Как вернуть излишне уплаченный налог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вернуть излишне уплаченный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Комментарий к ст. 78 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога.

Уплатой налога признается как перечисление денежных средств в бюджетную систему, так и проведение налоговым органом зачета. Излишней уплатой налога признается исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства.

Приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Пунктами 4 и 7 статьи 78 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В пунктах 32 — 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснены основные вопросы, связанные с возвратом (зачетом) сумм излишне уплаченных налогов.

Судам следует принимать во внимание, что статьи 78 и 79 НК РФ не содержат положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания.

В то же время, имея в виду, что предусмотренный названными статьями зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

Следовательно, соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.

Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.

Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.

В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:

Читайте также:  Путевой лист строительной машины - форма ЭСМ-2

если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;

если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.

Судам необходимо принимать во внимание, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Статьей 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность.

Обратите внимание:

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида производится только после зачета обозначенной суммы в счет погашения указанной недоимки в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Как указывает ФНС в Письме от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 со ссылкой на Определение КС РФ от 24.09.2013 № 1277-О, такое правовое регулирование позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога

Аналогичной позиции следуют судебные органы (см., к примеру, Постановление АС МО от 26.10.2016 № Ф05-2889/2016 по делу № А40-57347/2015).

Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.

Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?

Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.

Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.

Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).

Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.

Читайте также:  Что делать, если налоговая инспекция заблокировала расчетный счет

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.


Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.

Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?

В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.

На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.

Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).

Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).

Сроки возврата средств

Решение о предоставлении возврата по НДФЛ рассматривается уполномоченным органом в течение пяти дней, после чего заявителя уведомляют. Окончательное принятие решения происходит в срок до десяти рабочих дней.

В случае положительного ответа происходит процесс оформления возврата. Также, возможно получение отрицательного ответа, в связи с тем, что представленные документы не соответствуют установленным нормам.

Согласно статье семьдесят восьмой НК РФ, с даты подачи заявления, при положительном ответе, Налоговая инспекция возвращает средства в срок до одного месяца.

Сроки, в которые производится возврат налога, могут растягиваться на более продолжительный период времени.

Это обусловлено тем, что сотрудники Налоговой осуществлять проверку документации на соответствие, которая может длиться до трёх месяцев.

Данный процесс, также, указан во втором пункте статьи №88 НК РФ.

Алгоритм получения вычета

Возврат НДФЛ доступно оформить 2 путями: напрямую через ИФНС или через работодателя. В первом случае сумма льготы начисляется единовременно, во втором — частями, то есть у человека из зарплаты ежемесячно не изымают подоходный налог. При этом алгоритм назначения льготы у перечисленных способов отличается. Бланк заявления также разный. При оформлении через работодателя процедура упрощена.

Таблица 1. Алгоритм получения вычета

Через ИФНС Через работодателя
Обращение в налоговый орган с установленным перечнем документации: подтверждающей основания назначения льготы (о приобретении жилья, о лечении и т.д.), обязательно предоставление 3-НДФЛ и 2-НДФЛ. Заявление направляют сразу с пакетом бумаг или после подтверждения льготы (согласно порядкам отдельного ИФНС) Работник сам (лично, по почте и через интернет) направляет документы, которые служат основанием для льготы, и заявление на ее подтверждение в ИФНС. При этом декларацию и справку о доходах предоставлять не нужно
Проверка органом всей документации. Занимает 3-4 месяца Проверка органом документации. Продолжительность — 1 месяц
Уведомление гражданина о результатах проверки. При положительном решении и предварительной отправке заявления деньги сразу поступят на счет Уведомление гражданина о решении. При положительном вердикте это подтверждение предоставляют работодателю совместно с заявлением на получение вычета
Если заявление не отправлялось одновременно с иной документацией, его направляют в ИФНС при утвердительном вердикте. После этого вычет поступит на счет С этого момента из дохода сотрудника не изымают подоходный налог до полного погашения величины вычета

Бухгалтерские проводки

Несмотря на то что предприниматели вправе не вести бухгалтерский учёт, организовать его никто не запрещает. Кто-то считает его нужным для эффективного хозяйствующего субъекта.

Читайте также:  Личный листок по учету кадров 2022

Рассмотрим проводки 1С, если сотрудник обратился к руководителю предприятия ИП, который выступает в качестве налогового агента, за возвратом НДФЛ в размере 30 тысяч рублей. Сотрудник представил все необходимые документы, в том числе уведомление от налогового органа о праве на предоставление налогового вычета.

Сумма будет возвращена из удержанного НДФЛ:

Дебет 70 (73) Кредит 68-4 (субсчет «Расчеты по НДФЛ»)

сторнировано 30000 р.

Дебет 70 (73) Кредит 51

перечислено 300000 р. сотруднику.

Рассмотрим на конкретных примерах, как рассчитывается сумма возврата из бюджета при различных обстоятельствах.

Как и когда подавать заявление

Распоряжаются налоговой переплатой не позднее трех лет с момента ее образования, согласно статье 78 НК РФ. Для налогоплательщиков доступны три способа предоставления заявок на зачет и возврат:

  • руководитель организации, индивидуальный предприниматель или физическое лицо либо их законные представители (на основании доверенности) обращаются в территориальное отделение налоговой инспекции лично;
  • заполненный документ отправить по почте. В таком случае отправку осуществите ценным письмом с обратным уведомлением и описью вложенных документов;
  • организовать отправку электронно через защищенные каналы связи, которые используются для отправки отчетности. Отправляя электронный вариант обращения, не забудьте подписать его усиленной электронной подписью.

Бухгалтерские проводки

Несмотря на то что предприниматели вправе не вести бухгалтерский учёт, организовать его никто не запрещает. Кто-то считает его нужным для эффективного хозяйствующего субъекта.

Рассмотрим проводки 1С, если сотрудник обратился к руководителю предприятия ИП, который выступает в качестве налогового агента, за возвратом НДФЛ в размере 30 тысяч рублей. Сотрудник представил все необходимые документы, в том числе уведомление от налогового органа о праве на предоставление налогового вычета.

Сумма будет возвращена из удержанного НДФЛ:

Дебет 70 (73) Кредит 68-4 (субсчет «Расчеты по НДФЛ»)

сторнировано 30000 р.

Дебет 70 (73) Кредит 51

перечислено 300000 р. сотруднику.

Рассмотрим на конкретных примерах, как рассчитывается сумма возврата из бюджета при различных обстоятельствах.

Как вернуть налог через ФНС

У граждан есть возможность выбирать, как получить фискальные льготы, это предусмотрено в НК РФ. Налогоплательщики вправе написать и направить заявление на имущественный налоговый вычет (и любой другой — стандартный, социальный, профессиональный) напрямую в территориальное отделение Налоговой службы.

Чтобы претендовать на возврат НДФЛ через инспекцию, придется собрать пакет документов, являющихся подтверждением прав на льготы. Заметим, что оформление льготы через ФНС начинают только в году, следующем за годом, в котором возникли основания к применению фискального вычета. Например, если у вас возникло право на льготу в 2020 году, то обратиться в ИФНС получится только в 2021 году.

Помимо документов, понадобится составлять налоговую декларацию 3-НДФЛ. Фискальный отчет содержит личные реквизиты плательщика, сведения о доходах и размер НДФЛ к возврату.

Помимо декларации и копий подтверждающей документации, придется заполнить специальную форму о возврате налога. Такое письменное заявление на возврат налога при имущественном вычете или иной льготе допустимо оформить в произвольном виде, но ФНС рекомендует использовать унифицированный бланк такого документа.

Правила заполнения заявления на возврат НДФЛ

В Приказе ФНС России № ММВ-7-8/182 нет конкретных правил о том, как заполнить заявление на возврат НДФЛ. Но в конце заявления указаны комментарии к документации, из которых понятно как оформить некоторые пункты. Также налоговики советуют обратить внимание на правильность оформления первой страницы, где указываются:

  • ИНН, КПП;
  • БИК и кор/с банка.

Если эти показатели будут заполнены неверно, то средства могут уйти не тому человеку либо не отправиться совсем. А работники налоговой службы уведомляют об ошибке не сразу. Поэтому гражданину придется самостоятельно выяснять причину того, что деньги не вернулись и снова посещать инспекцию.

Форма заявления на возврат НДФЛ состоит из трех разделов, которые заполняются поочередно:

  • титульник;
  • информация о счете;
  • информация о плательщике, который не является предпринимателем.

Как узнать об излишне уплаченных налогах

Обычно варианта два: либо о переплаченных налогах и сборах плательщик узнает сам, либо это обнаруживает инспекция.

В первом случае плательщик выявляет излишки:

  • при проверке отчётности;
  • пересчёте и сверке данных;
  • сравнении оплаченных сумм с данными из справки расчётов от ФНС.

Возврат излишне уплаченного налога на доходы физлиц

Так как НДФЛ работодатель удерживает из доходов своих работников, процесс возврата переплаты по такому налогу другой.

Сначала сотрудник пишет заявление руководству, на основании которого работодатель и возвращает излишек. Если переплата выявилась после того, как сотрудник ушёл с работы, вернуть переплату можно и после увольнения.

В отдельных ситуациях инспекция возвращает налог не через руководителя, а напрямую сотруднику. Например, если:

  • компанию, в которой работал гражданин, ликвидировали;
  • работник не получал вычет на детей;
  • сотрудник решил заявить имущественный или социальный вычет после того года, когда у него появилось такое право;
  • работник решил получить социальный вычет по благотворительности и отчислениям в Пенсионный фонд (вычет предоставляет только налоговая инспекция);
  • гражданин-плательщик отчитывается непосредственно перед налоговой и подает уточненные отчёты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *