Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «оператор гпм управляемых с пола код профессии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При оформлении результатов обучения машинистов операторов кранов управляемых с пола, в нашем учебном центре используется образцы свидетельства и удостоверения оператора крана выдаваемые как сейчас, так и 20 лет назад. Это форма привычна для инженеров по охране труда, инспекторов Ростехнадзора и сотрудников инспекции труда. По требованию работодателя на руки выдается выписка из протокола аттестации крановщика оператора крана, а сам протокол хранится в нашем архиве 5 лет. Срок действия удостоверения оператора машинист крана нынешним законодательством не определен, но в обязательном порядке требуется ежегодная проверка знаний в объеме производственной инструкции машиниста оператора крана управляемого с пола. Оформление результатов такой проверки знаний у операторов кранов, является обязательным требованием охраны труда и техники безопасности.
Образцы выдаваемых документов
Оператор, управляющий грузоподъемными машинами
Порядок допуска к управлению грузоподъемными кранами рабочих основных профессий, не обученных в качестве крановщиков и не имеющих соответствующих удостоверений, установлен пунктом 9.4.24 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 г.
Выпуск 3 ЕТКС разработан коллективом авторов в составе: к.э.н. Н.А. Софинского, Л.Н. Косовой, З.Ф. Воробьевой, Л.Е. Папковой, И.В. Ильина, Н.М. Кореневой.
По окончании обучения и сдачи экзамена слушателям выдается протокол и удостоверение на право управления краном управляемым с пола грузоподъемностью до 10 т.
К процессу управления кранами допускаются рабочие, имеющие профильное образование, успешно сдавшие экзамены и имеющие подтверждающий документ. Для допуска к самостоятельной работе оператора ГПМ, управляемых с пола, работник должен пройти обучение по специальности в профильном учебном заведении.
Оператор грузоподъемных машин и механизмов, управляемых с пола
Погрузочно-разгрузочные работы в закрытых помещениях – складах, цехах, строительных объектах — выполняются специально предназначенной для этого подъемной техникой – кран-балками. В зависимости от предназначения, механизмы оснащаются различными типами грузозахватных устройств.
Однако способ управления у этого вида ГПМ одинаковый – это пульт в руках у машиниста, который не сидит в кабине, а управляет механизмом с пола. Этот специалист несет полную ответственность за каждую проводимую операцию, поэтому требования к нему предъявляются самые серьезные. Подготовку машинистов по управлению ГПМ с пола проводят на специальных курсах.
В учебную программу входит обучение чтению схем, осуществлению правильной строповки грузов, проверке надежности работы тормозной системы, определению массы груза. Квалифицированный специалист должен уметь понимать и применять знаковую сигнализацию, принимать решения в аварийных и непредвиденных случаях.
В обязанности машиниста, управляющего грузоподъемной техникой с пола, входит проверка строп на предмет исправности, перемещение грузов с учетом возможных препятствий. Профессиональная компетентностьмашинистов этой квалификации на этом не заканчивается. Рабочему необходимо разбираться в устройстве крана, знать все узлы и агрегаты механизма, их предназначение, способы диагностики по выявлению неисправных элементов.
Получить удостоверение машиниста, управляющего грузоподъемной техникой с пола, вам предлагает наш многопрофильный учебный центр «Феникс».
В рамках обучения Вы узнаете:
- Классификацию грузоподъемных механизмов.
- Основные параметры грузоподъемных кранов.
- Сведения о грузозахватных приспособлениях и таре.
- Требования к проведению погрузо-разгрузочных работ и складированию.
- Классификацию грузов и способы строповки грузов.
- Требования к местам производства работ.
- Требования охраны труда, электробезопасности, пожарной и промышленной безопасности при обслуживании и эксплуатации подъемных сооружений, управляемых с пола с правом зацепки и строповки грузов.
Согласно «Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих. Выпуск 3, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 06.04.2007 №243(ред. от 30.04.2009) , все операторы, которые обслуживают подъемные сооружения, управляемые с пола с правом зацепки и строповки грузов, обязаны проходить специальное обучение и ежегодную проверку знаний по технике безопасности и охране труда.
Cогласно КоАП РФ, предусмотрено наложение штрафа:
Согласно пункту 3 статьи 5.27.1 КоАП, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения соответствующего обучения и проверки знаний, влечет за собой наложение штрафа:
- На должностных лиц в размере 15 000 — 25 000 рублей
- На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере 15 000 – 25 000 рублей
- На юридических лиц в размере 110 000 — 130 000 рублей
Иноземцев Алексей Иванович
Образование: Воронежский государственный технический университет, специальность «Подъемно-транспортные машины и механизмы». Более пятнадцати лет проработал на предприятиях горнодобывающей промышленности. В зону его ответственности входило обучение работников организаций методам безопасной эксплуатации грузоподъемного оборудования.
Имеет аттестацию по промышленной безопасности в области Б.9.31. Проходил обучение работе со специальными подъемными механизмами в компаниях Yale, Tractel и KITO, являющихся ведущими зарубежными производителями в данной области. В нашей компании работает с 2015 года в качестве внештатного преподавателя.
Кобринцев Анатолий Дмитриевич
Образование: Брянский инженерно-технологический университет, специальность «Эксплуатация и обслуживание объектов недвижимости». После окончание обучения поступил на работу мастером жилищно-эксплуатационного участка № 56 Володарского района г. Брянска. Имеет более чем десятилетний опыт работы в эксплуатации жилья.
Прошел курс «Современные технологии эффективной эксплуатации жилого фонда» в Ассоциации профессиональных управляющих компаний (PAEC, Чехия). В настоящее время возглавляет отдел эксплуатации УК «Комфорт-Стандарт». С нашим центром сотрудничает в качестве внештатного преподавателя с 2015 года.
Категория обучающихся:
- лица, имеющие рабочие специальности, желающие повысить квалификацию или получить право работать в области грузоподъемных работ.
ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
Работать по специальности машинист крана-манипулятора может только специалист с профильным образованием. Получить его возможно в среднем специальном образовательном учреждении.
Во время обучения будущие специалисты изучают общие сведения о функциональности оборудования, организации рабочего процесса, а также технические дисциплины. Например, слесарное дело, черчение, электротехника.
После завершения обучения машинист получает квалификационный разряд, а также водительское удостоверение с открытой категорией С. Необходимо отметить, что итоговую аттестацию машинистов принимает комиссия во главе с инспектором Росгостехнадзора.
Кроме того, машинист крана-манипулятора ежегодно проходит аттестацию на уровень своих знаний, а также повышает уровень своей квалификации на специальных курсах.
Управлять краном может лицо, достигшее совершеннолетия, прошедшее полный медицинский осмотр, инструктажи по охране труда, обладающее группой по электробезопасности не ниже второй и удостоверением машиниста крана-манипулятора.
Возможно, требования кажутся слишком строгими, но на практике управляя таким агрегатом необходимо обладать большим количеством знаний и опыта, несвоевременная реакция на поломку или одно неверное решение может повлечь за собой порчу дорогостоящего оборудования, поэтому специалист должен обладать такими качествами как: ответственность, аккуратность, быстрота реакции. Выбрав данную профессию, сотрудник не останется без работы, благодаря своей компактности и функциональности кран еще долго будет пользоваться популярностью. Как упоминалось ранее, кран обладает широким функционалом, благодаря чему поставленные задачи можно выполнить намного быстрее.
С помощью крана осуществляется оперативное поднятие тяжелых стройматериалов на большую высоту, по необходимости выполнение спуска, установка бытовки на участке, погрузка или разгрузка любой техники на складе. Под основание крана выбирают колёсную или гусеничную платформу, для комфортной и лёгкой доставки механизма в место назначения.
Подъёмное устройство оборудовано стрелой с грузозахватным элементом и крепится на сверхпрочной опорной раме, таким образом достигается точное соответствие между захватным устройством и грузом, который необходимо поднять и переместить. Обладая удостоверением машиниста крана-манипулятора, сотрудник сможет разобраться в строении данного оборудования и без труда подбирать тип захвата в зависимости от поставленной задачи.
Для успешного управления краном, сотруднику понадобятся права категории С, в случае отсутствия прицепа. При его наличии допускаются водители, которые обладают категорией Е и корочкой об успешно пройденной аттестации машиниста крана-манипулятора, во время которой комиссия присваивает определённый разряд, позволяющий выполнять соответствующие работы.
После того, как оператор манипулятора обучение будет успешно завершено, свежеиспеченные специалисты смогут осуществлять управление вверенной им техникой, выполнять целый спектр задач, среди которых стоит выделить основные направления:
- работы погрузки – выгрузки материалов, техники, оборудования в строительной, промышленной сферах;
- разгрузка – погрузка железнодорожных, автомобильных транспортных средств;
- монтаж опор ЛЭП;
- прочие виды специализированной деятельности.
Курсы манипулятор дают возможность машинисту обучиться управлению техникой, досконально освоить такие процедуры, как подъём, опускание, перемещение груза. В процессе учёбе слушатели научатся:
- самостоятельно контролировать исправность техники;
- подвергать профессиональному осмотру крепёж механизмов;
- координировать свои действия в соответствии с показаниями, передаваемыми приборами безопасности.
Образцы выдаваемых документов
При оформлении результатов обучения машинистов операторов кранов управляемых с пола, в нашем учебном центре используется образцы свидетельства и удостоверения оператора крана выдаваемые как сейчас, так и 20 лет назад. Это форма привычна для инженеров по охране труда, инспекторов Ростехнадзора и сотрудников инспекции труда. По требованию работодателя на руки выдается выписка из протокола аттестации крановщика оператора крана, а сам протокол хранится в нашем архиве 5 лет. Срок действия удостоверения оператора машинист крана нынешним законодательством не определен, но в обязательном порядке требуется ежегодная проверка знаний в объеме производственной инструкции машиниста оператора крана управляемого с пола. Оформление результатов такой проверки знаний у операторов кранов, является обязательным требованием охраны труда и техники безопасности.
§ 202. Машинист крана (крановщик) (5-й разряд)
5-й разряд
Характеристика работ. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, грузоподъемностью свыше 25 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов; установка деталей, изделий и узлов на станок; перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. Управление башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов.
Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 10 до 100 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 5 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м — на мостовых и шлюзовых кранах, длиной свыше 3 м — на башенных самоходных самоподъемных, портально-стреловых, башенных стационарных и козловых кранах) и других аналогичных грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин и секций, в том числе двумя и более кранами, при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Управление кабельными кранами грузоподъемностью свыше 3 до 10 т и плавучими кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ. Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 10 до 25 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ). Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью до 10 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью до 15 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Должен знать: устройство и кинематические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; технологический процесс монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений; электротехнику и слесарное дело.
3.1. Обвязку и зацепку грузов допускается производить только в соответствии с графическими изображениями способов строповки грузов.
При строповке грузов необходимо руководствоваться следующим:
— масса и центр тяжести изделий заводской продукции указываются в технической документации завода-изготовителя;
— масса станков, машин, механизмов и другого оборудования указывается на заводской табличке, прикрепленной к станине или раме станка или машины;
— масса, центр тяжести и места строповки упакованного груза указываются на обшивке груза;
— строповка крупногабаритных грузов производится за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные на грузе места в зависимости от положения его центра тяжести.
3.2. Обвязка поднимаемого груза производится стропами, соответствующими массе поднимаемого груза.
3.3. Не допускается производить обвязку и зацепку груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность ПС.
3.4. Не допускается соединять разорванные цепи проволокой или болтами, связывать канаты в узел.
3.5. Груз должен быть обвязан таким образом, чтобы во время его подъема и перемещения грузоподъемной машиной исключалась возможность падения его частей (узлов, деталей, запчастей) и обеспечивалось его устойчивое положение.
3.6. После строповки груза для проверки ее надежности груз должен быть поднят на высоту 200 — 300 мм от уровня пола (площадки). Только убедившись в надежности строповки работник, застропивший груз, дает команду на дальнейший подъем и перемещение груза.
3.7. Перемещать груз над рабочими местами при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается.
3.8. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, применяются подкладки и прокладки, предотвращающие повреждение грузозахватных устройств.
3.9. Подъем и опускание груза, а также передвижение ПС должно быть плавным, без рывков и толчков.
3.10. Горизонтальное перемещение груза должно осуществляться на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
3.11. Крюк подъемного механизма должен быть установлен так, чтобы при подъеме груза исключалось косое положение грузового каната.
3.12. Работник, использующий ПС, управляемые с пола, должен внимательно следить за канатами и обязано приостановить работу ПС в случае сползания каната с барабана, образования петель и при обнаружении их повреждения.
3.13. Погрузка и разгрузка транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия.
3.14. Запрещается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине данной автомашины.
3.15. При выполнении погрузо-разгрузочных работ с применением ПС, управляемых с пола, запрещается:
— допускать к обвязке и зацепке грузов посторонних лиц;
— применять грузозахватные приспособления без маркировки;
— поднимать заваленный или примерзший груз;
— перемещать груз волоком;
— освобождать ПС защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.);
— поднимать железобетонные и бетонные изделия, не имеющие маркировки массы и поврежденные петли, а также груз, находящийся в неустойчивом положении и в таре, заполненной выше бортов;
— подтягивать и опускать груз на площадку при косом направлении грузовых канатов;
— поднимать неправильно застропленный или застропленный ненадежными захватными приспособлениями груз;
— укладывать груз на электрические кабели, трубопроводы и т. д.;
— выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела;
— допускать полное сматывание с барабанов канатов (на барабане должно оставаться не менее полутора витков, виток крепления каната не учитывается);
— чистить и смазывать механизмы во время их работы;
— оставлять груз в подвешенном состоянии, при невозможности опустить груз принять меры к ограждению места нахождения груза.
3.15. Перемещаемый груз должен опускаться только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания опущенного груза.
Оператор ГПМ, управляемых с пола
Для подтверждения профессиональной квалификации стропальщика необходимо обладать следующими компетенциями:
- знать требования, предъявляемые к выбору стропов, дополнительных крепежей и оборудования, регламентируемые типом, габаритами, формой транспортируемого груза;
- выполнять осмотр, тестирование, отбраковку, правильное хранение строповочного оборудования, приспособлений;
- должен уметь правильно, корректно подавать команды жестами и словесно, с применением профессиональной терминологии;
- соблюдать правила техники безопасности на производстве, требовать их соблюдения от других лиц, участвующих в перемещении грузов;
- обладать навыками оказания первой медицинской помощи в случае производственного травматизма, уметь пользоваться средствами пожаротушения.
Профессия требует определенной физической подготовки, навыков и умений:
- знаний механики, физики, математики – стропальщики должны правильно определить центр тяжести груза, чтобы закрепить его правильно, без перекосов, крена для строповки;
- должен правильно корректировать подъем, подавая команды крановщику, предотвращая вращение, раскачку;
- хорошей физической подготовкой – требуется в сложных условиях, когда работать необходимо в сложных погодных условиях, выполнять обвязку без специализированных приспособлений, оборудования.
Важные качества для стропальщика – хороший глазомер и координация движений, работоспособность, ответственность.
Учитывая специфику работы, схема карьерного роста связана только с повышением квалификационного разряда. Чтобы претендовать на какую-либо руководящую должность в организации, потребуется окончить вуз.
Стропальщики всегда востребованы в больших городах с развитой промышленностью, крупными складами, логистическими центрами (железнодорожными станциями, морскими и речными портами), а также мощной строительной отраслью. В сельской местности и маленьких провинциальных городах найти место работы по специальности с достойной оплатой будет проблематично.
Приказ Ростехнадзора РФ №461 от 26 ноября 2020 года
19. Работники (инженерно-технические работники, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, и персонал — лица рабочих профессий) организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим требованиям:
- а) знать схемы и приемы монтажа (демонтажа) ПС, пройти проверку знаний и иметь документ, подтверждающий квалификацию (удостоверение);
- б) знать источники опасностей и уметь применять на практике способы защиты от них;
- в) знать и уметь выявлять дефекты и повреждения металлических конструкций, механизмов, электро-, пневмо-, гидрооборудования, систем управления ПС и приборов безопасности (ограничителей, указателей, регистраторов);
- г) знать и уметь выполнять наладочные работы на ПС, заявленных специализированной организацией для реализации своей деятельности;
- д) уметь применять на практике технологии ремонта и восстановления узлов и деталей ПС, электро- и гидрооборудования, а также ограничителей, указателей, регистраторов и систем управления ПС;
- е) знать и уметь применять для выполнения монтажа (демонтажа) ПС такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, стропы, соответствующие по грузоподъемности массам монтируемых (демонтируемых) элементов;
- ж) уметь применять установленный в организации порядок обмена условными сигналами между работником, руководящим монтажом (демонтажем), и остальным персоналом, задействованными на монтаже (демонтаже) ПС. Соблюдать практическое требование, что все сигналы во время выполнения монтажа (демонтажа) подаются только одним работником (бригадиром монтажной бригады, звеньевым, такелажником-стропальщиком), кроме сигнала «Стоп», который может быть подан любым работником, заметившим опасность;
- з) иметь документы, подтверждающие прохождение профессионального обучения;
- и) знать методы проведения испытаний ПС;
- к) знать и соблюдать требования эксплуатационных документов, касающихся заявленных видов работ на ПС;
- л) быть аттестованными (только инженерно-технические работники) на знание требований настоящих ФНП, касающихся заявленных видов работ на ПС;
- м) специалисты сварочного производства, осуществляющие подготовку и руководство сварочными работами, и сварщики, выполняющие сварочные работы, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, разработанных в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ.
20. Работы на регистраторах, ограничителях и указателях должны выполнять работники специализированных или эксплуатирующих организаций, квалификация которых соответствует требованиям изготовителей (разработчиков), изложенным в эксплуатационных документах ПС, регистраторов, ограничителей и указателей.
Работы по техническому обслуживанию, замене, ремонту и наладке ограничителей рабочих движений и блокировок, где используются концевые выключатели электромеханического типа, допускается выполнять квалифицированным работникам организации, эксплуатирующей ПС.
21. Работы на системах дистанционного управления (радиоуправления) ПС должны выполнять работники специализированной или эксплуатирующей организаций, квалификация которых соответствует требованиям изготовителей (разработчиков), изложенным в эксплуатационных документах на ПС и системы дистанционного управления.
наверх
Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по монтажу (демонтажу) ПС должен соответствовать требованиям пунктов 16-18 настоящих ФНП, конкретному монтируемому ПС, составу работ, предусмотренному руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС, а также иным эксплуатационным документам ПС или разработанному технологическому регламенту на монтаж (демонтаж) в случае отсутствия такового в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.
27. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении монтажа ПС, должны соответствовать эксплуатационным документам ПС.
28. Набор инструментов и приборов, необходимых для монтажа ограничителей, указателей и регистраторов параметров, определяют работники, выполняющие их монтаж.
Монтаж ограничителей, указателей и регистраторов параметров на уже изготовленных и находящихся в эксплуатации ПС должен выполняться работниками специализированных организаций в соответствии с требованиями, установленными разработчиками или изготовителями указанных приборов, а также с учетом конструктивных особенностей и назначения ПС.
наверх
29. Организации и их работники, выполняющие работы по монтажу (демонтажу), наладке, должны соответствовать требованиям, изложенным в пунктах 10-21 настоящих ФНП.
30. Перед выполнением работ все работники, выполняющие работы по монтажу (демонтажу) и наладке, должны быть ознакомлены с рабочими процедурами (характеристикой работ), знать должностные и производственные инструкции.
31. Работники, выполняющие работы по монтажу (демонтажу) ПС, должны быть ознакомлены с руководством (инструкцией) по монтажу, регламентирующим технологическую последовательность операций (технологическим регламентом), а также проектом производства работ (далее – ППР) или технологической картой (далее – ТК) на монтаж (демонтаж) ПС и дополнительными требованиями промышленной безопасности всего комплекса работ, связанных с монтажом (демонтажем) либо наладкой конкретного ПС.
32. Площадка для монтажа ПС, производства сборочных и монтажных работ должна соответствовать руководству (инструкции) по монтажу ПС, а также ППР или ТК на монтаж.
33. Зона монтажной площадки должна быть ограждена по периметру, а на ограждениях вывешены знаки безопасности и таблички.
34. Если на монтажной площадке имеются действующие переходы (проезды) и выходы из прилегающих зданий, то во время проведения монтажных работ данные проходы (проезды) и выходы должны быть закрыты или оборудованы средствами, обеспечивающими безопасность работников (козырьками, галереями).
35. Фундамент под установку ПС или рельсовый путь (для ПС на рельсовом ходу) должен соответствовать проекту фундамента под установку ПС или проекту рельсового пути (для ПС на рельсовом ходу). Указанное соответствие должно подтверждаться актом сдачи-приемки монтажного участка пути или актом сдачи-приемки рельсового пути под монтаж, если к проведению монтажа путь монтировался на всю рабочую длину.
В случае установки ПС на фундаменте его соответствие проекту подтверждается актом освидетельствования скрытых работ.
Установка ПС выполняется в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и требованиями пунктов 98-134 настоящих ФНП.
36. Монтируемое ПС должно соответствовать параметрам, указанным в эксплуатационной документации, а также требованиям настоящего раздела.
Если противовес и балласт для ПС изготовлены эксплуатирующей организацией, то должен быть представлен акт с указанием фактической массы.
Для ПС, в процессе монтажа которых производится их крепление к строящемуся объекту (приставных башенных кранов к строящемуся зданию), конструкции креплений должны соответствовать требованиям, установленным в проектной и (или) эксплуатационной документации, и требованиям пунктов 42-47 настоящих ФНП.
37. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ на монтаже с применением ПС должно соответствовать требованиям руководства (инструкции) по монтажу ПС.
Во время подъема и перемещения монтируемых элементов ПС нахождение людей на них не допускается.
38. Для обеспечения электробезопасности на монтажной площадке и при выполнении наладочных работ необходимо:
- ограждать токоведущие части электроустановок, а также места присоединения проводов к машинам, трансформаторам и другим приемникам электрической энергии;
- проводить монтаж временных электрических сетей только аттестованным электромонтерам и в соответствии с технологическим регламентом на монтаж (при наличии);
- выполнять монтажные, наладочные и ремонтные работы на токоведущих частях при напряжении более 50 В только при снятом напряжении;
- вывешивать предупредительные таблички на устройства, подающие напряжение.
39. Погрузочно-разгрузочные работы при выполнении монтажа ПС должны соответствовать регламенту, приведенному в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, или технологическому регламенту на монтаж (при наличии) и выполняться под руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС. При этом до начала выполнения работ должен быть проведен инструктаж работников, непосредственно участвующих в монтаже ПС.
40. Монтаж ПС должен проводиться в технологической последовательности, указанной в следующих документах:
- руководстве (инструкции) по монтажу и другой документации на монтаж, представляемой изготовителем ПС;
- ППР, разрабатываемом для монтажа ПС на конкретном объекте.
При внесении изменений в ППР и ТК в процессе монтажа изменения должны разрабатываться организацией, отвечающей за выполнение монтажа, с подготовкой соответствующих исполнительных документов (чертежей, схем и описаний).
В ППР и ТК на монтаж для ПС, занятых на строительно-монтажных или других временных работах, отдельно должны быть определены требования промышленной безопасности к демонтажу ПС, учитывающие возможные изменения условий работы в процессе возведения объекта.
ППР и ТК на демонтаж ПС допускается разрабатывать отдельно.
41. При проведении монтажных (демонтажных) и наладочных работ должны соблюдаться следующие организационные требования:
- а) на монтажной площадке не должны находиться посторонние работники, не принимающие участия в монтажных (демонтажных) или наладочных операциях.
42. Сборка и соединение отдельных сборочных единиц ПС должны выполняться согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации и другой эксплуатационной документации ПС.
43. Крупногабаритные сборочные единицы ПС должны укладываться на место последующего монтажа с применением грузоподъемных механизмов, при этом положение стыкуемых элементов по высоте регулируют в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.
Фактическая несоосность (непараллельность) стыкуемых сборочных единиц не должна превышать величин соответствующих допусков, приведенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.
Ростехнадзор разъясняет: Перевод подъемного сооружения на управление с пола (установка на мостовой кран системы радиоуправления)
Вопрос:
Является ли работа по установке системы радиоуправления на мостовой кран в дополнение к управлению краном из кабины реконструкцией или модернизацией крана? Нужно ли проводить экспертизу промышленной безопасности ПС после проведения таких работ (на основании п. 260 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» »)?
Таким образом, если при установке системы радиоуправления на мостовой кран в дополнение к управлению краном из кабины не были внесены изменения в конструкцию крана, к реконструкции данные работы не относятся, и после проведения указанных работ экспертизе промышленной безопасности кран не подлежит.
Вопрос:
Прошу разъяснить, является ли монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления) подъемных сооружений, эксплуатируемых на ОПО, техническим перевооружением опасного производственного объекта.
В редакции ФНП по ПС работы по переводу кранов на радиоуправление не относятся к работам по реконструкции (модернизации) ПС, в связи с чем, после проведенного переоборудования, ПС не подлежат экспертизе промышленной безопасности.
На основании изложенного, при переводе кранов на радиоуправление проектную документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта разрабатывать не требуется.
Вопрос:
Какие необходимы документы для снятия с регистрационного учета подъемного сооружения, переведенного на управление с пола?
В соответствии с п. 60 ФНП (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146) » при переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления.
Вопрос:
В инструкции по эксплуатации крана мостового электрического г/п 5т, управляемого с пола при помощи системы радиоуправления сказано: «к управлению крана допускаются лица специально обученные, назначенные приказом по предприятию в ведении которого находится кран». На предприятии имеются лица, обученные по профессии «стропальщик». Требуется ли им обучение на управление краном в организации, имеющей лицензию на ведение образовательной деятельности?»
Таким образом, с учетом требований п. 220 ФНП, лица, имеющие уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», могут быть допущены к управлению упомянутыми в Вашем обращении мостовыми кранами при условии соблюдения требований п.154 ФНП без иного дополнительного профессионального образования.
Вопрос от 18.03.2019:
В управление поступило обращение по вопросу демонтажа кабины при переводе мостового крана на дистанционное управление?
Мостовой кран грузоподъемностью 10 тонн, переведенный на дистанционное управление (радиоуправление) в 2011 году, снимать с учета в органах Ростехнадзора не требуется, так как сохранена возможность управления из кабины.
В случае необходимости снятия вышеуказанного мостового крана с учета в органах Ростехнадзора, демонтаж кабины обязателен.
При переводе мостового крана грузоподъёмностью 20 тонн на дистанционное управление (радиоуправление), демонтаж кабины не требуется и снятие его с учета в органах Ростехнадзора не производится.
В соответствии с п. 58 ФНП монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) подъемных сооружений осуществляются по эксплуатационной документации на подъемное сооружение и документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления). При отсутствии документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) допускается производить монтаж и наладку систем по документации‚ разработанной специализированной организацией. В данной документации, в том числе, определяется возможность сохранения управления мостовым краном из кабины.
Вопрос от 15.04.2019:
Имеет ли право работник, имеющий квалификационное удостоверение «Стропальщик», в котором написано, что данное лицо допускается к обслуживанию ГПМ, управляемое с пола, управлять краном с пола?
Вопрос от 20.11.2019:
Каким образом можно перевести мостовой кран г/п 30 тонн на управление с пола, какие документы должны быть, кто имеет право проводить работы?
Исходя из п. 60 ФНП по ПС » по окончании монтажа и наладки системы дистанционного управления (радиоуправления) должна быть проведена проверка всех команд управления и аварийной защиты при работе ПС в режиме дистанционного управления (радиоуправления) в соответствии с инструкцией изготовителя системы дистанционного, (радиоуправления) с участием представителей эксплуатирующей организации и организации, производившей монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления). При получении положительных результатов проверки для ПС, подлежащих учету, согласно пункту 147 настоящих ФНП необходимо выполнить требования, изложенные в пунктах 138-147 настоящих ФНП.
В соответствии с п. 61 ФНП по ПС » обслуживание систем дистанционного управления (радиоуправления) при эксплуатации ПС следует выполнять согласно инструкции, разработанной изготовителем системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС.
В соответствии с п. 94 ФНП по ПС » конструкторская документация, используемая при ремонте, реконструкции или модернизации ПС, а также итоговая документация по результатам выполненных работ должна включать ремонтные рабочие чертежи и, при необходимости, описание последовательности работ и выполнения ответственных операций.
Согласно п. 95 ФНП по ПС » организация, выполняющая ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС, должна выполнять указанные работы согласно разработанным ТУ, если указанные требования отсутствуют в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. В случае применения сварки ТУ должны быть разработаны с учетом пунктов 68-82 настоящих ФНП и содержать указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, нормах браковки сварных соединений, а также порядок приемки из ремонта отдельных узлов и готовых изделий.
Исходя из п. 98 ФНП по ПС » контроль качества ремонта (реконструкции, модернизации) ПС должен быть подтвержден протоколом. Контроль качества ремонта рельсового пути должен быть подтвержден актом сдачи-приемки рельсового пути (для ПС, передвигающимся по рельсам).
В соответствии с п. 99 ФНП по ПС » по завершении выполнения ремонта, реконструкции или модернизации ПС специализированная организация обязана сделать в паспорте ПС запись, отражающую характер проведенной работы, и предоставить сведения (копии сертификатов) о примененных материалах.
Согласно п. 100 ФНП по ПС » организация, некачественно выполнившая ремонт, реконструкцию, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Настоящий стандарт является первой частью серии стандартов «Краны грузоподъемные. Требования к механизмам» и устанавливает общие требования к механизмам грузоподъемных кранов по классификации ISO 4306-1:2007 Cranes — Vocabulary — Part 1: General (Краны. Словарь. Часть 1. Общие термины) с учетом нормативных положений, содержащихся в ISO 10972-1:1998 Cranes — Requirements for mechanisms — Part 1: General (Краны. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения). Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).
Повышение квалификации (разряда) крановщика (машиниста автокрана)
Учебный проводит обучение и повышение разряда по профессии крановщик (машинист автокрана). Программа курса соответствует требованиям российского законодательства, обучение проходит при участии опытных специалистов. По окончании курсов выпускник получает соответствующий разряд и удостоверение соответствующего образца.
Машинист автомобильного крана занимается загрузкой, разгрузкой и перевозкой разнообразных предметов: блоков, узлов и деталей. В обязанности специалиста входит не только управление краном, но и отвоз его на место последующей работы и постановка в правильное положение, в соответствии с рельефными факторами, погодными условиями и прочими нюансами, влияющими на работу. Также машинист обязан проводить периодические проверки работоспособности крана, выполнять профилактику и чинить детали и узлы крана, вышедшие из строя.
Данная профессия, при условии квалифицированности специалиста, является высоко востребованной. Машинисты автомобильных кранов требуются на любой строительной площадке, а также в транспортной сфере (авто, речной и жд транспорт) и в сфере промышленности.
Удостоверение потребуется специалистам, которые ранее проходили обучение и/или имеют опыт работы в данной специальности. Например, выпускникам среднего учебного заведения, которые не получили соответствующей «корочки» для работы, и работникам, желающим быстро повысить свой разряд, без отрыва от производства и посещения очных занятий.
«Корочка» крановщика является допуском к управлению спецтехникой. Такое удостоверение служит гарантом того, что машинист автомобильного крана обладает необходимыми профессиональными компетенциями, знаком с техникой безопасности, устройством и принципом работы крана, правилами обслуживания, эксплуатации и ремонта. Без такого допуска работник не сможете приступить к своим непосредственным обязанностям.
Перед началом работ по подъёму и перемещению грузов рабочий обязан:
2.1. Правильно надеть полагающуюся по нормам чистую и находящуюся в исправном состоянии спецодежду. При необходимости надеть и другие средства индивидуальной защиты (защитную каску). Перед применением каска должна быть осмотрена. Не допускается наличие сквозных трещин и вмятин на корпусе, выскакивание подвески из кармана корпуса, а также нарушение целостности внутренней оснастки. Уход за каской производить согласно инструкции по эксплуатации.
2.2. Осмотреть рабочее место, убрать всё, что может помешать безопасной работе: освободить проходы и не загромождать их во время работы. Если пол скользкий (облит водой или маслом), вытереть его.
2.3. Убедиться в достаточном освещении места работ.
2.4. Проверить исправность грузозахватных приспособлений и тары, а именно:
2.4.1. Наличие на стропах бирок или клеймения с указанием номера, грузоподъёмности и даты испытания.
2.4.2. Отсутствие обрывов прядей и отдельных проволочек у канатных стропов, удлинение звеньев и уменьшение диаметра сечения звена у цепных стропов.
2.5. Проверить исправность основных деталей и узлов грузоподъёмной машины:
2.5.1. Наличие, надёжность крепления защитного заземления (тросика) к корпусу кнопочного аппарата управления.
2.5.2. Отсутствие заедания кнопок пульта управления в гнездах.
2.5.3. Состояние крюка (износ в зеве крюка должен быть не свыше 10% от первоначальной высоты сечения, отсутствие трещин и отгиба рога, наличие предохранительного замка, наличие стопорной планки и лёгкость проворачивания крюка в крюковой подвеске). После указанных проверок включить рубильник.
2.5.4. Состояние стального каната и правильность его намотки на барабане.
2.5.5. Надёжность действия тормоза.
2.5.6. Работу ограничителя высоты подъёма крюковой подвески.
2.5.7. Соответствие направления вызываемого движения обозначению на пульте управления.
2.6. При обнаружении каких-либо неисправностей грузоподъёмной машины или грузозахватного приспособления, а также по истечении срока технического освидетельствования ПС немедленно сообщить специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС и без его указаний к работе не приступать. Устранять самостоятельно какие-либо неисправности механизмов и электрооборудования запрещается.