Медицинские ограничения для водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медицинские ограничения для водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Не все наши физические недостатки являются врожденными или приобретенными в детстве. Ситуация, когда абсолютно здоровый водитель вдруг терял зрение или слух, получал тяжелую травму ног или же позвоночника, не является такой уж редкостью. К подобным изменениям здоровья особенно внимательно следует отнестись гражданам, осуществляющим управление ТС.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»

Наименование заболевания:
9. Ахроматопсия — код МКБ-10 — Н53.51
10. Слепота обоих глаз — код МКБ-10 — Н54.0

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или «М», подкатегории «А1» или «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «В» или «BE», подкатегории «В1» (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «С»*, «СЕ», «D», «DE», «Тm» или «Тb», подкатегории «С1″*, «D1», «С1Е» или «DIE»
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Читайте также:  За какие машины в 2022 году придется заплатить налог на роскошь: список

Как быть действующему водителю

Законодательством предусмотрено прохождение водителем медкомиссии не реже раза в три года. По результату обследования выдается так называемая водительская справка. Однако если в промежуточный период с водителем произойдут изменения здоровья и будет вынесен соответствующий врачебный вердикт, ограничения пропишут в водительских правах, и их придется выполнять.

Таким образом, никаких рамок для внесения ограничений в главный документ водителя не предусмотрено. Присвоение соответствующего статуса зависит только от изменения в состоянии здоровья самого обладателя прав.

С момента, когда квалифицированным медиком будет вынесено заключение об ограниченной годности (или даже противопоказанию) к управлению машиной, эти требования вступят в силу.

Перечень медицинских противопоказаний, при которых запрещается управлять ТС

Все требования к пригодности водителя перечислены в приказе Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». В нем перечень медицинских противопоказаний к водителям прописан в п.12.1. (Мотоциклы, мотороллеры, мотонарты всех типов и марок — категория А). Для категории B действуют лишь некоторые поправки к данному перечню. Причем категория B разделена на две группы: с правом работы по найму и без права работы по найму.

12.3. Автомобили, полная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 – категория В с правом работы по найму.

  1. Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с хорошим результатом, допуск к вождению разрешается).
  2. Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, свищ слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение (после оперативного лечения с хорошим результатом допуск к вождению разрешается).
  3. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
  4. Ограничение поля зрения более чем на 20 град. в любом из меридианов. Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п. 5-а допуск без ограничений).
  5. Понижение остроты зрения в зависимости от стойких помутнений преломляющих сред или изменений глазного дна, аномалий рефракций, а также других причин органического характера:

«Мне вынесли вердикт „не годен“, это можно оспорить?»

Да, оспорить можно, также как и заключение любой другой медицинской комиссии. Основным вопросом будет критерий негодности — по одним основаниям, имеющим объективные критерии (например, зрение или электроэнцефалограмма) оспаривать легче, по другим (например, психиатрической диагноз), которые имеют больше оценочный характер суждений, оспаривать сложнее, но в любом случае это возможно.

Кто подтверждает здоровье иностранных водителей, мигрантов — будут ли они тоже в базе?

Иностранные водители должны подтверждать свои права, по сути, менять их на российские. Соответственно, они обязаны проходить все те же медицинские процедуры, что и российские автомобилисты, а значит они также будут в этой базе.

Не будет ли возможности двояко толковать какие-то пункты и создавать поле для взяток за «хорошее» заключение?

Возможности для коррупционных действий будут всегда, пока есть люди. И наличие базы ничего не изменит. Хотя проконтролировать, кто выдал подложный документ, станет легче. Только от социальной зрелости, подкрепленной ответственностью за подлог, и определяется выдача «правильных» заключений. Врача любой специальности можно заподозрить в этом, но, к счастью, это не столь распространенное явление.

Поскольку орган зрения для водителя является основным, понятно, что к глазным патологиям приковано самое пристальное внимание. В частности, применительно к самым многочисленным категориям ВУ (А/А1, В/В1, ВЕ, М) прямыми противопоказаниями к вождению автомобиля являются следующие состояния:

  • болезни глазной оболочки хронического характера, существенно ухудшающие остроту зрения;
  • если один глаз вообще не видит, а у второго острота зрения составляет менее 0.8;
  • при сниженной остроте глаза до 0.6 на одном и 0.2 на другом;
  • если на глазу менее 30 дней назад была проведена рефракционная операция;
  • при присутствии такой патологии, как спонтанный нистагм, если оба зрачка отклоняются от центральной линии на 70º;
  • если поле зрения в направлении любого меридиана ограничено углом, превышающим 20º.

Психические заболевания

Гораздо менее определённо можно говорить о патологиях, связанных с расстройствами психики. Впрочем, и здесь правила, касающиеся запрета на вождение, прописаны достаточно чётко. Существует две категории таких отклонений: временные, вызванные тяжёлыми жизненными ситуациями, и постоянные или прогрессирующие.

Читайте также:  Можно ли работать при 2 группе инвалидности?

Перечень противопоказаний к получению ВУ выглядит следующим образом:

  • наличие хорошо различимой задержки развития психики;
  • присутствие приступов шизофрении или других психических расстройств поведенческого или ментального характера;
  • агрессивное поведение или приступы, квалифицируемые как расстройства личности;
  • аффективные расстройства психики;
  • наличие побочных эффектов, спровоцированных приёмом психотропных медпрепаратов.

Разумеется, диагностирование подобных состояний далеко не всегда возможно в рамках медосмотра, независимо от квалификации персонала комиссии, поэтому важно изучение анамнеза посредством рассмотрения личной медицинской карточки претендента.

Обобщая вышесказанное, опишем психические расстройства, препятствующие получению ВУ:

  • органические патологии, включая симптоматические;
  • выраженная умственная отсталость;
  • поведенческие расстройства (включая те, которые носят кратковременный характер), в значительной мере сказывающиеся на человеке;
  • расстройства психики как результат курсового лечения психотропными медикаментами;
  • шизофрения, расстройства шизотопического характера, расстройства с бредовыми состояниями;
  • патологии, сопровождающиеся расстройствами личности и неадекватным поведением.

Как правило, пациенты с такими диагнозами, выявленными ранее, состоят на учёте в ПНД.

Стоимость обучения на права категории М

Цена обучения может существенно меняться в зависимости от ряда факторов. В стоимость входят теория и практика, а также последующее сопровождение в ГИБДД. Лицо имеет право получить дополнительные часы обучения. Три основные ценовые категории:

  1. 7000-10000 руб. Позволяет водителю получить лишь теоретическое обучение. Продолжительность курса варьируется от 1 до 2 месяцев. Все дополнительные услуги оплачиваются отдельно.
  2. 16000-26000 руб. Ученик сможет получить теоретическое и практическое обучение. Дополнительные услуги в сумму не входят. Продолжительность курса составляет 1,5-3 месяца.
  3. 24000-30000 руб. Это цена за расширенное обучение на категорию М. Проходят практические и теоретические курсы. Внутри школы сдаётся собственный экзамен. Человеку помогают подготовиться к аттестация в ГИБДД. Провожают вплоть до получения прав. Потребность в оплате госпошлины и медицинской комиссии исчезает.

Стоимость может отличаться в зависимости от региона. Точную цену удастся узнать, обратившись непосредственно в учебное заведение.

Как получить категорию М?

Решив получить права категории М, гражданин должен убедиться в том, что соответствует требованиям. Если претендент удовлетворяет их, можно переходить непосредственно к осуществлению задуманного. Для этого необходимо:

  1. Выбрать автошколу, в которой действует соответствующая программа, и подать заявление.
  2. Дождаться зачисления на курс, оплатить обучение и пройти теоретические и практические занятия.
  3. Сдать внутренний экзамен и предоставить необходимый пакет документации в ГИБДД. Потребуется пройти медкомиссию.
  4. Представитель уполномоченного органа назначит день экзамена. Необходимо посетить место его проведения без опозданий и выполнить поставленные задачи. Обычно экзамен состоит из теории и практики.
  5. Узнать итоговый результат. Если он положительный, гражданину предоставят права.

Согласно данному законодателем определению ─ медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (ч.1 ст.65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинское освидетельствование отличается от медицинского осмотра именно тем, что его результат влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Так, работников-водителей по результатам медосмотра работодатель может отстранить от работы, но лишить их права управления транспортным средством могут только по результатам медицинского освидетельствования.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ст.23 Закона о БДД).

Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Например, сюда относятся шизофрения, умственная отсталость и другие психические расстройства, в том числе, связанные с употреблением психоактивных веществ, а также эпилепсия, ахроматопсия и слепота обоих глаз.

Медицинскими показаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), при которых управление транспортным средством допускается при оборудовании его специальными приспособлениями, либо при использовании водителем транспортного средства специальных приспособлений и (или) медицинских изделий, либо при наличии у транспортного средства определенных конструктивных характеристик. Например, существуют показания к управлению транспортным средством с ручным управлением, с автоматической трансмиссией, с акустической парковочной системой, а также в очках (контактных линзах) и с использованием слухового аппарата.

Медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категорий, назначения и конструктивных характеристик. Например, больше всего ограничений установлено для управления грузовым и пассажирским транспортом.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604.

Читайте также:  Новые правила уплаты НДФЛ с 2023 года: о чем нужно знать предпринимателям

Медицинское освидетельствование проводится в следующих основных случаях, установленных ч.1 ст.23 Закона о БДД:

  • обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия,
  • обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами;
  • внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.

Законодательство РФ о медицинских ограничениях для водителей

Согласно законодательству РФ, управлять транспортным средством может любой человек, который успешно сдает экзамены в автошколе и сотрудникам ГИБДД. Но к экзаменам допускаются только те, кто успешно прошел медицинскую комиссию, не имеет физических ограничений к управлению ТС.

Федеральный закон от 1995 года в статьях 23 и 23.1 четко указывает алгоритм прохождения медицинской комиссии и частоту осмотров для каждой категории водителей. Например, управляющие общественным транспортом обязаны проходить в сжатые сроки осмотр перед каждым выходом на линию. В этом же законе указан перечень болезней, которые относятся к ограничениям.

Врачебную комиссию обязаны проходить:

  • получающие водительское удостоверение впервые – до сдачи экзаменов в автошколе;
  • восстанавливающие права после их изъятия – например, если было лишение по причине управления транспортным средством в нетрезвом виде;
  • продлевающие срок действия водительского удостоверения.

Эпилепсия и водительское удостоверение

Как ни странно, но эпилепсия, относящаяся к категории психоневрологических патологий, сопровождающихся возникновением припадков, не является абсолютным противопоказанием для получения прав. Между тем во время таких припадков, спровоцированных неожиданным возбуждением некоторых участков мозга, больной не может контролировать своё состояние.

Перечислим исключения, позволяющие эпилептикам получить положительный результат при прохождении медосмотра:

  • последний эпилептический припадок зафиксирован свыше полугода назад;
  • эпилептические приступы наблюдаются исключительно во сне;
  • последний приступ спровоцирован отказом от курсового лечения;
  • если припадок не сопровождается нарушениями сознания и происходит без утраты двигательной активности;
  • если эпилептик прошёл курс лечения, включающий хирургическое вмешательство.

Стоит отметить, что врачи крайне неохотно дают положительные оценки при этой патологии, поскольку эпилептические припадки возникают спонтанно, предугадать их возникновение невозможно, а последствия могут оказаться крайне отрицательные, как для самого больного, управляющего автомобилем, так и для окружающих.

Категория водительского удостоверения свидетельствует о виде транспорта, которым разрешено управлять автолюбителю:

    • А – позволяет управлять обычными мотоциклами, с боковой коляской, 3-х-колесными и 4-х-колесными транспортными средствами, со снаряженной массой не более 400 кг.
    • А1 – распространяется на легковесные мотоциклы, с объемом двигателя до 125 см3, мощностью до 11 кВт (открывается по умолчанию при наличии категории А).
    • В – на легковые машины, весом до 3,5 тонн, предназначенных для перевозки не более 8 человек кроме водителя. Сюда же относятся джипы, внедорожники, небольшие пикапы.
    • ВE – легковые авто с габаритным прицепным устройством (от 750 кг до 3,5 т).
    • В1 – трициклы и квадрициклы;
    • С – разрешение на грузовой транспорт (от 3,5 тонн). Категория понадобится для управления «тяжеловесами», типа «Хаммер», ГАЗ «Тигр».
    • СE – грузовые автомобили с прицепом. Категория CE, полученная до появления подкатегорий, разрешает управлять грузовиками с прицепами.
    • С1 – грузовой транспорт с грузоподъемностью 3,5-7,5 тонн.
    • С1E – средние грузовые машины с прицепным устройством, вес которого превышает 750 кг. Суммарная масса авто и прицепа должна быть до 12 тонн.
    • D – автомобили, приспособленные для перевозки более 8 человек, микроавтобусы, маршрутные такси и автобусы. В категорию не входят сдвоенные автобусы- «гармошки».
    • DE – автобусы с прицепом, масса которых более 750 кг, сцепленные автобусы.
    • D1 – небольшие автобусы, вместимостью пассажиров от 8 до 16 человек.
    • D1E – микроавтобусы с прицепом, с максимальным весом не более 12 тонн. В прицепе нельзя перевозить людей.
    • М – мопеды и легкие квадрициклы. Открывается вместе с одной из других категорий.
    • Tm – трамваи.
    • Tb – необходима для вождения троллейбусов. Ранее для управления троллейбусом или трамваем требовались особые отметки в водительских правах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *