Памятка: правила пребывания иностранных граждан на территории РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка: правила пребывания иностранных граждан на территории РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При пересечении границы РФ необходимо заполнить миграционную карту. В ней указывается цель приезда в страну. Нарушать назначение не допускается. Если иностранец въехал в страну, например, для воссоединения с семьей и совместного проживания, то заниматься открытием предприятий и заключением коммерческих контрактов ему нельзя. Для этого необходимо получить РВП или ВНЖ, чтобы обладать всем комплексом прав и обязательств как граждане России.

Что требуется от принимающей стороны

Приглашающая сторона и принимающая – понятия разные. Первая оформляет пригласительный документ (это может быть, как гражданин РФ, так и организация), вторая – предоставляет право на временное проживание на принадлежащей ей жилплощади, а также право на осуществление коммерческой деятельности либо каких-либо работ. Функции принимающей стороны на себя могут возложить зарегистрированные на территории РФ и имеющие место для проживания лица, наниматели, предприятия, представляющие госструктуру лица, а также уполномоченные организациями (иностранными, в том числе) лица.

Если лицо с иностранным гражданством имеет на территории РФ жилую недвижимость, зарегистрировать свое проживание в ее отношении он может самостоятельно, предъявив для этой цели фиксирующее право на жилье документы.

Заполнение бланка, отправляемого после оформления в отделение МВД, следует осуществлять на русском языке.

Условия пребывания в России для иностранцев в 2019 году

Особенности миграционного режима в РФ заключаются в следующем:

  • При нахождении в стране более 7 календарных дней – обязательна постановка на учет по месту проживания. Для этого нужно обратиться в УВМ МВД РФ по месту нахождения.
  • Соблюдение срока пребывания в стране – не более 90 дней каждые пол-года по визе. По РВП – до 1 года, по ВНЖ – до 5 лет, допускается продление.
  • Для постоянного нахождения в стране необходимо оформление РВП. Документ дает право на оформление трудового договора со сроком действия до 3 лет с продлением каждый год. После этого есть возможность получить вид на жительство. ВНЖ действует в течение 5 лет и может продляться на тот же период.

Для продления разрешения на проживание иностранцу или ответственному за его пребывание на территории РФ резиденту необходимо обратиться в миграционную службу не позднее, чем за 2 месяца до момента окончания срока действия регистрации.

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.

Как оформляется временное пребывание иностранца?

Ответ на данный вопрос содержится в Постановлении Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»№ 9 от 15 января 2007 г.

По общему правилу иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, обязаны встать на учет в органах ФМС РФ по месту пребывания.

Исключения составляют некоторые категории иностранных граждан, установленные законодательством России, для которых такая постановка не обязательна.

Основания для продолжительного пребывания мигрантов в России

Для длительного нахождения в стране сроком от 90 дней и более потребуется оформить разрешение на временное пребывание (РВП), что позволит легально проживать в России в течение 3 лет. Разрешение выражено в виде штампа, который проставляется в паспорте мигранта сотрудниками миграционной службы.

Исключением является категория граждан, которым для продолжительного пребывания в РФ РВП не нужно. К ним относятся:

  1. Белорусские подданные;
  2. Граждане Туркменистана;
  3. Апатриды;
  4. Высококвалифицированные специалисты и члены их семей.

Следует отметить, что на предоставление РВП существует квота. Однако есть лица, имеющие право на получение разрешения вне квотирования. Это:

  1. Подданные бывших советских стран;
  2. Недееспособные граждане, дети которых – российские подданные;
  3. Лица, родители которых являются недееспособными российскими гражданами;
  4. Супруг (супруга) гражданина (гражданки) РФ;
  5. Граждане, несущие службу в рядах российской армии;
  6. Инвесторы;
  7. Участники программы «Соотечественник»;
  8. Дети, родители которых подали заявление на получение РВП.

Особенности регистрации трудовых мигрантов

Лицам, которые относятся к трудовым мигрантам, можно оформить разрешение на проживание на срок от года до трех лет. В этом случае есть свои нюансы:

  • Регистрация высококвалифицированных специалистов (ВКС) выполняется на основании контракта. Срок их пребывания равен времени действия трудового договора. Такой документ заключается максимум на три года. Работодатель может решить продлить контракт. В этом случае продлевается и регистрация.
  • Если с ВКС заключен трудовой договор меньше чем на три месяца, то работнику можно не оформлять разрешение. Если контракт был разорван раньше этого времени, человек имеет законное право оставаться в России еще один месяц без оформления разрешения.
  • Если работник оформил патент на осуществление трудовой деятельности, то срок пребывания зависит от внесения пошлина за пользование патентом. Если оплата внесена за полгода, то гражданин может оставаться в России в течение шести месяцев.

Регистрация несовершеннолетних иностранных граждан

Несовершеннолетние дети иностранцев, прибывшие на территорию РФ, обязаны быть поставлены на миграционный учет в течение недели с момента пересечения границы.

Постановка на учет необходима и для того, чтобы обеспечить ребенку доступ к получению образовательных и медицинских услуг.

Родители обязаны предоставить в регистрирующий орган (отдел ФМС при МВД РФ) следующие документы на ребенка:

  • свидетельство о рождении или паспорт;
  • полис обязательного (или дополнительного) медицинского страхования;
  • заполненную миграционную карту;
  • оформленное уведомление о прибытии;
  • документы о месте проживания (от принимающей стороны).

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории г. Москвы

Устав города Москвы предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3, ст. 3).

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории города Москвы регулируется федеральным законодательством. Роль основного правового акта выполняет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Наличие гражданства иностранного государства не ставит всех обладающих им субъектов в равное положение.

Согласно законодательству выделяют три категории таких субъектов: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранные граждане.

Перечисленные категории имеют разный правовой статус, который обусловлен различными правовыми основаниями их нахождения на территории государства и формой правовой связи с Российской Федерацией.

Указанный Закон устанавливает сроки и условия оформления пребывания данных категорий иностранных граждан в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы.

Если лицо прибыло в Россию в порядке, не требующем получение визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток. В предусмотренных законом случаях срок пребывания может быть продлен или сокращен.

К категории временно пребывающих иностранных граждан относятся туристы, лица, прибывшие на учебу, работу, в служебные командировки, по гостевым приглашениям и т.п.

Временное проживание иностранных граждан связано с получением разрешения, срок действия которого составляет три года.

Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством России по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Без учета квоты разрешение на временное проживание выдается лицам: родившимся на территории РСФСР и состоявшем в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; имеющим родителя – гражданина РФ, а также иным категориям иностранных граждан.

В случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин вправе подать повторное заявление не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего. Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулировании разрешений на временное проживание предусмотрен в федеральном законе.

Постоянно проживающими на территории РФ являются иностранные граждане, получившие разрешение, именуемое “вид на жительство”. До его получения иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. Выдается вид на жительство на пять лет с возможностью последующего продления [56, с. 111].

В Москве, как и в Российской Федерации, в целом, в силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер и становится одним из факторов, усугубляющих социально-экономическое положение страны.

С целью наведения порядка в миграционной сфере в 2006 году был принят Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, который значительно упростил процедуру миграционного учета, введя уведомительный порядок взамен разрешительного.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в установленном законом порядке по месту своего пребывания.

Миграционным учетом и регистрацией по месту пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Москве занимаются органы Федеральной миграционной службы. Так в 2008 году на миграционный учет в Москве было поставлено 1077504 иностранных граждан. Управление Федеральной миграционной службы по г.

Читайте также:  Как проверить полис ОСАГО на подлинность?

Москве осуществляет также контроль над миграционной ситуацией в столице, особое внимание при этом уделяя работе по ограничению невостребованного потока иностранной рабочей силы в Москву.

Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан на территории России определяется в соответствии с принципом национального режима пребывания.

Это означает, что в объеме правомочий они приравнены к гражданам Российской Федерации за изъятиями, установленными законом.

Исходя из этого принципа, наибольшим объемом прав, свобод и обязанностей обладают иностранные граждане, постоянно проживающие в России.

Передвижение иностранных граждан по территории России и выбор места жительства осуществляется в порядке, установленном российским законодательством, а также международными договорами Российской Федерации.

В интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка в реализации права на свободу передвижения могут устанавливаться определенные ограничения.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов данного субъекта [35, с. 241].

Иностранные граждане не обладают избирательным правом, они не могут принимать участие в референдумах, проводимых в Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Данная федеральная норма легла в основу ч. 5, ст. 4 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года “О референдуме в городе Москве”.

В ней указано, что в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и жители Москвы.

Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, заниматься предпринимательской деятельностью. Осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане могут только при наличии разрешения на работу.

Правительство РФ ежегодно устанавливает для каждого субъекта РФ квоту привлечения иностранной рабочей силы. Например, для города Москвы на 2008 год квота составила 594886 человек, а на 2009 год 392157 человек.

Однако для постоянно и временно проживающих в РФ иностранных граждан; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в России; лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др. разрешение на работу не требуется.

Временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание [26, с. 136-137].

С 2007 года в России эффективно действует новый порядок оформления разрешительных документов для работы иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Значительное упрощение процедуры, заключающиеся в возможности для данной категории иностранных граждан самостоятельно, без участия работодателя в течение 10 дней получить разрешение на работу, привело к увеличению количества выданных разрешений.

Так если за 11 месяцев 2007 года в городе Москве было выдано 600 тысяч таких разрешений на работу, то за аналогичный период 2006 года только 150 тысяч. В 2008 году УФМС по городу Москве всего выдало 563280 разрешений на работу, из них 441893 иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Законом города Москвы от 19 сентября 2001 г. “Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве” был введен механизм учета иностранных граждан с целью выявления тенденций миграционной политики.

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 22.07.2008 N 133-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.07.2009 N 199-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 385-ФЗ)

Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации

В соответствии со ст.24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114-ФЗ устанавливает, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. 3

Виза — это разрешение на въезд и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Рос-сию в порядке, не требующем получения визы, является приглашение на въезд в РФ, которое выдается МИД РФ или МВД РФ или его территориальным органом. Основанием для выдачи приглашений могут являться ходатайства органов госу-дарственной власти, дипломатических представительств и консульских учрежде-ний иностранных государств в РФ, юридических лиц, граждан РФ и постоянно проживающих в РФ иностранных граждан.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться по месту своего пребывания в течение 3 рабочих дней со дня прибытия. На временно про-живающих и постоянно проживающих иностранных граждан РФ возложена обя-занность ежегодной перерегистрации в указанных органах.

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

  1. 1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

    Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

  2. 2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее — подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

  3. 3. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

  4. 4. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.

    Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

  5. 5. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона.

    Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ.

    Не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина в соответствии с абзацами первым — третьим настоящего пункта для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получать визу.

    В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации.

  6. 6. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

  7. 7. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в указанной образовательной организации.

    Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в случае перевода данного иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе образовательную программу другого уровня, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

    Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в случае перевода данного иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в образовательной организации, в которую он переводится для продолжения обучения. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации, в случае его приема на обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в другую образовательную организацию продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по указанной образовательной программе в образовательной организации, в которую он принят.

    Образовательная организация, в которой проходит обучение иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором или третьем настоящего пункта, обязана обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации данного иностранного гражданина не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

    Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, может быть продлен на срок до тридцати календарных дней с даты отчисления данного иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения по очной или очно-заочной форме в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию.

    Срок временного пребывания иностранного гражданина, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, может быть продлен до тридцати календарных дней по ходатайству данного иностранного гражданина либо образовательной организации, в которой данный иностранный гражданин обучался по очной или очно-заочной форме, или образовательной организации, в которой данный иностранный гражданин будет продолжать обучение по очной или очно-заочной форме, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в целях обучения в порядке, не требующем получения визы, проставляется в миграционной карте.

    Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятом настоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.

    Форма и порядок подачи указанного в абзаце восьмом настоящего пункта уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Завершение или прекращение обучения иностранного гражданина в образовательной организации является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Читайте также:  Категория земли: как определить и что можно построить

Статья 8. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

  1. 1. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

  2. 2. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

  3. 3. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

  4. 3.1. Положения пунктов 1 — 3 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство:

    1. 1) высококвалифицированным специалистам и членам их семей в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

    2. 2) иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

    3. 3) иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию.

  5. 3.2. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином, указанным в подпункте 2 пункта 3.1 настоящей статьи, с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства иностранного государства. Указанные документы не представляются, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    При подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», указанным гражданином должна быть представлена нотариально заверенная копия заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины, направленного в полномочный орган данного государства.

  6. 3.3. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 2 пункта 3.1 настоящей статьи, выдается на три года.

  7. 3.4. Вид на жительство иностранному гражданину и членам его семьи, указанным в подпункте 3 пункта 3.1 настоящей статьи, выдается на срок действия свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

  8. 3.5. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство:

    1. 1) иностранному гражданину, который сам либо родственник по прямой восходящей линии, усыновитель или супруг (супруга) которого был подвергнут незаконной депортации с территории Крымской АССР;

    2. 2) родственнику по прямой нисходящей линии, усыновленным детям или супругу (супруге) иностранного гражданина, указанного в подпункте 1 настоящего пункта.

  9. 3.6. Иностранным гражданином, указанным в пункте 3.5 настоящей статьи, заявление о выдаче вида на жительство подается с представлением справки о реабилитации, выданной органом внутренних дел, органом прокуратуры Российской Федерации или судом.

  10. 4. Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

  11. 4.1. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства по заявлению о выдаче вида на жительство, поданному с 1 января 2013 года, содержит электронный носитель информации для хранения указанных в пункте 4 настоящей статьи персональных данных владельца, а также для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека).

    Для получения биометрических персональных данных лица без гражданства, записываемых на электронный носитель информации, лицо, которое подало заявление о выдаче вида на жительство, или лицо, в отношении которого такое заявление подано, подлежит цифровому фотографированию, а лицо, достигшее возраста двенадцати лет, также сканированию папиллярных узоров указательных пальцев его рук, осуществляемым в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    В случае невозможности сканирования папиллярных узоров указательных пальцев рук лица без гражданства проводится сканирование папиллярных узоров других пальцев рук указанного лица.

    Требования к электронному изображению лица человека и электронному изображению папиллярных узоров пальцев рук устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, и с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

    Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляют обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, или лиц без гражданства, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи вида на жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет учет видов на жительство, выданных лицам без гражданства и содержащих электронный носитель информации, а также персональных данных их владельцев в государственной информационной системе миграционного учета. Условия хранения и использования таких данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  12. 5. Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

  13. 6. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:

    1. 1) имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);

    2. 2) место проживания данного иностранного гражданина;

    3. 3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;

    4. 4) период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);

    5. 5) размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

  14. 7. Форма и порядок подачи указанного в пункте 6 настоящей статьи уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Нормы расхода холодной воды и сброса стоков

Отдельные категории иностранных граждан

  • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
  • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
  1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
  2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
  3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
  • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.

Юридическая компания предлагает иностранным работникам достаточно широкий спектр услуг:

  • предоставление бесплатной консультации по телефону,
  • бесплатный выезд юриста на первичную устную консультацию,
  • составление и сбор документов для получения разрешения на работу в Российской Федерации,
  • представление интересов иностранных граждан при получении документов для законного нахождения на территории РФ,
  • оценка компетентности и квалификации высококвалифицированного специалиста,
  • оформление разрешения на привлечение иностранных работников для работодателя,
  • продление сроков действия разрешения на работу и визы,
  • составление ходатайств о привлечении высококвалифицированных специалистов,
  • составление и сбор документов для оформления патента,
  • помощь в оформлении медицинских документов для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина в РФ,
  • составление трудовых договоров,
  • помощь в получении дубликата патента в случае его порчи или потери,
  • помощь в оформлении разрешения на работу иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ в порядке, требующем визы,
  • помощь в получении договора (полиса) добровольного медицинского страхования,

Иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности, должны соблюдать не только трудовое законодательство, но, в первую очередь, миграционное законодательство, которая довольно обширна и требует особого внимания со стороны иностранных граждан, дабы предотвратить нарушение своих прав.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть… выдан другому государству». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *