Статья 158 УПК РФ. Окончание предварительного расследования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 158 УПК РФ. Окончание предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Понятие, значение и виды общих условий производства предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессу­альные решения и действия дознавателя и следователя.

Данные пра­вила, сформулированные законом в соответствии с принципами уго­ловного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями. Общие условия производства предварительного расследования закреплены в главе 21 УПК РФ с одноименным названием.

Общие условия предварительного расследования — это закреплен­ные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за не­которым исключением, в частности, при сокращенном дознании — гл. 32.1 УПК).

Указанные условия предварительного расследования:

    1. выражают его характерные черты и
    2. опре­деляют существенные требования, предъявляемые к порядку произ­водства следственных действий и принятию решений.

Общие усло­вия предварительного расследования распространяются на всю деятель­ность, именуемую расследованием.

Общие условия предварительного расследования

Замечание 1

Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.

Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.

Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:

  • уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
  • подследственность уголовных дел;
  • обязательность предварительного следствия;
  • место и начало проведения предварительного следствия;
  • производство следственной группой предварительного следствия;
  • срок предварительного следствия;
  • деятельность органов дознания;
  • общие правила следственных дел;
  • окончание производства предварительного расследования;
  • протоколирование следственных действий;
  • удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
  • меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
  • обязательность рассмотрения ходатайств;
  • соединение и выделение дел;
  • использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
  • недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
  • принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
  • участие понятых, переводчика, специалиста.

Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, Прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.

Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.

Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.

Реабилитирующие основания

Определение 3

Под реабилитирующими основаниями понимаются основания, которые влекут за собой 100% восстановление лица в правах, которых его лишили либо в которых он был ограничен вследствие признания его подозреваемым либо обвиняемым (статья 133 УПК).

К реабилитирующим основаниям относят:

  • неимение события преступления (пункт 1 части 1 статьи 24 УПК). По данному основанию уголовное дело останавливается в том случае, если найдены доказательства того, что деяние, являющееся предметом предварительного расследования:
    • вовсе несуществующее;
    • было результатом стихийных бедствий;
    • было результатом действий, совершенных самими потерпевшим;
  • неимение в действиях состава преступления (пункт 2 части 1 статьи 24 УПК). Данное основание актуально тогда, когда при расследовании не установлены признаки состава преступления (отсутствие объекта, субъекта, объективной или субъективной стороны);
  • неимение заявления потерпевшего в случае, если уголовное дело необходимо возбудить только по его заявлению (пункт 5 части 1 статьи 24 УПК). Данное основание приостановления уголовного дела применяется к уголовным делам частного, а также частно-публичного обвинения (часть 2, 3 статьи 20 УПК). Необходимо отметить, что неимение заявления потерпевшего по делам частного обвинения считается реабилитирующим основанием приостановления уголовного дела, несмотря на то, что приостановление уголовного дела мировым судейством за примирением сторон и отказ частного обвинителя от обвинения не ведут к правовым последствиям, связанным с использованием института реабилитации;
  • неимение специального разрешения на выполнение уголовного преследования лиц, перечисленных в пункте 2,3, 5,9,10 части 1 статьи 448 УПК (пункт 6 части 1 статьи 24 УПК);
  • невиновность подозреваемого либо обвиняемого в совершении деяния (пункт 1 части 1 статьи 27 УПК). Приостановление уголовного преследования по этому основанию возможно в 2-х случаях: если установлена невиновность лица в совершении деяния при условии, что исчерпаны все уловки для изобличения указанного лица, а также вследствие принципа презумпции невиновности (часть 3 статьи 14 УПК); если есть неустранимые сомнения в виновности лица, идущие в пользу обвиняемого/подозреваемого;
  • наличие по отношению к подозреваемому/обвиняемому вступившего в юридическую силу приговора по тому же обвинению или определения судебного органа или постановления судейства о прекращении уголовного дела по этому обвинению (пункт 4 части 1 статьи 27 УПК);
  • наличие по отношению к подозреваемому или обвиняемому не отмеченного постановления дознавателя, следователя либо прокурора о прекращении уголовного дела по этому обвинению или отказе возбудить уголовное дело (пункт 5 части 1 статьи 27 УПК). Основания приостановления уголовного дела (либо уголовного преследования), установленные в пункте 4,5 части 1 статьи 27 УПК, выступают следствием принципа под названием «однократность привлечения к уголовной ответственности» (часть 1 статьи 50 Конституции России) и являются гарантией защиты личных интересов в производстве уголовного дела.

Прекращение уголовного дела – это форма окончания предварительного следствия, при которой следователь завершает производство по уголовному делу своим постановлением без последующего направления дела в суд.

Расследование по уголовному делу прекращается, если в его результате были установлены обстоятельства, которые исключают возможность или необходимость дальнейшего производства по делу. Обоснованное и своевременное прекращение уголовного дела ограждает невиновного от привлечения к уголовной ответственности или исключает применение уголовного наказания к тем лицам, которые не представляют большой общественной опасности в силу незначительности совершенного деяния и последующего примирения с потерпевшим, деятельного раскаяния или иных предусмотренных законом обстоятельств.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для прекращения уголовного дела (ст. 212 УПК). Предварительное расследование прекращается:

1) если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24, п. 3–8 ч. 1 ст. 27 УПК);

2) установлена непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК);

3) имеются обстоятельства, позволяющие следователю и дознавателю с согласия прокурора освободить лицо от уголовной ответственности (ст. 25, 26, 28 УПК).

Основания прекращения уголовного дела, предусмотренные п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 (отсутствие события преступления и отсутствие в деянии состава преступления) и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК (непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления) являются реабилитирующими и означают признание невиновности лица в совершении преступления. В случае прекращения дела по этим основаниям следователь или прокурор принимают предусмотренные УПК меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного ему в результате уголовного преследования (ч. 2 ст. 212 УПК).

Порядок прекращения уголовного дела установлен ст. 213 УПК. Дело прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору. В постановлении указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия и инициалы следователя;

3) обстоятельства, послужившие поводом и основанием к возбуждению уголовного дела;

4) пункт, часть, статья УК, предусматривающие преступление, по признакам которого было возбуждено уголовное дело;

5) результаты предварительного следствия с указанием данных о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование;

6) применявшиеся меры пресечения;

7) пункт, часть, статья УПК, на основании которых прекращается уголовное дело;

8) решение об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров;

9) решение о вещественных доказательствах;

10) порядок обжалования данного постановления.

Прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования; в связи с отсутствием заключения суда о наличии признаков преступления или в связи с отсутствием согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемого установленного законом круга лиц (п. 3,6 ч. 1 ст. 24 УПК); в связи с примирением сторон; в связи с деятельным раскаянием (ст. 25, 28 УПК), а также в связи с актом амнистии или отказом Совета Федерации или Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности установленных законом лиц (п. 3, 6 ч. 1 ст. 27 УПК) допускается только при согласии обвиняемого.

Следователь вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему, гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства, если дело прекращается по основаниям, предусмотренным п. 2–6 ч. 1 ст. 24, ст. 25, п. 2–6 ч. 1 ст. 27, 28 УПК.

В тех случаях, когда в уголовном деле имеется несколько обвиняемых, а уголовное преследование прекращается только в отношении одного из них, следователь в соответствии со ст. 27 УПК выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении этого обвиняемого.

Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор вносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о прекращении уголовного дела. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.

Читайте также:  02.01.2023 Выплаты ветеранам боевых действий — последние новости

Если суд признает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.

Возобновление производства по ранее прекращенному делу может иметь место в соответствии с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств, но лишь в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.

Решение о возобновлении производства по уголовному делу доводится до обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также прокурора.

Сущность данной стадии процесса заключается в том, что судья единолично или в порядке предварительного слушания дела с участием сторон выясняет наличие юридических и фактических оснований для рассмотрения дела по существу. При этом не предрешаются вопросы о виновности подсудимого.

Стадия подготовки дела к слушанию преследует две цели: 1) установить, нет ли каких-либо препятствий для продолжения уголовного судопроизводства по делу; 2) создать необходимые условия для предстоящего судебного заседания. То есть данная стадия выступает, с одной стороны, как проверочная по отношению к досудебным стадиям, а с другой – как подготовительная по отношению к стадии судебного разбирательства.

Постановление судьи о назначении судебного заседания определяет рамки судебного разбирательства. С момента вынесения решения о назначении судебного заседания обвиняемый становится подсудимым.

Совершая подготовительные действия к судебному заседанию, судья должен обеспечить внесение в судебное разбирательство только таких дел, которые расследованы всесторонне и объективно, без существенных нарушений уголовно-процессуального закона, и тем самым создать условия для обеспечения прав участников процесса и вынесения законного и обоснованного приговора.

Судья единолично может принять решения о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания и назначении судебного заседания.

Предварительное слушание может завершиться принятием следующих решений: о направлении дела по подсудности; возвращении уголовного дела прокурору; приостановлении производства по делу; прекращении дела; назначении судебного заседания.

Решение о назначении судебного разбирательства принимается, если дело подсудно данному суду, расследовано с соблюдением требований закона и нет оснований для его приостановления или прекращения.

Согласно ст. 237 УПК уголовное дело возвращается прокурору для устранения препятствий для его рассмотрения судом в следующих случаях:

1) если обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК, что исключает возможность постановления судом приговора или иного решения;

2) копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому;

3) при необходимости составления обвинительного заключения или обвинительного акта по делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера;

4) имеются основания для соединения уголовных дел;

5) при ознакомлении обвиняемого с материалами дела ему в соответствующих случаях не были разъяснены права на заявление ходатайства о проведении предварительного слушания, о применении особого порядка судебного разбирательства и о слушании дела с участием присяжных заседателей или рассмотрении дела коллегией из трех федеральных судей.

При этом судья обязывает прокурора в пятидневный срок обеспечить устранение допущенных нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 237 УПК производство каких-либо следственных или процессуальных действий по уголовному делу, возвращенному прокурору, не допускается. Если же они проводились, то их результаты не имеют доказательственного значения.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 08.12.2003 № 18-П признал ч. 4 ст. 237 УПК не соответствующей Конституции и указал, что данная норма не позволяет осуществлять меры, необходимые для устранения обнаруженных нарушений. А это исключает восстановление нарушенных прав участников уголовного процесса и не позволяет осуществить по делу правосудие.

Однако следственные и иные процессуальные действия, которые могут быть проведены после возвращения дела прокурору, по смыслу решения Конституционного Суда РФ, не могут быть связаны с восполнением неполноты предварительного расследования.

При этом судья обязывает прокурора в пятидневный срок обеспечить устранение допущенных нарушений.

Решение о приостановлении производства по уголовному делу принимается в случаях:

1) если обвиняемый скрылся и его место пребывания неизвестно;

2) тяжелого заболевания обвиняемого, подтвержденного медицинским заключением;

3) направления судом запроса в Конституционный Суд РФ или принятия Конституционным Судом РФ к рассмотрению жалобы о соответствии закона, подлежащего к применению в данном деле, Конституции;

4) когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в судебном разбирательстве отсутствует.

В соответствии с п. 3–6 ч. 1 ст. 24, п. 3–8 ч. 1 ст. 27 и со ст. 239 УПК решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования принимается по следующим основаниям:

– истечение сроков давности уголовного преследования;

– смерть обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу требуется для его реабилитации;

– отсутствие заявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения;

– отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного и иных судов, а также депутата законодательного органа субъекта РФ, следователей и адвокатов;

– наличие акта амнистии;

– наличие вступившего в законную силу приговора суда или решения суда о прекращении дела по тому же обвинению;

– наличие неотмененного решения органа дознания, следователя или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению;

– отказ Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, или отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица, отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного и иных судов, а также депутата законодательного органа субъекта РФ, следователей и адвокатов;

– при отказе прокурора от обвинения.

Кроме того, судья может прекратить уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 25 (примирение сторон), 26 (в связи с изменением обстановки), 28 (в связи с деятельным раскаянием) УПК.

Любое из этих решений должно быть принято судьей не позднее 30 суток со дня поступления дела в суд, а если обвиняемый находится под стражей, то не позднее 14 суток.

Порядок окончания предварительного расследования

Выше мы говорили о двух формах окончания предварительного расследования. Рассмотрим порядок действий для каждой из них. В первом случае уголовное дело может быть прекращено по постановлению следователя. В этом документе указывают:

  • дату и место вынесения;
  • должность и ФИО лица, которое вынесло постановление;
  • причины возбуждения дела;
  • ссылки на статьи УК РФ, по которым возбудили дело;
  • результаты предварительного следствия;
  • меры пресечения;
  • основания прекращения дела;
  • решение о снятии ограничений в отношении подозреваемого;
  • решение о вещественных доказательствах;
  • порядок обжалования.

Копию постановления направляют прокурору, подозреваемому, пострадавшему.

Следствие может закончиться составлением обвинительного заключения. Но оформлению этого документа предшествуют обязательные процессуальные действия. Сначала следователь должен признать предварительное следствие законченным, а доказательства достаточными. Он уведомляет об этом подозреваемого и знакомит с материалами дела.

Прекращение уголовного дела — это окончание предварительного расследования при наличии обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу либо оснований для освобождения лица от уголовной ответственности. В новый УПК РФ введено также понятие «прекращение уголовного преследования», означающее прекращение уголовного дела только в отношении конкретного лица. При этом расследование уголовного дела в целом может быть продолжено. В соответствии со ст. 212 УПК РФ основаниями прекращения уголовного дела и уголовного преследования являются обстоятельства, предусмотренные в ст. 24-28 УПК РФ. Основания, предусмотренные ст. 24 и 27 УПК РФ, были рассмотрены в главе «Возбуждение уголовного дела», поскольку при наличии хотя бы одного из них уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению. Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования. А в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых прекращению подлежит также и уголовное дело, за исключением тех случаев, когда установлена их непричастность, а преступление осталось нераскрытым. Статьи 25, 26, 28 УПК РФ предусматривают следующие основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования. 1. Примирение сторон. Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласил прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если: 1) он впервые совершил преступление; 2) примирился с потерпевшим и загладил причиненный вред; 3) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести. В данном случае речь идет о прекращении дел публичного и частно-публичного обвинения. Если же примирение обвиняемого с потерпевшим состоялось по делу частного обвинения, то основанием для его прекращения является ч. 2 ст. 20 УПК РФ. 2. Изменение обстановки. Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если: 1) он впервые совершил преступление; 2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; 3) вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными; 4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного дела по этому основанию. К числу существенных изменений обстановки относятся перемены объективного характера, вследствие которых ранее совершенное преступление утрачивает общественную опасность. Например, в период так называемой «перестройки» (начало 90-х годов прошлого века) еще существовала уголовная ответственность за спекуляцию и коммерческое посредничество, однако в результате изменений в экономическом укладе страны данные деяния потеряли общественную опасность и, как правило, такие уголовные дела не возбуждались или прекращались в связи с изменением обстановки. Кроме того, само лицо может потерять общественную опасность, например, в связи с призывом его в армию, тяжелым заболеванием и т.д. 3. Деятельное раскаяние. Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении обвиняемого или подозреваемого, если: 1) он впервые совершил преступление; 2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; 3) лицо деятельно раскаивается в содеянном; 4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного преследования по этому основанию. О деятельном раскаянии свидетельствуют: а) добровольная явка с повинной; б) способствование раскрытию преступления; в) возмещение и заглаживание вреда, причиненного преступлением. Статья 427 УПК РФ предусматривает еще одно основание прекращения уголовного преследования — применение в отношении несовершеннолетнего принудительной меры воспитательного воздействия. Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, если: 1) он впервые совершил преступление; 2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; 3) его исправление может быть достигнуто без применения наказания; 4) несовершеннолетний и его законный представитель не возражают против прекращения уголовного преследования по этому основанию. Прекратив уголовное преследование по данному основанию, прокурор, следователь или дознаватель возбуждает перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия, после чего материалы уголовного дела направляются в суд. Принудительные меры, которые могут быть назначены несовершеннолетнему, перечислены в ст. 90 УК РФ: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Контроль за исполнением назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной меры воздействия она может быть отменена судом по представлению указанного государственного органа. В этом случае производство по уголовному делу возобновляется в общем порядке. До прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным в ст. 25, 26, 28, 427 УПК РФ обвиняемому или подозреваемому должны быть разъяснены основание прекращения и право возражать против прекращения по этому основанию. Все основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования можно подразделить на две группы: 1) реабилитирующие и 2) нереабилитирующие. К первой группе относятся обстоятельства, свидетельствующие о невиновности лица: а) отсутствие события преступления; б) отсутствие состава преступления; в) непричастность обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления. При установлении этих обстоятельств уголовное дело (преследование) подлежит обязательному прекращению и, кроме того, в соответствии с гл. 18 УПК РФ должны быть приняты меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного в результате уголовного преследования. Все остальные основания относятся ко второй группе. Они не свидетельствуют о невиновности лица, т.е. не реабилитируют его. Установление большинства из этих оснований не влечет автоматического прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Такое решение может быть принято следователем с учетом всех обстоятельств дела при соблюдении условий прекращения, отсутствии возражений со стороны обвиняемого (подозреваемого), а в некоторых случаях — с согласия других лиц (родственников умершего обвиняемого, потерпевшего, прокурора, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда, квалификационной коллегии судей и т.д.).

Окончание предварительного расследования — это завершающий этап стадии предварительного расследования.
На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов.
При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении.
Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия:
1) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору;
2) прекращение уголовного дела;
3) составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Дознание заканчивается:
1) составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору;
2) прекращением уголовного дела.
Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Прекращение уголовного дела — это окончание предварительного расследования при наличии обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу либо оснований для освобождения лица от уголовной ответственности.
В новый УПК РФ введено также понятие «прекращение уголовного преследования», означающее прекращение уголовного дела только в отношении конкретного лица. При этом расследование уголовного дела в целом может быть продолжено.
В соответствии со ст. 212 УПК РФ основаниями прекращения уголовного дела и уголовного преследования являются обстоятельства, предусмотренные в ст. 24-28 УПК РФ.
Основания, предусмотренные ст. 24 и 27 УПК РФ, были рассмотрены в главе «Возбуждение уголовного дела», поскольку при наличии хотя бы одного из них уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению.
Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования. А в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых прекращению подлежит также и уголовное дело, за исключением тех случаев, когда установлена их непричастность, а преступление осталось нераскрытым.
Статьи 25, 26, 28 УПК РФ предусматривают следующие основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
1. Примирение сторон.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласил прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) примирился с потерпевшим и загладил причиненный вред;
3) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести.
В данном случае речь идет о прекращении дел публичного и частно-публичного обвинения.
Если же примирение обвиняемого с потерпевшим состоялось по делу частного обвинения, то основанием для его прекращения является ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
2. Изменение обстановки.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
3) вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное
им деяние перестали быть общественно опасными;
4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного дела по этому основанию.
К числу существенных изменений обстановки относятся перемены объективного характера, вследствие которых ранее совершенное преступление утрачивает общественную опасность. Например, в период так называемой «перестройки» (начало 90-х годов прошлого века) еще существовала уголовная ответственность за спекуляцию и коммерческое посредничество, однако в результате изменений в экономическом укладе страны данные деяния потеряли общественную опасность и, как правило, такие уголовные дела не возбуждались или прекращались в связи с изменением обстановки. Кроме того, само лицо может потерять общественную опасность, например, в связи с призывом его в армию, тяжелым заболеванием и т.д.
3. Деятельное раскаяние.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
3) лицо деятельно раскаивается в содеянном;
4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного преследования по этому основанию.
О деятельном раскаянии свидетельствуют:
а) добровольная явка с повинной;
б) способствование раскрытию преступления; в) возмещение и заглаживание вреда, причиненного преступлением.
Статья 427 УПК РФ предусматривает еще одно основание прекращения уголовного преследования — применение в отношении несовершеннолетнего принудительной меры воспитательного воздействия.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
3) его исправление может быть достигнуто без применения наказания;
4) несовершеннолетний и его законный представитель не возражают против прекращения уголовного преследования по этому основанию.
Прекратив уголовное преследование по данному основанию, прокурор, следователь или дознаватель возбуждает перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия, после чего материалы уголовного дела направляются в суд.
Принудительные меры, которые могут быть назначены несовершеннолетнему, перечислены в ст. 90 УК РФ: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Контроль за исполнением назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной меры воздействия она может быть отменена судом по представлению указанного государственного органа. В этом случае производство по уголовному делу возобновляется в общем порядке.
До прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным в ст. 25, 26, 28, 427 УПК РФ обвиняемому или подозреваемому должны быть разъяснены основание прекращения и право возражать против прекращения по этому основанию.
Все основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования можно подразделить на две группы:
1) реабилитирующие и 2) нереабилитирующие.
К первой группе относятся обстоятельства, свидетельствующие о невиновности лица:
а) отсутствие события преступления;
б) отсутствие состава преступления;
в) непричастность обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления.
При установлении этих обстоятельств уголовное дело (преследование) подлежит обязательному прекращению и, кроме того, в соответствии с гл. 18 УПК РФ должны быть приняты меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного в результате уголовного преследования.
Все остальные основания относятся ко второй группе. Они не свидетельствуют о невиновности лица, т.е. не реабилитируют его. Установление большинства из этих оснований не влечет автоматического прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Такое решение может быть принято следователем с учетом всех обстоятельств дела при соблюдении условий прекращения, отсутствии возражений со стороны обвиняемого (подозреваемого), а в некоторых случаях — с согласия других лиц (родственников умершего обвиняемого, потерпевшего, прокурора, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда, квалификационной коллегии судей и т.д.).

Указанное должностное лицо, исследовав полученный обвинительный акт и материалы, выносит одно из следующих постановлений:

  1. О возвращении дела в случае несоблюдения требований ст. 225 УПК. В этом случае орган, проводивший процессуальные мероприятия, должен составить обвинительный акт надлежащим образом и вновь отправить прокурору. Последний при этом может продлить период дознания не более чем на 3 дня.
  2. Об утверждении акта и направлении материалов в суд для рассмотрения их по существу.
  3. О прекращении преследования по основаниям, установленным в ст. 24-28 УПК.
  4. О направлении материалов на предварительное следствие.

Он осуществляется со стороны начальника следственного органа. Руководитель, в частности, проверяет своевременность действий должностных лиц по раскрытию и предотвращению преступлений, принимает надлежащие меры для наиболее полного, объективного и всестороннего выполнения установленных мероприятий и процедур. Начальник отдела наделяется правами:

  1. Проверять уголовное дело.
  2. Дать распоряжения служащим о выполнении тех или иных мероприятий.
  3. Вынести постановление о привлечении субъекта в качестве обвиняемого.
  4. Дать указание о квалификации преступления.
  5. Распорядиться о направлении материалов, выполнении отдельных действий в рамках предварительного следствия, передать дело другому сотруднику, поручить расследование нескольким специалистам и пр.
Читайте также:  Вычет, возврат или возмещение НДС при экспорте

Руководитель подразделения утверждает постановление о прекращении преследования. Он может вернуть материалы следователю со своими письменными указаниями на выполнение дополнительного расследования. Обжалование распоряжений начальника не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных в УПК. Начальник следственного подразделения рассматривает требования, поступившие от прокурора, об устранении нарушений законодательства, допущенных на этапе предварительного расследования. Руководитель отдела обладает полномочиями принимать письменное возражение на указанные предписания. При этом начальник подразделения либо направляет прокурору уведомление о своем несогласии с требованиями, либо дает следователю распоряжение на их исполнение. Последнее должно составляться в письменной форме.

Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования в Республике Беларусь

Задачами органов предварительного расследования являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности, предупреждение и пресечение преступных деяний.

Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на специальные государственные органы — органы предварительного расследования.

Органы дознания осуществляют вспомогательные по отношению к предварительному следствию расследование.

Лишь по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких преступлениях, органы дознания проводят расследования в полном объеме, и их материалы являются основанием для рассмотрения дела в суде. Органы предварительного расследования действуют единым процессуальным режимом, имеют единые задачи, вытекающие из общих задач уголовного процесса (ст.7 УПК). I 7 I. К ним относятся такие виды предварительного расследования, как: Успешное выполнение возложенных на органы предварительного расследования задач, возможно лишь при условии строгого соблюдения ими законности, тесной связи с общественностью, применении научно-технических средств и научной организации труда. От работников аппарата предварительного расследования требуются глубокие и разносторонние юридические знания, максимум инициативы, активности, настойчивости в изобличении преступников и охране правопорядка, постоянное совершенствование своей работы. 13. Следователь, дознаватель предупреждает участ–ников уголовного судопроизводства о недопусти–мости разглашения данных предварительного расследования (ст. 161 УПК). Согласно ст. 26 УПК, выделение дел допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на полноте и объективности исследования и разрешения дела. * реабилитирующими (влекущими реабилитацию – восстановление в правах) иВ разбойном нападении на граждан с целью завладения личным имуществом обвинялись трое. К концу предварительного следствия выяснилось, что с ними находился четвертый – Лобов, который не принимал участия в преступных действиях, однако все видел и не сообщил о преступлении органам полиции.

В течение месяца преступление оставалось нераскрытым.

Понятие и формы окончания предварительного следствия

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу. Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий. Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Придя к выводу, что в процессе расследования все обстоятельства дела выяснены, следователь и дозна–ватель прекращают дальнейшее собирание дока–зательств, систематизирует материалы, формируют и обосновывают выводы по существу дела. На этом этапе предварительного расследования принимает–ся решение о дальнейшем направлении дела.

Закон предусматривает следующие формы оконча–ния предварительного расследования:

1) прекращение уголовного дела и уголовного пресле–дования;

2) направление дела с обвинительным заключением (обвинительным актом) прокурору. Составлению обвинительного заключения должен предшествовать ряд процессуальных действий следователя.

1. Следователь уведомляет об окончании предвари–тельного расследования обвиняемого и разъясняет ему предусмотренное ст. 217 УПК право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с по–мощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол. Следователь уведомляет об окон–чании следственных действий потерпевшего, граждан–ского истца, гражданского ответчика и их представителей.

2. По ходатайству потерпевшего, гражданского ист–ца, гражданского ответчика и их представителей сле–дователь знакомит этих лиц с материалами уголовного дела полностью или частично. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители знакомят–ся с материалами уголовного дела в той части, кото–рая относится к гражданскому иску (ст. 216 УПК).

3. Ознакомление обвиняемого и его защитника с ма–териалами уголовного дела проводится в следующем порядке (ст. 217 УПК).

Следователь предъявляет обвиняемому и его защит–нику прошитые и пронумерованные материалы уголов–ного дела. Если в производстве по уголовному делу участвуют несколько обвиняемых, то последователь–ность предоставления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем.

В процессе ознакомления с материалами уголов–ного дела, состоящего из нескольких томов, обви–няемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписы–вать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью техни–ческих средств. Если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают время ознакомления с материалами уголовного дела,то на основании судебного решения устанавливается опре–деленный срок для ознакомления с материалами уго–ловного дела. Следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать: о рассмотрении дела су–дом с участием присяжных заседателей; о рассмот–рении дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции; о применении особого по–рядка судебного разбирательства; о проведении пред–варительных слушаний.

4. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следова–тель составляет протокол, в котором указываются даты начала и окончания ознакомления с материалами уголовного дела, заявленные ходатайства и иные за–явления.

5. В случае удовлетворения ходатайства, заявлен–ного одним из участников производства по уголовному делу, следователь дополняет материалы уголовного дела. По окончании производства дополнительных следственных действий следователь предоставляет возможность ознакомления с дополнительными мате–риалами уголовного дела.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *