Изменения в ДОПОГ-2023: некоторые итоги 112-й сессии Рабочей группы WP.15

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в ДОПОГ-2023: некоторые итоги 112-й сессии Рабочей группы WP.15». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ДОПОГ – Дорожная перевозка опасных грузов – это свод правил, с соблюдением которых доставляют вещества, описанные выше. Разработан и принят документ был в 1957 году. Но с того времени он регулярно редактируется. Полная версия ДОПОГ опубликована на сайте Минтранса РФ. Перевозчик опасных грузов должен обязательно получить разрешение на транспортировку. Выдают его компании, аккредитованные Министерством транспорта. Чтобы допуск был выдан, ТС должно соответствовать всем предъявляемым требованиям. Водитель, которые выполняет перевозки опасных грузов, должен пройти аттестацию ДОПОГ с предварительным обучением.

2.5.1. За подбор лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.

2.5.2. В обязанности ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит:

— сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения;

— инструктаж сотрудников охраны и водителей автомобилей;

— внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза;

— наблюдение за погрузкой и креплением груза;

— соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей;

— организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности;

— сдача грузов по прибытии на место назначения.

2.13.1. Организации — грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку.

2.13.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов.

2.13.3. В случае необходимости проведения ремонтных работ по устранению неисправностей тары с опасными грузами они осуществляются аварийной бригадой на специально отведенной для этой цели площадке (помещении), расположение которой определяется в плане мероприятий по ликвидации последствий аварий или инцидентов.

2.13.4. В случае дорожно — транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза руководит действиями водителя и лиц охраны (если они имеются), информирует подразделение ГАИ МВД России и при необходимости вызывает аварийную бригаду.

2.13.5. Аварийная бригада, прибывшая на место аварии или инцидента, в ходе ликвидации его последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты, перечисленные в аварийной карточке СИО (Приложение 7.5).

2.13.6. Действия аварийной бригады на месте происшествия аварии или инцидента включают:

— обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза;

— оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

— обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала;

— проведение дезактивации, дезинфекции;

— обезвреживание спецодежды и средств индивидуальной защиты;

— оповещение грузоотправителя и грузополучателя о случившихся авариях или инцидентах.

Оформление разрешения ДОПОГ на опасный груз: перевозка в соответствии с установленными нормативами

Опасный груз, перевозка которого планируется, должен загружаться в соответствии с определенными требованиями. Емкости, в которых груз будет доставляться, проверяют на целостность, смотрят маркировку и соответствие маркировки грузу. Загружается опасный груз перед перевозкой только в предварительно обработанную тару. Соблюдаются следующие требования:

  • Если опасные грузы загружаются в транспортное средство, двигатель нужно заглушить. При погрузке дополнительного оборудования выполнять данное требование не обязательно.
  • Если выполняется перевозка жидкости, заполнять цистерну нужно не полностью. Тогда при расширении опасного груза из-за вибрации, температуры или других внешних факторов, утечки и повреждения емкости исключены.
  • Водитель, выполняющий перевозки опасных грузов, должен останавливаться, включая стояночный тормоз. Если остановка происходит под уклоном, необходимо поставить стопоры.
  • Опасные грузы разного типа разрешено перевозить вместе только после проверки совместимости по ДОПОГ.
Читайте также:  НДС в 2021 году при возврате товара поставщику

Водитель, который выполняет перевозки опасных грузов, должен следовать ряду правил:

  • При перевозке легковоспламеняющихся и других опасных грузов запрещен обгон транспорта, который движется со скоростью выше 50 км/ч.
  • Курение в кабине и на расстоянии до 50 м от транспортного средства категорически запрещено.
  • Во время перевозки опасных грузов, а именно, газов, радиоактивных, взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, заправка на обычных станциях запрещена.
  • Водитель не может буксировать транспортное средство.

Процесс перевозки опасных грузов

В зависимости от материала или изделия и его класса опасности для каждого рейса для каждого автомобиля всегда должен составляться паспорт безопасности (стандартный пакет включает в себя 4 копии). На его основании происходит как погрузка опасного груза, так и его выгрузка.

В процессе транспортировки опасного груза водителю запрещено брать с собой других лиц. Также запрещено брать какие-либо попутные другие грузы для перевозки. В случае возникновения проблем с автомобилем и вынужденной остановки, водитель обязан уведомить об этом свою компанию и ближайший отдел ГИБДД. После чего он должен вызвать специальный транспорт, который сможет обеспечить безопасность груза. После остановки ему необходимо обозначить место стоянки красными мигающими огнями или соответствующими знаками аварийной остановки.

Непосредственно в процессе транспортировки опасного груза ЗАПРЕЩЕНО:

  • заправлять топливом на обычных АЗС, если перевозится груз классов опасности 1, 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 7; в таких случаях заправлять транспорт разрешено на расстоянии не менее 25 метров от АЗС;
  • обгонять и опережать другие ТС, скорость которых больше 30км/ч;
  • при езде с горы выключать двигатель и выжимать сцепление;
  • курить в кабине или рядом с автомобилем (допустимое расстояние – более 50 м);
  • резко дергать автомобиль с места при старте или резко тормозить;
  • изменить согласованный маршрут движения;
  • буксировать автомобиль;
  • оставлять транспортное средство без внимания.

Правила транспортировки ОГ в колонне

При перевозке опасного груза в колонне существует ряд правил:

  • при выезде колонны с места загрузки каждое ТС должно иметь запас топливо на 500 км беспрерывного движения;
  • должен быть назначен ответственный в колонне за соблюдение всех нормативов и правил перевозки;
  • в определенных случаях колонну должен сопровождать автомобиль ГИБДД, в таком случае первое ТС едет с включенным проблесковым маячком;
  • в случае плохой видимости (обзор менее 300м) колонна вправе остановиться, более детально данный вопрос расписан в сопроводительной документации и зависит от характера груза и класса его опасности;
  • в кабине должен присутствовать экспедитор, сопровождающий груз;
  • дистанция между ТС в колонне должна быть более 50-и метров, а при условиях плохой видимости – более 300 метров.

Документы, требуемые при осуществлении перевозок ОГ

Кроме стандартного набора документов (водительского удостоверения, паспорта водителя/сопровождающих лиц, техпаспорта ТС), при осуществлении транспортировки опасных грузов требуется наличие следующих документов:

  • договор о перевозках;
  • ТТН;
  • паспорт безопасности перевозимого вещества/материалов;
  • путевой (маршрутный) лист, содержащий соответствующую маркировку;
  • инструкции для водителя, ответственных лиц, сопровождающего персонала, касающиеся правил транзита ОГ;
  • удостоверение ДОПОГ, выдаваемое на автомобиль, предназначенный для автоперевозок грузов, причисленных к классу опасных;
  • удостоверение ДОПОГ, выдаваемое водителю;
  • разрешительный документ на транспортировку ОГ, выдаваемый уполномоченными представителями МВД.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных документов может стать причиной наложения солидных штрафов на грузообладателя и перевозчика, а также увеличения времени нахождения ОГ в пути.

Требования к таре при морской перевозке

Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.

Читайте также:  С 2021 года НДФЛ с больничных удерживают и работодатели, и ФСС

В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:

  • Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
  • Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
  • Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.

Соглашение ДОПОГ имеет два приложения — «А» и «В». Они в свою очередь имеют 9 подробных частей.

Первое приложение содержит общие правила и пожелания, которые затрагивают характеристику самых опасных веществ:

  1. Первая раскрывает общие положения.
  2. Вторая описывает классификацию веществ.
  3. Третья представляет перечень всех опасных грузов, а также некоторые особенности положения по ограничению.
  4. Четвертый раздел представляет требования к таре, что может быть применена для данного груза.
  5. В пятой части описаны этапы перевозки.
  6. Шестая состоит из списка требований, что предъявляются к качеству и тестам контейнеров и емкостей для перевозки опасных грузов.
  7. В седьмой части подробно описаны требования к условиям перевозки, загрузочно-отгрузочных работах, а также условия приема и обработки.

Все оставшиеся части содержаться во втором приложении. В нем раскрыты основные требования к транспортным действиям и оборудованию:

  • требования к водителям и экипажу, который будет сопровождать груз, а также подробное описание автомобильных средств, допущенных к перевозке определенного вида опасных грузов, описание документов.
  • требования к конструкции транспорта.

Что такое «опасный груз»

Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.

Так, для каждой такой позиции была разработана специальная тара и герметичная упаковка, препятствующая воспламенению и/или отравлению атмосферы. Кроме того, под определение подпадают практически все виды токсичных и легковоспламеняющихся отходов.

Что касается документа, регулирующего правила перевозки, то в нем обязательно указываются такие сведения:

  • тип транспортировочной емкости для конкретного класса;
  • маркировка используемой тары;
  • точные требования, которым должен неукоснительно соответствовать используемый ОГ.

    1. Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
    2. Действия Правил не распространяются на: — технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования; — перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел; — перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза.

Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

  1. Международные перевозки опасных грузов, в том числе экспортно — импортные и транзитные перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация. При осуществлении международных перевозок опасных отходов рекомендуется руководствоваться требованиями «Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении» от 22 марта 1989 г.
  2. В целях настоящих Правил к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
  3. Опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ распределяются на следующие классы:
  1. взрывчатые материалы (ВМ);
  2. газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
  3. легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  4. легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  5. окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
  6. ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
  7. радиоактивные материалы (РМ);
  8. едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
  9. прочие опасные вещества.
Читайте также:  Важные изменения по налогу на прибыль с 1 января 2023 года

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико — химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы по ГОСТ 19433-88, приведены в Приложении 7.1.

Основная задача ADR – обеспечить эффективную доставку опасных грузов и упростить их международную транспортировку.

Действующее соглашение, как и ДОПОГ 2021, применяют к перевозкам, которые осуществляются по территории как минимум двух государств, являющихся инициаторами соглашения.

Чтобы торговля в рамках ЕС была более единообразной и свободной, члены Евросоюза используют приложения к ДОПОГ 2021 в качестве основы для регулировки автоперевозок опасных грузов. В прил. А содержатся общие положения соглашения и описание опасных грузов, а прил. В содержит положения об автотранспорте и особенностях доставки. Впоследствии ADR приняли многие государства, которые не являются членами Евросоюза.

В состав ДОПОГ 2021 входят 17 статей. Основной является статья №2, определяющая условия для выполнения перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Согласно статье, упаковка и маркировка опасных грузов, а также устанавливаемые на автотранспорт знаки опасности должны отвечать требованиям прил. А. При этом оснащению и конструкции автомобиля необходимо соответствовать прил. В. Лишь в этом случае становится возможной выдача разрешения ДОПОГ на перевозку опасных грузов.

Существуют особые требования и ограничения, которые могут применяться участниками ДОПОГ в отношении автомобильного транспорта. Требования касаются автотранспорта, который используется в комбинированных перевозках и проезжает через транспортные терминалы, например, порты. Также особые требования ADR предъявляются к маршруту доставки, местам стоянки автомобиля и к поведению в чрезвычайных ситуациях.

Что касается дополнительных ограничений ДОПОГ, они касаются проезда через существующие сооружения (мосты, эстакады), движения автомобиля по маршруту, исключающему проезд промзоны и жилые районы, а также перемещения в определенные даты.

Типы классов опасности грузов

В международной и национальной практике разделение классов опасности осуществляется согласно положениям правил перевозки опасных грузов (dangerous goods regulations), разработанными в соответствии с резолюциями 618, 619 Международной Ассоциацией Воздушного Транспорта (ИАТА) совместно с техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (DOC 9284) (ТИ ИКАО). Различают следующие типы опасных грузов:

  • Взрывчатые вещества с опасностью взрыва по массе, охватывающего весь объем, могут характеризоваться разбрызгиванием, возгораться.
  • Газы, способные воспламеняться при взаимодействии с воздухом. Находящиеся при низких температурах невоспламеняющиеся газы.
  • В класс легковоспламеняющихся жидкостей входят суспензии, лаки, растворы или пары с повышенным уровнем воспламенения. В эту категорию входят такие популярные товары, как керосин, бензин и даже лаки для ногтей.
  • Твердые вещества, которые отличает склонность к легкому воспламенению, в том числе при контакте с водой.
  • Окисляющиеся перекиси и органические вещества, способные к воспламенению при контакте с другими веществами. В этот перечень входят, например, некоторые компоненты белой краски.
  • Инфекционные и токсические вещества, содержащие болезнетворные микроорганизмы, никотин, цианид и другие составляющие.
  • Радиоактивные материалы.
  • Вещества, имеющие коррозийные свойства, поражающие ткани, кожные покровы.
  • Прочие опасные предметы и вещества, которые не входят в указанный перечень (например: литий-ионные, литий-полимерные батареи, магниты, конденсаторы, потребительские товары, двигатели внутреннего сгорания, транспортные средства).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *