие помнят. Конечно ельцинские времена многие выигрывают по сравнению со временами Горбачёва когда полки были пустыми и за деньги нельзя почти ничего было купить, но и тогда жили тяжело. При двух, трёх значной инфляции на крупное накопить невозможно, пишут что инфляция была даже 2500%. Цены на продукты переписывались постоянно.
Как рассчитывается страховая пенсия
Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:
число заработанных баллов * стоимость одного балла
Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.
Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.
Важный показатель – средняя зарплата по годам для начисления пенсии. В открытом доступе имеются таблицы, в которых приведены эти цифры, начиная с 1960 года. Опираясь на приведенные в них данные, можно хотя бы приблизительно посчитать, на какой размер пенсионных выплат ориентироваться.
Как получить справку о зарплате для пенсионного фонда
- Вместо шапки ставится оттиск предприятия, где отражена вся основная информация о нем. Если такового штампа не имеется, данные заполняется письменно, а ниже проставляется печать;
- Фамилия, имя, отчество работника, а также дата его рождения. Однако некоторые предприятия не удосуживаются отражать информацию о возрасте бывшего работника;
- Сколько времени работник работает на предприятии. При этом отражаются точные периоды и общий срок службы;
- Размер заработной платы сотрудника, отраженной по месяцам. Годовой доход также учитывается при составлении справки;
- Валюта, в которой работник получает заработную плату. Это является обязательным условием для всех финансовых документов. Достаточно просто прописью писать конечную сумму.
Справку о заработной плате в Пенсионный фонд в наше время предоставлять не нужно. Это правило было закреплено в нормативно-правовом акте, который потерял юридическую силу (Постановление Министерства труда Российской Федерации №16 от 2002 года). Однако при оформлении ежемесячного государственного пособия специалисты ПФ РФ не обращают внимания на этот факт и по-прежнему продолжают запрашивать справку.
12 Июн 2021 uristlaw 2278
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Если Приставы Наложили Арест На Общую Жилплощадь Не Принадлежит Должнику
- Квартира Приватизирована Прописан Человек Который Скоро Родит Как Будет Прописываться Ребенок
- Какие Справки Нужны О Проданом Жилье Для Нологовой Чтобы Неплатить Занего
- Если Просрочен Градостроительный
И в такой ситуации очень сложно было говорить о повышении пенсий. Именно поэтому все чаще возникали разговоры о необходимости проведения пенсионной реформы.
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в начале лета 2018 года. Своей целью законопроект ставил повышение пенсионного возраста граждан. То есть, по задумке авторов, россияне будут позже выходить на пенсию и дольше работать. С одной стороны, это снизит нагрузку на ПФР, а с другой – повысит его доходы. За счет дополнительной выручки можно будет повысить средний размер пенсии.
В начальной версии документа ожидалось, что мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а представительницы слабого пола – с 63 лет. Однако чуть позже в документ внесли правки, в результате которых положение мужчин не изменилось, а вот женщинам сделали послабление – они смогут рассчитывать на господдержку уже с 60 лет. Сторонники реформы активно кивали на западные страны, где возраст выхода на пенсию сегодня больше 65 лет и предпринимаются попытки его дальнейшего повышения.
В целом момент возраста стал главной составляющей всей пенсионной реформы. Повышать возраст будут не сразу, а постепенно. Для этих целей предусматривается специальный 10-летный период.
Также при упоминании реформы нужно отметить, что под особую защиту взяли граждан предпенсионного возраста. Например, если работодатель без весомых причин старается уволить работника, которому скоро на пенсию, то к нему могут применить меры административного и даже уголовного воздействия.
У некоторых категорий граждан будет возможность раньше выйти на пенсию. Такой вариант оставили тем, кто имеет много детей. Также на заслуженный отдых раньше срока смогут уйти граждане с большим трудовым стажем.
В случае представления указанных документов после 1 июля 1993 года пенсия пересчитывается на общих основаниях, установленных статьей 121 Закона.
Также напомню, что инфляция за 1993 год составила 840%. Совсем высокие цены были на бытовую технику и автомобили. К примеру, телевизор цветной на в 1993 году стоил — 1 400 000 рублей. Что составляло почти 24 средние зарплаты! Народ фактически работал только за еду в это время, да и даже на еду не всем хватало. Отпуска люди вынуждены были проводить в основном на даче и огородах. Статья представлена с целью поностальгировать по «былому», а заодно и вспомнить как жили в начале 90-х годов, а именно в 1993 и 1995 годах, когда свобода и демократия ворвались в нашу жизнь после стольких лет «застоя». Также будет интересно в смысле истории денежного обращения в России.
Каких-то фиксированных средних зарплат или средних пенсий не было, во многом потому что было весьма проблематично подсчитать доходы ряда категорий населения. Например, часть года крестьянин мог работать на земле, а в оставшееся время уходить на промысел в город.
Пенсии, назначаемые и пересчитываемые после 1 февраля 1995 г., увеличиваются на размер компенсационной выплаты, предусмотренной пунктом 1 настоящего Указа.
В среднем советская пенсия составляла около 40% от зарплаты. Средний размер пенсии составлял 45—100 рублей, в зависимости от множества факторов: стаж, профессия, различные надбавки и коэффициенты.
Пенсия назначается в июне 1994 г. мужчине, отработавшему 45 лет Для исчисления пенсии представлен заработок с января 1990 г. по декабрь (включительно) 1991 г Заработок за 1990 г. — 2520 руб., за 1991 г. — 4100 руб.
Колхозников уравняли в пенсионных правах с городскими рабочими, правда, получали они всё равно существенно меньшие пенсии (к началу перестройки средняя пенсия колхозника составляла 47 рублей).
Таким образом, пенсия должна быть определена в размере 62700 руб и сверх этой суммы начисляется компенсация, которая в 1994 г. составляла 19700 руб В итоге общая сумма — 82400 руб.
Определены источники финансирования расходов, связанных с повышением минимального размера и индексацией пенсий.
Пример расчёта пенсии для граждан, родившихся до 1967 года
В зависимости от города однокомнатная квартира с мебелью стоила 8—15 рублей. Шикарные многокомнатные квартиры в центре крупных городов, разумеется, стоили дороже — 50—60 рублей за четырёх- и пятикомнатные. Более распространён был съём комнат. Даже в столице комнату можно было снять за 6—10 рублей в зависимости от района и дома.
Проведенное с февраля 1995 года повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты, имевшее своей целью доведение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65 процентов прожиточного минимума пенсионера, прошло с большим трудом, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достигло своей цели.
А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.
Заработная плата за период с августа 1993 г. по апрель 1994 г. (850000 руб ) увеличивается в 1,3 раза с учетом индекса, установленного с 1 мая 1994 г., и составит 1105000 руб. Заработная плата выплаченная после 1 мая 1994 г., учитывается в фактическом размере.
Какой советский заработок выгоден для пенсии
Рассмотрим приведенный алгоритм на условных примерах.
Женщина выходит на пенсию в 2015 году. Общий трудовой стаж на 1.01.2002 составляет 22 года. Из них до 1990 года включительно 12 лет. Ее страховой стаж выше 20 лет, значит, применим коэффициент 0,55. Прибавим 0,01 * 2 = 0,02 за каждый дополнительный год. Общий показатель
0,55 + 0,02 = 0,57.
Ее средняя зарплата исчислена 250 руб., средняя по стране — 210 руб. Зарплатный коэффициент равен 250 / 210 = 1,19. Он не выше предельно установленного.
Умножаем коэффициенты друг на друга и на фиксированную сумму 1671 рубль. 0,57 * 1,19 * 1671 = 1136,28 руб. Вычитаем 450 рублей. 1136,28 – 450 = 686,28 руб.
До 2001 года включительно у работницы есть стаж, значит, применима валоризация в размере 10%. Добавим по 1% за каждый год имеющегося до 1990 года включительно, стажа. По условию это 12 лет. Общая сумма процентов 10 + 12 = 22%. Увеличим на них рассчитанную сумму: 686,28 * 22% = 150,98. 686,28 + 150,98 = 837,26 руб. Результат скорректируем на 5,6148. 837,26 * 5,6148 = 4701,05 руб.
Фиксированная часть страховой пенсии в период выхода на пенсию — 4383,59 рубля. Если больше стажа у работницы нет, то вместе с фиксированной частью ее рассчитанная пенсия составит 4701,05 руб. + 4383,59 = 9084,64 руб.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 1993 г. N 439
Утверждаю
Министр социальной
защиты населения
Российской Федерации
Э.А.ПАМФИЛОВА
16 декабря 1993 г. N 1-49-у
Согласовано
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ НАРОДНЫМ ДЕПУТАТАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ СОЗЫВА 1990 — 1995 ГОДОВ
Согласно Указу Президента Российской Федерации «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 — 1995 годов» бывшим народным депутатам Российской Федерации предоставляются социальные гарантии в области пенсионного обеспечения (подпункт «з» пункта 1).
——————————-
В дальнейшем называется сокращенно — «Указ».
В 1993 году была проведена новая дифференциация пенсий в соответствии с законодательными актами, принятыми Верховным Советом России. Практически был восстановлен принцип начисления пенсий, существовавший в советское время. Однако эта попытка привела к многочисленным социальным издержкам. Так, в частности, в ущемленном положении оказались пенсионеры старых лет назначений, то есть лица второго пенсионного возраста, не имеющие возможности работать и, тем самым, пополнять свой бюджет.
В 1994 году этот недостаток попытались исправить при помощи пересчета прошлых заработков из которых исчисляется пенсия. Но повышение пенсий для лиц, имевших в прошлом более. высокие заработки, вызвало недовольство со стороны пенсионеров, имевших более низкие заработки, но получавших в советское время пенсии в максимальном размере.
Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.
Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)
Год | Размер ПМП, в рублях |
---|---|
2019 | 8657 |
2018 | 8726 |
2017 | 8540 |
2016 | 8803 |
2015 | 7161 |
2014 | 6354 |
2013 | 6131 |
2012 | 5564 |
2011 | 4938 |
2010 | 4780 |
2009 | 4294 |
2008 | 3191 |
2007 | 2731 |
2006 | 2418 |
2005 | 1801 |
2004 | 1605 |
2003 | 1379 |
2002 | 1144 |
2001 | 962 |
2000 | 571,3 |
1999 | 347,9 |
Можно ли вернуть советскую пенсионную систему?
«Вернуться в ту систему уже невозможно. Она могла эффективно работать только в социалистической экономике, где государство контролировало и распределяло все финансовые ресурсы», — считает профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета Эльвира Тучкова.
Но критерии назначения пенсий, по ее мнению, надо сделать прозрачными.
«Нужно напрямую, а не через хитрые коэффициенты учитывать два показателя: количественный (стаж) и качественный (зарплату). При этом минимальный размер пенсии должен обеспечивать достойные условия жизни. И государство должно гарантировать его на федеральном уровне каждому гражданину, независимо от территории его проживания», — говорит эксперт.
Индексации пенсий в 2002-2009 годах
В 2002 году была начата крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в плавном переходе от распределительной пенсионной системы к распределительной пенсионной системе. Пенсия была разделена на три части: базовая (гарантированная государством), страховая (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и выплачиваются в качестве обеспечения после выхода на пенсию) и накопительная (реальные деньги на личном счете, которые можно вкладывать в ценные бумаги до выхода на пенсию и другие ресурсы). Тогда же появилась социальная пенсия – так называются регулярные выплаты гражданам, признанным инвалидами (инвалидами), сиротам, а также некоторым группам граждан, достигшим пенсионного возраста, но не застрахованным по всем причинам и цели выхода на пенсию.
Базовая часть трудовой пенсии с 1 января 2002 г установлена в размере 450 руб. (Для категории пенсионеров по возрасту и неоплачиваемых пенсионеров). За период до 2009 г включительно он увеличился в 15 раз – до 2 562 рубля (5,69 раза). В 2007 году базовая часть проиндексировалась трижды, в 2006 и 2008 годах – один раз. Наибольший разовый рост произошел 1 марта 2003 г. – на 36%.
Страховая часть пенсии за тот же период проиндексировалась 15 раз – не менее 6,2% (с учетом доработок), из них 3 раза – в 2007 году. Максимальный размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 года.
С 2001 по 2010 год размер назначенных пенсий увеличился в 7,5 раза с 823,4 рубля в 2001 году (28,23 доллара США) до 6177,4 рублей в 2010 году (203 доллара США).
Стоимость пенсионного балла по годам до 2024 года (таблица)
Ежегодная индексация цены пенсионного коэффициента в период 2019-2024 годов будет осуществляться согласно ч. 7 ст. 10 Закона от 03.10.2018 No 350-ФЗ. В этом положении закона указаны точные значения пенсионного балла, который будет применяться при исчислении пенсии – они представлены в следующей таблице:
2019 г | 87,24 |
2020 г | 93.00 |
2021 г | 98,86 |
2022 год | 104,69 |
2023 г | 110,55 |
2024 г | 116,63 |
Следует отметить, что изменение стоимости коэффициента распространяется только на безработных пенсионеров. Что касается работающих граждан, то значение балла «замораживается» в размере, установленном законом на дату назначения пенсии.
Однако после увольнения пенсионера пенсия пересчитывается с учетом установленной законодательством приведенной стоимости балла на дату такого пересчета. Если пенсионер снова получит работу, стоимость PKI будет «заморожена» и не будет индексироваться до тех пор, пока он снова не уволится.
Размер индексации пенсий в 2022 году
Размер индекса определяется правительством. Индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров проводится ежегодно с 1 января. Увеличение пенсионных выплат рассчитывается как с учетом среднегодового уровня инфляции предыдущего года, так и с учетом инфляционных ожиданий.
При индексации увеличивается не только фиксированная страховая пенсия, но и пенсионный коэффициент, который зависит от размера страховых взносов за период работы пенсионера. Следовательно, выплаты увеличиваются пропорционально в зависимости от того, сколько человек получал до индексации.
В 2021 году страховая пенсия неработающих пенсионеров проиндексирована на 6,3% (в 2020 году – на 6,6%), то есть ставка индексации превысила средний уровень инфляции прошлого 2020 года (4,9%) почти на 2%. В денежном выражении это отразилось на увеличении страховой пенсии по старости более чем на 1 000 рублей, а средний размер пенсии составил 17 942 рубля.
Елена Смирнова Пенсионный юрист, готовый ответить на ваши вопросы. Задайте мне вопрос В октябре ЦБ РФ установил уровень инфляции на 2021 год в диапазоне от 7,4 до 7,9%. Октябрь закончился с уровнем инфляции 8,3%. При этом среднегодовая инфляция ожидается в пределах 4–4,5% на 2022%.
Президент пообещал проиндексировать пенсии выше уровня инфляции. Вполне возможно, что для выполнения этого обещания в конце года необходимо будет повысить уровень индексации пенсий в 2022 году для неработающих пенсионеров, независимо от того, какие выплаты ожидаются с 1 января 2022 года.
Что влияет на сумму пенсии?
Формула расчета пенсии с 2015 года простая и понятная: произведение количества пенсионных баллов на их стоимость плюс фиксированная выплата. В 2022 году один пенсионный балл будет стоить 104,69 рублей, а фиксированная выплата составит 6104,1 рубля. Но вот сами пенсионные баллы посчитать не так уж просто:
- с 2015 года на их количество влияет сумма, с которой работодатель отчисляет страховые взносы. То есть, больше зарплата – выше взносы, а отсюда и больше пенсионных баллов;
- с 2002 по 2014 годы на объем пенсионных прав влиял объем страховых взносов – они формировали пенсионный капитал, который в 2015-м был преобразован в пенсионные баллы;
- по 2001 год на объем пенсионных прав влияла сумма заработка за непрерывные 60 месяцев (или за 2000-2001 годы), а также общий трудовой стаж до 2001 года включительно. При этом заработок влияет на пенсию ограниченно – если он более чем на 20% превышал среднюю по стране зарплату, все что «сверху» в расчет не идет. А стаж включается практически в полном объеме – до 2001 года на пенсию будет влиять до 45 лет стажа.
При этом стоимость денег меняется со временем – выгоднее, чтобы максимальная зарплата была раньше. Например, если человек получал хорошую зарплату в 2002-2005 годы, повышенные страховые взносы будут еще и индексироваться каждый год, а в 2010 году пройдут валоризацию (умножатся на повышающий коэффициент).
Но и это еще не все. Кроме периодов трудовой деятельности (и предпринимательства – там тоже учитываются взносы), на количество пенсионных баллов влияют некоторые нестраховые периоды. Часть этих периодов включается только в стаж, а часть – еще и прибавляет пенсионные баллы.
Баллы – это коэффициентное соотношение индивидуально отработанного года лица. Коснулась данная реформа всех граждан, уходящих на заслуженный отдых после 2015 года. В полном объеме от нее будут зависеть лица, начавшие трудиться в этом же году.
- Рожденные до 1966 года относительно расчетов выплат могут учитывать только ее страховой вариант, более молодое поколение вправе использовать накопления для увеличения выплат по старости.
- Что такое страховой стаж и по каким правилам он начисляется вы можете узнать в статье по ссылке.
- Использование дополнительных баллов происходит в следующем порядке:
- 1,8 баллов за год для призывников и родителям, находящемся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- если полуторагодичных деток двое тогда +3,6 баллов;
- 3 деток и более +5,4 баллов;
- уход за инвалидом / пожилым родственником +1,8 баллов.
Становление пенсионной системы в Российской Федерации: реформы и развитие
Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.
Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года — в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.
Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.
У всего, что нас окружает, что составляет основу нашей жизни, все что касается её экономических, социальных и политических аспектов, абсолютно у всего есть своя история, свои предпосылки появления и развития. И пенсионное обеспечение здесь не исключение.
Это один из важнейших элементов социальной жизни в любой стране, и лично для меня это самый важный показатель того, насколько та или иная страна преуспевает в своём развитии, что заложено в основу этого развития, какие принципы первоочередные для политической элиты в стране, какие они преследуют цели и к каким результатам это приводит.
Год за годом: пенсионные реформы в России
[1]
Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов. Здесь мы обозначили ключевые реформы, разделив их по годам.
1990
Создание Пенсионного фонда России.
1992—1994
В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.
1995
Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».
В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.
1998 – 2001
1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.
В 1998 году персонифицированный учет стал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий, а в 2000 им были охвачены все работающие жители страны в 22 субъектах РФ.
В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.
2002
Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным. Подробнее о положениях реформы читайте на странице «Пенсионная реформа 2002 года».
2004
В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договора ОПС. Граждане РФ получили возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсии за счет НПФ. Для всех фондов были повышены требования к размерам имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 г. сумма ИОУД должна быть не меньше 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.
2005
Указание Минсоцзащиты РФ от 29 октября 1992 г. N 1-92-У
«О повышении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 октября 1992 г. «О повышении государственных пенсий в Российской Федерации»*
Постановлением Минтруда РФ от 27 мая 1997 г. N 24 настоящее указание признано утратившим силу
Настоящее указание не подлежит применению на территории Российской Федерации как не прошедшее регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации /»Экономика и жизнь», 1996, N 43/
Законом Российской Федерации от 21 октября 1992 г. «О повышении государственных пенсий в Российской Федерации» предусмотрено:
увеличение минимальных размеров пенсий по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, до 2250 руб.в месяц, т.е. в 2,5 раза (ст.1);
соответственно увеличение минимальных размеров других пенсий (ст.1);
перерасчет назначенных пенсий пропорционально повышению их минимальных размеров согласно ст.7 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР»** (в редакции Закона РФ от 3 апреля 1992 г. «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»***)(ст.1);
отмена временного ограничения максимального размера пенсии, установленного Законом РФ от 3 апреля 1992 г. (ст.3);
повышение коэффициента «осовременивания» заработка 1991 года с 2,9 до 4,3 (ст.4);
увеличение заработка при назначении и перерасчете пенсий (ст.5).
Коэффициент 4,3 для «осовременивания» заработка 1991 года введен в действие с 1 мая 1992 г., остальные нормы Закона — с 1 ноября 1992 г.
Постановлением ВС РФ от 15 апреля 1993 г. N 4810-I с 1 мая 1993 года установлен минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже равном требуемому для назначения полной пенсии, в 1,9 раза, т.е. 8122 рублей в месяц.
1. Повышение минимальных размеров пенсий
В связи с повышением минимальных размеров пенсий по старости соответственно повышаются все минимальные размеры других пенсий.
Механизм повышения минимального размера пенсии с учетом трудового стажа, превышающего требуемый для назначения полной пенсии, начисления к ним районного коэффициента, начисления надбавок и повышений не изменился.
Полагающиеся надбавки и повышения определяются из новых минимальных размеров.
Например, участнику Великой Отечественной войны с 1 ноября 1992 г. повышение пенсии на 50% производится исходя из минимального размера 2250 руб. и составит 1125 руб.
Исходя из нового минимального размера пенсии по старости устанавливаются с 1 ноября 1992 г. размеры других пенсий, в том числе и социальных.
В IV квартале 1992 года, как и в течение всего 1992 года, сохранилась тенденция к опережающему росту доходов населения относительно роста цен. В декабре 1992 года относительно сентября доходы выросли в 2,35 раза, а потребительские цены за тот же период – в 1,94 раза.
Таблица 3.4.1. Превышение доходов населения над расходами (в % от доходов)
Превышение доходов над расходами |
В том числе: | ||
---|---|---|---|
прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах |
прирост наличных денег | ||
I квартал | 21.0 | 6.0 | 15.0 |
апрель | 26.6 | 2.0 | 24.6 |
май | 19.3 | 4.0 | 15.3 |
июнь | 30.2 | 5.5 | 24.7 |
июль | 39.9 | 4.3 | 35.6 |
август | 32.2 | 3.2 | 29.0 |
сентябрь | 25.7 | 3.5 | 22.2 |
октябрь | 27.1 | 4.0 | 23.1 |
ноябрь | 28.1 | 3.8 | 24.3 |
декабрь | 28.0 | 5.8 | 22.2 |
Принципы реформирования пенсионной системы
Власти страны заявили, что уже в 2018 году будут внедрены очередные пенсионные новшества, причем приготовиться к ним стоит всем категориям пенсионеров. Основные принципы обновленной пенсионной системы в РФ выглядят так:
- Разработка и внедрение новой программы отчислений. Предполагается, что граждане на добровольной основе будут совершать дополнительные перечисления средств в спецфонды, чтобы в будущем не рассчитывать лишь на государство, а уже сегодня формировать для себя финансовую подушку. Сегодня российские работодатели обязаны перечислять на счета Пенсионного фонда 22% от суммы, выдаваемой работнику в виде зарплаты. Из них 6% идет на накопительную часть (напомним, что эти средства с 2014 года пребывают в «замороженном» состоянии). Тратить эти накопления можно лишь после выхода на пенсию. Сегодня власти предлагают пересмотреть эту норму, введя понятие «индивидуального пенсионного капитала». Россияне смогут совершать дополнительные перечисления, формируя себе нормальную пенсию. Однако для этого должны соблюдаться хотя бы два условия: граждане должны верить в надежность фондов и иметь деньги, которые можно в них переводить. Пока что люди, работающие на минимальную зарплату, такой возможности не имеют;
- Возможность распоряжаться частью накопительной пенсии. Вопрос о том, когда же будут «разморожены» накопительные части пенсий, остается в числе самых актуальных. В правительстве говорят, что его повторно рассмотрят в 2018 году. Предложенная схема позволит россиянам использовать свои деньги, если у них возникает необходимость оплатить лечение. В Минэкономразвитии предложили разморозить 1-6% на счетах, а затем перевести их в выбранные россиянами частные пенсионные фонды;
- Изменения в государственной выплате пенсий. Правительство в лице Эльвиры Набиуллиной, председательствующей в Центробанке РФ, сообщило, что госвыплаты будут сохранены, причем их собираются поднять настолько, чтобы обеспечить пенсионерам нормальную жизнь. Тем не менее, весьма вероятно, что эта часть пенсий будет одинаковой для всех социальных пенсионеров;
- Увеличение возраста выхода на пенсию. В правительстве идут дискуссии относительно увеличения возраста, позволяющего перейти на пенсионное обеспечение. Рассматривается перспектива постепенного поднятия этой планки на 6-12 месяцев в течение ближайших лет. Сейчас говорят о выходе на пенсию в 63 года. Естественно, эти сведения вызвали роптание жителей страны, так что в преддверии выборов о нем практически не упоминают. Однако есть информация, что в скором времени планка будет поднята для госслужащих. Кстати, есть и другие предложения — например, некоторые люди в Министерстве финансов считают, что мужчины и женщины должны продолжать работать до 65 лет. Расчеты правительственных экспертов показывают, что увеличение возраста выхода на пенсионное обеспечение позволит уже к 2024 году повысить пенсии на 30%. При этом страховая выплата достигнет 185% от зафиксированного для пенсионеров прожиточного минимума, а к 2035 году – станет равна 233% от указанной величины;
- Увеличение доли работодателей в пенсионном финансировании. Эта норма начала внедрятся в жизнь уже в 2017 году. На протяжении трехлетнего периода (с 2017 по 2019 год) нагрузка на работодателей будет увеличена на 1,5%. Причиной данного шага названо постепенное уменьшение доли госсредств в формировании Пенсионного фонда – ее будут удерживать на отметке в 1/3 от полного размера пенсий социального характера;
- Ужесточение мер в отношении теневого предпринимательства. Минфин заявил, что на сегодняшний день часть «серых» зарплат можно оценить примерно в четверть от всего зарплатного фонда страны, а это около 5 триллионов в национальной валюте. Вывод теневых зарплат «на свет» позволит пополнять бюджет на сумму до 70 миллиардов рублей каждый год. Впрочем, конкретные шаги пока что озвучены не были, разве что появятся некие льготы для законопослушных работодателей.