Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое административное выдворение граждан и какой порядок установление в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.
Комментарии к ст. 3.10 КОАП РФ
1. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
2. В комментируемой статье дано понятие административного выдворения как вида административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.
3. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством (см. ст. 14 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).
4. Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. ст. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
5. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо (в данном случае — миграционная служба), к которым поступило дело в таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Административное выдворение согласно ст. 3.3 КоАП РФ может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В статьях Особенной части КоАП эта мера предусмотрена в качестве дополнительного наказания.
6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).
7. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (миграционной службы) (ст. 32.9 Кодекса).
8. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.)).
9. В комментируемую статью внесено дополнение. В ч. 3 статьи указано, что административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Выдача иностранных граждан, находящихся на территории РФ и совершивших преступление
Конституцией России зафиксирована норма и принципы передачи иностранцев, которые обвиняются в преступных деяниях или уже осужденных для исполнения наказания.
Во второй части 13 статьи Уголовного Кодекса РФ регламентирован порядок и понятия, как может происходить экстрадиция иностранцев, которые совершили преступные действия на территориях зарубежных стран и проживающих в России.
Выдача или отказ от экстрадиции граждан иных государств также происходит на основе принципов международных соглашений.
Европейской конвенцией строго регламентированы нарушения, за совершение которых может быть гражданин выдан страной, в какой он находится и основные этапы передачи.
Основаниями могут быть преступления, которые согласно законодательству обеих стран наказуемы на заключение под стражу на срок не меньше чем один год.
В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.
Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается и может отказывается выдача граждан.
Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:
- стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
- придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
- не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
- ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
- противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.
Сотрудники каких служб осуществляют административное выдворение
От ситуации, в которой было зарегистрировано правонарушение, зависит, сотрудники каких организаций будут осуществлять процедуру административного выдворения.
Если факт нарушения был зафиксирован при попытке пересечь границу РФ, данным правом обладают сотрудники Пограничной службы РФ по распоряжению начальника КПП. Если иностранный гражданин / лицо без гражданства уличен в нарушении законодательства на территории страны, исполнение решения суда контролирует Федеральная служба судебных приставов. Именно судебные приставы информируют о факте выезда/невыезда лица, подлежащего выдворению, Министерство иностранных дел и Главное управление по внешней миграции МВД.
Принудительное контролируемое выдворение осуществляется с участием судебных приставов, миграционной и пограничной служб, а также сотрудников правоохранительных органов, из числа которых, как правило, формируется конвой.
Адвокат по выдворению иностранных граждан в Екатеринбурге
Случаи, при которых лица должны покинуть территорию страны возникают в результате совершения ими каких-либо действий, нарушающих законы страны. При этом выдворение иностранных граждан за пределы РФ, имеющих на территории страны семью, может нарушить право на семейную жизнь, которое обеспечивается Конституцией. В связи с этим, при принятии судьей решения необходимо учитывать справедливость выдвинутых обвинений. Любые обстоятельства, которые связаны с правонарушением требуют оценки в соответствие с общими и одинаковыми для всех лиц правилами для административного наказания.
К нам не раз обращались с проблемой:
- административное выдворение граждан Аармении
- административное выдворение граждан Таджикистана
- административное выдворение граждан Киргизии
- выдворение иностранных граждан иных стран
Выдворение через суд: как его избежать.
Чтобы избежать выдворения судом, нужно соблюдать все законодательство России, причем не только миграционного плана. На иностранцев распространяются все действующие законы России. Но им значительно сложнее, поскольку помимо общих нормативов накладывается необходимость выполнять принятые миграционные нормы, проходить обязательные процедуры.
Как избежать выдворение судом. Общий алгоритм поддержания легального статуса:
- После приезда человеку в первую очередь нужно поставиться на учет по месту пребывания в МВД.
- Далее ему приходится учитывать сроки разрешенного пребывания. По их окончании нужно выехать из России во избежание вынесения постановления суда о выдворении.
- В период разрешенного нахождения нужно решить, что делать дальше. Например, получить разрешение по работе или патент, оформить РВП или ВНЖ.
- При получении разрешительных документов нужно выполнять обязательные процедуры по постановке на учет по месту регистрации и ежегодному уведомлению МВД о продолжении проживания в России.
Это основные миграционные правила, которые помогут не только избежать выдворения судом, но и обосноваться в России на долгий срок. Вплоть до получения здесь гражданства (причем двойного). Решение суда о выдворении явно станет помехой для таких глобальных целей. Поэтому нужно либо избегать этого, либо своевременно обжаловать.
Административное выдворение и запрет на въезд – ставят ли запрет на въезд после выдворения из РФ
После административного выдворения мигрант может получить запрет на въезд в РФ от ряда ведомств, таких как ГУВМ МВД, МВД, Министерство юстиции, ФСБ.
Данные службы могут предписать либо полный запрет на въезд в Россию, либо Постановление о нежелательности пребывания данного иностранца в стране.
Причин постановления одного из этих ограничений может быть множество. В основном это последствия нарушения российского законодательства.
Некоторые из возможных причин:
- Превышение срока пребывания в России
- Два и более правонарушения за один год
- Фальсификация документов при въезде в страну
Важно!
После процедуры административного выдворения за пределы РФ запрет на въезд действует в течение 5 лет.
Важно!
Узнать об ограничении въезда иностранного гражданина на территорию РФ можно на официальном сайте Министерства Внутренних дел РФ. Для проверки такой информации потребуется ввести ФИО, данные паспорта, дату рождения и гражданство.
Понятие административного выдворения
КоАП в ст. 3.10 дает понятие административного выдворения иностранных граждан или апатридов, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении данных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ либо в самостоятельном контролируемом выезде указанных граждан из России.
Выдворение как мера административного наказания назначается судьей.
Административному выдворению присущи следующие особенности:
- применяется в качестве основного или дополнительного наказания;
- применяется в целях пресечения противозаконных действий иностранных граждан или лиц без гражданства, для охраны и защиты прав и свобод граждан России, в интересах обеспечения безопасности страны;
- правовая норма распространяется к иностранцам и апатридам, которые находятся на законном основании в РФ;
- после выдворения в принудительном порядке запрещен въезд лицам данной категории в РФ в сроки, установленные законодательством от трех до десяти лет.
Чем отличается административное выдворение от депортации
Выдворение и депортация несмотря на формальную схожесть по смыслу, имеют разную правовую природу.
В соответствии с ФЗ за № 115 от 25.06.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» под депортацией понимается принудительные действия по высылке иностранца с территории РФ в случае утраты или прекращении законных оснований для его дальнейшего проживания в РФ.
Важно! Депортация в отношении иностранного гражданина или апатрида применяется миграционными органами, когда у данного лица заканчивается право на законное пребывание в стране или оно прекращается по независимым от него причинам. В остальных случаях депортировать за административное правонарушение нельзя.
Административное выдворение применяется к лицам даже при наличии у них права на законное пребывание в РФ, как мера ответственности за совершенные проступки.
Депортация имеет исключительно принудительный характер в отличие от выдворения, которое применяется как в принудительном, так и добровольном порядке. Решение о депортации выносят миграционные службы, в то время как высылка осуществляется в большинстве случаев по решению суда.
Решение о депортации может быть обжаловано в течение 90 суток и обязательно к исполнению в пятидневный срок.
Основные способы оспаривания решения
Оспаривание административного выдворения возможно провести в следующих случаях:
- когда выдворение из РФ не приемлемо, если в стране выдворения существует серьезная угроза его жизни и здоровью, риск применения к лицу пыток или жестокого обращения, унижающего его достоинство;
- в результате установленных фактов, которые подпадают под действие норм международного права, например, наличие детей, супруга, являющихся гражданами РФ; очное обучение в РФ; медицинское лечение в РФ и другие.
Данные обстоятельства необходимо предъявить в первичном заседании суда.
Основными способами оспорить административное выдворение являются:
- подача апелляционной жалобы, срок на подачу которой устанавливается в течение 10 дней;
- в случае отказа в удовлетворении апелляции, подается жалоба в надзорную инстанцию, срок на ее обращение – 1 год.
Стоит обратить внимание на то, что с реализацией «выезда» из РФ придется поторопиться. Согласно действующему законодательству, срок выдворения составляет 5 дней. Отсчет времени начинается с момента, когда нарушитель получил на руки решение суда. В случае обжалования постановления все равно придется выезжать. Согласно нашему законодательству, гражданин иностранного государства не может находиться свыше указанного периода в стране при подаче апелляции. Действовать в этом случае придется через представителя. Стоит знать! Если мигрант выезжает добровольно, на него действуют аналогичные принципы. Увеличение сроков, отведенных на реализацию судебного постановления невозможно ни при каких обстоятельствах. При этом немаловажный вопрос — кто должен платить за высылку. Существуют различные варианты развития событий. Проезд до дома оплачивает:
- сам мигрант;
- сторона, которая пригласила человека в страну и взяла на себя ответственность за «гостя»;
- посольство государства иностранного лица;
- общественная организация.
Отличия депортации от выдворения за пределы РФ
Выдворение и депортация – два слова, которые часто воспринимаются как синонимы. Но на практике это не совсем правильно. Данные термины обозначают единое действие — покидание страны. Но юридический характер у них отличается. Депортация — инструмент государственного воздействия, в то время как выдворение служит своеобразным видом наказания, которое осуществляется на основании судебного постановления. Перед этим уполномоченные органы установят факт административного нарушения осуждаемым. В случае с депортацией решение относительно «высылки» принимает руководить МВД. В качестве основания достаточно просто не иметь прав законного пребывания в РФ. Кроме того, различается срок, отведенный на подачу жалобы на то или иное постановление. В случае с депортацией срок больше, чем при непосредственной отправке на родину. Дополнительно по решению судебных инстанций иностранцу могут назначить определенное наказание — запретить въезд на территорию страны после исполнения постановления в течение 3-10 лет. Этот вопрос остается на усмотрение судьи. Второй вариант дополнительного наказания — постановление о нежелательном пребывании в стране. Обычно эти две санкции встречаются относительно тех, кто неоднократно и довольно серьезно нарушал действующее законодательство. Сюда относят:
- уклонение от налоговых обязательств;
- подложные справки при въезде в страну;
- наличие непогашенной судимости в пределах России;
- иностранцу ограничили въезд на срок от 5 лет.
Основные причины выдворения
Принудительный выезд иностранцев из страны может быть и дополнительной мерой наказания нарушителей
Выдворить могут иностранцев, нарушивших нормы КоАП (ст. 18.1 – 18.19).
Принудительный выезд иностранцев из страны может быть и дополнительной мерой наказания нарушителей. Основной вид наказания – назначение штрафа.
Отметим, что АВ является довольно частым случаем.
Дела же могут рассматриваться в сжатые сроки, причём субъекту:
- Не предоставляют переводчиков.
- Не идут навстречу и не оповещают его родственников в РФ.
- Не помогут трудовые и иные документы, чтобы избежать наказания.
Подсудимому остаётся только одно – подать апелляцию, ссылаясь в ней на положения КоАП и КАС.
Кто оплачивает дорогу?
Расходы на выезд могут лечь частные и юридические лица, либо государство.
Условия таковы:
- Расходы на выезд могут лечь частные и юридические лица, либо государство
В обычном порядке выдворение проводится за счёт самого иностранца.
- Если у выдворяемого отсутствуют средства на выезд из страны, или он был принят на работу местным жителем или организацией с нарушением закона, то выезд из страны оплачивает тот, кто пригласил его в Россию. Это может быть предприятие (местное или международное), частное или юрлицо.
- Когда установить лицо, пригласившее мигранта, невозможно, АВ проводится за счёт бюджета РФ.
Можно ли заменить выдворение уплатой штрафа
Заменить меру наказания в виде выезда на денежное взыскание законодательство разрешает в случае фиксации правонарушения в первый раз, но норма касается только лиц, совершивших административное правонарушение в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области (исключительно часть 3 статьи 18.8 КоАП). Санкция накладывается в соответствии с решением суда.
Проверка запрета на въезд в Россию осуществляется на основании официального запроса либо на сайте ГУВМ МВД. Постановление суда может одновременно содержать два способа наказания: штраф и выдворение. Если мигрант перед выездом не погасил денежные обязательства, то соответствующая санкция может быть предъявлена принимающей стране либо недобросовестному работодателю.