Лесная амнистия – гарантия защиты собственности на участки на лесных землях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лесная амнистия – гарантия защиты собственности на участки на лесных землях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В большом количестве случаев собственник земельного участка узнает о принадлежности своего участка к территории лесного фонда, когда ему необходимо установить либо изменить использование объекта, соответственно он получает отказное решение. Имея во владении земельный участок, собственник мог распоряжаться им по собственному желанию хоть какой период времени.

«Лесная амнистия»-незамеченная сенсация — блоги риэлторов / ЦИАН

29 июля 2017 г. опубликован федеральный закон 280-ФЗ /1/, получивший название — «лесная амнистия». Освещение закона в СМИ весьма слабое. С законом не знакомо не только население, но и лесхозы, органы регистрации, муниципалитеты, суды. И это весьма странно, т.к.

в кои-то веки депутаты снова что-то не запретили, а напротив — признали прошлые ошибки и облегчили жизнь собственникам недвижимости, граничащей с лесами. Для честного государственного пиара («какие мы молодцы и как мы заботимся о наших гражданах») появился абсолютно обоснованный повод.

Почему этим не пользуются, не понятно?

Итак, в чем суть нового закона? Остановимся в основном на том, что касается бытовой недвижимости (земельных участков для садоводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, а также соответствующих строений).

Проблема возникла из-за того, что более 10 лет учет лесов производился в упрощенном порядке, не «по пальцу» и не «по линейке», конечно, но с меньшей точностью, на основе лесоустроительной документации, без согласования границы со смежными землепользователями. В общем, как лесхозы нарисуют, так и будет «правильно». В 12 субъектах РФ площадь лесов превышает (по учету, конечно) площадь всего субъекта до 3-х раз(?!).

Выделенные в лесных массивах участки под садоводства и дачи не всегда выводились из лесфонда.

То же самое зачастую происходило с поселками лесозаготовителей и бывшими воинскими частями: эти территории, формально находясь в лесфонде, не могут развиваться как поселения. Владельцы участков не могут зарегистрировать права собственности на них.

Более того, участки и строения изымались по решению судов, в том числе в случаях наличия регистрации прав на них в Росреесте, без всяких компенсаций со стороны государства.

Массовый характер носят земельные споры с лесхозами в садоводческих и дачных товариществах, в том числе при виртуальных наложениях границ. Выиграть суд у лесхоза с целью легализации «прирезки» к площади такого участка было практически невозможно.

Согласование границы участка с лесхозом — изматывающее. Одному нашему клиенту Кадастровая палата предложила за свой счет уточнить границы лесного участка, граничащего с садовым участком, «в связи с изменением территории прилегающих лесничеств»….

В итоге имеем огромное количество пересечений реестровых границ лесных участков как между собой, так и с участками иных категорий.Только на территории Московской области количество пересечений с лесом составляет около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, равняется 184 378 гектаров /2/.

Всего по стране Росреестр называет 377 тысяч выявленных пересечений /4/. С учетом того, что в кадастре недвижимости учтено только 25% лесов, а межевание выполнено только на половине участков всех категорий, общее число существующих пересечений (виртуальных или реальных) оценивается в 1,5-2 миллиона /3/,/4/.

По новому закону, в случае наличия противоречий между Государственным лесным реестром (ГЛР) и данными о земельном участке, имеющимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), приоритет устанавливается за ЕГРН и данными об участке по правоустанавливающим документам. Что это означает на практике для «простого» дачника-садовода, которому привалило счастье иметь свою калитку в лес?

Во-первых, если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами — к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016г. Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта.Также земельный участок, если права на него возникли до 8 августа 2008г. (в том числе в случае последующего перехода прав на данный участок после 8 августа 2008г.), относящийся к категории земель лесного фонда, но предоставленный не для целей ведения лесного хозяйства, а для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, либо образованный из таких земельных участков, относится к категории земель населенных пунктов (если он находится в границах населенного пункта) или к категории земель сельскохозяйственного назначения (если он расположен за границами населенных пунктов).При этом принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Во-вторых, до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года, 2) смежным земельным участком является лесной участок (п.9 ст.10 /1/).

Очень важно, какого же размера прирезка допускается при утонении границ участка с лесфондом. В соответствии с п.10 ст.

Цели «лесной амнистии»

Реформа «лесного законодательства» преследует две главные задачи. Во-первых, установить верховенство ЕГРН перед лесным реестром. Так, если в ГЛР[3] записано, что участок принадлежит лесфонду, а в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах) указывается, что он является частной собственностью и относится к иному типу земель, то правильной должна считаться информация из ЕГРН. Раньше было наоборот. Суды брали за основу сведения из лесного реестра и лишали граждан и юрлица их собственности. Под действие этих новелл подпадают участки, сформированные до 1 января 2016 года.

Вторая задача, которую решает закон, — вывести из ГЛР площади, которые уже давно фактически не относятся к лесам и не являются таковыми. Здесь речь идет об участках, сформированных до 8 августа 2008 года.

Возврат права собственности на утраченные участки и здания

Очень интересная норма. Пожалуй, даже единственная в своем роде. Её суть заключается в том, что если физлица или компании в результате судебного решения потеряли недвижимость по причине того, что их участок относится к лесной территории, то они теперь могут потребовать признания своих прав на потерянные объекты. Государство признает, что оно было неправо и разрешает вновь обратиться в суд для возврата собственности.

Правда, формулировки этой статьи вызывают вопросы. Так, с одной стороны, законодатель указывает на возможность «обжалования» судебного решения и даже восстанавливает для этого срок — в течении года с момента принятия настоящего закона. А с другой стороны, он уточняет, что защита права осуществляется с помощью нового иска.[7] Но так не бывает. Законодательство не предполагает подобной возможности отмены (или пересмотра) судебного решения. Она (то есть отмена судебного акта) осуществляется в процессуальном порядке, а не с помощью нового искового заявления по тем же основаниям. Остаётся только ждать разъяснений Верховного суда РФ по этому поводу.

Какие участки подпадают под «лесную амнистию»?

«Лесная амнистия» касается любого участка, на котором построены какие-либо недвижимые объекты, при условии, что право на строительство всех имеющихся объектов было зарегистрировано до 1.01.2016. Согласно закону, собственник постройки вправе поставить землю, на которой расположена постройка, на кадастровый учет, с занесением данных в ЕГРН на основании чертежа (показывающего расположение участка земли) и описания этого участка, содержащееся в кадастровом плане. Пересечение границ такого участка с границами лесного или лесопаркового надела не будет препятствием для межевания и занесения в ЕГРН.

Если участок был сформирован до 01.01.2016 года и согласно информации, в лесном реестре принадлежат к числу лесных территорий, а по данным ЕГРН (либо правоустанавливающего документа) — к другим категориям, такой участок из состава лесных площадей изымается, а лесопользование прекращается.

К подобным участкам относятся земли следующих предназначений:

  • частное жилищное строительство;
  • индивидуальное подсобное хозяйство;
  • земли, входящие в состав населённых пунктов.

Ретроспективная судебная защита в рамках «лесной амнистии»

В последнее время было принято много новых законов, а также внесено много изменений в существующие документы относительно земельных участков и их категорий. Все эти изменения привели к тому, что многие участки в настоящий момент могут относиться к другим категориям.

Для примера рассмотрим перечень участков, которые в настоящий момент исключили из земель лесного фонда и лесопаркового зеленого фонда:

  • Участки, права на которые возникли до 01.01.2019 г. и которые в соответствии с информацией лесного реестра относятся к категории лесного фонда, но в соответствии с информацией ЕГРН относятся к другой категории. Следует заметить, что речь идет только об участках, права на которые возникли до 2021 года. В данной ситуации, полный приоритет имеет информация из ЕГРН, вне зависимости от всех других документов;
  • Участок, который находится на землях лесного фонда, но до 01.01.2019 г. перешел в частную собственность. Таким образом, если человек на территории лесного фонда или лесопарка имел частную собственность, то его земли больше не будут относиться к данной категории. Исходя из этого, можно сделать вывод, что всевозможные ограничения с подобного участка также будут сняты, хотя по факту он находится все там же. При этом переводить земли из лесного фонда владельцу не требуется, ведь до конца непонятно, к какой категории можно отнести участок, расположившийся в заповедной зоне. Большинство специалистов утверждают, что эта проблема должна решиться рядом новых законов, когда категорию определяют, исходя из построек на участке;
  • Земельный участок, который полностью или частично расположен на территории лесопаркового зеленого пояса. По факту, такие участки не должны располагаться в этой зоне, но такие ситуации возникают при ошибках в технических документах или пересмотре границ. Одним словом, в данном случае граница лесопарка переносится за пределы участка, а участок, соответственно, переходит в другую категорию земель;
  • Участок земли, который в соответствии с любыми документами относится к землям лесного фонда, но был передан частному лицу для ведения хозяйства (садоводство, под строительство, огородничество и прочее), до 08.08.2008 г. Таким образом, если до указанной даты гражданин получил землю лесного фонда, то теперь категория земель поменяется. Главной особенностью является то, что даже если в ЕГРН указано, что данный участок относится к категории лесного фонда, он будет переведен в другую категорию. Это первое, но не последнее исключение, из-за которого наверняка возникнет много путаницы. Подобные участки будут переведены в категорию земель населенного пункта, если они находятся рядом с ним. Если земля находится на удалении, её переведут в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Самое странное здесь то, что человек может использовать участок как ферму, но при этом земля будет относиться к категории населенных пунктов, что не совсем понятно.

Подводя итог описанного выше, можно сказать, что хоть положения в законе и описаны предельно точно, представления о том, как это будет работать у простых граждан, еще нет.

Стоит отдельно внимание уделить и усложнению процедуры оформления лесных участков, которая теперь требует дополнительной проверки. Данная проверка включает в себя утверждение схем земельных участков.

Сделано это с целью недопущения ситуации, когда участок лесного фонда по ошибке оформляется в другую категорию земли. Подобный процесс позволяет на месте исправлять все неверно указанные данные в различных документах и менять их на те, которые указаны в ЕГРН.

Проверяться документы будут в органах местного самоуправления. Чаще всего, это Главное управление лесами для каждой из областей. Отправляться в данную службу необходимо только тем, кто хочет получить участок, который в настоящий момент принадлежит государству и при этом не относится к землям в населенном пункте.

Одним словом, если участок покупается у государства вдали от любого населенного пункта, необходимо утверждение схемы в государственном органе.

Давайте попробуем разобраться и с тем, что такое земельный участок, который принадлежит государству. По факту, это все земля, которая не находится во владении физических и юридических лиц, а также не находится в муниципальной собственности.

Официально эта земля называется неразграниченной государственной собственностью. Неразграниченной ее называют, потому что она не числится в земельном кадастре и не разделена на отдельные участки.

Таким образом, приобретение земельного участка в собственность за пределами населенного пункта частично усложняется. Срок подобной проверки не маленький, и после подачи заявки, государственному органу дается 45 дней на ответ.

При этом если последние дни срока выпадают на выходные, конечной датой будет первый рабочий день после выходных или праздников.

Читайте также:  Определение Верховного Суда РФ № 5-КГ19-9 от 26 марта 2019 года

Все это означает, что процесс приобретения и приватизации земли теперь будет занимать еще больше времени. С другой стороны, владельцу не придется переделывать документы и сталкиваться с проблемами неправильно определенной категории.

Рассмотрим перечень схем участков, которые не нуждаются в согласовании:

  • Расположены в местности, где нет лесничеств и лесопарков;
  • Расположены в местности, где вся информация о границах лесничеств и лесопарков уже занесена и согласована в ЕГРН. К сожалению, чтобы узнать эти регионы, необходимо обратиться за консультацией;
  • Участок расположен в границах любого населенного пункта.

Отказ в поданной заявке может прийти в случаях, когда намеченный участок полностью или частично находится на территории лесопарка или лесничества.

При этом отказ придет даже в случае, если пересечение минимальное и составляет несколько сантиметров. Проверяется информация согласно данным ЕГРН, а вот в регионах схемы чаще всего делаются на основе других документов, поэтому подобные ситуации периодически случаются.

Вместе с отказом должен прийти развернутый ответ, где описывается причина отказа, также должен быть приложен графический материал, где указаны места пересечения.

Практика применения «лесной амнистии»

Очень интересная норма. Пожалуй, даже единственная в своем роде. Её суть заключается в том, что если физлица или компании в результате судебного решения потеряли недвижимость по причине того, что их участок относится к лесной территории, то они теперь могут потребовать признания своих прав на потерянные объекты. Государство признает, что оно было неправо и разрешает вновь обратиться в суд для возврата собственности.

Правда, формулировки этой статьи вызывают вопросы. Так, с одной стороны, законодатель указывает на возможность «обжалования» судебного решения и даже восстанавливает для этого срок — в течении года с момента принятия настоящего закона. А с другой стороны, он уточняет, что защита права осуществляется с помощью нового иска.[7] Но так не бывает. Законодательство не предполагает подобной возможности отмены (или пересмотра) судебного решения. Она (то есть отмена судебного акта) осуществляется в процессуальном порядке, а не с помощью нового искового заявления по тем же основаниям. Остаётся только ждать разъяснений Верховного суда РФ по этому поводу.

Появление возможности межевания

Все владельцы территорий, подпавших под «амнистию», получили реальную возможность провести межевание, уточнить периметры своих наделов и внести сведения в ЕГРН. До введения данных норм этого сделать было нельзя.

Облегчение перевода земель в иную категорию

Данный процесс осуществляется теперь с учетом информации из ЕГРН и правоустанавливающих бумаг. Если лесной реестр относит надел к лесной территории, а в ЕГРН содержится иной вид землепользования, то верными считаются сведения из ЕГРН. А если в ЕГРН нет указания на тип земли, то на первый план выходят разрешения и правоустанавливающие бумаги.

Предоставив официально полученные правоустанавливающие документы, владелец сможет вывести участок из лесного фонда. Исключения составляют земли особо охраняемых природных и культурных территорий, специального назначения (промышленных, энергетических и других предприятий, сельхознаделы). Речь в данном случае идёт опять же о владениях, права на которые оформлены до 1 января 2016 года.

Включение «окруженных» участков в земли городов и поселений

Ускоренная застройка городов привела к тому, что в их черте, окруженные землями иных категорий, оказались многочисленные лесные площади. Например, в Новой Москве, в Самаре, Новосибирске и других крупных городах России появились целые территории лесных земель, которые со всех сторон граничат с наделами иного вида землепользования. Понятно, что сначала надо было решать вопросы перевода земель, а только потом возводить дома. Но, что сделано, то сделано. Поэтому власть разрешила включить данные территории в городскую черту, уточнив, что их эксплуатация должна осуществляться с ограничениями, предусмотренными для городских лесов.

Во-первых, установить приоритет данных ЕГРН перед информацией лесного реестра (ГЛР). Например, если в ГЛР указано, что конкретный участок принадлежит к лесному фонду, но в ЕГРН либо в правоустанавливающем документе обозначено, что этот же участок — частная собственность, относящаяся к иной разновидности земель, то верными в такой ситуации нужно признать данные ЕГРН либо правоустанавливающего документа. Это положение распространяется на те участки, которые были сформированы до 1.01.2016.

Во-вторых, изъять из лесного фонда территории, которые фактически лесами не являются. Это касается участков, которые были образованы до 8.08.2008. В первую очередь это те владения, которые были отданы СНТ, дачникам, огородникам и другим гражданам для ведения индивидуальных подсобных хозяйств и возведения частных зданий жилого предназначения. В данном случае отношение участка к составу лесного фонда по ЛГР роли не играет. С даты принятия «лесной амнистии» их можно оформить как земли, входящие в состав населённого пункта, или сельскохозяйственных угодий, что исключает применение данных участков в качестве лесопользования. Воспользоваться процедурой могут как первообладатели, так и лица купившие, либо унаследовавшие участок.

«Лесная амнистия» касается любого участка, на котором построены какие-либо недвижимые объекты, при условии, что право на строительство всех имеющихся объектов было зарегистрировано до 1.01.2016. Согласно закону, собственник постройки вправе поставить землю, на которой расположена постройка, на кадастровый учет, с занесением данных в ЕГРН на основании чертежа (показывающего расположение участка земли) и описания этого участка, содержащееся в кадастровом плане. Пересечение границ такого участка с границами лесного или лесопаркового надела не будет препятствием для межевания и занесения в ЕГРН.

Если участок был сформирован до 01.01.2016 года и согласно информации, в лесном реестре принадлежат к числу лесных территорий, а по данным ЕГРН (либо правоустанавливающего документа) — к другим категориям, такой участок из состава лесных площадей изымается, а лесопользование прекращается.

К подобным участкам относятся земли следующих предназначений:

  • частное жилищное строительство;
  • индивидуальное подсобное хозяйство;
  • земли, входящие в состав населённых пунктов.

Обратите внимание, что земли, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. Переводить такие площади из одной категории в другую не нужно.

Речь идёт о тех территориях, которые ранее судами были признаны относящимися к территории ле��а.

Закон № 280-ФЗ придал нормам обратную силу и позволил собственникам территорий, которые попали под «лесную амнистию», обрести право вовлечения своих земель в оборот, провести процедуры межевания, уточнения границ, внесения данных в ЕГРН.

Правовые итоги проведения лесной амнистии

В настоящий момент произошло много изменений, из-за которых чаще всего возникает путаница. Подобное чаще всего происходит в случаях, когда в различных документах указаны различные категории земли. С одной стороны, приоритет имеют данные ЕГРН, но с другой — есть ряд исключений.

Подробная информация описана в 10–15 пунктах 14 статьи ФЗ №172, действие которой недавно было возобновлено.

Рассмотрим несколько наиболее ярких и полезных примеров устранения противоречий, которые помогут разобраться в ситуации:

  • Если по информации ЕГРН участок относится к категории «земли запаса», а по документам лесного реестра относится к землям лесного фонда, то участок будет переведен в земли лесного фонда. По факту, земли запаса никому не принадлежат, поэтому подобное изменение категории никак негативно не скажется;
  • Если речь идет об определении категории земли на основе сведений ЕГРН и правоустанавливающих документов, приоритет отдается последним. Допустим, если человек имеет приватизированный участок со всеми оформленными документами, то участок не будет переведен в лесной фонд, даже если расположен в самом центре леса или лесопарка;
  • Бывают ситуации, когда часть участка находится на территории населенного пункта, а часть за ней. В таком случае, земля полностью становится частью населенного пункта.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно ваших проблем. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты! Задайте вопрос через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Существует упрощенная схема оформления участков, которые расположены на территории лесного фонда. В основном, речь идет о земле, права на которую были получены до 01.01.2019 г.

Постановка таких участков на кадастровый учет происходит в обычном порядке на основании схемы земельного участка. Говоря проще, изменения никак не влияют на владельцев, которые получили земли в собственность до 1 января 2016 года.

Если же права на участок были получены после этой даты, то присваивается категория на основе разрешенного использования объекта недвижимости.

После прочтения статьи у вас остались вопросы? Задайте вопрос через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Согласно последним изменениям, все данные лесного реестра каждого из региона со временем должны быть изменены и соответствовать данным ЕГРН.

Но в новом законе существует сразу ряд противоречий, которые меняют положения вещей. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом более детально и узнать несколько важных особенностей.

Например, согласно последним изменениям, из земель лесных фондов необходимо исключить все участки, которые были ранее в него включены, но в настоящий момент не используются и мешают оформлению других участков.

Подобные участки из фонда исключаются только на основе сразу нескольких условий:

  • В ЕГРН нет никакой информации о данных участках. То есть информация записана исключительно в лесном реестре;
  • Границы данного участка пересекаются с границами других участков. При этом не важно, с какими участками есть пересечение;
  • Договоры аренды данных участков были прекращены или окончили свое действие.

Исходя из указанных выше условий, можно сделать вывод, что в данном случае закон изрядно упрощает жизнь. Неиспользуемые участки как бы удаляются из владений лесных хозяйств и лесопарков, что позволяет использовать их в других целях. Чаще всего, это позволяет выровнять границы заповедных зон в местах, где они сильно «деформированы».

Помимо этого, из лесного фонда исключаются те участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в связи с различными причинами. Самой популярной из причин является противоречие информации об участках в ЕГРН.

Узнайте, как решить именно вашу проблему. Задайте вопрос через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Второй темой, которую вынесла на обсуждение Ева Михайловна, это поддержание законопроектов, разработанных с участием СПЧ:

1. Предусматривает для заключённых в СИЗО звонки и свидания с самыми близкими без разрешения следователя;

2. Позволяет изымать тотальную переписку заключённого только по решению суда.

Разработка документов связана с существующей практикой «выбивания» показаний путём манипуляций свиданиями и звонками, что, безусловно, и нарушает права заключённых, и подрывает доверие к органам. Ожидается, что принятые данных законопроектов позволит «снять гнёт с заключённых и их близких и заставит следствие качественно заниматься сбором доказательств возможной виновности вместо того, чтобы выбивать признание у, возможно, безвинных».

Меркачева напомнила и об ещё одном факте, являющимся обычным для заключённых — элементарное отсутствие часов. Журналист отметила, что такая практика применялась ещё в 30-х годах и действует до сих пор.

Также Ева Михайловна решила поднять тему медицинской помощи заключённым. Журналист попросила Владимира Владимировича высказать своё мнение по поводу того, что следователи не рекомендуют вывозить того или иного заключённого в больницу, на консультацию или на операцию.

В окончание эмоциональной речи журналист попросила принять закон об оплате проезда волонтёров Общественной наблюдательной комиссии до мест пребывания заключённых, а также сделать процедуру приёма кандидатов в ряды ОНК более прозрачной. Последняя просьба связана со случаями прохождения в наблюдательную комиссию людей, не заинтересованных в результате.

Зачастую граждан волнует вопрос дороговизны услуг кадастровых инженеров. Решение этого вопроса было дано в ведение региональных властей, которых наделили правом устанавливать максимальный порог цен на кадастровые работы. Но предельные цены действуют только до 1 марта 2021 года. Таким образом:

  • на территории Московской области действует максимальная цена услуг за 1 сотку в 450 руб., но не более 7000 руб. за один земельный участок;
  • в регионах эти тарифы ниже, например Владимирская область установила для кадастрового определения «амнистируемого» участка тариф в 4 тыс. рублей.

Государство создает все условия для быстрого оформления недвижимости гражданами для учета таких объектов, заполняя базы достоверными сведениями об их количестве и характеристиках. Но основным моментом, является налогообложение земли и строений имущественным налогом и пополнение казны. Именно поэтому многие граждане не стремятся оформлять право собственности жилого дома на дачном участке, несмотря на угрозы признания их самовольными постройками.

Закон «О лесной амнистии» возник из–за накопившихся противоречий в результате существовавшего более 10 лет упрощенного регулирования отношений по оформлению прав на лесные участки. Лесная «упрощенка» позволяла вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ. Итогом стало появление большого числа пересечений лесных участков с другими землями — внутри лесных участков оказались дачные, садовые участки и другие объекты.

?

Двойной учет. Одни и те же участки земли могут одновременно относиться к разным категориям — землям сельхозначения, лесного фонда или землям населенных пунктов.

Во-первых, установить приоритет данных ЕГРН перед информацией лесного реестра (ГЛР). Например, если в ГЛР указано, что конкретный участок принадлежит к лесному фонду, но в ЕГРН либо в правоустанавливающем документе обозначено, что этот же участок — частная собственность, относящаяся к иной разновидности земель, то верными в такой ситуации нужно признать данные ЕГРН либо правоустанавливающего документа. Это положение распространяется на те участки, которые были сформированы до 1.01.2016.

Во-вторых, изъять из лесного фонда территории, которые фактически лесами не являются. Это касается участков, которые были образованы до 8.08.2008. В первую очередь это те владения, которые были отданы СНТ, дачникам, огородникам и другим гражданам для ведения индивидуальных подсобных хозяйств и возведения частных зданий жилого предназначения. В данном случае отношение участка к составу лесного фонда по ЛГР роли не играет. С даты принятия «лесной амнистии» их можно оформить как земли, входящие в состав населённого пункта, или сельскохозяйственных угодий, что исключает применение данных участков в качестве лесопользования. Воспользоваться процедурой могут как первообладатели, так и лица купившие, либо унаследовавшие участок.

«Лесная амнистия» касается любого участка, на котором построены какие-либо недвижимые объекты, при условии, что право на строительство всех имеющихся объектов было зарегистрировано до 1.01.2016. Согласно закону, собственник постройки вправе поставить землю, на которой расположена постройка, на кадастровый учет, с занесением данных в ЕГРН на основании чертежа (показывающего расположение участка земли) и описания этого участка, содержащееся в кадастровом плане. Пересечение границ такого участка с границами лесного или лесопаркового надела не будет препятствием для межевания и занесения в ЕГРН.

Читайте также:  Повышение ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году

Если участок был сформирован до 01.01.2016 года и согласно информации, в лесном реестре принадлежат к числу лесных территорий, а по данным ЕГРН (либо правоустанавливающего документа) — к другим категориям, такой участок из состава лесных площадей изымается, а лесопользование прекращается.

К подобным участкам относятся земли следующих предназначений:

  • частное жилищное строительство;
  • индивидуальное подсобное хозяйство;
  • земли, входящие в состав населённых пунктов.

Обратите внимание, что земли, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. Переводить такие площади из одной категории в другую не нужно.

Речь идёт о тех территориях, которые ранее судами были признаны относящимися к территории леса.

Закон № 280-ФЗ придал нормам обратную силу и позволил собственникам территорий, которые попали под «лесную амнистию», обрести право вовлечения своих земель в оборот, провести процедуры межевания, уточнения границ, внесения данных в ЕГРН.

Итак, ожидаемая многими в 2020 году амнистия не состоялась, законопроект «Об объявлении амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» так и остался не реализованным. Таким образом последняя крупная амнистия проводилась более 5 лет назад в 2015 году (посвящалась 70-летию Победы) и тогда она коснулась около 220 000. человек, отбывающих наказание.

Что принесет нам текущий год. Будет ли амнистия в 2021 году?

Много прогнозов давалась о проведении амнистии в связи с распространением риска распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и рискам пандемии для заключенных (в связи с их скученностью в условиях ограниченного пространства).

В России уже месяц действует закон о «лесной амнистии», устанавливающ��й порядок определения границ частных земельных участков, пересекающихся с землями лесного фонда. За это время тысячи граждан по всей стране устремились в местные органы власти восстанавливать свои права. Но не тут-то было. Чиновники в большинстве своём разводят руками. Им либо не хватает подзаконных актов, либо разъяснений от Росреестра, либо они просто не успели разобраться с нормами документа и потому помощь оказать не могут.

Гораздо меньше беспокойства испытывают чиновники федеральных органов власти. Присутствующей на заседании в Госдуме замдиректора Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ Алексей Бутовецкий сразу же заявил, что масштабные законы, подобные «лесной амнистии», трудно сразу без проблем реализовать. «Мы решили не дожидаться вала обращений и 15 сентября направили разъяснения в территориальные подразделения Росеестра. Кроме того, проводим работу над изменениями в подзаконные акты», — сообщил чиновник.

А замдиректора Росеестра Галина Елизарова вообще призналась, что не видит пока глобальных проблем в происходящем. «К нам не поступало обращений, которые требуют экстренных ответов. Но мы плотно работаем с Рослесхозом для упреждения таких ситуаций», — сказала чиновница.

Вспомнили присутствующие и про тяжёлую ситуацию с пересечением лесных земель с землями населённых пунктов в Подмосковье. Ещё год назад губернатор Московской области Андрей Воробьёв говорил о необходимости принятия закона о «лесной амнистии»: власти региона намерены ежегодно вводить в оборот 70 тысяч гектаров земли, поэтому и требуются нормативы, которые позволят это сделать.

Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислав Гордиенко сообщил членам рабочей группы, что сейчас в области зафиксировано более 200 наложений лесных участков на земли иных категорий и закон ситуацию изменит в лучшую сторону.

Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.

Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.

Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.

При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса. Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку. Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.

В законе оговаривается:

  1. Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
  2. Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.

Очень интересная норма. Пожалуй, даже единственная в своем роде. Её суть заключается в том, что если физлица или компании в результате судебного решения потеряли недвижимость по причине того, что их участок относится к лесной территории, то они теперь могут потребовать признания своих прав на потерянные объекты. Государство признает, что оно было неправо и разрешает вновь обратиться в суд для возврата собственности.

Правда, формулировки этой статьи вызывают вопросы. Так, с одной стороны, законодатель указывает на возможность «обжалования» судебного решения и даже восстанавливает для этого срок — в течении года с момента принятия настоящего закона. А с другой стороны, он уточняет, что защита права осуществляется с помощью нового иска.[7] Но так не бывает. Законодательство не предполагает подобной возможности отмены (или пересмотра) судебного решения. Она (то есть отмена судебного акта) осуществляется в процессуальном порядке, а не с помощью нового искового заявления по тем же основаниям. Остаётся только ждать разъяснений Верховного суда РФ по этому поводу.

Закон о «лесной амнистии» дошел до Совета Федерации

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и Лесной реестр содержат множество совпадений участков, на которых по ЕГРН закреплено право на местное самоуправление, строительство жилья и частную собственность. Лесной реестр запрещает использовать эти же земли с указанными целями.

Разработанный проект закона предполагает приоритетное право сведений ЕГРН перед Лесным фондом, т.е. все случаи захвата лесной земли, включенной в кадастр не в качестве лесной, объявляются законными.

Речь идет об огромных площадях. Только в Московской области таких участков более 200 тысяч общей площадью около 185 тысяч гектаров.

Предполагается также признать земли лесных поселков и воинских частей в очерченных границах землями населенных пунктов с передачей местным администрациям всех полномочий по распоряжению этими землями. Проект закона имеет следующие достоинства и недостатки.

  • Аренда земельного участка для дома (13)
  • Аренда земельного участка под бизнес (19)
  • Земельные участки по госпрограмме (10)
  • Земельные участки по льготе (9)
  • Земли сельскохозяйственного назначения (15)
  • Индивидуальное Жилое Строительство (26)
  • Кадастровые работы (15)
  • Отказ в аренде земельного участка (21)
  • Отказ в переводе в собственность (6)
  • Отказ в разрешении на строительство (3)
  • Покупка земельного участка (24)
  • Продажа земельного участка (15)
  • Судебные иски и споры (10)

Лесная амнистия 2021 года: как оформить участок лесфонда, документы

Очень интересная норма. Пожалуй, даже единственная в своем роде. Её суть заключается в том, что если физлица или компании в результате судебного решения потеряли недвижимость по причине того, что их участок относится к лесной территории, то они теперь могут потребовать признания своих прав на потерянные объекты. Государство признает, что оно было неправо и разрешает вновь обратиться в суд для возврата собственности.

Правда, формулировки этой статьи вызывают вопросы. Так, с одной стороны, законодатель указывает на возможность «обжалования» судебного решения и даже восстанавливает для этого срок — в течении года с момента принятия настоящего закона. А с другой стороны, он уточняет, что защита права осуществляется с помощью нового иска.[7] Но так не бывает. Законодательство не предполагает подобной возможности отмены (или пересмотра) судебного решения. Она (то есть отмена судебного акта) осуществляется в процессуальном порядке, а не с помощью нового искового заявления по тем же основаниям. Остаётся только ждать разъяснений Верховного суда РФ по этому поводу.

Росреестр подвёл итоги реализации «лесной амнистии» к 1 января 2021 года

Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.

Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.

Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).

В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).

При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введение в действие ЗК РФ).

Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.

Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).

Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.

В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.

В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п. 8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).

В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.

Сегодня вступил в силу закон о лесной амнистии

Изменения в законе должны привести к развитию рынка загородной недвижимости: активизировать строительство ИЖС. Ожидается, что число заинтересованных в строительстве загородных домов вырастет на 5–7 %. Прогнозируют и небольшое увеличение спроса на готовые загородные дома – не более 3%.

Принятый Федеральный законодательный акт разрешил возникшее противоречие между сведениями, содержащимися в двух государственных реестрах.

С момента вступления закона в силу, сведения из ЕГРН по спорным вопросам имеют большую силу, и они заменяют сведения из ГЛР. Применение федерального закона на практике означает, что органы государственной власти должны самостоятельно выявить все противоречия и устранить их, но, если этого не случилось, заинтересованному лицу необходимо обратиться с заявлением в отделение Росреестра.

Перевести участок в желаемую категорию земель можно при наличии следующих условий:

  • изначальная категория земель относится к одной из следующих: ИЖС, ЛПС, для дачного строительства, садоводства и огородничества;
  • первоначальное право собственности возникло до августа 2008 года. При этом не имеет значения, сколько раз отчуждался участок после этого. Однако право на земельный участок у последнего пользователя должно возникнуть не позднее января 2016;
  • участок не относится к особо охраняемой территории. Это означает, что приобрести в собственность заповедник или заказник не получится;
  • если участок относится к категории промышленных, либо сельскохозяйственных земель, не должно быть сведений о его использовании с нарушениями правил.

После изменения сведений в реестре, участок переходит в категорию населенного пункта (если входит в его границы), либо в земли сельскохозяйственного назначения. Далее Росреестр самостоятельно направляет уведомление в орган контроля и надзора за лесными правоотношениями.

С этого момента можно считать, что перевод земли в необходимую категорию завершен, и пользователь может зарегистрировать право собственности.

Практика применения закона и разрешения подобных дел еще не сформирована, поэтому могут возникать различные сложности.

Зачастую принятый закон не способен урегулировать все вопросы, в связи с высокой сложностью рассматриваемых правоотношений и невозможностью дать однозначное толкование. Отдельные положения закона все еще содержат в себе существенные и неразрешимые в административном порядке противоречия.

Читайте также:  Можно ли забрать заявление из ЗАГСа в 2022 году

Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.

Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.

Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.

При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса. Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку. Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.

В законе оговаривается:

  1. Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
  2. Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.

Согласно закону, существует возможность перевести эти земли в категорию не лесных (оформить в собственность), а также арендовать для производственного пользования.

Сделать собственностью лесные земли можно только через перевод их в категорию не лесных. Сразу нужно сказать о том, что оформить землю очень сложно и положительный результат далеко не гарантирован.

Федеральный закон № 150-ФЗ от 17.06.2019 года «О внесении изменений в ФЗ «О кадастровой деятельности» и ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уточнил порядок проведения комплексных кадастровых работ (далее – ККР). А именно:

  • Дополнил правила уточнения границ участков при проведении комплексных кадастровых работ (ч.1 ст.42.8 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности»).
  • Установил порядок определения границ участка для случаев, когда фактическая площадь земли больше площади, заявленной в документах на предельный минимальный размер участка или на 10% ( ч.4 ст.42.8 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности»).

Половина земельных участков были образованы еще в советское время. С тех пор их площадь и границы значительно изменились. Владельцы земли перенесли заборы, захватили лишние сотки, но никак их не узаконили.

Итак, если вы решили воспользоваться правом оформить землю по новому закону (№150-ФЗ от 17.06.2019 г.), то вам необходимо иметь ввиду следующее:

1. Бесплатно увеличить участок на 10% возможно только в ходе проведения комплексных кадастровых работ и никак иначе! Комплексные кадастровые работы выполняют кадастровые инженеры по заданию органов государственной власти – местной администрации. Это крупные, полномасштабные работы на основании госконтракта и за счет государственного бюджета. Трудность состоит в том, что заказать такие работы только для своего участка собственник не может. Следовательно, чтобы прирезать часть земли, необходимо ждать, когда местные власти будут проводить комплексные кадастровые работы на вашей территории. Об этих работах граждан оповещают заранее.

Важно! Все нововведения коснулись порядка проведения комплексных кадастровых работ и не затрагивают работы по уточнению границ на единичных, отдельно взятых участках.

* Есть другой способ увеличить площадь своего земельного участка за счет так называемой прирезки. Об этом мы подробно писали в другой нашей статье «Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность».

Строительство на землях лесного фонда согласно современному законодательству возможно, только с целью возведения отдельных строений с учетом всех экологических норм. Строительство домов, коттеджей на территориях лесополос строго запрещено законом.

Территория земельного фонда представляет собой, прежде всего, земли, находящиеся под охраной ЗК РФ и ЛК РФ, а также под защитой других нормативно-правовых актов, которые регулируют управление ими. Бизнесмены вполне могут получить разрешение на строительство зданий на этой территории, но только в случае, если докажут необходимость их возведения. Кроме того, придется подготовить множество различных бумаг, которые подробно представят план строения.

Современным законодательством запрещено производить капитальные застройки зданий в лесополосе, относящейся к лесному фонду. Законом не воспрещается лишь возведение отдельных построек, не противоречащих экологическим регламентам. Среди них:

  • временные лесничие сторожки и иные тому подобные постройки;
  • лагерь, создаваемый специально для туристов в восстановительных целях без уничтожениялесополосы;
  • физкультурные комплексы, используемые для занятий спортом;
  • оздоровительные санатории;
  • восстановительные строения для отдыха и оздоровления.

Частное возведение зданий в зонах, относящихся к лесополосе, категорически запрещено законом. Однако имеется возможность осуществить постройку сооружения в поселении, если его пограничная линия совпадает с лесополосой. Этот вариант вполне реален и для постройки крупных госучреждений, которые не связаны с эксплуатацией восстановительных лесонасаждений.

Помимо фундаментальной застройки согласно закону разрешена постройка временных зданий, применяемых для конкретного вида деятельности, к примеру, для исследования земляных недр и водохранилища, поиска или добывания полезных ископаемых, прокладки дорог, создания линий электрических передач, заготовления лесных ресурсов.

Дачные сотки героини имеют спорный статус из-за общих границ с лесом.

В 90-х и 2000-х годах учет земли проводился в упрощенном порядке без точного межевания. Для согласования достаточно было иметь данные с лесоустроительной документации. Такая ситуация привела к тому, что реальные территории лесхозов преувеличены в три раза! В искусственную площадь лесов входили дачи садоводов, военные части, поселения. Собственники пытались отвоевать право на обжитые наделы в суде, но решения принимались в пользу лесного фонда.

  1. На амнистию имеют право владельцы участков, собственность которых подтверждена до 1 января 2016 года.
  2. Принадлежность земли определяется в сведениях в ЕГРН.
  • Амнистия не распространяется на участки, расположенные в границах особо охраняемых территорий или территорий объектов культурного наследия.
  • Нельзя оформить в собственность землю специального назначения без зарегистрированной недвижимости.
  • Амнистируемая площадь не должны быть в составе земель сельхозназначения (это земли, вынесенные за пределы поселений и служащие для осуществления сельского хозяйства).
  1. После обращения собственника в Единый государственный реестр недвижимости вносятся изменения — вписываются новые территориальные границы всех участков.
  2. Сотки, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. В этом случае не нужно переводить площадь из одной категории в другую.
  3. Если ранее надел был отнесен к определенной категории земель, то это решение станет приоритетным над другими сведениями, которые внесены в ЕГРН.
  4. Если вы собственник недвижимости, которая зарегистрирована на “лесной” земле до 1 января 2016 года, то имеете право на прилегающий к дому участок.
  5. Предыдущие судебные акты, по которым частники теряли собственность, могут быть обжалованы. Иск нужно подать в течение одного года со вступления в силу судебного решения.

Во-первых, установить приоритет данных ЕГРН перед информацией лесного реестра (ГЛР). Например, если в ГЛР указано, что конкретный участок принадлежит к лесному фонду, но в ЕГРН либо в правоустанав��ивающем документе обозначено, что этот же участок — частная собственность, относящаяся к иной разновидности земель, то верными в такой ситуации нужно признать данные ЕГРН либо правоустанавливающего документа. Это положение распространяется на те участки, которые были ��формированы до 1.01.2016.

Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков ответил на вопрос об амнистии в России. Напомним, что в последний раз ее проводили в 2015 году в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

По словам Пескова, правительство не обсуждает такую инициативу.

Оптимизация «Лесной амнистии» — удобство в деталях

В.И. Селиверстов выдвинул интересное предложение выступить с законодательной инициативой о том, чтобы в отношении срока коронавирусных ограничений, с которыми столкнулись заключенные, необходимо принять поправочный коэффициент, приравняв один день к двум или полутора, так как карательные ограничения в период пандемии усилились и вышли за пределы, установленных законом.

По действующему законодательству амнистия является прерогативой Государственной Думы РФ. Предыдущий раз подобное решение об освобождении заключенных принималось в 2015 году. Основанием послужило празднование 70-летия Победы в ВОВ.

По приблизительным оценкам правозащитников, амнистия может коснуться, как минимум, 10-15 тысяч заключенных. Речь идет о людях, которые впервые оказались за решеткой, совершили преступление небольшой тяжести, одиноких матерях или отцах, у которых есть малолетние дети, а также ветеранах боевых действий, выполнявших воинский или служебный долг в Афганистане или других государствах, награжденных государственными наградами СССР и Российской Федерации, ликвидаторах последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В том числе, и об участниках протестов на Болотной площади в Москве в 2021 году. Насколько широким будет круг участников амнистии, зависит от варианта постановления, который получит поддержку большинства депутатов Госдумы.

Последняя на сегодня амнистия в России была в апреле 2015 года в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Согласно данным ФСИН, тогда на свободу вышли 213 455 человек.

Главным обсуждаемым в Думе моментом является перечень статей Уголовного кодекса, по которым возможно амнистирование. В частности, планируется исключить статьи УК, обозначенные во время проведения последней амнистии.

В комитете Госдумы по законодательству сообщили, что целесообразность проведения амнистии в текущем году активно обсуждается, однако окончательное решение еще не принято. Председатель комитета П. Крашенинников также подчеркнул, что если амнистия будет объявлена, то с большой долей вероятности она не затронет осужденных по тем статьям Уголовного кодекса, по которым осужденные амнистировались ранее.

  • несовершеннолетние;
  • женщины с детьми и беременные;
  • инвалиды и участники боевых действий, ликвидаторы аварии на ЧАЭС (по оценкам, в тюрьмах находятся 5 839 инвалидов и 2 682 ветерана);
  • неизлечимо больные;
  • те, кому осталось сидеть менее года (около 85 тысяч человек);
  • родители малолетних детей (около 40 тысяч человек).

Президент в декабре 2021 года высказывался по вопросу проведения амнистии достаточно осторожно. По его доводам, институт амнистии следует использовать осмотрительно и учитывать мнение потерпевших: как они относятся к тому, что граждане, совершившие в их отношении преступление, выйдут на свободу. Хотя использование амнистии, как инструмента гуманизации, не должно уйти в прошлое.

– Разговоры о возможной широкой амнистии по уголовным делам ведутся последние несколько лет. В 2021 году так же есть вероятность ее объявления. Способствует этому сложившаяся сложная ситуация с заболеваемостью коронавирусом в местах лишения свободы. Но какие-либо официальные документы и законопроекты по вопросу объявления амнистии на 2021 год пока отсутствуют. Разберем вопрос немного подробнее.

Во-первых, установить приоритет данных ЕГРН перед информацией лесного реестра (ГЛР). Например, если в ГЛР указано, что конкретный участок принадлежит к лесному фонду, но в ЕГРН либо в правоустанавливающем документе обозначено, что этот же участок — частная собственность, относящаяся к иной разновидности земель, то верными в такой ситуации нужно признать данные ЕГРН либо правоустанавливающего документа. Это положение распространяется на те участки, которые были сформированы до 1.01.2016.

С похожим предложением выступила и уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова.

«Важно, чтобы не было судимости у тех, кто не представляет большой опасности для общества. — заявила Татьяна Москалькова. — Преступления небольшой и средней тяжести должны влечь наказание, но не судимость, потому что она не дает возможности ни на работу устроиться, ни кредит взять. Возможно, имеет смысл провести амнистию по снятию судимости для таких людей».

Свое предложение омбудсмен мотивировала еще и тем, что «многие люди уже отбыли наказание, а судимость висит на них как вериги». Но один из главных аргументов такой амнистии — работодатели крайне неохотно рассматривают людей с судимостью как кандидатов на свободные рабочие места. «Судимость — это стена, через которую человек не может пробиться», — подчеркнула Москалькова.

Сколько человек освободили за всю историю амнистий

В связи с тем, что с момента существования России внеплановое освобождение из мест лишения свободы происходило 19 раз, число преступников, которые подверглись амнистии, достаточно приличное.

Отмечается, что одной из самых крупных стала процедура, проведенная к 55-летнему юбилею победы в ВОВ в 2000 году – она затронула порядка 877 тысяч человек.

Самой малочисленной же стала амнистия 9 февраля 1996 года, когда освобожденных было всего 11 человек.

Последней на сегодняшний момент стала процедура массового помилования к 70-тилетию победы в Великой Отечественной войне. Она насчитывает порядка 213 тысяч освобожденных человек. В их числе и фигуры громких дел, таких как происшествие в клубе «Хромая лошадь» и катастрофа Як-42, где погибла хоккейная команда «Локомотив».

Сколько будет амнистированных в предполагаемый новый акт милосердия со стороны государства в 2022 году – загадывать пока рано. Отмечается, что сейчас заключенных по легким статьям в местах лишения свободы насчитывается порядка полу миллиона.

Что такое амнистия и как она объявляется

Определения амнистии в ст. 84 УК РФ, которая регулирует порядок ее объявления, не содержится. Из системного толкования норм права можно сделать вывод, что это акт гуманизма по отношению к лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести.

Характерные черты амнистии исходя из ст. 84 УК РФ и практики правоприменения:

  • объявляется Государственной Думой, но не в форме закона, а в форме постановления;
  • объявляется в отношении неопределенного круга лиц, то есть, в постановлении об амнистии указываются статьи, по которым осуждены преступники, или иные признаки, но не их поименный список (что прежде всего отличает амнистию от помилования);
  • может предполагать как освобождение от наказания (основного или дополнительного), так и его смягчение, а также освобождение от уголовного преследования еще не осужденного гражданина и снятие судимости с отбывшего наказание;
  • обычно объявляется к памятным датам (особенно часто амнистию объявляют к Дню Победу);
  • предусмотрена только уголовным законодательством, административной амнистии в РФ не бывает;
  • не применяется по отношению к совершившим тяжкие преступления;
  • вместе с постановлением об амнистии принимается его «спутник» — постановление о порядке проведения амнистии.

Амнистия 2022 по уголовным делам может быть объявлена, соответствующая законодательная инициатива есть.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *