Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Ст. 354 ТК РФ определяет федеральную инспекцию труда как единую систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и государственных инспекций труда субъектов РФ.

Комментарий к ст. 356 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда — проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок — поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.

Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда — запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

— выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

— составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

— подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

— в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

Комментарий к ст. 356 TК РФ

1. Настоящая статья определяет компетенцию федеральной инспекции труда для реализации возложенных на нее задач с учетом основных прав и обязанностей государственных инспекторов труда (см. комментарий к ст. ст. 357 и 358 ТК).

2. Федеральная инспекция труда может осуществлять и иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

См.: Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. N 702н (БНА РФ. 2009. N 7).

Другой комментарий к статье 356 ТК РФ

§ 1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.

В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.

§ 2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).

Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Комментарии к ст. 356 ТК РФ

1. Для реализации задач, определенных в ст. 355 ТК, федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий. В ст. 356 ТК установлен перечень основных полномочий федеральной инспекции труда в целях реализации возложенных на нее задач. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности, федеральной инспекции труда, так и основные права органов, составляющих систему федеральной инспекции труда.

Читайте также:  Инструкция: как засудить дорожников за гололёд

В приведенном в комментируемой статье перечне указаны только 14 основных общих полномочий федеральной инспекции труда, тогда как фактически реализуемые федеральной инспекцией труда полномочия не ограничиваются установленным перечнем, на что указывает последний абзац ст. 356 ТК. При этом перечень реализуемых в настоящее время полномочий федеральной инспекции труда может быть в любое время дополнен в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Функции трудовой инспекции

В соответствии с действующей нормативной базой в области регулирования трудовых отношений ГИТ наделена рядом следующих полномочий:
• контроль исполнения работодателем норм трудового права, выявление фактов его нарушения, выдача предписаний по устранению установленных недочетов;
• рассмотрение входящих в компетенцию ГИТ дел об административных правонарушениях, наложение штрафов на работодателя в случае выявления несоблюдения им трудового законодательства;
• временная приостановка деятельности учреждения при установлении факта нарушений трудовых прав сотрудников;
• расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
• подготовка материалов для суда и правоохранительных органов в целях привлечения к ответственности работодателя по факту нарушений трудового законодательства, оповещение органов власти об их свершении.

Помимо этого, в обязанности ГИТ входит осуществление следующих функций:
• контроль органов опеки и попечительства, а также организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность несовершеннолетние и недееспособные, либо ограниченно дееспособные лица;
• урегулирование коллективных трудовых споров в организациях, относящихся к государственной собственности;
• контроль обеспечения в организации условий безопасности труда, соответствующих нормам действующего законодательства;
• оценка соблюдения работодателем требований охраны труда.
В обязанности органов ГИТ также входит предоставление юридических консультаций гражданам и участие в судебных заседаниях в качестве специалиста по трудовым вопросам.

Задачи и функции Гострудинспекции

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации (

ст.354 Трудового кодекса РФ).

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности

(ст. 355 Трудового кодекса РФ).

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 Трудового кодекса РФ).

Основные полномочия федеральной инспекции труда в соответствии со ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации:

— осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

— проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

— анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

— принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

— запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

— ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

— осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников ��о вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

— готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

— проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

— направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

— направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

— направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

— документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

Читайте также:  Ндс при продаже земельного участка юридическим лицом 2022

— нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

— коллективный договор;

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

— инструкции по охране труда;

— другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

— документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Что может привести инспекцию «в гости»?

Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.

Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.

Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.

Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.

Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.

Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.

По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.

Внеплановая проверка может случиться и по причине невыполнения выданного ранее предписания по устранению нарушений.

Повторный визит может быть чреват денежным штрафом.

Консультация трудовой инспекции: как обратиться

Обратиться в трудовую инспекцию работник может как устно, так и письменно. В первом случае он получит только общую консультацию, когда ему попросту разъяснять, как действовать в озвученной ситуации по нормам законодательства. Если же сотрудник желает организовать объективное рассмотрение допущенного работодателем нарушения, необходимо писать заявление в территориальную трудовую инспекцию.

Обычно наличие правильно составленного заявления является основание для назначения проверки изложенных в нем фактов нарушений и принятия соответствующих мер реагирования. Для этого заявление должно иметь:

  1. Наименование территориального органа инспекции, куда оно адресовано.
  2. Полное название предприятия (юридического лица), а также конкретного подразделения, где гражданин выполняет трудовые функции.
  3. Ф. И. О. работника, его контактные данные, адрес регистрации.
  4. Документ должен иметь название (жалоба, заявление).
  5. В описательной части необходимо изложить факты допущенных работодателем нарушений со ссылкой на статьи ТК (положения нормативных актов), которые были нарушены. По возможности следует приложить копии документов, которые все это подтверждают.
  6. После описательной части необходимо указывать перечень документов, подтверждающих изложенные выше факты нарушений.
  7. В конце документа ставится дата, подпись и расшифровка подписи.

Трудовая инспекция: новые полномочия с 2020 года

Понятия функции и полномочия имеют разный смысл:

  • функции Роструда определяют, что входит в его работу;
  • полномочия Роструда – это перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять ведомство, чтобы функционировать и решать возложенные на него задачи.

Например, одной из функций данной организации является надзор за исполнением трудового законодательства. Для ее осуществления инспекторы уполномочены:

  • проводить плановые и внеплановые проверки работодателей;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (с указанием даты, до истечения которой это следует сделать);
  • составлять административные протоколы, и т.п.

Сроки подачи и рассмотрения

Период времени, в течение которого работнику необходимо подать жалобу на работодателя, является спорным моментом. Так, ни один нормативный акт не содержит сроков, в течение которого необходимо оформить жалобу в трудинспекцию. При этом ст. 392 содержит указания на то, что представленные в ней сроки распространяются на обращения в суд.

Однако с другой стороны, суд во время разбирательств принимает эти сроки на все случаи обращения работников. Поэтому, рекомендуется их соблюдать при подаче обращений.

Также закреплены сроки, в течение которых нужно рассмотреть поданное заявление. Максимальный срок работы по обращению должен составлять 30 дней.

Но в обычных условиях рассмотрение производится за 15 дней, после чего заявитель информируется о результатах проверки. Вторая часть срока в 15 дней может быть использована, если необходимо опросить дополнительных свидетелей, дождаться получения запрошенных документов и т. д.

Важно! Если жалоба поступает на незаконное увольнение, то ее рассмотрение должно быть произведено в течение 10 дней.

Закон позволяет один раз увеличить срок еще на 30 дней (до 60 дней). Это может потребоваться для более детальной работы по обращению. Сделать так можно только один раз. Кроме этого, заявитель должен быть в письменной форме уведомлен об изменении срока рассмотрения.

Федеральная инспекция труда представляет собой особую централизованную систему. Во главе данной системы стоит федеральный орган исполнительной власти. Его основной задачей является постоянное осуществление контроля над соблюдением действующих норм трудового законодательства в нашей стране. Речь в данном случае может идти как о положениях действующего ТК РФ, так и о других нормативно-правовых актах, которые регулярно принимаются уполномоченными органами.

Основные задачи по осуществлению контроля над соблюдением положений современного трудового законодательства при этом возлагаются на Федеральную службу по труду. Сокращенно данную инстанцию называют Роструд. Для выполнения всех важных задач Роструд был наделен самыми разнообразными и многочисленными полномочиями. Руководителем Роструда при этом является главный государственный инспектор по труду в РФ. Его назначение на данную должность, как и последующее снятие, осуществляется по официальному распоряжению Правительства РФ.

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 57] [Статья 356]

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац утратил силу;

абзац утратил силу;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

Читайте также:  сортиментный тнвэд в егаис в каких случаях заполняется

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации «организации», проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата «эксперта» на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по пр��нудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к статье 356 ТК РФ

1. Деятельность уполномоченного органа реализуется в рамках полномочий, которыми наделен соответствующий орган в силу предписаний закона. Полномочия Роструда, который на сегодняшний день является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, детализированы в Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 324, причем они в значительной степени отличаются от положений комментируемой статьи. В связи с тем, что в настоящее время специально уполномоченным органом в области государственного контроля и надзора за соблюдением требований трудового законодательства является Роструд, то именно ему присущи полномочия, перечисленные в комментируемой статье.

Одним из основных полномочий службы является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Реализация данного полномочия осуществляется посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная функция Роструда включает в себя ряд административных процедур:
— планирование надзорных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции;
— организацию и проведение плановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований;
— организацию и проведение внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований;
— обеспечение уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов мер по устранению правонарушений, выявленных при исполнении государственной функции, и выполнению предъявленных в ходе ее осуществления законных требований.

Проверка, осуществляемая в рамках контрольно-надзорной деятельности, не может проводиться, а начатая подлежит прекращению в случаях, если установлено, что:
— отсутствуют основания для проведения проверки;
— предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов;
— проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Основанием для неисполнения государственной надзорной функции может являться невозможность проведения государственного надзора в связи со следующими обстоятельствами:
— ликвидация в установленном законодательством порядке юридического лица, прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего проверке;
— наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной функции, в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.

2. Реализация полномочий Роструда заключается не только в проведении проверок соблюдения требований действующего законодательства, но и требует анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятия мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

Анализ причин правонарушений требует заполнения форм, установленных приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 ноября 2011 года N 280 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами анализа причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовки соответствующих предложений по их совершенствованию», отражающих основные показатели такого анализа и направления последующей деятельности в части предотвращения возможности совершения правонарушений в будущие периоды деятельности работодателя. При проведении анализа причин нарушений трудового законодательства рассматриваются все обстоятельства, при которых совершено нарушение, в целях устранения таких обстоятельств и недопущения их повторного совершения.

Анализ указанных обстоятельств является основанием для обобщения причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовки предложений по их совершенствованию. Таким образом, результаты контрольно-надзорной деятельности Роструда являются основанием совершенствования действующих правовых норм в целях устранения потенциальной возможности совершения отдельных правонарушений.

3. Одним из способов пресечения правонарушений является привлечение виновных лиц к ответственности. Применению мер ответственности предшествует рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченным органом. Нарушения норм трудового законодательства должны быть установлены достоверно в рамках административного разбирательства, последствием которого может выступать применение мер ответственности к нарушениям.

Проведение административного разбирательства может осуществляться только уполномоченными должностными лицами Роструда с обязательным оформлением необходимых процессуальн��х документов. В случае если результаты административного разбирательства выходят за рамки компетенции Роструда, то они вместе с материалами административного дела подлежат передаче по подведомственности, т.е. уполномоченному органу.

Положения комментируемой статьи, устанавливая обязанность соблюдения общих условий разграничения предметов компетенции отдельных органов государственной власти, определяют широкий круг субъектов, в отношении которых может производиться передача административного дела. Определение уполномоченного субъекта в данном случае производится в соответствии с компетенцией соответствующего субъекта. Такая передача осуществляется по подведомственности иному органу государственной власти, органу местного самоуправления, правоохранительному органу или суду.

Указанный спектр субъектов свидетельствует о необходимости соблюдения разграничения предметов ведения отдельных органов, а также специального порядка принятия решения в отношении отдельных видов правонарушений, например, исключительно в судебном порядке или на основании решения правоохранительного органа. В то же время рассмотрение результатов административного производства может способствовать выявлению признаков состава преступления, а соответственно, требует передачи дела в следственные органы или прокуратуру. Должностное лицо Роструда самостоятельно оценивает все полученные доказательства и определяет необходимость их передачи иному органу, о чем уведомляет руководителя в порядке административной подчиненности. Передача материалов административного дела осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия таких органов.

4. Одним из наиболее серьезных правонарушений в сфере труда является необеспечение условий охраны труда работников, следствием которого является несчастный случай на производстве. В подобных случаях должностные лица Роструда анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно.

Порядок реализации указанных полномочий определяется постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». На расследование несчастных случаев органами и должностными лицами Роструда в полной мере распространяются общие положения, установленные ТК РФ. Служба не только участвует в расследовании несчастных случаев, но также осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка проведения таких расследований иными уполномоченными лицами. Закон вменяет в обязанности должностных лиц Роструда проведение проверок соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *