Как учесть затраты на повышение квалификации сотрудников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть затраты на повышение квалификации сотрудников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Местонахождение работы и учебы сотрудников могут быть не только в разных городах, но и разных государствах. Сложнее придется иностранцам, работающим в России и получающим образование у себя на родине или в другой стране. Дело в том, что обязательное предоставление учебных отпусков гарантируется только для работников-студентов заочной или очно-заочной формы обучения учебных заведений с государственной аккредитацией России. Такому критерию иностранные организации не соответствуют, и следовательно, их студентам гарантии и компенсации не положены.

Какие документы нужны для обоснования расходов

Документы должны содержать информацию, как именно расходы на повышение квалификации связаны с работой компании, и какую пользу для организации несёт обучение.

  1. В плане подготовки (переподготовки) кадров нужно отразить цели повышения квалификации и график обучения сотрудников (указать сроки для того или иного специалиста).
  2. Дополнительным плюсом будет графа в трудовом договоре с сотрудником, где будет отражена возможность повышения квалификации. Результаты повышения квалификации (изменение обязанностей, повышение зарплаты в связи с присвоением новой квалификации) можно отразить в дополнительном соглашении к договору.
  3. Приказ о направлении сотрудника на курс повышения квалификации следует издать накануне события. В документе нужно указать, что сотрудники учатся по инициативе работодателя в связи с производственной необходимостью в целях расширения производства, внедрения нового оборудования и т.п.

Регистрация и оплата периода повышения квалификации

Сотрудник приказом руководителя направлен на повышение квалификации в этом же городе с отрывом от производства в течение одной рабочей недели.
Рассмотрим, как отразить этот период в ЗУП 3, чтобы у сотрудника во время повышения квалификации в табеле стоял правильный код (ПК) и начислялся средний заработок за время учебы.

С точки зрения законодательства существует несколько нюансов отображения периода повышения квалификации с отрывом от производства:

  • Период повышения квалификации должен быть оплачен по среднему заработку.
  • Ст. 187 ТК РФ: «При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы
  • Период повышения квалификации в табеле учета рабочего времени отражается: кодом ПК — в той же местности;
  • кодом ПМ – при направлении на обучение в другую местность.
  • Период повышения квалификации с отрывом от производства в форме СЗВ-СТАЖ отражается кодом КВАЛИФ.

В ЗУП 3 период повышения квалификации отражается документом Отсутствие с сохранением оплаты.

Необходимо настроить новое начисление для оплаты периода повышения квалификации в той же местности:

На вкладке Основное:

  • В поле Назначение начисления указать Оплата времени сохраняемого среднего заработка;
  • В поле Начисление выполняется нужно выбрать По отдельному документу, ниже будет указан Вид документаОтсутствие с сохранением оплаты.

Поскольку получение образования – процесс длительный, работник за это время может неоднократно сменить место работы. Обязанность работодателей – предоставить и оплатить ему учебный отпуск – сохраняется до конца срока обучения, независимо от характера работы. Особый случай возникает, если сотрудник по срочному договору замещает временно отсутствующего работника.

Запутанную историю с взаимными претензиями пришлось разбирать Ленинградскому областному суду (определение от 6 августа 2015 г. № 33-3731/2015).

Следите за датами:

16.02.2015 г. юрисконсульт Е. ушел в учебный отпуск на 4 месяца, представив справку-вызов из учебного заведения. Отпуск ему пока не оплатили.

24.02.2015 г. основная сотрудница, находившаяся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, досрочно вышла из отпуска и приступила к работе.

Что делает работодатель? Да, увольняет Е. по статье 77 Трудового кодекса РФ (в связи с истечением срока трудового договора), при этом выплачивает все положенные компенсации, связанные с увольнением, не забывая компенсацию за 9 дней учебного отпуска за период с 16.02.2015 г. по 24.02.2015 г.

Что делает уволенный работник? Не оспаривая самого факта увольнения, он обращается в суд с требованием оплатить учебный отпуск в полном размере и причинение ему морального вреда.

Арбитры двух инстанций встали на сторону работника, указав что истец полностью исполнил свою часть «марлезонского балета», а ответчик «проспал» и не издал приказ о предоставлении истцу учебного отпуска и не оплатил его не позднее чем за три дня до его начала.

ПП – аббревиатура «профессиональная переподготовка». ПК – «повышение квалификации»».
Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, который позволяет специалисту сменить свою профессию или специальность. Например, инженер-проектировщик может переучиться на маркшейдера. Другими словами, переподготовка – это сокращенная версия второго высшего или второго средне-специального профессионального образования. Вместо того, чтобы получать вторую специальность в ВУЗе, можно просто пройти переподготовку. Это дешевле и экономит время. Получать второе высшее образование можно, если слушатель желает заниматься наукой.

Курсы профессиональной переподготовки включают программы с нагрузкой от 250 академических часов и более. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься новой профессиональной деятельностью.

Повышение квалификации – это способ усовершенствования знаний и навыков специалистов. Технологии меняются, ежегодно в отраслях вводятся новые требования и стандарты. Для того, чтобы быть в курсе этих изменений, необходимо проходить курсы повышения квалификации. По профстандартам и квалификационным характеристикам некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определённой периодичностью: например, учителя – каждые 3 года, врачи – каждые 5 лет.

Курсы повышения квалификации включают учебные программы с нагрузкой от 16 часов до 249 часов. По завершении обучения выдается удостоверение о повышении квалификации и, если это необходимо по ведомственным нормативным актам, сертификаты или аттестационные листы. Одной из разновидностей курсов повышения и усовершенствования являются семинары и вебинары.

Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:

— Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
— Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
— Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.

Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.

Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.

Пройдя профессиональную переподготовку Вы получаете диплом равный по статусу второму высшему или второму средне-специальному образованию. Если слушатель проходит курс переподготовки на базе диплома о высшем профессиональном образовании, то в итоге он получит диплом о переподготовке равный по статусу диплому о втором высшем образовании. Точно такая же ситуация обстоит в случае, когда слушатель получает диплом о переподготовке на базе среднего профессионального образования – диплом равный по статусу второму среднему специальному образованию.

Переподготовка позволяет поменять не просто специальность в какой-либо области профессиональной деятельности, а полностью сменить профессию. При этом не нужно получать второе высшее образование. Второе высшее необходимо в том случае, когда специалист желает заниматься научной деятельностью по новой профессии.
Получить новую профессию на курсах переподготовки можно за 5-6 месяцев, а при втором высшем – от 3 лет и более.

Бухгалтерский учет расходов на подготовку и переподготовку кадров в организациях

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» (в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2006 N 156н) расходы на обучение, подготовку и переподготовку кадров признаются расходами по обычным видам деятельности. Эти расходы включаются в себестоимость продукции в сумме фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу». Если же обучение работника не связано с производственной необходимостью, то расходы на обучение (и другие расходы, связанные с периодом обучения) учитываются в составе прочих расходов и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».

Читайте также:  Взыскание долга по расписке, правило составления и судебные разбирательства

Существует мнение, что расходы на обучение можно учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов». Как нам представляется, использовать счет 97 для отражения данных операций в бухгалтерском учете нелогично. Дело в том, что согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 97 предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, в Инструкции указано, что на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с проведенными подготовительными и иными работами, неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др.

По нашему мнению, если договор на обучение заключен с образовательным учреждением без каких-либо особых условий (например, предполагающих невозврат учебным заведением денежных средств в случае расторжения договора), то при отражении платы за обучение счет 97 использовать нет оснований, так как расходы не могут считаться понесенными до подписания образовательным учреждением акта выполненных работ (оказания услуг), а перечисленные денежные средства до подписания акта об оказании услуг будут учитываться в составе дебиторской задолженности образовательного учреждения по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Если же в договоре обозначены так называемые невозвратные суммы (не подлежащие возврату) и оплату можно считать понесенными расходами, то использование счета 97 можно обосновать.

Если произведенные организацией затраты относятся к нескольким отчетным периодам, то они учитываются на счете 97 и подлежат списанию в порядке, установленном в учетной политике организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения N 34н). Например, если плата за обучение работника может быть признана расходом по обычным видам деятельности равномерно в течение одного года, то произведенный расход первоначально учитывается по дебету счета 97 и кредиту счета 60, а затем списывается равномерно с кредита счета 97 в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44.

Аккредитация для «чайников»

Старая добрая и всем привычная процедура сертификации канула в прошлое. На смену ей пришла пугающе непонятная аккредитация. Так ли страшна процедура, и как к ней подготовиться – разберемся вместе с помощью простой и понятной инструкции от «Медзнания».

Хорошие новости – для того, чтобы пройти периодическую аккредитацию, не нужно никуда идти или ехать. Процедура представляет собой один-единственный этап: оценку вашего портфолио – пакета документов, о которых мы поговорим ниже. Ваша задача – собрать этот пакет и отправить его в аккредитационный центр, а затем ждать вердикта комиссии.

Когда начинать подготовку к аккредитации

Ответ прост и суров – прямо сейчас. На это есть три причины:

  • как только сертификат (или свидетельство об аккредитации) закончится, вы не будете иметь право легально работать по своей специальности;
  • периодическая аккредитация – процесс совсем не быстрый. Изучать и оценивать ваше портфолио комиссия будет несколько месяцев. Шансов пройти аккредитацию за месяц-два нет, закладывать на нее лучше минимум полгода (а лучше больше).
  • чем раньше вы перейдете к шагу 1 (обучению), тем проще и комфортнее для вас будет процесс.

Шаг 1. Обучение

Как и при сертификации, в первую очередь нужно пройти обучение – то есть, повысить свою квалификацию (ведь в этом и смысл непрерывного образования). А уже потом подавать документы на прохождение аккредитации.

Сколько именно нужно учиться – четко прописано в новом приказе об аккредитации. В 2022-м году нужно набрать не менее 144 образовательных часов. Как это сделать? К счастью, в наши дни есть великое множество курсов и других образовательных мероприятий, которые можно проходить не выходя из дома.

Способ платный. Курсы повышения квалификации

Как минимум 74 часа из положенных 144-х нужно обязательно набрать с помощью курсов повышения квалификации – например, вы можете набрать часы курсами, 36 часов или 72 часа на «Медзнании». Курсами можно набрать все 144 часа.

Какой бы курс вы не выбрали, важно, чтобы он соответствовал вашей специальности. Курс может быть аккредитован в системе НМиФО (тогда вы сможете найти его на официальном Портале НМО), но даже если он не аккредитован, это не страшно. Главное, чтобы по итогам у вас было удостоверение от организации, имеющей образовательную лицензию.

Способ бесплатный. Вебинары, семинары и интерактивные образовательные модули

Если положенный минимум (74 часа) набран курсами повышения квалификации, остальные 70 можно набрать с помощью вебинаров, семинаров и ИОМ (интерактивных образовательных модулей), аккредитованных в системе НМО. Найти такие мероприятия можно на сайте Совета НМО, в разделе мероприятия.

У этого способа набора баллов есть плюсы – он бесплатный и помогает прослушать множество лекций на разные темы. Но есть и минусы – за один вебинар можно набрать не больше 1-2 баллов, семинары и ИОМ помогут набрать не более 6 баллов за день обучения. А значит, набирать баллы придется долго, и начинать лучше сильно заранее (в идеале, заниматься этим весь 5-летний цикл).

Шаг 2. Собираем пакет документов

После того, как 144 часа обучения пройдены, можно начинать собирать портфолио – пакет документов, который будет оценивать аккредитационная комиссия. Именно от того, насколько соответствуют документы требованиям комиссии, зависит, пройдете вы аккредитацию или нет.

Пакет документов условно состоит из четырех частей:

  • копии необходимых документов;
  • заявление на прохождение аккредитации;
  • отчет о профессиональной деятельности;
  • портфолио (сведения о повышении квалификации);

Копии необходимых документов

Для начала подготовимся к формированию пакета, сделав копии нескольких документов. Итак, копируем:

  • паспорт
  • если вы меняли фамилию – документ, подтверждающий это (например,свидетельство о браке
  • сертификат специалиста или свидетельство об аккредитацииобязательно соответствовать той специальности, по которой вы проходите аккредитацию, она и только она должна быть указана в заявлении и в отчете о проф.деятельности) -сертификат или свидетельство нужно заверить в отделе кадров, у нотариуса или в образовательной организации;
  • дипломо высшем или среднем образовании. Желательно – с приложениями к диплому, но если они потеряны (как у многих из нас), то без них. Если нет и самого диплома, можно приложить выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии; -Диплом или выписку нужно заверить в отделе кадров, у нотариуса или в учебном заведении
  • копии всех страництрудовой книжки(если вы на военной или приравненной к ней службе – копию иного документа, подтверждающего ваш стаж);трудовую книжку или иной документ нужно заверить в отделе кадров или у нотариуса
  • СНИЛС
  • удостоверений о повышении квалификации(тех самых курсов, о которых мы писали выше)

Важно! Оригиналы документов высылать не нужно – вам их не вернут.

Заявление на прохождение аккредитации

Обратите внимание, что в заявлении есть графа №7 «Копии документов о квалификации, подтверждающих сведения об освоении программ повышения квалификации за отчетный период». В этой графе перечисляем сведения удостоверений, полученных вами после прохождения курсов с указанием серии, номера, даты выдачи, периода обучения и организации, которая вам эти документы выдала. Эти удостоверения мы уже копировали, а чуть позже они нам понадобятся еще раз, при заполнении портфолио.

Важно быть очень внимательным – очень часто документы «разворачивают» именно из-за мелочей в заполнении бланков. Например, в заявлении неверно указана специальность (не соответствует сведениям из трудовой книжки или сертификату специалиста). Или – казалось бы, пустяк – нет вашей подписи на документе. Соответственно, после заполнения заявление нужно распечатать и подписать.

Отчет о профессиональной деятельности

Эта часть уже интереснее, и вызывает немало вопросов. Шаблон отчета тоже утвержден приказом, использовать можно только его. Отчитываемся сразу за весь отчетный период – это 5 лет, с момента получения вашего предыдущего документа о допуске к проф. деятельности (сертификата или свидетельства об аккредитации). Этот срок указывается на первой странице отчета (например, с 10. 2017 по 10. 2022).

Читайте также:  Какие документы нужны для регистрации брака

Следующие страницы отчета заполняются только по последнему месту работы. Если вы сменили несколько мест работы за последние пять лет, все эти данные покажет трудовая книжка. Работа на часть ставки или по совместительству (по специальности!) тоже считается – в таком случае прилагаем соответствующие справки с места работы.

Часто возникает вопрос – что должно быть в описании выполняемой работы? Ничего сверхъестественного придумывать не нужно, достаточно просто открыть профессиональный стандарт по вашей специальности и выписать из него ваши трудовые функции. Лишние подробности не нужны – пишем кратко и четко. Пример уже заполненного отчета вы можете посмотреть по этой ссылке.

Важный момент – перед отправкой отчет нужно заверить у вашего работодателя (нужны его подпись и печать наверху первой страницы). Есть отдельные случаи, когда отчет можно отправлять незаверенным:

  • вы сами работодатель (владелец или руководитель медучреждения);
  • в данный момент вы не работаете;
  • ваш работодатель не готов заверять отчет (например, если вы совсем недавно устроились на работу) – в этом случае нужно попросить его написать мотивированный отказ в свободной форме с его подписью и печатью и приложить этот отказ к пакету документов.

Портфолио тоже заполняется по утвержденному образцу. С первой страницей всё понятно – указываем ФИО, СНИЛС, название организации, в которой работаете, и т. Далее идут две таблички. В первую таблицу вносим сведения о пройденных курсах (которые мы уже указывали в заявлении и подтвердили скан-копиями удостоверений).

Во вторую таблицу вносим данные о посещенных вебинарах, конференциях, ИОМ, за которые вы получали баллы (они же зеты/кредиты) на портале НМО. Не путать с курсами, за которые вы также получили баллы НМО – их мы уже внесли в первую табличку, дублировать не нужно. Во вторую их нужно вносить только если по итогам вам не выдали удостоверение, а только баллы. Такое бывает, хотя и очень редко.

Ускорить процесс заполнения второй таблички поможет ваш личный кабинет на портале НМО. Из него можно выгрузить сведения о накопленных баллах за отчетный период сразу в форме таблицы. Но перед тем, как вставить её в портфолио, сверьтесь с образцом: лишние столбцы нужно будет убрать. По традиции, предлагаем взять для примера образец уже заполненного портфолио.

Важно! Перед тем, как отправлять копии удостоверений о повышении квалификации, обязательно проследите, чтобы данные о них были внесены в ФРДО – федеральный реестр документов об образовании. Как это сделать:

  • Прокрутить страницу сайта вниз, пока не дойдете до красной строчки «СЕРВИС ПОИСКА СВЕДЕНИЙ О ДОКУМЕНТАХ ОБ ОБРАЗОВАНИИ»; нажать кнопку «открыть» под этой строчкой;
  • Ввести необходимые данные в открывшиеся графы: наименование организации, в которой вы проходили обучение (например, Общество с ограниченной ответственностью Учебный центр «ЗНАНИЕ»), вашу фамилию, серию бланка удостоверения и т.д.
  • Если сведения о вашем удостоверении или дипломе внесены в ФРДО, откроется информация о них. На сайте ОбрНадзора эту информацию сможет проверить ваш работодатель или сотрудник ФАЦ при проверке документов для прохождения аккредитации.

Иногда внесение данных в ФРДО занимает определенное время, а подавать на аккредитацию нужно срочно. Тогда ваши удостоверения нужно будет заверить перед отправкой на аккредитацию. Заверить их могут:

Заверенные документы комиссия примет, даже если данные о них еще не внесены в ФРДО.

Шаг 3. Отправляем пакет документов в ФАЦ

На этом этапе можно смело выдохнуть – документы собраны, заверены и подписаны (перепроверьте еще раз, на всех ли бланках вы поставили свою подпись?) и готовы отправиться на оценку. Вы можете их передать в ФАЦ:

  • в бумажном виде– лично или заказным письмом по адресу 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1 (специалистам с высшим образованием) и 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2 (специалистам со средним образованием);
  • в электронном видес помощью вашего личного кабинета в ФРМР (федеральный реестр медицинских работников). Напомним, в электронном виде все сканы должны быть с подписями и печатями. То есть, сначала мы распечатываем бланки, потом подписываем их, затем сканируем и уже этот скан высылаем в ФАЦ.

Как узнать вердикт комиссии, что делать, если она вынесла решение «не сдано» и по каким причинам такое чаще всего происходит – расскажем в нашей следующей инструкции. А с какими вопросами столкнулись вы при подготовке к аккредитации? Пишите в комментариях, мы подробно разберем каждый из них в наших следующих статьях.

Установленные сроки действия

Профессия Срок (кол-во лет) Основание
Адвокат 1 «Стандарт профессионального обучения» для адвокатов
Врач 5 Приказ Минздрава № 707Н
Инструктор-проводник 5 Приказ Минтруда и соцзащиты № 702н
Оценщик 3 Требования Минимущества № ЗР-4/10060
Педагог 3 ФЗ № 273 «Об образовании»
Специалист по госзакупкам 3 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок»
Тренер 2 Приказ Минтруда № 191Н

Понятно, что одновременно повысить квалификацию всех специалистов нереально. Получается, нужно выделить тех, кто в числе первых должен повысить свой уровень профессионализма.

К тому же существует риск, что время и финансовые средства будут потрачены на обучение тому, что сотрудник и так знает и умеет. А еще хуже, когда работодатель оплачивает обучение сотрудника, а тот через некоторое время уходит на другое место работы.

Именно поэтому руководители предпочитают обучать сотрудников, которые принесут организации или предприятию максимум пользы, или сотрудников, которые занимают важные посты.

Остальных сотрудников обучают за счет средств компании только в двух вариантах:

  • Если обучение – важная составная часть процесса работы (к примеру, в медицинских компаниях);
  • Если нужно создать новое производство либо изменить профиль старого.

Проблема в том, что руководство молодой компании не всегда может определить, каков потенциал сотрудников. В этом случае можно проконсультироваться у специалистов, занимающихся обучением персонала. Также можно провести анкетирование сотрудников, а затем проанализировать полученную информацию.

С помощью анкетирования можно определить не только психологический тип сотрудника, но и насколько он соответствует должности, каков уровень его профессионализма и так далее.

Оформление прохождения обучения работодателем

Прохождение сотрудником повышения квалификации нужно оформить документально. Как это сделать правильно, поговорим сейчас.

Вначале нужно принять от сотрудника заявление о переосвидетельствовании его профессионального уровня на основании полученных им документов.

Как только заявление будет получено, создают квалификационную комиссию и проверяют знания сотрудника. После заключения, вынесенного комиссией, издается приказ о повышении категории конкретного сотрудника. Ознакомившись с приказом, сотрудник ставит свою подпись.

В течение 7 дней сотрудник кадровой службы вносит запись о присвоении разряда или категории в трудовую книжку работника. При этом ссылаются на полученный при прохождении обучения подтверждающий документ.

Также делается ксерокопия свидетельства или удостоверения, заверяется и хранится в личном деле работника.

В следующей части нашего материала стоит упомянуть и переподготовку специалистов. О сходстве и отличиях переподготовки от повышения квалификации мы уже обсуждали, а сейчас рассмотрим аспекты этого процесса подробнее.

Комментарии к ст. 196 ТК РФ

1. Согласно ст. 21 ТК работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение своей квалификации.

Стороной, которая должна обеспечить это право, является работодатель.

2. Постановлением Минтруда России от 12 января 2001 г. N 4 утв. Методические рекомендации по разработке региональных программ содействия организациям в профессиональном развитии персонала. Эти Методические рекомендации помогают работодателю организовать профессиональное развитие персонала.

Региональная программа содействия организациям в профессиональном развитии персонала — это целенаправленное и систематическое воздействие на работника в течение всей его трудовой деятельности в организации в целях максимального использования его трудового потенциала как в интересах самого работника, так и в интересах организации. Она представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на формирование благоприятных условий для профессионального развития персонала в организациях, повышение инвестиционной привлекательности организаций, а также на социальную поддержку высвобождаемых работников.

Разработка и реализация программы как комплексного документа предполагают консолидацию усилий работодателей, объединений профсоюзов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Программы могут быть долгосрочными и краткосрочными. В условиях нестабильности экономики целесообразно ориентироваться на разработку краткосрочных программ (2 — 3 года) с ежегодной их корректировкой и учетом итогов реализации программных мероприятий за прошедший год.

При разработке программы следует придерживаться ряда важнейших принципов:

Читайте также:  Как вернуть налог за обучение

комплексного подхода к решению проблем профессионального развития персонала и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих обеспечению продуктивной занятости населения и смягчению напряженности на рынке труда в регионе, где расположены организации, а также привлечению всех заинтересованных органов к ее разработке и реализации;

приоритета активных действий в управлении персоналом и его профессиональном развитии, а также политике на рынке труда (создание и сохранение рабочих мест, прием на работу незанятого населения и безработных граждан, улучшение условий и оплаты труда работников, совершенствование кадрового потенциала организаций, содействие занятости высвобождаемых работников и др.);

четкого разграничения сфер ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, объединений профсоюзов и территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения за разработку и реализацию программы;

эффективного использования всех средств, в том числе финансовых, направляемых на разработку и реализацию программы, и минимизации всех затрат.

Приоритеты программы определяются исходя из прогноза социально-экономического развития отраслей экономики, а также государственной политики в области подготовки кадров для рыночной экономики.

Рекомендуемая структура региональной программы содействия организациям в профессиональном развитии персонала: 1) анализ ситуации в профессионально-квалификационном аспекте; 2) прогноз потребности в квалифицированной рабочей силе; 3) ключевые проблемы в сфере профессионального обучения и развития персонала; 4) определение целей и задач программы; 5) разработка основных направлений программных действий; 6) разработка основных мероприятий программы; 7) ресурсное обеспечение программы; 8) оценка ожидаемой эффективности реализации программы.

3. В ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено содействие работодателей в обеспечении занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

4. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 576 утв. Положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации. Согласно Положению работодатель обязан проводить профессиональную переподготовку командного состава судов рыбопромыслового флота в случаях смены диплома, окончания срока действия подтверждения.

Профессиональная переподготовка проводится в региональных аттестационных центрах дополнительного профессионального образования при образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля, имеющих лицензию в соответствии с законодательством РФ и программы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

5. В Определении Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 г. N 11-О-О приводится правовая позиция Суда по поводу конституционности ст. 196 ТК.

Заявитель оспорил конституционность положений ч. ч. 1 и 2 ст. 196 ТК.

Согласно ст. ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом, и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом затрагиваются конституционные права и свободы и закон применен или подлежит применению в конкретном деле заявителя, что должно быть подтверждено копией официального документа.

Оспариваемые заявителем нормы ст. 196 ТК закрепляют права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.

6. Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22 утв. Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства. Оно действует в части, не противоречащей ТК.

Основной целью системы повышения квалификации и переподготовки кадров является постоянное приведение уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными и социальными условиями, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в рыночных условиях.

Когда и каких работников направляют на повышение квалификации

Повышение уровня квалификации сотрудников может проводиться по инициативе руководства предприятия в целях получения новейших профессиональных навыков, улучшения качества производственного процесса или предоставления услуг населению.

Но для иных профессий она является необходимостью, предусмотренной ст. 196 Закона о Труде. К ним относят:

  • Водительский состав штата сотрудников. Правила дорожного движения в чертах крупных городов постоянно претерпевают изменения, поэтому для обеспечения безопасности всех автомобильных перевозок, в том числе с пассажирами на борту, водители обязаны повышать свое профессиональное мастерство вождения в новых условиях. Занятия могут проводиться ежегодно, если иное не предписано федеральным законодательством или иными правовыми актами местной власти.
  • Научных и педагогических сотрудников коллектива. Изучение новых подходов, методик и способов преподавания в области педагогики является неотъемлемой частью работы преподавателей, а научным руководителям отдельных подразделений необходимо изучать новые разработки технологических производственных процессов регулярно. Поэтому курсы повышения профессиональных знаний для этой категории сотрудников проводятся 1 раз в 5 лет.
  • Сотрудники государственных подразделений органов местного самоуправления проходят переподготовку раз в 3 года. Для этой группы работников необходимо изучение новых норм законодательства и правильное применение их на практике.
  • Медицинские и фармацевтические работники среднего звена обязаны повышать свой уровень знаний раз в три года, а лица с высшим образованием — ежегодно. Это обусловлено заботой о здоровье наших граждан, поскольку в медицинской сфере постоянно изменяются, например, методы диагностики, что в свою очередь влечет назначение новых лекарственных препаратов, ранее отсутствующих и не применяющихся в сфере здравоохранения.
  • Переподготовкой профессиональных знаний должны заниматься специалисты сферы по физической культуре и спортивным достижениям на периодической основе.
  • Судейский и прокурорский состав правоохранительной системы государства – важнейшее звено органов исполнительной власти, поэтому обучение для них является профессиональной необходимостью. Изучение вступивших в силу сводов законов, их изменение и применение на практике проводятся регулярно.

Список профессий, для которых повышение уровня квалификации в той или иной области может быть намного расширен. Каждый сотрудник должен понимать, что без новых технологий, методик и знаний трудно стать настоящим профессионалом своего дела.

Чем полезны бухгалтерские курсы по зарплате

Курсы бухгалтер по зарплате — это особая специфика знаний и навыков. Бухгалтерские курсы по заработной плате нужны для расширения профессиональной подготовки, чтобы знать не только теорию, но и практику, иметь навык работы в программе 1С ЗУП. Курсы бухгалтера зарплата и кадры позволят стать универсалом в своей работе. Вы на практике узнаете, что такое:

Итак, наши бухгалтерские курсы по заработной плате познакомят всех слушателей с необходимыми в работе бухгалтера навыками:

  • ведение кадровой документации в программе 1С ЗУП 8 и учет кадров
  • учет рабочего времени и документальное оформление
  • расчет заработной платы по различным системам оплаты труда
  • выплата заработной платы с использованием различных способов
  • оплата за время отпуска и компенсаций
  • оплата пособий и прочих социальных выплат
  • расчет командировочных расходов и уплата налогов по ним
  • расчет и удержание НДФЛ и составление отчетности
  • расчет страховых взносов и составление отчетности для фондов и многое другое


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *