«Мусорная реформа» уперлась в фамилию, которую запомнил Путин

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Мусорная реформа» уперлась в фамилию, которую запомнил Путин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Самой засекреченной частью «мусорной реформы» осталась формула, по которой были рассчитаны подушевые нормативы, ведь одно из главных нововведений состоит в том, что плата теперь начисляется не по квадратным метрам, а на каждого человека. Ещё до оглашения тарифов (это случилось буквально в канун Нового года, в последних числах декабря) стала известна норма: 3,08 кубометра на жителя многоэтажки и 3,12 куба – на обитателя частного дома. Откуда взялись эти цифры, министр ЖКХ Ростовской области Андрей Майер пояснил на одной из пресс-конференций просто: де, расчёты велись по формулам Москвы.

В начале марта руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в интервью НТВ рассказал, что россияне переплачивают 100% себестоимости по большинству коммунальных платежей. В качестве примера Артемьев привёл тарифы на воду, которые в соседних регионах с аналогичными климатическими условиями могут отличаться в 54 (!) раза. «Такая ситуация не только по воде. По теплу – в восемь раз, по водоотведению – в 56 раз, в 12 раз ещё по электроэнергии, – продолжил чиновник. – И, как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это всё пробил через соответствующую энергетичес­кую комиссию и так далее».

«Чушью собачьей» назвал Артемьев разговоры о том, что россияне недоплачивают «коммунальным монстрам».

– Мы давно им всё переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи замки, – пояснил главный антимонопольщик страны.

Для борьбы с завышенными тарифами на ЖКХ, по мнению Артемьева, необходимо разработать закон об основах тарифного регулирования.

М-да. Неожиданное откровение. Мы-то думали, что ФАС существует, значит, в её руках все механизмы укрощения аппетитов зажравшихся монополис­тов существуют. Выходит, нет. Вон оно чё.

Мусорная реформа – в чем суть?

Мусорная реформа в России началась 2 года назад (п.2 ст. 10 ФЗ «О внесении изменений…» № 503-ФЗ).

Кратко суть мусорной реформы можно обозначить таким образом:

  • передача полномочий по организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) на региональный уровень;
  • выделение самостоятельной услуги по вывозу и сортировке мусора из числа коммунальных;
  • изменение схемы обращения с ТКО;
  • обязательное привлечение единого регионального оператора в качестве исполнителя;
  • изменение схемы формирования платежей за вывоз и сортировку ТКО.

Как вопрос решался раньше

Потребность в нововведениях по обращению с отходами назрела давно. Предприятия ЖКХ просто собирали мусор у населения и вывозили на полигон. Перерабатывалось не более 7% отходов.

Раздельный сбор мусора не практиковался нигде. Пластиковую и стеклянную тару можно было сдать только коммерческим организациям.

В селах и садоводческих товариществах договоры на вывоз могли вообще не заключаться. Жители сваливали отходы где попало, замусорив берега рек, лесные массивы, окраины населенных пунктов.

Многие полигоны не отвечают требованиям экоконтроля. Свалки несут угрозу экологической и эпидемиологической безопасности населения. В атмосферу выбрасываются вредные вещества от горения и разложения ТКО.

Финансирование вывоза мусора происходило по остаточному принципу. Из платежей за коммунальные услуги вычитались все расходы, остатки шли на утилизацию ТБО. Не было обязанности по сортировке мусора, практически отсутствовали заводы по переработке вторичного сырья. Оплата за услугу рассчитывалась за квадратный метр площади помещения.

Мусорная реформа с 1 января 2019 г. коснется всех жителей страны. Изменится способ расчета тарифов и порядок начисления. Окончательная цифра будет зависеть от количества прописанных человек или собственников жилья.

Утверждение тарифов производится на уровне региона. Каждый производитель мусора должен заключить договор с оператором на его вывоз. На полигонах запрещается прием отходов у частных лиц.

Из сферы коммунальных услуг утилизация мусора будет выделена особо. Полномочия передаются выбранным операторам. Они обязаны обеспечить инфраструктуру оборота отходов, привести в соответствие или закрыть действующие полигоны.

В перспективе запланирован переход на сбор мусора в отдельные контейнеры и его дальнейшая сортировка. Операторы должны будут взять на себя обязанности по обработке всех видов отходов, в том числе и опасных.

Проблемы реализации мусорной реформы

С момента принятия изменений в 89-ФЗ до момента начала реформы прошел год, закон вступает в силу. Не все регионы смогли подготовиться к отмене старого порядка. Во многих населенных пунктах реформирование начало буксовать.

Кроме неготовности на местах, противоречия отмечены в самом нормативном акте. Реформа разработана «на перспективу». Некоторые положения реализовать сейчас сложно. Требуется предварительная подготовка, дополнительное техническое оснащение.

Сортировка ТБО почти нигде не применяется. На то, чтобы люди привыкли выбрасывать мусор в разные контейнеры и видели в этом смысл, потребуется время. На площадках должны стоять емкости под разные виды отходов. Транспорт для вывоза такого мусора должен быть специализированным, чтобы отбросы разных видов не смешивались при транспортировке.

Есть вопросы и по размещению баз отходов. Расположение полигона в 50 км от населенного пункта не вполне оправдано в регионах с высокой плотностью населения. Придется размещать их на большем расстоянии, что скажется на величине тарифа на вывоз.

Количество выбрасываемых отходов определено нормативами. Их разработка находится в ведении местной власти. Есть прецеденты, когда ТСЖ отказывались платить, так как фактический объем мусора был значительно ниже установленного. Люди не согласны тратиться на неоказанные услуги. Приводятся аргументы, видеосъемка объема вывозимого мусора. Верховный суд занимает противоречивую позицию по делам такого рода.

Закон о вывозе мусора

Отдельного закона о мусоре не существует. Мусорная реформа вступила в силу с 01.01.2019 года и является изменениями в Закон № 503-ФЗ. В этом законопроекте сказано, что все регионы, кроме городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, должны были представить к началу прошлого, 2019 года, план по обращению с твёрдыми отходами у себя в регионе.

Читайте также:  Сроки и правила охоты в охотничьих угодьях Московской области

Выбор регионального оператора происходит посредством проведения публичного конкурса. Те регионы, которые провели конкурс, но по его итогам не выявлен победитель, могут отсрочить выбор регоператора до января текущего, 2021 года. То есть, с наступлением нового календарного года все регионы, список которых представлен в законопроекте, уже должны перейти на новые правила сортировки, вывоза и переработки мусора.

Также у субъектов федерации появилось новое право – самостоятельно устанавливать нормативы по накоплению мусора и определять порядок его сортировки и раздельного сбора. Для городов федерального значения переход на новую систему предполагается начать с января 2022 года. До этого времени идёт подготовительный этап к эффективному внедрению нововведений.

Лидеры мусорного рынка — это преимущественно компании, работающие в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Выручка этих компаний оценивается в миллиарды рублей в год. Это объяснимо, ведь на крупные города приходится больше всего отходов.

При этом городам федерального значения — Москве, Санкт-Петербургу и аннексированному вместе с Крымом Севастополю — разрешили отсрочить реформу на три года. Севастополь этим правом не воспользовался и присоединился к новой системе сразу.

В апреле 2019 года издание The Bell вместе с телеграм-каналом Trash Economy составили рейтинг крупнейших игроков рынка транспортировки и переработки мусора на основе данных о выручке компаний за 2017 год.

В топ-3 игроков мусорного рынка вошли «Вива-Транс» малоизвестного предпринимателя Андрея Половинкина, «Хартия» Игоря Чайки, сына экс-генпрокурора Юрия Чайки, и «МКМ-Логистика», в число совладельцев которой ранее входили сыновья экс-главы ВЭБа Степан и Павел Дмитриевы, а также сын президента Сбербанка Олег Греф.

По итогам 2018 года, по оценке Би-би-си, рейтинг изменился:

  • «Хартия» Игоря Чайки вышла на первое место с выручкой 3,64 млрд рублей;
  • «Вива-Транс» опустилась на второе место с выручкой 3,53 млрд рублей;
  • На третьем месте оказался Автопарк №1 «Спецтранс» (принадлежит Анатолию Язеву и его детям — одной из богатейших семей Санкт-Петербурга) с выручкой 2,57 млрд рублей.

Никакой мотивации разделять

Такой подход к формированию тарифов никак не мотивирует людей продолжать сортировать отходы. Зачем — если регоператор все равно берет с тебя по максимуму?

«Завышенные цены бьют людей по рукам и раздражают, — отмечает Галина Сивкова, председатель ЖСК 1277. — А еще регоператор никак не контактирует с частными переработчиками, полагая, что они отбирают его мусор — его заработок. Нам запрещают заключать с ними прямые договоры на сортировку. А мы считаем, что раз купили продукты в упаковке, то вправе отдать ее тому, кому считаем нужным».

Действительно, после старта мусорной реформы управляющие компании, ЖСК и ТСЖ теперь не могут выбирать поставщиков услуги и договариваться с ними о цене. Помимо того, что речь идет об исчезновении конкуренции, что неминуемо ведет к падению качества услуги, под угрозой — годами налаженные связи жильцов с частными заготовителями. Ситуация выглядит парадоксальной, учитывая, что последние десять лет вся инфраструктура раздельного сбора в Петербурге держалась на инициативе частных компаний и неравнодушных горожан.

Передел рынка переработки

«Невский экологический оператор» не раз заявлял, что будет стараться сохранить имеющуюся инфраструктуру раздельного сбора отходов и развивать многофракционный сбор. «Извлечение из ТКО максимальной доли вторресурсов для переработки заложено в экономическую модель регоператора. Сейчас перед нами стоит задача выстроить единую региональную систему накопления отходов, но нужно время на перенастройку», — заявляют представители регоператора.

Однако встроить в новую систему уже имеющуюся инфраструктуру раздельного сбора пока не удается. Причина — конфликт интересов, заложенный в методике расчета прибыли регоператора. Дело в том, что она зависит от количества смешанных отходов, которые они вывозят от населения по единому тарифу, и может уменьшиться, если доля собранных вторресурсов будет расти. Иными словам, регоператор теперь не заинтересован в том, чтобы часть отходов собиралась раздельно и не попадала в смешанные.

«Еще в прошлом году на одной из встреч с заготовителями будущий регоператор дал понять, что РСО ему не нужен, и налаживать его самостоятельно он не хочет. Также он заявил, что ставить на своей площадке частные контейнеры не позволит, — вспомнил Анатолий Пынин. — Разговор был таким: мы никого не знаем. Мол, показывайтесь, кто, есть кто и какие у вас мощности, а дальше мы еще посмотрим. Смысл следующий: если это мелкая рыба, которая забирает небольшой процент общего мусора, и погоды не делает — у таких организаций проблем не будет».

Несмотря на подобные заявления, в 2022 году ситуация для большинства небольших переработчиков кардинально поменялась.

«Уже ощущаю. Предупреждения-угрозы о снятии моих контейнеров мусоровывозящими компаниями. С регоператором отношений никаких — на достучаться», — рассказал индивидуальный предприниматель Константин Будуров, предприятие которого занимается раздельным сбором стекла. Сейчас у переработчика около двух сотен контейнеров, и пока компания пытается работать, как раньше.

Продолжение «мусорной» реформы

Вот уже целый год в России действует, так называемая, «мусорная» реформа, которая внесла в жизнь людей некоторые изменения. К примеру, пришлось заново перезаключать договора с компаниями, занимающимися вывозом отходов. При этом потребители не могли самостоятельно выбрать фирму, так как с 2019 года этим занимается единственный оператор.

Также в частном секторе убрали мусорные баки. В результате свои бытовые отходы местные жители вынуждены хранить дома и выставлять около двора в установленный день вывоза.

А теперь ко всему прочему добавились изменения в системе оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО.

Напомним, что сама реформа была направлена на снижение вреда окружающей среде и изменение менталитета граждан. По мнению властей, нововведения должны были решить проблемы выброса отходов в неотведенных для этого местах, свалки около многоэтажек и перевоспитать людей так, чтобы они не выбрасывали ТБО в лесах и оврагах.

Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2022 году

Премьер-министр Дмитрий Медведев напомнил губернаторам об их личной ответственности за справедливость тарифов на вывоз мусора.

— Полнота ответственности за качество и справедливость тарифов лежит на региональных властях, на губернаторах, — заявил он на совещании с вице-премьерами и добавил, что в феврале планирует совещание с представителями регионов на эту тему. Медведев также предложил подумать над тем, чтобы включить это направление в систему ключевых показателей эффективности работы губернаторов.

Местные власти оказались меж двух огней: с одной стороны — недовольство граждан и угроза социального взрыва, с другой — нежелание региональных операторов работать себе в убыток и, как следствие, перспективы экологической катастрофы. В итоге чиновники начали спешно снижать утвержденные тарифы, вводить компенсации и субсидии для отдельных категорий населения.

Так, в пресс-службе главы Хакасии Валентина Коновалова пояснили, что цены на вывоз мусора формировались еще до вступления вновь избранного руководителя в должность, и теперь правительственная комиссия работает над пересмотром тарифов. Региональный оператор уже согласился выставлять счета в соответствии с реальными расходами по фактическим затратам. В Мурманской области в закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» тоже внесены изменения. Речь идет о 30-процентной компенсации. Снизить стоимость вывоза мусора потребовал врио главы Республики Башкортостан Радий Хабиров. Депутаты заксобрания Славгорода Алтайского края, где средняя стоимость вывоза мусора на семью выросла на 300%, подключили антимонопольную службу для проверки тарифов регионального оператора. В Твери губернатор Игорь Руденя назвал новые сниженные единые тарифы на вывоз мусора: вместо 116,81 и 177,22 руб-ля жители многоквартирных и частных домов будут платить 96,5 рубля с человека. На Ямале готовы субсидировать вывоз мусора из окружного бюджета. Для ветеранов Ямала и ветеранов труда субсидия составляет 50%. Для участников и инвалидов Великой Отечественной войны льгота стопроцентная. Семьям, воспитывающим трех и более детей, будет возмещаться 30% от коммунальных затрат. Власти Калмыкии пообещали, что тариф на вывоз мусора для жителей останется прежним. Выпадающие доходы оператора возместят из регионального бюджета. Странные скидки ввели в Подмосковье: жителям частных домов, расположенных вблизи мусорных полигонов, предоставят скидку в 70% на вывоз твердых коммунальных отходов. На каком расстоянии для получения скидки должна находиться свалка, в Министерстве ЖКХ Московской области не уточнили.

«Мусорная» реформа взбудоражила и ряды дачников, ведь расчеты за вывоз мусора из садовых товариществ приравняли к обычным частным домам. Министр ЖКХ Московской области Евгений Хромушин пообещал, что в правительстве подумают над скидками для собственников как частных жилых домов, так и СНТ. Садоводы Свердловской области будут оплачивать вывоз отходов по факту их накопления, а не по нормативам. В Амурской области школа-интернат смогла договориться с региональным оператором о плате за мусор также по фактическому образованию отходов. Ожидается, что это приведет к снижению расходов примерно на треть.

Раздельный сбор не поощрили

Дмитрий Медведев еще 22 сентября 2018 года подписал постановление, дающее «зеленый свет» дифференцированным тарифам для ответственных граждан, согласных участвовать в раздельном сборе отходов. Однако механизм предоставления скидок до сих пор не ясен, хотя реформа, основной целью которой является переработка мусора, идет уже почти месяц, и успех напрямую зависит от раздельного сбора отходов. Замглавы Минстроя Андрей Чибис в конце 2018 года говорил, что граждане смогут платить меньше за вывоз твердых коммунальных отходов уже с 2019 года, если начнут разделять мусор. Вице-премьер Алексей Гордеев даже предложил опустить до нуля тариф для сбора сухих отходов, так как оплачивать «его должны те, кто их покупает, то есть хозяйствующие субъекты промышленности». По оценкам экспертов, в этом случае, в зависимости от объемов вывезенного мусора, платеж может снизиться на 50%.

Только вот на местах раздельный сбор мусор никак не отразился на тарифах. А министр природных ресурсов и экологии Калининградской области Олег Ступин даже считает, что в России, в отличие от всего остального мира, введение раздельного сбора мусора приведет не к снижению, а к увеличению тарифа для населения.

— Возможно, будет увеличение тарифа. Мы же не станем в один мусоровоз сваливать отходы из двух баков. Это означает, что нужно скорректировать график, увеличить количество техники, количество баков. Либо, как сейчас, стоимость аренды и покупка этих баков ляжет на управляющие компании (но они в конечном итоге все равно перекладывают это на население), либо покупка ляжет в тариф, — сказал Ступин.

Из личного опыта. Московская область, город Чехов. Январь 2019-го. В почтовом ящике листовка с оповещением, что в регионе внедрена новая раздельная система сбора твердых коммунальных отходов. Во дворе поставили два контейнера — синий и серый, дома — два мусорных ведра соответственно. Про тарифы — тишина. Звоню на горячую линию региональному оператору Чеховского кластера ООО «МСК-НТ». Там заявляют, что в Московской области никаких дифференцированных тарифов на вывоз мусора нет. В Министерстве ЖКХ Подмосковья на вопрос о тарифах на вывоз мусора не ответили, отослали в Министерство экологии. В Министерстве экологии молчат.

Расширенная ответственность производителя

В 2020 году Владимир Владимирович Путин поручил разработать концепцию Расширенной Ответственности Производителей (РОП) и импортеров товаров и упаковки за переработку отходов. Минприроды быстро решило эту задачу, но эксперты экономической сферы выразили беспокойство, предположив, что такие изменения принесут дополнительные затраты отраслям, вызовут резкий скачок цен на производимую продукцию. По этой причине возникли проблемы с запуском данной программы. Сегодня многие компании даже не знают о РОП.

Расширенная ответственность производителя — это механизм регулирования, согласно которому производители и импортеры должны утилизировать продукцию после утраты ее потребительских свойств. Они могут сделать это самостоятельно или заплатить за эту работу государству особый налог — экологический сбор.

Уточним, что Минприроды предложило увеличить нормативы по утилизации упаковок с текущих 10-45% до 100%, а для товаров рост нормативов составит 10% в год. Решение было принято совместно с РЭО. Запуск реформы планируется с 1 января 2022 года. Но Минэкономразвития и Минсельхоз выступили против, было предложено перенести ее на 2024-2025 годы. Представители Минэкономразвития рассказали о возможных рисках нововведений:

  • Риск остановки оборота продукции, может возникнуть дефицит товаров первой необходимости из-за требований вносить все данные о них в государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ГИС УОИТ).
  • Риск резкого подорожания товаров и, как результат, снижение прибыли производителей.
  • Достичь 100% утилизации мусора невозможно, так как существуют неперерабатываемые упаковки, бракованные товары и тд.
Читайте также:  Разрешается ли работать без трудового соглашения в 2022 году

В Минприроды 29 сентября 2021 года проходило совещание по этому поводу, однако ведомства не смогли привести доказательства своей точки зрения и согласование реформы перешло к правительству. В конечном итоге, в Минсельхозе подтвердили предложение о поэтапном повышении нормативов.

Недавно Денис Буцаев, генеральный директор РЭО, сообщил, что нормативы, которые устанавливаются правительством, соответствуют реформе РОП. Ее запуск все-таки планируется на начало 2022 года.

Благодаря реформе расширенной ответственности производителя доходы с экосбора вырастут как минимум на 100 млрд рублей. Поскольку в настоящий момент экологический сбор платят около 20 тысяч компаний из 4 млн существующих на рынке, после запуска реформы число плательщиков значительно увеличится.

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Мусорные протесты в России как значимое социальное явление появились еще в 2017 году, когда «мусорная реформа» начала набирать обороты. Это выразилось в закрытии части опасных полигонов, перераспределении мусорных потоков в регионах, а также появлении и переполнении новых свалок. Кроме того, по стране начали появляться площадки для строительства мусоросжигательных заводов, а вокруг них стали образовываться «горячие точки» протестов. В 2018 году протесты стали более масштабными, значительно увеличилось количество жалоб, вызванных нарушением прав граждан на охрану здоровья, в 2019 году напряжение не спало, а сама «мусорная реформа» оказалась в затяжном кризисе. Отдельные протесты продолжаются до сих пор.
Чаще всего люди протестуют либо против строительства новых мусоросжигательных заводов и мусорных полигонов под окнами их домов, либо против перенаправления в их регионы мусорных потоков из Москвы. Им противостоят те, кто везет мусор и зарабатывает на его перевозке.
Как выяснили в ходе совместного исследования издания «Важные истории«, «Жуковские вести» и «Зебра-ТВ«, больше всего на мусоре зарабатывают компании, косвенно связанные с людьми из окружения президента Владимира Путина. При этом связующие цепочки длинные и запутанные, включающие в себя номинальных директоров, подставных лиц, фирмы-прокладки и офшоры в Гонконге, Гибралтаре или Новой Зеландии.
Как подсчитали «Важные истории», компаниям, связанным с друзьями Путина, достались контракты на общую сумму 423 млрд рублей — почти четверть от всего рынка объемом 2 трлн рублей.

Если на федеральном уровне самые выгодные контракты поделены между кланами, то в регионах раздел рынка идет в других пропорциях. Как подсчитали участники расследования, минимум в 30 регионах страны операторами по обращению с мусором стали люди, связанные с местной властью.
Контракты им достаются через специальные аукционы, при этом в одном регионе может быть даже несколько мусорных операторов — одним достаются более выгодные подряды, другим — околоубыточные. Важную роль в распределении контрактов, стоимость которых порой исчисляется десятками миллиардов рублей, играет уровень связей с региональными элитами.
Так, в Новгородской области власти разбили регион на четыре мусорные зоны и для каждой провели отдельные торги. Но на эти торги чиновниками были допущены только четыре компании из девяти — все они связаны между собой и теперь будут делить 5,7 млрд рублей. Их бенефициарами являются Станислав и Юрий Уткины — брат и сын бывшего вице-мэра Великого Новгорода и руководителя регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Новгородской области Александра Уткина.
А в Оренбургской области контракт по обращению с отходами на 24 млрд рублей без конкуренции выиграла компания «Природа», с одним сотрудником в штате, созданная на стадии подготовки региона к реализации «мусорной реформы» и получившая лицензию за месяц до торгов. Один из конечных собственников «Природы» — Анатолий Чернявский. Он — тесть вице-губернатора Оренбургской области, Анатолия Димова.
В Калининградской области победу на торгах по выбору регионального оператора одержало государственное предприятие «Единая система обращения с отходами», которое отдало в виде субподрядов 630 млн рублей компаниям «Стрела» и «Вывоз ТБО». Обеими владеет Любовь Пиннекер — дочь экс-главы Росреестра по Калининградской области Людмилы Пиннекер и двоюродная сестра прокурора Ленинградского района Калининграда Александра Пиннекера.
В Чечне 10-летний «мусорный» контракт на 29 млрд рублей без всякой конкуренции получила компания «Оникс», которая принадлежит известному в республике девелоперу Мовсади Альвиеву. Альвиев близок к Рамзану Кадырову.
В то же время в Приморском крае через договор субподряда на вывозе мусора заработает 478 млн рублей компания «Даль-Эко». Фирма еще недавно принадлежала матери бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева, известного в городе по криминальной кличке «Винни-Пух». В 1999 году он был судим за угрозу убийством и хулиганство, а в 2007 году его арестовали по обвинению в злоупотреблении полномочиями и признали виновным.
Еще 411 млн рублей на вывоз мусора получили компании, принадлежащие Алану Будаеву — сыну бывшего заместителя Николаева, осужденного в 2009 году за хищение 151 млн рублей из городского бюджета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *