Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить жалобу на постановление об окончании исполнительного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для подачи жалобы на постановление об окончании исполнительного производства установлен короткий срок – 10 дней, не включая праздничные дни (ст. 122 и 15 Закона об исполнительном производстве). Срок отсчитывается со следующего дня после того, как заявитель узнал о нарушении своих прав, то есть о вынесении оспариваемого постановления.
Обобщение судебной практики рассмотрения дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Одобрено постановлением Президиума
Третьего арбитражного апелляционного суда
от 20.04.2009 № 10
Обобщение судебной практики рассмотрения дел
об оспаривании постановлений должностных лиц
службы судебных приставов, их действий (бездействия)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
С 01.02.2008 вступил в силу Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данный закон отличается от своего предшественника рядом новелл.
Обновление законодательства об исполнительном производстве внесло существенные изменения в практику арбитражных судов по вопросам его применения, в том числе, в практику рассмотрения дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).
Написание настоящего обобщения обусловлено необходимостью определения единых подходов к решению вопросов, возникающих в судебно-арбитражной практике при рассмотрении дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).
Порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Статьей 121 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрена возможность обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в связи с исполнением исполнительного документа в административном порядке — путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу и в судебном порядке — путем подачи заявления в суд, арбитражный суд.
В связи с этим необходимо отметить, что в силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации лицо, избравшее административный порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), не лишается возможности обратиться в суд.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность обжаловать в административном и судебном порядке постановления, действия (бездействия) не только самого судебного пристава-исполнителя, но и иных должностных лиц службы судебных приставов.
Подведомственность и подсудность дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Рассмотрением дел по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) занимаются как арбитражные суды, так и суды общей юрисдикции (ст. 329 АПК РФ, ст. 441 ГПК РФ).
Подведомственность указанных дел определяется частью 3 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» путем исключения из компетенции суда общей юрисдикции, а именно, все заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) рассматриваются судами общей юрисдикции, за исключением случаев, которые относятся к компетенции арбитражных судов.
Такие случаи перечислены в части 2 указанной статьи Закона, согласно которой заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации (имеется ввиду ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Подведомственность заявлений, подаваемых в рамках сводного исполнительного производства, в котором исполняются решения как арбитражных, так и судов общей юрисдикции, на наш взгляд, должна определяться с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», согласно которым, если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции. Указанные разъяснения, данные применительно к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» 1997 года, в полной мере соответствуют положениям Федерального закона «Об исполнительном производстве» 2007 года (ч. 3 ст. 128).
Согласно части 1 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дела об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) подсудны арбитражному суду или суду общей юрисдикции, в районе деятельности которого они исполняют свои обязанности. Представляется, что под районом деятельности следует понимать место нахождения соответствующего подразделения судебных приставов.
Правовая природа дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) и порядок их рассмотрения судом
Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства.
Служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Федерального закона «О судебных приставах», п.1 Положения о Федеральной службе судебных приставов).
Из взаимосвязанных положений статьи 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 1, пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О судебных приставах» следует, что судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе в Федеральной службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации; непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов.
Соответственно, дела по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) относятся к категории возникающих из публичных правоотношений дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Следовательно, рассмотрение арбитражным судом данных дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ч.1 ст. 329 и ч.1 ст. 197 АПК РФ).
Вопросы уплаты госпошлины
Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.
Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.
Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.
В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.
При наличии каких оснований оканчивается исполнительное производство?
Окончание исполнительного производства (ИП) — это регламентированная законом процедура: просто так прекратить ИП нельзя, даже если должник исполнил все свои обязательства. Для того чтобы производство могло считаться оконченным, пристав должен оформить специальное постановление и совершить некоторые другие процессуальные действия. Но прежде чем разобраться, как происходит окончание исполнительного производства, нужно выяснить, когда оно может быть окончено. К числу оснований закон относит:
- выполнение должником требований, которые содержались в исполнительном документе (ИД);
- возвращение исполнительного документа судебному органу или взыскателю (по требованию взыскателя или судебного органа, а также по ряду других причин);
- истечение срока, предусмотренного для исполнения документа;
- банкротство должника;
- ликвидацию компании, которая выступает в качестве должника.
Как обжаловать постановление об окончании исполнительного производства?
Зачастую бываю ситуации, при которых взыскатель не согласен с действиями пристава-исполнителя, который необоснованно заканчивает исполнительное производство, путем вынесения соответствующего постановления.
В данном случае основанием обжалования является со стороны пристава неисполнение всех необходимых мер или исполнительских действий для принудительного исполнения судебного акта, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
С целью составления наиболее эффективной жалобы вне зависимости от порядка обжалования необходимо детально изучить исполнительное производство и те действия, которые провел пристав-исполнитель.
Законодателем четко определен перечень исполнительских действий и если приставом необходимые действия не осуществлялись или осуществлялись частично, то вы имеете все шансы для отмены данного постановления пристава.
Что нужно указать в жалобе, обращенной против постановления?
Если у вас нет опыта в составлении подобных документов, можно пойти к нашему юристу, тогда специалист поможет правильно оформить бумагу и изложить суть ваших претензий. Также образец обжалования постановления пристава есть на сайте службы судебных приставов. Но он не всегда подходит, поскольку случаи индивидуальны и заранее предвидеть обоснование жалобы никто не может.
В заявлении нужно указать фамилию сотрудника службы, номер постановления, с которым вы не согласны, привести основания и пр. Документ составляется в свободной форме, но важно правильно и четко сформулировать суть претензий, указав свои требования, поэтому помощь юриста лишней не будет.
Еще раз отметим, что сроки обжалования постановления пристава исполнителя составляют ровно 10 дней, поэтому как только вы получаете документ, к которому имеете претензии, нужно сразу обращаться с заявлением в вышестоящий орган или суд. Помните, что шансы на решение вопроса в вашу пользу есть только в случае, если постановление действительно вынесено незаконно или необоснованно, с нарушением ваших прав.
Что входит в обязанности судебного пристава?
Чтобы подавать жалобу на действие или бездействие судебного пристава, прежде всего, нужно изучить что входит в его полномочия. Руководствуясь законом, выделяют следующие обязанности:
- Полное и правильное осуществление мер, указанных в исполнительном документе.
- Розыск должника, в том числе межгосударственный.
- Отыскивание имущества неплательщика.
- Ареста имущества и его изъятие.
- Арест счетов и финансов лица.
- Реализация изъятого имущества для погашения долгов.
- Предусмотренный судебным актом обыск ответчика.
- При обнаружения признаков преступления составлять заявление.
- Обработка личных данных.
- Обработка заявлений о ходатайстве.
- Предоставлять участникам исполнительного производства материалы их дела для ознакомления.
На какие действия вы вправе подать жалобу?
Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:
- Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
-
Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.
-
Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.
-
Вымогательство и шантаж, требование взятки.
-
Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.
Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:
- Нарушение правил наложения ареста на имущество.
-
Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.
-
Несвоевременная оценка и реализация имущества.
-
Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.
-
Неэффективность розыска должника и его имущества.
-
Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.
Как обжаловать постановление об окончании исполнительного производства?
Зачастую бываю ситуации, при которых взыскатель не согласен с действиями пристава-исполнителя, который необоснованно заканчивает исполнительное производство, путем вынесения соответствующего постановления.
В данном случае основанием обжалования является со стороны пристава неисполнение всех необходимых мер или исполнительских действий для принудительного исполнения судебного акта, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
С целью составления наиболее эффективной жалобы вне зависимости от порядка обжалования необходимо детально изучить исполнительное производство и те действия, которые провел пристав-исполнитель.
Законодателем четко определен перечень исполнительских действий и если приставом необходимые действия не осуществлялись или осуществлялись частично, то вы имеете все шансы для отмены данного постановления пристава.
Как отменить постановление о возбуждении исполнительного производства?
Зачастую бывают случаи, когда лицо узнает, что в отношении него возбуждено исполнительное производство, хотя на самом деле долговых обязательств перед взыскателем у него не имеется.
Данное обстоятельство может возникнуть ели долг ликвидирован внесудебном порядке, однако взыскатель, преследуя цель повторной «наживы» взыскивает с последнего денежные средства.
В данном случае при обжаловании решения следует отразить информацию о ликвидации задолженности и приложить к данной жалобе соответствующие документы.
Менее распространены случае вынесения постановления ввиду технической ошибке о взыскании денежных средств с совершенно постороннего лица, при этом последнее узнает об этом, когда в отношении последнего приставом инициируется принудительное взыскание.
При таком случае необходимо в жалобе максимально подробно изложить какую техническую ошибку допустил пристав, изложить основания, по которым Вы не согласны с обжалуемом постановлением, а также подтвердить, что вы не являетесь должником по данному исполнительному производству.
В части технических ошибок зачастую хватает административного порядка обжалования вышестоящему должностному лицу, однако сохраняются случаи, когда в данной ситуации может разобраться только суд.
Как подать жалобу онлайн?
Если вы не хотите ходить по инстанциям, подайте жалобу на постановление судебного пристава через официальный сайт ФССП.
Для этого ознакомьтесь с правилами подачи заявлений и нажмите «Ознакомлен». Далее вы будете перенаправлены на страницу электронной формы обращения.
Чтобы ваше заявление приняли к рассмотрению, обязательно заполните все поля, отмеченные «звездочкой»:
- Автор заявления (физическое или юридическое лицо);
- Фамилия, имя;
- Адрес электронной почты;
- Подразделение ФССП, в которые вы хотите отправить обращение;
- Текст жалобы (основания для отмены постановления, ваши требования и т.д.).
Как и куда подавать заявление
Важно определиться с тем, куда подавать, — в суд или в подразделение судебных приставов. Следует направить заявление судебным приставам об отмене исполнительного производства, если суд :
- принял отказ взыскателя от взыскания;
- утвердил мировое соглашение, соглашение о примирении между взыскателем и должником;
- отменил судебный акт, на основании которого выдавался документ для взыскания.
Следует направить заявление о прекращении исполнительного производства в суд, когда :
- утрачена возможность исполнить документ, который обязывает должника совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения;
- взыскатель отказался от получения вещи, которая была изъята у должника для погашения долга.
Проще говоря, суд завершает процедуру по инициативе пристава либо одной из сторон. Пристав — по обращению одной из сторон или самостоятельно после получения документов, подтверждающих основание для прекращения. Например, если отменено решение суда, по которому выдан документ. Таким образом, к кому и в каких случаях обращаться, прямо указано в законе.
Как составить заявление
Обязательной формы и специальных требований к составлению законодателем не установлено. Главным фактором здесь служит отсылка на производство и основания прекращения. Составляется, по общему правилу, заявление об отмене исполнительного листа в бумажной или электронной форме. Для направления в ФССП РФ оно должно содержать:
- подразделение судебных приставов;
- реквизиты взыскателя и должника;
- номер производства;
- основание прекращения;
- просьбу завершить процедуру.
Обращение для суда содержит :
- наименование суда;
- реквизиты взыскателя и должника;
- номер производства;
- основание прекращения со ссылкой на положения 229-ФЗ;
- просьбу завершить процедуру;
- перечень приложений. Прилагаются документы, подтверждающие обоснованность.
Основания для обжалования
Основаниями для обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства может быть несогласие с решением суда или непосредственно с действиями судебного пристава-исполнителя. В обоих случаях позицию необходимо подкрепить качественной доказательной базой.
Причины несогласия могут быть следующие:
- истек срок предъявления решения суда к исполнению, но по нему возбудили исполнительное производство,
- исполнительный документ не соответствует требованиям, установленным законом,
- были нарушены сроки возбуждения производства,
- несоблюдение процедуры надлежащего уведомления сторон о предстоящем возбуждении,
- постановление, вынесенное судебным приставом-исполнителем, не соответствует законным требованиям,
- в постановлении допущены ошибки, неправильно указаны данные.
Как узнать свои долги у приставов?
Однако процент выигрыша подобных дел крайне невелик. Поэтому чтобы грамотно составить жалобу и обосновать ее, нужно иметь определенные юридические знания. Лучше привлечь профессионала, который, помимо теоретической подкованности, владеет еще и практическим опытом ведения подобных дел.
Он сможет сказать, есть ли в конкретных обстоятельствах возможность отмены постановления. Это значительно сократит временные издержки и бессмысленные обращения в инстанции.
Для гражданина, который считает, что его права нарушены судебным приставом-исполнителем, есть два варианта действий:
- ходатайствовать об отмене постановления,
- просить перенести время вступления в силу решения суда.
В любом случае необходимо заранее подготовить ходатайство и подкрепить его доказательствами.
Собранный пакет документов направляется:
- руководителю службы пристава-исполнителя,
- в суд с требованием отменить постановление,
- в Прокуратуру с жалобой на незаконные действия представителей государственной власти.
Выбор инстанции поможет сделать квалифицированный юрист, так как он зависит от специфики каждого конкретного дела и сущности незаконных действий.
Если судебный пристав грубо нарушил права гражданина, целесообразно будет обращение в Прокуратуру. Понадобится написание жалобы с приложением подтверждающих документов и свидетельств. При наличии оснований прокурор приостановит постановление.