Сдача отчётности в Росприроднадзор в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сдача отчётности в Росприроднадзор в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899», Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»). Ставки платы за НВОС также утверждаются соответствующими Постановлениями РФ и могут меняться из года в год.

Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2021 года

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность. Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее — данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН

Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.

Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф:
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.41
Отчёт по программе ПЭК
Штраф:
  • для граждан — от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

Кому нужно сдавать 2-ТП (отходы)

  • юридическим лицам и ИП, которые ведут деятельность по обращению с отходами производства и потребления;
  • региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО);
  • операторам по обращению с ТКО.

Субъекты МСП освобождены от представления формы, если одновременно соблюдаются условия:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны в год;
  • заключен договор с региональным оператором;
  • не осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов).
Читайте также:  Оформить льготы ветеранам труда в 2023 году

Что включает отчет для малого и среднего бизнеса по отходам

Отчетность включает:

1) Общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;

а) для юридических лиц:

  • полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

  • телефон, факс, электронная почта;

  • код места нахождения по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

б) для индивидуальных предпринимателей:

  • фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

  • телефон, факс, электронная почта;

  • код места жительства по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

2) Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

Данные о массах отходов, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, представляются суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности), на захоронение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности).

Данные о массах отходов, полученных от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, представляются суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение, на захоронение.

Данные о массах отходов, направленных на хранение на собственных объектах хранения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на хранение, и по массам отходов, полученных на хранение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.

Данные о массах отходов, направленных на захоронение на собственных объектах захоронения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на захоронение, и по массам отходов, полученных на захоронение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.

3) Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы, включают наименования таких юридических лиц или фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии) таких индивидуальных предпринимателей, данные о переданных им отходах, с указанием:

  • мест нахождения или мест жительства и их кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

  • даты выдачи и номера документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (при передаче отходов I — IV класса опасности);

  • даты и номера договора о передаче отходов;

  • данные о массах (в тоннах) переданных отходов, сгруппированных по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по федеральному классификационному каталогу отходов, класса опасности, цели передачи (использование, обезвреживание, размещение).

Кто заполняет и сдает

В приказе № 627 разъясняется, кто сдает форму 2-ТП (отходы) — отчет обязаны заполнять все организации и индивидуальные предприниматели, которые каким-либо образом связаны с отходами. Нет никакой разницы, на каком конкретно этапе возникает так называемое «сотрудничество». Это и создание, и переработка, и транспортировка, и хранение, и утилизация, и захоронение отходов (ОТ). Обо всех этих действиях субъекты обязаны отчитаться в контролирующие органы.

Организационно-правовая форма, выбранный режим налогообложения, способ обращения с ОТ и территориальная принадлежность не имеют никакого значения. Отчитываться обязаны почти все экономические субъекты. Причем объем оборота ОТ за отчетный период не играет никакой роли.

Не сдают отчетность только представители малого и среднего бизнеса. Но субъекты МСП освобождаются от сдачи отчетности при выполнении трех условий:

  • от деятельности образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 т;
  • СМП заключил договор с региональным оператором;
  • осуществляемый вид бизнеса не связан с обращением ТКО производства и потребления.

К респондентам по форме 2-ТП относятся региональные операторы и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Какие сведения включают в форму?

Отчет состоит из трех разделов:

  1. « Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления; сведения об образовании и передаче твердых коммунальных отходов региональному оператору». Раздел сдают все природопользователи.

    Таблицы заполняют в количественном выражении на начало и конец года, по всем видам отходов, кроме медицинских, биологических и радиоактивных. Класс мусора указывают по ФККО в ред. приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.

  2. Региональные операторы, операторы по обращению с ТКО, юридические лица с собственными объектами размещения ТКО заполняют раздел 2 «Сведения … представляемые региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами».
  3. «Сведения об эксплуатируемых объектах размещения отходов» природопользователи заполняют при наличии у них мест хранения отходов.

Какие документы отменены в 2021 году?

Постановлением Правительства России от 18 сентября 2021 г. № 1496 с 1 января 2021 г. отменяются следующие законодательные документы:

  1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. № 205 “Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества”. Постановлением № 1496 настоящий документ будет отменен начиная с 1 января 2021 г. Из чего следует, что в 2021 году сведения по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 предоставлять не требуется. На данный момент можно лишь предположить, что учет воды на объекте будет проводится по другим формам до принятия новых документов.
  2. Постановлением №1496 с 1 января 2021 г. также отменены журналы движения отходов по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
  3. Отменены с 1 января 2021 г. и методические указания по разработке проектов нормативов по отходам и сбросам.

Кто заполняет и сдает

Статотчетность по новой форме 2-ТП (отходы) обязаны заполнять все организации и индивидуальные предприниматели, которые каким-либо образом связаны с отходами. Нет никакой разницы, на каком конкретно этапе возникает так называемое «сотрудничество». Это и создание, и переработка, и транспортировка, и хранение, и утилизация и захоронение отходов (ОТ). Обо всех этих действиях субъекты обязаны отчитаться в контролирующие органы.

Организационно-правовая форма, выбранный режим налогообложения, способ обращения с ОТ и территориальная принадлежность не имеют никакого значения. Отчитываться обязаны все экономические субъекты. Причем объем оборота ОТ за отчетный период не играет никакой роли.

Не обязаны сдавать отчет 2-ТП (отходы) представители малого и среднего бизнеса. Но субъект малого предпринимательства освобождается от сдачи отчетности при выполнении трех условий:

  • от деятельности образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 т;
  • СМП заключил договор с региональным оператором;
  • осуществляемый вид бизнеса не связан с обращением ТКО производства и потребления.

В будущем году планируется резко сократить количество подотчетных субъектов. Законодатели определили, что отчет будут заполнять компании и ИП, ведущие деятельность на объектах третьей категории (негативное влияние, оказываемое на окружающую среду, незначительно). Такие нормы закреплены в постановлении правительства РФ № 1029 от 28.09.2015.

Проверка правильности заполнения формы 2-тп

Корректность заполнения документа должна быть проверена в соответствии с последним разделом Указания, в котором прописан весь алгоритм контроля для каждого из разделов отчета.

Для подготовки отчета в личном кабинете природопользователя (ЛК) нужно воспользоваться Инструкцией по работе в ЛК, которую можно найти на сайте территориальных отделов Росприроднадзора. Здесь пошагово расписан весь процесс формирования отчета, начиная с регистрации и заканчивая отправкой электронной версии и выгрузкой отчета для предоставления на бумажном носителе.

Программа сама подскажет, если отчет сформирован неверно. Для этого необходимо воспользоваться функцией «Проверить АЛК». Отправить заполненную и проверенную форму не составит никакого труда при условии, что у респондента имеется ЭЦП, соответствующая требованиям 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи».

Согласно п. 1 ст. 16.1 7-ФЗ, плату за НВОС обязаны вносить юрлица и ИП, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду. Их относят к определённым категориям, которые указаны в ПП РФ № 2398 от 31.12.2020 года. Сдавать декларацию НВОС обязаны организации, которым присвоена I, II и III категория. Документы предоставляют не позднее 10 марта года, который следует за отчётным периодом. Расчёт, порядок предоставления отчётности и её форма закреплены приказом Минприроды России №1043 от 10.12.2020 года. Если в документе допущена ошибка, отправитель может подать уточнённую декларацию в течение трёх лет.

Если негативное влияние вызвано ТКО, то оплату за НВОС вносят региональные операторы или операторы по обращению с ТКО.

За негативное воздействие, вызванное твёрдыми коммунальными отходами, платят региональные операторы по обращению (размещению) с ТКО.

Фирмам, которым присвоена категория, освобождены как от оплаты за НВОС, так и от сдачи декларации.

Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН

Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.

Читайте также:  Среднесписочная численность работников
Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф от 50 000 до 100 000 руб. КоАП РФ, статья 8.41
Предоставление декларации НВОС
Отчёт по программе ПЭК Штраф от 20 000 руб. до 80 000 руб. КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.

МСП-отчет (экология) – образец заполнения

В отчетном документе необходимо указать сведения, идентифицирующие субъект хозяйствования, характер отходов, объем их производства, переработки и утилизации. Обязательно приводится информация о контрагентах, с которыми заключены соглашения на размещение или разные формы использования отходного сырья.

Отчет СМП (Росприроднадзор), образец его, можно заполнить при помощи бесплатного программного обеспечения «Модуль природопользователя». Скачать эту программу можно на ]]>сайте Росприроднадзора]]>. Сервис позволяет заполнить документ и распечатать его, скачать в формате Excel, сформировать отчет для отправки в контролирующий орган. МСП-отчет (экология), образец 2018 г., состоит из следующих частей:

  • титульная страница;
  • раздел 1, в котором приводится информация об отчитывающемся субъекте хозяйствования;
  • раздел 2 – данные о контрагентах, которые оказывают услуги по размещению, переработке или обезвреживанию отходных масс (на каждого контрагента заполняется отдельный лист);
  • раздел 3, в котором дается характеристика образованных отходов и отображается их объем, движение в отчетном интервале.

Бумажный образец заполнения отчета МСП за 2020 год обязательно должен иметь указание на код электронного идентификатора документа. Получить этот шифр можно после отправки документа в электронном виде.

Разъяснения законодательства

С 1 января 2020 года в Статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не будет такого понятия как отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для предприятий малого и среднего бизнеса. В соответствии с новой редакцией статьи для объектов, оказывающих негативное воздействие III категории, необходимо будет представить отчетность об образовании, использовании (утилизации), обезвреживании, о размещении отходов (п. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ). При этом проекта подзаконного документа, регламентирующего предоставление данной отчетности пока нет.

Также до сих пор не отменен Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

Кроме того, статьях 5 и 6 Закона № 89-ФЗ в новой редакции остаются полномочия у соответствующих органов исполнительной власти федерального и региональных уровней принимать данную отчетность. Кроме того, фразы о «субъектах малого и среднего предпринимательства» не убрались из Порядка представления соответствующей декларации о плате за НВОС (утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3), и пока в данный документ правок соответствующих новой редакции Закона № 89-ФЗ вносить не планируется (на сколько нам известно).

Пояснительная записка к форме отчетности 2-ТП (отходы)

Необходимость наличия пояснительной записки не указана, но если ее будут требовать, то она должна содержать следующую информацию:

  1. Данные организации (ИНН, наименование, юр. адрес и адреса площадок).
  2. Номер и дату выдачи лицензии по обращению с отходами 1-4 класса.
  3. Лимит на размещение отходов (реквизиты документа) или информацию о предоставлении отчетности СМСП.
  4. Информацию о реорганизации или ликвидации (консервации) предприятия (или отдельных структурных единиц).
  5. Объем основного производства (план на этот год, показатели за 2 прошедших года и разница между ними).
  6. Причины увеличения (снижения) образования отходов.
  7. При наличии объектов размещения отходов и установок по обезвреживанию или использованию отходов указываются их характеристики, производительность и другие данные.
  8. Выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия при обращении с отходами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *