Административное наказание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное наказание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Цели административного наказания

Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2—3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе. Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права. Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы. В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Особенности назначения наказания в виде штрафа

В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ размер штрафа для граждан по большей части правонарушений устанавливается в пределах от 100 до 5 тысяч рублей. Для юридических лиц — до 1 млн. рублей. Но, например, по п. 1-5 ст. 15.39 КоАП РФ организацию могут наказать на 60 млн. рублей.

Но суд, рассмотрев обстоятельства дела, может вынести решение о взыскании с нарушителя суммы, кратной:

  • Цене предмета правонарушения. Ее устанавливают на момент, когда противоправное деяние пресечено или завершилось.
  • Сумме налогов, сборов, пошлин за ввоз товаров на таможенную территорию России. Объем денежных средств, подлежащих уплате, определяется на дату пресечения либо окончания правонарушения.
  • Сумме, проходящей по сделкам с валютными средствами, если при этом нарушены требования закона.
  • Денежной сумме, которую нарушитель обязан был зачислить на расчетный счет в уполномоченном банке, но не сделал это. Если зачисление было проведено с опозданием, при определении суммы штрафа судья будет исходить из размера учетной ставки Центробанка.
  • Сумме денежных средств, которые нарушитель обязан был в определенный срок вернуть в Россию, но не сделал это.
  • Сумме денежных средств, которые юрлицо передало иным организациям или гражданам без должных на то оснований. Этот пункт распространяется на сделки с имуществом, акциями, векселями, оказание различных услуг имущественного характера.
  • Сумме ранее назначенного штрафа за административные правонарушения, но не оплаченного в установленный законом срок.
  • Сумме выручки от торговых операций, за выполнение работ, если процедура проходила с нарушениями. Например, персонал магазина не использовал ККТ. Продавца могут оштрафовать на сумму выручки, полученной за весь период нарушения (но не более 1 года), если он существенно и без должных оснований завышал цены, регулируемые на уровне государства.
  • Начальной стоимости контракта на закупку товаров и/или услуг для нужд госорганов власти, бюджетных структур.
  • Сумме дохода, если для его получения физическое или юридическое лицо воспользовалось некоторой информацией, полученной от инсайдеров. Оштрафовать могут и в том случае, если использование данных позволило избежать убытка. Основанием для наказания могут стать и доказанные случаи манипулирования рынком.
  • Сумме денежных средств, подлежащих обязательному декларированию. К этому же пункту относятся иные финансовые инструменты.
  • Сумме субсидии, гранта, перечисленных физическому или юридическому лицу из бюджета России, при условии, что деньги направлены на решение не тех задач, что значились в первоначальной заявке.

Смягчающие обстоятельства

Мера административного взыскания, согласно законодательству РФ, должна быть избрана с учетом смягчающих обстоятельств, если таковые имели место быть в момент совершения правонарушения. К ослабляющим меру ответственности условиям относятся:

  • добровольное сообщение в органы власти о нарушении лицом, его совершившим;
  • раскаяние правонарушителя;
  • прекращение противоправных действий добровольно;
  • содействие органам следствия в установлении обстоятельств, относящихся к соответствующему деянию;
  • возмещение причиненного ущерба, устранение вреда правонарушителем добровольно или предотвращение им вредных последствий;
  • состояние аффекта или тяжелых жизненных обстоятельств у обвиняемого;
  • несовершеннолетие преступника;
  • беременность правонарушительницы или наличие у нее малолетнего ребенка.
Читайте также:  Категория земли: как определить и что можно построить

Наложение административного взыскания может быть произведено с учетом и тех смягчающих обстоятельств, которые не указаны в КоАП РФ или законах субъектов, но таковыми признаны судьей, компетентным органом или должностным лицом в конкретном случае. А также в данном правовом источнике некоторые административные правонарушения предусматривают иные отдельные смягчающие ответственность обстоятельства.

Виды административных санкций

Административный кодекс выделяет десять видов наказания, основное место среди которых занимает такой вид санкции за административные правонарушения, как штраф. В целом в нормативном правовом акте отражены следующие взыскания:

  1. Предупреждение.
  2. Административный штраф (КоАП отводит ему основное место среди других видов).
  3. Конфискация.
  4. Лишение физических лиц специальных возможностей и прав.
  5. Арест.
  6. Выдворение за пределы РФ.
  7. Приостановление трудовой деятельности.
  8. Дисквалификация.
  9. Запрещение посещения соревнований спортивной направленности.
  10. Работы исправительного характера.

Отягчающие вину обстоятельства

Увеличение суммы административного штрафа или срока другого типа наказания возможно судом или иным правомочным органом, если будет установлено наличие отягчающих вину обстоятельств. К ним относятся следующие факты:

  1. Злостное совершение правонарушений, несмотря на запрет уполномоченных органов.
  2. Вовлечение несовершеннолетних лиц в незаконные действия.
  3. Неправомерные деяния однотипного характера, если лицо является в настоящее время подвергнутым санкции за аналогичное действие. Например, нарушение правил дорожного движения при наличии зафиксированных административных штрафов от ГИБДД.
  4. Совершение незаконных действий в составе группы лиц.
  5. Нахождение правонарушителя в состоянии психотропного, наркотического или алкогольного опьянения, а также отказ от медицинского освидетельствования.
  6. Совершение незаконных действий в период чрезвычайной ситуации в регионе или стихийного бедствия.

Если одно из указанных обстоятельств входит в состав правонарушения как квалифицирующий признак, суд или другое уполномоченное лицо не могут признать его отягчающим.

Комментарий к ст. 3.4 КоАП

1. Предупреждение как мера административного наказания выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например в области дорожного движения (см., например, КоАП РФ ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет.

Единственная установленная форма предупреждения — письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, например предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного проступка, не относятся к мерам административного наказания.

Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок один год, предусмотренный КоАП РФ (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено.

Статья 3.2 КоАП РФ. Виды административных наказаний

  1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
    1) предупреждение;
    2) административный штраф;
    3) утратил силу.
    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    6) административный арест;
    7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    8) дисквалификация;
    9) административное приостановление деятельности;
    10) обязательные работы.
  2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.
  3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 10 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Статья 3.8 КоАП РФ. Лишение специального права

  1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей.
  2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
  3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.
  4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Статья 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация

  1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

  2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

  3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Специалитет и бакалавриат отличия

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние – это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).

Общественно вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь – это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Вина – это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Читайте также:  ВС указал, как правильно устанавливать сервитут

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

• доказыванию по делу об административном правонарушении;

• учету при определении меры и вида административной ответственности;

• анализу при изучении причин совершения правонарушения.

Комментарий к Статье 3.5 КоАП РФ

1. Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств.

К административному штрафу как самой распространенной мере административной ответственности можно применить различные основания для классификаций.

По основаниям применения штраф подразделяется на: абсолютно-определенный и относительно-определенный.

Абсолютно-определенный штраф выражается в четко определенном размере, установленном действующим законодательством и не допускающим других вариантов (например, ст. 11.17 и 11.18, 12.1 КоАП), где, в частности, за безбилетный проезд в пригородном поезде предусмотрен административный штраф в размере ста рублей и другие варианты отсутствуют.

Относительно-определенный штраф содержится в преимущественном количестве статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заключается в установлении границ возможного к применению размера, например незаконное получение кредита влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (ст. 14.11 КоАП) либо исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, который не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (часть 4 настоящей статьи).

Непосредственно применяемый размер штрафа в каждом конкретном случае определяется уполномоченными на то органами или должностными лицами на основании главы 23 КоАП.

Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;

3) сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

2. Административный штраф налагается в зависимости от административно-правового статуса субъекта административного правонарушения: физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо — в том случае, если исчисляется в установленных минимальных и максимальных размерах возможно взыскиваемого штрафа.

Минимальный размер, единый для всех субъектов, — не менее ста рублей.

3. Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности:

— для граждан — не более пяти тысяч рублей;

— для должностных лиц — не более пятидесяти тысяч рублей;

— для юридических лиц — не более одного миллиона рублей.

Установление минимального и максимального размеров административного штрафа гарантирует возмещение не только материального урона, нанесенного гражданином или юридическим лицом государству и обществу в результате противоправного поведения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП), что также соответствует публичным целям гарантий административной ответственности и целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП), но и позволяет правоприменителю индивидуализировать наказание, выбрав именно то, которое соответствует совершенному противоправному действию (бездействию). Кроме того, в соответствии с принципом индивидуализации наказания возможность выбора размера штрафа в пределах санкции статьи Особенной части КоАП с учетом различных обстоятельств совершения административного правонарушения, а также имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, обеспечивает реальность исполнения наказания и достижение целей административной ответственности.

Установление более высокого предела размера административного штрафа для должностных лиц (ч. 1 ст. 3.5 КоАП) предполагает для них повышенные требования со стороны государства к исполнению своих обязанностей, в том числе и по соблюдению, охране и защите прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности.

Административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

4. Также размер административного штрафа не может быть установлен с превышением пределов, перечень которых четко урегулирован данным Кодексом.

5. Так, Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ в статье 46 определены основы зачисления штрафа в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации (п. 1 в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 159-ФЗ).

6. Административный штраф уплачивается не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Важный момент, предусмотренный КоАП, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату штрафа. Рассрочка предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполне��ие постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

7. Важной гарантией является положение о недопустимости применения такой меры административной ответственности, как административный штраф, в отношении сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до тех пор, пока ими не заключен контракт о прохождении военной службы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *