Налоговый мониторинг: подробный разбор от А до Я

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый мониторинг: подробный разбор от А до Я». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

Что подразумевает налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг представляет собой особую форму налогового контроля, при которой проводятся не выездные проверки налогоплательщиков, а постоянный удаленный контроль за их деятельностью. Он осуществляется через предоставление инспекторам доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика. В данном случае ИФНС может в режиме реального времени отслеживать, как компании считают и платят налоги, заполняют отчетность и выполняют иные налоговые обязанности.

При налоговом мониторинге проверки заменяют оперативным взаимодействием с компаниями, при котором ИФНС при выявлении неточностей или ошибок имеет право запросить у налогоплательщика пояснения, а также потребовать от него исправить ошибки. Пояснения в такой ситуации нужно подавать не позже 5-ти дней, а корректировать документы — не позже 10-ти дней с момента поступления требования (п. 2 ст. 105.29. НК).

При налоговом мониторинге ИФНС вправе проводить выездные проверки в отношении налогоплательщика, но только в конкретных ситуациях (п. 5.1 ст. 89 НК):

  • выездная проверка осуществляется вышестоящим налоговым органом для контроля деятельности ИФНС, которая проводит налоговый мониторинг;
  • налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение ИФНС, к примеру, не предоставляет пояснения и документы, не исправляет ошибки и др.;
  • налогоплательщик не предоставляет уточненную декларацию за период налогового мониторинга, в которой уменьшили сумму налога по сравнению с ранее переданной декларацией;
  • произведено досрочное прекращение налогового мониторинга.

Усовершенствовав систему налогового контроля, компании не только корректно ведут учет документов, но и повышают качество взаимодействия с налоговыми органами, снижают расходы на администрирование, улучшают деловую репутацию и обеспечивают престиж своего бизнеса.

При вступлении в режим налогового мониторинга профильные органы открыты к диалогу, в первую очередь, с организациями, которые уделили достаточно внимания подготовке.

Компании, которые предоставили налоговым органам комплекс документов, имеют больше шансов на успешное согласование и оценку заявки, а также вызывают больше доверия у партнеров и клиентов.

В конечном итоге это повышает инвестиционную привлекательность компании и положительно сказывается на деловом климате.

Переход на налоговый мониторинг для участников СПИК

Специальный инвестиционный контракт – это инструмент промышленной политики, направленный на стимулирование инвестиций в промышленность России, который стал активно развиваться в качестве меры противодействия экономическим последствиям санкций.

Читайте также:  Больничный лист работающим инвалидам

Добровольный переход участника отбора на налоговый мониторинг может стать преимуществом при заключении контракта, продемонстрирует его надежность и добросовестность. Практика внедрения налогового мониторинга в инвестиционной среде набирает обороты, и не исключено, что в будущем участие в программе НМ станет важным критерием для получения льгот по специнвестконтрактам.

Важно отметить, что для участников СПИК планируют ввести новые льготы в части перехода на Налоговый мониторинг: компании смогут перейти без ограничений по стоимости активов. Пока изменения находятся в стадии обсуждения, но могут начать действовать уже с 1 января 2023 года.

Специалисты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» предлагают комплексное сопровождение перехода на налоговый мониторинг для повышения инвестиционной привлекательности.

Порядок вступления в налоговый мониторинг

Процесс перехода на налоговый мониторинг инициируется налогоплательщиком, который соответствует критериям, согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Для подключения необходимо до 1 сентября года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга, подать заявление в территориальный налоговый орган, предоставив вместе с ним ряд документов (Приказ ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15-323@).

То есть, фактически, действует следующее правило: если заявление подано до 1 сентября текущего года, то первым периодом мониторинга будет следующий год, процедура начнется 1 января и завершится 1 октября года, следующего за периодом проведения мониторинга.

Для вступления в налоговый мониторинг требуется следующее:

  • Подать заявление о проведении налогового мониторинга (заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации, не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга);

  • Предоставить регламент информационного взаимодействия;

  • Предоставить сведения о взаимозависимых лицах (доля участия свыше 25%);

  • Предоставить учетную политику для целей налогообложения организации;

  • Предоставить документы о системе внутреннего контроля.

Как перейти на налоговый мониторинг?

Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг необходимо до 1 сентября года, предшествующего тому, с которого начнет действовать НМ. Направить такое заявление на переход с 2021 года можно в электронном виде.

Пакет документов для перехода на налоговый мониторинг:

  • заявление,
  • регламент информационного взаимодействия,
  • информация о взаимозависимых лицах,
  • учетная политика для целей налогообложения,
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Для подготовки к переходу на налоговый мониторинг компании следует подготовиться:

  • Провести проверку на соответствие установленным критериям
  • Составить план-график перехода на НМ
  • Подготовить информационную систему и систему внутреннего контроля

Почему Налоговый мониторинг со СБИС, это удобно и выгодно?

  • Готовая витрина данных для налоговой. Покажем только те документы, отчеты и налоги, которые необходимы для проведения проверки.
  • Взаимодействие с налоговой в режиме онлайн. С ФНС можно обмениваться сообщениями, отправлять файлы и ставить задачи, получать мотивированное мнение по сделкам. Это существенно экономит время.
  • Не требуется дорабатывать учетные системы. Все необходимые данные для налогового мониторинга СБИС собирает автоматически из существующих учетных программ клиента.
  • Не нужно покупать оборудование и лицензии для криптозащиты. Тензор — ведущий спецоператор. Все необходимое оборудование и защищенные каналы передачи данных с ФНС уже работают.
  • Интеграция с АИС «Налог-3». Витрина данных СБИС уже умеет обмениваться с АИС «Налог-3». Не нужно тратиться на интеграцию и настройку.
  • Техническая поддержка СБИС 24/7 по всей территории РФ.

Дополнительно к лицензии СБИС для налогового мониторинга потребуется внедрение. Стоимость рассчитывается индивидуально. Включает в себя:

  • разработку механизмов сопоставления и передачи данных из SAP, 1С и других учетных систем в витрину данных;
  • настройку обмена с электронным архивом;
  • изменение прав доступа к витрине данных со стороны ФНС;
  • сопровождение при приемке витрины данных налоговой.

Кто может перейти на налоговый мониторинг

Перейти на проведение налогового мониторинга может не каждая организация. Чтобы претендовать на данный вид налогового контроля, компания должна соответствовать ряду обязательных критериев по доходам, активам и уплачиваемым в бюджет налогам. Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг компания может при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма налогов, подлежащих уплате за 2021 год, составляет не менее 100 миллионов рублей (учитываются НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ и страховые взносы; не учитываются налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС);
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за 2021 год составляет не менее 1 млрд рублей;
  • стоимость активов по данным бухотчетности на 31 декабря 2021 года не менее 1 млрд рублей.
Читайте также:  Склонение существительного «акт»

Мотивированное мнение ФНС

ФНС имеет право формулировать свою позицию по поводу корректности расчета и уплаты взносов в бюджет для той организации, в отношении которого осуществляется финансовый мониторинг. Такая позиция оформляется отдельным документом — мотивированным мнением. Оно подготавливается:

  • По инициативе ФНС — если налоговые инспекторы обнаружили факты неверного исчисления или просроченной уплаты налогов, то они составляют мотивированное мнение и в течение пяти дней направляют его в адрес юридического лица (но не позже чем за три месяца до окончания налогового мониторинга).
  • По желанию юридического лица — если у фирмы имеются сомнения в отношении корректности исчисления и уплаты налогов, то компания может не позднее 1 июля того года, в течение которого осуществляется налоговый мониторинг, сама направить запрос в ФНС о предоставлении мотивированного мнения. ФНС обязана подготовить документ с оценкой в срок не более месяца с получения такого запроса.

Что мониторят налоговики

Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:

  • за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
  • правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:

ЭТАП

ЦЕЛЬ

До фактического начала бизнес-процесса (операции) Предупреждение или снижение негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации
Непосредственно в ходе бизнес-процесса (операции) Своевременное выявление и немедленное устранение возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров
После бизнес-процесса (операции) Установление достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям

Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?

Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября. И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован. Так ФНС может отказать если:

  • Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
  • Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
  • Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.

Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика. Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период. Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.

Что такое налоговый мониторинг?

До недавнего времени правильность определения плательщиками сумм налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет в соответствующие сроки, инспекторы могли устанавливать только в ходе налоговых проверок — выездных и камеральных. С 01.01.2015 в российском налоговом законодательстве появилась альтернативная форма контроля — налоговый мониторинг. Его предмет тот же, что и у названных проверок, — правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).

Читайте также:  Изменения с 1 июля 2023 по авансовым отчетам

Правда, новая форма контроля может применяться в отношении ограниченной группы хозяйствующих субъектов. Забегая вперед, отметим, что в эту группу входят исключительно организации, которые соответствуют определенным критериям.

Что же такое налоговый мониторинг? Руководствуясь положениями разд. V.2 части первой НК РФ, кратко на этот вопрос можно ответить следующим образом: специальная форма налогового контроля, которая реализуется посредством электронного информационного взаимодействия между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Чтобы такое взаимодействие состоялось, налогоплательщик обеспечивает инспекции удаленный доступ к своим информационным ресурсам, в которых содержатся документы и сведения, используемые им для расчета налоговых платежей. Изучая и анализируя эти документы и сведения в режиме онлайн, проверяющие получают возможность осуществлять оперативный контроль за правильностью исчисления организацией налогов и сборов, а также своевременностью их уплаты в бюджет. И если, по мнению инспекторов, налогоплательщик неверно рассчитывает налоги, он тут же будет проинформирован об этом. Кроме того, и сам налогоплательщик в целях разрешения спорных вопросов, возникающих у него при определении сумм налогов и сборов, может обратиться к проверяющим за соответствующей консультацией. Причем в период налогового мониторинга контролеры не вправе проводить в отношении организации выездные и камеральные проверки (правда, из этого правила есть некоторые исключения).

Добавим, что периодом, за который осуществляется налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о его проведении. При этом мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, и заканчивается 1 октября следующего года (п. п. 4 и 5 ст. 105.26 НК РФ). Таким образом, новая форма налогового контроля начнет функционировать только с 2016 г.

Рассмотрение заявления организации

Пунктом 4 ст. 105.27 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан рассмотреть заявление налогоплательщика о проведении налогового мониторинга и представленные с ним документы (информацию). По итогам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен принять либо решение о проведении налогового мониторинга, либо решение об отказе в его проведении. Срок для вынесения соответствующего решения — до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. В силу п. 6 ст. 105.27 НК РФ решение направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Обратите внимание! Организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом одного из названных решений может отозвать его на основании письменного заявления. В таком случае заявление не считается поданным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Отметим, что решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивировано налоговым органом. Основания для отказа прописаны в п. 5 ст. 105.27 НК РФ:

  • непредставление (представление не в полном объеме) организацией документов (информации), перечень которых установлен в п. 2 ст. 105.27;
  • несоблюдение организацией условий, предусмотренных п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к названному регламенту.

Мотивированное мнение налогового органа

Согласно п. 1 ст. 105.30 НК РФ мотивированное мнение налоговой инспекции отражает ее позицию по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Мотивированное мнение (подписывается оно руководителем или заместителем руководителя налогового органа) составляется и направляется организации только при проведении в отношении ее налогового мониторинга.

Форма и требования к его составлению определяются ФНС.

Обратите внимание! При налоговом мониторинге инспекция не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с контролем соответствия цен, примененных ею в контролируемых сделках, рыночным ценам (п. 10 ст. 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение может быть сформировано либо по инициативе налогового органа, либо по запросу проверяемого лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *