Регистрация общественной организации в 2022 году: пошаговая инструкция и сроки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация общественной организации в 2022 году: пошаговая инструкция и сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учредители, то есть создатели экономического субъекта, должны отвечать сразу нескольким обязательным требованиям. В роли создателя могут выступать лишь дееспособные и совершеннолетние граждане. Полномочия по учреждению НКО имеются у юридических лиц, уже зарегистрированных на территории РФ. Право на создание закреплено за публично-правовыми образованиями. Это Российская Федерация, субъекты и муниципалитеты нашей страны.

Кто может учредить НКО

Число учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Следовательно, при регистрации нового субъекта могут принять участие любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО установлены в зависимости от организационно-правовой формы. Учитывайте следующие нормативы:

  1. При создании общественной организации участников должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. При учреждении союза — закрепляется 2 участника и более (ст. 123.9 ГК РФ).

Создание некоммерческой организации возможно только в трех случаях (ст. 13 закона № 7-ФЗ):

Учреждение нового субъекта

Создание совершенно нового юридического лица

Реорганизация субъекта, имеющего аналогичный вид организационно-правовой формы

На базе действовавшего субъекта с конкретным ОПФ создается новое юридическое лицо. Организационно-правовая форма остается неизменной

Реорганизация субъекта, имеющего иную ОПФ

Создание нового юридического лица осуществляется путем преобразования старой НКО с изменением организационно-правовой формы на иную

Регистрировать общественную организацию самостоятельно или нанять юриста


При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда, в случае с регистрацией общественной организации (если делать это в первый раз) на это точно уйдет много сил и времени.

К сожалению, скачать из интернета шаблоны документов и быстро их заполнить не получится. Все документы на открытие общественной организации нужно составлять очень вдумчиво, осмысленно и под конкретную ситуацию. Иначе их придется переделывать снова и снова после очередного отказа Минюста.

Даже у профессионалов регистрации общественных организаций проходят не всегда с первого раза. К замечаниям и отказам нужно быть морально готовым. Документы не будут проверять разве, что под микроскопом, при этом на 3 раза:

Сначала документы проверит штатный эксперт отдела регистрации НКО при Минюсте.

Если у него не возникнет замечаний, что бывает редко, документы перепроверит еще раз его руководитель (начальник отдела регистрации НКО).

Если и у руководителя не будет замечаний, документы отправят в налоговую, где их еще раз проверят.

Специалистам Минюста может не понравится что угодно в представленных документах. Учредители даже не догадываются до какого порой формализма доходят такие проверки.

С профессионалом Вы однозначно быстрее зарегистрируете общественную организацию, при этом без расходов на пошлины и нотариуса, поскольку юристы, как правило, отправляют документы на регистрацию в Минюст электронно по ЭЦП (пошлина не уплачивается при электронной подаче, а ЭЦП заменяет нотариальное заверение подписи в заявлении).

Процедура регистрации общественной организации – это совсем не то же самое, что открытие ООО в налоговой. Чтобы грамотно составить документы и оперативно зарегистрировать общественную организацию, нужно не только знать законодательство о юридических лицах и НКО – нужно думать как работник Минюста, проверяющий документы.

Потому, даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к подготовке документов, особенно устава. Они должны быть идеально проработаны с точки зрения законодательства.

Помните: ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО.

Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для регистрации общественной организации в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам.

Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию общественных организаций вы можете почитать в моих статьях:

— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО)

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО)

Теперь перейдем непосредственно к созданию общественной организации (с образованием юридического лица).

Что такое общественная организация и для чего она нужна?

Общественной организацией принято считать объединение между определенными слоями населения, которые собрались на основе общих интересов, или преследуя и отстаивая определенные идеи.

Но, несмотря на то, что это не правительственный союз, для совершения какой-либо серьезной деятельности данные о нем необходимо будет зарегистрировать. Деятельность подобных союзов можно классифицировать таким видом как некоммерческая.

Обычно они создаются с той целью, чтобы реализовать проекты, которые могут быть связаны с творческой деятельностью, налаживанием культурной и социальной жизни общества, отстаиванием собственных интересов и т.п.

Подобные объединения способствуют улучшению качества жизни, так как единомышленники имеют возможность не только собираться для обсуждения той или иной проблемы, а и успешно искать способы ее решения.

В случае с официальным оформлением подобного союза появляется возможность донести свои идеи и требования до вышестоящих органов и повлиять на то, что происходит в пределах определенной территории.

Согласно тематике, можно определить такие основные разновидности, наиболее актуальные на сегодняшний день:

  • Гуманитарная
  • — защита человеческих прав и оказание помощи;

  • Охрана окружающей среды — заострение внимания общественности на проблемах с экологией;
  • Защита животных — борьба с вымиранием редких видов в мире животных;
  • Молодежные — направление энергии подрастающего поколения в правильное русло.

Документы для регистрации общественной организации

В Министерство Юстиции нужно подготовить:

  • Заявление (в двух экземплярах).
  • Будущий устав организации или учредительные документы (в трёх экземплярах).
  • Протокол. В нём должно быть сказано о решении создать сообщество, а также утверждение объединения, и указаны сведения о назначенных органах (в двух экземплярах).
  • Документ, подтверждающий оплату госпошлины (оригинал и копия), сведения об учредителях (в двух экземплярах).
  • Документ, подтверждающий адрес местонахождения офиса или любого другого помещения, по которому будет осуществляться связь с органами объединения (это может быть договор об аренде или свидетельство собственности).
  • Документ, подтверждающий право на использование наименования и символики (при их наличии).
  • Если один из учредителей – иностранное лицо, должна быть справка, подтверждающая его юридический статус, выданная в его стране. Также в таком случае потребуется написать ещё одно заявление о включении НКО в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Регистрация региональной общественной организации проходит так же, как и в случае объединений уровня федерации. Длиться до 1 месяца, размер госпошлины – 4 тыс.руб.

Территориальные уровни объединений

Российские общественные организации различаются не только по формам организационного устройства, но и по территории, на которой действуют. В настоящее время можно выделить следующие уровни:

  • Общероссийская общественная организация — имеет филиалы, представительства или отделения в более чем половине регионов РФ.
  • Межрегиональная общественная организация — имеет самостоятельные структурные подразделения и ведёт работу на территории менее половины субъектов страны.
  • Региональная общественная организация — осуществляет деятельность в пределах одного субъекта России (край, республика, область). Для получения этого статуса в уставе необходимо указать, что работа будет вестись в пределах определённой территории.
  • Местная общественная организация — проводит работу по реализации уставных целей в границах органа местного самоуправления (административного округа, района или поселения). Несмотря на малое пространство для деятельности местные объединения, также как и региональные, вправе создавать собственные филиалы и представительства и повышать в дальнейшем свой территориальный уровень.

Требования к учредителям объединений

Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.

Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.

Читайте также:  Субсидия на покупку жилья многодетным семьям

Главные условия, предъявляемые к учредителям и участникам общественного объединения, — это достижение 18 лет и полная правоспособность. Исключение составляют только члены детских и молодёжных объединений, где возраст может начинаться от 8 и 14 лет, соответственно.

Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.

Однако на отдельные категории лиц наложены ограничения в плане организации общественных объединений. В частности, не могут быть учредителями общественного объединения:

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, внесённые в «чёрные списки» Российской Федерации.
  2. Лица (люди и организации), состоящие в перечне подозреваемых в экстремистской и террористической деятельности.
  3. Общественные объединения разных форм, запрещённые в Российской Федерации («Правый сектор», «Исламское государство», «Союз кровавой жатвы» и пр.).
  4. Физические лица, которые содержатся в местах лишения свободы по решению суда. Причём речь идёт только об отбывающих реальные сроки, но не о находящихся под условием досрочного освобождения.
  5. Органы государственной власти, местного самоуправления любых уровней. Однако это ограничение не распространяется на государственных и муниципальных служащих, как физических лиц.

Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.

Территориальная сфера деятельности общественной организации

По территориальному признаку существует разделение на несколько видов:

Местные общественные организации создаются и действуют в пределах территории одного органа местного самоуправления.

Региональные – территория деятельности ограничивается одним субъектом РФ.

Межрегиональные – ведут деятельность на территории нескольких субъектов (не более половины всех регионов РФ). Для работы создаются структурные подразделения (представительства, филиалы).

Общероссийские – действуют на территориях более, чем половины субъектов РФ, в которых открыты подразделения. На сегодняшний день в России 85 регионов. Таким образом, общероссийской признается организация, ведущая свою деятельность как минимум в 43 субъектах.

Международные – имеющие хотя бы одно подразделение за пределами России.

К моменту создания компании должно быть четкое понимание о сфере ее деятельности. Этот аспект находит свое отражение в том числе в наименовании юридического лица.

Какие бывают общественные организации?

Общественные организации классифицируются в зависимости от их территориальной сферы деятельности.

Данная норма закреплена в статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с вышеуказанной статьей закона на территории Российской Федерации вправе быть созданы и осуществлять свою деятельность общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.

Региональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Местные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории органа местного самоуправления.

Территориальная сфера деятельности общественной организации должна быть указана в уставе Организации и наименовании Организации. Данное требование закреплено в статье 20 и 28 ФЗ «Об общественных объединениях».

Из этого следует, что территориальная сфера деятельности общественной организации представляет собой пределы осуществления ее деятельности на конкретной территории.

Общественные организации вправе осуществлять свою деятельность за пределами субъекта, на территории которого она находится, только в случае наличия в данном субъекте структурного подразделения – отделения, филиала и представительства.

Именно поэтому изменяется территориальная сфера деятельности общественной организации в случае создания или закрытия указанных выше структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Если территориальную сферу деятельности изменяет ранее созданная общественная организация, то необходимо внести изменения в устав данной общественной организации, в том числе и в наименование.

К примеру, если региональная общественная организация создает структурные подразделения на территориях двух и менее чем половины субъектов Российской Федерации, то такая общественная организация приобретает статус межрегиональной общественной организации.

Документы, которые необходимы для государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы Общественной организации должны быть представлены в соответствующий территориальной орган Минюста России по месту нахождения организации.

Для того, что бы региональная общественная организация получила статус общероссийской общественной организации нужно иметь структурные подразделения, которые созданы на территории более половины субъектов Российской Федерации. Документы для регистрации Общероссийской общественной организации подаются в Министерство Юстиции Российской Федерации.

Законодательством предусмотрена возможность общественных организаций вносить изменение в наименование и место нахождения Организации. Поэтому региональная общественная организация имеет право внести изменения в территориальную сферу деятельности не только посредством открытия региональных отделений, но и посредством смены субъекта своего адреса, который влечет внесения изменений в наименование и устав общественной организации. Также, законодательство не предусматривает для общественных организаций требований о соответствии адреса регистрации члена регионального отделения территориальной сфере деятельности Организации. Говоря простыми словами, в состав регионального отделения могут входить члены, зарегистрированные на территории другого субъекта Российской Федерации.

Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.

Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.

Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.

Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.

Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?

Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.

Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:

  1. Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
  2. Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
  3. Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
  4. Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.

Территориальная сфера деятельности общественной организации

По территориальному признаку существует разделение на несколько видов:

  • Местные общественные организации создаются и действуют в пределах территории одного органа местного самоуправления.

  • Региональные – территория деятельности ограничивается одним субъектом РФ.

  • Межрегиональные – ведут деятельность на территории нескольких субъектов (не более половины всех регионов РФ). Для работы создаются структурные подразделения (представительства, филиалы).

  • Общероссийские – действуют на территориях более, чем половины субъектов РФ, в которых открыты подразделения. На сегодняшний день в России 85 регионов. Таким образом, общероссийской признается организация, ведущая свою деятельность как минимум в 43 субъектах.

  • Международные – имеющие хотя бы одно подразделение за пределами России.

К моменту создания компании должно быть четкое понимание о сфере ее деятельности. Этот аспект находит свое отражение в том числе в наименовании юридического лица.

Члены общественного объединения имеют равные права и обязанности — будь то физические или юридические лица. Объединение может иметь в собственности земельные участки, строения, транспорт, ценные бумаги — все, что необходимо для достижения целей, прописанных в уставе.

Объединение может вести предпринимательскую деятельность, но полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на уставные цели.

Члены общественного объединения собственниками его имущества не являются и теряют право на собственность при ее передаче объединению.

Граждане имеют право не указывать в официальных документах факт своего членства в тех или иных общественных объединениях.

Некоммерческая организация, отвечающая двум признакам — финансирование из-за рубежа и участие в политической деятельности — в обязательном порядке должна состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Для этих организаций предусмотрен особый режим, предусматривающий, в частности, особую отчетность и проверки.

Обязательна ли государственная регистрация для общественной организации?

Что касается самой регистрации ОО без статуса юр. лица, то согласно 4. 8 ст. 9 ЗУ «Об общественных объединениях», общественное объединение подлежит государственной регистрации независимо от того, собирается оно работать со статусом юр. лица или без такого статуса.

Пакет документов для регистрации нужно подать в территориальный орган юстиции не позднее 60-ти дней с момента проведения учредительного собрания. Ибо в противном случае, такое объединение будет считаться не созданным, а значит — придется собирать новые учредительные собрания и проходить все заново.

После данной консультации Клиент пересмотрел свое виденье понятия общественной организации без статуса юридического лица, но решил все-таки работать с уставом, поскольку именно в нем можно предусмотреть взаимоотношения между различными органами управления организацией.

Читайте также:  Кто имеет право на прописку в муниципальной квартире?

Тогда мы предложили Клиенту взять за основу наш образец устава, составленный в соответствии с требованиями действующего законодательства и на основе практического опыта общения с органами юстиции и налоговой.

Результатом нашего сотрудничества стала беспрепятственная регистрация общественной организации без статуса юридического лица.

Наша компания предоставляет услуги по регистрации и сопровождению деятельности общественных и благотворительных организаций уже более 14 лет. Мы можем не только зарегистрировать организацию быстро, но и разработать ее учредительные документы таким образом, чтобы они полностью отвечали вашим интересам.

Среди наших услуг:

  • Консультация юриста относительно процесса, сроков и стоимости регистрации организации для Клиента;

  • Разработка Устава, Протокола и других документов для регистрации ОО, включая фиксацию органов управления ОО, и правил ее членства;

  • Регистрация общественной организации без статуса юридического лица, или с таким статусом;

  • Получение статуса неприбыльности для общественной организации;

  • Помощь с открытием счета общественной организации;

  • Регистрация подразделений общественной организации;

  • Сопровождение юридическое и бухгалтерское деятельности общественной организации в Украине.

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем ооъединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК)

Правовое положение потребительского кооператива (далее — кооператив) определяется ГК (ст. 116) и федеральными законами об отдельных видах кооперативов — 1) жилищных и жилищно-строительных (раздел V ЖК); 2) кредитных (ФЗ о кредитной кооперации); 3) жилищных накопительных (ФЗ о ЖНК); 4) садо-водческих, огороднических и дачных (ФЗ о садоводческих объединениях); 5) сельскохозяйственных потребительских кооперативах (ФЗ о сельхозкооперации); 6) потребительских обществ и их союзов (Закон о потребкооперации).

Из всех некоммерческих организаций потребительские кооперативы являются наиболее коммерциализованными. Им всем разрешена предпринимательская деятельность в пределах, допускаемых законом и уставом. Многие из них занимаются исключительно либо преимущественно предпринимательской деятельностью (сельскохозяйственные потребительские кооперативы и потребительские общества). А некоторые из кооперативов создаются специально для занятия строго определенным видом предпринимательской деятельности (кредитные и жилищно-накопительные кооперативы).

Потребительские кооперативы являются разновидностью кооперативных товариществ и потому имеют много общего с кооперативами производственными в институте членства, учреждении кооператива, управлении кооперативом, его имущественной обособленности и т.д. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей их членов (в жилых помещениях, финансовых средствах, товарах, работах и услугах и др.).

Вместе с тем этот признак оказывается нерешающим в отграничении потребительского кооператива от производственного. Потребительские кооперативы необычайно разноообразны. Сегодня в составе потребительских кооперативов, которые в России переживают не лучшую пору в своей истории и во всем уступают своим коллегам на Западе, можно различать, во-первых, кооперативы, которые создаются для приобретения и эксплуатации общего имущества (жилищные, жилищно-строительные, садовые, огороднические, дачные, гаражные); во-вторых, кооперативы для приобретения имущества для своих членов (жилищно-накопительные); в-третьих, кооперативы для оказания своим членам финансовой помощи — удовлетворения потребности в денежных средствах путем предоставления займов на выгодных условиях (кредитные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные кооперативы); в-четвертых, кооперативы для продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг своим членам на условиях более выгодных по сравнению со всеми иными лицами (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы).

Только кооперативы первой и второй группы можно уверенно отличать от производственных кооперативов по признаку извлечения прибыли. Они все получаемые от своих членов средства вкладывают в приобретение (строительство) имущества, которое передается в пользование, а затем и в собственность их членам. Разница между ними очень незначительная. Первые, утрачивая со временем право собственности на имущество, которое переходит к их членам, постепенно превращаются в лиц, занятых обслуживанием общих потребностей членов кооператива — эксплуатацией их общего имущества (организацией ремонта и обслуживания здания и коммуникаций, оказания коммунальных услуг, обслуживания придомовой территории, водо- и энергоснабжением садовых, огородных, дачных и гаражных хозяйств и т.д. и т.п.). Вторые (жилищно-накопительные кооперативы) ограничиваются только оказанием содействия своим членам в приобретении жилых помещений и жилых домов в собственность на льготных условиях, после чего членство в кооперативе прекращается. Однако ни первые, ни вторые, исходя из главных особенностей их организационно-правовой формы, не должны ставить основной своей целью извлечение прибыли.

Совсем другое дело кооперативы третьей и четвертой группы. Они не только заняты извлечением прибыли, но вообще не могут существовать, этой прибыли не извлекая (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, жилищно-накопительные кооперативы).

Но и это еще не все. Главный признак, отличающий некоммерческие организации от коммерческих, в потребительских кооперативах перестает действовать: доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности (а значит, прежде всего прибыль), осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК).

Основу общественных и религиозных организаций (далее просто общественные объединения) составляет объединение граждан (физических лиц) на основе общности интересов. Целью объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были потребности какого-то узкого круга лиц (например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.

Во-первых, они не требуют от учредителей и участников обязательной передачи имущества, необходимого для их деятельности и служащего обеспечением требованиям их кредиторов. Хотя участники во многих случаях принимают на себя обязанность уплаты вступительного и членских взносов (политические партии, общественные организации).

Во-вторых, общественные объединения обладают специальной правоспособностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это означает, что право на занятие такой деятельностью должно быть предусмотрено их учредительными документами. Общественные объединения вправе создавать другие юридические лица — все равно — некоммерческие или коммерческие — или быть их участниками, если это не противоречит предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставе.

В-третьих, имущество организации полностью отделено от имущества ее участников (учредителей). Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что участники не имеют никаких прав на имущество, остающееся при ликвидации организации после расчетов с ее кредиторами.

В-четвертых, полностью самостоятельной является и имущественная ответственность организации. Участники не отвечают по обязательствам организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (п. 2 ст. 117 ГК).

К общественным объединениям относятся творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам как относительно ограниченного, так и полностью неопределенного круга лиц.

Особенности правового положения отдельных видов организаций в гражданском обороте предусматриваются законами. К их числу сегодня относятся ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ о политических партиях, ФЗ о религиозных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о профессиональных союзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о благотворительных организациях, ФЗ об общественных объединениях, Закон о защите прав потребителей.

Пестрый характер общественных объединений не позволяет дать их полную характеристику в рамках данного учебника.

Так, ФЗ об общественных объединениях предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественную организацию; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическую партию. Все они отличаются друг от друга, а особенности правового положения некоторых из них даже урегулированы специальными законами (ФЗ о политических партиях, ФЗ о профсоюзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о молодежных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о науке и научно-технической политике, ФЗ о благотворительных организациях, Закон о защите прав потребителей).

Однако основные элементы их гражданско-правового статуса могут быть сведены к следующему.

1. Общественные объединения могут быть основаны на членстве и иметь неопределенный состав участников либо могут не иметь членства. В первом случае речь идет о политических партиях, профессиональных и творческих союзах, добровольных обществах, которые являются открытыми организациями, участие в которых оформляется приемом всякого, кто разделяет цели объединения и признает его учредительные документы. Во втором случае имеются в виду прежде всего религиозные организации (объединения), участие в которых никак не оформляется по соображениям свободы совести. К такого рода объединениям относятся также общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.

Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

2. Членство в общественных объединениях дает право участвовать в деятельности объединения, в том числе в работе его высшего органа, избирать и быть избранными в исполнительные органы объединения, право на получение информации о деятельности объединения. Обязанностями членов объединения являются уплата вступительного и членских взносов, относящихся по закону к основным источникам финансирования деятельности объединения. Выход из членов (исключение) не порождает никаких имущественных последствий ни для вышедшего, ни для объединения.

3. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Религиозные организации, например, должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6 ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Организационное единство. Единственным учредительным документом общественного объединения является устав. Наряду с данными, подлежащими включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и другие сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 20 ФЗ об общественных объединениях).

Органы общественного объединения делятся на волеобразующие и исполнительные.

Высшим волеобразующим органом объединения, основанного на членстве, является общее собрание членов или его разновидности — съезд, конференция. Законом и уставом определяется круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции этого органа. Именно он формирует исполнительные органы объединения — коллегиальные и единоличные, носящие совершенно разные названия (центральный комитет, совет, правление, президиум, председатель, секретарь и т.д.). Исполнительный орган руководит текущей хозяйственной деятельностью объединения, а его единоличный исполнительный орган представляет интересы объединения без доверенности, совершает от его имени любые сделки, принимает и увольняет сотрудников, распоряжается денежными средствами на банковских счетах и т.д.

В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не относящихся к исключительной компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Автономная некоммерческая организация

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).

Автономные некоммерческие организации (далее — АНО) могут учреждаться как физическими, так и юридическими лицами. Их учредителями могут быть даже публичные образования (п. 1 ст. 63 ФЗ об общих принципах местного самоуправления), в том числе Российская Федерация. Число учредителей законом не определено, так что автономная некоммерческая организация может быть иметь и единственного учредителя. Нет ограничений на число учредителей даже для публичных образований. Одна автономная некоммерческая организация может быть учреждена несколькими публичными образованиями с соблюдением установленного порядка межбюджетных отношений, что обычно считается недопустимым ни для унитарных предприятий, ни для публичных учреждений. Там действует принцип: одна организация (предприятий или учреждение) — один публичный учредитель. Таким образом, форма автономной некоммерческой организации кажется удобной для реализации некоторых социальных проектов на коммерческой основе путем объединения средств бюджетов разного уровня и оказания платных услуг, доходы от которых компенсируют затраты. Удобна она и для частных учредителей тем, что, с одной стороны, выводит их изпод ответственности по обязательствам автономной некоммерческой организации, а с другой — позволяет контролировать действия автономной некоммерческой организации так же, как действия учреждения, за исключением права изъятия и перераспределения имущества.

Участие в учреждении автономной некоммерческой организации не порождает прав членства. Этим автономная некоммерческая организация отличается от некоммерческого партнерства, хотя так же, как и НП, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью.

Конечно, предпринимательская деятельность автономной некоммерческой организации по смыслу закона не может быть основной. Она создается для оказания различных услуг «нехозяйственного характера»: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и других. В форме автономной некоммерческой организации действуют некоторые СМИ («Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», «ТВ-Новости» и др.), Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, образовательные и культурно-просветительные организации.

Исходя из сказанного правоспособность автономной некоммерческой организации может быть только специальной: она вправе приобретать права и создавать обязанности, соответствующие предмету и целям своей деятельности. Тем не менее закон, как и в случае с некоммерческим партнерством, дает общее разрешение любой организации в форме автономной некоммерческой организации на занятие предпринимательской деятельностью: автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (п. 2 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).

Поскольку учредителям, несмотря на отсутствие у них прав членства, закон предоставляет право надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (п. 3 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях), данная форма кажется похожей на организационно-правовую форму учреждения, деятельность которого также контролируется учредителем, не имеющим прав членства. Вот только учреждение, по общему правилу, заниматься предпринимательской деятельностью не должно и собственником имущества не является. Здесь же собственник в своих действиях оказывается юридически подконтролен лицам, собственниками не являющимся, вследствие чего право собственности его не является полным, зависящим исключительно от его воли и осуществляемом в его интересе.

Формы учредительского надзора законом нерегламентированы, и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей. Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией. Порядок осуществления контроля также должен быть определен учредителями в учредительных документах организации.

Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, но учредители могут по желанию заключить между собой учредительный договор, также считающийся в этом случае учредительным документом (п. 1 ст. 14 ФЗ о некоммерческих организациях).

В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В состав этого органа входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, однако, не должны составлять более одной трети общего числа членов этого органа. Закон не уточняет наименование такого органа, но обычно его именуют либо попечительским, либо наблюдательным советом.

Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом (президентом, управляющим, директором). Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа. Порядок формирования и компетенция исполнительных органов определяются учредительными документами автономной некоммерческой организации.

Автономная некоммерческая организация несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, так как здесь вообще нельзя ставить вопрос об ответственности каких-то участников (учредителей). Однако поскольку учредители автономной некоммерческой организации должны относиться к лицам, определяющим решения юридического лица, постольку допустимо ставить вопрос об их дополнительной ответственности в случае доведения автономной некоммерческой организации до банкротства. В остальном учредители не отвечают по обязательствам автономной некоммерческой организации.

По решению высшего органа автономной некоммерческой организации может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но только не в коммерческую организацию (п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях. Закон допускает возможность признания автономной некоммерческой организации несостоятельной (банкротом).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *