Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы о несообщении в ИФНС о создании обособленных подразделений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.
Об обязанностях, возникающих при создании обособленных подразделений.
Аптечный бизнес сегодня активно развивается, расширяя тем самым розничный сектор фарминдустрии. Развитие сетевых аптечных компаний осуществляется через открытие новых торговых точек, обособленных подразделений аптечных организаций.
При этом необходимо помнить о некоторых обязанностях, которые возникают у организаций, открывающих обособленные подразделения. Одной их таких обязанностей является необходимость сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях и изменениях, внесенных в ранее сообщенные в ИФНС сведения о таких обособленных подразделениях.
Споры о том, какие санкции применимы к организации в случае несообщения ею в налоговый орган в установленный срок о создании обособленного подразделения, ведутся ни один год. На основании каких норм НК РФ (ст. 116 или 126) взыскиваются штрафы с нарушителей? Как действуют контролеры на местах? Какого мнения придерживаются контролирующие и судебные органы?
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
-
по месту нахождения организации;
-
по месту нахождения ее обособленных подразделений;
-
месту жительства физического лица;
-
по месту нахождения принадлежащих вышеназванным лицам недвижимого имущества и транспортных средств;
-
по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Оборудованность рабочего места
Оборудованным следует считать рабочее место, функционально приспособленное для осуществления вида деятельности, для которого оно создается, и пригодное для нахождения на этом месте работника.
Оборудование рабочего места может подтверждаться в т.ч. документами о материальной ответственности, содержащими указания на конкретное имущество, вверяемое работнику. Необходимое для работы имущество может быть передано под отчет работнику и по акту инвентаризации.
Если к оборудованию рабочих мест предъявляются специальные требования, без соблюдения которых ведение деятельности невозможно (запрещено), при отсутствии установленных законодательством документов наличие оборудованных стационарных рабочих мест само по себе не приводит к образованию обособленного подразделения организации.
Вместе с тем некоторые судебные инстанции продолжают настаивать на следующем: под оборудованием стационарных рабочих мест в обособленном подразделении подразумевается не только создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, но и само исполнение таких (трудовых) обязанностей (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А по делу N А63-9693/2006-С4, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 N 09АП-10255/07-АК по делу N А40-10267/07-141-57).
Ответ на вопрос, с какого момента обособленное подразделение организации следует считать созданным, важен для правильного исполнения предусмотренных в НК РФ обязанностей организации:
письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).
По мнению некоторых судов, обособленное подразделение можно считать созданным с того момента, когда оборудовано стационарное рабочее место (Постановления ФАС Московского округа от 10.04.2008 N КА-А40/2751-08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.07.2008 N 9752/08), ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 N Ф03-5338/2009).
Создание стационарного рабочего места вы можете подтвердить, например:
- приказом о создании рабочих мест (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535);
- подписанным договором аренды помещения, в котором будет располагаться рабочее место (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535);
- приказом о принятии на работу руководителя обособленного подразделения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 N А56-10280/2008).
Если не сообщить об открытии
Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.
Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.
Величина штрафа | Норма | Основание |
10 000,00 рублей | П. 1 ст. 116 НК РФ | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции |
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей | П. 2 ст. 116 НК РФ | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС |
5000,00 рублей | П. 1 ст. 129.1 НК РФ | Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений |
200 рублей | П. 1 ст. 126 НК РФ | Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок |
За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.
Итак, снять с учёта обособленное подразделение в 2021 году невозможно до того, пока не уволены все сотрудники.
Увольнение при закрытии ОП происходит по определённым правилам. Если оно расположено в том же населённом пункте, где основной офис, то следует предложить сотрудникам перевод в другие подразделения. Увольнять их можно лишь в том случае, если подходящих вакансий нет. Основание для расторжения договора – сокращение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Если у компании нет других ОП в том же городе или посёлке (селе, деревне), то договор с работником расторгается на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ, так как подразделение ликвидируется.
В остальном всё как обычно. С сотрудниками необходимо рассчитаться не позже увольнения, а также выдать им должным образом оформленные кадровые документы. Если производится сокращение, им дополнительно обеспечиваются гарантии в соответствии с Трудовым кодексом и договором.
Об обязанностях, возникающих при создании обособленных подразделений
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
– по месту нахождения организации;
– по месту нахождения ее обособленных подразделений;
– месту жительства физического лица;
– по месту нахождения принадлежащих вышеназванным лицам недвижимого имущества и транспортных средств;
– по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Пунктом 2 указанной нормы установлено: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Место нахождения обособленного подразделения организации определяется соответствующим адресом (см. письма Минфина России от 16.05.2017 № 03‑02‑07/1/30877, от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969).
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место при этом считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Статьей 209 ТК РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.
Значение спора для налогоплательщиков
Нередки случаи, когда за не постановку на учёт обособленного подразделения взыскивается штраф на основании п. 2 ст. 116 НК РФ. Размер ответственности составляет 10% от доходов организации, полученных в связи с деятельностью этого обособленного подразделения (а фактически зачастую и от доходов организации в целом).
Так, недавно наши налоговые юристы представляли в споре с налоговой инспекцией интересы организации, привлекавшийся к ответственности за отсутствие сообщения в налоговую о создании обособленного подразделения. Организация привлекалась к ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ, и размер взыскиваемого штрафа составил более 5 млн. рублей.
Одним из доводов, приводимых налоговыми юристами было указание на неправомерность применения в данной ситуации п. 2 ст. 116 НК РФ. Указанная норма устанавливает ответственность за ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учёт.
В то же время фактически организация состоит на налоговом учёте, а статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность представления организациями в определенный налоговым законодательством срок сообщения о создании обособленного подразделения. Очевидно, что в данной ситуации непредставление сведений в налоговый орган образует состав иного налогового правонарушения.
До принятия Верховным судом РФ рассмотренного выше Определения в судебной практике отсутствовала единая позиция по вопросу определения меры ответственности, наступающей за несообщение налогоплательщиком в налоговый орган о создании обособленного подразделения.
В некоторых случаях суды указывали на привлечение организации к ответственности на основании ст. 126 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2016 № Ф09-6160/16, Определение Верховного суда РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568), некоторые руководствовались п. 2 ст. 116 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Северо-кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016), другие применяли п. 1 ст. 129.1 НК РФ (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2014 № Ф05-11191/14).
Верховный суд РФ сформировал единую позицию и внёс определённость в существующую судебную практику. Подход Верховного суда РФ значительно повышает шансы организации на изменение основания для привлечения к ответственности и существенное снижение суммы штрафа.
Если не сообщить об открытии
Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.
Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.
Величина штрафа | Норма | Основание |
10 000,00 рублей | П. 1 ст. 116 НК РФ | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции |
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей | П. 2 ст. 116 НК РФ | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС |
5000,00 рублей | П. 1 ст. 129.1 НК РФ | Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений |
200 рублей | П. 1 ст. 126 НК РФ | Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок |
За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Бухгалтерский учет обособленного подразделения
Организация может выделить свои обособленные подразделения на отдельный баланс. Она самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования такого баланса и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления компанией (письмо Минфина РФ от 29.03.2004 № 04-05-06/27).
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех ее обособленных подразделений, в том числе выведенных на отдельные балансы (п. 8 ПБУ 4/99). Из этой нормы следует, что подразделения не формируют отдельную бухгалтерскую отчетность и не составляют отдельный бухгалтерский баланс (под термином «отдельный баланс» следует понимать перечень показателей, установленных предприятием).
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми обособленными подразделениями, включая те, которые выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», письмо Минфина РФ от 10.08.2010 № 07-02-06/119).
В учетной политике следует установить план счетов, используемый обособленными подразделениями, а также порядок их взаимодействия с головным предприятием при совершении хозяйственных операций и формировании бухгалтерской отчетности.
Все операции между головным предприятием и обособленным подразделением (передача основных средств, затрат, финансовых результатов) отражают у обеих сторон на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К этому счету можно открыть субсчета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» и 79-2 «Расчеты по текущим операциям».Таким образом, обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, ведут бухучет самостоятельно в соответствии с учетной политикой организации. Головное предприятие отражает в бухучете только свои хозяйственные операции. При составлении бухгалтерской отчетности в целом по учреждению показатели головного предприятия и обособленных подразделений суммируются.
Особенности обособленного подразделения
Цель простого ОП – обеспечить работу компании, часто связанную с коммерцией или оказанием услуг, в удаленном от головного предприятия месте, для развития или оптимизации бизнес-процессов. ОП не наделено полномочиями выполнять обязанности головного офиса или представительства. Регистрация обособленного подразделения в ЕГРЮЛ не предусмотрена.
Обратите внимание
На основании статьи 55 НК РФ обособленное подразделение не является юрлицом, соответственно не имеет своего ОГРН и ИНН. Руководство компании вправе решить, выделять ОП на отдельный баланс или оставить на общем. Исходя из этого решения, компания ведет бухгалтерский учет и сдает отчетность по всем ОП.
Решение о необходимости стационарной работы дистанцированно от местоположения основного предприятия принимает генеральный директор и отдает приказ о создании обособленного подразделения. В течение месяца с начала работы ставят в известность ФНС.
Бухучет можно вести отдельно, но отчетность головного предприятия обязательно включает информацию обо всех ОП. Однако каждое их них может открыть банковский счет.
Открытие обособленного подразделения в другом городе предусмотрено только для юрлиц – ООО, АО и прочих. ИП достаточно встать на налоговый учет по месту осуществления бизнеса.
Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН
ООО, работающее на упрощенке, может столкнуться с неожиданной проблемой: одним из условий, допускающих УСН, является отсутствие филиалов. То есть как только появляются филиалы, организация обязана перейти на ОСНО. На представительства это правило не распространяется, по всей видимости потому, что они не могут вести коммерческую деятельность.
Чтобы понять, как открыть обособленное подразделение ООО, и не потерять право использовать УСН, нужно вспомнить отличие филиала от обособленного подразделения.
Обратите внимание
Филиал наделен полномочиями выполнять обязанности головного предприятия. Чтобы не потерять возможность применять УСН, нужно четко продумать и прописать положения об ОП. Чем меньше функций оно выполняет и чем меньше полномочий у руководителя, тем меньше шансов на претензии со стороны ФНС.
На ЕНДВ обособленное подразделение претендовать не может, так как с 1 января 2021 года этот он упраздняется по всей территории России.
Ответственность за нарушение сроков представления сообщения о создании обособленного подразделения
У нас есть обособленное подразделение, при этом мы не уведомили налоговую о его открытии. Какая ответственность вероятна в данной ситуации?
Судебная практика по привлечению юридического лица к ответственности за нарушение сроков предоставления сообщения о создании обособленного подразделения противоречива.
Суды все чаще разнятся в своих выводах о том, на основании какой нормы необходимо привлекать к ответственности юридическое лицо. За одно и то же нарушение привлекают по ст. 126, 116, 129.1 НК РФ.
На сегодняшний день имеется свежая позиция Верховного Суда (Определение ВС от 26.06.2017 № А04-12175/2015), где арбитры пришли к выводу о привлечении к ответственности за данное нарушение по ст. 126 НК РФ. Возможно, практика по таким спорам приобретет единообразие и юридических лиц за неуведомление о создании обособленного подразделения будут привлекать к ответственности по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за непредставленный (несвоевременно представленный) документ.
Осуществляя деятельность через созданное обособленное подразделение, налогоплательщик обязан сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Однако вопрос о том, по какой норме права привлекать к ответственности организацию за нарушение срока представления сообщения о создании обособленного подразделения, является спорным.
За несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения в зависимости от правоприменительной практики, сложившейся в регионе, организация может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 116 либо п. 1 ст. 126, либо ст. 129.1 НК РФ.
Кроме того, должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.3 либо ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Соответственно, по данным статьям предусмотрены и разные штрафы.
Обратимся к анализу судебной практики.
В ряде случаев суды приходили к выводу, что непредставление сообщения о создании обособленного подразделения организации является несообщением сведений, соответственно, ответственность за данное нарушение установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2014 № Ф05-11191/14, А40-130227/2013, оставленное без изменения Определением Верховного Суда РФ от 26.02.2015 № 305-КГ14-9035).
Суды Московского округа мотивировали решение тем, что действующим законодательством предусмотрена обязанность налоговых органов по постановке на налоговый учет обособленных подразделений, а не соответствующая обязанность налогоплательщиков, которые обязаны лишь направлять сведения о создании обособленных подразделений. Ответственность за ненаправление сведений о создании обособленного подразделения предусмотрена п. 1 ст. 129.1 НК РФ, которая устанавливает, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.
В большинстве случаев арбитражные суды приходили к выводу, что несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения организации образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2016 № Ф09-6160/16, А47-8399/2015, Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568, А76-2261/2015).
Данные решения мотивированы тем, что сообщение о создании обособленного подразделения организации является документом, форма которого утверждена ФНС РФ, а несообщение о создании обособленного подразделения не образует состава налогового правонарушения, если организация уже состоит на налоговом учете по одному из оснований.
В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 высказана позиция о правомерном привлечении к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ за ведение деятельности обособленного подразделения организации без постановки его на налоговый учет. Доводы налогоплательщика о неверной квалификации данного правонарушения судом отклонены. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016.
Штраф за несообщение об открытии обособленного подразделения
- Свежие
- Посещаемые
Организация была привлечена к ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ за то, что не представила в налоговый орган сведения о создании обособленных подразделений (двух вахтовых посёлков для работников).
За это был взыскан штраф, превышающий 7 млн. руб. Суды трёх инстанций выводы инспекции поддержали.
Однако организация продолжила борьбу и обратилась с кассационной жалобой в Судебную коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный суд РФ встал на сторону организации, указав, что суды должным образом не разграничили между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116, ст. 122 и ст. 126 НК РФ. Это привело к неправильному выводу о законности решения налогового органа. В своих выводах Верховный суд РФ опирался на следующие обстоятельства:
- Из взаимосвязанных положений подп. 2 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ следует, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность представить сообщение в налоговую о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации. Поэтому если организация не представила сообщение в налоговую об открытии обособленного подразделения, такое нарушение подлежит квалификации на основании ст. 126 НК РФ. Этой нормой предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- Предусмотренная в п. 2 ст. 116 НК РФ форма ответственности выражается в изъятии части дохода организации или индивидуального предпринимателя, полученного за время ведения деятельности без постановки на налоговый учёт. Такая ответственность сопряжена с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля.Соответственно, инспекция не может определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности. Если же у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности организации или индивидуального предпринимателя, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.
Нередки случаи, когда за не постановку на учёт обособленного подразделения взыскивается штраф на основании п. 2 ст. 116 НК РФ. Размер ответственности составляет 10% от доходов организации, полученных в связи с деятельностью этого обособленного подразделения (а фактически зачастую и от доходов организации в целом).
Так, недавно наши налоговые юристы представляли в споре с налоговой инспекцией интересы организации, привлекавшийся к ответственности за отсутствие сообщения в налоговую о создании обособленного подразделения. Организация привлекалась к ответственности на основании п. 2 ст.
116 НК РФ, и размер взыскиваемого штрафа составил более 5 млн. рублей. Одним из доводов, приводимых налоговыми юристами было указание на неправомерность применения в данной ситуации п. 2 ст. 116 НК РФ.
Как открыть обособленное подразделение и когда вам это нужно
В первую очередь, прежде чем приступать к открытию нового обособленного подразделения, необходимо понимать, что подразумевается под ним с точки зрения законодательства. Так, Налоговый кодекс фиксирует, что это — любое подразделение компании, осуществляющее постоянную деятельность по иному месту, чем основной юридический адрес субъекта хозяйствования. Таким образом, в случае, если имеется необходимость расширения производства без изменения его адреса или же создается подразделение, способное находиться на основном юридическом адресе и вести с него деятельность — никакой регистрации или иных процессуальных процедур проходить не надо.
Если сотрудники компании фактически оказывают услуги на выезде к клиенту, это еще не значит, что есть необходимость создания обособленных подразделений. То же самое касается и возможности оказания услуг в иных регионах и дистанционного сотрудничества.
Однако в случае необходимости ведения деятельности в ином месте — следует уже приступать к регистрации и открытию полноценного обособленного подразделения. Главным критерием, которым должно обладать такое подразделение — это создание как минимум одного полноценного рабочего места на срок свыше одного месяца. В иных случаях можно обойтись и без регистрационных мероприятий.
Следует также отметить, что законодательство выделяет несколько видов обособленных подразделений. Так, Гражданский кодекс определяет отдельно филиалы и представительства, в то же время допуская существование и иных форм подразделений компании. В зависимости от выбранного типа подразделения могут изменяться и законодательные требования относительно его открытия и регистрационных мероприятий.
Законодательство предполагает два пути регистрации обособленных подразделений. И если упрощенная форма требует лишь подачи в ФНС уведомления, составленного по форме С-09-3-1, то для филиалов и представительств уже потребуется достаточно сложная последовательность действий. Именно поэтому пошаговая инструкция о том, как открыть обособленное подразделение ООО в 2021 году крайне востребована действующими субъектами хозяйствования. Выглядит она следующим образом:
- В первую очередь предприятие должно принять решение об открытии обособленного подразделения. Для этого необходимо произвести официальные сборы учредителей и принять решение об открытии обособленного подразделения и внесении изменений в Уставе предприятия.
- После этого на предприятии должен быть принят локальный нормативный акт в виде положения об обособленном подразделении, где будут указаны все принципы его функционирования, права и полномочия.
- Устав предприятия должен быть изменен, а эти изменения должны обязательно сопровождаться нотариальной регистрацией.
- После этого необходимо оплатить пошлину за государственную регистрацию обособленного подразделения.
- Также должно быть принято решение о назначении руководства обособленного подразделения и его главного бухгалтера, если оно будет вести отдельный бухгалтерский учет.
- С копиями вышеозначенной документации и другими документами директор предприятия или его уполномоченный представитель должен обратиться в территориальное отделение ФНС по месту расположения нового подразделения компании.
Сроки регистрации обособленного подразделения в ФНС после получения всего пакета документов в таком случае составляют не более пяти дней. На основании полученной документации вносится запись в ЕГРЮЛ, а новому подразделению присваивается код причины постановки на учет (КПП). ИНН новому подразделению не присваивается — оно использует ИНН самой компании, так как не является отдельным лицом.
Полный перечень документации, выглядит следующим образом:
- Копия решения управляющего органа о создании филиала или представительства.
- Копия положения о филиале или представительстве.
- Копия Устава и изменений в нем. Допускается предоставлять как отдельный документ о внесении изменений в Устав, так и новый Устав предприятия.
- Копия свидетельства о госрегистрации основного субъекта хозяйствования.
- Копии приказов о назначении руководства филиала или представительства.
- Копия квитанции об оплате госпошлины.
- Выписка из ЕГРЮЛ для основной компании.
- Заявление о регистрации изменений по формам Р13001 (для изменений в уставе) и Р13002 (для изменений в ЕГРЮЛ).
Следует помнить о том, что при регистрации обособленного подразделения все созданные в его рамках рабочие места, и все сотрудники таких подразделений заключают договоры именно с основным субъектом хозяйствования, который несет полную ответственность за соблюдение перед ними трудового законодательства. В то же время возможности по принятию решений о найме или увольнении сотрудников могут быть делегированы кадровой службе или руководителю филиала.
Также, следует помнить о том, что обособленное подразделение может как обладать собственным отделом кадров и бухгалтерией, так и не обладать ими в принципе. Все особенности функционирования обособленных подразделений фиксируются в соответствующих локальных нормативных актах компании.
Обособленным подразделением (ОП) может являться любой офис, фактическое местонахождение которого отличается от юридического адреса предприятия. Главное условие – наличие рабочего места на протяжении 1 календарного месяца.