Учетная политика на 2023 — налоговый учет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика на 2023 — налоговый учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Формирование учетной политики для бухучета осуществляется в соответствии с ПБУ 1/2008 и другими стандартами бухучета. Утвердить ее надо до начала года, в котором она будет применяться. Новые юрлица должны утвердить УП в течение 90 дней с даты госрегистрации.

Нужно ли учетную политику ежегодно пересматривать

Организации не обязаны ежегодно пересматривать учетную политику, если способы учета у них не меняются (п. 9 ПБУ 1/2008, п. 1 ст. 11 НК). Однако с 2022 года начали действовать новые ФСБУ, поэтому политику в любом случае придется обновить под новые правила. Также политику придется пересмотреть, если утвердили ее на определенный год. Например, в прошлогоднем приказе вы указали «утвердить учетную политику на 2021 год», тогда на 2022 год нужен новый документ.
Чтобы не переутверждать каждый год политику, в приказе можно использовать формулировку «утвердить, начиная с 1 января 2022 года». Тогда получится применять документ последовательно из года в год, пока не поменяете способы учета.

Читайте также:  Компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт

Учетная политика для целей бухучета

Изменения и дополнения вносятся в УП в следующих случаях:

  • при изменении законодательства;
  • существенном изменении условий деятельности предприятия, в том числе появлении новых видов деятельности;
  • разработке новых методов ведения учета.

В первых двух случаях поправки, внесенные в УП, применяются c начала действия соответствующих изменений, а в третьем — с начала очередного календарного года.

Как правило, структура УП состоит из двух блоков: организационных и методологических положений. Состав каждого блока представлен в таблице.

Организационные положения

Организация системы бухучета в компании: способы обработки информации, распределение ответственности за учетный процесс и т. д.

Организация системы внутреннего контроля

Формы первичных документов

Порядок документооборота

Рабочий план счетов

Формы учетных регистров

Порядок и сроки проведения инвентаризации

Состав бухгалтерской отчетности

Методологические положения

Группировка фактов хозяйственной жизни

Оценка каждого вида имущества при их поступлении, создании и выбытии

Оценка обязательств

Порядок отнесения материальных ценностей к ОС и запасам

Способы начисления амортизации ОС и НМА

Порядок учета доходов и расходов

Формирование резервов

Оценочные обязательства

Принципы формирования бухотчетности

Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году

Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.

Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.

Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.

Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):

  • рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
  • конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.

Что такое учетная политика?

Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Итак, в статье обращено внимание на наиболее важные вопросы о налоговой политике автономного учреждения, применяющего традиционную систему налогообложения и являющегося плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество. Если учреждение пользуется преимуществами спецрежима, в частности «упрощенки», то взамен перечисленных налогов оно уплачивает единый налог на УСНО. Его расчет строго регламентирован нормами гл. 26.2 НК РФ, и налогоплательщику мало из чего можно выбрать. Разве что объект налогообложения: «доходы» либо «доходы минус расходы», – о чем «упрощенец» уведомляет налоговый орган специальным документом[3]. Для отражения сделанного выбора лишь по этому вопросу, по нашему мнению, нет нужды в составлении налоговой политики, которая даже не упоминается в «упрощенной» главе НК РФ. Но не исключено, что в нестандартных ситуациях налоговая политика может понадобиться.

Читайте также:  Как продать коммерческую недвижимость быстро и выгодно


[1] Утвержден Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

[2] Раздел II приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

[3] Приказы ФНС РФ от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@, от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

И. Дубовик, эксперт журнала

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5, май, 2017 год.

Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2020 год?

Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся в том числе при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога.

Так, с января 2020 года на территории РФ была повышена ставка НДС до 20%. В этой связи налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следовало прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2020 году должен предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.

Как считать НДС в переходном периоде читайте здесь.

Внести изменения в учетную политику с 2020 года (или с любого нового налогового периода 2019-2020 годов) необходимо, если:

  • компания планирует осуществлять операции, освобожденные от НДС (к примеру, выдавать займы контрагентам или начнет совмещать ЕНВД с ОСНО) — методику раздельного учета НДС необходимо разработать и включить в учетную политику;

О том, как ведется раздельный учет по НДС — принципы и методика, мы рассказывали в этом материале.

  • в действующей учетной политике детализированы особенности расчета налога или отчетности по НДС, которые со следующего года меняются в связи с законодательными нововведениями (например, если в учетной политике указана применяемая форма декларации по НДС и прописан алгоритм ее заполнения, а форма декларации по НДС меняется);

О том, какие еще законодательные нововведения по НДС нужно учесть в учетной политике, читайте в нашем обзоре изменений НДС.

Порядок составления учётной политики

На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.

В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.

Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.

Согласно ст. 153 НК РФ выручка как стоимостная характеристика объекта налогообложения определяется как все доходы, полученные налогоплательщиком и связанные с расчетами по оплате реализованных товаров, работ, услуг. Заметим также, что речь идет о полученных доходах. Это доходы (ст. 162 НК РФ):

  • полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
  • в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;
  • в виде полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что гл. 21 НК РФ определяет выручку как любой доход, если его можно соотнести с объектом налогообложения.

Читайте также:  Налоговый вычет на лечение зубов: как получить

Возникает вопрос: а имеет ли право законодатель в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ определять понятие выручки вообще? Представляется, что нет. Определение понятий дохода и выручки - прерогатива гл. 25 "Налог на прибыль".

Согласно ст. 41 НК РФ "доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций".

Порядок применения налоговых вычетов Вычет НДС по товарам, использованным при экспортных операциях

С 1 января 2007 г. налогоплательщики применяют уведомительный порядок предъявления к вычету сумм "входного" НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), использованным ими при осуществлении операций, облагаемых по нулевой ставке.

В соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ "вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.

Вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ".

То есть суммы "входного" налога предъявляются к вычету на момент определения налоговой базы, установленной в соответствии со ст. 167 НК РФ, в зависимости от того, соблюден или нет налогоплательщиком срок для сбора полного комплекта документов, подтверждающих право на применение ставки 0%:

  • если налогоплательщик собрал все документы (их копии), моментом определения налоговой базы является последний день квартала, в котором указанный комплект документов собран. Таким образом, в указанный день налогоплательщик приобретает право на вычет сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг, имущественных прав), использованных им при совершении операций, облагаемых по ставке 0%;
  • если на 181-й день с даты, определяющей начало течения срока, установленного для сбора подтверждающих документов, полный их комплект не собран, моментом определения налоговой базы считается день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Таким образом, в указанную дату у налогоплательщика возникает право на вычет "входного" налога (хотя фактически применить право на вычет он может лишь начиная со дня, в который стало известно о пропуске 180-дневного срока);
  • сумма налога, уплаченного при пропуске 181-дневного срока для сбора документов, может быть возмещена в момент, когда пакет документов будет собран и будет подтверждено право на применение ставки налога 0%.

Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие операции, облагаемые по ставке 0%, должны предусмотреть в своей финансовой политике порядок применения налоговых вычетов.

Минфин в числе прочего уточнил понятие «временные разницы», конкретизировал причины их возникновения, а также установил порядок определения их величин на отчетную дату. Для этого потребуется посчитать разницу между балансовой стоимостью актива или обязательства и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

В связи с этим в учетной политике для целей бухгалтерского учета рекомендуем зафиксировать способ определения компанией налоговой стоимости активов и обязательств.

В частности, для этого можно использовать положение «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как это показано в приведенном ниже примере.

Пример: налоговая стоимость актива определяется в порядке, определенном МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как сумма, которая для целей налогообложения подлежит вычету из любых налогооблагаемых экономических выгод, которые будут поступать в организацию при возмещении балансовой стоимости этого актива. Если они не будут подлежать налогообложению, налоговая стоимость соответствующего актива считается равной его балансовой стоимости.

Налоговая стоимость обязательства определяется в порядке, определенном МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как его балансовая стоимость, уменьшенная на суммы, которые в будущих периодах будут подлежать вычету в налоговых целях в отношении данного обязательства. Если доходы получены авансом, налоговая стоимость возникшего в результате обязательства равна его балансовой стоимости за вычетом любой суммы соответствующего дохода, в которой он не будет облагаться налогом в будущих периодах.


Похожие записи: