Налоговый мониторинг: с июля действуют обновленные правила

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый мониторинг: с июля действуют обновленные правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.

Что такое мотивированное мнение

Если ФНС видит несоответствие или противоречие, то она может потребовать пояснений или внесения исправлений. На предоставление пояснений дается 5 дней, на внесение исправлений дается 10 дней.

Обнаружив ошибки или риск-факторы, руководитель или заместитель руководителя инспекции должен составить мотивированное мнение в адрес налогоплательщика по утвержденной форме. Также мотивированное мнение может быть составлено ФНС о деятельности организации и по просьбе самой организации – для получения сторонней экспертной оценки.

Два вида мотивированного мнения:

  • по инициативе налогового органа. Отправляется в том случае, если установлен факт, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Направить мотивированное мнение налоговая инспекция должна не позже, чем за 3 месяца до окончания налогового мониторинга;
  • по запросу компании. Компания имеет право запросить у ФНС мотивированное мнение в том случае, если имеет неурегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства. ФНС в этом случае должна предоставить компании мотивированное мнение в течение одного месяца со дня получения запроса. Если для подготовки мотивированного мнения требуются дополнительные материалы, то ФНС имеет право их запросить и продлить срок подготовки ответа еще на один месяц.

Почему Налоговый мониторинг со СБИС, это удобно и выгодно?

  • Готовая витрина данных для налоговой. Покажем только те документы, отчеты и налоги, которые необходимы для проведения проверки.
  • Взаимодействие с налоговой в режиме онлайн. С ФНС можно обмениваться сообщениями, отправлять файлы и ставить задачи, получать мотивированное мнение по сделкам. Это существенно экономит время.
  • Не требуется дорабатывать учетные системы. Все необходимые данные для налогового мониторинга СБИС собирает автоматически из существующих учетных программ клиента.
  • Не нужно покупать оборудование и лицензии для криптозащиты. Тензор — ведущий спецоператор. Все необходимое оборудование и защищенные каналы передачи данных с ФНС уже работают.
  • Интеграция с АИС «Налог-3». Витрина данных СБИС уже умеет обмениваться с АИС «Налог-3». Не нужно тратиться на интеграцию и настройку.
  • Техническая поддержка СБИС 24/7 по всей территории РФ.

Дополнительно к лицензии СБИС для налогового мониторинга потребуется внедрение. Стоимость рассчитывается индивидуально. Включает в себя:

  • разработку механизмов сопоставления и передачи данных из SAP, 1С и других учетных систем в витрину данных;
  • настройку обмена с электронным архивом;
  • изменение прав доступа к витрине данных со стороны ФНС;
  • сопровождение при приемке витрины данных налоговой.

Как участвовать в налоговом мониторинге в 2022 году

Участвовать в налоговом мониторинге можно через подачу соответствующего заявления. Оно передается в ИФНС по форме, регламентированной Приказом ФНС от 11.05.2021 г. № ЕД-7-23/476@.

Заявление нужно подать до 01.09.2022 г. (п. 1 ст. 105.27 НК) в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика, а если компания относится к крупнейшим налогоплательщикам — в ИФНС по месту учета в качестве такового.

К заявлению компанией прикладываются:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • сведения о компаниях и физлицах, прямо или косвенно участвующих в организации (доля участия должна быть больше 25%);
  • учетная политика для целей налогообложения;
  • внутренняя документация, которая регламентирует систему внутреннего контроля.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг (НМ) – форма налогового контроля, заменяющая традиционные проверки на онлайн-формат взаимодействия с налоговыми органами. Она основывается на предоставлении налоговой службе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчетности, фактически, в режиме реального времени.

Этот способ предоставляет ряд преимуществ:

  • позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций;

  • снижает объем истребуемых налоговым органом документов, позволяет сосредоточиться на проверке рискованных операций;

  • позволяет превентивно выявлять налоговые риски, быстро урегулировать спорные или неопределенные налоговые позиции;

  • предупреждение возникновения налоговых рисков и спорных ситуаций происходит уже на этапе планирования операций и сделок.

Читайте также:  Оформление наследства на земельный участок

Порядок вступления в налоговый мониторинг

Процесс перехода на налоговый мониторинг инициируется налогоплательщиком, который соответствует критериям, согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Для подключения необходимо до 1 сентября года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга, подать заявление в территориальный налоговый орган, предоставив вместе с ним ряд документов (Приказ ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15-323@).

То есть, фактически, действует следующее правило: если заявление подано до 1 сентября текущего года, то первым периодом мониторинга будет следующий год, процедура начнется 1 января и завершится 1 октября года, следующего за периодом проведения мониторинга.

Для вступления в налоговый мониторинг требуется следующее:

  • Подать заявление о проведении налогового мониторинга (заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации, не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга);

  • Предоставить регламент информационного взаимодействия;

  • Предоставить сведения о взаимозависимых лицах (доля участия свыше 25%);

  • Предоставить учетную политику для целей налогообложения организации;

  • Предоставить документы о системе внутреннего контроля.

Важная задача налогового мониторинга – снижение налоговых рисков организации. Налоговый орган комплексно анализирует их и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика по выявлению и предотвращению этих рисков. Результаты этой работы – основа для планирования проверок. Они определяют:

  • метод проверок – сплошной или выборочный;
  • объем необходимых документов.

Компании с 07.08.2021 предоставляют более подробную информацию о рисках. Так, предусмотрено раскрытие информации:

  • о коде вида экономической деятельности по ОКВЭД, к которой относится риск;
  • норме Налогового кодекса РФ, с которой связан раскрываемый риск;
  • детально о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в т. ч. о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора).

В форме «Информация об организации системы внутреннего контроля» теперь более стандартизованное изложение информации обо всех внутренних нормативных документах налогоплательщика в отношении организации и функционирования системы внутреннего контроля.

Соответствующим образом скорректирован состав документов. Так, таблицы «Анализ контрольных процедур» больше нет. Введена новая форма «Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям».

Если до 07.08.2021 по электронке отправляли информацию об организации системы внутреннего контроля, то теперь добавлены электронные форматы представления:

  • информации о рисках организации;
  • информации о рисках по отдельным сделкам и операциям;
  • контрольных процедур;
  • результатов их выполнения;
  • оценки уровня организации системы внутреннего контроля;
  • мероприятий по улучшению системы внутреннего контроля;
  • матрицы рисков и контрольных процедур.

Таблицы с данными тоже поправили. Например, в сведения о результатах контрольных процедур нужно вносить информацию о количестве проверенных договоров, операций и документов.

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  1. Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  2. Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  3. Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  4. При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: размер и условия выплаты

Подготовка к налоговому мониторингу

Компания, которая решила перейти на такой способ взаимодействия с фискальными органами должна подать заявление в территориальную инспекцию, где она состоит на учете. Если до этого компания не участвовала в программе мониторинга, то заявление должно быть подано не позднее июля, тогда организация будет включена в программу мониторинга с 1 января. Если же организация хочет повторно воспользоваться таким способом взаимодействия с ФНС, заявление должно быть подано до 1 сентября. Вместе с заявлением подаются такие документы:

  • Регламент, по которому будет проходить взаимодействие с территориальной ФНС.
  • Информацию об учредителях – физических лицах, чья доля в компании составляет более 25%.
  • Учетная налоговая ставка, по которой будет предприятие вести хозяйственную деятельность в предстоящем году.
  • Регламент и документы внутреннего учета.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:

  • По инициативе ФНС.
  • По запросу компании.

В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.

Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу. Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы. При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.

Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:

  • В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
  • Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.

В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.

Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.

Суть мониторингового сотрудничества

Инициировать применение мониторинговой формы взаимодействия с налоговыми органами могут крупнейшие налогоплательщики, соответствующие набору требований из п. 3 ст. 105.26 НК РФ:

  • суммарное значение всех налоговых обязательств равно 300 млн рублей или больше;
  • годовой объем доходных поступлений зафиксирован на уровне 3 млрд рублей и выше;
  • по состоянию на 31 декабря стоимостная оценка активов компании равна 3 млрд рублей (можно больше).

Суммовые лимиты рассчитывают за полный год. Для анализа берут данные налогового периода, предшествующего году, в котором был инициирован переход к мониторинговой методике взаимодействия с ФНС.

Если критерии налогового права соблюдены, предприятие может подать заявление в ФНС, чтобы применять на практике налоговый мониторинг. Заявление должно быть передано в срок до 1 июля.

Для реализации мониторинговых операций сотрудники Налоговой службы получают полный доступ к налоговому учету компании. Так, ежедневно специалисты ФНС отслеживают проводимые в учете предприятия суммы, оценивают правильность их отображения. При выявлении недочетов или ошибок налоговики обязаны уведомить об этом руководство фирмы. Следующими шагами будет выведение компромиссного варианта действий в рамках правового поля.

После одобрения ФНС заявления о применении новой формы взаимодействия с крупнейшим налогоплательщиком, налоговый мониторинг будет охватывать все виды обязательств предприятия перед бюджетом. То есть компаниям не предоставляют полномочия по выбору отдельных видов налогов, которые подлежат проверке. Это правило подтверждает письмом ФНС от 30.05.2016 г. № ЕД-4-15/9597.

Читайте также:  Можно ли забрать заявление из ЗАГСа в 2022 году

Особенность в том, что мониторинг идет за весь год в календарном исчислении. Но по факту его длительность ограничена периодом с января до октября.

На этапе согласования способа взаимодействия руководство предприятия должно разработать и передать на рассмотрение регламент работы с ФНС. В этом документе надо пояснить:

  • какими способами будете передавать документы специалистам налогового органа;
  • какая процедура учета доходов и затрат предусмотрена учетной политикой.

Сущность понятия «налоговый мониторинг»

Налоговым мониторингом (НМ) обозначают одну из разновидностей контроля, позволяющую проверить заранее, насколько правильно, своевременно и полно проведена уплата в казну средств, обязательных к перечислению. Компания по доброй воле в порядке реального промежутка времени открывает налоговикам неограниченный доступ к данным своего учета (бухгалтерского и финансового).

Взамен у нее появляется возможность обратиться к специалистам местной НС за мотивированным мнением (ММ) относительно правильности начисления налогов по совершаемым сделкам. Подобное сотрудничество очень актуально, особенно если у специалистов предприятия появились определенные сомнения по уплате сборов касательно заключаемых с контрагентами соглашений.

НМ выгоден предприятию, которое работает открыто и не пытается укрыться от уплаты средств в казну государства. С помощью НМ:

  • заметно ускоряется решение спорных вопросов о действии налогового законодательства и употреблении его в конкретной ситуации;
  • компания избегает будущих возможных доначислений по налогам, уплаты пени и штрафов;
  • обременение контролем со стороны налоговой существенно ослабевает.

Нововведения в налоговом контроле за 2020-2021 год

Налоговики будут иметь доступ не только к бухгалтерии, но и ко всей системе организации, ее документообороту и каждой транзакции. Контроль интегрируется в онлайн-среду каждого налогоплательщика.

Объем затронутых лиц станет столь велик, что коснется даже обычных физических лиц и мелких предпринимателей. Выездные проверки вымрут, всё будет проводиться на основании анализа огромных массивов данных. Облачные бухгалтерии исчезнут, а безопасность данных такова, что достаточно любой большой кибератаки и вся налоговая система рухнет. Возможность доказать незаконные действия налоговой станет еще меньше.

Изменения будут вносить постепенно, сейчас же много внимания уделяют статье 54.1 НК РФ. Это изменение в Налоговом кодексе, обращающее внимание на злоупотребления налогоплательщиками своими правами.

Судебная практика по ст. 54.1 НК РФ складывается не в пользу предпринимателей. Органы успешно доказывают создание формального документооборота для уменьшения расходов и получения вычетов.

Взглянем на постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.05.18 по делу N А75-7919/2017. В нем ярко отражена специфика действия ст. 54.1 НК РФ.

Суды нашли в документах недостоверные сведения, говорящие о том, что реальных хозяйственных операций с контрагентом нет. К выводу подтолкнуло то, что спорный контрагент зарегистрирован после заключения договора, а анализ выписок говорит, что нет расходов, характерных для деятельности (платы за аренду, коммуналку, зарплаты).

Обязательные условия для осуществления налогового мониторинга

НМ является процедурой добровольной. Но воспользоваться ее преимуществами могут не все организации. Когда предприятие проявляет интерес к подобной форме сотрудничества с налоговой, ему следует убедиться в соответствии бизнесовых показателей требуемым критериям. Условий всего три, и зафиксированы они в НК РФ (ст. 105.26, п. 3).

Чтобы компании не отказали в НМ, такие экономические показатели должны быть не ниже минимальных размеров:

№ п/п Показатели Пояснение Минимальная величина, млн. RUB
1. Налоги Общий их размер, включающий НДС, налог на прибыль, добычу ископаемых из земных недр, акцизный сбор.

Исключение – налоги, относящиеся к продвижению продукции посредством таможни стран Таможенного союза

300,00
2. Доходы Выручка от реализации суммарная и другие доходы, обозначенные в отчетных данных за прошедший год 3000,00
3. Активы Общий размер активов (по состоянию на 31.12 прошлого г.). Их стоимость зафиксирована в финотчетности 3 000,00

Пример 1. ООО «Вектор» платит НДС и налог на прибыль. Организация сотрудничает со странами, входящими в Таможенный союз. Она решила подать заявку касательно НМ на 2022 г. В 2017 г. «Вектор» уплатил в бюджет 510 млн. руб. В этой сумме 200 млн. руб. – «таможенный» НДС, который не следует учитывать. Тогда принимаемая во внимание сумма налогов составляет 310 млн. руб. (510-200), что соответствует первому критерию. Если и доходы, и стоимость активов превышают 3 млрд. руб., ООО «Вектору» не откажут в НМ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *