Объективная сторона получения взятки.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объективная сторона получения взятки.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ст. 290 УК РФ содержит возможные составы получения взятки: основной и квалифицированные. Основной представляет собой получение российскими или иностранными должностными лицами материальных благ, имущественных прав или услуг в обмен на совершение таким лицом действий или бездействия, входящих в его служебные полномочия, в интересах лица, дающего такие блага, или тех, кого оно представляет.

Наказание для взяткополучателя

Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс. рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч. 1 ст. 290. Она бывает в виде:

  1. Штрафа в размере:
    • до 1 млн. руб.;
    • 10-50-кратной взятки.
  2. Исправительных работ от года до двух.
  3. До 5 лет принудительных работ.
  4. Заключения до 3 лет.

Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч. 2 анализируемой статьи. Это могут быть:

  1. Штраф:
    • 200 тыс. – 1 млн. руб.;
    • доход за 0,5-2 года;
    • 30-60-кратной взятки.
  2. До 6 лет лишения свободы.

Другой комментарий к Ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления — взятка. Взятка имеет имущественную природу. Она может быть выражена в деньгах (рублях и иностранной валюте), ценных бумагах, ином имуществе (любые вещи), имущественных правах или услугах имущественного характера, т.е. оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате услугах (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.) и оплачиваемых третьим лицом нелегальных услугах (например, в сфере сексуальных отношений). Услугой имущественного характера является также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).

2. С объективной стороны преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим лицом, отвечающим признакам субъекта преступления; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»); в) фактическое принятие взятки посредником (действия которого квалифицируются по ст. 291.1 УК РФ) с последующей передачей ее лицам, указанным ранее.

3. Взятка получается за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем:

а) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально — в отрыве от факта получения за них взятки — являются правомерными;

б) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения в широком смысле слова;

в) общее покровительство — это действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;

г) попустительство по службе — это непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

4. Действия (бездействие) лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот — что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

5. Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.

6. Квалифицированным получением взятки (ч. 2) является ее получение в значительном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).

7. Особо квалифицированный состав наличествует в случае, если действия (бездействие), за которые она получается, являются незаконными (ч. 3). Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 3 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление.

8. В ч. 4 ст. 290 УК РФ особо квалифицирующим признаком является ответственное служебное положение виновного — занятие им государственной должности РФ или субъекта федерации либо главы органа местного самоуправления. Соучастники такого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 4 ст. 290 УК РФ.

9. В ч. 5 ст. 290 УК РФ предусмотрены также иные особо квалифицирующие признаки. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору, если в ее получении принимали участие несколько лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, достигших об этом предварительного соглашения (п. «а» ч. 5). Для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое такое лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения.

По смыслу закон�� организованная группа создается для многократного совершения должностных злоупотреблений. В организованную группу взяткополучателей помимо лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, могут входить лица, не являющиеся таковыми; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

10. Вымогательство взятки (п. «б» ч. 5) — это требование лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Кроме того, вымогательство может быть выражено в завуалированной форме, когда виновный прямо не требует дать взятку, но умышленно ставит гражданина в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

11. Крупный размер взятки (п. «в» ч. 5) определяется в примечании 1 к ст. 290 УК РФ.

12. В ч. 6 ст. 290 УК РФ речь идет о получении взятки в особо крупном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).

13. Следует отметить, что в случае, если фактически полученная взяткополучателем сумма не составляет значительного, крупного или особо крупного размера, однако установлено, что умыслом взяткополучателя охватывалось получение взятки именно в таком размере, то содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по ч. 2, п. «в» ч. 5 или ч. 6 ст. 290 УК РФ соответственно (без ссылки на ст. 30 УК РФ).

14. Кроме российских должностных лиц ответственности за получение взятки подлежат также иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации (примечание 2 к ст. 290 УК РФ).

Комментарий к ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Читайте также:  Соглашение о разделе общего имущества между супругами

Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Пост. Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

При этом под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (напр., предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные же права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, напр. исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (напр., предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); в) за общее покровительство или попустительство по службе; г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие). Совершение самих действий (бездействие) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Объективная сторона получения взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (напр., сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Следует отметить, что получение должностным лицом вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей или хотя и связанную с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящуюся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям, не образует состава получения взятки.»

Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности и наличие иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездейст��ию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются как вероятные, возможные в будущем.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), при отсутствии предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречное обязательство со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Взятка преподавателю (врачу) или подарок?

Нередко граждане задаются вопросом, образует ли состав преступления и будут ли преследоваться по закону студенты, которые сдают зачеты и экзамены с помощью «рубля» или ускоренное получение медицинской помощи посредством «задабривания» медицинского работника.

Итак, что считается взяткой преподавателю, врачу и в каких случая взяткодатель сможет быть привлечен к уголовной ответственности за данные действия разберем в настоящем блоке.

Уголовный закон связывает субъекта данного преступления с наличием определенных властных полномочий, в части мед работников и преподавательского состав лицо должно обладать организационно распорядительными функциями.

Пленум Верховного суда, четко разъяснил, что следует понимать по организационно -распорядительными функциями.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия лица, которые связаны с руководством в государственном, субъектном или муниципальном учреждении. Или находящимися в их служебном подчинении отдельными сотрудниками по трудовому договору или контракту, с формированием кадров и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, привлечения к дисциплинарной ответственности или поощрением сотрудников и иные функции.

Указанные факты исходя из пояснений Верховного суда, относятся к руководителям государственных и муниципальных органов и учреждений, ближе к рассматриваемой категории относиться пояснения, в которых отражено, что к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих определенное значение юридического характера, в связи с чем влекущее определенные юридические последствия. В частности, как пример суд указывает получение с помощью взятки больничного листа, установление инвалидности, а также выставление отметок члену государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Исходя из изложенного можно спело утверждать, что получение и дача взяток преподавателю или медицинскому работнику может быть также расценена как уголовное преступление.

Как посадить взяточника?

Однако не стоит забывать о лицах, у которых за совершения необходимых им действий попросту вымогают денежные средства. Как же защититься от нерадивых чиновников, требующих необоснованной наживы на простых гражданах.

Читайте также:  Виды мер пресечения. Подписка о невыезде, домашний арест, заключение под стражу.

Нередко простое обращение в полицию не несет необходимых результатов ввиду недостаточности доказательств ведь лица, получающие взятку на регулярной основе достаточно осторожны.

В данном случае для обращения в правоохранительные органы запаситесь хотя бы диктофонной записью разговора с чиновником, в котором последний требует определенную денежную сумму. Только после этого обращайтесь в полицию. Для грамотного обращение следует составить мотивированный процессуальный документ, в котором будут все необходимы для следствия факты и нормативное обоснование позиции, в данном вопросе Вам поможет наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры».

Понятие и виды взятки. Предмет взятки

Взятка— деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности или бла­га материального характера, в том числе изъятые из оборота (например, оружие).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 : «предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвоз­мездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ре­монт квартиры, строительство дачи и т. п.).

Выгоды имущественного характера — занижение стоимости передавае­мого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных плате­жей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами».

Взятка как материальная выгода может носить замаскированный харак­тер Взятка может передаваться под видом подарка ко дню рождения, новогод­нему празднику и т. д.

Выгоды нематериального характера, например, положительная рецен­зия на научную работу должностного лица и т. п., предметом взятки не яв­ляются.

Поскольку взятка передается за действия (бездействие) в пользу взятко­дателя или представляемых им лиц, в объективную сторону состава полу­чения взятки входит совершение соответствующего действия (бездействия).

Два вида взятки (из пленума):

Взятка-подкуп дается или до совершения должност­ным лицом обусловленного действия (бездействия), или после совершенияпо предварительной договоренности. При этом не имеет значения, совер­шает должностное лицо в отношении взяткодателя законное действие или незаконное.

Взятка-вознаграждение дается после выполнения действий должност­ным лицом без предварительной договоренности с ним.

Получение взятки.

предмет преступления — взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера.

Глава 3. Объект и объективная сторона дачи и получения взятки.

Родовой объект данных преступлений можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. По существу об этом же говорилось и в УК 1960 г. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и ее деятельность. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающий из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, деятельность которых не противоречит закону.

Службой в системе органов местного самоуправления следует считать выполнение соответствующих должностных и служебных функций.

Часть 3 статьи 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 или частью 2 статьи 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Часть 2 статьи 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективные признаки получения взятки

С объективной стороны

преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ, выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за: 1) действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; 2) общее покровительство или 3) попустительство по службе, при условии, что они входят в служебные полномочия, или оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию).

Посредником с ведома взяткополучателя может быть член семьи, его близкий друг и т.д. Его действия квалифицируются как соучастие в получении взятки в форме пособничества или как организатора.

Действия (бездействие)

, которые совершило или намеревалось совершить должностное лицо в интересах взяткодателя, должны входить в круг его служебных полномочий. При этом служебные полномочия должностного лица — это его законные и правомерные действия (бездействие). При установлении полномочий должностного лица, как уже отмечалось, необходимо руководствоваться соответствующими нормативными актами, определяющими его права и обязанности.

Использование субъектом одних только личных связей для достижения результата, желательного для лица, передавшего вознаграждение, не может рассматриваться как получение взятки за совершение действий, входящих в служебные полномочия.

Понятие «общее покровительство по службе»

дается в п. 4 постановления Пленума ВС РФ №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». К нему относятся действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К «попустительству по службе»

следует относить непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Важное значение имеет правильное определение предмета рассматриваемого преступления. В качестве предмета взятки могут выступать деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также различные выгоды имущественного характера.

Деньги (валюта). Под ними понимаются как российские, так и иностранные денежные знаки, находящиеся в официальном обращении. Старинные монеты, как российские, так и иностранные, не являющиеся средством платежа, не могут быть признаны деньгами, но должны относиться к предмету взятки по признаку «иное имущество».

Под ценными бумагами в соответствии со ст. 142 ГК понимаются документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации (например, сберегательного займа, ГКО), векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, ценные приватизационные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (ст. 143 ГК РФ). Кроме того, Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[1] от 16 июля 1998 г. ввел в гражданский оборот новую именную ценную бумагу — закладную

, удостоверяющую права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке.

К иному имуществу относятся любые материальные ценности, имеющие стоимостное выражение, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро и т.п.) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома; природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (см. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г.)[2]. При этом надо иметь в виду, что если предметом получения (и дачи) взятки будут валютные ценности в указанном виде, действия как взяткодателя, так и взяткополучателя должны быть дополнительно квалифицированы по совокупности по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга). Вместе с тем, дача-получение взятки в виде иностранной валюты и фондовых ценностей в иностранной валюте полностью охватываются признаками составов преступлений, предусмотренных соответственно ст. 285 и 286 УК РФ.

Как посадить взяточника?

Однако не стоит забывать о лицах, у которых за совершения необходимых им действий попросту вымогают денежные средства. Как же защититься от нерадивых чиновников, требующих необоснованной наживы на простых гражданах.

Нередко простое обращение в полицию не несет необходимых результатов ввиду недостаточности доказательств ведь лица, получающие взятку на регулярной основе достаточно осторожны.

В данном случае для обращения в правоохранительные органы запаситесь хотя бы диктофонной записью разговора с чиновником, в котором последний требует определенную денежную сумму. Только после этого обращайтесь в полицию. Для грамотного обращение следует составить мотивированный процессуальный документ, в котором будут все необходимы для следствия факты и нормативное обоснование позиции, в данном вопросе Вам поможет наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры».

Читайте также:  Налоговые выплаты и ставки федерального подоходного налога в Америке

Несмотря на ожесточенную борьбу государства коррупция в нашей стране не побеждена и нередки случаи взяточничества в различных кругах власти, подтверждением тому являются многочисленные коррупционные скандалы, которые на представляют средства массовой информации, таким образом для защиты своих прав Вы можете смело обращаться к нашим специалистам за квалифицированной юридической помощью.

Является ли вымогательство взятки должностным лицом покушением на взяточничество

П. «б» ч. 5. ст. 290 УК РФ содержит квалифицирующий признак — получение взятки, сопряженное с ее вымогательством. При этом сам УК не содержит разъяснения того, что можно считать вымогательством. На практике этот аспект может быть весьма сложен в доказывании. Желая получить благодарность, мздоимец обычно не выражает своих намерений открытым текстом.

В такой ситуации разъяснения дают судьи Верховного суда в п. 18 постановления Пленума от 09.07.2013 № 24. В соответствии с ним под вымогательством взятки можно понимать:

  • непосредственно требование должностного лица дать взятку в сочетании с угрозой причинения вреда правам и законным интересам гражданина;
  • создание условий, которые могут причинить вред правам и интересам граждан с целью получения взятки.

ВАЖНО! Для квалификации действий должностного лица как вымогательства взятки не имеет значения наличие фактической возможности причинения вреда, достаточно угрозы такого причинения.

Отдельного состава преступления вымогательство взятки не образует, но ч. 3 ст. 30 УК РФ позволяет квалифицировать как покушение на преступление любые действия или бездействие, направленные на достижение преступной цели, при условии незавершенности преступления по причинам, не зависящим от виновников. То есть о покушении на взяточничество речь пойдет только в момент передачи вознаграждения.

В чем состав преступления?

При выделении состава взятки нужно выделить составляющие, которые присутствуют в виде четырех взаимосвязанных элементов.

Это объект, субъект, а также объективная и субъективная сторона преступного действия.

Каждая из составляющих взятки оказывает влияние на квалификационные действия со стороны обвиняемого.

Взятка отличается тем множественностью предметов преступления, а также различным количеством объектов деяния.

Лица, желающие скрыть противоправные действия, часто идут на хитрость, формирующую смежные составы в проводимых действиях, например совершение превышения по должностным полномочиям, регулируемых по статье 285 УК РФ.

О проблемах при квалификции вымогательства взятки читайте здесь.

Проблемы при квалификации

Часто при осуществлении действий по квалификации возникают трудности, связанные с частыми изменениями в законодательном регламенте.

Правильная квалификация не может проводиться без тщательного ограничения от других видов деяний, которые могут быть схожи с этим видом нарушения прав.

Многие юристы считают, что взяткодатель или его посредник практически во всех случаях заинтересованы в получении выгод после совершения определенных действий.

Подкуп лица, исполняющего собственные обязанности — это конечная цель, которую преследует заинтересованный гражданин.

Однако иные специалисты не согласны с подобным утверждением и убеждены, что нужно выяснить природу происхождения предмета преступления, а также разобраться в вине посредника, который мог оказаться в подобных обстоятельствах по ошибке.

Объективная сторона получения взятки. Момент окончания преступления

Объективная сторона получения взятки, предусмотренного ч. 1 ст. 290, носит сложный характер. Во-первых, она характеризуется действием — получением должностным лицом лично или через посредника взятки (в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера). Во-вторых, взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия данного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Все три последние разновидности действий (бездействия) должностного лица предполагают, в принципе, правомерный их характер, т.е. сами по себе эти действия (бездействия) законны, так как входят в служебные полномочия должностного лица и оно вправе и может совершать такие действия (бездействие). Преступными они становятся в связи с тем, что совершаются именно за взятку. Судебная практика относит к таковым, например, решение кадровых вопросов (в том числе прием, продвижение по службе), распоряжение денежными средствами и кредитами и т.п.

Способствование указанным действиям (бездействию) означает использование должностных полномочий в широком смысле слова. В этом случае предполагается возможность должностного лица воздействовать на других лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение.

Такой способ использования должностным лицом своих служебных полномочий, как покровительство, предполагает, например, незаслуженные премии и поощрения в отношении взяткодателя, продвижение его по службе и т.п. Попустительство проявляется, в частности, в нереагировании на нарушения трудовой дисциплины взяткодателем (прогулы, опоздания на работу и т.п.), непринятие мер по фактам допущенных им недостач материальных ценностей и т.д.

Объективная сторона преступления состоит из признаков, к числу которых, в частности, относятся:

а) получение лицом лично или через посредника взятки;

б) получение ее за выполнение определенных действий (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Получение взятки предполагает получение ее не только должностным лицом, но и иными близкими виновному лицами с его согласия. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», если имущественные выгоды предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. При этом в приговоре суду следует указывать, за выполнение каких конкретных действий (бездействие) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица. Получение взятки через посредника означает, что лицо использовало при ее получении посреднические услуги, с тем чтобы надежнее завуалировать совершенное преступление. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении должностным лицом взятки наступает, когда посредник является соучастником должностного лица в совершении анализируемого преступления. 1 Получение взятки должностным лицом, исходя из законодательной формулировки, обусловлено выполнением в пользу взяткодателя или представляемых им лиц следующих видов альтернативных действий (бездействия):

а) входящих в круг служебных полномочий должностного лица;

б) не входящих в круг служебных полномочий должностного лица, но осуществлению которых виновный может способствовать в силу своего должностного положения;

в) выражающихся в общем покровительстве;

г) выражающихся в попустительстве по службе.

Первая форма получения виновным взятки охватывает такие действия (бездействие) должностного лица, которые оно могло или обязано было выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей или услуг хотя специально и не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя. Вместе с тем состав преступления имеет место как в случаях, когда удовлетворяются личные интересы самого взяткодателя, так и когда он представляет интересы третьих лиц.

Вторая форма действий (бездействия) выражается в способствовании лица в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия), не входящих в его служебные полномочия.

Третья форма действий (бездействие) состоит в общем покровительстве.

При покровительстве конкретные действия должностного лица в отношении взяткодателя специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что передающиеся материальные ценности или оказываемые услуги имущественного характера вручаются должностному лицу с целью удовлетворения личных интересов взяткодателя или интересов представляемых им лиц, поскольку общее покровительство имеет своей конечной целью совершить или не совершить то или иное действие (бездействие).

Получение взятки является умышленным преступлением. Оно совершается по корыстным мотивам. Должностное лицо, получающее взятку, понимает, что выгоды и ценности передаются и предоставляются ему незаконно за совершение им впоследствии бездействий/действий, относящихся к его обязанностям или за способствование к их осуществлению другими сотрудниками.

В случае когда виновный субъект при принятии ценностей вводит в заблуждение граждан, их передающих, создавая видимость правомерности их предоставления, содеянное не попадает под рассматриваемую норму. Например, должностное лицо может говорить о том, что передача предметов выступает как оплата за услугу, оказанную учреждением, выполненную им работу. Такие деяния квалифицируются как мошеннические действия с использованием служебного положения. В качестве субъекта может выступать только должностное лицо. Все прочие субъекты, которые участвуют в совершении рассматриваемого преступления, в том числе те, которые выдают себя за служащих, являются соучастниками, организаторами или пособниками.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *