Утилизация автомобилей в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизация автомобилей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.

Требования к автомобилю

В госпрограмме утилизации в 2023 году (как и в предыдущие годы проведения акции) могут принять участие владельцы практически всех автомобилей при условии соответствия установленным правилам. Требования к транспортному средству таковы:

  • автотранспортные средства старше 10 лет не могут участвовать в программе трайд-ин;
  • на скидку могут рассчитывать владельцы машин не ранее 1999 года выпуска;
  • старым признается автомобиль, возраст которого не менее 6 лет;
  • ТС должно быть оформлено на одного владельца, и время владения должно составлять не менее 6 месяцев для трейд-ин и 12 месяцев для утилизации;
  • авто, приобретенные в кредит или лизинг при условии не выполненных перед банком кредитных обязательств, принять участие в программе утилизации не смогут;
  • автомобиль должен соответствовать техническим характеристикам, т. е. все агрегаты должны соответствовать указанным в ПТС;
  • ТС, поступающее в специализированный центр для сдачи в утиль, должно быть «на ходу»;
  • автомобиль доставляется в дилерскую сеть или пункт приема металлолома с помощью эвакуатора, услуги которого оплачивает владелец. Причина: к моменту сдачи ТС снято с учета, и не имеет права участвовать в дорожном движении.

Еще одно важное условие: владелец должен иметь гражданство РФ.

Плюсы и минусы утилизации транспортного средства

Государство стремится повысить престижность отечественных моделей автомобилей, поддержать отечественного производителя и заинтересовать потребителя в покупке машин российского автопрома. Все это положительно скажется на экономической ситуации автомобильных концернов.

К плюсам можно отнести и финансовый стимул. Скидка на покупку нового авто — существенная помощь в условиях нынешнего экономического кризиса.

К минусам стоит отнести несоразмерность скидки с ценой нового авто и ограниченные средства, отведенные на реализацию утилизации автомобилей.

Можно ли участвовать в госпрограмме утилизации автомобилей в 2023 году?

Несмотря на то, что в России продолжается кризис, и экономика претерпевает массу лишений, программа утилизации продолжает действовать и в 2023 году. Бюджет, выделенный на 2023 год, не позволил повысить размер льгот, но и не урезал их.

Одной из причин продления программы утилизации автомобилей стало то, что рынок отечественного автомобилестроения не перестает испытывать трудности с реализацией своей продукции. Низкая покупательская способность граждан, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей оказывают значительное давление на отечественные предприятия. Для стабилизации ситуации необходима поддержка правительства.

Несмотря на положительную динамику спроса на автомобили, произведенные на территории РФ, главная цель разработки и продления программы утилизации в 2023 году – это поддержка граждан в их желании по приобретению нового транспортного средства. В 2023 году автовладельцы имеют возможность получить компенсацию до 350-ти тысяч рублей.

Необходимые документы

Автовладелец, который решил обратиться по вопросу оформления утилизации в 2023 году в автосалон, должен иметь при себе следующий перечень документов:

  • Документ удостоверения личности (паспорт гражданина РФ).
  • Требуется наличие ПТС, в котором должен быть указан соответствующий срок нахождения рассматриваемого транспортного средства в собственности.
  • Документ, который подтверждает факт снятия с регистрации в ГИБДД (по утилизации, возможны варианты). Это может быть либо соответствующая отметка в ПТС, либо справка ГИБДД, также допускается оригинал учетной карты ТС (с печатью установленной формы, подписью).
  • Акт, подтверждающий факт сдачи автомобиля утилизатору (это может быть как оригинальный документ, так и предварительно заверенная нотариально копия).
Читайте также:  Как изменятся пенсии по инвалидности в 2023 году

Количество позиций в списке

Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.

Перечень включает следующие виды товаров:

  1. Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
  2. Каучук, резина и изделия из них;
  3. Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
  4. Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
  5. Прочие химические продукты;
  6. Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
  7. Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
  8. Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
  9. Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
  10. Первичные элементы и первичные батареи;
  11. Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
  12. Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
  13. Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
  14. Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
  15. Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
  16. Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
  17. Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
  18. Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).

Снятие автомобиля с государственного учета

Юридические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с учета в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Снятие с государственного учета транспортного средства по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, осуществляется после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Регистрационное подразделение снимает с государственного учета транспортное средство при предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании транспортного средства в специально отведенном поле.

Утилизационный сбор: кто уплачивает?

Что же это такое, утилизационный сбор? Согласно пункту 1 ст. 24-1 закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» каждый приобретатель автомобиля должен заплатить этот сбор, который в дальнейшем будет потрачен на утилизацию машины в соответствии с правилами экологической безопасности.

Сбор на утилизацию платится при ввозе машины из-за границы. Если машина произведена в России, то уплата остается на совести производителя, взнос за транспортные средства, произведенные в других странах, оплачивает тот, кто ввозит автомобиль на территорию РФ. Взимается утилизационный сбор на автомобили лишь единожды.

Не нужно платить утилизационный сбор, если:

  • машина старше 30-ти лет, используется в некоммерческих целях, оригинальные рама, кузов и двигатель в сохранности;
  • автомобиль в собственности диппредставительства, консульства, международной компании, либо сотрудника какого-либо из данных учреждений, членов его семьи.

Что за справка об утилизации по новому закону?

Согласно введённым 10 июля 2017 года изменениям в порядок снятия с учёта транспортных средств, для утилизации на сегодняшний день необходима специальная справка (свидетельство) об этом:

66. Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией производится на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
При прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 32.1, 32.2, 32.4, 32.7 и 32.9 пункта 32 настоящего Административного регламента.

Ранее в заявлении о снятии с учёта достаточно было указать утилизацию как основание для прекращения регистрации. Теперь для этого нужна справка об утилизации. Внесены такие изменения, чтобы предовтратить использование автомобиля после снятия с учёта по причине утилизации.

Читайте также:  Новые правила перевозки детей в автомобилях в 2022 году

Программа утилизации возвращается?

На прошедшей вчера встрече с представителями «Деловой России», Президент России Владимир Путин ответил на вопрос по поводу перезапуска госпрограммы по утилизации старых автомобилей. С такой идее выступил один из участников организации, а глава государства попросил первого вице-премьера Андрея Белоусова дать соответствующее поручение Минпромторгу.

При этом сам Андрей Белоусов прокомментировал само предложение. В целом чиновник поддержал возобновление программы, но напомнил о двух моментах:

  • нужно избежать ошибок, которые были сделаны раньше (то есть, когда действовала прошлая программа утилизации) – позаботиться о том, чтобы хватило мощностей по разделению этих ресурсов;
  • сейчас весь автопром, включая российский, находится в сложной ситуации – ограничения пока накладывает дефицит новых автомобилей, а не сниженный спрос на них. Из-за нехватки электронных компонентов не удается покрыть спрос на автомобили, из-за чего они дорожают.

Тем не менее, Белоусов считает, что программа сыграла «яркую роль» в поддержке спроса на автомобили в 2014-2015 годы. В Минпромторге сообщили, что подготовят соответствующие предложения для обсуждения.

Сама процедура утилизации старых машин стандартная, клиенту достаточно проверить соответствие его ТС требованиям и выбрать дилерский центр, где он планирует купить новый. Далее:

  1. Посетить местное отделение ГИБДД, там снять транспорт с госрегистрации, предоставив заявление с пакетом документов. Не обязательно тащить машину, достаточно бумаг на нее – техпаспорт и свидетельства прохождения ТО.
  2. Посетить дилерский центр, выбранный заранее.
  3. Представить там документы:
  • паспорт гражданина;
  • техпаспорт на ТС (где указан нужный срок владения 6 месяцев);
  • акт о ликвидации старого авто (оригинал / копия).
  1. Передать документ, подтверждающий факт снятия транспорта с учета ГИБДД.

Ассоциация европейского бизнеса обеспокоена

Обеспокоенность в связи с возможным введением пошлин на ввоз в РФ электромобилей выразила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в своем традиционном автомобильном пресс-релизе, который вышел накануне.

«Разумеется, растущий сегмент электромобилей может со временем быть занят моделями местного производства. Это положительное развитие может быть серьезно подорвано отказом от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на ближайшие годы, что приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей», — отметила АЕБ со ссылкой на главу комитета автопроизводителей ассоциации Томаса Штэрцеля.

От лица комитета Штэрцель заявил, что «продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству».

Почему медицинская справка больше не нужна для ТО

Дело в том, что до 2010 года список необходимых для ТО документов был другим, поэтому вопрос о медсправке вполне закономерен. Раньше водители должны были предоставить такой пакет:

  • водительские права;
  • полис обязательного страхования ОСАГО;
  • гражданский паспорт;
  • документы на машину (ПТС, СТС, имущественные бумаги);
  • квитанции об оплате государственных пошлин;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья водителя, подтверждающую его пригодность.

Однако позднее этот перечень сократили, упразднив большую часть пунктов. Чем это обусловлено?

  1. Во-первых, ТО осуществляется в частном порядке, поэтому госпошлина уже не оплачивается, соответственно, квитанции об её оплате вычеркнуты из списка обязательных документов.
  2. Во-вторых, при получении водительского удостоверения автомобилист подтверждает свою пригодность, оформляя медицинскую справку, поэтому она не требуется.
  3. В-третьих, глобальная компьютеризация в полной мере обеспечивает операторов необходимой информацией. В базе ЕАИСТО, к которой имеют доступ все лицензированные организации, проводящие техосмотр, присутствуют данные о водителе и автомобиле, поэтому водительское удостоверение, полис и прочие лишние документы не являются необходимыми. Тем более, что теперь ТО проводится именно для того, чтоб получить страховку, а не наоборот.
Читайте также:  Составляем претензию к транспортной компании

Таким образом, законодатели облегчили процедуру и для ГИБДД, и для водителей, и для операторов. Инспектору достаточно увидеть полис ОСАГО, чтобы понять, что машина вовремя прошла ТО, а водителю не нужно собирать лишние документы, ведь изготовление мед. справки тоже требует временных затрат. Сотруднику автосервиса в свою очередь тоже не придётся изучать кипу бумаг – достаточно авторизоваться в системе ЕАИСТО и найти информацию в онлайн-режиме, а по факту прохождения проверки – пополнить базу новыми данными.

Государственная программа: как получить выгоду от утилизации ТС?

Иногда утилизация бесплатна, иногда за нее придется заплатить, а иногда она может принести выгоду. С 2010 года государство запустило программу поддержки утилизации автомобилей. При утилизации, проведенной по всем требованиям закона, бывший автовладелец получает субсидию на приобретение нового автомобиля российского производства. Но это вовсе не значит, что купить со скидкой можно только «Ладу».

В перечень автомобилей входят следующие марки, автомобили которых собраны на территории России:


  • УАЗ и ГАЗ;
  • Citroen;
  • Ford:
  • Hyundai;
  • Mitsubishi;
  • Nissan;
  • Opel;
  • Peugeot;
  • Renault;
  • Skoda;
  • Volkswagen.

Размер субсидии зависит от марки и модели приобретаемого автомобиля, суммы на разные типы автомобилей находятся в следующих пределах:

Тип авто Минимальная скидка, руб. Максимальная скидка, руб.
Модели от АО «АвтоВАЗ» 50.000 50.000
Прочие легковые автомобили 50.000 175.000
Внедорожники 90.000 140.000
Автобусы 100.000 300.000
Грузовики 90.000 350.000

Размер скидок по типам автомобилей

Стоимость купона напрямую зависит от марки машины.

Марка Модель Величина компенсации (руб.)
ВАЗ Без ограничений 50 000
ГАЗ Только грузовая 350 000 (175 за коммерческое)
Опель Meriva, Insignia, Corsa 40 000
Astra 80 000
Antara 100 000
Mokka 140 000
Пежо 4008,408 и Boxer 50 000
Рено Логан и Сандеро 25 000
Хендэ Солярис и Крета 50 000
Ниссан Terrano 50 000
Teana 100 000
Almera 60 000
Шкода Фабиа 60 000
Рапид 80 000
Октавиа 90 000
Фольксваген Джетта и Поло 50 000
Ситроен С4 50 000
Mitsubishi Pajero Sport 75 000
Outlander 40 000
Форд Фокус, С-Макс, Гэлэкси, Мондео 50 000
Куга, Экоспорт 90 000

Рассмотрим на практическом примере, как это работает.

Гражданин купил автомобиль «Лада Приора» в 2010 году. В 2018 он решил сдать ее по утилизации, чтобы получить скидочный купон на приобретение «Лады Ларгус». Для этого он обратился в дилерский центр, представил транспорт на оценку для определения стоимости — 60 000 руб.

Ввиду наличия ограничений по сумме, скидка была предоставлена только на 50 000 руб. Гражданин не хотел тратить время на самостоятельную продажу машины, поэтому такой вариант оказался для него наиболее удобным.

Нужно ли пригонять транспортное средство в ГИБДД для формальной утилизации

Часто утилизацией изживших себя автомобилей не занимаются по незнанию, считая процедуру хлопотной и дорогой, и продолжают уплачивать ежегодный налог на транспортное средство. Если думать логично, то для переработки надо иметь сам объект утиля. Тогда как утилизировать автомобиль без автомобиля в ГИБДД? Конечно, ГАИ не занимается физической ликвидацией транспортных средств. Сеть дилерских центров и пунктов приема металлолома с этой функцией полностью справляются.

С июля 2017 года формальная утилизация авто в ГИБДД осуществляется только после предоставления акта о его физической переработке. Это решение принято в связи с большим количеством ржавеющих авто на улицах городов, владельцы которых не озаботились их утилизацией после списания. Поэтому, снятие транспортного средства с учета в отделении Госавтоинспекции без наличия самого автомобиля – это стандартная процедура, которая подкреплена законодательными актами.

Согласно приложению №2 административного регламента МВД России N 605, не нужно предоставлять автомобиль в ГИБДД, чтобы сдать его на утилизацию. Выписка из закона №130-23В в редакции от 23.06.2016 года утверждает, что осмотр автомобиля не требуется.

В отделении Госавтоинспекции владелец подает заполненное заявление по стандартной форме, предоставляет документы на машину, регистрационные номерные знаки, паспорт гражданина РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *