Правоспособность и дееспособность юридического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правоспособность и дееспособность юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Юридические лица совершают сделки через свои органы, которые специально предназначены для выработки и изъявления воли организации как субъекта гражданского права, и поэтому руководитель органа совершает сделки без доверенности. Органы организаций могут быть единоличными (директор, начальник) и коллегиальными (совет, президиум, собрание). Орган ЮЛ не является самостоятельным субъектом гражданского права и в гражданском обороте всегда выступает от имени ЮЛ и представляет его интересы в целом. Если юридическое лицо имеет несколько органов, то каждый из них вправе совершать те действия, которые направлены на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей лишь в пределах своей компетенции, указанной в учредительных документах.

Органы юридических лиц

Дееспособность малолетних

Официальной дееспособностью не могут обладать дети до 18 лет, но здесь тоже есть градация. Например, дети до шести лет абсолютно недееспособны, за них полностью отвечают родители.

В возрасте 6–14 лет они считаются малолетними и уже наделяются некоторыми правами: могут заключать мелкие бытовые сделки (покупать продукты в магазине), распоряжаться деньгами по своему усмотрению и заключать договор на безвозмездной основе. При этом в случае нарушения закона отвечать будут родители и опекуны.

В период 14–18 лет человек может официально зарабатывать, оформлять авторские права на произведения, делать банковские вклады, а с 16 лет — быть полноправным членом кооператива.

Полноценная дееспособность наступает с 18 лет, но есть исключения. В том числе если человек вступил в брак или стал предпринимателем с 16 лет.

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Классификация иностранных граждан:

1) по сроку пребывания на территории Российской Федерации:

• постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;

• временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;

• следующие через территорию Российской Федерации транзитом;

2) по степени подчиненности юрисдикции РФ:

• граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;

• граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;

• военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);

• члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;

• граждане, служащие в международных организациях;

• граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;

• свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;

3) по целям нахождения на территории Российской Федерации:

• работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;

• корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;

• преподаватели в учебных заведениях;

• лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;

• лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

1) не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

2) не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

3) не могут участвовать в отправлении правосудия;

4) не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

5) не имеют права участвовать в референдуме;

6) на них не распространяется воинская обязанность;

7) не могут быть членами политических общественных объединений;

8) за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Свердловской области

9) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

10) могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

11) проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

12) устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

13) по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

14) могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

15) при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права лица, признанного вынужденным переселенцем:

• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

• на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:

• соблюдать Конституцию и законы;

• соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

• при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Как взаимосвязаны правоспособность и дееспособность

Оба понятия связаны между собой правом на осуществление деятельности, полученным в определенный момент. Они влияют на законную ответственность субъектов за правонарушения. Такая ответственность может выражаться в юридическом наказании, административном взыскании. Взаимосвязь двух понятий прослеживается через юридическую ответственность. Она является основным критерием общих, социальных обязанностей, которые способствуют нормативному регулированию правовых и общественных взаимоотношений.

Юридическую ответственность регламентирует процессуальный порядок исполнения субъективных обязанностей. Это касается ситуаций, связанных с нарушением закона. К нарушителю применяются санкции. Они могут носить организационный, имущественный или личный характер. Признаки юридической ответственности, связывающей дееспособность и правоспособность:

  • Любая сделка контролируется на государственном уровне с помощью правовых норм. Они ложатся в основу нормативной оценки, формируют основную ответственность, определяют степень нарушения.
  • При наступлении юридической ответственности возможно наложение штрафных санкций на индивида. Они устанавливаются государством и законом. Это может быть ограничение свободы, лишение права на вождение транспортного средства, выплата неустойки, конфискация имущества и прочее.
  • Ответственность нарушителя наступает в тот момент, когда срабатывает охранительная функция государства и права.
  • Существуют особые процедурные и процессуальные формы юридической ответственности. Выбор наказания зависит от конкретного случая и последствий нарушения.

Правоспособность и дееспособность гражданина: в чем разница

Согласно законодательству РФ (ст. 17 ГК РФ) возникновение правоспособности у гражданина РФ обуславливается его появлением его на свет. Соответственно, ребенок рождается уже с определенными правами и обязанностями. Человек утрачивает правоспособность после своей смерти. Единственным критерием присуждения правоспособности человеку является его рождение. К категории правоспособных относятся все люди, в том числе младенцы, старики, душевно больные, заключенные, инвалиды и все остальные.

Существует понятие специальной правоспособности, род которой следует понимать россиянина становится участником в определенном статусе согласно Законодательству. Яркими примерами обладателями специальной правоспособности являются глава государства и депутаты Законодательного собрания РФ и регионов. Для ее приобретения необходимы определенные знания навыки, образование и личностные характеристики.

В противовес правоспособности существует понятие дееспособности. Их время от времени путают. Под дееспособностью следует понимать возможность гражданина РФ реализовывать свои права и обязанности, а также нести административную и уголовную ответственность за это.

Юридические лица как субъекты гражданского права: понятие, право и дееспособность, виды

Замечание 1

Юридическое лицо — это организация, признанная государством в качестве субъекта права, выступающая от своего имени в гражданском обороте, обладающая обособленным имуществом и имеющая право самостоятельно отвечать этим имуществом по своим обязательствам.

Институт юридического лица выполняет ряд функций:

  • объединение капиталов;
  • оформление коллективных интересов;
  • управление капиталом;
  • ограничение предпринимательского риска.

Признаки юридического лица — это внутренне, характерные для юридического лица свойства, достаточные и необходимые для того, чтобы организацию признать юридическим лицом.

Признаки юридического лица:

  • организационное единство — соподчиненность единоличных или коллегиальных органов управления, закреплено в учредительных документах юридического лица (учредительный Договор, устав) или других нормативных актах;
  • имущественная обособленность — все имущество находится на самостоятельном балансе организации, проводится по самостоятельной смете расходов;
  • гражданско-правовая ответственность;
  • выступление в гражданском обороте от собственного имени, приобретение и осуществление гражданских права, выступать истцом или ответчиком в суде, нести обязательства.

Субъекты правоотношений. Как взаимосвязаны правоспособность и дееспособность субъектов права.

Понятие субъекта правового отношения тесно связано с понятием субъекта права. Субъекты права — это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения.

Таким образом, субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности.

Виды субъектов правоотношений

Огромное многообразие субъектов правоотношений можно объединить в две основные группы: индивидуальные и коллективные.

Все индивидуальные субъекты — граждане определенного государства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), объединяются понятием «физическое лицо».

Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями. Организации как субъекты правоотношений могут быть как государственными, так и негосударственными. Особой организацией выступает само государство.

Государственные организации подразделяются на три группы:

органы государства, которые являются субъектами разнообразных публично-правовых отношений; их правовые возможности определяются компетенций, т. е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных законодательством;

учреждения, выполняющие разнообразные социальные функции, не связанные с властными полномочиями (библиотеки, больницы, школы, музеи и др.);

предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью.

Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц. В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Негосударственные организации могут иметь статус юридического лица, но могут его и не иметь. Они выступают субъектами как частноправовых, так и публично-правовых отношений.

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, индивид или коллектив должны обладать правосубъектностью.

Правосубъектность — это способность быть субъектом права. Правосубъектность включает в себя следующие компоненты: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности. Речь здесь идет о самой возможности обладать правами, а не о фактическом обладании ими.

Все физические лица имеют равную правоспособность в области правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.

Дееспособность — это способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями. Для физических лиц дееспособность наступает лишь с определенного возраста. Полная дееспособность в Российской Федерации наступает с достижения физическим лицом 18-летнего возраста. Возможна частичная дееспособность физических лиц в гражданско-правовых отношениях с 14 лет. Полностью недееспособными российский закон признает детей в возрасте до шести лет. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, следовательно, они также обладают частичной дееспособностью.

Гражданское законодательство предусматривает возможность признания несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, а также при вступлении в брак.

Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если вследствие расстройства психического здоровья оно не может понимать своих действий или руководить ими, либо ограниченно дееспособным, если оно вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Фактически разновидностью дееспособности является деликтоспособность. Под деликтоспособностью понимается способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Несение ответственности предусматривает юридическую обязанность претерпевать определенные санкции, предусмотренные нормами права. В целом за уголовные преступления ответственность наступает с возраста 16 лет, а за наиболее тяжкие преступления — с 14 лет.

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их создания и прекращаются в момент завершения мероприятий по их ликвидации.

По отношению к органам государства и местного самоуправления, к государству и муниципальным образованиям в целом понятия правосубъектности, правоспособности и дееспособности обычно не используются.

Для обозначения правосубъектности коллективных субъектов (обычно государственных органов) используется термин «компетенция», т. е. предметы ведения, в пределах которых государственный орган наделяется властными полномочиями для осуществления своих функций.

Дееспособность и правоспособность взаимосвязаны появлением права на совершение каких либо действий с определенного момента.

Понятие, признаки и основания юридичес��ой ответственности

Юридическая ответственность является одной из наиболее важных разновидностей общесоциальной ответственности, так как с помощью права регулируются наиболее значимые общественные отношения.

Юридическая ответственность — это установленная в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего правонарушение, претерпевать адекватные лишения личного, имущественного или организационного характера, предусмотренные санкцией юридической нормы.

Она характеризуется следующими признаками.

1) Устанавливается государством с помощью правовой нормы, которая, будучи юридической основой ответственности, выражает нормативную оценку правонарушения как социально вредного в зависимости от характера совершенного деяния.

В то же время следует иметь в виду, что в сфере частного права основанием юридической ответственности может послужить нарушение индивидуально-правового договора, прямо не предусмотренного действующим законодательством, но не противоречащего принципам права (п. 2 ст. 421 ГК РФ). За пределами права нет и не может быть ни правонарушения, ни юридической ответственности.

  • 2) Фактическим основанием и моментом возникновения ответственности является правонарушение, которое, будучи своеобразным юридическим фактом, порождает охранительное правоотношение между правонарушителем и государством. Причем правонарушение является не только фактическим основанием юридической ответственности, но и фактором, предопределяющим ее свойства, вид и меру адекватного наказания за содеянное.
  • 3) Юридическая ответственность носит штрафной характер, так как выражается в государственно-властном установлении для правонарушителя новой, дополнительной обязанности, связанной с необходимостью претерпевания отрицательных последствий личного (лишение свободы, наград, почетных званий, водительских прав и т. д.), материального (штраф, конфискация, неустойка и др.) или организационного (освобождение от должности, закрытие предприятия и т. п.) характера, которые зафиксированы в санкции правовой нормы. Эти лишения являются естественной реакцией государства и общества на социально вредное поведение. Они не только осуждают поведение правонарушителя, но и карают его за содеянное, а также нарушенный интерес управомоченного.
  • 4) Юридическая ответственность обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия с помощью особого карательного аппарата.
  • 5) Юридическая ответственность осуществляется в особых процедурно-процессуальных формах. Ведь юридическая ответственность является особой разновидностью правоприменения, в процессе которого происходит конкретизация абстрактного предписания относительно поведения правонарушителя в конкретной жизненной ситуации. Эта деятельность связана с доказыванием и установлением истины. В связи с повышенной социальной значимостью ситуации, необходимостью координации поведения заинтересованных лиц и суровостью наказания она детально регламентируется процессуальным законом, гарантирует права участников процесса. В зависимости от характера правонарушения данная деятельность имеет различную степень процессуальной сложности и продолжительности во времени. Для этого достаточно сравнить уголовно-правовую и дисциплинарную разновидности юридической ответственности. В связи с этим для характеристики длящегося процесса осуществления юридической ответственности используется понятие «правовое состояние». Кроме того, процессуальная регламентация юридической ответственности является необходимой предпосылкой последующего контроля и объективной проверки возбуждения, рассмотрения и разрешения дел о правонарушениях. При обнаружении погрешностей появляется возможность пересмотреть принятое решение.
Читайте также:  Единая упрощенная декларация в 2023 году

Полная дееспособность до совершеннолетия: возможно ли это

Возможность полностью дееспособным несовершеннолетний может отличаться в зависимости от факторов. Он имеет право стать по решению органов опеки при согласии родителей, попечителей или усыновителей, либо по решению суда. Также полную дееспособность приобретает вступивший в брак несовершеннолетний. Если брак будет расторгнут до наступления 18 лет супругов, это их свойство сохраняется за расторгнувшими. В случае, если же брак признается недействительным, решение о сохранении дееспособности за бывшим супругом, не достигшим совершеннолетия, выносит суд. В условиях рыночной экономики РФ институт эмансипации оказывает содействие обретению несовершеннолетними гражданами экономической самостоятельности, совершенствованию их способностей и навыков участия в трудовой и предпринимательской деятельности. Данная ситуация регламентируется п.2. ст.21 Гражданского кодекса РФ.

Правосубъектность за­кре­п­ля­ет­ся юри­дическими нор­ма­ми и га­ран­ти­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вом, яв­ля­ясь од­ним (на­ря­ду с кон­сти­туционными пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми) из эле­мен­тов пра­во­во­го ста­ту­са лич­но­сти.

Раз­ли­ча­ют правосубъектность: об­щую (спо­соб­ность быть субъ­ек­том пра­ва во­об­ще), от­рас­ле­вую (спо­соб­ность быть уча­ст­ни­ком от­но­ше­ний в оп­ре­де­лён­ной об­щественной сфе­ре) и специ­аль­ную (воз­мож­ность уча­ст­во­вать в кон­крет­ных пра­во­от­но­ше­ни­ях, ог­ра­ни­чен­ную ли­бо це­ле­вую, в за­ви­си­мо­сти от свойств са­мо­го субъ­ек­та). Наи­бо­лее пол­ной правосубъектностью об­ла­да­ют гра­ж­да­не, их пра­во­вой ста­тус оп­ре­де­ля­ет­ся в пер­вую оче­редь основным за­ко­ном го­су­дар­ст­ва. В со­от­вет­ст­вии со статьей 16 Ме­ж­ду­народного пак­та о гражданском и по­ли­тическом пра­вах 1966 года ка­ж­дый че­ло­век, где бы он ни на­хо­дил­ся, име­ет пра­во на при­зна­ние его правосубъектности, а её объ­ем не за­ви­сит от ра­сы, цве­та ко­жи, по­ла, язы­ка, ре­ли­гии, по­ли­тических и иных убе­ж­де­ний, национального или со­ци­аль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, иму­щественного по­ло­же­ния, ро­ж­де­ния или ино­го об­стоя­тель­ст­ва. Российское за­ко­но­да­тель­ст­во не до­пус­ка­ет доб­ро­воль­но­го (пол­но­го или час­тич­но­го) от­ка­за гра­ж­да­ни­на от правосубъектности и не при­зна­ёт ог­ра­ни­чи­ваю­щих её сде­лок, кро­ме пря­мо пре­ду­смот­рен­ных за­ко­ном слу­ча­ев. В не­ко­то­рых от­рас­лях пра­ва правосубъектность со­сто­ит из пра­во­спо­соб­но­сти и дее­спо­соб­но­сти.

Правосубъектность юри­дических лиц оп­ре­де­ля­ет­ся их уч­ре­дительными до­ку­мен­та­ми и за­ви­сит от це­лей соз­да­ния и сфе­ры их дея­тель­но­сти.

Меж­ду­народная правосубъектность под­раз­де­ля­ет­ся на фак­ти­че­скую и юри­ди­че­скую. Юри­дическим ис­точ­ни­ком правосубъектности яв­ля­ют­ся Ус­тав ООН, ме­ж­ду­народные до­го­во­ры, ус­та­вы меж­пра­ви­тельственных ор­га­ни­за­ций. Раз­ли­чие ме­ж­ду субъ­ек­та­ми ме­ж­ду­народного пра­ва ус­та­нав­ли­ва­ет­ся по при­зна­кам их воз­ник­но­ве­ния, юри­дической при­ро­де и объ­ё­му правосубъектности. К субъ­ек­там ме­ж­ду­народного пра­ва от­но­сят­ся лишь те, кто об­ла­да­ет пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми ме­ж­ду­народного пра­ва. Пер­вич­ны­ми субъ­ек­та­ми ме­ж­ду­народного пра­ва яв­ля­ют­ся го­су­дар­ст­ва, на­ции и на­ро­ды, бо­рю­щие­ся за свою не­за­ви­си­мость. К иным субъ­ек­там ме­ж­ду­народного пра­ва от­но­сят­ся меж­пра­ви­тельственной ор­га­ни­за­ции, го­су­дар­ст­вен­но-по­доб­ные об­ра­зо­ва­ния и в ог­ра­ни­чен­ном объ­ё­ме ин­ди­ви­ды.

Классификация юридических лиц

Существующая в российском правоведении система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организационному) характером современной отечественной экономики.

Названные обстоятельства обуславливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например, их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.

Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение.

Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Тем самым препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов типа разного рода «центров», «фирм» и т.п.

В действующем гражданском законодательстве все юридические лица, в зависимости от характера деятельности, разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученная прибыль распределяется между участниками (учредителями). Эти хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50. ГК). Это, так называемые профессиональные участники оборота.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (п. 3 ст. 50 ГК), (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна соответствовать двум условиям:

В зависимости от прав учредителей (участников) юридические лица на имущество, закон разделяет все юридические лица на 3 группы:

Юридическое лицо может обладать правами на результаты творческой (интеллектуальной) деятельности: патентные, авторские и прочие. Организация может иметь в пользовании средства индивидуализации услуг или продукции. К ним в том числе относят право на знак обслуживания и товарный знак, наименование места производства. У организации могут быть возможности, которые связаны с обладанием нематериальными ценностями. Они указаны в ст. 150 ГК РФ. К ним в числе прочих следует относить:

  • Право на обеспечение защиты деловой репутации. Это положение закреплено в ст. 152 п. 7.
  • Право на получение компенсации морального ущерба. Данное положение установлено в ст. 1100 ч. 4 и ст. 152 п. 7.

Владение обособленным имуществом

У правосубъектного лица есть право на обладание такими ценностями. Более того, законом предписана обязанность организации иметь обособленное имущество. Оно может принадлежать ему по праву собственности либо на основании иного вещного права. Это положение закреплено в ст. 216 и ст. 48 п. 1 ГК РФ. Признак такой имущественной обособленности очень значим для организации. Это обуславливается тем, что юридическое лицо выступает в качестве субъекта налоговых, финансовых, гражданско-правовых и прочих отношений. Большинство некоммерческих и коммерческих предприятий, в том числе обществ и товариществ, производственных кооперативов, а также прочих организаций, кроме особых учреждений, могут быть собственниками имущества. Исключением являются унитарные предприятия (муниципальные и государственные). Они могут осуществлять пользование на правах хозяйственного ведения. Также исключением считаются казенные предприятия и учреждения. Они владеют имуществом на правах оперативного управления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *