Письмо Минфина России от 24.11.2020 № 03-07-08/102304

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Письмо Минфина России от 24.11.2020 № 03-07-08/102304». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ставки таможенной пошлины и НДС отличаются. Ставки таможенного НДС применяются к более широким товарным категориям и регулируются налоговым законодательством РФ (ст. 164 НК РФ). Ставки таможенного НДС года могут принимать три значения: 0% — освобождение от уплаты налога, 10% — льготное налогообложение, 20% — полное налогообложение.

Ставки таможенного НДС

Ставка НДС

Применение

Существуют товары, ввоз которых на территорию России освобождается от уплаты налога, для них НДС составит 0 процентов. Прежде чем рассчитывать НДС, нужно узнать, полагается ли для этого товара освобождение от налога и уточнить, под какую таможенную процедуру помещается товар (статья 150, 164 НК РФ, Постановление Правительства № 1042 (ред. от 20.03.2018) Об утверждении перечня медицинских товаров)). Для освобождения от этого налога необходимо предоставить документы, подтверждающие целевое назначение.

0%

расходные материалы, используемые для научных исследований, не производимые в РФ;

  • технологическое оборудование, не производимое в РФ;
  • материалы, которые используются отечественными предприятиями для производства иммунобиологических медикаментов;
  • лекарства, которые не производятся в России;
  • медицинские товары, которые являются жизненно необходимыми:
  • протезно-ортопедические изделия, сырьё и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
  • технические средства, включая автомототранспорт;
  • материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для корригирующих очков (для коррекции зрения);
  • продукты питания, изготовленные организациями общепита и предназначенные для реализации конкретным столовым и организациям;
  • товары, поставляемые безвозмездно в качестве помощи, кроме подакцизных (необходимо удостоверение от специальной комиссии);
  • культурные ценности, приобретённые для музеев и других государственных учреждений;
  • книги и журналы для музеев и библиотек, полученных в рамках международного обмена печатной продукцией;
  • товаров, предназначенных для освоения космоса;
  • для официального пользования дипломатическими представительствами;
  • припасов, вывезенных с территории Российской Федерации;
  • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;
  • товаров для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации;
  • товаров, предназначенных для FIFA и её дочерних организаций, национальным футбольным ассоциациям и др.;
  • При помещении товаров под таможенные процедуры (статья 151 НК РФ):

  • экспорта;
  • свободной таможенной зоны;
  • свободного склада;
  • транзита;
  • таможенного склада;
  • беспошлинной торговли;
  • уничтожения;
  • отказа в пользу государства;
  • реэкспорта;
  • вывезенных под таможенной процедурой реэкспорт, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • вывезенных под таможенной процедурой реэкспорт, ранее помещенных под таможенные процедуры: свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада;
  • переработка товара на таможенной территории, если импорт производился в конкретные установленные сроки;
  • импорт переработанных товаров, которые были помещены под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
  • специальную таможенную процедуру, которая применяется в особых случаях, например, в отношении товаров, предназначенных для дипломатических представительств (глава 36 ТК ЕАЭС);

В некоторых случаях, согласно 164 статье НК РФ, ставка НДС составит 10%

10%

1) Продовольственных товаров:

  • скота и птицы в живом весе;
  • мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий — сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы — балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов — ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
  • молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
  • яйца и яйцепродуктов;
  • масла растительного;
  • маргарина;
  • сахара, включая сахар-сырец;
  • соли;
  • зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
  • маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
  • хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
  • крупы;
  • муки;
  • макаронных изделий;
  • рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
  • море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб — белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе — ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);
  • продуктов детского и диабетического питания;
  • овощей (включая картофель);

2) Товаров для детей:

  • трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов;
  • швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика;
  • обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной;
  • кроватей детских;
  • матрацев детских;
  • колясок;
  • тетрадей школьных;
  • игрушек;
  • пластилина;
  • пеналов;
  • счетных палочек;
  • счет школьных;
  • дневников школьных;
  • тетрадей для рисования;
  • альбомов для рисования;
  • альбомов для черчения;
  • папок для тетрадей;
  • обложек для учебников, дневников, тетрадей;
  • касс цифр и букв;
  • подгузников;

3) Периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.

  • книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;
  • альбомы по искусству, альбомы, атласы (кроме географических), нотные издания, календари отрывные, издания для слепых. 4) лекарственные средства, товары медицинского назначения и медтехники, сырьё и комплектующие для их производства, при наличии регистрационного удостоверения Минздрава, в случае отсутствия удостоверения НДС будет 20%.

20%

Во всех остальных случаях (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Читайте также:  УК прекращает управление домом: что делать собственникам

НДС при импорте товаров из стран, входящих в ЕАЭС

Согласно договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 года, налоговой базой будет стоимость ввозимых товаров на дату принятия их на учет или наступления срока платежа по договору лизинга. Если ввозятся подакцизные товары, то к стоимости нужно прибавить сумму акциза.

Налоговую базу умножают на ставку налога и получают НДС к уплате.

Перечислить его нужно в течение 20 дней по истечении месяца ввоза товара. Например, если товар ввезли в августе 2018 года, то перечислить ввозной НДС нужно до 20 сентября 2018 года.

В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по НДС. Для этого используют форму отчета, утвержденную Приказом ФНС России № СА-7-3/765 от 27 сентября 2017г. Декларацию сдают все импортеры, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения. Вместе с декларацией импортер сдает пакет документов, подтверждающих импорт.

При импорте товаров из стран ЕАЭС не действует требование сдавать декларацию НДС исключительно в электронном виде. Импортеры могут сдать бумажный вариант отчета, за исключением следующих случаев:

  • среднесписочная численность за прошлый год составила больше 100 человек;

  • организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков.

Что и кто облагается «экспортным» НДС

Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.

А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.

ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.

Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.

Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.

В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ). НДС начисляйте в рублях и округляйте до второго знака после запятой п. 30 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131).

При реализации отдельных видов работ (услуг), связанных с импортом товаров, применяется ставка НДС 0 процентов (п. 1 ст. 165 НК РФ).

Если организация не согласна с решением таможни, обжалуйте его в вышестоящем таможенном органе или в суде.

При расчете НДС по товарам, ввозимым в Россию, на таможне применяются ставки, установленные российским налоговым законодательством (абз. 3 п. 2 ст. 77 Таможенного кодекса Таможенного союза).

По общему правилу НДС на таможне декларант рассчитывает самостоятельно (определяет код товара, налоговую ставку и размер платежа) (п. 1 ст. 76 Таможенного кодекса Таможенного союза). Однако в ряде случаев сотрудники таможни вправе выполнить эти функции за него. Например, если они считают неправильной классификацию товаров, выбранную декларантом (п. 1–3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Решения таможни о классификации товаров являются обязательными (п. 6 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Однако декларант вправе обжаловать их в соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (абз. 2 п. 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Это можно сделать, подав жалобу в вышестоящее таможенное ведомство (например, в региональное таможенное управление) или в суд (ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, гл. 3 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Если решение таможни будет признано необоснованным, требование об уплате налога по более высокой ставке можно не исполнять (см., например, постановление ФАС Московского округа от 26 марта 2014 г. № Ф05-2220/2014). Но если оно уже исполнено, организация вправе вернуть сумму излишне уплаченного НДС через суд (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 сентября 2013 г. № Ф09-9170/13, Московского округа от 21 октября 2011 г. № А40-151153/10-140-889). А если излишне уплаченный НДС был принят к вычету, сумму налога придется восстановить. Сделать это нужно в том квартале, когда вступило в силу решение суда, отменившего требования таможни. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7606.

Совет: при импорте скоропортящихся продовольственных товаров, чтобы ускорить их таможенное оформление, уплатите НДС в размере, указанном сотрудниками таможни. Сумму НДС, уплаченную на таможне, импортер вправе принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Порядок, применяемый в части НДС к товарам, ввозимым из ЕАЭС

Процедуру ввоза из страны — участницы ЕАЭС в отношении НДС характеризует следующее:

  • Необходимость уплаты налога импортером появляется после принятия товара на учет или после наступления установленной договором лизинга (если сделка осуществляется по нему) даты очередного платежа (п. 19 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
  • Налоговая база будет определена, соответственно, либо на дату взятия товара на учет, либо на дату платежа, отраженную в договоре лизинга.
  • Начисленный налог следует перечислить в налоговый орган и туда же подать посвященную ему отчетность, включающую два дополнительных отчета (заявление о ввозе и декларацию, составленную по особой форме).
  • Начислять налог и отчитываться по нему предстоит помесячно, делая это за те месяцы, в которых имел место импорт.
  • Для подачи отчета и платежей по налогу действует особый срок, приходящийся на 20-е число месяца, идущего вслед за месяцем ввоза (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Основу налоговой базы составит стоимость товара, отраженная в сопровождающих его документах (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). К ней добавится акциз, если товар подакцизный. Для договора лизинга база будет возникать в размере величины каждого очередного платежа (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Выраженные в инвалюте суммы придется пересчитать в российские рубли, сделав это по курсу на дату (пп. 14, 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):

  • взятия товара на учет;
  • платежа, отраженную в договоре лизинга, независимо от того, когда и в какой именно сумме в действительности сделан платеж.

Весь процесс расчета применительно к каждой конкретной поставке по конкретному договору отразится в заявлении о ввозе товаров.

Примеры расчета налоговой базы при импорте из страны, не входящей в ЕАЭС

Пример 1

ООО «Сигнал» ввозит из Вьетнама охлажденную рыбу, не относящуюся к числу деликатесных. Таможенная стоимость партии — 300 000 российских рублей. Товар облагается таможенной пошлиной. Ее величина составляет 60 000 рублей. Подакцизным товар не является.

Налоговая база определится как сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины, т. е. будет равна 300 000 + 60 000 = 360 000 рублей.

Ставка налога, применяемая для такого товара, как рыба, равна 10%. Соответственно, причитающийся к уплате налог составит 360 000 × 10% = 36 000 рублей.

Пример 2

ООО «Комфорт» декларирует поступление из Китая трикотажных изделий. В их числе есть предназначенные:

  • для взрослых — их таможенная стоимость равна 400 000 российских рублей, таможенная пошлина по ним 80 000 рублей;
  • для детей — их таможенная стоимость составляет 200 000 российских рублей, таможенная пошлина – 40 000 рублей.

К товарам для взрослых при расчете НДС будет применяться ставка 20%, а трикотаж, предназначенный для детей, облагается по ставке 10%. Соответственно, рассчитать базы нужно раздельно. Итоговая величина налога будет получена суммированием двух его значений, рассчитанных от двух разных баз: (400 000 + 80 000) × 20% + (200 000 + 40 000) × 10% = 120 000 рублей.

Новые правила вычета НДС при экспорте работ и услуг

В таблице вы найдете информацию о безопасной доле вычетов по НДС в 2021 году для 85 субъектов Российской Федерации. Всего в пяти регионах показатели превышают 100 процентов. Самое большое значение в Ненецком автономном округе – 157,2 процента. При этом в 28 регионах цифры ниже средней доли по России, которая составила 86,9 процента.
РегионДоля вычетов, %*

Читайте также:  Усыновление детей-сирот в 2022-2023 году
Центральный ФО
Белгородская область 92,0
Брянская область 86,3
Владимирская область 85,7
Воронежская область 93,6
Ивановская область 92,9
Калужская область 89,8
Костромская область 88,0
Курская область 92,1
Липецкая область 106,9
Московская область 89,1
Орловская область 93,5
Рязанская область 85,6
Смоленская область 94,1
Тамбовская область 99,1
Тверская область 90,8
Тульская область 96,7
Ярославская область 87,7
Москва 88,0
Северо-Западный ФО
Республика Карелия 80,6
Республика Коми 76,1
Архангельская область 78,7
Вологодская область 99,9
Калининградская область 61,3
Ленинградская область 88,9
Мурманская область 84,5
Новгородская область 97,6
Псковская область 90,7
Санкт-Петербург 87,6
Ненецкий АО 157,2
Северо-Кавказский ФО
Республика Дагестан 84,6
Республика Ингушетия 93,8
Кабардино-Балкарская Республика 90,4
Карачаево-Черкесская Республика 92,8
Республика Северная Осетия – Алания 89,5
Чеченская Республика 66,9
Ставропольский край 88,8
Южный ФО
Республика Адыгея 86,8
Республика Калмыкия 87,9
Республика Крым 87,2
Краснодарский край 91,1
Астраханская область 60,4
Волгоградская область 89,2
Ростовская область 93,7
Севастополь 81,1
Приволжский ФО
Республика Башкортостан 90,4
Республика Марий Эл 89,1
Республика Мордовия 93,3
Республика Татарстан 87,4
Удмуртская Республика 79,8
Чувашская Республика 85,6
Кировская область 88,9
Нижегородская область 88,6
Оренбургская область 70,8
Пензенская область 90,7
Пермский край 80,9
Самарская область 83,9
Саратовская область 84,0
Ульяновская область 90,8
Уральский ФО
Курганская область 86,2
Свердловская область 91,3
Тюменская область 84,5
Челябинская область 90,8
Ханты-Мансийский АО – Югра 56,6
Ямало-Hенецкий АО 62,0
Сибирский ФО
Республика Алтай 93,3
Республика Тыва 82,5
Республика Хакасия 90,1
Алтайский край 89,9
Красноярский край 80,9
Иркутская область 77,9
Кемеровская область 88,7
Новосибирская область 90,0
Омская область 89,2
Томская область 76,8
Дальневосточный ФО
Республика Бурятия 89,6
Республика Саха (Якутия) 86,9
Приморский край 93,2
Хабаровский край 91,7
Амурская область 131,1
Камчатский край 82,4
Магаданская область 95,4
Сахалинская область 94,7
Забайкальский край 87,5
Еврейская автономная область 105,8
Чукотский АО 111,3
Байконур
Байконур 74,5

* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС по состоянию на 1 мая 2021 года.

С 1 января 2021 года не будут признавать объектом обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников банкротами.
Мораторий продлен до января 2021 года, как предполагают аналитики, после этого возможен всплеск количества заявлений.

Если налогоплательщик в течение указанного срока не продал освобожденные при ввозе на территорию РФ от налогообложения товары, либо в соответствии с законодательством о налогах и сборах реализовал такие товары без предъявления покупателю сумм налога, то НДС подлежит уплате, следует из документа.

Льготные тарифы по страховым взносам

Для резидентов ОЭЗ в Калининградской области установлены льготные тарифы страховых взносов (п. 11 ст. 427 НК РФ):

● на обязательное пенсионное страхование – 6,0%;

● на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;

● на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

При их применении нужно учесть следующее:

● пониженные тарифы применяются плательщиками, включенными в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области в период с 1 января 2018 года;

● пониженные тарифы применяются плательщиками в течение 10 лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такой плательщик был включен в реестр;

● в случае исключения плательщиков из реестра пониженные тарифы не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором плательщик был исключен из реестра;

● пониженные тарифы применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физлиц, занятых на новых рабочих местах. Перечень рабочих мест, относящихся к новым, нужно утвердить до начала применения пониженных тарифов страховых взносов по согласованию с администрацией ОЭЗ в Калининградской области и налоговым органом по месту нахождения плательщиков.

Обратите внимание: Федеральный закон от 29.11.2021 № 381-ФЗ продлил срок применения пониженных тарифов страховых взносов до 10 лет (ранее было 7), а также исключил предельный срок их применения, ранее ограниченный 31 декабря 2022 года.

Дополнили также, что в случае исключения плательщика из реестра до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате без соответствующих пеней за весь период реализации инвестиционного проекта в ОЭЗ в Калининградской области. Их нужно будет заплатить не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором плательщик был исключен из реестра.

Когда продукция завозится из-за рубежа, никому не придёт в голову, что в цене товара может оказаться российский НДС. Всё было разработано для импорта.

Но в цене наших производителей уже будет российский НДС, и он, по логике соглашения, должен ещё раз облагаться НДС, — рассказывает эксперт, знакомый с ходом обсуждения проблемы.

— Сейчас пытаются сделать разъяснение Минфина, что, мол, так делать не нужно. Но такое разъяснение будет выпустить довольно проблематично, потому что оно, по логике, будет противоречить наднациональному законодательству.

А Минфин совсем не хочет, чтобы ему за это настучали по голове». В пресс-службе правительства Калининградской области сообщили, что вчерашнее совещание носило закрытый характер и дать какие-либо дополнительные разъяснения по вопросу двойного налогообложения НДС на данный момент не представляется возможным.

Особая зона Калининграда: ничего, кроме новых проблем

Индивидуальные предприниматели не являются субъектами этого закона. В отношении этих лиц не предусмотрен десятилетний переходный период, в течение которого компании, зарегистрированные в области до вступления в силу нового закона, вправе работать по ныне действующим правилам. Такую «сортировку» по организационно-правовой форме с целью предоставления налоговых преимуществ мы уже проходили.

Неравенство между предпринимателями и организациями Конституционный Суд неоднократно устранял.

На восстановление прав коммерсантов уйдет от года до трех лет. Видимо, составители закона решили, что у наших предпринимателей нет других проблем, кроме как защищать в суде свои ущемленные права.

Череда вопросительных знаковУчастником ОЭЗ является юридическое лицо, которое осуществляет инвестиционный проект на его территории.

Калининградская областная таможня

Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Приложением № 18 к Договору о ЕЭС утвержден протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Правила ЕАЭС предусматривают право экспортера на корректировку (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) налоговой базы по НДС по реализованным товарам. Причинами изменения стоимости могут быть в том числе следующие (п. 11 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014):

  • изменение (увеличение или уменьшение) цены товаров;
  • уменьшение количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.
Читайте также:  Гражданство Украины в упрощенном порядке в 2022 году (способы получения)

Таким образом, Протокол о порядке взимания косвенных налогов (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014) не рассматривает возможность увеличения налоговой базы по экспортной операции в связи с увеличением количества отгруженных на экспорт товаров.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган необходимых документов.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  1. договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера.
  3. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее ‒ заявление).
  4. транспортные (товаросопроводительные) документы.

Вышеуказанные документы предоставляются в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров.

«Импортный» НДС, как правило, рассчитывает таможенный брокер – лицо, занимающееся таможенным оформлением.

НДС по импортируемым товарам рассчитывается по формуле:

НДС = (Ст + Пт + Накц) х 15 %,

где:
Ст – таможенная стоимость импортируемого товара;
Пт – таможенная пошлина;
Накц – сумма акцизного налога по подакцизным товарам;
15 % – ставка НДС.

Импорт товаров на территорию РК с территории портовой/логистической свободной (специальной, особой) экономической зоны освобождается от НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если декларация по товарам (ДТ) для экспорта в страны ЕАЭС оформлена отдельно от ДТ, не предназначенным для экспорта в страны ЕАЭС;

2) если импортированные товары из ДТ по товарам для экспорта в страны ЕАЭС в полном объеме вывезены с территории РК в страны ЕАЭС;

3) если в разделе G. «Данные по товарам работам, услугам» ЭСФ:

  • номер ДТ по товарам для экспорта в страны ЕАЭС (графа 15), соответствует 20-значному регистрационному номеру ДТ по товарам для экспорта в страны ЕАЭС;
  • номер товарной позиции, отраженный в графе 16 ДТ по товарам для экспорта в страны ЕАЭС, соответствует порядковому номеру товара, отраженному в графе 32 ДТ по товарам для экспорта в страны ЕАЭС;

4) если в Заявлении о ввозе товаров:

  • номер и дата счета-фактуры, отраженные в графах 11 и 12, соответствуют номеру и дате в разделе А. «Общий раздел» ЭСФ;

Как происходит возмещение НДС?

Для получения денежных средств вам необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации компании. На руках у вас должна быть налоговая декларация по НДС, где должна быть указана сумма вычета, на которую вы претендуете.

К декларации обязательно приложите все подтверждающие документы. Данный комплект необходимо сдать до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Обратите внимание: налоговая будет рассматривать ваше обращение, если с момента ввоза товара прошло не более 3-х лет.

После того как налоговая принимает все ваши документы, начинается камеральная проверка, которая длится два месяца, в исключительных случаях ее срок может быть увеличен до 3 месяцев. По истечении этого периода налоговая служба принимает решение о выплате НДС компании в течение 7 дней.

Если что-либо в ваших документах покажется подозрительным, в ходе проверки будут выявлены несоответствия, то фискальные органы составят акт и направят его в ваш адрес.

Отрицательное решение налоговых органов можно оспорить в течение месяца со дня получения соответствующего уведомления. Далее у государства есть 15 дней на рассмотрение ваших контраргументов и принятие окончательного решения.

Порядок уплаты косвенных налогов теперь не зависит от страны происхождения товара

Действовавшее ранее российско-белорусское Соглашение распространялось на операции с теми товарами, которые были произведены в России или Белоруссии (Федеральный закон от 28.12.2004 N 181-ФЗ).

Поэтому налоговики от российских импортеров белорусских товаров часто требовали сертификат происхождения товаров по форме СТ-1 (его можно было получить в Торгово-промышленной палате Республики Беларусь). И несмотря на то что это требование неправомерно, только после представления сертификата ставили отметку на заявлении об уплате косвенных налогов, которое нужно было белорусскому экспортеру для подтверждения нулевой ставки НДС (Вопрос 1 Письма ФНС России от 08.08.2006 N ШТ-6-03/780@).

Для справки

Членами Таможенного союза являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан (Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000).

Новый порядок уплаты косвенных налогов распространяется на все товары — произведенные как в странах Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстане), так и в других странах (кроме товаров, следующих в РФ транзитом) (Пункт 2 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17).

Нулевую ставку экспортеры должны подтвердить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров

Это новшество выгодно участникам российско-белорусских сделок: ведь раньше на подтверждение нулевой налоговой ставки у них было в два раза меньше времени — 90 дней (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов… от 15.09.2004 (далее — Соглашение с Беларусью)).

Для справки

Для целей «экспортного» НДС дата отгрузки — это дата первого первичного отгрузочного документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика (Пункт 3 ст. 1 Протокола о товарах ТС).

Для подтверждения нулевой ставки экспортные операции надо отразить в обычной декларации по НДС (Утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) и представить ее в налоговую инспекцию вместе с документами (или их копиями) (Пункт 2 ст. 1 Протокола о товарах ТС):

— договорами (контрактами) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним;

— выписками банка, подтверждающими поступление выручки на ваш счет;

— полученным от вашего контрагента заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. На этом заявлении обязательно должна быть отметка налогового органа Белоруссии/Казахстана об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (Форма утверждена Приложением 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее — Протокол об обмене информацией)).

Примечание

Для подтверждения нулевой ставки НДС по товарам, которые были предварительно задекларированы до 01.07.2010 и по которым иностранным контрагентом уже уплачены косвенные налоги, но которые будут отгружаться уже после этой даты, вместо заявления в налоговую надо представить копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение (Пункт 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 293);

— транспортными (товаросопроводительными) документами. Это обычные транспортные документы (к примеру, форма N 1-Т «Товарно-транспортная накладная») (Письмо Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460; Письмо ФНС России от 08.06.2010 N ШС-37-3/3693@);

— иными документами, подтверждающими обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.

Если вы не представите комплект подтверждающих документов в течение 180 дней, то придется заплатить НДС за квартал, на который приходится дата отгрузки, и пени (Статья 75 НК РФ). Причем сумму пеней вам не вернут даже в случае, если впоследствии вы подтвердите свое право на нулевую экспортную ставку.

Когда начисляется и не начисляется НДС

Налог на добавленную стоимость начисляется на иностранную продукцию и услуги, ввозимые или получаемые в России. При этом важно, чтобы:

  • иностранный контрагент не носил статуса налогового резидента;
  • иностранный контрагент не проходил регистрацию в контролирующих органах Российской Федерации;
  • товары и услуги будут реализованы в пределах России.

Сбор налога на добавленную стоимость – эффективный способ пополнить бюджет страны. Для отечественных производителей он служит своего рода защитой и гарантией получения конкурентных преимуществ. Регулирование начисления НДС входит в специфику налогового законодательства.

Налог на добавленную стоимость не начисляется на:

  • технологичное оборудование, аналогов которому нет в России;
  • гуманитарную помощь;
  • специфические медицинские препараты;
  • материалы, использующиеся в производстве протезно-ортопедических изделий;
  • культурные ценности, купленные российскими научно-исследовательскими учреждениями;
  • культурные ценности, подаренные российским научно-исследовательским учреждениям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *