Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 января 2023 года СО НКО ждет снижение тарифов страховых взносов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учредители, то есть создатели экономического субъекта, должны отвечать сразу нескольким обязательным требованиям. В роли создателя могут выступать лишь дееспособные и совершеннолетние граждане. Полномочия по учреждению НКО имеются у юридических лиц, уже зарегистрированных на территории РФ. Право на создание закреплено за публично-правовыми образованиями. Это Российская Федерация, субъекты и муниципалитеты нашей страны.
Про АНО простыми словами
АНО, благодаря своей гибкости и удобству, вероятно, самая популярная форма некоммерческих организаций в России.
В соответствии со статьей 123.24 Гражданского кодекса автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Если простыми словами, АНО — это одна из разновидностей юридических лиц (подвид семейства некоммерческих организаций), специально предназначенная для того, чтобы оказывать общественно полезные услуги за плату и бесплатно иным лицам, а также обращаться к государственным и муниципальным органам для получения помощи, аренды имущества и по другим вопросам.
Регистрировать АНО самостоятельно или нанять юриста
При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда, в случае с регистрацией АНО (если делать это в первый раз) на это точно уйдет много сил и времени.
К сожалению, скачать из интернета шаблоны и быстро их заполнить не получится. Все документы на открытие АНО нужно составлять очень вдумчиво, осмысленно и под конкретную ситуацию. Иначе их придется переделывать снова и снова после очередного отказа Минюста.
Расскажу о своих злоключениях при регистрации своей первой АНО. По видам деятельности это был научно-исследовательский центр.
Я считался себя очень умным юристом, хорошо подкованным в корпоративном праве и регистрации юридических лиц. Шаблоны документов (устав, протокол о создании) скачал из Консультант+. Был уверен, что они уже проработаны профессионалами, и всё пройдет также легко, как с регистрациями ООО.
Подготовил. Сдал. А через 2 недели поехал в Минюст их отзывать, чтобы не получить отказ в регистрации.
От отказа меня спасло только то, что я позвонил в Минюст и поинтересовался как идет процесс рассмотрения документов. Как выяснилось, эксперт Минюста перечеркал все мои документы и предложил их добровольно отозвать, либо напишет отказ. Тогда гос. пошлину пришлось бы платить еще раз.
20 минут мне потребовалось только, чтобы записать на консультации все замечания. И это по проработанным формам, взятым не откуда попало, а из Консультанта!
При повторном рассмотрении исправленных (!) документов эксперт Минюста нашел еще ворох замечаний. Так что документы пришлось очередной раз отзывать для исправления. Таким образом, зарегистрировать АНО получилось только с третьей попытки.
К замечаниям и отказам нужно быть морально готовым. Специалисту Минюста может не понравится что угодно в представленных документах. И не всегда обоснование замечаний будет адекватным с точки зрения действующего законодательства.
Учредители даже не догадываются до какого порой формализма доходит экспертиза документов в Минюсте.
Из моей недавней практики. Специалист Минюста отказал в регистрации автономной некоммерческой организации в Краснодарском крае только из-за того, что в Уставе наименование организации было выделено жирным шрифтом, а в протоколе – то же самое наименование – обычным. В Минюсте это восприняли как «несовпадение данных о наименовании АНО в представленных документах». До этого всегда оформлял таким образом документы (выделял жирным ФИО учредителей, наименование и адрес, чтобы текст не сливался в однородную «простыню»). И ни разу это не явилось причиной проблем, даже при регистрации других НКО в том же самом Минюсте. Не считая этого случая, я ни разу не встречал, чтобы «жирность» наименования юридического лица в каких-либо документах имела бы хоть какое-то значение.
Я уже не говорю про несовпадение регистра, опечатки, пропущенные знаки препинания по тексту, ошибки в нумерации пунктов, премудрости написания целей и предмета деятельности АНО. Все это потенциальные основания для отказа в регистрации.
Но такие ошибки хотя бы можно выявить при внимательной вычитке документов. Еще хуже то, что специалисты Минюста могут совершенно по-разному понимать одни и те же положения законодательства. Либо додумывать требования к документам там, где имеют место пробелы в правовом регулировании.
В итоге в порядке вещей – получить разные замечания по одним и тем же пунктам документов, в зависимости от того, к кому из экспертов Минюста они попадут на проверку. Нередко их требования вообще противоречат друг другу.
Из-за этого от возможного отказа в регистрации на 100% не защитит ни обращение к юристу, ни если Вы на 10 раз перепроверите документы. Ни даже, если сам работник Минюста будет составлять для Вас документы. Т.к. их проверяют на два раза: сначала документы смотрит штатный эксперт Минюста. И если у него не возникнет ни одного замечания, документы перепроверит его начальник (руководитель отдела регистрации НКО). Само собой у начальника может быть свое субъективное понимание законодательства и мнение касательно качества документов.
По моей личной статистике — только 3/4 АНО проходит процедуру регистрацию с первого раза. И это при том, что я много лет этим профессионально занимаюсь, собрал уже наверно все возможные замечания и постоянно общаюсь с экспертами Минюста в разных регионах. Относительно без сложностей проходит регистрация АНО разве что в Москве и моем родном регионе – Свердловской области.
Тогда в чем смысл обращаться к юристу, если все равно есть риск получить отказ в открытии АНО?
В том, что с профессионалом Вы однозначно быстрее зарегистрируете организацию, при этом без расходов на пошлины и нотариуса, поскольку юристы, как правило, отправляют документы на регистрацию АНО в Минюст электронно по ЭЦП (пошлина не уплачивается при электронной подаче, а ЭЦП заменяет нотариальное заверение подписи в заявлении).
Да, не исключен отказ. Но, одно дело получить отказ из всего 1 — 2 замечаний, и в итоге зарегистрировать АНО со второй попытки (при этом исправленные документы можно переподать прямо с компьютера, без поездок в Минюст). А другое – получить отказ на 4 — 6 страниц крайне специфического юридического текста, в котором нужно еще как то разобраться, чтобы доработать документы, после чего вероятно получить еще один отказ и потерять пошлину.
Процедура регистрации АНО — это совсем не то же самое, что открытие ООО в налоговой. Чтобы грамотно составить документы и оперативно зарегистрировать АНО, нужно не только знать законодательство о юридических лицах и НКО – нужно думать как работник Минюста, проверяющий документы.
Потому, даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к проработке документов, особенно устава. Они должны быть идеально выверены с точки зрения законодательства.
Помните – ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО.
Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для регистрации АНО в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам.
Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию АНО вы можете почитать в моих статьях:
— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации
— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО)
— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации
— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО)
Теперь перейдем непосредственно к созданию АНО.
Этапы создания некоммерческой организации
Порядок учреждения НКО отличается от регистрации коммерческой фирмы или ИП. Отличий много. Требуется соблюсти юридические процедуры, подготовить проекты документов, провести заседания. Но по сути, пошаговая инструкция по открытию некоммерческой организации 2020 состоит всего из четырех этапов.
Этап № 1. Подготовка.
На подготовительном этапе учредителям некоммерческой организации придется выполнить следующие действия:
- Согласовать со всеми участниками, создателями и учредителями порядок создания нового экономического субъекта.
- Определить порядок функционирования предприятия.
- Обозначить место нахождения учреждения и получить официальное заверение, что создаваемая НКО вправе вести деятельность и находиться по этому адресу.
- Подготовить проекты документов, обязательных для регистрации экономического субъекта.
Этап № 2. Обсуждения.
Второй этап предполагает организованную встречу участников, создателей и учредителей будущего юридического лица. Собрание или заседание участников проводится с целью решения следующих вопросов:
- принять коллегиальное решение об учреждении НКО;
- утвердить уставную и прочую учредительную документацию;
- закрепить органы управления (дирекцию) компании;
- утвердить распоряжение о регистрации юрлица;
- оформить протокол собрания в установленном порядке.
Этап № 3. Регистрация.
На третьем этапе пошаговая инструкция открытия НКО предусматривает регистрацию юридического лица в государственных ведомствах. Для этого необходимо:
- заполнить заявление по установленному образцу (форма Р11001);
- уплатить государственную пошлину (ст. 333.33 НК РФ);
- подать заявление в Министерство юстиции РФ по месту нахождения создаваемого юрлица.
АНО: процесс создания
Учредителями такого типа учреждения выступают физлица и юрлица. Отличие от иных предприятий: учредителем АНО может быть одно лицо. Также учредители используют услуги, оказываемые этой компанией, но лишь наравне с иными лицами.
Учредители по долгам образованного ими учреждения ответственности не несут, равно как и АНО по долгам учредителей.
Правление в АНО осуществляют учредители согласно порядку, регламентированному Уставом. Высший управленческий орган АНО – Общее собрание его учредителей.
Учредители организовывают и постоянно функционирующий орган с коллегиальным типом правления. Они назначают единоличный орган исполнительной власти (гендиректора, Председателя), обычновыбирая кандидатуру из числа физлиц-учредителей.
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
- Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников. - Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты. - Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
- Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений. - Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
Процесс реорганизации
Преобразование АНО возможно, но только в фонд. Других законных вариантов нет.
Для такой реорганизации должны быть выполнены следующие действия:
- Учредители принимают соответствующее решение.
- В Минюст передаются необходимые документы. Первый – принятое решение учредителей. Второй – заполненное уведомление, сообщающее о начале процесса реорганизации по форме 12003.
- Публикация информации. Сведения о том, что планируется преобразование АНО в фонд, размещаются в Вестнике государственной регистрации.
- В Минюст подаются документы для регистрации. Происходит это через 3 месяца после того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о начале реорганизации.
Стоит помнить о том, что лицу, регистрирующему фонд, нет необходимости лично обращаться в ФНС, хотя в ее базу должны быть занесены все данные, касающиеся преобразования АНО. Суть в том, что Минюст отправляет все документы в налоговую службу без помощи посредников.
Что такое конкурс субсидий НКО?
В большинстве случаев средства в рамках субсидий выделяются некоммерческим организациям в 2023 году, на конкурсной основе. Местный муниципалитет, преследующий достижение определенных социальных или общественных целей, проводит отбор НКО, которые могут лучше других организаций справиться с поставленной задачей.
Сведения о предстоящем конкурсном отборе размещаются на официальном сайте государственного органа, с указанием:
- ссылки на нормативный акт, предполагающий выделение субсидии некоммерческой организации;
- сроков подачи заявок;
- времени и месте принятия заявлений участников;
- телефонного номера для проведения консультаций по поводу участия.
Отдельно взятой НКО разрешается подавать запрос на включение в состав отбора один раз, с правом отказа от указанного намерения не позже начала мероприятия.
Отнесение НКО к социально ориентированным объединениям в 2023 году осуществляется на основе рекомендаций, утвержденных Минэкономразвития РФ. К таковым причисляются организации, направления деятельности которых, распространяются на следующие сферы:
- социальную защиту и поддержку населения;
- подготовительные мероприятия по преодолению влияния стихийных бедствий и катастроф;
- экологическую безопасность;
- юридическую поддержку граждан в части защиты прав и свобод;
- профилактику поведения, представляющего опасность для общества;
- образовательную и просветительную работу среди населения;
- прочие функции, соответствующие требованиям законодательных норм и полезные для общества.
Форма регистрации АНО предполагает особый режим налогообложения. Все некоммерческие организации, включая АНО, являются плательщиками налога на прибыль. Хотя средства и имущество, которое поступило в организацию на безвозмездной основе, не входит в состав налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
АНО вправе работать как на упрощенном режиме, так и на общих основаниях. При этом, если выбрана УСН, то она возможна, если предельный доход не будет превышать 60 миллионов рублей, зато целевое финансирование не включается в налоговую базу. Однако недопустимо применение УСН, если в АНО доля участников-организаций составляет 25 и более процентов.
НДС у АНО формируется в общем порядке. Выручкой в данном случае становится доход от реализации работ, товаров и услуг.
Кто может быть учредителем?
В качестве учредителей организации формы АНО могут выступать как юридические, так и физические лица. Граждане должны быть полностью дееспособными и совершеннолетними. Учредителем АНО могут иностранцы и иностранные юридические лица, но за малым исключением:
- если относительно гражданина иностранного государства или лица без гражданства на территории РФ принято решение о нежелательности его нахождения в пределах страны;
- если деятельность организации приостановлена в связи с проповедованием экстремистских взглядов;
- если в отношении лица было судебное разбирательства и установлен факт экстремистской деятельности.
Учреждать АНО могут и государственные, муниципальные органы. Однако такой учредить должен обладать статусом юридического лица.
Наименование некоммерческих организаций, помимо указания на организационно-правовую форму, обязательно должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Автономные некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Рассмотрим, каким должно быть наименование Автономной некоммерческой организации.
Наименование Автономной некоммерческой организации должно быть наиболее оригинальным, не дублировать наименования других некоммерческих организаций и отражать основную цель создания. Иными словами, из полного наименования Автономной некоммерческой организации должно быть максимально понятно, для чего создана данная организация, например:
- Автономная некоммерческая организация «Центр развития личности «Лидер»
- Автономная некоммерческая организация по развитию культуры и искусства «Венера»
Наименование (полное, сокращенное) Автономной некоммерческой организации должно быть обязательно приведено на государственном языке Российской Федерации — русском. При этом дополнительно наименование может быть указано на языке народов Российской Федерации или иностранном языке.
Если в наименовании Автономной некоммерческой организации использованы имя гражданина, символика, защищенная законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица, как части собственного наименования, при регистрации некоммерческой организации в уполномоченный орган или его территориальный орган нужно представить документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Напомним, что как и для всех других организационно — правовых форм, использование слов Россия, Российская Федерация и производных от них в Автономной некоммерческой организации осуществляется только на основании специального разрешения Правительства Российской Федерации.
Автономная некоммерческая организация (АНО) считается зарегистрированной с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись в Единый государственный реестр юридических лиц вносит Федеральная Налоговая Служба. Далее документы АНО возвращаются в территориальный орган юстиции и выдаются на руки заявителю.
Законодательством предусмотрен трехдневный срок выдачи документов о регистрации Автономной Некоммерческой Организации с момента поступления этих документов в территориальный орган юстиции.
В результате мы получаем готовые документы о регистрации Автономной некоммерческой организации (АНО):
- Зарегистрированный устав;
- Свидетельство ОГРН;
- Свидетельство ИНН;
- Свидетельство Министерства юстиции Российской Федерации;
- Лист записи о регистрации Автономной Некоммерческой Организации;
- Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.
Также необходимо изготовить печать для Автономной Некоммерческой Организации. А также открыть расчетный счет в любом удобном для Вас Банке.
Что такое АНО? Зачем нужна АНО?
Согласно Закону о некоммерческих организациях, автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Важно! Для регистрации АНО достаточно одного физического лица. Минюст несколько раз менял свои требования и трактовку закона, но сейчас мы успешно создаем АНО с одним физическим или юридическим лицом.
Целью создания и регистрации автономной некоммерческой организации является оказание населению услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, медицины, физкультуры, права, спорта, культуры, искусства и других сферах. Подробнее на странице Профессиональные НКО. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». АНО может создаваться для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных и управленческих целей. АНО открывается с целью удовлетворения духовных потребностей общества, развития детского и юношеского спорта, охраны здоровья населения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказания помощи гражданам и организациям.
Документация для открытия юридическими лицами
Процесс регистрации подобной структуры заключается в подаче целого списка документации. Важно знать, что решение о регистрации принимает только единый государственный комитет по вопросам некоммерческих организаций, что существует при действующих органах местной власти.
Какие документы необходимо передать для осуществления законной процедуры рассмотрения вопроса открытия АНО от юридического лица:
- Свидетельство о регистрации юридического лица;
- Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в местном органе налоговой службы;
- Заверенная копия паспорта директора (руководителя) предприятия или организации;
- Личный идентификационный номер (копия) директора или руководителя предприятия.
Срок регистрации АНО в Минюсте (Министерстве юстиций), вся процедура этого процесса.
Регистрацию Автономной некоммерческой организации осуществляет Министерство Юстиций. Общий срок регистрации состоит из 7 этапов. Общий срок регистрации занимает около 1,5 месяца. Опишем все этапы регистрации АНО.
- Подаем готовый комплект документов на регистрацию в Министерство Юстиции. Там 14 рабочих дней документы рассматриваются специалистом.
- На 14 рабочий день необходимо связаться с Министерством Юстиций и узнаем, какое решение принято.
- Если документы проходят правовую экспертизу, то Минюст сам отправляет их в Управление ФНС, около 7 дней.
- В ФНС проводят свою дополнительную экспертизу 5 дней.
- Если решение ФНС положительное, вносится запись в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. С момента внесения записи организация считается созданной. Но это еще не всё.
- Документы вновь отправляются в МИНЮСТ 7 дней.
- Минюст выпускает дополнительное свидетельство о регистрации в Минюсте. 7 дней.
- Мы звоним в Минюст, если все готово, мы получаем полный пакет документов.
Итого срок регистрации АНО получается примерно 1,5 месяца. Если не будет отказа или требования Минюста в доработке документации.
Список документов, получаемый в Министерстве юстиций, по итогу регистрации АНО.
- Свидетельство о государственной регистрации;
- Свидетельство Министерства юстиции о регистрации;
- Лист записи о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- Выписку из ЕГРЮЛ;
- Устав с отметкой Министерства юстиции.
Также необходимо изготовить печать, коды статистики и приказ, они входят в стоимость услуг.