Государственная экологическая экспертиза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная экологическая экспертиза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей ( п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ).

Когда можно перевести земли в другую категорию

Для использования земель сельскохозяйственного назначения в иных целях их необходимо перевести в другую категорию. Ведь земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке, если он ненадлежаще его использует или не использует в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (ст. 284, 285 Гражданского кодекса РФ). Правомерность такого изъятия подтверждают и арбитры (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2010 г. № 17АП-7586/2010-ГК).

Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).

При этом перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения. Для создания туристско-рекреационной зоны и перевода земель сельскохозяйственной категории в «земли особо охраняемых территорий и объектов» должно быть принято постановление Правительства РФ о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории РФ, где расположен земельный участок (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. № 07АП-10686/10, ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. № А66-14704/2009);

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения объектов;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда, земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.

Письмо 05-12-44/29123 О проведении государственной экологической экспертизы при переводе земель / 05 12 44 29123

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 19 ноября 2015 г. № 05-12-44/29123
«О проведении государственной экологической экспертизы при переводе земель»

В Минприроды России поступило письмо Аппарата Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с переводом земель лесного фонда в категорию земель промышленности и иного специального назначения для размещения полигона твердых бытовых отходов, содержащее позицию об обязательности представления в составе документации для перевода земель заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) объекта, для размещения которого запрашивается земельный участок.

В связи с изложенным Минприроды России полагает необходимым отметить следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ установлен состав документов, необходимых для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, согласно части 4 которой для принятия указанного решения, в частности, необходимо заключение ГЭЭ в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

Федеральным законом, регулирующим отношения в области экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон № 174-ФЗ), статьи 11 и 12 которого содержат исчерпывающий перечень объектов ГЭЭ федерального и регионального. уровней в соответствии с которым документация, обосновывающая перевод земель (в том числе лесного фонда) или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, в перечень объектов ГЭЭ не входит.

При этом в соответствии с подпунктом 7.2 статьи 11 Закона № 174-ФЗ объектом ГЭЭ федерального уровня в том числе является проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности.

В соответствии со статьей 18 закона № 174-ФЗ заключением ГЭЭ является документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Лесным кодексом Российской Федерации (статья 21) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.

Таким образом, строительство, реконструкция полигона твердых бытовых отходов на землях лесного фонда не соответствует требованиям Лесного кодекса.

Обращаем внимание, что в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению ГЭЭ федерального уровня, утвержденным приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204 (пункт 61), положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, должно содержать выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, установленным экологическим требованиям, а также о возможности реализации объекта экспертизы.

Принимая во внимание изложенное, а также позицию Аппарата Правительства Российской Федерации (копия письма прилагается), полагаем возможным при проведении ГЭЭ проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, реализация которых предполагается на землях лесного фонда, при отсутствии иных оснований для подготовки отрицательного заключения ГЭЭ указывать в положительном заключении ГЭЭ о возможности реализации объекта экспертизы в случае перевода земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения.

Читайте также:  Полиграф, как доказательство в суде. Считается ли?

Просим обеспечить единую правоприменительную практику территориальными органами Росприроднадзора.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

Способы защиты гражданских прав, предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса РФ. Применить те или иные способы защиты могут сами граждане, НКО, суды, а также соответствующие органы. Некоторые способы вправе применить или только суды, или только управомоченные лица. Для защиты гражданских прав, возможно, использовать один или одновременно несколько способов из перечисленных в статье 12 ГК РФ.

Способы, предпринятые в данном деле:

  • признания права граждан на благоприятную окружающую среду и права общественных организаций на обращение в суд за защитой прав неопределённого круга лиц;
  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления — Постановления Правительства Московской области от 19 апреля 2012 года N 533/15 «О включении земельного участка в границы города Старая Купавна городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района».

Особенности проведения ГЭЭ

Перечислим ряд особенностей прохождения государственной экологической экспертизы, которые описаны в регламенте. К примеру, на этапе «Проведение ГЭЭ» в случае необходимости экспертная комиссия может выехать на объект заявителя.

Также важно упомянуть, что присутствие заявителя на заседаниях экспертной комиссии является факультативным, то есть он самостоятельно принимает решение, присутствовать ему на заседаниях комиссии или нет. Его участие обязательно при передаче материалов и заявления; в случае, если Росприроднадзор попросит дополнить материалы недостающими документами; в момент оплаты госпошлины и в момент выездной проверки экспертной комиссии.

Информация о завершении ГЭЭ и решение экспертной комиссии официально публикуется в сети Интернет.

Отдельно стоит отметить, что в рамках подготовки материалов обоснования лицензии на обезвреживание и/или размещение отходов перед прохождением государственной экологической экспертизы соискателю лицензии необходимо пройти 2 серьезных шага – разработать раздел ОВОС и пройти общественные слушания. Результаты этих шагов в виде протокола общественных слушаний по местонахождению объекта обезвреживания/размещения отходов и в документе “Оценка воздействия на окружающую среду” (ОВОС) на объект обезвреживания/размещения отходов» входят в перечень документов для прохождения ГЭЭ. Описание этих двух процедур заслуживает написания отдельных подробных статей.

Результатом государственной экспертизы является заключение экспертной комиссии о соответствии представленной документации экологическим требованиям.

В современный период в условиях научно-технического прогресса земля не потеряла ни одного из своих назначений. Наука и производство, достигнув успехов в освоении природы, все же не нашли замены земле. Более того, за последние годы пришло понимание ценности земель как незаменимого элемента единого мира природы, участвующего в поддержании необходимого для выживания человека экологического баланса.

Долгое отсутствие специального закона, который регулировал бы процедуру перевода земель из одной категории в другую, создавало правовые проблемы однообразного ее использования. Однако в связи с принятием Закона N 172-ФЗ многие проблемы были решены.

Вместе с тем анализ судебно-арбитражной практики показал, что Закон N 172-ФЗ уже сегодня требует доработок, и в этих целях хотелось бы предложить следующие пути совершенствования законодательства по переводу земель в иные категории.

1. Дать определение таким оценочным категориям, как «заинтересованное лицо», «правообладатель», «ненадлежащее лицо», в целях осуществления перевода; разграничить понятия «земля» и «земельный участок».

2. Сократить сроки рассмотрения ходатайства: для Правительства РФ — до двух месяцев, для исполнительных органов государственной власти субъектов РФ — до одного месяца.

3. Дополнить Закон N 172-ФЗ положениями, касающимися перевода отдельных видов земель сельскохозяйственного назначения, например занятых внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных факторов и т.д.

4. Законодательно уточнить, распространяется ли закрытый перечень прилагаемых к ходатайству документов при подаче его в орган государственной власти субъекта РФ для перевода земель с/х назначения.

5. Установить для перевода земли из земель запаса требование об экологической экспертизе и планах рекультивации земель.

Как перевести землю из одной категории в другую ?!

  1. Земли сельскохозяйственного назначения. Данный перевод возможен лишь в случае исключения. Одна из ситуаций, в которой может произойти смена категории — изменение и установка новых пределов городских и сельских населенных пунктов ( п.3 ч.1ст.7 N 172-ФЗ).

    Основанием для перевода сельскохозяйственных земель в категорию населенных пунктов является также размещение на них объектов промышленного назначения. Но обязательным требованием для этого является соответствующий уровень их (земель) кадастровой стоимости, который не должен быть выше средней аналогичной стоимости по муниципальному району.

    Исключение для размещения в таком случае составляют земли особо ценного назначения (п.4 ч.1 ст.7 N 172-ФЗ). Ситуация, когда разместить объекты здравоохранения, образования, коммунально-бытового и социального назначения не представляется возможным, кроме как на сельскохозяйственных землях, является еще одной причиной для перевода ( п.9 ч.1 ст.7 N 172-ФЗ).

    В последних 2-х случаях превышение кадастровой стоимости на 50% и более среднего уровня цены ведет наложение запрета на перевод (ч.2 ст.7 N 172-ФЗ).

  2. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее земли промышленности и иного специального назначения).

    В случае, если такие земли были подвержены нарушениям, загрязнениям или на их территории построены здания, сооружения, предназначенные для сноса, то перевод в земли населенных пунктов разрешен только если есть утвержденный проект рекультивации таких земель.

    Если в процессе какой-либо деятельности был нарушен почвенный слой, то нарушенные земли должны быть восстановлены согласно утвержденному проекту рекультивации. Лишь по ходатайству органов государственной власти и местного самоуправления, перевод в категорию населенных пунктов может быть осуществлен без выполнения этих условий (ч.2,3ст.9 N 172-ФЗ).

    Во всех других случаях ограничений по смене категории не существует.

  3. Земли особо охраняемых территорий и объектов. Чтобы перевести такие земли необходимо заключение государственной экологической экспертизы о том, что их особая ценность утрачена и дальнейшее их использование по назначению невозможно (ч.1ст.10 N 172-ФЗ).
  4. Земли лесного фонда. Перевести данные земли в требуемую категорию возможно либо по причине изменения и установления новых пределов городских и сельских населенных пунктов, либо при необходимости разместить на них объекты государственного/муниципального значения, если другие варианты размещения отсутствуют (ч.2,3 ст.11 N 172-ФЗ).

    Земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов.

  5. Земли водного фонда.

    Перевод возможен если изменяются и устанавливаются новые границы городских и сельских населенных пунктов, либо возникла необходимость разместить на них объекты государственного/муниципального значения, если другие варианты размещения отсутствуют (ч.2,3 ст.12 N 172-ФЗ). Прекращение существования или изменение местоположения водного объекта также открывает возможность для смены категории. Однако этому разрешению должен предшествовать положительный результат государственной экологической экспертизы (ч.4 ст.12 N 172-ФЗ).

  6. Земли запаса. Пользоваться такими землями разрешено только после перевода их в соответствующую категорию (ст.103 ЗК РФ). Для того, чтобы перевести земли запаса в категорию населенных пунктов, необходимо сформировать в установленном законодательством порядке данный участок земли, а после оформить на него акт о переводе (ст.13 N 172-ФЗ).

Для начала процесса перевода земель других категорий в категорию населенных пунктов необходимо составить соответствующее ходатайство. Этот документ нужно предоставить на рассмотрение органов государственной власти и местного самоуправления (ч.1ст.2 N 172-ФЗ). В ходатайстве указываются следующие данные:

  • информация о кадастровом номере земельного участка;
  • из какой категории земель выходит и в какую категорию переходит рассматриваемый участок земли;
  • веские обоснования для перевода;
  • права на данный участок земли (ч.3 ст.2 N 172-ФЗ).

В соответствии с ЗК РФ, земли делятся на различные категории в соответствии с их целевым назначением. Например, есть земли, на которых осуществляются сельскохозяйственные работы, а есть те, на которых осуществляется строительство и т.д. Имеются и законсервированные земли.

Для каждой категории есть определенные режимы пользования, которые являются разрешенным.

Читайте также:  Заявление о расчете задолженности по алиментам

Например, на предназначенных для сельского хозяйства землях можно выращивать растения или животных. Для населенных пунктов характерны застройки различной высоты и частные дома. Из этого следует, что после перевода земли могут появиться иные возможности для целевого использования участка.

Процесс данного перевода регламентируется ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ.

Процесс состоит в направлении прошения, подкрепленного необходимыми документами, в определенный орган. Прошение оформляется в виде ходатайства, которое предназначено для подачи инициативы о переводе.

Ходатайство будет рассмотрено органом, обладающим соответствующей компетенцией. После удовлетв��рения ходатайства органом будет принят акт, устанавливающий перевод земли из категории в категорию.

Данный орган также имеет обязанность передать все необходимые сведения в Росреестр. Соответствующей компетенцией обладает ряд органов.

Все зависит от того, кто является собственником земли, подлежащей переводу:

  • Если земельный участок находится в собственности государства, обращайтесь в Правительство РФ;
  • Если участок находится в собственности субъекта РФ, обращайтесь в соответствующие региональные органы (в них рассматриваются вопросы по сельскохозяйственным землям из частной собственности и собственности муниципального образования);
  • Если участок не является сельскохозяйственным, имеет частного собственника или находится в собственности муниципального образования, обращайтесь в соответствующие местные органы.

Если хотите произвести перевод, который тем или иным образом будет связан с землями населенных пунктов, обратитесь в администрацию вашего муниципального образования, так как в данном случае населенный пункт будет претерпевать изменение границ.

Чтобы перевести земли из одной категории в категорию, подготовьте:

  • документы, необходимые для установления личности владельца;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • мнение эксперта или же результат экспертизы (если это является необходимым);
  • информацию из ЕГРП.

В случае с физическими лицами, документом, удостоверяющим личность, будет являться паспорт (его копия). В случае с юридическими лицами таким документом будет выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

При несовпадении лица, подающего заявление, и собственника земли предоставьте согласие владеющего лица на процесс перевода земли из одной категории в иную.

Кроме вышеперечисленных документов приложите ходатайство, где будут отмечены:

  • обе категории (нынешняя и та, которая будет указана после перевода);
  • информация, которая является обоснованием для такого перевода;
  • подтверждение прав на землю;
  • кадастровый номер.

Земли сельхозназначения имеют следующие особенности перевода. На данный момент запрещается переводить сельскохозяйственные земли в иные категории, если они высоко ценятся и высокопродуктивны.

Среди земель сельскохозяйственного назначения находятся участки, имеющие большую стоимость, чем средняя стоимость земель в данной местности, а также поля и Научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Порой встречаются и исключения.

Относительно недавно появились штрафы за осуществление перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории. Это будет расцениваться как использованием участка не по его целевому назначению.

В настоящее время такой штраф укладывается в пределы от 200 тыс. до 250 тыс. руб. При этом при определении суммы штрафа будет учитываться стоимость такого участка. Попытки незаконного перевода участка, который имеет сельскохозяйственное значение, в любую иную категорию не увенчиваются успехом, а оборачиваются лишь штрафами.

Земли населенных пунктов

Непростой является ситуация, возникающая при переводе земельных участков, которые относятся к населенным пунктам. В настоящее время изменений с 2016 года не наблюдается. Целесообразно обозначить причины, в соответствии с которыми перевод будет невозможен.

Перевод осуществим лишь тогда, когда участок земли будет находиться в рамках определенного населенного пункта в соответствии с административно-территориальным делением. Получение разрешения составляет большую трудность, на практике случаи перехода земель из данной категории в любую другую достаточно мало.

В настоящее время в данную группу входят следующие земли:

  • территории, обладающие своим специальным назначением;
  • территории, предназначенные для военной подготовки;
  • территории, в которых располагается лесопарк;
  • территории, занятые сельскохозяйственными работами;
  • производственные территории;
  • пруды или озера, которые облагорожены;
  • территории, которые охраняются особым образом.

Промышленные земли

Перевод земель из данной категории в иные категории является самым доступным и простым по сравнению со всеми остальными. В последние годы не было внесено никаких изменений в процесс такого перевода.

Однако существуют такие ситуации, при которых осуществление перевода запрещено:

На законодательном уровне установлено, что некоторые документы обязательно должны содержать в себе сведения о принадлежности земли к той или иной категории. Статья 8 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень таких документов, к которым относятся:

  • договоры, в которых в качестве предмета сделки выступают определенные земельные участки;
  • Государственный кадастр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества;
  • документы, необходимые для проведения процедуры регистрации прав на недвижимое имущество, проведения с таким объектом каких-либо сделок;
  • прочие документы, которые должны содержать данные сведения только в случаях, установленных на уровне закона и закрепленных актами государственного, субъектного и муниципального уровней.

На данный момент задача по первоначальной установке точной категории конкретного земельного участка уже не является первоочередной. Сейчас все больше внимания уделяется задаче по правильному организационно-правовому сопровождению перевода земель из одной категории в другую.

В качестве критерия для выбора компетентного органа, осуществляющего отнесение земель к категориям, на законодательном уровне было определено использовать понятие собственность земель.

  • Так, к примеру, если речь идет об участке, находящемся в федеральной собственности, то исключительно Правительство РФ имеет право принимать решение об осуществлении перевода.
  • Если же рассматривается земельный участок, находящийся в собственности определенного субъекта государства, то вопросами о его переводе должен заниматься исполнительный орган данного конкретного субъекта.
  • В случае, когда речь идет об участке, находящемся в муниципальной собственности, решение о переводе земель должно приниматься на муниципальном уровне, находящимися там органами самоуправления.

Земля: перевод земель в разные категории

Законом установлено, каким территориям разрешается изменять свой статус:

✔ территориям, закрепленными в собственности Правительства РФ;
✔ территориям, владельцами которых являются частные лица;
✔ угодьям сельского хозяйства, принадлежащим местному муниципалитету;
✔ землям во владении местного исполнительного органа, которым предусмотрено другое назначение.

Первым шагом в процессе перевода земли является написание ходатайства и направление его вместе с другими, установленными законом документами, в соответствующий административный орган. Поданная заявка рассматривается на местном, федеральном или правительственном уровне, после чего заявитель получает заключение в виде акта о согласии перевода земли или об отказе в переводе. Срок рассмотрения документов занимает от 2-х до 3-х месяцев.

Акт с вынесенным вердиктом отправляется ходатайствующему лицу в течение 14-ти календарных дней после принятия решения.

Перевод подобных земель наиболее строго регулируется законом и возможен только для определенных целей:

✔ перевод связан с началом процесса добывания полезных ископаемых;
✔ на земле будут прокладываться объекты инфраструктуры – дороги, электричество и т.д.;
✔ земельный надел сохранится в прежнем виде;
✔ участок планируется предоставить государству в оборонных целях.

В 2018 году перевод сельхозземель в другую категорию запрещен.

Перевод данной категории земель встречается редко, и возможен лишь в случае, если данная земля по-прежнему будет включена в установленные границы населенного пункта.

К землям населенных пунктов относят:

✔ социально-деловая и жилая зоны;
✔ сельскохозяйственные наделы;
✔ военные объекты;
✔ производственные территории;
✔ зоны инженерных коммуникаций и транспортных структур;
✔ земли спецназначения.

Перевод земли бывает затруднителен или не возможен вовсе в некоторых случаях.

✔ Если на территории присутствуют строения в аварийном состоянии, а сам участок загрязнен. Для перевода необходимо привести землю в надлежащий вид.
✔ Если поврежден почвенный слой земельного владения. Для изменения статуса такого владения, собственнику нужно произвести рекультивацию участка.

Законодательством разрешено подавать ходатайство:

  • собственнику владения;
  • землепользователю;
  • землевладельцу;
  • арендатору.

В ходатайстве должна содержаться следующая информация:

  • номер участка согласно кадастровому учету;
  • исходная и желаемая категории земли;
  • причина перевода;
  • доказательство права собственности на владение. Стоимость процедуры изменения земельной категории рассчитывается из размера владения и составляет 9 — 12 тысяч руб. за одну сотку.В случаях, когда заявление о переводе исходит не от собственника, арендатора, пользователя или владельца земли, заявка отклоняется сразу же при ее подаче. Если компетентным органом будет выявлено, что пакет документов, прилагаемых к заявке, сформирован не корректно, то заявка может быть отклонена в течение одного календарного месяца.
Читайте также:  Ежемесячные пособия для малообеспеченных семей с детьми от 0 до 18 лет

Для чего нужен перевод земель из одной категории в другую?

Любой участок земли подлежит обязательной классификации и владелец должен использовать его в соответствии с его предназначением.

Выделяют несколько основных групп – земли запаса, с/х назначения, населенных пунктов, специального назначения (промышленности, энергетики и пр.), а также лесной и водный фонд, особо охраняемые территории. Такое разделение необходимо для защиты участков от незаконного использования.

На одних землях можно построить многоэтажные дома, а на других разрешено лишь вести сельскохозяйственную деятельность и самой серьезной постройкой, которую можно возвести станет амбар.

Но что делать, если собственнику необходимо осуществлять на участке ту деятельность, которой нет в перечне видов разрешенного использования конкретно для его земли. Для этого потребуется перевод земель из одной категории в другую.

Как узнать обременение земельного участка и что для этого необходимо, вы можете прочесть в нашей новой публикации по ссылке.

Схема: Категории земель в РФ.

Изменение категории земельного участка, перевод земель

Специалисты Регионального центра правовой безопасности оказывают услуги по изменению категории земельного участка (участков), в частности по землям сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, а также по изменению земель лесного фонда в иные категории.

На сегодняшний день все земельные участки в Российской Федерации можно разделить в зависимости от их целевого назначения на категории. Есть сельскохозяйственные земли, населенных пунктов; земли промышленности, энергетики и транспорта; а также земли запаса, особо охраняемые территории; земли водного и лесного фонда. Чаще всего категория, к которой был отнесен земельный участок, определяется его историческим использованием. Информация же о целевом назначении земельного участка вносится в государственный реестр.

Как показывает практика, изменение земель особенно популярно при смене владельца земельного участка.

Допустим, Вы, как новый собственник, после оформления земельного участка хотите отвести его под застройку, хотя изначально земельный участок использовался только для ведения сельского хозяйства.

В этом случае у Вас может возникнуть потребность в переводе категории земельного участка или изменении вида его разрешенного использования – все зависит от ваших потребностей к постройке.

Или, например, у Вас в аренде находится земельный участок, который был Вам выдан для развития сельского хозяйства , а Вы хотите заняться на нем машиностроением, то Вам потребуется изменить категорию земельного участка из сельскохозяйственного назначения в промышленное.

Но самовольно изменить целевое назначение земель Вы не вправе. Для этого нужно получить разрешение от компетентных государственных или муниципальных органов власти.

Процедура же выдачи разрешения весьма непростая, и требует сбора внушительного списка документов и длительного согласования в различных инстанциях.

Так, например, при работе с землями лесного фонда в иную категорию разрешения потребуется от Территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и другие.

И только после прохождения всех инстанций перевод земель может быть одобрен Правительством РФ. Исходя из нашей практики, процесс перевода земель занимает не менее 6 месяцев , а в случае изменения категории земель лесного фонда – и того больше — от 7 месяцев.

В любом случае , такую сложную процедуру, как перевод земельных участков, нужно доверять только надежным специалистам, которые разберутся во всех тонкостях законодательства. Мы юридически грамотно поможем Вам изменить целевое назначение Вашего земельного участка, подготовим необходимые для перевода земель документы.

Ходатайство нужно составлять как в соответствие с требованиями федерального, так и местного законодательства.

В нем указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую; право собственности на земельный участок; адрес и площадь земельного участка.

  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • документы о субъекте права (кто подает);
  • документы, подтверждающие полномочия представителя;
  • документы об объекте права (что регистрируем);
  • согласие собственника на перевод земельного участка.

Помимо этого, земельный участок должен соответствовать ряду требований, предъявляемых действующим законодательством. В некоторых случаях перевод категории земель возможен только после проведения публичных слушаний.

Если по Вашему запросу о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, принято положительное решение, то местная администрация выносит соответствующее постановление, получив которое Вы сможете зарегистрировать земельный участок.

В Московской области, где объем строительства особенно высок, процедура перевода земель из одной категории в другую пользуется повышенным спросом .

В каких случаях возможен перевод земель из одной категории в другую в 2021 г.

  • В нашей стране земли сельскохозяйственного назначения имеют весьма значимый характер. Вот и перечислим для начала условия, при которых допускается перевод земель из сельскохозяйственного назначения
  1. При консервации земель, т.е. временный вывод земель из сельскохозяйственного оборота для предотвращения ухудшения земель;
  2. При создании особо охраняемых природных территорий;
  3. С целью изменения границ населенных пунктов;
  4. При строительстве дорог, линий электропередачи, линий связи, газопроводов, железнодорожных линий и других аналогичных сооружений;
  5. Для добычи полезных ископаемых, но с условием утвержденного проекта рекультивации земель;
  • Далее рассмотрим перевод земель населенных пунктов в другую категорию, который происходит, чаще всего, при изменении границ, когда возможно расширить/уменьшить черту населённого пункта.
  • Согласно ст.9 N 172-ФЗ, перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д. в другую категорию осуществляется без особых ограничений, если только утвержден проект рекультивации земель.
  • Причиной перевода земель особо охраняемых территорий в другую категорию возможна только по одной причине — утрата особого природоохранного значения. Кроме того, допускается только при заключении государственной экологической экспертизы. Обратная процедура, по присвоению категории ООПТ разрешена при создании новой особо охраняемой территории.
  • Перевод земель лесного и водного фонда разрешается без затруднений в случае организации особо охраняемых природных территорий и изменения границы населенного пункта.

Перевод земель, находящихся в муниципальной, федеральной и частной собственности

Если рассматривать отдельно процесс перевода федеральных земель, находящихся в одной категории в другую, можно заметить, что на практике существует проблема в установлении компетентного органа, которого можно уполномочить осуществить данное четко определенное действие. Данная проблема возникала из-за того, что на законодательном уровне должным образом не установлен порядок разграничения собственности субъектов и государства.

В соответствии с законом об осуществлении перевода до непосредственного процесса разграничения федеральной собственности или отдельно взятых земельных участков в составе таких земель данный перевод должен осуществляться Правительством при условии, что данное мероприятие удовлетворяет государственные нужды.

Кроме того, данный уполномоченный орган должен выполнять определенные функции, если речь идет об изменении границ, находящихся в пределах городов федерального значения, к которым относятся Санкт-Петербург и Москва.

Во всех прочих случаях, когда перевод земли муниципальной или частной собственности осуществляется путем установления границы определенной территории субъекта страны, уполномоченным на совершение подобных действий считается компетентный орган, полномочия которого подтверждаются на законодательном уровне. Чаще всего в качестве таких органов выступают органы исполнительной власти субъектов государства, однако в некоторых случаях, подчеркнутых в законодательных актах, данное действие могут совершить и органы муниципальной власти.

Получено положительное решение

  1. При положительном решении заявителю направляется акт, подтверждающий перевод земли промназначения в другую категорию. Этот акт – бессрочный.
  2. Одновременно с этим в течение пяти рабочих дней муниципалитет должен направить копию акта в территориальный Росреестр, который ведёт госкадастр недвижимого имущества.
  3. В свою очередь это ведомство уведомляет правообладателей земель промышленности и органы, регистрирующие права на недвижимость и сделки с нею, об изменениях и необходимости внесения соответствующей записи в ЕГРН. На это отводится семь дней.
  4. Как только сведения будут внесены в реестр, перевод будет считаться осуществлённым. При этом не нужно переоформлять документы на земельные участки, у которых была изменена категория.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *