Функции и полномочия высшего арбитражного суда РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функции и полномочия высшего арбитражного суда РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.

Можно ли пожаловаться?

Жалобы – весомый инструмент и механизм воздействия на арбитражного управляющего, посредством которого возможно не только «замотивировать» управляющего на соблюдение закона о банкротстве, отстранить от процедуры банкротства, но и привлечь его к административной ответственности.

Правом на обжалование действий фактически обладает любое лицо, чьи права нарушены действиями арбитражного управляющего. Это:

  • должник: гражданин-банкрот, а в случае банкротства юридических лиц, это могут быть участники/акционеры юрлица-банкрота, собственники имущества юрлица – унитарного предприятия

  • кредиторы: но жаловаться могут только действующие кредиторы, в случае погашения требования кредитора в полном объёме право на обжалование утрачивается,

  • иные лица, участвующие в деле о банкротстве – их перечень открытый.

    Жаловаться можно:

  • в суд (в рамках дела о банкротстве, которое ведёт управляющий),

  • в СРО, в котором состоит управляющий,

  • в Росреестр (управление Росреестра того региона, где проходит процедура банкротства).

Прежде, чем обращаться с жалобой на управляющего в какой-либо госорган необходимо определиться с целью, а также последствиями такого обращения.

В случае ограниченности времени (например, управляющий затягивает срок и не оспаривает сделки, не реализует имущество и т.д.) наиболее эффективным и оперативным выходом будет обращение с жалобой в суд.

Суд, в рамках дела о банкротстве, может:

  1. признать действия арбитражного управляющего незаконными,
  2. отстранить управляющего от ведения банкротной процедуры (в случае соответствующей просьбы),
  3. привлечь управляющего к административной ответственности (в случае соответствующей просьбы),
  4. обязать управляющего совершить определённые действия, предусмотренные законом.

Жаловаться в СРО, в котором состоит управляющий, безусловно, можно, однако, как правило, это не имеет смысла: управляющий состоит в СРО, платит ежемесячные взносы. СРО четко следует правилу «не кусать руку тебя кормящую».

Жалоба в Росреестркуда более результативна, так как:

  • Росреестр обязан реагировать на все поступающие обращения;
  • Росреестр не является заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего;
  • Росреестр проводит проверку, и в случае выявления нарушений (даже формальных) передаёт материалы в суд – фактически это двойной контроль;
  • по результатам рассмотрения материалов проверки, суд уполномочен привлечь управляющего к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП РФ – п.3 или 3.1. – а это либо штраф от 25 до 50 тыс. рублей, либо дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет, что является мощнейшим ударом по репутации управляющего. В последующем дисквалификация может даже привести к завершению его карьеры.

Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.

Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.

Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.

По поводу нововведений ВАС РФ высказывался в своем официальном отзыве на законопроект. Судьи аргументировано доказывали, что до вступления в силу изменений АПК РФ арбитражное процессуальное законодательство отвечало требованиям конституционных и европейских стандартов. Каждое судебное звено было организационно и функционально независимо.

Недовольство вызвали «суперполномочия» руководителя ВС РФ и его заместителей: они не должны по своему усмотрению отменять определения судей. В ВАС РФ называли это вмешательством в процессуальную деятельность судебной коллегии. Также, по мнению упраздненного ВАС РФ, не следовало давать руководству ВС РФ права выходить с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, которое основано на жалобе заинтересованных лиц (ч. 1 ст. 308.10 АПК РФ).

Основываясь на рекомендациях Комитета министров Совета Европы и решениях ЕСПЧ, ВАС РФ выступал и против «двойной кассации». Арбитры утверждали, что кассация призвана диагностировать правильность применения норм права, а не пересматривать дело в полном объеме.

По мнению представителей бывшего ВАС РФ, большинство кардинальных изменений создаст угрозу стабильности судебной практики, а правовая определенность в предпринимательской деятельности может вернуться в состояние девяностых годов прошлого века.

Кроме того, существует риск снижения уровня экономической стабильности и инвестиционной привлекательности России. Это произойдет, если ЕСПЧ признает изменения в арбитражном процессе неэффективными, что негативно скажется на коммерческом обороте.

Подведомственность дел

ВС РФ и подотчетные ему арбитражные суды на сегодняшний день рассматривают следующие категории разбирательств:

  • Споры, которые проистекают из правоотношений гражданского характера в рамках искового производства.
  • Споры в экономической сфере из административной области.
  • Разбирательства, цель которых – найти факты с юридической важностью.
  • Дела по оспариванию решений третейских инстанций, выдача исполнительных листов для исполнения предписаний в принудительном порядке.
  • Споры о признании и выполнении решений зарубежных судов, в том числе специальных арбитражных органов.
  • Разбирательства, связанные с привлечением к ответственности индивидуальных предпринимателей и организаций.
  • Разбирательства, связанные с экономическими субъектами, уклоняющимися от выплаты налогов и других обязательных сумм.

Таким образом, на сегодняшний день ВАС перестал существовать, все его функции перешли к ВС РФ. Остальные инстанции действуют и осуществляют полномочия в прежнем объеме, поэтому предприниматели, физические и юридические лица могут обращаться для защиты своих прав.

Виды арбитражных судов

Зачастую, один субъект Федерации заключает в себе создание одного арбитражного суда. В особенности, на территории небольшого количества субъектов Российской Федерации судебная власть может осуществляться одним арбитражным судом.

Пример 1

Например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Бывают случаи, когда судебная власть на территориях одного лишь субъекта осуществляется несколькими арбитражными судами.

18.01.2007 был проведен Пленумом ВАС Российской Федерации № 1 «Об основании деятельности Арбитражного суда в Пермском крае и об образовании неизменного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края». Он постановил при приближении правосудия к месту установления или месту жительства участников в деле, которые находятся либо проживают отдаленно, могут образовываться на постоянной основе судебные присутствия. Здесь также учитывается численность дел, которые были рассмотрены арбитражными судами субъектов Российской Федерации, в отдельных местностях в составе арбитражных судов субъектов России.

Читайте также:  Ребёнок на переднем сиденье — со скольки лет можно ездить по новому закону?
Определение 1

Судебные присутствия – это изолированные подразделения, которые существуют не на месте стабильного пребывания подобного суда и выполняют его предписания.

К примеру, в городе Кудымкар функционирует устойчивое судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края.

Арбитражные апелляционные суды – это суды по контролю в апелляционной инстанции легальности и доказательства актов суда, принятые в основной инстанции арбитражным судам субъектов РФ. Россия образовала 20 подобных судов. Каждый округ имеет 2 таких суда.

Федеральные арбитражные суды округов представлены судами по контролю в кассационной инстанции легальности актов суда, которые вступили в законную силу, а также арбитражных судов субъектов России и арбитражных апелляционных судов. На сегодняшний день в России сформированы и функционируют 10 подобных судов, которые представлены Волго-Вятским округом, Центральным округом, Дальневосточным округом, Московским округом, Восточно – Сибирским округом, Поволжский округом, Уральским округом, Северо – Кавказским округом, Западно – Сибирским округом, Северо – Западным округом.

Упразднён Высший арбитражный суд. Что изменилось?

В августе 2014 года прекратил деятельность ВАС РФ. В этом же месяце вступил в силу Федеральный закон от 28.06.14 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», существенно изменивший арбитражный процесс.

Верховный суд РФ в настоящее время представляет собой единственный высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. ВС РФ имеет местонахождение в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано постоянное представительство (ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.14 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Функции ВАС РФ выполняет теперь коллегия по экономическим спорам ВС РФ.

ВС РФ возглавил систему арбитражных судов, поэтому федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.

Из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Глава 35 АПК РФ дополнена статьями 291.1–291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационные жалобы будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ).

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ).

Первая кассационная жалоба подаётся в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство.

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке напрямую в Президиум ВС РФ, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, причём председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

В жалобе указывается, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и приводятся соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ), причём для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Вторая кассационная жалоба предварительно в течение двух месяцев изучается одним из судей ВС РФ, после чего он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию или об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. Впрочем, если судья откажет в передаче жалобы, то председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и всё-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). В случае истребования дела председателем или его заместителем срок его рассмотрения может быть продлён до пяти месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в статье 291.11 АПК РФ: «Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов».

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Если нарушены сроки судопроизводства

Нарушение разумного срока судопроизводства теперь стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ), причём лицо, подающее жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.

Основываясь на доводах жалобы и материалах дел, а также принятых по ним судебных актах, Судебная коллегия должна установить факт нарушения разумного срока судопроизводства (ч. 8 ст. 291.12 АПК РФ). При этом учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведение заявителя и других участников процесса, достаточность и эффективность действий суда, общая продолжительность судопроизводства.

Изменения в надзорном производстве

Утратила силу глава 36 АПК РФ, а её наименование носит теперь новая глава 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1–308.13). Определения и решения Судебной коллегии по существу спора обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).

В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):

вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;
определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);
определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 с��. 308.1 АПК РФ).

Передача надзорной жалобы в Президиум ВС РФ аналогично передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Надзорную жалобу предварительно изучает судья ВС РФ (ранее этим занималась тройка судей в открытом судебном заседании), он же единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ, а председатель ВС РФ (его заместитель) вправе не согласиться с вынесенным определением судьи, отменить его и передать жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).

Появилась возможность подавать жалобы непосредственно в адрес председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК РФ), которые по жалобе заинтересованных лиц вправе вносить представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум ВС РФ, которое может быть внесено для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых актов.

Срок подачи жалоб руководству ВС РФ составляет четыре месяца со дня вступления в силу оспариваемого акта, т. е. постановления «второй кассации».

Основания для отмены или изменения судебного акта в принципе остались такими же, как и прежде (ст. 308.8 АПК РФ):

нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;
нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц или иных публичных интересов;
нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Дела об административных правонарушениях

ВС РФ вправе пересматривать решения административного органа, арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности, арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ).

Читайте также:  Обзор законодательства по зарплате за 12.09–16.09.2022

Эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, будут обжаловаться во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях — по крайней мере, такой вывод напрашивается из положений статей 206 и 211 АПК РФ, где сказано, что порядок обжалования устанавливается КоАП РФ, а в КоАП РФ появилась ссылка на административную коллегию (ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ).

Новшества коснулись дел об оспаривании нормативно-правовых актов и кадастровой стоимости.

Так, в новой редакции изложены нормы пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ: дела об оспаривании нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности разрешают теперь суды общей юрисдикции.

Госпошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлена в размере 3000 руб.

Федеральные арб.суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арб. судов субъектов РФ и арб. апелляционных судов. Являются средним звеном системы арб. судов.

Судьи арб.судов этого звена назначаются Президентом РФ без ограничения срока их полномочий. Судьи независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Дела рассматриваются коллегиально, в составе профессиональных судей — 3 или больше.Состав: 1. Президиум 2. Коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений 3. Коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Полномочия: 1. проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях;2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;3. обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;4. изучает и обобщает судебную практику и анализирует судебную статистику;5. подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;6. анализирует судебную статистику.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Система арбитражных судов

Структура судебного арбитража в Российской Федерации четырехуровневая.

Нижняя первая инстанция состоит из органов, сформированных в отдельных федеральных субъектах. Они включают 81 суд в каждой из областей, республик, краев и других субъектах государства.

Апелляция — это следующая ступень арбитража. Она занимается выявлением соответствия законам постановлений судов первичного уровня. Судьи повторно оценивают доказательства, которые рассматривал суд первой инстанции. В случае появления новых доказательств они также приобщаются к делу.

В свою очередь, апелляционное решение может быть оспорено в третьей ступени арбитража — кассационном суде. Таких органов в стране насчитывается 10 — по одному на судебный округ. Функция суда кассационной инстанции — проверка предыдущих решений на применение процессуальных норм. Срок подачи жалобы ограничен двумя месяцами со срока вступления в силу постановления предыдущего суда.

Последней и самой высшей инстанцией арбитражного судопроизводства является надзорная. Ей выступает Верховный Суд РФ. Он также занимается судебным надзором за арбитражными судами всех нижестоящих инстанций.

Когда возможен пересмотр дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Вновь открывшимися обстоятельствами являются:

  • существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
  • установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
  • установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.

Новыми обстоятельствами являются:

  • отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;
  • признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
  • признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;
  • определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства (п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ, см. текст в предыдущей редакции);
  • установление или изменение федеральным законом оснований признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой, послуживших основанием для принятия судебного акта о сносе самовольной постройки.

Прежде чем рассматривать основные особенности работы председателя арбитражного суда РФ, следует обозначить понятие, определяющее данную структуру.

Арбитражный суд — это орган, имеющий статус специальной юрисдикции. Основная его задача заключается в урегулировании споров экономического характера между юридическими лицами (предприятиями и организациями). Кроме этого, судьи данной государственной структуры занимаются рассмотрением некоторых других дел, которые входят в его компетенцию.

По отношению к судам юрисдикции общего типа, арбитражный является специализированным. В Российской Федерации они позиционируются на федеральном уровне и являются составляющими общей судебной системы.

Вся деятельность, которой занимается рассматриваемая организация, регулируется законодательством, действующим в РФ. В частности, особенности деятельности председателя арбитражного суда РФ, а также аналогичных структур в отдельных городах государства регулируются Законом «Об арбитражных судах в РФ» и специальным регламентом. Более того, указанные нормативные акты предписывают полномочия и регулируют деятельность заместителей председателей судов, а также лиц, входящих в структуру каждого аппарата.

Научно-консультативный совет

Лица, занимающие должность председателей судов рассматриваемого типа, имеют полное право на участие в научно-консультативном Совете. Он создается при Высшем Арбитражном Суде РФ и представляет собой орган совещательного типа, который ведет свою работу в форме заседаний и совещаний.

Основная задача рассматриваемого органа состоит в детальном изучении законодательства и разработке рекомендаций правового характера, исходя из его норм. Более того, на данный орган возложена задача толкования нормативных актов и законов. Научно-консультативный совет также занимается написанием разъяснений по материалам, предоставленным судебной статистикой, а также отмеченным в ходе осуществления практики судопроизводства.

Что касается рекомендаций, то рассматриваемый орган имеет право на вынесение их в отношении лишь определенного перечня документов. К их числу относятся проекты по разъяснениям, составленным Пленумом Высшего Арбитражного Суда относительно особенностей правоприменительной деятельности по материалам, предоставленным статистикой и практикой, проекты инструкций, а также по некоторым другим вопросам, которые могут возникнуть в ходе осуществления судебной практики и возникают в судебном порядке. Все толкования, которые издаются данным советом, считаются источниками права, на которые очень часто опираются юристы в разрешении вопросов, носящих правовой характер.

Что касается состава рассматриваемого органа, то в него на добровольной основе могут входить председатели арбитражных судов федерального и местного значения, а также высококлассные судьи, которые имеют богатый опыт правоприменительной деятельности.

Состав данного совета должен быть утвержден отдельным приказом. Издается и подписывается этот документ председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Возможно ли перенести разбирательство в арбитражный суд, если в договоре указан третейский?

По общему правилу, при наличии в договоре пункта об арбитражной оговорке рассмотрение дела должно быть передано в третейский суд.

Но есть несколько исключений:

  • Можно попытаться подать иск в государственный суд. В этом случае все – на усмотрение такого суда. Он должен будет рассмотреть иск, если признает арбитражное соглашение недействительным, утратившим силу или невозможным для исполнения. Он должен оставить иск без рассмотрения, если любая из сторон заявит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора. Отсутствие заявлений влечет рассмотрение дела по существу.
  • Если арбитражная оговорка не включает в себя основания, по которым сторона обратилась в третейский суд (например, она установлена только для какой-то определенной категории споров), то сторона договора вправе, ссылаясь на это, возражать против третейского разбирательства и требовать передачи дела в арбитражный суд.
  • Стороны могут передумать. Наличие арбитражной оговорки не мешает сторонам пересмотреть способ разбирательства. Если они хотят, чтобы дело рассматривал государственный суд, он его рассмотрит.
Читайте также:  Как происходит возврат денежных средств по договору займа

Итак, как быть, если в договоре наличествует пресловутая арбитражная оговорка?

  1. Начать стоит с вопроса контрагенту: а почему, собственно, в договоре указан именно этот суд? Какие бонусы дает сторонам обращение туда?
  2. Если речь идет о постоянном третейском суде, то необходимо узнать о нем больше:
    • собрать информацию в интернете;
    • почитать отзывы людей, уже сталкивавшихся с этим судом;
    • обязательно изучить положение и регламент его деятельности;
    • уточнить размер и методику определения третейского сбора;
    • изучить список судей, которые трудятся в этом суде, по возможности собрать о них информацию, как минимум – не имеют ли они какого-либо касательства к делам или личности потенциального контрагента (держа в уме потенциально возможные причины отвода: они те же, что и в арбитражном процессе).
  3. Попытаться предложить контрагенту выбрать другой суд. Если он будет сильно сопротивляться и отказываться от изменения этого пункта, то нужно очень хорошо подумать о возможных причинах этого и понять, есть ли хоть какая-то выгода от рассмотрения дела в этом суде. А также принять решение, стоит ли вообще подписывать этот договор при подобной позиции контрагента.
  4. Если выбрать другой суд не удалось, а контрагент изначально составляет арбитражное соглашение с условием создания сторонами третейского суда, стоит постараться внести в это соглашение следующие моменты:
    • указать в нем принцип открытости судебного заседания (это даст возможность хоть какого-то внешнего наблюдения и контроля за проведением процесса);
    • проследить, чтобы в этом соглашении не было указания на отказ от ведения протокола;
    • обязательно предусмотреть отсутствие указаний на отказ от обжалования будущего решения;
    • «вооружиться» Законом об арбитраже и АПК и максимально подробно прописать в арбитражном соглашении все процессуальные условия потенциального разбирательства, чтобы позднее избежать разногласий при рассмотрении спора.

Итак, при исследовании возможных плюсов и минусов разрешения спора в третейском или арбитражном суде, стороне всегда стоит адекватно оценивать возможные результаты передачи дела в тот или иной суд. Только при понимании нюансов каждого вида судопроизводства и анализе обстоятельств каждой конкретной ситуации можно принять действительно взвешенное, обоснованное решение, о котором не придется жалеть вскоре после подписания договора.

Кассационная инстанция

Производство в кассационной инстанции регулируется Главой 35. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Кассационную инстанцию называют еще как «Первая кассационная инстанция» или «Первая кассация» (второй кассационной инстанцией называют Кассационную инстанцию в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, см. далее).

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда (ч. 1 ст. 276 АПК РФ). Для некоторых категорий дел установлены иные сроки.

В общем случае, в кассационной инстанции споры разрешает арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд). В России действует 10 арбитражных судов округов.

Пример

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

Арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое подписывается судьями, рассматривавшими дело (ч. 1 ст. 289 АПК РФ).

Производство в надзорной инстанции регулируется Главой 36.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле (и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ) (ч. 1 ст. 308.1. АПК РФ).

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются (ч. 3 ст. 308.1. АПК РФ):

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорные жалоба, представление на судебные акты, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 4 ст. 308.1. АПК РФ).

Судья ВС РФ принимает:

Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (Статья 308.6. АПК РФ)

или

Определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (Статья 308.7. АПК РФ).

Если принято Определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, то впоследствии по результатам рассмотрения дела выносится Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации (ст. 308.12 АПК РФ).

Ключевые преобразования

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).

Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.

Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.

Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *