Бюджетное субсидирование коммерческих организаций: подводные камни

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетное субсидирование коммерческих организаций: подводные камни». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

Комментарий к ст. 78.1 БК РФ

Комментируемой статьей регулируются случаи и порядок предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.

Внимание!

Действие абзацев 1 и 2 пункта 2 комментируемой статьи до 1 января 2015 года не распространялось на бюджетные инвестиции и субсидии, предоставляемые из федерального бюджета в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 2 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ, предметом которых являлись изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета:

1) в связи с увеличением и использованием бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, рынка труда, монопрофильных муниципальных образований и социальной поддержке граждан, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели, а также на цели, связанные с реализацией мероприятий на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

2) в связи с увеличением бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств и на предоставление межбюджетных трансфертов на исполнение указанных обязательств;

3) в связи с перераспределением бюджетных ассигнований в целях финансового обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий (функций) федеральных государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере национальной обороны, национальной безопасности, государственной охраны, правоохранительной деятельности;

4) в связи с увеличением бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Российской Федерации, обусловленных международными договорами Российской Федерации, в том числе за счет изменения курсов иностранных валют;

5) в связи с увеличением бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также на предоставление кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах поступлений от возврата бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации;

6) в связи с увеличением бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога;

7) в связи с перераспределением бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и на обеспечение деятельности органов судебной системы.

Порядок санкционирования расходов, осуществляемых бюджетными (автономными) учреждениями за счет субсидий, предоставляемых из соответствующего бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 комментируемой статьи и пунктом 1 статьи 78.2 БК РФ, установлен Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Указанным нормативным правовым актом не установлено требование об осуществлении санкционирования в части размера авансового платежа.

Размеры авансовых платежей регулируются условиями договоров, заключаемых бюджетными (автономными) учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственность за исполнение которых согласно положениям статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетные и автономные учреждения несут самостоятельно.

Исходя из законодательства, регулирующего особенности правового положения бюджетных и автономных учреждений, учредитель учреждения должен контролировать вопросы авансов при заключении учреждением соответствующих договоров (и не только подлежащих оплате за счет целевых субсидий), поскольку несет персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность, в том числе по обязательствам, возникающим из заключенных договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 29.07.2014 N 02-01-07/37190.

Официальная позиция.

Целевая субсидия, в соответствии с положениями комментируемой статьи, может предоставляться бюджетным, автономным учреждениям исключительно для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления данной субсидии (с проведением процедуры санкционирования целевых расходов).

Данный вывод сформулирован в письме Минфина России от 21.08.2014 N 02-03-10/41846.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 27.03.2014 N 02-04-10/13476, в рамках действующего бюджетного законодательства бюджетным и автономным учреждениям в целях возмещения убытков от государственного регулирования тарифов (цен) в связи с осуществлением ими деятельности по продаже потребителям коммунальных ресурсов по регулируемым ценам в соответствии с абзацем 2 пункта 1 комментируемой статьи могут быть предоставлены субсидии на иные цели.

Читайте также:  Самая важная информация о том, как оформить продажу земельного участка через МФЦ

Внимание!

В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.

В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.

Единые правила определения объема и выдачи субсидий на иные цели

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 15.10.2020 N 327-ФЗ (ред. от 29.11.2021)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году»

    • Федеральный закон от 12.11.2019 N 367-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

      «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году»

    • Федеральный закон от 01.04.2020 N 103-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 09.03.2022)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 30.12.2021 N 436-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Цели и назначения выплат

    Цели преференций:

    • выполнение капитальных реконструкций зданий, находящихся в ведении учреждения;
    • приобретение новых площадей;
    • покупка нового оборудования;
    • компенсация расходов на восстановление объектов, пострадавших от аварий, иных чрезвычайных обстоятельств;
    • составление основных фондов, на формировании которых требуется более 2000000 руб., в том числе на обустройство прилегающих территорий;
    • закрытие долгов по оплате услуг ЖКХ;
    • реализация государственного заказа;
    • возмещение расходов, связанных с переездом, транспортировкой;
    • приобретение особо ценных объектов движимого имущества, стоимостью более 2000000 руб.

    Бухгалтерский учет целевых субсидий

    У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена приказом Министерства финансов, действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».

    В качестве финансовых операций рассматриваются:

    • количество поступивших дотаций;
    • сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
    • какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.

    Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:

    • поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
    • полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.

    Основные положения и правовая основа

    Чтобы организации бюджета смогли осуществлять закупки в рамках 44 ФЗ, они должны иметь на это средства. Основа финансирования госзакупок — субсидия на выполнение государственного задания бюджетным учреждением. Государство проводит субсидирование и некоторых автономных учреждений, если это допускается их экономической деятельностью.
    По сути, госзадание — это документ, определяющий требования к главным характеристикам государственных услуг: составу, качеству, объему, порядку оказания, результативности. Размер субсидии на выполнение муниципального задания бюджетным учреждениям прописывается в соглашении между распорядителем и получателем средств бюджета. Форма и правила ее заполнения утверждены в ПП РФ № 640 от 26.06.2015. Действия бюджетных и автономных учреждений в части реализации госзаданий регулируется ст. 69.2 БК РФ.

    Объем выделяемого субсидирования планируется бюджетной организацией по статьям затрат. Вот на что можно тратить субсидию на госзадание бюджетным учреждениям:

    • заработная плата;
    • налоги;
    • закупки на нужды учреждения.

    Заказчик приобретает товары, работы и услуги в рамках 44 ФЗ с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Не допускается нецелевое использование субсидии на выполнение государственного задания. Субсидирование госзадания не всегда полностью покрывает затраты организации. В некоторых случаях госзакупки финансируются за счет средств местного бюджета. БУ и АУ используют и внебюджетные источники финансирования и проводят закупки по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ. Примером таких средств являются доходы от предпринимательской деятельности.

    ВАЖНО!

    За счет субсидии приобретено имущество

    К таким средствам относятся и средства ОМС. Следовательно, должностные лица бюджетных и автономных учреждений могут быть привлечены к уголовной ответственности по этой статье. Самое суровое наказание, которое она предусматривает, – это лишение свободы на срок до двух лет.

    Кому положены субсидии в РФ. Порядок получения субсидий и необходимые документы.Ответственность получателей средств. При определении базы по налогу на прибыль не учитывается имущество, безвозмездно полученное на ведение уставной деятельности образовательными госучреждениями, а также негосударственными образовательными организациями, имеющими соответствующие лицензии ( подп. 22 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ ).

    В каждом конкретном случае для каждого вида государственных выплат необходим дополнительный перечень документы. Какие из них пригодятся, а какие нет, сказать трудно. Перечень отличается в зависимости от разных обстоятельств.

    Формы документов и акт проверки

    Чтобы получить целевую субсидию, руководитель составляет заявку, в которой указывает цель получения денежных ассигнований и размер дотации.

    Основной документ, на основании которого выделяют субсидию, – проект. Здесь подробно расписывают обоснование получения преференции, составляют смету расходов.

    По итогам освоения дотации составляется акт расходования ассигнований. В документе указывают:

    • наименование организации, получившей дотацию;
    • цели получения преференции, которые были обозначены в бизнес-плане;
    • размер выделенной дотации;
    • израсходованную сумму;
    • размер остатка средств – при наличии;
    • ФИО, должность составителя акта.

    Субсидии бюджетным учреждениям

    В случае использования доходов от приносящей доход деятельности главной проблемой является то, что их может быть недостаточно для покрытия предполагаемых целевых расходов. Кроме того, средства, самостоятельно заработанные учреждением, подлежат, как правило, обложению налогом на прибыль. Если учреждение использует доходы на осуществление целевых расходов, которые впоследствии будут возмещены учредителем, то в данном отчетном периоде, соответственно, сократятся расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и возрастет сумма налога к уплате. Также собственные доходы учреждения используются им в том числе для успешного продолжения деятельности, приносящей доход, то есть закупаются материалы, выплачивается заработная плата и т.д. Отвлечение средств из этого источника может уменьшить и само поступление доходов.

    Сроки восстановления кассовых расходов чрезвычайно важны для учреждений, так как кассовый разрыв между моментом осуществления расходов и моментом восстановления может быть достаточно существенным, вследствие чего он может негативно влиять на финансово-хозяйственную деятельность учреждения. Также важно, чтобы все процедуры по представлению отчета и его рассмотрению были завершены в пределах того финансового года, в котором учредителю выделены бюджетные ассигнования, за счет которых он планирует предоставить субсидию.

    Прозрачность «Цифровой экономики»

    Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

    Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

    • Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
    • Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
    • Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?

    Формы предоставления субсидий

    По форме субсидии могут быть:

    1. Прямыми – деньги в той или иной форме выплачиваются получателю субсидии, а он уже сам покупает на них товары или услуги.
    2. Косвенными – субсидии прямо из бюджета перечисляются в банк на погашение части процентов по кредиту, в медицинский центр на оплату стоимости лечения, продавцу квартиры в качестве оплаты части ее стоимости и так далее. От получателя субсидий в этом случае требуются подтверждающие документы о том, что кредит он выплачивает, операцию действительно сделал, квартиру на самом деле приобрел.
    3. Перекрестными – покрытие убытков в одной сфере за счет повышенной прибыльности в другой. Например, в некоторых регионах в тариф на электроэнергию для юрлиц заложено покрытие убытков от искусственно сдерживаемого тарифа для физлиц. В этой ситуации получается, что юридические лица субсидируют физических при помощи перекрестного субсидирования.

    Материальная поддержка оказывается либо в денежной форме (наличной или безналичной), либо в форме межбюджетных трансфертов, если речь идет о субсидиях вышестоящего бюджета нижестоящему.

    Основания для прекращения выплат субсидии

    Отменить выплаты господдержки могут по нескольким основаниям:

    • Увеличился доход семьи, и доля оплаты ЖКХ в семейном доходе стала ниже предельно допустимой.
    • Изменился состав семьи (например, ребенок вырос и стал жить отдельно), семейный доход в расчете на одного члена семьи увеличился и исчезли основания для предоставления субсидии.
    • Смена места жительства. По новому месту проживания требуется снова подавать документы для начисления субсидии.
    • Выявление ложной информации заявителя. Например, выясняется, что безработный на самом деле работает по гражданско-правовому договору. В этом случае субсидию он обязан вернуть.
    • Наличие задолженности за коммунальные услуги свыше 2 месяцев автоматически приостанавливает выплату субсидии на оплату услуг ЖКХ, свыше 3 месяцев – прекращает.
    • У юрлиц и ИП выплаты субсидии прекращаются в случае банкротства или прекращения деятельности, а также при выявлении признаков мошенничества.

    Предоставляются ли казенному учреждению субсидии и бюджетные кредиты

    Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

    Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

    Муниципальное казенное предприятие имеет просроченную кредиторскую задолженность (за теплоснабжение) самостоятельно заплатить возможности нет. В связи с этим предприятие обратилось к учредителю (муниципалитету) с просьбой о выделении субсидии на погашение кредиторской задолженности. На сколько это законно? Если да, то какими нормативными актами это предусмотрено? Если кредитор подаст в суд, то как привлечь муниципалитет к субсидиарной ответственности?

    Пакет документов для получения субсидии

    Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

    Первый этап — подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

    Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

    Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение.

    Второй этап процедуры взаимодействия — рассмотрение органом-учредителем пакета документов, поданного учреждением. Порядок и сроки рассмотрения, а также основания для отказа тоже должны быть прописаны в правовом акте, действующем в отношении учреждения здравоохранения (пп. «б», «в» п. 4 Общих требований).

    В частности, отказать в выдаче субсидии учредитель может из-за несоответствия документов установленным требованиям, непредставления (представления в неполном объеме) каких-либо документов, обнаружения в них недостоверной информации. Орган-учредитель вправе установить также иные причины.

    Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *