Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение взятки должностным лицом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая уголовная ответственность грозит за взятку?
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает достаточно серьезные наказания за коррупционные действия. К ним относятся дача взятки, ее получение, а также посредничество между должностным лицом и человеком, который пытается его подкупить. Вот какая уголовная ответственность за взятку предусмотрена российским законодательством:
- получение взятки (ст. 290 УК РФ) – наказание напрямую зависит от суммы взятки и может составлять от условного срока лишения свободы до 15 лет тюремного заключения. Также на строгость санкций влияет занимаемая должность обвиняемого, общественный резонанс, действие в составе организованной группы, размер ущерба государственной собственности и имиджу страны, случаи рецидивов (если подобные преступления совершаются не в первый раз) и другие факторы. Помимо лишения свободы, виновный может быть оштрафован на солидные суммы (обычно сумма штрафа – это 10-20-кратный размер полученной неправомерной выгоды), а также ему может быть выдан запрет на определенные должности и виды деятельности в будущем (например, практически всегда запрещается в дальнейшем занимать высокие государственные посты);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ) – как и в случае с получением, передача неправомерной выгоды (подкуп) госслужащего наказывается в зависимости от конкретной суммы взятки – чем она выше, тем более строгим будут санкции. В случае незначительной взятки тюремное заключение может быть заменено условным сроком на 1-3 года, если же размер неправомерной выгоды признан значительным, крупным или особо крупным, виновный может получить до 12 лет за решеткой. Также на строгость наказания влияет наличие подобных действий в прошлом, участие в составе преступной группы, ущерб для государства и т. д. Вместе с заключением или без него взяткодатель может быть оштрафован (10-30-кратный размер взятки), также ему могут запретить занимать определенные должности;
- посредничество в передаче взятки (ст. 291.1 УК РФ) – сравнительно недавно в Уголовный кодекс внесли также наказание для лиц, которые способствовали совершению коррупционного преступления. Обычно именно через них, а не напрямую, передаются деньги, а также выдаются необходимые документы в обмен на взятку. Наказание для виновных предусмотрено хоть и более мягкое, но всё равно довольно строгое: тюремное заключение до 6 лет (если речь идет о взятке в крупном или особо крупном размере, если преступление совершалось группой лиц или нанесен серьезный ущерб интересам государства). Кроме того, виновный может быть оштрафован на сумму, в 10-20 раз превышающую размер взятки, и к нему могут быть применены дополнительные ограничения в виде запретов той или иной деятельности.
Также нужно знать, что является взяткой с точки зрения законодательства. Речь идет не только о деньгах, материальная выгода может быть любой: ценные бумаги, драгметаллы, услуги, различные товары и т. д. В обмен на неправомерную выгоду взяткополучатель должен предоставить взяткодателю определенные услуги, выполнить действия или бездействовать вопреки своим должностным обязанностям (то есть, должна быть связь между подкупом и определенными преимуществами) – именно это дает основания для уголовной ответственности за дачу взятки. Взятка как преступление возможна только по отношению к государственному чиновнику, аналогичные действия в бизнесе называются коммерческим подкупом и наказываются по другим статьям.
Дача взятки также является преступным деянием
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
Посредничество в получении имущественных ценностей взяточником
За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.
Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:
- Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
- Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
- Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.
Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:
- Взятка не попадает под квалификацию мелкое взяточничество, то есть больше 25 тыс. руб. Если взятка относится к категории мелкой, ответственность не наступает, однако посредник не освобождается от наказания за должностные противоправные деяния (например, подлог, растрата и т.п.).
- Лицо, оказавшее посреднические услуги, совершало противоправное деяние по просьбе или приказу лица, давшего взятку или получившего ее, или по просьбе обеих сторон.
- Когда собраны неопровержимые данные передачи взятки посредником. Если доказательную базу собрать не удалось, уголовная ответственность, регламентируемая ст.291 УК России, не наступает.
- Лицо, пообещавшее передать взятку еще не успело это сделать, но проявило намерения стать посредником. В этом случае инициатива стать посредником может проявляться как лица, пообещавшего сыграть роль посредника, так и любого иного, являющего звеном коррупционной схемы.
В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.
В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.
Ответственность за посредничество во взяточничестве:
- Принудительная изоляция до четырех лет; выплата штрафных санкций в виде фиксированной суммы в 700 тыс. руб.; выплата штрафа от 20-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- При оказании посреднических услуг в передаче имущественных ценностей взяточнику с использованием противоправных деяний или должности в госучреждении – принудительная изоляция на 3–7 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы в 1 млн. рублей; выплата 20-ти до 50-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- За участие в преступном образовании, когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 150 тыс. руб. – принудительная изоляция на 5–10 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы 1–2 млн. руб.; выплата от 50-ти до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
- Когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 1-го млн. руб. – принудительная изоляция на 7–12 лет; выплата фиксированной суммы 1,5–3 млн. руб.; выплата штрафа от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
- Когда посредник сам предложил свои услуги взяткополучателю или взяткодателю – принудительная изоляция не более 7-летнего срока; выплата фиксированной суммы не более 3 млн. руб.; выплата штрафа до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.
Отдельной статьей УК России перечисленные выше преступные деяния в виде посредничества стали регламентироваться только в 2011г. Ранее этого года такие деяния регламентировались ст.290 и ст.33 (ч.5) УК России.
Степень тяжести и давность
Преступления по ст. 291 УК РФ, состоящей из пяти частей, отнесены к разным категориям тяжести. Соответственно, срок давности привлечения за них к уголовной ответственности составляет:
Часть статьи 291 УК РФ | Категория тяжести преступления | Срок давности |
1 | Небольшая | 2 года |
2 | Средняя | 6 лет |
3 | Тяжкая | 10 лет |
4 | Особо тяжкая | 15 лет |
5 | Особо тяжкая | 15 лет |
Кто несет уголовную ответственность
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда от 09.07.2013 № 24 дача взятки считается оконченным преступлением и получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи денег в наличной форме или зачисления их на банковский счёт). При этом не имеет значения, получило ли должностное лицо реальную возможность пользоваться (распоряжаться) полученными ценностями.
Уголовную ответственность за взяточничество несут:
- взяточники (получатели взяток);
- взяткодатели;
- посредники во взяточничестве.
Наказание для взяточников устанавливают статьи за взятку 290 и 291.2 УК РФ.
Преступление |
Наказание за получение взятки |
Основание |
Получение мелкой взятки |
Штраф до 200 тыс руб или в размере дохода за период до 3-х мес, либо исправительные работы до 1-го года, либо ограничение свободы до 2-х лет, либо лишение свободы до 1-го года |
Ч. 1 ст. 291.2 |
Получение мелкой взятки лицом, имеющим судимость по ст. 290, 291 или 291.1 УК РФ |
Штраф до 1 млн руб или в размере дохода за период до 1-го года, либо исправительные работы до 3-х лет, либо ограничение свободы до 4-х лет, либо лишение свободы до 3-х лет |
Ч. 2 ст. 291.2 |
Получение «обычной» взятки за действия (бездействие), которые должностное лицо обязано исполнять в рамках служебных полномочий |
Штраф до 1 млн руб, или в размере дохода за период до 2-х лет, или в размере от 10-кратной до 15-кратной суммы взятки, либо исправительные работы от 1-го года до 2-х лет, либо принудительные работы до 5-ти лет, либо лишение свободы до 3-х лет со штрафом в размере от 10-кратной до 12-кратной суммы взятки или без такового |
Ч. 1 ст. 290 |
Получение взятки в значительном размере |
Штраф от 200 тыс до 1 млн 500 тыс руб, или в размере дохода за период от 6-ти мес до 2-х лет, или в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки, либо лишение свободы до 6-ти лет со штрафом до 30-кратной суммы взятки или без такового |
Ч. 2 ст. 290 |
Получение взятки за незаконное действие (бездействие) |
Штраф от 500 тыс до 2 млн руб, или в размере дохода за период от 6-ти мес до 2-х лет, или в размере от 40-кратной до 70-кратной суммы взятки, либо лишение свободы от 3-х до 8-ми лет со штрафом в размере до 40-кратной суммы взятки или без такового |
Ч. 3 ст. 290 |
Получение взятки по ч. 1-3 ст. 290 лицом, замещающим гос. должность, главой местного органа власти |
Штраф от 1 млн до 3 млн руб, или в размере дохода за период от 1-го года до 3-х лет, или в размере от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки, либо лишение свободы от 5-ти до 10-ти лет со штрафом до 50-кратной суммы взятки или без такового |
Ч. 4 ст. 290 |
Получение взятки по ч. 1, 3, 4 ст. 290 группой лиц, с вымогательством, в крупном размере |
Штраф от 2 млн до 4 млн руб, или в размере дохода за период от 2-х до 4-х лет, или в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки, либо лишение свободы от 7-ми до 12-ти лет со штрафом до 60-кратной суммы взятки или без такового |
Ч. 5 ст. 290 |
Получение взятки по ч. 1, 3, 4 ст. 290 группой лиц, с вымогательством, в особо крупном размере |
Штраф от 3 млн до 5 млн руб, или в размере дохода за период от 3-х до 5-ти лет, или в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки, либо лишение свободы от 8-ми до 15-ти лет со штрафом до 70-кратной суммы взятки или без такового |
Ч. 6 ст. 290 |
Что грозит – тюрьма или штраф
Правильное определение суммы напрямую влияет не только на квалификацию (чем выше стоимость, тем опаснее преступление), но и на размер наказания, которое в последние годы стало существенно суровее.
Так, наказание за совершение преступления, предусмотренное ст. 290 УК РФ, в июле 2016 года было усилено: в зависимости от квалифицирующих признаков и обстоятельств содеянного стало возможным назначать штраф не только кратно сумме взятки, но и в твердой сумме до 5 млн. рублей.
Санкция ст. 290 УК РФ на сегодняшний день предусматривает:
- ч. 1 — штраф в размере до 1 миллиона рублей или 10-50-кратной величины суммы переданных денег, исправительные работы до 2-х лет, а также лишение свободы до 3-х лет;
- ч. 2 — штраф в размере от 200000 до полутора миллиона рублей или 30-60-кратной величины суммы переданных денег, а также лишение свободы до 6-ти лет. Такое наказание предусмотрено, если размер взятки соответствует значительному (то есть, превышающему 25000 рублей);
- ч. 3 — штраф в размере от 500000 рублей до 2-х миллионов рублей или 40-70-кратной величины суммы взятки, а также лишение свободы от 3-х до 8-ми лет – такое наказание может быть при получении ценностей за незаконные действия;
- ч. 4 — штраф в размере от 1-го до 3-х миллионов рублей или 60-80-кратной величины суммы взятки, а также лишение свободы от 5-ти до 10-ти лет – такое наказание может быть назначено, если обвиняемый занимал на момент совершения преступления государственную должность Российской Федерации, субъекта РФ или главы муниципального органа (например, мэр города, министр и т.д.);
- ч. 5 — штраф в размере до 2-х до 4-х миллионов рублей или 70-90-кратной величины суммы переданных денег, а также лишение свободы от 7-ми до 12-ти лет – такое наказание может быть участникам преступной группы, при получении взятки в крупном (то есть свыше 150000 рублей) размере или при вымогательстве ценностей;
- ч. 6 — штраф в размере от 3-х до 5-ти миллионов рублей или 80-100-кратной величины суммы взятки, а также лишение свободы от 8-ми до 15-ти лет – это наиболее суровое наказание, предусмотренное для должностных лиц, получивших противозаконно более миллиона рублей.
Как видно из представленной информации, чиновник, привлеченный к ответственности за особо тяжкое преступление по ч.6 ст. 290 УК РФ, может отделаться только штрафом, пусть и огромным. Вместе с тем, судебная практика в целом идет по пути назначения за коррупционные преступления наказания в виде лишения свободы, и уже дополнительно назначаются штрафы и запрет занимать определенные должности (такой запрет может длиться на срок до 15-ти лет).
Кроме того, правила назначения штрафа в кратном размере позволяют судам назначать к уплате сверхвысокие суммы. Если оплата не поступает в установленный законом срок, приставы немедленно инициируют представление о замене на лишение свободы. Как это происходит?
Можно ли избежать наказания?
Взяточник, который активно помогает в раскрытии злодеяния, может быть избавлен от уголовной ответственности. Освобождение от ответственности для взяточника возможно также, если должностное лицо в случае вымогательства взятки добровольно обратилось в органы правопорядка с целью возбуждения уголовного дела.
Поддержка и совет адвоката, знающего толк в подобных делах, являются крайне необходимыми мерами в борьбе с чиновническим аппаратом, с его установившимся порядком покрывания «своих». Колоссальные штрафные санкции, лишение свободы призваны уменьшить коррупцию среди госслужащих и иных лиц. Однако, необходимо помнить, что наказывают две стороны – взяткодателя и взяткополучателя.
У вас вымогают взятку либо не желают решать какие-либо вопросы без определенной суммы денег или иных ценностей? Перед тем, как совершить преступление и «подарить» деньги, проконсультируйтесь с адвокатом по уголовному делу. Он, как объяснит нюансы наказания за взятку и поможет решить интересующий вас вопрос должным образом.
«Понуждение» к даче взятки
Статьей 304 УК предусмотрено уголовное наказание за так называемое «понуждение» к даче какого-либо незаконного вознаграждения, то есть за провокацию коммерческого подкупа или взятки.
В случае с взяткой речь идет о попытке передачи незаконного вознаграждения должностному лицу, не давшему согласия на получение такого подношения или прямо отказавшемуся от него. При этом статьей 304 УК оговорено, что подобная провокация совершается виновным субъектом с целью шантажа или искусственной фабрикации доказательств данного преступления.
За такую провокацию виновному субъекту грозит:
- тюремное заключение до 5 лет;
- штраф максимум 200000 рублей или в сумме дохода за 18 месяцев;
- принудительные работы до 5 лет;
- дополнительное наказание – временный запрет на занятие конкретной должности (максимум 3 года).
Должностное лицо, изначально отказавшееся от незаконного вознаграждения или не знавшее о такой провокации, освобождается от наказания за взяточничество, так как само событие преступления в данном случае отсутствует. Данная норма оговорена абзацем 3 пункта 32 Постановления № 24 Пленума Верховного Суда от 09.07.2013.
Доказательства дачи взятки
Чтобы подтвердить факт передачи должностному лицу незаконного вознаграждения (взятки), можно использовать любые сведения, соответствующие требованиям статьи 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК).
Как правило, надлежащими доказательствами состоявшегося взяточничества могут выступать:
- показания самого субъекта, имеющего статус обвиняемого (подозреваемого) по данному делу;
- свидетельские показания;
- официальные протоколы всех произведенных следственных действий. Обычно протоколируются: выемка переданных (полученных) предметов, осмотр места происшествия;
- экспертные заключения (например, стоимостная оценка блага, переданного как взятка);
- документация, предметы, отнесенные по данному делу к вещественным доказательствам на основаниях статей 81-81.1 УПК;
- прочая документация, относящаяся к данному делу о взяточничестве (например, документальные подтверждения компетенции должностного лица – взяткополучателя).
На основаниях статьи 75 УПК доказательства могут признаваться недопустимыми, то есть не обладающими необходимой юридической силой. Чтобы избежать этого, нужно обеспечить соблюдение требований УПК при их получении.
Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?
Вопросы
совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
Государственной Думы.
Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.
Основные
положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.
Мне
предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
защищает мои права?
Если вам предлагают дать взятку или,
тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.
Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
преступлений коррупционной направленности.
В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.
Важно помнить, что закон всегда
на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.
И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.
Ответственность
грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?
Да, дача взятки – точно такое же
нарушение закона, как и ее получение.
За дачу взятки должностному лицу
ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
рублей), а также значительные штрафы.
Освобождение от уголовной ответственности
за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.
А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?
В России для лиц, совершающих коррупционные
преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.
При этом введена система дополнительных санкций,
таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.
Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
свободы.
И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
лишение свободы — до одного года.
И уголовной ответственности за получение взятки
можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.
Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?
Нет, по российскому уголовному
законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
характера.
Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
законодательства.
Государственным и муниципальным
служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
или развлечений, или того же лечения.
Все подарки, полученные на протокольных,
официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.
Они признаются
государственной или муниципальной собственностью.
И даже подарки, которые, на первый
взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудн��к ФСИН получал
за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
за получение взятки.
Как
контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
за сокрытие информации?
По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
детей.
За непредоставление такой информации
или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.
Но в минувшем году мы
усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.
Кроме того, состояние должностных лиц теперь
контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.
Наконец, на минувшей неделе мы
приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
иметь.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
совершенствованием антикоррупционного законодательства.
Она носит уже скорее
точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
привлекались должностные лица самого высокого ранга.
Но одним из важнейших вопросов
остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.
Другой комментарий к статье 291 УК РФ
Объект и предмет преступления тождественны объекту и предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290 УК РФ).
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (ст. 290 УК РФ).
Если взятка передается должностному лицу не самим взяткодателем, а посредником, то последний несет ответственность как пособник в даче взятки (ч. 5 ст. 33 и ст. 291 УК РФ). Необходимым условием при этом является осведомленность посредника о передаче им именно взятки. В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 также отмечается, что если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по ст. 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки (пособник).
От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом (либо с согласия должностного лица — его родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.
Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает должностному лицу взятку за совершение им определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Часть 2 ст. 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается, и ответственность наступает по ч. 1 ст. 291 УК РФ.
В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.
Следует иметь в виду, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добро��ольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.
Говоря о применении примечания к ст. 291 УК РФ, следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно примечанию к ст. 291 УК РФ освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку и добровольно сообщившее о даче взятки, но не о получении взятки. Поэтому, например, не подлежит освобождению от уголовной ответственности посредник, получивший взятку для последующей передачи должностному лицу, но до передачи предмета взятки обратившийся в органы милиции.
Кроме того, согласно закону получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, и обращение лица, получившего взятку, в органы милиции не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.
Статья 291 УК РФ — ответственность за дачу взятки
Проблема коррупции считается наиболее острой для современных реалий нашей страны. Практически каждый гражданин в России сталкивался с недобросовестностью различных пользователей, желающих нажиться на проблемах людей.
Именно потому одной из основных задач государства является противодействие любым преступлениям экономического характера. Российская законодательная база предусматривает ответственность как за дачу взятки, так и за ее получение.
Взяточничество стало огромной проблемой для российского общества. Недобросовестные чиновники и должностные лица стремятся повысить свое материальное благополучие за счет граждан, которые ищут любые пути для решения своих проблем. Иногда ситуация складывается таким образом, что человека буквально заставляют дать взятку, тем самым совершая преступление уголовного характера.
Отечественная законодательная база устанавливает довольно жесткие наказания для граждан, преступивших закон.
Чаще всего встречаются ситуации, когда пользователь сам принимает решение дать мзду чиновнику, но иногда взятка может стать принудительной. Это означает, что гражданина буквально подталкивают на преступление или открыто говорят о возможности решения его проблем за счет финансовых инструментов.
Для того, чтобы был признан факт противоправного проступка, необходимо, чтобы исполняемые действия, за которые поступило вознаграждение, находились в компетенции чиновника – взяточника, или же он имел доступ к решению проблем за счет покровительства или попустительства.
Зачастую при рассмотрении дел о взятках возникает вопрос, какие именно ценности могут стать взяткой. Для упрощения работы правоохранителей на государственном уровне принято считать, что все экономические блага и ценности, чья совокупная цена выше 3 тыс.
рублей, следует относить к взяточничеству.
Что считается взяткой, понятие взятки
По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).
Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.