Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы государственной гражданской службы Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В рамках уровневой классификации государственная гражданская служба подразделяется на два уровня: высший — федеральную государственную гражданскую службу и низший — государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная службы являются по закону видами федеральной государственной службы.
Основания и порядок прекращения государственной гражданской службы
Прекращение государственной гражданской службы представляет собой юридический факт аннулирования административных служебно-правовых отношений между государственным органом, с одной стороны, и государственным гражданским служащим — с другой, на основании расторжения служебного контракта и издания соответствующего индивидуального правового акта в отношении государственного гражданского служащего.
Для прекращения (или приостановления) служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения его с государственной гражданской службы существуют следующие основания.
1. Соглашение сторон служебного контракта. Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (государственного органа и государственного гражданского служащего) с одновременным освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнением с государственной гражданской службы.
2. Истечение срока действия срочного служебного контракта. Служебный контракт, заключенный на определенный временной период, расторгается по истечении срока его действия, о чем государственный гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы.
Служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы.
Служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего государственного гражданского служащего, за которым сохраняется должность государственной гражданской службы, расторгается с выходом этого государственного гражданского служащего на службу, а государственный гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы.
3. Расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего. Государственный гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с государственной гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. До истечения срока предупреждения о рас-торжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление.
По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей. В последний день исполнения государственным гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению государственного гражданского служащего обязан выдать государственному гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с государственной гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
При расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий исключается из реестра государственных гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.
Федеральная гражданская госслужба
В п. 2 ст. 5 закона № 58 установлено понятие госслужбы федерального уровня: это профессиональная деятельность физических лиц, направленная на выполнение задач федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные должности РФ. То есть федеральная государственная гражданская служба — это та часть института госслужбы, которая функционирует в целях обеспечения соблюдения интересов целой страны.
Данная деятельность представлена аппаратами таких органов, как:
- Администрация Президента;
- Правительство;
- палаты Федерального Собрания (Совет Федерации и Госдума);
- федеральные суды;
- Центральная избирательная комиссия;
- Счетная палата;
- Генеральная прокуратура;
- иные согласно законодательству.
Признаки гражданской службы и служащего
Из всего вышеизложенного в настоящем материале, а также в соответствии с положениями законодательства можно выделить следующие особые признаки рассматриваемого института:
- Является одним из видов государственной службы.
- Представляет собой службообразующую категорию.
- Должности утверждаются указами Президента или региональным законодательством в виде специального акта (реестра).
- Утвержденная должность замещается конкретным гражданином.
- Должности имеют свои категории и входят в определенные группы.
- Работники имеют властные полномочия.
А вот для отнесения конкретного лица к указанной трудовой сфере следует руководствоваться следующими признаками:
- Замещение соответствующего поста.
- Наличие гражданства РФ.
- Достижение возраста 18 лет.
- Издание соответствующего акта о назначении.
- Заключение трудового контракта.
- Получение оплаты труда из средств бюджета страны или конкретного региона.
Альтернативная гражданская служба.
В России – это особый вид трудовой деятельности в интересах государства и общества, который осуществляется вместо военной службы по призыву.
Каждый гражданин России имеет право на отказ от военной службы по личным убеждениям, вероисповеданию или если он относится к немногочисленному коренному народу и ведет традиционный образ жизни (традиционное хозяйствование и промыслы).
Срок такого вида службы – 21 месяц (или 18 месяцев в организациях военной сферы). Обычно альтернативнослужащие занимают должности санитаров, строителей, рабочих на заводах, библиотекарей, лесничих, архивистов, рабочих в театрах и цирках, почтальонов, дежурных в пожарных командах. Эти вакансии распределяются соответственно образованию, профессиональным навыкам, состоянию здоровья и семейному положению.
Такое право на отказ от воинской обязанности общепризнано на международном уровне и практикуется во многих странах.
Уклонение от альтернативной службы, также как и от воинской, влечет за собой юридическую ответственность по Уголовному кодексу РФ.
Общение как вид деятельности человека.
Что такое государственная служба
Государственная служба это вид деятельности людей, осуществляемый на профессиональной основе с целью удовлетворения нужд страны. Точное определение этому термину дано в Законе № 58-ФЗ. Здесь сказано, что это профессиональный род деятельности людей, являющихся гражданами России, напрямую связанный с осуществлением полномочий от имени РФ.
Государственные служащие осуществляют полномочия не только от имени всей страны, но и от имени органов власти всех уровней. В России данный термин нашёл применение в 90-ые годы прошлого века, когда СССР перестал существовать. Почти десятилетие он менялся, его корректировали в зависимости от ситуации в стране.
Сегодня госслужба – это деятельность по исполнению полномочий:
- страны Российская Федерация в целом;
- органов власти всех уровней;
- всех субъектов федерации;
- лиц, которые занимают должности, определённые Конституцией РФ.
Функции государственной службы
Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:
- правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
- правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
- регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
- организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
- правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.
Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.
Принципы государственной гражданской службы
Сюда можно отнести:
- права и свободы первостепенны, защищаются законами на всех уровнях власти;
- все виды ГГС РФ должны работать вместе;
- все граждане РФ имеют одинаковый доступ, при условии, что они соответствуют требованиям, нет установленных ограничений;
- компетентность и профессионализм каждого служащего, что подтверждает документами, дипломами;
- ГГС РФ взаимодействует с общественными организациями, объединениями и людьми;
- открытость доступа. Информация о ГГС доступна вся всех желающих;
- стабильность;
- каждый госслужащий в ГГС защищён от вмешательства посторонних людей, если на то нет уважительных причин.
Существует тесная связь между гражданской и муниципальной службой, что обеспечивается едиными требованиями к кадрам, едиными ограничениями и обязанностями.
Основы государственной службы
Построение и деятельность государственной службы в нашей стране основаны на соответствующих принципах (руководящих положениях в практических действиях. В их число необходимо включить:
- федерализм, который обеспечивает единство системы госслужбы (с его помощью соблюдается конституционное разграничение предметов ведения и полномочия федеральных органов, органов субъектов);
- законность;
- главную роль свобод и прав человека и гражданина, включая их непосредственное действие, обязательное признание, следование им и защиту;
- равный доступ для всех лиц к государственной службе;
- единство организационных и юридических основ службы государства, что характеризуется законодательным закреплением единого подхода к ее организации;
- связь между службой государству и муниципалитету;
- открытость и доступность госслужбы контролю со стороны общества, в том числе его объективное информирование о работе государственных служащих;
- компетенция и профессионализм работников, служащих государству;
- защита служащих от неправомерных действий в их профессиональную служебную деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц, граждан и предприятий.
Система государственной службы РФ состоит из 3 видов и 2 уровней госслужбы.
В состав видов можно включить:
- государственную гражданскую службу;
- военную службу;
- правоохранительную службу.
Первая из них может подразделяться на 2 уровня: федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ.
Вторая из них представляет собой виды только федерального уровня. Другими словами, российские субъекты, включая республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа, имеют полномочия создавать только государственную гражданскую службу.
Государственная гражданская служба представляет собой вид службы, профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской госслужбы. С ее помощью обеспечивается исполнение полномочий федеральных, государственных органов, субъектов РФ и тех лиц, которые замещают государственные должности РФ и ее субъектов.
Государственная гражданская служба в субъектах РФ — это профессиональная служебная деятельность граждан, которые находятся на должностях гражданской госслужбы. Они обеспечивают исполнения полномочий субъектов, его органов и тех лиц, которые замещают должности субъекта. Правовое регулирование такой службы находится в совместном ведении России и субъектов РФ. Организация и действие подчинены субъекту РФ.
Военная служба — это вид федеральной госслужбы, профессиональная работа лиц на воинских должностях в ВС РФ, прочих войсках, воинских (специальных) формированиях и организациях, которые работают в области обеспечения государственной безопасности и обороны. Законодатель предусмотрел службу в ВС РФ иностранных лиц, включая их поступление на военную службу и ее осуществление по контрактам. Гражданские служащие отличаются от военнослужащих тем, что ими могут быть лишь граждане нашей страны, которые не имеют право на двойное гражданство.
Правоохранительная служба — это вид федеральной госслужбы. Она заключается в профессиональной служебной работе лиц на должностях правоохранительной службы в соответствующих органах, учреждениях и службах. Они призваны осуществлять функции, которые обеспечивают законность, безопасность и правопорядок. Здесь же производится борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан.
Законодатель предусмотрел возможность формирования, помимо трех рассмотренных видов госслужбы, «другие виды федеральной государственной службы» с помощью внесения «изменений и дополнений» (ст. 2 Закона).
Для видов государственной службы предусмотрена определенная взаимная связь. Ее обеспечивают:
- соотносительность базовых условий прохождения службы, суммы оплаты труда, включая основные социальные гарантии государства. Прохождение службы государству любого вида предполагает следующие действия: назначение на должность, исполнение определенных обязанностей, конкурсное замещение вакантных должностей (включение в состав кадрового резерва), карьерный рост; оценка степени соответствия служащего квалификационным требованиям и др. С любыми госслужащими должен быть заключен не трудовой договор, а служебный контракт;
- ограничения и обязательства в процессе осуществления госслужбы России различных видов. Так, служащий любого вида госслужбы не вправе продолжать ее в следующих ситуациях: наличие непогашенной судимости, гражданство прочей страны (если другое не указано в одном из международных договоров РФ); назначение или избрание на государственную должность и др. Включению в контракт и должностной регламент подлежат обязательства госслужащего, касающиеся соблюдения данных ограничений;
- учет стажа службы РФ иных видов для исчисления стажа;
- соотносительность базовых условий пенсионного обеспечения со стороны государства лиц, которые проходили государственную службу в России.
Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации
Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 «О гражданской государственной службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т. д.
Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.
Виды государственной гражданской службы
Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.
Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.
Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.
Кроме перечисленных видов государственной службы , в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.
Правоохранительная служба
Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба – это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.
Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.
Сходство – в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.
Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.
Должности и ранги гражданской службы
Федеральная государственная служба гражданской направленности отличается от военной и правоохранительной не только целями и задачами, но еще и наличием должностных рангов, а не званий. Что касается должностей, то они делятся на основные категории, а они, в свою очередь, на группы. Подобная структура позволяет наиболее точно распределять обязанности между сотрудниками гражданской службы. Всего выделяют четыре должностных категории:
1. Руководители – осуществляют непосредственную координацию деятельности того или иного государственного ведомства.
2. Помощники – специально учрежденная должность для всевозможного содействия руководителям тех или иных подразделений.
3. Специалисты – это ряд должностей, на которые возложена функция непосредственной реализации государственных задач.
4. Обеспечивающий персонал – совокупность должностей, которые учреждаются для организационного, информационного или хозяйственного обеспечения государственных органов и ведомств.
Классные чины гражданской государственной службы – это альтернатива званиям. Они присваиваются в соответствии с должностью по результатам сдаваемых экзаменов каждым госслужащим. Классные чины (ранги) сохраняются за госслужащим пожизненно. Плюс ко всему ранги обеспечивают выплату дополнительного вознаграждения, сумма которого регламентируется указами президента Российской Федерации.
Гражданский служащий имеет право:
• на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
• ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
• отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
• оплату труда и другие выплаты в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами РФ и условиями служебного контракта;
• получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
• доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей;
• доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
• ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов;
• защиту сведений о гражданском служащем;
• должностной рост на конкурсной основе;
• профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
• членство в профессиональном союзе;
• рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с указанным ФЗ и другими федеральными законами;
• проведение по его заявлению служебной проверки;
• защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении;
• медицинское страхование в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих;
• государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
• государственное пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Гражданский служащий обязан:
• соблюдать Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
• исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
• исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
• соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
• соблюдать установленный в государственном органе служебный порядок;
• поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
• сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе сведения, касающиеся частной жизни, здоровья граждан, затрагивающие их честь и достоинство;
• беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
• представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах, о принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
• сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
• соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
• сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий обязан представить в письменной форме обоснование незаконности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должностям государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;
8) представления заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Документы, предоставляемые на государственную гражданскую службу:
1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
2) собственноручно заполненная и подписанная анкета установленной формы;
3) паспорт;
4) трудовая книжка, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
7) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
8) документ об образовании;
9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу не устанавливается:
1) для беременных женщин – гражданских служащих;
2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;
4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с ликвидацией или реорганизацией государственного органа, или сокращения должностей гражданской службы;
5) в иных случаях, предусмотренных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Правоохранительная служба
Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба – это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.
Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.
Сходство – в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.
Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.