Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое трасологическая экспертиза?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трасологическая экспертиза — термин, объединяющий все виды исследований, которые связаны с получением информации на основе изучения следов-отображений, возникающих после воздействия предметов. Наиболее часто к этому источнику сведений о событиях прибегают при рассмотрении спорных вопросов относительно обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.
Этапы проведения экспертизы
Деятельность государственных экспертных учреждений подчиняется ФЗ «О государственной экспертной деятельности» от 31.05.2001 № 73-ФЗ и ведомственным нормативным актам (приказ МВД России «Вопросы организации производства судебных экспертиз…» от 29.06.2005 № 511, приказ Минюста РФ от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций…»).
Исследование чаще всего включает в качестве этапа проведение осмотра транспортных средств. Вызываются участники процесса, владельцу предлагается представить автомобиль для осмотра. Эксперт проводит осмотр, фотографирование, измерения, взятие образцов. Результаты всех действий заносятся в акт осмотра, который подписывается всеми участниками процедуры.
Дальнейшая работа состоит в аналитической деятельности по сопоставлению полученных материалов (схемы ДТП, протоколы допроса участников, акт медицинского освидетельствования, фотографии, образцы, слепки и т. д.). При необходимости идентификации исследуются образцы на предмет установления тождества материалов.
Экспертная деятельность завершается составлением экспертного заключения, которое включает вводную часть, описание, исследовательскую часть и выводы — ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Заключение в виде документа за подписью эксперта, заверенной печатью экспертного учреждения, направляется в суд или выдается заказчику.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
- какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
- какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
- соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
- исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
- действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
- являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
- перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?
3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство
- принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
- следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
- найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?
4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП
Примерный список:
- в каком ряду произошло ДТП?
- на какой полосе движения произошло ДТП?
- ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
- как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?
5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?
- под каким углом произошло столкновение?
- какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
- в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
- в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?
- идентификационные;
- диагностические;
- классификационные;
- ситуационные.
Идентификационные – установление групповой принадлежности, индивидуального тождества по отображенным в следах свойствам и признакам, целое по частям.
Диагностические – реконструкционные (наличие следов, механизм их образования, свойства объектов, наличие навыков, пригодность следов для идентификации; реконструкция объектов по частям).
Классификационные – отнесение представленных объектов к определенному общепринятому классу.
Ситуационные – комплексное изучение следов и механизма их образования, направленное на реконструкцию события.
К трасологической экспертизе относятся:
- экспертиза следов зубов человека;
- экспертиза следов ног и обуви;
- экспертиза следов транспортных средств;
- экспертиза повреждений одежды;
- экспертиза следов орудий взлома и инструментов;
- экспертиза замков и предохранительных устройств;
- экспертиза пломб, запорно-пломбировочных устройств (зпу), закруток;
- экспертиза установления целого по частям;
- экспертиза изделий массового производства;
- экспертиза монет;
- экспертиза узлов и петель;
- экспертиза по установлению уничтоженных (измененных) рельефных знаков;
- экспертиза следов ног (лап) животных;
- экспертиза пробирных клейм на изделиях из драгоценных металлов и их сплавов (ювелирные изделия).
- идентификация конкретного человека (животного) по следам зубов;
- получение информации о индивидуальных признаках человека (пол, возраст и др.);
- реконструирование отдельных обстоятельств событий (количество людей принимавших пищу и др.).
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
Сравнительным материалом для проведения экспертизы служат слепки, изготовленные с зубов конкретного лица. Во всех случаях должны быть представлены не менее трех следов надкуса (полученных при сближенных, но несомкнутых челюстях) и трех следов откуса (полученных при сомкнутых челюстях), слепки зубов верхнего и нижнего ряда, следы зубов на предмете, аналогичном объекту экспертизы. Слепки изготавливаются зубным врачом (техником).
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов зубов человека
- Не образованы ли следы на объектах или повреждения на теле от воздействия зубов?
- Зубами животного или человека образованы следы?
- Каковы особенности строения зубов человека, оставившего следы?
- Какими зубами (коренными, резцами, клыками) оставлены следы?
- Оставлены ли следы зубов зубами конкретного человека (животного)?
- классификационные;
- диагностические;
- идентификационные;
- ситуационные.
Диагностические и классификационные – установление наличия и механизма образования следов и повреждений на одежде и обуви.
Идентификационные – идентификация следообразующих объектов по следам и повреждениям на одежде и обуви.
Ситуационные – реконструкция механизма происшествия.
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
На экспертизу необходимо представить одежду (или поврежденную преграду) с повреждениями, а также орудия (колющие, режущие, рубящие, тупые) – предполагаемые следообразующие объекты.
Объекты, направляемые на экспертизу, могут иметь различные по характеру повреждения (в том числе и эксплуатационные), поэтому в заявлении следует точно конкретизировать, какие из них подлежат исследованию.
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы повреждений одежды
- Имеются ли повреждения на представленной одежде?
- Каков механизм образования повреждения?
- Каков характер повреждения (разрыв, разрез и др.)?
- Каким орудием причинено повреждение?
- Не причинено ли повреждение конкретным предметом?
Выезд эксперта в любое удобное для Вас время и место
Полноценный и качественный осмотр ТС
Фиксация всех повреждений
Подготовка экспертного заключения трасологической экспертизы при ДТП по всем правилам, для использования в суде
Подготовка заключения об утрате товарной стоимости
Закажите бесплатную консультацию и предварительный расчет ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
С чем сталкиваются клиенты
до обращения к нам:
Почему Вам стоит обратиться
именно к нам:
Необъективная оценка
Обоснуем свою оценку с учетом
потребности клиента
Бюрократия
Соберем все документы
Хамское обращение с клиентами,
не берут трубки и прочее
Заставим страховую
компанию работать
Отказ в выплатах
Заберем деньги даже
у страховщика-банкрота
Как проходит трасологическая экспертиза
Как проводится трасологическая экспертиза после ДТП? Данный вопрос волнует не только обратившимся за помощью к специалистам, но и тех, кто только планирует сделать это. Многие сомневаются в целесообразности данной процедуры, считая, что она не может дать объективных ответов и, соответственно, определить виновника. Однако современные технологии и опыт экспертов, занимающихся проведением подобных экспертиз в течение многих лет, не раз доказывали свою эффективность.
Трасологическая экспертиза необязательно должна проводиться сразу же после аварии. Как правило, специалисты ориентируются на уже полученную информацию, будь то материалы дела или пакет заключений. Среди материалов и документов, которые могут понадобиться экспертам, стоит отметить следующие.
- Схема ситуации, которая может быть составлена как самими участниками дорожно-транспортного происшествия, так и сотрудниками ДПС. Если во втором случае сомневаться в качестве составленной схемы не приходится, то участникам нужно создавать схему сообща, чтобы ничего не упустить из виду.
- Протокол ДТП, составлением которого должны заниматься сотрудники правоохранительных органов.
- Фотографии места происшествия, сделанные экспертом.
- Видеофайлы, полученные с регистраторов, которые могли быть установлены как в автомобилях, ставших участниками инцидента, так и в проезжавших мимо транспортных средствах.
- Сами автомобили тщательно изучаются на предмет полученных повреждений. При этом оценка ущерба должна происходить уже после трасологической экспертизы, ведь специалисты смогут понять, получено конкретное повреждение в этой аварии или уже было раньше.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом
При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.
- По принадлежности следов от транспортных средств:
- Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
- Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
- Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
- Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
- Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
- Восстановление целостности картины по частям:
- К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
- Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
- Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
- Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
- Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
- Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
- Выявление конкретного места ДТП:
- На какой полосе произошло столкновение?
- В каком ряду стояли машины?
- Как располагались автомобили во время столкновения?
На какие вопросы отвечает эксперт, проводя трасологическое исследование
Выполняя экспертизу, специалист должен решить задачи, которые поставлены перед ним. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтобы, после получения ответа на него, тот или иной факт становился очевидным.
Итак, эксперт-трасолог по оставленным следам может решать такие вопросы:
- повреждения нанесены исследуемым транспортным средством или чем-то другим;
- каким типом транспортного средства причинен ущерб;
- какими деталями соприкасались ТС при столкновении;
- к какому авто относятся оставленные на дороге следы, в том числе осколки;
- предполагаемый механизм столкновения и возникновения повреждений;
- какое направление и скорость была у ТС перед столкновением;
- как двигались автомобили перед взаимодействием и двигались ли вообще;
- в каком месте дороги случилось взаимодействие транспортных средств (а также наезд на пешехода, ограждение и т. д.).
Основываясь на ответах на указанные вопросы, эксперт может решить, могли ли повреждения возникнуть в результате исследуемой аварии, была ли возможность предотвратить столкновение, были ли нарушены правила движения (превышение скорости, пересечение сплошной) и другие подобные.
Стоимость трасологической экспертизы
Услуги по проведению экспертных исследований предоставляются независимыми организациями, поэтому они являются платными. По закону оплата стоимости трасологической экспертизы возлагается на виновника происшествия. Кроме обязательной экспертизы, проводимой следствием, любая сторона или участник происшествия может заказать по собственной инициативе и оплатить проведение экспертной оценки.
Понесённые расходы на проведение экспертизы заказчик может в дальнейшем вернуть, подав судебный иск на виновника ДТП. Заранее определить стоимость трасологической экспертизы невозможно, она вычисляется в конце в зависимости от объёма проведённых работ, затрат на исследования, привлечённых материалов и оборудования. Кроме этого, на стоимость проводимых исследований может влиять срочность их проведения.
Средняя цена услуги на трасологическую экспертизу составляет около 15000 рублей. Но она может быть значительно снижена в зависимости от вида проводимых исследований и типа документального сопровождения.
Результаты экспертизы
После проведения осмотра эксперт составляет отчет на основании полученных документов, фактических материалов дела, вещественных доказательств, свидетельских показаний. Итоговая рецензия состоит из вводной, исследовательской, заключительной части.
Важно знать! В отчете указываются сведения специалиста, перечень исходных данных, ответы на представленные вопросы, инженерные расчеты с учетом справочной информации. Автовладельцы вправе оспаривать решение и подавать ходатайство по образцу на дополнительную или повторную экспертизу при противоречивости или неоднозначности выводов, нарушении законодательства, предоставлении неполных сведений.
Транспортно-трасологическая экспертиза направлена на изучение следов, оставленных на месте аварии. Установление причинно-следственной связи между действиями автовладельцев и автомобильными отпечатками позволяет восстановить обстоятельства инцидента, определить степень вины каждого участника ДТП в суде.
Что нужно для исследования?
Ходатайство о трасологической экспертизе при ДТП может получить практически каждый участник аварии, имеющий для её проведения определённые основания. Действия независимых экспертов сопоставляют разрозненные факты, которые могут иметь непосредственную связь с происшествием, ввиду чего сотрудникам транспортно-трасологического отдела необходимо предоставить всю, имеющую отношение к аварии информацию. Чем больше будет фактов и сведений, тем быстрее и точнее будет смоделирована схема дорожного происшествия, посредством которой устанавливается точная траектория движения участников произошедшего.
Результат проводимого исследования будет напрямую зависеть от полноты предоставленного пакета документов, среди которых должны быть заключения сотрудников ГИБДД и иные материалы дела.
Сроки проведения трасологической экспертизы при ДТП будут максимально короткими, если у экспертов будут в наличии:
- схема ситуации, которая была составлена непосредственно участниками аварии или сотрудниками полиции;
- протокол, который составят сотрудники ГИБДД;
- фотоматериалы, сделанные экспертами непосредственно на месте аварии;
- транспортные средства, принимавшие непосредственное участие в аварии (для исследования имеющихся повреждений);
- любые видеоролики или фотографии, сохранённые в регистраторах технических средств;
- протокол, свидетельствующий о проверке автомобилей в отношении их технического состояния;
- справка из полиции, подтверждающая происшествие.
Конечно же, всего перечня необходимых аргументов и справок у участников дорожного происшествия может не быть, поэтому приведённый список не является обязательным, он носит более рекомендательный характер, ведь ситуации на дороге случаются совершенно разные, в зависимости от тяжести произошедшего экспертам может попросту понадобиться больше материалов.
В результате аварии происходит наслаивание нескольких неудовлетворяющих факторов, соответствующих местоположению и времени развития. Задача эксперта выявить все факторы, которые повлияли на аварию и установить виновного в каждом конкретном случае. Вот что относится к таким характеристикам:
- Погодные условия и климатические изменения.
- Свойства дорожного покрытия (лед, дождевая вода, гравий, выбоины и др.).
- Время суток.
- Плохое освещение (электрическое, дневное).
- Ширина обочины и самой дороги.
- Техническая оснащенность автомобилей.
- Исправность или неисправность авто.
- Возраст и стаж лиц, допущенных к управлению.
- Логическая или нелогическая последовательность действий участников ДТП в стрессовой ситуации.
При расследовании не важно время, когда назначается транспортно-трасологическая экспертиза. Но стоит отметить, что лучше всего это делать на первоначальном этапе, когда в наличии имеются не только все следы происшествия, сохранена дорожная обстановка и процессуально оформленная, но и когда все участники дорожного происшествия, очевидцы, свидетели, помнят произошедшие события в деталях. С течением времени это все забывается, и восстановить полную картину на дороге будет гораздо труднее.
В некоторых ситуациях экспертиза проводиться и при рассмотрении дела в суде, если в этом есть такая необходимость. Как только заключение будет на руках у заинтересованных лиц, то этим можно доказать свою невиновность и указать на действительного виновника. Таким образом, происходит восстановление справедливости, когда нерадивый водитель старается обвинить законопослушного. В таких спорных ситуациях не стоит отказываться от бесплатной юридической консультации — по телефону вас смогут ее предоставить профессиональные юристы по автоправу.
Спасибо, ваш отзыв важен для нас
14.12.2017
★★★★★
5 5 1
“Отдельное спасибо за бесплатную консультацию.”
— Сергей