Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Письмо Минфина России от 24.11.2020 № 03-07-08/102304». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ставки таможенной пошлины и НДС отличаются. Ставки таможенного НДС применяются к более широким товарным категориям и регулируются налоговым законодательством РФ (ст. 164 НК РФ). Ставки таможенного НДС года могут принимать три значения: 0% — освобождение от уплаты налога, 10% — льготное налогообложение, 20% — полное налогообложение.
Ставки таможенного НДС
Ставка НДС |
Применение |
Существуют товары, ввоз которых на территорию России освобождается от уплаты налога, для них НДС составит 0 процентов. Прежде чем рассчитывать НДС, нужно узнать, полагается ли для этого товара освобождение от налога и уточнить, под какую таможенную процедуру помещается товар (статья 150, 164 НК РФ, Постановление Правительства № 1042 (ред. от 20.03.2018) Об утверждении перечня медицинских товаров)). Для освобождения от этого налога необходимо предоставить документы, подтверждающие целевое назначение. |
|
0% |
расходные материалы, используемые для научных исследований, не производимые в РФ;
При помещении товаров под таможенные процедуры (статья 151 НК РФ): |
В некоторых случаях, согласно 164 статье НК РФ, ставка НДС составит 10% |
|
10% |
1) Продовольственных товаров:
2) Товаров для детей:
3) Периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.
|
20% |
Во всех остальных случаях (п. 3 ст. 164 НК РФ). |
Право на налоговый вычет по НДС
По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:
- ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
- импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
- налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
- поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
- уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.
Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.
Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.
НДС при импорте товаров из стран, входящих в ЕАЭС
Согласно договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 года, налоговой базой будет стоимость ввозимых товаров на дату принятия их на учет или наступления срока платежа по договору лизинга. Если ввозятся подакцизные товары, то к стоимости нужно прибавить сумму акциза.
Налоговую базу умножают на ставку налога и получают НДС к уплате.
Перечислить его нужно в течение 20 дней по истечении месяца ввоза товара. Например, если товар ввезли в августе 2018 года, то перечислить ввозной НДС нужно до 20 сентября 2018 года.
В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по НДС. Для этого используют форму отчета, утвержденную Приказом ФНС России № СА-7-3/765 от 27 сентября 2017г. Декларацию сдают все импортеры, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения. Вместе с декларацией импортер сдает пакет документов, подтверждающих импорт.
При импорте товаров из стран ЕАЭС не действует требование сдавать декларацию НДС исключительно в электронном виде. Импортеры могут сдать бумажный вариант отчета, за исключением следующих случаев:
-
среднесписочная численность за прошлый год составила больше 100 человек;
-
организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков.
Что и кто облагается «экспортным» НДС
Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.
А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.
ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.
Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.
Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.
В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ). НДС начисляйте в рублях и округляйте до второго знака после запятой п. 30 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131).
При реализации отдельных видов работ (услуг), связанных с импортом товаров, применяется ставка НДС 0 процентов (п. 1 ст. 165 НК РФ).
Если организация не согласна с решением таможни, обжалуйте его в вышестоящем таможенном органе или в суде.
При расчете НДС по товарам, ввозимым в Россию, на таможне применяются ставки, установленные российским налоговым законодательством (абз. 3 п. 2 ст. 77 Таможенного кодекса Таможенного союза).
По общему правилу НДС на таможне декларант рассчитывает самостоятельно (определяет код товара, налоговую ставку и размер платежа) (п. 1 ст. 76 Таможенного кодекса Таможенного союза). Однако в ряде случаев сотрудники таможни вправе выполнить эти функции за него. Например, если они считают неправильной классификацию товаров, выбранную декларантом (п. 1–3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Решения таможни о классификации товаров являются обязательными (п. 6 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Однако декларант вправе обжаловать их в соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (абз. 2 п. 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Это можно сделать, подав жалобу в вышестоящее таможенное ведомство (например, в региональное таможенное управление) или в суд (ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, гл. 3 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).
Если решение таможни будет признано необоснованным, требование об уплате налога по более высокой ставке можно не исполнять (см., например, постановление ФАС Московского округа от 26 марта 2014 г. № Ф05-2220/2014). Но если оно уже исполнено, организация вправе вернуть сумму излишне уплаченного НДС через суд (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 сентября 2013 г. № Ф09-9170/13, Московского округа от 21 октября 2011 г. № А40-151153/10-140-889). А если излишне уплаченный НДС был принят к вычету, сумму налога придется восстановить. Сделать это нужно в том квартале, когда вступило в силу решение суда, отменившего требования таможни. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7606.
Совет: при импорте скоропортящихся продовольственных товаров, чтобы ускорить их таможенное оформление, уплатите НДС в размере, указанном сотрудниками таможни. Сумму НДС, уплаченную на таможне, импортер вправе принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Порядок, применяемый в части НДС к товарам, ввозимым из ЕАЭС
Процедуру ввоза из страны — участницы ЕАЭС в отношении НДС характеризует следующее:
- Необходимость уплаты налога импортером появляется после принятия товара на учет или после наступления установленной договором лизинга (если сделка осуществляется по нему) даты очередного платежа (п. 19 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
- Налоговая база будет определена, соответственно, либо на дату взятия товара на учет, либо на дату платежа, отраженную в договоре лизинга.
- Начисленный налог следует перечислить в налоговый орган и туда же подать посвященную ему отчетность, включающую два дополнительных отчета (заявление о ввозе и декларацию, составленную по особой форме).
- Начислять налог и отчитываться по нему предстоит помесячно, делая это за те месяцы, в которых имел место импорт.
- Для подачи отчета и платежей по налогу действует особый срок, приходящийся на 20-е число месяца, идущего вслед за месяцем ввоза (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
Основу налоговой базы составит стоимость товара, отраженная в сопровождающих его документах (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). К ней добавится акциз, если товар подакцизный. Для договора лизинга база будет возникать в размере величины каждого очередного платежа (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
Выраженные в инвалюте суммы придется пересчитать в российские рубли, сделав это по курсу на дату (пп. 14, 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):
- взятия товара на учет;
- платежа, отраженную в договоре лизинга, независимо от того, когда и в какой именно сумме в действительности сделан платеж.
Весь процесс расчета применительно к каждой конкретной поставке по конкретному договору отразится в заявлении о ввозе товаров.
Примеры расчета налоговой базы при импорте из страны, не входящей в ЕАЭС
Пример 1
ООО «Сигнал» ввозит из Вьетнама охлажденную рыбу, не относящуюся к числу деликатесных. Таможенная стоимость партии — 300 000 российских рублей. Товар облагается таможенной пошлиной. Ее величина составляет 60 000 рублей. Подакцизным товар не является.
Налоговая база определится как сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины, т. е. будет равна 300 000 + 60 000 = 360 000 рублей.
Ставка налога, применяемая для такого товара, как рыба, равна 10%. Соответственно, причитающийся к уплате налог составит 360 000 × 10% = 36 000 рублей.
Пример 2
ООО «Комфорт» декларирует поступление из Китая трикотажных изделий. В их числе есть предназначенные:
- для взрослых — их таможенная стоимость равна 400 000 российских рублей, таможенная пошлина по ним 80 000 рублей;
- для детей — их таможенная стоимость составляет 200 000 российских рублей, таможенная пошлина – 40 000 рублей.
К товарам для взрослых при расчете НДС будет применяться ставка 20%, а трикотаж, предназначенный для детей, облагается по ставке 10%. Соответственно, рассчитать базы нужно раздельно. Итоговая величина налога будет получена суммированием двух его значений, рассчитанных от двух разных баз: (400 000 + 80 000) × 20% + (200 000 + 40 000) × 10% = 120 000 рублей.
Новые правила вычета НДС при экспорте работ и услуг
В таблице вы найдете информацию о безопасной доле вычетов по НДС в 2021 году для 85 субъектов Российской Федерации. Всего в пяти регионах показатели превышают 100 процентов. Самое большое значение в Ненецком автономном округе – 157,2 процента. При этом в 28 регионах цифры ниже средней доли по России, которая составила 86,9 процента.
РегионДоля вычетов, %*
Центральный ФО | |
Белгородская область | 92,0 |
Брянская область | 86,3 |
Владимирская область | 85,7 |
Воронежская область | 93,6 |
Ивановская область | 92,9 |
Калужская область | 89,8 |
Костромская область | 88,0 |
Курская область | 92,1 |
Липецкая область | 106,9 |
Московская область | 89,1 |
Орловская область | 93,5 |
Рязанская область | 85,6 |
Смоленская область | 94,1 |
Тамбовская область | 99,1 |
Тверская область | 90,8 |
Тульская область | 96,7 |
Ярославская область | 87,7 |
Москва | 88,0 |
Северо-Западный ФО | |
Республика Карелия | 80,6 |
Республика Коми | 76,1 |
Архангельская область | 78,7 |
Вологодская область | 99,9 |
Калининградская область | 61,3 |
Ленинградская область | 88,9 |
Мурманская область | 84,5 |
Новгородская область | 97,6 |
Псковская область | 90,7 |
Санкт-Петербург | 87,6 |
Ненецкий АО | 157,2 |
Северо-Кавказский ФО | |
Республика Дагестан | 84,6 |
Республика Ингушетия | 93,8 |
Кабардино-Балкарская Республика | 90,4 |
Карачаево-Черкесская Республика | 92,8 |
Республика Северная Осетия – Алания | 89,5 |
Чеченская Республика | 66,9 |
Ставропольский край | 88,8 |
Южный ФО | |
Республика Адыгея | 86,8 |
Республика Калмыкия | 87,9 |
Республика Крым | 87,2 |
Краснодарский край | 91,1 |
Астраханская область | 60,4 |
Волгоградская область | 89,2 |
Ростовская область | 93,7 |
Севастополь | 81,1 |
Приволжский ФО | |
Республика Башкортостан | 90,4 |
Республика Марий Эл | 89,1 |
Республика Мордовия | 93,3 |
Республика Татарстан | 87,4 |
Удмуртская Республика | 79,8 |
Чувашская Республика | 85,6 |
Кировская область | 88,9 |
Нижегородская область | 88,6 |
Оренбургская область | 70,8 |
Пензенская область | 90,7 |
Пермский край | 80,9 |
Самарская область | 83,9 |
Саратовская область | 84,0 |
Ульяновская область | 90,8 |
Уральский ФО | |
Курганская область | 86,2 |
Свердловская область | 91,3 |
Тюменская область | 84,5 |
Челябинская область | 90,8 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 56,6 |
Ямало-Hенецкий АО | 62,0 |
Сибирский ФО | |
Республика Алтай | 93,3 |
Республика Тыва | 82,5 |
Республика Хакасия | 90,1 |
Алтайский край | 89,9 |
Красноярский край | 80,9 |
Иркутская область | 77,9 |
Кемеровская область | 88,7 |
Новосибирская область | 90,0 |
Омская область | 89,2 |
Томская область | 76,8 |
Дальневосточный ФО | |
Республика Бурятия | 89,6 |
Республика Саха (Якутия) | 86,9 |
Приморский край | 93,2 |
Хабаровский край | 91,7 |
Амурская область | 131,1 |
Камчатский край | 82,4 |
Магаданская область | 95,4 |
Сахалинская область | 94,7 |
Забайкальский край | 87,5 |
Еврейская автономная область | 105,8 |
Чукотский АО | 111,3 |
Байконур | |
Байконур | 74,5 |
* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС по состоянию на 1 мая 2021 года.
С 1 января 2021 года не будут признавать объектом обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников банкротами.
Мораторий продлен до января 2021 года, как предполагают аналитики, после этого возможен всплеск количества заявлений.
Если налогоплательщик в течение указанного срока не продал освобожденные при ввозе на территорию РФ от налогообложения товары, либо в соответствии с законодательством о налогах и сборах реализовал такие товары без предъявления покупателю сумм налога, то НДС подлежит уплате, следует из документа.
Льготные тарифы по страховым взносам
Для резидентов ОЭЗ в Калининградской области установлены льготные тарифы страховых взносов (п. 11 ст. 427 НК РФ):
● на обязательное пенсионное страхование – 6,0%;
● на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;
● на обязательное медицинское страхование – 0,1%.
При их применении нужно учесть следующее:
● пониженные тарифы применяются плательщиками, включенными в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области в период с 1 января 2018 года;
● пониженные тарифы применяются плательщиками в течение 10 лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такой плательщик был включен в реестр;
● в случае исключения плательщиков из реестра пониженные тарифы не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором плательщик был исключен из реестра;
● пониженные тарифы применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физлиц, занятых на новых рабочих местах. Перечень рабочих мест, относящихся к новым, нужно утвердить до начала применения пониженных тарифов страховых взносов по согласованию с администрацией ОЭЗ в Калининградской области и налоговым органом по месту нахождения плательщиков.
Обратите внимание: Федеральный закон от 29.11.2021 № 381-ФЗ продлил срок применения пониженных тарифов страховых взносов до 10 лет (ранее было 7), а также исключил предельный срок их применения, ранее ограниченный 31 декабря 2022 года.
Дополнили также, что в случае исключения плательщика из реестра до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате без соответствующих пеней за весь период реализации инвестиционного проекта в ОЭЗ в Калининградской области. Их нужно будет заплатить не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором плательщик был исключен из реестра.
Когда продукция завозится из-за рубежа, никому не придёт в голову, что в цене товара может оказаться российский НДС. Всё было разработано для импорта.
Но в цене наших производителей уже будет российский НДС, и он, по логике соглашения, должен ещё раз облагаться НДС, — рассказывает эксперт, знакомый с ходом обсуждения проблемы.
— Сейчас пытаются сделать разъяснение Минфина, что, мол, так делать не нужно. Но такое разъяснение будет выпустить довольно проблематично, потому что оно, по логике, будет противоречить наднациональному законодательству.
А Минфин совсем не хочет, чтобы ему за это настучали по голове». В пресс-службе правительства Калининградской области сообщили, что вчерашнее совещание носило закрытый характер и дать какие-либо дополнительные разъяснения по вопросу двойного налогообложения НДС на данный момент не представляется возможным.
Особая зона Калининграда: ничего, кроме новых проблем
Индивидуальные предприниматели не являются субъектами этого закона. В отношении этих лиц не предусмотрен десятилетний переходный период, в течение которого компании, зарегистрированные в области до вступления в силу нового закона, вправе работать по ныне действующим правилам. Такую «сортировку» по организационно-правовой форме с целью предоставления налоговых преимуществ мы уже проходили.
Неравенство между предпринимателями и организациями Конституционный Суд неоднократно устранял.
На восстановление прав коммерсантов уйдет от года до трех лет. Видимо, составители закона решили, что у наших предпринимателей нет других проблем, кроме как защищать в суде свои ущемленные права.
Череда вопросительных знаковУчастником ОЭЗ является юридическое лицо, которое осуществляет инвестиционный проект на его территории.
Калининградская областная таможня
Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
Приложением № 18 к Договору о ЕЭС утвержден протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Правила ЕАЭС предусматривают право экспортера на корректировку (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) налоговой базы по НДС по реализованным товарам. Причинами изменения стоимости могут быть в том числе следующие (п. 11 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014):
- изменение (увеличение или уменьшение) цены товаров;
- уменьшение количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.
Таким образом, Протокол о порядке взимания косвенных налогов (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014) не рассматривает возможность увеличения налоговой базы по экспортной операции в связи с увеличением количества отгруженных на экспорт товаров.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган необходимых документов.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
- договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера.
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее ‒ заявление).
- транспортные (товаросопроводительные) документы.
Вышеуказанные документы предоставляются в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров.
«Импортный» НДС, как правило, рассчитывает таможенный брокер – лицо, занимающееся таможенным оформлением.
НДС по импортируемым товарам рассчитывается по формуле:
НДС = (Ст + Пт + Накц) х 15 %,
где:
Ст – таможенная стоимость импортируемого товара;
Пт – таможенная пошлина;
Накц – сумма акцизного налога по подакцизным товарам;
15 % – ставка НДС.
Импорт товаров на территорию РК с территории портовой/логистической свободной (специальной, особой) экономической зоны освобождается от НДС при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если декларация по товарам (ДТ) для экспорта в страны ЕАЭС оформлена отдельно от ДТ, не предназначенным для экспорта в страны ЕАЭС;
2) если импортированные товары из ДТ по товарам для экспорта в страны ЕАЭС в полном объеме вывезены с территории РК в страны ЕАЭС;
3) если в разделе G. «Данные по товарам работам, услугам» ЭСФ:
- номер ДТ по товарам для экспорта в страны ЕАЭС (графа 15), соответствует 20-значному регистрационному номеру ДТ по товарам для экспорта в страны ЕАЭС;
- номер товарной позиции, отраженный в графе 16 ДТ по товарам для экспорта в страны ЕАЭС, соответствует порядковому номеру товара, отраженному в графе 32 ДТ по товарам для экспорта в страны ЕАЭС;
4) если в Заявлении о ввозе товаров:
- номер и дата счета-фактуры, отраженные в графах 11 и 12, соответствуют номеру и дате в разделе А. «Общий раздел» ЭСФ;
Как происходит возмещение НДС?
Для получения денежных средств вам необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации компании. На руках у вас должна быть налоговая декларация по НДС, где должна быть указана сумма вычета, на которую вы претендуете.
К декларации обязательно приложите все подтверждающие документы. Данный комплект необходимо сдать до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Обратите внимание: налоговая будет рассматривать ваше обращение, если с момента ввоза товара прошло не более 3-х лет.
После того как налоговая принимает все ваши документы, начинается камеральная проверка, которая длится два месяца, в исключительных случаях ее срок может быть увеличен до 3 месяцев. По истечении этого периода налоговая служба принимает решение о выплате НДС компании в течение 7 дней.
Если что-либо в ваших документах покажется подозрительным, в ходе проверки будут выявлены несоответствия, то фискальные органы составят акт и направят его в ваш адрес.
Отрицательное решение налоговых органов можно оспорить в течение месяца со дня получения соответствующего уведомления. Далее у государства есть 15 дней на рассмотрение ваших контраргументов и принятие окончательного решения.
Порядок уплаты косвенных налогов теперь не зависит от страны происхождения товара
Действовавшее ранее российско-белорусское Соглашение распространялось на операции с теми товарами, которые были произведены в России или Белоруссии (Федеральный закон от 28.12.2004 N 181-ФЗ).
Поэтому налоговики от российских импортеров белорусских товаров часто требовали сертификат происхождения товаров по форме СТ-1 (его можно было получить в Торгово-промышленной палате Республики Беларусь). И несмотря на то что это требование неправомерно, только после представления сертификата ставили отметку на заявлении об уплате косвенных налогов, которое нужно было белорусскому экспортеру для подтверждения нулевой ставки НДС (Вопрос 1 Письма ФНС России от 08.08.2006 N ШТ-6-03/780@).
Для справки
Членами Таможенного союза являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан (Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000).
Новый порядок уплаты косвенных налогов распространяется на все товары — произведенные как в странах Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстане), так и в других странах (кроме товаров, следующих в РФ транзитом) (Пункт 2 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17).
Нулевую ставку экспортеры должны подтвердить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров
Это новшество выгодно участникам российско-белорусских сделок: ведь раньше на подтверждение нулевой налоговой ставки у них было в два раза меньше времени — 90 дней (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов… от 15.09.2004 (далее — Соглашение с Беларусью)).
Для справки
Для целей «экспортного» НДС дата отгрузки — это дата первого первичного отгрузочного документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика (Пункт 3 ст. 1 Протокола о товарах ТС).
Для подтверждения нулевой ставки экспортные операции надо отразить в обычной декларации по НДС (Утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) и представить ее в налоговую инспекцию вместе с документами (или их копиями) (Пункт 2 ст. 1 Протокола о товарах ТС):
— договорами (контрактами) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним;
— выписками банка, подтверждающими поступление выручки на ваш счет;
— полученным от вашего контрагента заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. На этом заявлении обязательно должна быть отметка налогового органа Белоруссии/Казахстана об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (Форма утверждена Приложением 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее — Протокол об обмене информацией)).
Примечание
Для подтверждения нулевой ставки НДС по товарам, которые были предварительно задекларированы до 01.07.2010 и по которым иностранным контрагентом уже уплачены косвенные налоги, но которые будут отгружаться уже после этой даты, вместо заявления в налоговую надо представить копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение (Пункт 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 293);
— транспортными (товаросопроводительными) документами. Это обычные транспортные документы (к примеру, форма N 1-Т «Товарно-транспортная накладная») (Письмо Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460; Письмо ФНС России от 08.06.2010 N ШС-37-3/3693@);
— иными документами, подтверждающими обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.
Если вы не представите комплект подтверждающих документов в течение 180 дней, то придется заплатить НДС за квартал, на который приходится дата отгрузки, и пени (Статья 75 НК РФ). Причем сумму пеней вам не вернут даже в случае, если впоследствии вы подтвердите свое право на нулевую экспортную ставку.
Когда начисляется и не начисляется НДС
Налог на добавленную стоимость начисляется на иностранную продукцию и услуги, ввозимые или получаемые в России. При этом важно, чтобы:
- иностранный контрагент не носил статуса налогового резидента;
- иностранный контрагент не проходил регистрацию в контролирующих органах Российской Федерации;
- товары и услуги будут реализованы в пределах России.
Сбор налога на добавленную стоимость – эффективный способ пополнить бюджет страны. Для отечественных производителей он служит своего рода защитой и гарантией получения конкурентных преимуществ. Регулирование начисления НДС входит в специфику налогового законодательства.
Налог на добавленную стоимость не начисляется на:
- технологичное оборудование, аналогов которому нет в России;
- гуманитарную помощь;
- специфические медицинские препараты;
- материалы, использующиеся в производстве протезно-ортопедических изделий;
- культурные ценности, купленные российскими научно-исследовательскими учреждениями;
- культурные ценности, подаренные российским научно-исследовательским учреждениям.