НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС при экспорте в страны ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.

Порядок подтверждения

Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.

Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.

Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.

Подтверждение ставки НДС 0% в 1С:Бухгалтерии 8 в течение 180 дней

Ставка НДС 0 % может применяться налогоплательщиком-экспортером, если в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров будет подтверждена обоснованность ее применения путем представления в ИФНС декларации по НДС и комплекта подтверждающих документов (см. выше).

При реализации товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов (п. 9 ст. 167 НК РФ).

Рассмотрим порядок отражения в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 подтверждения ставки НДС 0 % в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров в случае реализации несырьевых товаров на экспорт в страны ЕАЭС.

Ошибка 2: компания подтверждает нулевую ставку не теми реестрами

Есть 14 реестров, которыми можно подтвердить нулевую ставку НДС в зависимости от вида сделки (приказ ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427).

С апреля 2020 года появится ещё два реестра для подтверждения следующих операций:

Приказ ФНС, который утверждает форму и формат этих документов, принят, но пока не опубликован.

В таком обилии трудно сориентироваться, и налогоплательщики часто выбирают реестр, которые не соответствует совершенной сделке.

Для сокращения подобных ошибок мы разработали таблицу, по которой можно сверить наименование реестра с соответствующими кодами операций. Напомним: значения кодов операций отражены в Приложении № 4 к Порядку заполнения декларации по НДС (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

№ п/п Наименование реестра КНД Нормативный документ Коды операций, которые используются в реестре
1 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктами 3 и 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 3.2, подпунктом 3 пункта 3.3, подпунктом 3 пункта 3.6, подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ 1155110 Форма — приложение № 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 16 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010410
1010428
1010429
1010431
1010434
1010439
1010452
1010453
1010456
1010457
1010458
1010459
1010460
1010470
1010471
1010472
1010473
1010474
1010475
1010476
1010477
1010478
1010479
1010480
1010481
1010485
1010486
1010487
1011410
1011412
1011422
1011424
1011425
1011426
2 Реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 165 НК РФ 1155119 Форма — приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 17 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010430
1010454
3 Реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию Российской Федерации) природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.3 статьи 165 НК РФ 1155121 Форма — приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 18 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010431
4 Реестр полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3.2 статьи 165 НК РФ 1155120 Форма — приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 19 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010428
1010429
1010452
1010453
1010470
1010471
1010472
1010473
1010474
1010475
1010476
1010477
1010478
1010479
1010480
1010481
5 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 (за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3, абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1), подпунктами 3 и 4 пункта 3.6, подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ 1155111 Форма — приложение № 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 20 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010410
1010434
1010439
1010456
1010457
1010458
1010459
1010460
1010485
1010486
1010487
1011410
1011412
1011422
1011424
1011425
1011426
6 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3 и абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ 1155117 Форма — приложение № 6 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 21 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010442
7 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 и подпунктом 3 пункта 3.7 статьи 165 НК РФ 1155112 Форма — приложение № 7 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 22 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010424
1010425
1010426
1010427
1010435
1010436
1010467
1010468
1010469
8 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ 1155113 Форма — приложение № 8 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 23 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010467
1010468
1010469
9 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ 1155114 Форма — приложение № 9 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 24 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010467
1010468
1010469
10 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 НК РФ 1155115 Форма — приложение № 10 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 25 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010433
1010437
1010451
1010467
1010468
1010469
1010482
1010483
1010484
1011407
1011408
1011409
11 Реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 165 НК РФ 1155122 Форма — приложение № 11 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 26 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010440
1010441
12 Реестр перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных пунктом 3.9 статьи 165 НК РФ 1155123 Форма — приложение № 12 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 27 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1011471
13 Реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктами 5 (за исключением абзаца пятого) и 5.1 статьи 165 НК РФ 1155116 Форма — приложение № 13 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 28 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010439
1010443
1010444
1010445
14 Реестр перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 6 и 6.1 статьи 165 НК РФ 1155118 Форма — приложение № 14 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 29 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010408
1010455

Правила вычета по экспорту 2021 года

С 3 квартала 2021 года НДС-декларация сдается по новой форме.

Образец заполнения декларации по НДС за 3 квартал 2021 года см. в КонсультантПлюс бесплатно, оформив пробный доступ к системе:

Изменения в форму декларации внесены в связи с введением в действие системы прослеживаемости товаров. Отразились ли эти изменения на разделе 4, давайте разбираться.

В настоящее время (с 01.07.2016) вычет НДС по экспорту зависит не только от факта наличия подтверждающих эту деятельность документов, но и от того, какого рода товар оказался отгруженным за границу:

В декларации по НДС в отношении налога, связанного с экспортом сырья, требующим подтверждения, заполнению подлежат 3 особых раздела:

Описание возможных ошибок в декларации вы найдете здесь.

Что нужно знать экспортеру товаров в Белоруссию: НПА и ставка НДС

Белоруссия входит в Таможенный союз (ТС) и подчиняется правилам, действующим на территории стран — участниц ТС. При экспорте товаров российскими поставщиками на территорию этой республики нужно выполнять нормы соответствующих НПА:

  • П. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписанного 29.05.2014) — этим пунктом определено, что при взаимной торговле между странами — участницами ТС взимание косвенных налогов происходит по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров.
  • Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) — в нем описан порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров и механизм контроля за их уплатой.

Что может помешать вовремя подтвердить экспорт

Даже если экспортер добросовестно подойдет к процедуре сбора документов, нет полной уверенности в том, что он уложится в срок, отведенный НК РФ для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС. Это связано с тем, что в комплект подтверждающих документов входит заявление о ввозе товаров, которое поставщику должен передать покупатель. А на действия покупателя (тем более находящегося за рубежом) повлиять сложно. При этом отсутствие заявления о ввозе товаров лишает продавца налоговой преференции в виде нулевой ставки НДС (если налог покупатель не уплатил).

Основная сложность получения такого документа заключается в том, что белорусский покупатель должен уплатить налог, у своих налоговиков проставить на заявлении отметку об уплате и с такой отметкой передать заявление поставщику.

Случается, что заявление экспортному продавцу получить не удалось, потому что покупатель:

  • по какой-то причине не отправил заявление, хотя налог заплатил;
  • налог не заплатил и ничего продавцу не отправлял;
  • заявление выслал, но без отметки об уплате налога.

Здесь возможны два варианта развития событий:

  1. Если белорусский покупатель налог уплатил, ситуация небезнадежна — факт уплаты налога российские налоговики могут проверить по своей базе (в рамках электронного обмена информацией), а сам поставщик — в специальном электронном сервисе на сайте ФНС.
  2. Если налог все-таки не уплачен, нулевую ставку российскому экспортному продавцу подтвердить не получится.

Что предпринять поставщику, чтобы обезопасить себя от возможных материальных потерь из-за недобросовестных покупателей, расскажем в следующем разделе.

Постановление № 891 даёт участникам ВЭД два послабления по срокам.

Плюс два рабочих дня на представление отчёта. Статформы подаются в таможню ежемесячно. Раньше на это было установлено 8 рабочих дней по истечении месяца, когда отгружен или получен товар. Теперь — 10 рабочих дней.

Плюс 10 дней на исправление ошибок. Раньше если инспектор ФТС обнаруживал ошибки в статформе, это в любом случае оборачивалось для компании штрафом. Теперь у компании есть 10 дней, чтобы взамен некорректных сведений представить верные. Срок отсчитывается со дня, когда инспектор пришлёт в личный кабинет сообщение о выявленной ошибке. Если компания отправит правильные сведения в срок, к ответственности её не привлекут.

Читайте также:  Взыскание алиментов на двоих детей

Особенности представления налоговой декларации

Согласно разъяснениям контролирующих органов, изложенным в Письмах Минфина РФ от 11.07.2013 г. N 03-07-13/1/26980 и ФНС России от 13.05.2011 г. N КЕ-4-3/7675@ налоговая база по товарам, реализуемым в страны ТС, определяется на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки по НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ). Таким образом, если документы собраны в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, представить их в инспекцию следует вместе с декларацией за тот квартал, в котором их собрали.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 Протокола о товарах при экспорте товаров с территории одного государства — члена ТС на территорию другого государства — члена ТС налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства — члена ТС, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы ТС.

П. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт, согласно которому такой вычет производится на момент определения налоговой базы по ст. 167 НК РФ, а именно в последнее число квартала, в котором собраны документы, подтверждающие нулевую ставку.

Операции по экспорту товаров в Белоруссию отражаются в соответствующих разделах декларации по НДС, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 г. N 104н. (в ред. от 21.04.2010 г.). Декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Экспорт товаров с территории России белорусским покупателям облагается по ставке 0%, если поставщик представит налоговикам вместе с декларацией по НДС комплект подтверждающих документов. Если документы в срок собрать не получится, поставщику необходимо подать уточненную декларацию по НДС за тот период, в котором произошла экспортная отгрузка.

В рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — ТС) существует особый порядок уплаты НДС при перемещении товаров, выполнении работ и оказании услуг.

В соответствии со ст. 2 Соглашения ТС при экспорте товаров из России в Белоруссию применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.

Согласно разъяснениям контролирующих органов, для применения ст. 1 Протокола о товарах не имеет значения, с кем заключен договор на поставку товаров: с хозяйствующими субъектами стран — участников ТС или с контрагентами из третьих стран. Главным является то, что товары вывозятся из России на территорию стран ТС (Письмо Минфина РФ от 17.01.2011 г. N 03-07-13/1-02).

Следует отметить, что если и продавец, и покупатель являются российскими организациями, состоящими на учете в налоговых органах РФ, нормы Протокола о товарах не применяются. А операция по поставке товаров, вывозимых из России в другое государство ТС, будет облагаться НДС по правилам НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.03.2013 г. N 03-07-08/7842).

Услуги оказывает белорусская фирма

Разберем ситуацию, когда покупатель — российская организация, а продавец — белорусский партнер.

Услуга считается оказанной на территории Российской Федерации, если она упомянута в закрытом перечне, который дан в п.1 ст.148 Налогового кодекса РФ, — это первое условие. Помимо прочего там оговорены консультационные, юридические, бухгалтерские, рекламные услуги и т.д. Второе обязательное условие — покупатель должен вести свою деятельность в России.

В нашем случае второе условие всегда выполняется, так как покупатель — российская фирма. Если выполняется и первое условие, то российский покупатель признается налоговым агентом. То есть он обязан удержать НДС из вознаграждения, причитающегося белорусской фирме, а затем уплатить этот налог в бюджет. В декларации покупатель заполняет разд.2.2 «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом». Затем он вправе принять НДС к вычету (п.3 ст.171 Налогового кодекса РФ) — эту сумму приводят по строке 350 разд.2.1 «Расчет общей суммы налога».

Если же первое условие не выполняется, то есть оказанные услуги в перечне не упомянуты, то следует руководствоваться пп.5 п.1 ст.148 Налогового кодекса РФ. Здесь прописано, что местом реализации является Россия, только если продавец ведет свою деятельность в нашей стране. В рассматриваемом случае продавец — белорусская фирма, а значит, Россия не является местом реализации. Поэтому российскому предприятию не надо удерживать НДС со стоимости заказа.

Однако тут возникает другая проблема. Белорусы, оказавшие россиянам услуги, платят НДС у себя в стране. А потому в документах они нередко выделяют этот налог. Только вот принять его к вычету отечественная фирма не может. Тогда возникает другой вопрос: можно ли включить предъявленный налог в стоимость заказа, то есть списать на расходы при расчете налога на прибыль? Специалисты Минфина России отвечают положительно на этот вопрос (см. ответ на с. 52).

Соглашение по Евразийскому экономическому союзу вошло в силу в 2021 году. Особых изменений в сравнении с ТС не происходит. Упрощенная система налогообложения подразумевает при экспорте в Белоруссию в 2021 году возврат НДС.

Проходит процесс таким образом:
1. Заполнение декларации, подача заявления.
2. Передача документации в орган налогообложения.
3. Камеральная проверка.
4. Возврат НДС или отказ.

Подать заявление нужно до истечения 180-дневного периода с момента поступления груза на таможню. Для компаний, занимающихся экспортом в Белоруссию, предусмотрена возможность сотрудничества с налоговой при помощи электронных носителей, что значительно упрощает процедуру.

Чтобы налоговая не вынесла отказ, следует тщательно подготовиться. Потребуется собрать такие документы:
— Договор на поставку, заключенный по всем правилам, содержащий информацию о контрагентах, реквизиты, подписи и т.д. Стоит знать, что неразборчивый подчерк может стать причиной отказа.
— Справка о выплате налога стороной-получателем. Он обязан предоставить эту информацию экспортеру, иначе не будет возможности подтвердить, что продукцию вывезли из страны.
— Транспортная накладная.
— Сопроводительные накладные, счет-фактура и т.д.

Экспорт товаров в Белоруссию – достаточно сложная процедура. Даже компании, систематически или длительное время проводящие подобные операции, не прочь прибегнуть к помощи специалистов относительно таможенного оформления. Это дает возможность освободить себя от длительного процесса проверки, а также придает уверенность в успехе процедуры. Экспорт в Белоруссию, переданный в нашу компетенцию, происходит с учетом всех норм закона.

Читайте также:  Какой возраст ВОЗ считает пожилым, а какой - старческим

111033 г. Москва, ул. Средний Золоторожский пер., д. 13
Телефон для связи:

При продаже товаров в Беларусь в 2021 году действует 0% ставка НДС (нулевая ставка). В теории данный факт выглядит заманчивым условием для экспортёра. Однако, как показывает практика, подтвердить нулевую ставку в 2021 году и вернуть экспортный НДС самостоятельно, является не лёгким заданием даже для опытного бухгалтера.

На деле для возврата экспортного НДС, экспортёр должен предоставить налоговым органам множество документов, перечисление которых заняло бы у нас приличное время. Помимо этого, вас ждут ежеквартальные камеральные проверки по всей цепочке поставщиков и покупателей продаваемого вами товара. Если в конечном итоге, вам не удастся подтвердить факт экспорта, или в ваших предоставленных документах найдут какие-либо ошибки, то вам начислять 20% НДС, за проведённую сделку.

Мы предлагаем вам помощь в оформлении всех необходимых документов для возврата экспортного НДС. Вам не придётся самим искать и подготавливать полный перечень отчётных документов. Потому что всю процедуру экспорта и отчёта в налоговые органы будем производить мы. Соответственно налоговые органы с камеральными проверками придут к нам.

Ставки налога на добавленную стоимость могут быть разные – 0%, 10%, 20%, 25%. Ставки 0% и 10% являются льготными, основное значение – 20%.

0% – это реализация:

  • транспортных услуг;
  • товаров или услуг для стран ЕАЭС;
  • услуг по переоборудованию воздушных судов или железнодорожных составов для иностранных предприятий;
  • услуг, связанных с деятельностью аэропортов и т.д.

10% – это реализация:

  • некоторой сельскохозяйственной и животноводческой продукции;
  • некоторых товаров для детей из перечня, утвержденного Президентом РБ и др.

25-процентная ставка относится к реализации услуг электросвязи.

Все остальные случаи – 20%.

С 2019 года ставки 9,09% и 16,67% больше не действуют.

Как изменилась ставка налога на добавленную стоимость в 2021 году

  1. Налог на добавленную стоимость, или НДС – важный косвенный налог. Это так называемый налог на потребление. То есть оплачивают его потребители, однако физический взнос в бюджет делают продавцы товаров или услуг.
  2. Основной законодательный акт, который регламентирует НДС в Беларуси, – это Налоговый Кодекс РБ. В 2019 году в него внесли правки и дополнения.
  3. Основная ставка НДС в Беларуси – 20%. Однако для некоторых товаров и услуг действуют ставки 0%, 10% и 25%.
  4. Не облагаются налогом на добавленную стоимость некоторые медицинские услуги и препараты, ветеринарные услуги, услуги в сфере организации похорон, в космической области и туристические услуги.

Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).

Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Особенности учета НДС при наличии экспортных операций

Рассмотрим понятие экспорта применительно к товарам. При экспорте услуг НДС уплачивается в общем порядке, если они оказаны на территории РФ. Услуги не облагаются НДС, если оказаны за пределами РФ.

Если организация совершает как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, то п. 4 ст. 149 НК РФ предписывает вести раздельный учет таких операций, ведь одним из основных для принятия входного НДС от поставщика к вычету является условие о том, что приобретенный товар (работа, услуга) используется для операций, облагаемых НДС.

По аналогии можно говорить, что при применении ставки 0% возникает необходимость вести раздельный учет таких операций. Таким образом, необходим раздельный учет НДС при экспорте.

Обратимся к нормативной базе. Абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ предписывает вести раздельный учет НДС по правилам, установленным самим налогоплательщиком, если у него есть деятельность, облагаемая по ставке 0%. Однако из этого правила есть исключение: при экспорте несырьевых товаров, принятых на учет после 01.07.2016, раздельный учет можно не вести и принимать НДС к вычету в общем порядке.

Нулевая ставка НДС при экспорте

Итак, нулевую ставку НДС можно применить для следующих экспортных операций:

  • транспортировка товара за границу для дальнейшей реализации;
  • покупка материалов, услуг и других ресурсов на создание товара, предназначенного для экспорта;
  • приобретение товаров для последующего экспорта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *