Оспаривание решения по результатам налоговой проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание решения по результатам налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Назначению выездной налоговой проверки обычно предшествуют вызов руководителя организации или индивидуального предпринимателя в налоговую службу для дачи объяснений, и/или запрос налоговой службой банковской выписки с расчетного счета за определенный период, и/или запрос документов у контрагентов компании по сделкам, заключенным с ней. Эти факторы должны насторожить и мобилизовать на подготовку к выездной налоговой проверке и устранению имеющихся недостатков в документах.

ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕ БЫЛО ОСНОВАНИЙ

Для начала решите, имели ли в принципе налоговики право проверять вашу компанию по тем налогам и периодам, которые отражены в решении? При отрицательном ответе на поставленный вопрос решение инспекции можно успешно оспорить.

Для проведения камеральной проверки основанием для ее проведения является подача налоговой декларации (расчета) (п.1 ст.88) .
В этой связи если компания не представила в инспекцию декларацию (расчет), и налоговая провела камеральную проверку на основе иных имеющихся у них документов и (или) полученных у третьих лиц сведений, то решение о доначислении недоимки, пеней и штрафов по итогам такой проверки неправомерно . В этом случае налоговики вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но только не камеральную проверку .

Основанием для выездной налоговой проверки (далее – ВНП) является вынесение решения о ее проведении руководителем (заместителем руководителя) налоговой с учетом следующих ограничений (п.5 ст.89 НК РФ) :

  • не допускаются две и более ВНП за один и тот же период по конкретному налогу;
  • не допускается проводить ВНП более одного раза за календарный год в отношении конкретного налогоплательщика.

ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОВЕРКИ

Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.

Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:

  • камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
  • выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);

2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:

  • в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
  • в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
  • для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
  • для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .

С чего начать обжаловать результаты камеральной налоговой проверки?

Итак, вы получили акт о проведении камеральной проверки и не согласны с ее результатами (например, считаете штрафы по результатам проверки необоснованными). Что же делать в первую очередь? Прежде всего рекомендуется провести анализ документа, предоставленного ФНС – в чем, по мнению налоговиков, заключались выявленные ошибки и нарушения, насколько такие утверждения мотивированы и имеют ли документальное подтверждение, действительно ли за такие нарушения предусмотрены соответствующие санкции и т. д. Рекомендуется проводить анализ с участием юриста по налоговым проверкам – только так можно быть на 100% уверенными в том, что ничего не упущено, и сделаны правильные выводы.

Если было установлено, что налоговики допустили ошибки в камеральной проверке, можно переходить к процедуре обжалования ее результатов. Сама процедура состоит из нескольких этапов:

  • отправка ответа на камеральную проверку – самым первым этапом обжалования может быть предоставление налоговикам ответа в виде указания на существующие ошибки в их заключениях и разъяснения по спорным вопросам (например, налоговый инспектор не захотел разбираться в нюансах сделки и решил выписать штраф, а на самом деле никаких противозаконных действий не было). Такие возражения на камеральную проверку составляются в произвольной форме с указанием всех пунктов проверки, с которыми вы не согласны, а также приводятся документальные доказательства вашей точки зрения. Далее документы направляются в ФНС для рассмотрения, и если ваши доводы были убедительными, в акт о проведении налоговой проверки могут быть внесены изменения;
  • подача жалобы на действия сотрудников ФНС – если ответ, подготовленный на предыдущем этапе, не дал желаемого результата, следующим этапом оспаривания результатов налоговой проверки будет подготовка и подача жалобы. В жалобе указывается, что налоговики во время проведения камеральной проверки допустили определенные ошибки (приводится их перечень), превысили свои полномочия, нарушили те или иные пункты законодательства (с обязательным указанием конкретных пунктов и примеров нарушения), в связи с чем вы как налогоплательщик не согласны с результатами камеральной проверки. Жалоба вместе с сопровождающими документами направляется на имя руководителя местного отделения ФНС, а если результаты проверки, которая оспаривается, уже согласованы руководителем – в вышестоящую инстанцию. По итогам рассмотрения ответственные лица должны ответить в письменной форме о результатах – были ли удовлетворены требования, указанные в жалобе, и если нет, то по каким причинам;
  • обращение в суд – если все досудебные меры не принесли желаемого результата, и налоговики не захотели изменять результаты налоговой проверки, добиться справедливости можно в судебном порядке. Для этого готовится и подается на рассмотрение исковое заявление в арбитражный суд. Более подробно об этом этапе обжалования результатов камеральной налоговой проверки мы расскажем ниже.
Читайте также:  Подоходный налог. Новации 2022

Как проходит камеральная проверка?

При сдаче декларации в ФНС,инспектор просто принимает ее — на декларации ставится штамп, что ее приняли и срок сдачи не нарушен. Инспектор не проверяет полученные декларации, этим занимается отдел камеральных проверок. Когда к ним попадают декларации,они начинает проверять:

● Правильно ли вы заполнили декларацию

● Правильно ли поставили ставки налога

● Правильно ли рассчитали по этим ставкам налога и так далее

Абсолютно по каждой сданной декларации камеральщики проверяют контрольное соотношение цифр. Выискивают противоречия с теми данными, которые у них есть из других источников.

Например, вы подали нулевую декларацию по налогу на имущество и показали, что имущества у вас нет. В то же время у налогового органа лежит ваш баланс, в котором указаны основные средства с остаточной стоимостью. Одно противоречит другому. На такие несоответствия камеральный отдел проверяет каждую декларацию.

Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, она начинается сразу окончания отчетного периода.


Обжалование на основании выводов нижестоящих судов

1. Камеральная проверка может быть проведена налоговым органом исключительно на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 июля 2008 г. по делу N А82-11768/2007-20 рассматривался следующий спор. По мнению инспекции, камеральная проверка может проводиться на основании не только налоговой декларации, но и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Общество не согласилось с таким решением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта недействительным. Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что камеральная проверка проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Доначисление налога при отсутствии налоговой декларации требует применения иных мер налогового контроля.

2. Пропуск срока давности для привлечения налогоплательщика к ответственности является основанием для признания неправомерным решения налогового органа.

Процедура проверки и написание возражения регулируются нормативной базой РФ. К особоважным из них относятся следующие:

Статья налогового кодекса Основной смысл статьи
88 Рассматривает самые актуальные вопросы проведения камералок всех типов.
93 Законность требования документации у проверяемой организации.
93.1 Право ИФНС запрашивать информацию у контрагентов.
90 Право налоговиков на свидетельский опрос.
95 Порядок проведения экспертиз.
87 Допустимость привлечения сторонних экспертов.
91, 92 Осмотр документации и имущества.
100 Срок составления акта об итогах ревизии.
139.2 Список обязательных данных, содержащихся в возражении.
ФЗ 153 от 02.07.13 Содержит поправки к статье 139.2 НК
Письмо Минфина от 11.05.12 № 03-02-07/1-122 Ссылки на статьи, определяющие порядок представления бумаг для проверки.

Зачем инспекторы проверяют организации?

Проверки налоговиков не редкость для будней среднестатистического предпринимателя. Все-таки они обязаны демонстрировать плоды собственного труда, которые чаще всего выражаются в поиске ошибок, недочетов и недоимок по налогам и сборам. Этот факт стоит понимать вам для того, чтобы выявить основные мотивы наложения штрафов и прочих санкций. Они позволят вам проще относится к получению акта о проверке с нарушениями и оспаривать решение налоговых инспекторов спокойно и без паники.

Читайте также:  ВС решал, когда алименты можно назначить в твердой сумме

Давайте разберемся, как выполняют свою работу налоговики и зачем вообще по факту нужны подобные проверки.

Нарушения по камеральным проверкам

Если инспектор в ходе камеральной проверки обнаружит нарушения, он потребует пояснить или исправить отчетность.

Когда ФНС требует пояснения. Ситуации могут быть разные. Например, если в отчетности одни сведения, а в документах, которые находятся в ФНС, другие, придется объяснить, как в декларации получилась указанная сумма налога.

Однозначно налоговая заинтересуется, почему в уточненной декларации налог указан в меньшей сумме, чем в ранее представленной отчетности. Или почему по итогам отчетного периода в декларации по налогу на прибыль отражен убыток. В этих случаях бюджет не получает или недополучает деньги.

Как предоставить пояснения. Пояснения нужно подать письменно в произвольной форме либо отправить уточненную декларацию. На это обычно есть 5 рабочих дней, но в период пандемии коронавируса срок увеличивали: до 30 июня 2020 года у субъектов МСП пострадавших отраслей было 25 дней для того, чтобы дать пояснения, а по декларациям по НДС — 15 дней.

Уточненную декларацию нужно подавать в той же форме, в которой была составлена первоначальная декларация.

Если ошибку обнаружил сам налогоплательщик, то отправить уточненку он может в любое время — срок подачи уточненной декларации в этом случае законодательно не установлен.

Если по результатам уточненной декларации налог нужно доплатить, перечислить в бюджет доплату и соответствующую пеню нужно до подачи уточненки — тогда штрафа не будет.

Подача уточненной декларации по НДС происходит так же, как и любой другой декларации.

Налогоплательщик обязан подать уточненку, если он занизил сумму налога, которая подлежит уплате. Если он заплатил больше, чем нужно, то подача уточненной декларации считается правом налогоплательщика.

Подача уточненной декларации, если налог платит налоговый агент. Налоговый агент подает уточненку как налогоплательщик, хотя им не является и не становится.

В какие сроки производится камеральная проверка 3-НДФЛ

Камеральная проверка деклараций, в том числе и 3-НДФЛ, производится в течение 3 месяцев с их поступления в соответствующий налоговый орган (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если представляется уточненная декларация, то текущая проверка закрывается и открывается другая — по вновь сданной отчетности. Ее продолжительность также 3 месяца, но отсчитывается этот срок со дня поступления уточненки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, причиной, по которой период камеральной проверки 3-НДФЛ больше 3 месяцев, является сдача уточненной декларации.

При выявлении несоответствий в представленной налогоплательщиком отчетности налоговая служба может запросить у него дополнительные разъяснения, документы или уточнения (п. 3 ст. 88 НК РФ). При запросе разъяснений и прочих материалов продолжительность проверки остается в установленном трехмесячном интервале. А вот потребность во внесении уточнений означает сдачу уточненки, обновление срока представления отчетности и в итоге нахождение камеральной проверки в процессе больше 3 месяцев.

Куда обратиться с жалобой на нарушение сроков камеральной проверки

Итак, продолжительность камеральной проверки больше 3 месяцев — что делать? Если вы контролируете проверку декларации, то скорее всего, ждете возврата налога. А он возвращается через месяц со дня получения ИФНС заявления на возврат, но не раньше чем через месяц после вынесения решения по проверке соответствующей отчетности (п. 6 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 21.02.2017 N 03-04-05/9949).

То есть возврат возможен не раньше чем через 4 месяца после поступления отчетности в ИФНС. Следовательно, жаловаться на нарушение сроков проведения камеральной проверки налоговым органом разумнее только после того, как эти 4 месяца истекут.

Подача электронной жалобы производится в кабинете налогоплательщика. Для этого нужно зайти в подраздел «Жалоба на акты, действия (бездействия) должностных лиц» нажав на ссылку «Прочие ситуации» в разделе «Жизненные ситуации».

Жалоба на решение по камеральной проверке

На данном этапе пойдет речь о жалобе на решение, вступившее в силу. Жалоба — это письменное обращение налогоплательщика, который считает, что действия конкретного должностного лица либо налогового акта, решения нарушают его права. Об этом напоминает ФНС, ссылаясь на ст. п. 1 ст. 138 НК РФ. Целью жалобы стоит устранение нарушений в отношении прав налогоплательщика, принятие всех необходимых для этого мер.

Отсюда следует, если гражданин считает, что уже действующее решение ИФНС нарушает его права, он вправе его оспорить. Т. е. право на обжалование за ним сохраняется и здесь.

Согласно общему административному порядку декларант вправе подать жалобу вышестоящему налоговому органу. Если он откажет заявителю, то тот может обратиться в последнюю инстанцию — суд.

Способы подачи жалобы

Лично либо через полномочного представителя (при наличии у него заверенной нотариатом доверенности)

Путем отправки заказного письма со вложением на почтовый адрес вышестоящей ИФНС

На сайте ФНС:

через кнопку «Обратиться в ФНС России»

(см. раздел «Обращения граждан»);

личный кабинет пользователя

На период рассмотрения жалобы действие решения по камеральной проверке приостанавливается. По итогам ее рассмотрения принимается одно из решений, перечисленных выше (см. варианты решений по апелляционной жалобе). Как установлено НК РФ, ответ должны вручить (направить) заявителю на протяжении трех дней после принятия.

Читайте также:  Отказ от гражданства: основания, условия. Отказ от российского гражданства

Судебные акты в пользу налогоплательщиков.

В качестве примера приведем Постановление ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-557/2014.

Налоговая инспекция после окончания выездной проверки на протяжении трех месяцев предпринимала попытки уведомить организацию о времени и месте рассмотрения итогов контрольных мероприятий. Ситуация осложнялась тем, что место нахождения органов управления общества, являющееся его юридическим адресом, было значительно удалено (свыше 500 км) от расположения инспекции. Кроме того, почтовый адрес организации не совпадал с юридическим.

Первоначально рассмотрение результатов проверки было назначено налоговым органом на 20.09.2012. Соответствующее извещение за месяц до указанной даты проверяющие направили по юридическому и почтовому адресам организации. Впоследствии рассмотрение переносилось трижды, поскольку на очередную назначенную дату инспекция не располагала сведениями о вручении налогоплательщику заказных писем (вся корреспонденция была получена, но с опозданием). Проверяющие неоднократно пытались вручить представителям общества (правда, безуспешно) извещения о времени рассмотрения материалов проверки, выезжая по юридическому и почтовому адресам. По этим же адресам направлялись телеграммы.

Статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату под расписку. В связи с этим названное извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом, например путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передачи в электронном виде по ТКС (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

В итоге рассмотрение состоялось в назначенное время 16.11.2012 в отсутствие налогоплательщика – но только после того, как у инспекции появилась информация, что заказная корреспонденция с очередным извещением вручена представителю организации 13.11.2012 (копия почтового уведомления по запросу налогового органа поступила из отделения связи по факсимильной связи).

Суды трех инстанций отклонили доводы инспекции о соблюдении процедуры вынесения решения. Арбитры установили, что письмо, в котором находилось извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки, выдано в почтовом отделении неустановленному лицу, не имеющему отношения к налогоплательщику. Соответствующей доверенностью полномочия этого лица контролеры не подтвердили. Не признали судьи и факсимильную копию почтового уведомления о вручении заказного письма. Налоговики не зарегистрировали данный документ в качестве входящего. Следовательно, доказательствами того, что названная копия была в инспекции на дату рассмотрения результатов проверки и вынесения решения (19.11.2012), налоговый орган не располагал. Оригинал почтового уведомления с отметкой о вручении корреспонденции поступил в инспекцию 19.11.2012.

В связи с данными обстоятельствами арбитры пришли к выводу: налоговый орган не предоставил налогоплательщику возможность принять участие в рассмотрении материалов проверки, поскольку решение о привлечении к ответственности было вынесено в отсутствие заявителя, не извещенного надлежащим образом.

Подобные выводы судьи делают довольно часто. Они считают, что на момент рассмотрения материалов проверки и принятия решения налоговый орган обязан располагать не информацией об отправке заказных писем и иных отправлений, а доказательствами их вручения проверяемому лицу. Арбитры отмечают, что по смыслу п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) инспекции вправе принять решение о рассмотрении итогов контрольных мероприятий без участия налогоплательщика только при его уведомлении в установленном порядке. Признание последнего надлежаще извещенным о рассмотрении материалов проверки путем направления ему соответствующего уведомления независимо от его получения адресатом положениями ст. 101 НК РФ не пре­дусмотрено. Такая позиция изложена, например, в постановлениях ФАС МО от 24.01.2014 № Ф05-17623/2013, от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013, ФАС ВСО от 25.02.2014 № А19-1342/2013, ФАС СКО от 13.07.2012 № А32-11821/2011 и др.

Однако есть и иная судебная практика.

События по окончанию проверки: составление акта

Так что же начинает происходить по окончанию проведенной проверки?

Если специалисты налоговой службы не обнаружили никаких ошибок, противоречий и несоответствий, то больше ничего происходить не будет.

Когда внутри декларационного документа имеют место быть заявленные льготы или к возмещению из государственной казны предъявлен налог на добавленную стоимость, представители налоговой службы могут настоять на предоставлении дополнительной подтверждающей документации.

В случае, когда выявляются некоторые нарушения, налоговая инспекция по окончанию проверки приступит к составлению акта. Всего на проведение искомого процесса у специалистов по закону есть десять дней. По их истечению у службы остается еще пять дней на вручение бумаги плательщику.

После изучения акта с нарушениями, у плательщика остается ровно 30 дней на передачу возражений по поводу составленного акта. Когда указанный срок, данный налогоплательщику, кончится, руководитель конкретного отделения налоговой службы пример решение о привлечении искомого лица к ответственности за совершенное правонарушение. Поскольку это решение остается именно за руководящим лицом, в некоторых ситуациях предугадать, будет ли назначено наказание, практически невозможно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *