Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: подача, сроки, обжалование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.
Законодательство дает право любому участнику закупки на обжалование действий заказчика по 44 ФЗ, оспаривание проектов контрактов или документации закупок в суде или ФАС. Например, это актуально, если установлены нереальные для соблюдения сроки или чрезмерные требования к товару, а также требуются документы, которые в законе не указаны. Пожаловаться можно на действия или бездействия оператора ЭТП. Такое право есть у участников, которые непосредственно столкнулись с ущемлением прав вследствие деяний специалиста электронной торговой площадки. Например, во время аукциона документы не были присланы вовремя, «зависла» система. Обжалованию подлежат деяния заказчика или его законного представителя, конкурсного управляющего, членов комиссии по закупкам. Примером служит неправомерное отклонение заявки, выкладывание протоколов рассмотрения заявок с нарушенными сроками. Такая жалоба 44 ФЗ может быть подана любым физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующие полномочия.
1 Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
2 Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки таких действий (бездействия) в судебном порядке.
3 Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.
4 Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.
5 По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
6 Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся.
7 Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
8 При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
9 По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
10 Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частями 4 и 6 настоящей статьи.
Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:
- выбрать основания для обжалования;
- собрать доказательства нарушения норм закона;
- подготовить обращение;
- передать бумаги в ФАС.
Шаг 1. Определите основания для обжалования.
В первую очередь вам нужно понять:
- какие ваши права нарушены в процессе торгов;
- какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
- не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.
Основания и сроки подачи обращений, имеющих отношения к незаконным действиям организатора тендера, можно уточнить в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Если вы считаете, что ваши права были нарушены оператором ЭТП, изучите положения ч. 5 ст. 105 44-ФЗ.
Шаг 2. Соберите доказательную базу.
Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:
- закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
- подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
- разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
- судебной практики: решений и постановлений;
- опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.
Ключевой задачей федеральных антимонопольных ведомств является контроль принципа свободной конкуренции. Наиболее охотно ФАС рассматривает случаи:
- когда заказчик злоупотребляет своим положением;
- завышаются цены путем сговора сторон;
- лояльное отношение к одному участнику в ущерб остальным;
- навязывание дополнительных услуг;
- нарушение закона о рекламе.
В сфере госзаказа самыми распространенными причинами подачи жалобы являются ошибки в закупочной документации и незаконные действия организатора.
К сбору пакета документации следует отнестись со всей строгостью и ответственностью. Ваши ошибки сыграют против вас и будут на руку вашему оппоненту. А процесс рассмотрения растянется во времени.
- Жалоба в ФАС должна быть подготовлена грамотно и без спешки.
- Если мы говорим о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя организации и подписывается личной подписью либо ЭЦП.
- Вместе с жалобой следует направлять документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.
- В тексте обращения нужно ссылаться на нормы законодательства, подтверждающие вашу точку зрения.
- Помните об информации о вас или об организации.
Сроки для обжалования
Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. Важно следить за ними. Собрали их в таблицу.
Что обжалуете | Кто обжалует | Сроки |
---|---|---|
Положения документации о закупке до окончания приема заявок. | Любой участник, общественное объединение. | До окончания срока подачи заявок. |
Положения документации о закупке после окончания приема заявок. | Только участник, который подал заявку. | Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола. |
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. | Только участник, который подал заявку. | Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола. |
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта. | ||
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. | Участник, с которым заключается контракт. | До совершения сделки. |
Порядок аккредитации оператором электронной площадки. | Заявитель. | 30 дней от даты отказа. |
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. | Участник торгов. | 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона. |
Ответ на заданные вопросы зависит от решения ФАС и предписания, которое будет вынесено по результатам рассмотрения жалобы, если ее признают обоснованной.
Если ФАС отменит протокол о признании второго участника аукциона уклонившимся от заключения контракта, то заказчик должен будет заключить контракт с ним (если иное не будет указано в предписании ФАС).
ФАС должен рассматривать жалобу только по тому участнику, который ее подал, соответственно, оснований для отмены протокола об уклонении от заключения контракта для победителя нет.
Поскольку запрос предложений проводится вследствие признания аукциона несостоявшимся, если ФАС отменит протокол о признании второго участника уклонившимся от заключения контракта, то объявленный запрос предложений должен быть отменен (аннулирован).
Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.
Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:
- Через арбитражный суд.
- В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.
Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:
- 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Гражданский кодекс РФ.
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
- 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
- Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.
Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:
- Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
- Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
- Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
- Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
- Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
- Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.
Сроки рассмотрения и решение
В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.
Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.
Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.
Сроки подачи жалобы в ФАС
- Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок;
- Подача жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола;
- Жалоба на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона может быть подана не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся;
- Жалоба на нарушения, допущенные во время рассмотрения вторых частей заявок или при заключении контракта может быть подана до заключения контракта;
- Жалоба действия (бездействия) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке может быть подана в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
Ответственность заказчика
Ответственность заказчика по 44-фз за нарушение условий государственного контракта может быть не только гражданско-правовой, но и административно-правовой.
Многие руководители заказчиков, желая продемонстрировать свою исключительную важность и власть перед подрядчиком, задерживая оплату, обуславливая ее выполнением дополнительных работ, отказывая в оплате, необоснованного начисляя неустойки, даже не подозревают, что роют себе яму.
При этом иногда, еще на стадии заключения контракт,а заказчиком игнорируются и требования закона о включении в контракт обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товар, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства.
С лета 2017 года за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по госконтрактам предусмотрен штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 статьи 7.32.5 КРФоАП).
Как и в случае с ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП, оплата штрафа сама по себе не добавит денег на вашем счете, но послужит хорошим стимулом для заказчика в части выполнение условий контракта в части оплаты.
Очевидно, что привлечение руководителя заказчика к административной ответственности не является самоцелью. Подрядчику просто необходимо знать о таком инструменте, как предмете для торга на переговорах.
В случае, если руководитель заказчика не внемлет вашим доводам о недопустимости нарушения условий контракта, отказывается выполнять условия контракта, можно воспользоваться описанном в статье способом.
Возможно для некоторых поставщиков (исполнителей) будет приятно то, что штраф будет взыскан с конкретного исполнителя-руководителя, а не с организации за счет бюджетных денежных средств.
Ну и, пожалуй, самое интересное в этой связи то, что если штраф не подействует на руководителя заказчика, за повторное нарушение условий контракта по оплате,если ранее руководитель уже был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП, частью второй статьи 7.32.5 предусмотрена … дисквалификация.
Чего больше всего боится среднестатистический чиновник? Правильно – «потерять место».
Согласитесь, замечательный повод для руководителя заказчика посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Еще раз повторю, что призываю вопросы решать в переговорном порядке и не загонять заказчиков в угол. Если факт нарушения условий контракта по оплате уже имел место, вы всегда успеете подать заявление о привлечении к административной ответственности.
С большой долей вероятности быстрее вы получите причитающиеся вам денежные средства, если сможете донести до руководителю заказчика почему он не прав и что ему за это может быть.
Если контрагент в установленный срок исправил нарушение условий контракта, заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе
Мы уже говорили ранее о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, обязывающей заказчика отменить принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если контрагент в отведенный ему десятидневный срок устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения заказчиком. Расторжение контракта заказчиком в таком случае является неправомерным.
Как рассматривается жалоба?
Прежде чем приступить к рассмотрению жалобы, проверяются полномочия представителей сторон, заинтересованных лиц.
Далее председателем или его замом открывается заседание и сообщается о жалобе, которая рассматривается:
- представителям сторон и заинтересованным лицам разъясняются их права и обязанности;
- после этого устанавливается порядок рассмотрения жалоба. Также сообщается о том, что ведется аудиозапись заседания и проводится внеплановая проверка соблюдения соответствующего законодательства РФ;
- председательствующий обеспечивает, чтобы доказательства и обстоятельства дела были всесторонне и полно исследованы.
В ходе рассмотрения рассматриваются заявления и ходатайства участвующих лиц:
- лицо, подавшее жалобу, озвучивает свои требования. Если заявитель не явился, то о доводах, указанных в заявлении, сообщает сотрудник ФАС.
- оператор (представитель) вправе высказать свои возражения по жалобе;
- если присутствуют заинтересованные лица, они могут дать свои пояснения.
- члены комиссии изучают обстоятельства дела и материалы;
- проводится внеплановая проверка;
- члены комиссии совещаются и принимают решение;
- резолютивная часть решения оглашается и разъясняется порядок его обжалования.
Результатом рассмотрения жалобы является принятие комиссией решения об обоснованности или необоснованности жалобы.
В течение двух рабочих дней после поступления жалобы контрольный орган принимает решение о ее возврате по причине ее несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или о принятии к рассмотрению. При этом в ЕИС публикуется соответствующее уведомление, а также ставятся в известность заказчик, поставщик и оператор торгов.
Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники вправе направить в антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях, при этом он может заблокировать процедуру заключения контракта, то есть запретить подписание контракта заказчиком.
Решение по результатам рассмотрения может быть следующим:
- Необоснованная претензия.
- Частично обоснованная.
- Обоснованная.
В последних двух случаях выдается предписание устранить нарушения, выявленные в ходе разбирательства — изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или вовсе аннулировать их. Решение ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия, а одновременно направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет любого из участников процесса, как заказчика, поставщика, так и оператор торгов, они вправе в течение трех месяцев обратиться в суд для обжалования (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).
Федеральная антимонопольная служба или ФАС борется с монополией, нечестными тендерами и коррумпированными заказчиками. Именно в ФАС необходимо направлять все жалобы и выявленные нарушения в тендерах. Так как только сами участники тендеров могут помочь ФАС в борьбе с нарушениями и монополией, своевременно подавая жалобы.
Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.
- Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
- Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
- В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
- Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.
Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.
Деятельность Федеральной антимонопольной службы, или ФАС России, заключается в поддержании принципов свободной конкуренции.
Главным образом ФАС России рассматривает следующие случаи:
злоупотребление доминирующим положением;
сговор с целью завышения цен;
преференции со стороны органов власти по отношению к подрядчикам;
навязывание дополнительных услуг;