Как обжаловать привлечение к административной ответственности?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать привлечение к административной ответственности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административное расследование дорожно-транспортного происшествия может потребовать проведения ряда экспертиз. Инициатором осуществления могут стать участники происшествия или лица, входящие в состав группы, занимающейся выяснением обстоятельств произошедшего. Оплату берёт на себя участник дела, направляющий ходатайство о проведении экспертизы. Также он может указать в документе, что денежные средства должна будет внести та сторона, которая проиграет дело и будет признана виновной. Экспертиза, назначаемая по инициативе группы, занимающейся расследованием произошедшего, оплачивается в равных частях. В последующем лицо, которое будет признано невиновным, может в судебном порядке истребовать затраченные денежные средства.

Комментарии к ст. 29.6 КОАП РФ


1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.

В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).

Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.

3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).

6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Читайте также:  Как сделать временную регистрацию ребенка для школы

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).

Процесс административного расследования ДТП

На практике может быть проблематично установить все обстоятельства аварии. В этом случае проводится административное расследование ЛТП. Работа ведется по следующей схеме:

  1. Инспектор прибывает на место аварии, осматривает его и транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
  2. Оформляется определение об административном расследовании.
  3. Назначается группа разбора. Ей передают все материалы по делу. Если оба водителя считают себя потерпевшими, к процедуре привлекается дознаватель.
  4. Изучаются все обстоятельства аварии. Водителей приглашают в ГИБДД для дачи показаний, проводятся независимые экспертизы.
  5. Учитываются представленные доказательства, показания свидетелей, итоги экспертиз.
  6. Если причинен телесный вред, представители группы разбора могут запросить информацию в медицинском учреждении, оказывавшем помощь потерпевшему. Иногда инициируют экспертизы. Заключение о телесных повреждениях является предварительным и используется только для определения статьи КоАП РФ, по которой будут предъявлены обвинения.
  7. Выносится итоговое постановление. Виновник происшествия должен исполнить предписание документа или обжаловать вынесенное решение административного расследования ДТП.

Когда в авариях погибли люди, или нанесен тяжёлый ущерб здоровью, расследование дела усложняется. Заводится уголовное расследование и процедура выполняется по следующей схеме:

  1. Инспектор ГИБДД прибывает на место дорожно-транспортного происшествия. Узнав о присутствии погибших или тяжело пострадавших, лицо вызывает скорую помощь, если действие ещё не было выполнено ранее, пожарных, если потребность в их услугах присутствует, и следственную группу. Дело рассматривается как уголовное.
  2. Криминалист и следователь, входящие в состав группы, осматривают место аварии. Учитываются все нюансы произошедшего.
  3. Следователь открывает уголовное дело и проводит расследования. В рамках разбирательства допрашивают участников и свидетелей произошедшего, назначаются экспертизы. По поручению следователя работает дознаватель.
  4. Когда удается выявить виновника аварии, дело передают в суд.

Кто имеет право заниматься доставлением

В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Когда необходим разбор дорожно-транспортного происшествия в Госавтоинспекции?

Участники аварии должны первым делом выполнить требования п. 2.6 раз. 2 ПДД. Согласно указанному пункту лицо обязано оказать первую помощь пострадавшим, при возможности направить таковых в ближайшее медучреждение на попутном транспорте (отвезти самостоятельно). Также нужно вызвать сотрудников Госавтоинспекции и ожидать их прибытия.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

Если ДТП не значительное и автомобили могут передвигаться, необходимо освободить проезжую часть (при ее блокировке). Перед тем как начать движение стоит проконсультироваться с сотрудником ГИБДД по номеру дежурной части, далее зафиксировать положение ТС по отношению к автомобилю другого участника и окружающую обстановку, включая детали, напрямую относящиеся к инциденту.

Если ущерб был нанесен только транспорту (на сумму в пределах 100 тыс. рублей), в ДТП участвовали 2 машины, у каждого водителя имеется действующий полис ОСАГО и виновник признает свою ошибку, то допускается фото-, видеофиксация места происшествия с последующим оформлением европротокола без привлечения ГИБДД (Статья 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ).

Читайте также:  Как поменять НПФ без потери дохода?

При наличии разногласий или невыполнении условий, обозначенных в предыдущем абзаце, необходимо уведомить Госавтоинспекцию. Сотрудники, прибывшие на аварию, осуществляют разбор ДТП согласно п. 269 раздела III Приказа МВД РФ № 664. Уполномоченными лицами производится ограждение места аварии, установление участников инцидента и их ТС, поиск и опрос очевидцев, запись персональных данных, осмотр дорожной обстановки. Основным актом является протокол о правонарушении и схема ДТП.

Сколько времени происходит разбор ДТП в ГИБДД?

ГАП при подразделении Госавтоинспекции осуществляет ознакомление с представленной документацией в течение 30 дней. Точное время зависит от сложности инцидента, а также числа мероприятий, необходимых к проведению для установления истиной причины происшествия. Согласно ст. 28.5, 28.7 КоАП, предусмотрена возможность для продления периода изучения ДТП еще на месяц.

Наиболее тщательному анализу при разборе ДТП в ГИБДД подвергаются пояснения сторон и свидетелей, полученные с камер видеонаблюдения и авторегистраторов видеозаписи. Если есть жертвы или пострадавшие для оформления постановления обязательно требуется справка судмедэксперта. Акт устанавливает степень тяжести полученных увечий. От этого показателя напрямую зависит мера ответственности виновного. Чаще всего медицинское исследование проводится по окончании лечения. Если травмы соответствуют средней или тяжелой степени, то выписка может произойти только через несколько месяцев. Поэтому ГИБДД вправе продлить срок рассмотрения инцидента на 6 мес.

В общем случае срок расследования не должен быть больше 1 месяца с даты вынесения определения. Продлевать его можно только в особых ситуациях, например, если возникли проблемы, из-за которых нельзя завершить расследование в обычный срок. Для продления необходима подача от лица, ведущего дела, письменного ходатайства к руководству.

Примечание. Привлечь по административной статье к ответственности можно не позже:

  • 2 месяцев – когда наказание назначает уполномоченное лицо;
  • 3 месяцев – когда дело должен рассматривать суд;
  • 1 года – когда расследуются нарушения, связанные с нетрезвым вождением и причинением вреда для здоровья.

Административное нарушение — это…

Знать, какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении положен при тех или иных обстоятельствах, необходимо всем гражданам. Но перед этим придется уяснить, о каких нарушениях идет речь.

В Российской Федерации предусматривается несколько типов ответственности. Речь идет об административных и уголовных делах. Принято считать, что уголовное дело — это высшая мера наказания. Административная ответственность же собой представляет что-то вроде «мягкой» меры пресечения повторного нарушения. Зачастую она выражается в виде штрафов.

Административным правонарушением является деяние, за которое по закону установлена административная ответственность. Отличается подобное действие/бездействие тем, что фактически оно не наносит существенной опасности окружающим. Некоторые действия могут признаваться как нарушением, так и преступлением.

Следует обратить внимание на то, что российское законодательство имеет огромное количество особенностей и нюансов во всех своих направлениях. Даже при изучении тех или иных нарушений. И административные дела не являются исключением. О чем необходимо помнить каждому человеку.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении при определенных обстоятельствах составляет пять суток с момента вручения протокола. Продление данного периода по закону не предусматривается. Речь идет о делах, связанных с нарушениями по статьям Кодекса об административных правонарушениях:

  • 5.1-5.25;
  • 5.58;
  • 5.69;
  • 5.45-5.52.

Сроки рассмотрения административных дел, касающихся избирательных прав граждан

Чч. 3–7 ст. 29.6 КоАП РФ устанавливают сокращенные сроки рассмотрения дел. Особо выделены АД, касающиеся избирательных прав граждан. Им посвящена ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ, согласно которой 5-дневный срок для рассмотрения дела без возможности продления установлен для следующих составов:

  • ст. 5.1–5.25 КоАП РФ (в частности, нарушение права на ознакомление со списком избирателей, непредставление сведений об итогах голосования);
  • ст. 5.45–5.52 КоАП РФ (в частности, использование преимуществ должностного положения на выборах, невыполнение требований о равных условиях для агитации кандидатов);
  • ст. 5.56 КоАП РФ (нарушение требований к обращению с избирательной документацией);
  • ст. 5.58 КоАП РФ (нарушение требований к обращению с открепительными удостоверениями и специальными знаками);
  • ст. 5.69 КоАП РФ (вмешательство в деятельность избиркомов и препятствование выборам).

Для указанных составов, как и для ряда иных случаев, для которых КоАП РФ установлены сокращенные сроки рассмотрения АД (чч. 3–5 ст. 29.6 КоАП РФ), не применяется правило о возможности составления постановления позже дня объявления резолютивной части.

Так, согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ мотивированное постановление может быть составлено не сразу, а в течение 3 дней после оглашения резолютивной части. Однако для перечисленных выше АД текст постановления в полном объеме должен быть изготовлен безотлагательно (п. 27 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов…» от 24.03.2005 № 5).

Постановление по делу об административном правонарушении

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.
Читайте также:  Когда платить НДФЛ с отпускных в 2022 году

Можно ли инспектору снимать водителя?

Законодательного запрета на фото- или видеофиксацию нарушений правил дорожного движения не существует. Значит, применение записывающей аппаратуры сотрудниками ГИБДД находится в рамках правового поля. Но есть некоторые нюансы, о которых водителям необходимо знать:

  • при проведении фото- или видеосъемки инспектор обязан сообщить об этом участникам процедуры, озвучить на камеру дату, время проведения процессуальных действий, марку и модель камеры или телефона;
  • прерывать процесс записи нельзя – весь ход фиксации нарушения, опрос или составление протокола должны вестись от начала и до конца, в противном случае такая запись не будет являться доказательством для суда;
  • просто видеосъемка нарушения ПДД (пересечение двойной сплошной полосы, отсутствие ремня безопасности, парковка в неположенном месте, иные факты) не фиксирует его автоматически, чтобы получить доказательство, инспектор должен продолжить снимать дальше – остановку транспортного средства, допрос нарушителя и установление личности лица, находящегося за рулем.

Нарушения ПДД, которые рассматривает суд

Список штрафов за нарушения ПДД, которые уполномочен рассматривать суд.

Административные нарушения, рассматриваемые судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передаст его на рассмотрение судье:

  • частью 1.1 статьи 12.1 (Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке);
  • частью 2 статьи 12.2 (Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков);
  • частями 4 и 5 статьи 12.9 (Превышение установленной скорости движения);
  • частью 1 статьи 12.10 (Нарушение правил движения через железнодорожные пути);
  • частью 3 статьи 12.12 (Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика);
  • частью 4 статьи 12.15 (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления);
  • частью 3 статьи 12.16 (Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением);
  • частью 2 статьи 12.17 (Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы);
  • частями 1 и 2 статьи 12.21.1 (Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов);
  • частью 1 статьи 12.21.2 (Нарушение правил перевозки опасных грузов).

Дела об административных правонарушениях за нарушение ПДД, перечисленных выше, рассматриваются мировыми судьями.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (общий, продленный, укороченный)

Приняв к рассмотрению протокол и документы по делу, соответствующий орган или должностное лицо обязаны провести заседание не позже 15 дней. Об этом нам сообщает ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Причем материалы дела могут быть получены и при помощи технических средств. Например, это может быть фото с камеры, работающей в авторежиме. Если же дело должен рассматривать суд, то предусмотрен более длительный срок — 2 месяца с того момента, как были получены протокол о факте нарушения и иные материалы. Это общие сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях .

Бывает, что уложиться в предусмотренные законом временные рамки затруднительно. Вероятность увеличения сроков, предусмотренных для рассмотрения дела об административном правонарушении, озвучена в ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ и позволяет пролонгировать разбирательство по нарушению еще на месяц. Описываемые срокиправомочен увеличить суд или должностное лицо, которому поручено разбирательство нарушения. Поводом к увеличению срока рассмотрения может быть прошение участвующих в деле граждан и юридических лиц, либо потребность сбора дополнительных сведений по делу.

Части 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ закрепляют применение более скромных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении :

Не знаете свои права?

Правила составления постановления

Постановление о привлечении лица к административной ответственности, является распорядительным актом должностного лица ГИБДД или судьи, на основании, которого физическое лицо получает административное наказание.

В связи с тем, что данный акт имеет обязательную распорядительную функцию, и накладывает на лицо ответственность, Кодексом об административных нарушениях (КОАП) предусмотрены четкие правила оформления и составления постановления, нарушение которых влечет за собой его отмену, и признание лица не виновным в совершении правонарушения.

Согласно нормам КОАП выносить такие распорядительные акты (постановления) имеют следующие должностные лица:

  • сотрудники ГИБДД, если за нарушение предусмотрены штрафы и предупреждения;
  • судьи, если за нарушение предусмотрены такие санкции как штрафы, лишение прав, ограничение свободы в виде административного ареста или исправительных работ.

Важно четко понимать в чем разница между протоколом и постановлением.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *