Штраф за отсутствие тахографа в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие тахографа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В некоторых случаях при остановке вашего транспортного средства и требования предъявления тахографической карты, ответственности административного характера можно избежать. Нужно доказать, что карточка потерялась или была повреждена. Для подтверждения нужно в корректной форме, со всеми доказательствами рассказать по какой причине это произошло. Составления заявления не требуется.

Штрафы для физических лиц

Статья КоАП Нарушение Наказание
11.23 часть 1 Отсутствие тахографа или
нарушение требований к использованию тахографа
3 000 — 5 000 рублей
11.23 часть 3 Несоблюдение норм времени управления и отдыха 1 500 — 2 000 рублей

На какие транспортные средства ставится прибор?

При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.

К ним относятся:

  • M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
  • M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
  • N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
  • N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.

Требования к тахографам

Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.

Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.

Современные тахографы имеют следующие функции:

  • определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
  • регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
  • определять координаты нахождения и регистрировать их;
  • определять пройденное расстояние (пробег).

Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:

  • наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
  • сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
  • срок действия карты (три года от даты выдачи).

Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:

  • соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
  • соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
  • иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
  • иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
  • быть исправным в момент выезда на маршрут.

Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:

  • наличия тахографа в транспортном средстве;
  • работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
  • наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
Читайте также:  Росреестр выпустил инструкцию, как оформить жилье по наследству в Москве

При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.

Зачем использовать личную карту тахографа?

Нормативы об обязательном оснащении автомобилей бортовыми тахографами принимались и внедрялись в первую очередь для снижения аварийности из-за переутомления водителей. Именно поэтому при вождении в гнезде прибора должна находиться личная карта того человека, который управляет автомобилем. Еще один уровень контроля — обязательная активация карты с помощью пин-кода, которая исключает непреднамеренное использования чужого цифрового ключа.

Это правило действует даже в том случае, если экипаж состоит из двух человек:

  • Если они меняются в ходе смены, то перед ее началом обе карты нужно установить в соседние гнезда приборов и активировать.
  • Если управление ведется поочередно, то карты также можно использовать по очереди.
  • Просто поменяться местами без смены карты нельзя: если представитель проверяющей организации зафиксирует это, на виновника будет наложен штраф до 3 тыс. рублей.

Наказание за езду без тахографа и карты водителя

Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:

Нарушение Лицо, в отношении которого выносится взыскание Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием водитель, должностное лицо 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа Водитель должностное лицо 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1
Фальсификация данных тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1
Самовольная модификация аппарата Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1
Корректировка данных тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1
Нарушение режима труда и отдыха Водитель 1000-3000 Ч2
Отсутствие тахографа Юридическое лицо 10000-30000

Можно ли обжаловать штраф за тахограф?

Да, можно.

Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.

Приведём пример:

ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.

Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.

Штраф за тахограф юридическому лицу

Размеры взысканий с юридических лиц и ИП за некорректное использование тахографа также регулируются статьей 11.23 КоАП.

Примеры:

  • На транспортном средстве нет тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
  • Нарушена инструкция использования тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
  • Выпущенный на линию автомобиль не оснащен тахографом — должностному лицу полагается штраф в размере 7-10 тысяч рублей, ИП — от 15 до 25 тысяч, юрлицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
  • Водитель нарушил режим отдыха и труда. Размер штрафа за нарушение отдыха по тахографу следующий: водителю — от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностному лицу — от 7 до 10 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тысяч, юридическому лицу — от 20 до 50 тысяч рублей.

Перечень неисправностей, которые влекут наложение штрафа

Логика подсказывает, что можно избежать штрафа — но лишь до тех пор, пока инспектор не обнаружит нарушений. Поэтому компании, которые занимаются перевозками, даже в случае, если число водителей и транспортных средств небольшое, должны пристально следить за соблюдением всех норм и требований.

Неисправности можно разделить на три типа:

  • Механические — когда дефекты явно заметны. Они могут быть следствием удара, падения или небрежного отношения.
  • Электрические — перепады напряжения, отсутствие питания и другое.
  • Нарушение работы программного обеспечения — когда тахометр установлен, работает, но при этом не выдает нужных результатов по причине неполадок программного характера.

Изменен регламент технического осмотра!

С 1 марта 2022 года в России будет действовать новый регламент технического осмотра в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2022 года N 1434. С этого дня диагностические карты на автомобили, не прошедшие техосмотр, будут считаться недействительными. Кроме того, с 1 марта 2022 года Министерство внутренних дел и администрации вводит единую автоматизированную систему технического осмотра транспортных средств с обязательным фотографированием транспортного средства до и после проверки.

Требования к оснащению некоторых категорий транспортных средств тахографами остались неизменными: «Тахограф необходимо адаптировать не позднее, чем за 3 года до даты подачи транспортного средства на очередной технический осмотр, распечатать информацию о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, гос. регистрационный номер (если есть), номер аппаратно-программного шифрования (криптографии), активированного в этом тахографе, текущая дата и время. Информация о результатах проверки тахографа, подтверждающая его пригодность для использования, содержится в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений ».

Вышло новое постановление Минтранса!

Приказ Минтранса России от 28 октября 2022 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортных средствах, категорий и типов транспортных средств, оборудованных тахографами, правил использования, технического обслуживания и контроля эксплуатации тахографов». устанавливаются на автомобили »заменил приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36, срок действия которого истек.

Вниманию компаний, перевозящих пассажиров и других людей автобусами!

С 1 января 2022 года будут действовать новые лицензионные требования для перевозки пассажиров и других людей автобусами. Помимо тахографа, каждый автобус должен быть оборудован устройствами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS. Причем эти требования распространяются как на коммерческие транспортные компании, так и на компании, использующие автобусы в личных целях.

Подробную информацию об инновациях можно найти в Постановлении Правительства №1616 от 7 октября 2022 года.

Вниманию перевозчиков!

С 1 ноября 2019 г. увеличены штрафы для ИП и юридических лиц на основании
ч. 2 ст. 11.23 CLA.

Типы нарушений за управление ТС без тахографа

Законодательство касается не только вопросов использования аппарата, но и режимов работы и перерывов. Согласно правилам автомобиль не должен находиться в пути более 10 часов. А каждые 5 часов необходимо производить отдых, длительностью не менее 45 минут.

Все периоды езды и остановок фиксируются прибором. Причем подделать данные невозможно – они записываются в зашифрованном виде. По результатам записи контролирующий орган может определить, как шофер соблюдал установленные правила. При их нарушении выписываются штрафы.

Важным является следующий вопрос – какой штраф за езду без тахографа назначают при его поломке. Ведь разобраться в принципе работы устройства может только мастер.

В подобных случаях не стоит нарушать маршрут следования. Необходимо выполнить задание, а только потом направиться в пункт ремонта или замены. Но если не предпринять таковых действий, то это будет считаться нарушением закона. И тогда водитель или владелец авто облагается штрафом, размер которого зависит от отягчающих обстоятельств и от того, физическим или юридическим лицом совершено нарушение.

Из вышеизложенного следует, что управляющему транспортным средством необходимо тщательно следить за состоянием аппарата во избежание непредвиденных денежных расходов.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Кто обязан устанавливать тахограф и на какие автомобили

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны устанавливать тахографы на следующие категории автомобилей:

Пассажирские

  1. в которых более 8 сидячих мест, массой менее 5 тонн — Категория М2;
  2. в которых более 8 сидячих мест, массой более 5 тонн — Категория М3;

Грузовые

  1. массой 3,5 — 12 тонн — Категория N2;
  2. массой более 12 тонн — Категория N3;

Под эти категории попадают автомобили:

  • микроавтобусы пассажирские;
  • городские и междугородние пассажирские автобусы;
  • вся грузовая спецтехника;
  • малотоннажные грузовики, такие, как газель;
  • среднетоннажные грузовики;
  • магистральные тягачи.

Со 2 марта 2021 г. автомобили этих четырех категорий должны быть оборудованы цифровыми тахографами с блоком криптографической защиты — СКЗИ (согласно Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013).

В Приложении N 2 к Приказу обозначены исключения — перечень ТС, на которые не нужно устанавливать тахограф. Например: троллейбусы, автобетоносмесители, пожарные автомобили и другая спецтехника.

Для ТС, осуществляющих международные грузопассажирские перевозки, предусмотрены специальные тахографы ЕСТР. Это устройства европейского образца, отвечающие требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств.

Особенности данного процесса

Сертификат калибровки тахографа, образец которого можно получить в мастерской, где проводятся работы по тарировке, заполняется мастером, выполнившим работы.

В сертификате, выдаваемом владельцу ТС после калибровки, обязательно должна содержаться следующая информация:

Реквизиты мастерской В которой были проведены работы
Сведения об оборудовании
Результаты проведения тарировки В акте отображается коэффициент погрешностей оборудования, которые являются допустимыми
Значение показателей Установленных в процессе проведения калибровки
Личная подпись мастера и дата

Для того, чтобы избежать мошенничества, водителю следует выбирать мастерские из списка, приведенного на официальном сайте Министерства Транспорта.

Требования и нормы отечественного законодательства

Необходимость использования тахографических устройств, оснащённых сертифицированной криптозащитой СКЗИ, регламентируется приказом Минтранса №0273 и №0470 (от 13.08.2013 и 17.12.13 соответственно). Согласно этим документам, тахографы должны присутствовать на следующих категориях автотранспорта:

  • занимающихся перевозками опасных грузов;
  • ТС категории М2 (разрешённой массой до 5 тонн, оснащённые сиденьями для перевозки от 8 пассажиров);
  • ТС категории М3 (разрешённой массой, превышающей 5 тонн, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок);
  • ТС категории N2 (разрешённой массой в пределах 3,5-12,0 тонн);
  • ТС категории N3 (разрешённой массой свыше 12,0 тонн).

Как видим, легковые автомобили в этот перечень не входят. Тахографы старого образца, не оснащённые средствами криптографической защиты информации, в настоящее время запрещены к эксплуатации. Не запрещено использование приборов, соответствующих нормативам Евросоюза, если они были установлены на ТС в заводских условиях (но только те, которые изготовлены до 01.04.14). Автотранспорт категории N2 должен оснащаться тахографами с криптозащитой с апреля 2015 года.

Штраф за неисправный тахограф

Здесь имеется правовая коллизия, вокруг которой и будет строиться обвинение. Речь идёт о том, когда именно оборудование вышло из строя – если во время движения автотранспорта, (что, собственно, и случается чаще всего, ведь тахограф включается только во время движения, вероятность поломки в выключенном состоянии очень низка), то в этом случае санкций за неисправный тахограф не будет. Водителю нужно только доказать этот факт.

При этом если пломбы не повреждены, ему следует по прибытии в гараж доложить руководству о возникновении поломки, а если он и является автовладельцем, то предпринять меры, направленные на устранение неисправности

Здесь важно учесть, что правом проводить ремонтные работы тахографического оборудования обладают уполномоченные организации, имеющие допуск к осуществлению таких работ

В противном случае сотрудник ДПС вправе считать, что поломка произошла до выезда на маршрут, и тогда, в соответствии со ст. 12.05, п. 01, придётся уплатить штраф за неработающий тахограф в размере 500 рублей. Если на этот счет у сотрудника Госавтоинспекции возникли сомнения, он может ограничиться предупреждением, с требованием устранить неисправность по прибытии в гараж.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *