Зарплата учителей в 2023 году в России: индексация, изменения, последние новости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зарплата учителей в 2023 году в России: индексация, изменения, последние новости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основным условием при формировании заработной платы учителям является начисление суммы среднего уровня дохода, зависящего от региональной экономики. Регионы, которые имеют материальную возможность, могут начислять дополнительный бюджетный процент по своему усмотрению. Предусматриваются и субъектные параметры, включая «северные».

Зарплата учителей в 2022 году согласно статистике

Зарплата учителей в 2023 году будет начисляться в зависимости от области проживания работника, и места, где ведётся общеобразовательная практика. Для того чтобы определить, где преподаватель в России чувствует себя лучше, можно изучить следующего таблицу. Она даёт представление о размере заработной платы учителя в 2022 году по областям.

На сколько прибавят бюджетникам

Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в 2023 году зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 8%. При этом он пояснил, что этот показатель заложен в федеральном бюджете на 2023−2025 годы.

Но специалисты обращают внимание на то, что этот показатель рассчитан исходя из предположения о замедлении инфляции следующего года в России более чем в два раза — до 5%. А вот если инфляционные индексы будут выше, то для исполнения президентского поручения индексировать зарплаты придётся на больший процент.

— Обычно ежегодный рост зарплат в бюджетной сфере составлял 5−6%, но сейчас повышение предполагается на 8−11%.

Однако при существующих темпах годовой инфляции даже эта прибавка будет выглядеть номинальной, — пояснил эксперт в области трудовых отношений.

— Однако некоторые группы бюджетников могут получить реально ощутимую прибавку вне зависимости от инфляционных ожиданий.

Это касается тех специалистов-бюджетников, которых работодателям нужно удерживать на местах. Данный подход актуален в первую очередь для силовых ведомств, вооружённых сил и предприятий оборонного комплекса. По остальным специальностям прибавка выше инфляционных потерь тоже может быть, но скорее за счёт региональных надбавок.

Кто считается бюджетником?

К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:

  • Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
  • Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.

Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.

Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.

В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.

Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:

Профессия Оклад
Социальные работники Около 35 тысяч рублей
Средний медицинский персонал Около 39 тысяч рублей
Учителя средних школ Около 45 тысяч рублей
Воспитатели в детских садах Около 35 тысяч рублей
Младший медицинский персонал Около 35 тысяч рублей
Врачи имеющие высшее образование Около 75 тысяч рублей
Преподаватели в ВУЗах Около 90 тысяч рублей

Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году

У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:

  • В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
  • В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
  • В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.

Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.

Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.

Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).

Тематические группы в соцсетях пестрят сообщениями о решении учителей уйти из школы. Главными причинами сами педагоги называют низкие зарплаты, перегрузку, бумажные отчёты и давление со стороны администрации школ.

«Я молодой специалист, два года в школе. Предыдущий учебный год был тяжёлый – недовольные родители и большая нагрузка. Была на грани нервного срыва, взяла себя в руки, доработала до конца года. Надеялась, что за лето эмоциональный ресурс восстановится, будут силы, нравится преподавать, хотела дать себе ещё один шанс и год на внедрение в школьную систему, но, увы, нет никакого желания сейчас работать, хочется рыдать, когда заходишь в школу. Хочу отработать две недели и уйти в середине сентября. Да, плохо. Но не издеваться же над собой», – поделилась с коллегами учитель математики.

«Несмотря на то что у меня профильный класс и что дети, что родители очень хорошие и мотивированные, я уже устал от отчётности. Начинаешь ненавидеть классное руководство, и ведь дело не в детях и родителях, а в бумажной бесполезной ерунде, от которой уже тошнит», – рассказал ещё один учитель.

«Вырвалась из ада, нет больше сил работать в постоянном стрессе за копейки. За две ставки с высшей категорией я получала чуть больше 30 тысяч рублей. Но не только в этом дело, многое можно было бы стерпеть, если бы не постоянное скотское отношение администрации, выговоры и претензии на ровном месте. Детей очень жалко, но здоровье дороже», – написала педагог из Волгограда.

В начале августа Сергей Кравцов попросил педагогов присылать в Минпросвещения свои предложения, какие мероприятия стоит провести в рамках Года педагога. Опрос, проведённый профсоюзом «Учитель», показал, что 89 процентов опрошенных учителей хотят в этом учебном году наконец дождаться повышения зарплаты.

По данным проекта Высшей школы экономики «Мониторинг экономики образования», в 2020/21 учебном году большая часть российских учителей (свыше 80 процентов) зарабатывали менее 40 тыс. рублей. Больше половины опрошенных (54,4 процента) сообщили, что их зарплата составляла 20–39 тыс. рублей, а 16 процентов получали менее 10 тыс. рублей в месяц.

Как следствие, свыше 40 процентов учителей были вынуждены ограничивать себя во всех тратах, кроме покупки еды, 20 процентам не хватало денег на покупку одежды, а от 34 до 40 процентов педагогов не могли позволить себе приобрести бытовую технику.

Учительские зарплаты в вакансиях за октябрь 2021 года

Сейчас зарплата каждого учителя индивидуальна, так как слишком много факторов влияет на ее размер: категория, стаж, количество учебных часов, регион, состав класса, наличие «олимпиадников», классное руководство и прочее.

Зарплата педагога складывается из следующих частей:

  • базовая — учитывается количество учебных часов, категория учителя, подготовка к занятиям (проверка тетрадей);
  • стимулирующие надбавки — за подготовку «олимпиадников», стаж, использование новых технологий;
  • надбавка за классное руководство (5000 рублей);
  • компенсации — за работу с детьми-инвалидами, работу в условиях Крайнего Севера, в сельской местности (компенсируются коммунальные платежи);
  • премии — зависят от образовательного учреждения.

Как заработная плата учителя зависит от его квалификации?

«вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

«- при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;

Профессия учителя является одной из самых востребованных уже не одно столетие. Тенденция роста значимости качественного образования только усиливается, а значит и педагоги должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляет общество к качеству обучения и получаемым знаниям. В двадцать первом веке учитель — это не просто очередной бюджетник, который должен строго выполнять свои функции. Настоящий мастер своего дела обязан находить общий язык с детьми, понятно и убедительно преподносить весь объем информации и идти в ногу с современными технологиями.

Самым первым и самым значимым нововведением является Национальный квалификационный тест для учителей. Он состоит из ста вопросов, на которые необходимо ответить педагогам. 70 из них — это вопросы по преподаваемому предмету (могут встречаться вопросы по смежным дисциплинам), а 30 — это методология преподавания, психология, проверка способности учителя выстраивать дружественные и в то же время продуктивные отношения со своими учениками. Педагог должен будет доказать, что он является мастером своего дела, человеком, которому можно доверить такую ответственную работу. Тест затрагивает и способность учителя налаживать связь с учениками разных физических и интеллектуальных возможностей. Данный тест является центральным нововведением в аттестации учителей в 2020 году. Но и это ещё не все.

Все оговоренные новшества нашли свое отражение в новом порядке аттестации учителей в 2020 году. После несколько раз изменившихся профстандаров, последние правила оценки квалификации педагогов являются лучшим отражением нужд современной системы образования. Более того, аттестация позволяет установить единые правила на федеральном уровне, а также способна простимулировать тягу к саморазвитию у уже возрастных преподавателей. Эти тесты позволяют понять, кому необходимо повторить некоторые темы, а кому стоит задуматься над усовершенствованием построения коммуникативных связей с детьми.

  1. Необходимость постоянного контроля и коррекции новой системы оплаты труда учителей в каждой образовательной организации с целью создания условий, при которых каждый работник получает зарплату, соответствующую уровню профессиональных стараний и фактической трудовой нагрузки.
  2. Эффективное использование бюджетных средств и целевое планирование задач, препятствующее неоправданным расходам.
  3. Разработка и реализация механизмов увеличения доли надтарифного фонда (стимулирующей части) в общем фонде оплаты труда с предоставлением возможности участвовать в согласовании ее распределения совету школы.
  4. Увеличение дифференциации в оплате труда учителей различной квалификации на фоне утверждения новой системы аттестации, стимулирующих к освоению эффективных образовательных технологий, методов ИКТ, способов организации проектной, исследовательски-поисковой, экспериментальной деятельности учащихся в рамках освоения предметного минимума.
Читайте также:  Виды мер пресечения. Подписка о невыезде, домашний арест, заключение под стражу.

В итоге получаем такую ситуацию, когда в селе и маленьких поселках нет молодых преподавателей. Да и в крупных городах наблюдается тенденция, когда учителями работают исключительно люди пенсионного возраста, которые трудятся исключительно по призванию. Если же кто-то и решает поступать на педагогический факультет университета, то не всегда из добрых побуждений.

В соответствии с пунктом 13 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании») установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях является компетенцией Российской Федерации.

В результате недофинансирования средняя зарплата педагога российской школы и вуза сегодня значительно отстает от европейских стран, где оплата труда в разы больше, чем в России. Учителя, работающие в муниципальных школах, являются основой корпуса педагогических работников, но уровень их заработной платы ведет к снижению престижа профессии и препятствует притоку новых людей в профессию. Указ Президента РФ № 597 от 07.05.2012 г. не позволил улучшить ситуацию — значение целевого показателя и покупательная способность заработной платы учителей снизились. Одновременно растет и расслоение регионов по уровню заработной платы учителей. В экономически более благополучных регионах (с добывающими отраслями и финансовых центрах) заработная плата и уровень жизни учителей выше. Причины такой динамики в том, что правильный в условиях экономики знаний посыл Указа Президента РФ № 597 не подкреплен требуемыми финансовыми ресурсами. Важно, чтобы ежегодная индексация ре��льной заработной платы учителей должна быть на уровне не ниже инфляции или прироста средней по региону заработной платы. Такая мера позволит хотя бы поддерживать текущий уровень заработной платы учителей и не ухудшить их положение.

  • субъективизм руководителей в распределении стимулирующих и компенсационных выплат;
  • несоответствие нормативных показателей и реальных условий реализации педагогической деятельности, спровоцированные региональными, климатическими и экономическими факторами.

Зарплата учителей в 2021 году в России

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.

То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.

Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.

Куда чаще бывают ситуации иного рода. Например, когда для медиков в период пандемии ввели специальные доплаты за работу с больными коронавирусом, некоторые медработники их так и не увидели. Здесь пожаловаться будет куда проще ¬– для этого на Госуслугах открыли целый раздел. Правда, тогда проблема была в том, что руководители на местах просто неправильно поняли распоряжение о доплатах и выплачивали их буквально в произвольном порядке – но с точки зрения закона нарушение было под вопросом.

Хуже всего, когда сотруднику бюджетной организации платят меньше, чем того требуют «Майские указы». Здесь жаловаться бессмысленно – зарплаты рассчитываются согласно всем нормативным актам, а сами по себе указы не предполагают ответственности за их неисполнение.

Для начала надо понять, от чего зависит оклад учителя:

  1. Стаж. Чем он больше, тем больше платят.
  2. Регион. Зарплата в центре и на территориях с суровым климатом выше, чем на юге и в северо-западных округах.
  3. Классное руководство.
  4. Регулярное повышение квалификационного уровня.

Доход учителя можно поделить на 4 составляющие:

  1. Основная составляющая. Начисляют за ведение уроков, проверку домашних и контрольных работ.
  2. Стимулирующая составляющая. Играет роль хорошая успеваемость учеников.
  3. Компенсационная составляющая. Оплачивается вредная работа (химические вещества) и особые условия (коррекционный класс).
  4. Премиальная составляющая.

Оплата труда учителей зависит от региона проживания. Отличия внушительные и правительство не способно изменить ситуацию по причине имеющегося дисбаланса в экономической сфере отдельных регионов. Например, учитель, работающий на Сахалине, получает более 80 тыс. руб., а учитель в Алтайском крае всего лишь 20 тыс. руб.

В последнее время появились изменения, которые будут оказывать влияние на сумму оклада. Величина зарплаты будет зависеть от введения в действие новой системы должностей. Плюс влияние окажет коэффициент разброса. Планируется, что оклад рядового учителя и директора будет отличаться в пропорции 1 к 4. Правда пока не ��онятно, как будут считать зарплаты остального педагогического состава.

Преподаватели высказывают сомнения, что в ближайшее время ситуация поменяется и зарплаты повысятся существенно. Преподавательский состав предполагает, что из-за ввода новых званий получить доплаты и премии станет сложнее, нежели ранее. Учителей пенсионного возраста напугал законопроект о независимом оценивании, они боятся лишиться работы.

Зарплата учителей в 2021 году однозначно вырастет. Правительство распорядилось с 01.01.2021 г. и по итогам I квартала с 01.04.2021 г. провести поэтапные повышения зарплат работникам бюджетной сферы. В первую очередь финансирование направят в медицинскую и образовательную сферу.

К сожалению, по статистике образование стабильно остается в лидерах низкооплачиваемых работ. Оклад преподавателей как был, так и остается болезненной темой, почему-то так выходит, что растет заработная плата больше на бумаге, чем на практике, да еще и вместе с нагрузкой.

В 2020-2021 учебном году заработок любого учителя будет состоять из:

  • Базовой части (окладной), зависящей от объёма проведённых уроков и факультативных занятий, проверенных работ.
  • Премий, определяемых по достижениям педагога (например, по его призовым местам в разных конкурсах).
  • Стимулирующей части, зависящей от успехов учащихся и от эффективности внедрения в образовательные процессы новых методов обучения.
  • Компенсационной составляющей, полагающейся за вредные или сложные условия труда (работу с коррекционными классами, в неблагоприятных климатических условиях, с химикатами).

Величина оклада российского учителя зависит от нескольких факторов:

  • Педагогический стаж. Чем дольше сотрудник трудится в образовательной сфере, тем выше его оклад.
  • Наличие класса, в котором учитель является руководителем. Классное руководство гарантирует увеличение окладной части зарплаты.
  • Регион. В центральных и отдалённых субъектах, а также в населённых пунктах со сложными климатическими условиями педагоги получают больше.
  • Уровень квалификации. Если он повышался, то и оклад учителя будет выше.

Что касается остальных составляющих заработка (премиальных, стимулирующих и компенсационных), то они зависят от стараний и успехов самого работника школы, от решений руководства, а также от рекомендаций и нормативно-правовых актов местных муниципалитетов.

Планируется внедрение в российских школах так называемой должностной системы. Всем сотрудникам будут присваиваться «звания», то есть разные категории:

  1. Учитель. Он является начинающим сотрудником, занятым в образовательной сфере. Такой работник не имеет дополнительного образования, не повышал свою квалификацию, поэтому может исключительно учить школьников.
  2. Старший учитель не только преподаёт, но и создаёт, а также внедряет новые программы и методики обучения. Такому сотруднику разрешено заниматься коррекционной работой.
  3. Ведущий учитель занимается организацией непрерывного и эффективного образовательного процесса, а также координацией работы подчинённых.

Точные размеры заработков для каждой ступени не определены, но предварительно известно, что младшие сотрудники будут получать не менее 15-16 тысяч. При этом зарплата руководителя не может превышать доход рядовых педагогов более чем в четыре раза.

Как изменится средний заработок российских учителей с 2021-го года? Окончательных и достоверных данных об этом из официальных источников пока не поступало. И хотя активно обсуждаются последние новости, далеко не все они соответствуют действительности.

Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) разработал проекты измерительных материалов для ЕГЭ-2021, касающиеся 15-ти дисциплин. Нововведения не затронули математику, физику, химию, географию, иностранные языки, обществознание.

Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме: ученикам предложат 9 практических заданий по программированию, другие 18 адаптируют для сдачи на компьютере, и они не будут отличаться от заданий 2020-го года.

В госэкзамене по истории поменялись требования к заданию № 25. Каждый вариант будет содержать свои темы для исторического сочинения: описание личности и деятельности какой-либо исторической персоны (одной из трех на выбор) или описание какого-либо исторического события / процесса (также предлагается три варианта).

Что касается экзамена по русскому языку, то изменения коснутся формулировки задания № 9 и критериев оценки сочинения. Продолжительность проверочной работы по биологии будет увеличена до 235 минут (ранее экзамен писали 210 минут).

Читайте также:  Налоговые выплаты и ставки федерального подоходного налога в Америке

В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.

В 2021 году педагогам придется столкнуться с нововведениями, хотя большинство из них они «испытали» еще в этом. Речь идет об активном освоении дистанционного формата обучения, предполагающего овладение компьютерными технологиями для создания полноценной образовательной среды. Нагрузка на учителей при этом не снизится. Наоборот, «старшее поколение» не может быстро освоить интерактивные приемы и способы обучения, из-за чего возникают определенные сложности как в профессиональном, так и психологическом плане. Тенденция перехода на диста��т становится все более очевидной, хотя нельзя отрицать его негативные стороны. В грядущем году остается пожелать нашим учителям сил и терпения, а самое главное, здоровья. Ведь от них во многом зависит будущее наших детей.

Президент указал на исключительную важность обеспечения организованного начала учебного года, особо отметив необходимость оказания поддержки детям из уязвимых категорий при обучении в дистанционном режиме, передает Акорда.

Глава государства поручил Асхату Аймагамбетову продолжить работу по повышению статуса педагогов, ограждению их от исполнения несвойственных функций и обеспечению запланированного увеличения заработной платы на 25 % с января 2021 года.

Касым-Жомарт Токаев также поставил задачи по дальнейшему расширению академической самостоятельности вузов, повышению качества высшего образования и развитию вузовской науки.

Суть новой системы в том, что требования к зарплате и ее составляющим будет устанавливать правительство РФ, а не регионы или муниципалитеты. При этом для каждой отрасли разработают свои стандарты заработной платы. Едиными условиями для всех отраслей станет:

  • размер окладов должен быть не менее 50% от зарплаты работников;
  • будет установлен единый перечень выплат компенсационного характера. К ним относятся выплаты за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы;
  • базовый размер выплат будет единым для работников одной отрасли по всей стране.

Новую систему оплаты будут вводить поэтапно в 2021-2025 годах.

До введения отраслевых требований к заработной плате россияне, вне зависимости от того, где они трудятся, в бюджетной или коммерческой сфере, могут рассчитывать на индексацию зарплаты. Индексация обязательна для любого работодателя, это правило установлено Трудовым кодексом РФ.

На повышение заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами президента, в бюджете 2021 года выделяется:

  • В сфере образования 130,8 млрд рублей (в 2020 году — 119,9)
  • В сфере культуры 16,4 (в 2020 году — 14,2)
  • В сфере здравоохранения 87,3 (в 2020 году — 80,3)
  • В сфере науки 62,5 (в 2020 году — 58,0)

На пресс-конференции 17 декабря Владимир Путин пояснил: ситуация, когда уборщица получает такую же зарплату, что и учитель — недопустима. По мнению зампреда Комитета Госдумы по образованию и науке Ларисы Тутовой, проблема низких учительских зарплат является одной из самых сложных в сфере образования.

«Сегодня в 75 регионах России указ президента от мая 2012 года в части оплаты учительского труда так и не исполнен. В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей», — привела данные «Парламентской газете» депутат.

Из-за низких зарплат учителя уезжают из регионов в мегаполисы, где платят в разы больше. Чтобы изменить эту систему, Минпросвещения при участии профильных профсоюзных организаций готовит проект единой модели оплаты труда педагогов. Как поясняют в ведомстве, эта модель позволит уйти от перекосов с заработной платой и усилить контроль за регионами.

В 2020-2021 учебном году заработок любого учителя будет состоять из:

  • Базовой части (окладной), зависящей от объёма проведённых уроков и факультативных занятий, проверенных работ.
  • Премий, определяемых по достижениям педагога (например, по его призовым местам в разных конкурсах).
  • Стимулирующей части, зависящей от успехов учащихся и от эффективности внедрения в образовательные процессы новых методов обучения.
  • Компенсационной составляющей, полагающейся за вредные или сложные условия труда (работу с коррекционными классами, в неблагоприятных климатических условиях, с химикатами).

Величина оклада российского учителя зависит от нескольких факторов:

  • Педагогический стаж. Чем дольше сотрудник трудится в образовательной сфере, тем выше его оклад.
  • Наличие класса, в котором учитель является руководителем. Классное руководство гарантирует увеличение окладной части зарплаты.
  • Регион. В центральных и отдалённых субъектах, а также в населённых пунктах со сложными климатическими условиями педагоги получают больше.
  • Уровень квалификации. Если он повышался, то и оклад учителя будет выше.

Что касается остальных составляющих заработка (премиальных, стимулирующих и компенсационных), то они зависят от стараний и успехов самого работника школы, от решений руководства, а также от рекомендаций и нормативно-правовых актов местных муниципалитетов.

Планируется внедрение в российских школах так называемой должностной системы. Всем сотрудникам будут присваиваться «звания», то есть разные категории:

  1. Учитель. Он является начинающим сотрудником, занятым в образовательной сфере. Такой работник не имеет дополнительного образования, не повышал свою квалификацию, поэтому может исключительно учить школьников.
  2. Старший учитель не только преподаёт, но и создаёт, а также внедряет новые программы и методики обучения. Такому сотруднику разрешено заниматься коррекционной работой.
  3. Ведущий учитель занимается организацией непрерывного и эффективного образовательного процесса, а также координацией работы подчинённых.

Точные размеры заработков для каждой ступени не определены, но предварительно известно, что младшие сотрудники будут получать не менее 15-16 тысяч. При этом зарплата руководи��еля не может превышать доход рядовых педагогов более чем в четыре раза.

На данный момент в сфере образования и в системе оплаты труда педагогов существует несколько актуальных проблем:

  1. Неверные расчёты средних заработков. В официальных заявлениях правительства неоднократно звучала сумма, составляющая средние 40 тысяч по стране. Но по факту этот показатель заработка неверный, ведь при расчётах учитывались доходы педагогов, работающих в центральных, северных и отдалённых регионах, а также в частных школах (а их заработки могут превышать 90-100 тыс. рублей).
  2. Так называемые «подушные» доходы, предполагающие выделение и распределение бюджетных средств в зависимости от количества учащихся. То есть в недостаточно укомплектованных школах учителя получают на порядок меньше, чем в общеобразовательных учреждениях с большим числом учеников.
  3. Неэффективное распределение фонда заработка педагога. Трёхсторонней комиссией, занимающейся урегулированием социально-трудовых отношений, в регионы неоднократно направлялись рекомендации о том, что 70% выделяемого на зарплаты бюджета должно идти на основную часть дохода – оклады. А по факту в более чем 50% российских субъектов гарантированная составляющая в структуре заработка (ставка) не превышает треть. То есть большую часть составляют периодические и необязательные премии и прочие надбавки.
  4. Большие нагрузки. Норма рабочего времени для одной ставки – 18 часов. Но для такого нормативного показателя в почти 80% регионов РФ устанавливаются оклады ниже среднего федерально МРОТ по стране. В итоге педагоги вынуждены возлагать на себя дополнительные нагрузки. Средняя ставка педагога по России зачастую превышает 1,6-1,7. И так как рабочие часы распределяются между имеющимися школьными сотрудниками, вакансии для новых кадров закрываются.

Как изменится средний заработок российских учителей с 2021-го года? Окончательных и достоверных данных об этом из официальных источников пока не поступало. И хотя активно обсуждаются последние новости, далеко не все они соответствуют действительности.

Рассмотрим несколько вероятных изменений:

  • Увеличение зарплат бюджетников в 2020-2021 годах до 170 тысяч в среднем. Старт изменений запланирован на сентябрь. Такие данные были предоставлены одним из интернет-пользователей и опубликованы в социальной сети «Инстаграм». Но это миф: информация опровергнута.
  • Индексация с учётом инфляции. Такое изменение действительно предусмотрено и в 2021 году, по разным данным, составит от 6 до 6,8%. Прибавка реальная, но незначительная, так как индексированию подвергается только лишь гарантированная часть заработка – оклад. Все прочие составляющие увеличиваются по решениям местных властей в конкретных регионах. Если величина ставки составляет 20 тысяч, то даже при максимальной 6,8%-ной индексации увеличение составит всего 1360 руб.
  • Реализация «майских» указов Путина 2012-го года, согласно которым заработок работников бюджетной сферы (в том числе учителей) должен возрасти на 200% до окончания 2021-го года. За прошлые годы никаких кардинальных изменений в оплате труда педагогов не произошло. До 2021-го осталось совсем немного времени, а если учесть, что федеральный бюджет стремительно уменьшается из-за пандемии коронавируса и явлений финансового кризиса, то можно сделать вывод, что вряд ли учителя будут действительно получать обещанные высокие зарплаты.
  • Строгая иерархия и распределение заработков по «званиям». Да, система определения зарплаты по должности действительно будет вводиться. Но точные суммы для отдельных «званий» пока не озвучивались.
  • Экзамены для учителей. Педагоги действительно смогут сдавать экзамены для подтверждения уровня квалификации. Госдумой был рассмотрен законопроект, регламентирующий систему независимого оценивания профессионализма сотрудников образовательной сферы. Такая аттестация будет необязательной и имеющей платную основу (средства предоставляются школой или же самим учителем). При условии успешной сдачи экзамена педагог будет вправе потребовать от руководства повышения оклада или изменения должности. Но пока соответствующий закон окончательно не принят, и подробности неизвестны.
  • Реализация национального проекта «Образование». Да, данная программа действительно продолжает реализовываться в России, и в 2021-ом году она может затронуть заработки педагогов. Т. Половкова, руководящая фондом «Национальные ресурсы образования», официально озвучивала, что на увеличение учительских зарплат в 2021-ом году уже выделена сумма, составляющая 1,226 млрд. рублей. Остаётся надеяться, что эти средства действительно будут потрачены на запланированные цели.
  • Изменение системы оплаты труда. Действительно, нынешний премьер-министр Мишустин поручил Общероссийскому профсоюзу образования, а также министерствам просвещения, финансов и труда предложить и впоследствии установить единые стандартные требования к оплате профессионального педагогического труда. Зарплаты должны формироваться с учётом предписаний «майских» президентских указов, а также в зависимости от базовых ставок, определяемых по нормам продолжительности рабочего времени (количествам часов для одной ставки). Такое поручение на сайте кабинета министров опубликовано официально, а результатов Мишустин ожидает уже до первого ноября текущего 2020-го года.

Размеры окладов труда педагогов в России сильно различаются в разных регионах. И даже в пределах столицы существует довольно значительная разница, так как заработки зависят от территориального расположения общеобразовательного учреждения.

В таблице ниже рассмотрены средние нынешние зарплаты обычных учителей для разных населённых пунктов столичной области:

Название населённого пункта

Средние размеры заработков (в тысячах рублей)

Долгопрудный

25

Ногинск

30

Железнодорожный

20

Юбилейный

30

Белая

33,5

Химки

70

Пушкино

50

Каменское

38

Свердловский

37,5

Привокзальный

25

Москва

70

Звенигород

50

Успенское

60

Как видно, разница порой очень большая. Заработок зависит не только от территориального расположения учебного заведения, но ещё и от специализации педагога. Так, меньше всего получают учителя младших классов (в среднем 40 тысяч по Москве). Чуть больше имеют преподаватели математики и информатики, а также дефектологи (42,5-43,7 тыс.). Среднемесячный доход учителей физики и химии – 45-46,2 тысячи рублей. Преподаватель иностранного языка может получать от 50 до 66 тыс. Заработок московского учителя экономики – в среднем 60 тысяч.

Точных данных о заработках московских учителей в 2020-2021 учебном году пока нет, но совершенно точно к ним будут применяться все запланированные на будущий период повышения. Это индексация с учётом реальной инфляции, некоторые корректировки системы расчётов и оплаты, прочие доплаты.

Читайте также:  Правила въезда в Турцию в 2022 году

Средняя зарплата педагога в 2022 году

По России размер средней зарплаты школьного учителя составляет почти 46 000 рублей. Но эта цифра получена в качестве среднего арифметического между доходом педагога из Москвы и педагога из какой-нибудь захудалой глубинки.

Больше всех по стране получают учителя Москвы, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Учитывая все надбавки, они имеют порядка 100 000 рублей. Зато их коллеги из Ингушетии и Северного Кавказа получают меньше 30 000 рублей.

Нужно понимать, что эти цифры не являются доходами от одной лишь ставки. Сюда входят премии, доплаты за классное руководство и участие в конкурсах, олимпиадах…

И снова это не полная “картина” происходящего. Выше приведены средние зарплаты по региону. Но на практике учителя сельских школ получают и того меньше — около 15 000 рублей. Эта сумма не дотягивает даже до МРОТ.

Сколько зарабатывают учителя в России

За 2021 год статистики по доходам преподавателей ещё нет. Однако для представления общей картины приводим данные федеральной службы государственной статистики о средней заработной плате по регионам.

Регион Средняя заработная плата учителя
Российская Федерация 38 419
Центральный федеральный округ 53 798
Белгородская область 27 983
Брянская область 23 942
Владимирская область 28 641
Воронежская область 27 544
Ивановская область 22 809
Калужская область 32 640
Костромская область 24 417
Курская область 25 976
Липецкая область 27 178
Московская область 54 585
Орловская область 24 057
Рязанская область 27 820
Смоленская область 25 948
Тамбовская область 23 998
Тверская область 26 774
Тульская область 30 372
Ярославская область 29 663
г.Москва 92 944
Северо-Западный федеральный округ 43 109
Республика Карелия 34 413
Республика Коми 44 759
Архангельская область 40 753
в том числе:
Ненецкий авт. округ 79 396
Архангельская область без авт. округа 38 394
Вологодская область 31 521
Калининградская область 30 983
Ленинградская область 42 756
Мурманская область 50 662
Новгородская область 28 259
Псковская область 24 633
г.Санкт-Петербург 53 389
Южный федеральный округ 28 089
Республика Адыгея 23 914
Республика Калмыкия 23 495
Республика Крым 29 099
Краснодарский край 30 046
Астраханская область 27 707
Волгоградская область 26 767
Ростовская область 26 939
г. Севастополь 31 018
Северо-Кавказский федеральный округ 22 199
Республика Дагестан 20 959
Республика Ингушетия 21 646
Кабардино-Балкарская Республика 21 612
Карачаево-Черкесская Республика 21 735
Республика Северная Осетия — Алания 21 943
Чеченская Республика 22 609
Ставропольский край 24 866
Приволжский федеральный округ 28 666
Республика Башкортостан 29 999
Республика Марий Эл 23 530
Республика Мордовия 23 479
Республика Татарстан (Татарстан) 32 349
Удмуртская Республика 28 438
Чувашская Республика — Чувашия 24 357
Пермский край 30 353
Кировская область 24 789
Нижегородская область 30 381
Оренбургская область 28 064
Пензенская область 26 526
Самарская область 30 321
Саратовская область 24 558
Ульяновская область 26 494
Уральский федеральный округ 41 954
Курганская область 24 827
Свердловская область 34 393
Тюменская область 62 051
в том числе:
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 63 912
Ямало-Ненецкий авт. округ 90 623
Тюменская область без авт. округов 43 894
Челябинская область 31 908
Сибирский федеральный округ 32 828
Республика Алтай 26 492
Республика Тыва 30 725
Республика Хакасия 31 858
Алтайский край 23 187
Красноярский край 40 568
Иркутская область 36 920
Кемеровская область 31 787
Новосибирская область 32 175
Омская область 28 742
Томская область 36 336
Дальневосточный федеральный округ 46 300
Республика Бурятия 32 761
Республика Саха (Якутия) 62 264
Забайкальский край 33 576
Камчатский край 68 154
Приморский край 38 369
Хабаровский край 41 948
Амурская область 37 455
Магаданская область 70 459
Сахалинская область 71 104
Еврейская автономная область 36 273
Чукотский автономный округ 93 147

Без реформы, но с повышенным окладом

Доведение учительской зарплаты до среднего в экономике региона уровня продолжится и впредь. Президентом Татарстана принято решение о повышении с 1 января 2022 года заработной платы работникам бюджетной сферы. В принятом постановлении КМ РТ предусмотрено повышение базовых окладов и соответственно стимулирующих и компенсационных выплат, рассчитываемых в процентах от базовых окладов, сообщили в пресс-службе Минобразования и науки РТ.

Как сообщил Юрий Прохоров, с 1 января 2022 года базовые оклады учителей поднимутся на 17,5% — до 16 тысячи 790 рублей. В пересчете они будут равняться 1,1 МРОТ. По его словам, с повышением окладов поднимутся и другие доплаты, в результате чего учителя смогут зарабатывать до 44—50 тысяч рублей в месяц. При условии, что нагрузка составит 24—28 уроков (часов) в неделю. Сможет ли это восполнить дефицит? Сейчас в Казани не хватает 1 500 учителей, а в Набережных Челнах — 840 учителей. Глава профсоюзов считает, что одними деньгами проблему не решить — нужно время для подготовки молодых педагогов. Пока же нехватка кадров закрывается двойной «нагрузкой», уточнил он.

Что может измениться в 2022-ом году: мифы и правда

Как изменится средний заработок российских учителей с 2022-го года? Окончательных и достоверных данных об этом из официальных источников пока не поступало. И хотя активно обсуждаются последние новости, далеко не все они соответствуют действительности.

Рассмотрим несколько вероятных изменений:

  • Увеличение зарплат бюджетников в 2022-2023 годах до 170 тысяч в среднем. Старт изменений запланирован на сентябрь. Такие данные были предоставлены одним из интернет-пользователей и опубликованы в социальной сети «Инстаграм». Но это миф: информация опровергнута.
  • Индексация с учётом инфляции. Такое изменение действительно предусмотрено и в 2022 году, по разным данным, составит от 6 до 6,8%. Прибавка реальная, но незначительная, так как индексированию подвергается только лишь гарантированная часть заработка – оклад. Все прочие составляющие увеличиваются по решениям местных властей в конкретных регионах. Если величина ставки составляет 20 тысяч, то даже при максимальной 6,8%-ной индексации увеличение составит всего 1360 руб.
  • Реализация «майских» указов Путина 2012-го года, согласно которым заработок работников бюджетной сферы (в том числе учителей) должен возрасти на 200% до окончания 2022-го года. За прошлые годы никаких кардинальных изменений в оплате труда педагогов не произошло. До 2022-го осталось совсем немного времени, а если учесть, что федеральный бюджет стремительно уменьшается из-за пандемии коронавируса и явлений финансового кризиса, то можно сделать вывод, что вряд ли учителя будут действительно получать обещанные высокие зарплаты.
  • Строгая иерархия и распределение заработков по «званиям». Да, система определения зарплаты по должности действительно будет вводиться. Но точные суммы для отдельных «званий» пока не озвучивались.
  • Экзамены для учителей. Педагоги действительно смогут сдавать экзамены для подтверждения уровня квалификации. Госдумой был рассмотрен законопроект, регламентирующий систему независимого оценивания профессионализма сотрудников образовательной сферы. Такая аттестация будет необязательной и имеющей платную основу (средства предоставляются школой или же самим учителем). При условии успешной сдачи экзамена педагог будет вправе потребовать от руководства повышения оклада или изменения должности. Но пока соответствующий закон окончательно не принят, и подробности неизвестны.
  • Реализация национального проекта «Образование». Да, данная программа действительно продолжает реализовываться в России, и в 2022-ом году она может затронуть заработки педагогов. Т. Половкова, руководящая фондом «Национальные ресурсы образования», официально озвучивала, что на увеличение учительских зарплат в 2022-ом году уже выделена сумма, составляющая 1,226 млрд. рублей. Остаётся надеяться, что эти средства действительно будут потрачены на запланированные цели.
  • Изменение системы оплаты труда. Действительно, нынешний премьер-министр Мишустин поручил Общероссийскому профсоюзу образования, а также министерствам просвещения, финансов и труда предложить и впоследствии установить единые стандартные требования к оплате профессионального педагогического труда. Зарплаты должны формироваться с учётом предписаний «майских» президентских указов, а также в зависимости от базовых ставок, определяемых по нормам продолжительности рабочего времени (количествам часов для одной ставки). Такое поручение на сайте кабинета министров опубликовано официально, а результатов Мишустин ожидает уже до первого ноября текущего 2022-го года.

Общая характеристика персонала дошкольного образовательного учреждения

Комфортное пребывание ребенка, осуществление воспитательно-образовательного процесса, в условиях ДОУ обеспечивается совместными усилиями: заведующей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, инструктора по физическому развитию, воспитателя, младшего воспитателя, поваров, медсестры, завхоза, кастелянши.

Большая ответственность за формирование маленький личности возлагается на воспитателя детского сада. Однако одной только эмоциональной и сердечной привязанности к детям недостаточно. Есть множество критериев, согласно которым заведующая ДОУ назначает людей на данную должность. На воспитателя возлагаются обязанности по уходу, присмотру, обучению и развитию детей ясельного и дошкольного возраста.

Воспитательница должна обладать не только педагогическими знаниями, но и быть компетентной в области детской психологии. Ведь маленький человек только начинает познавать предметный мир, сферу живой и неживой природы, учится выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, предпринимает первые попытки творческой деятельности.

При этом педагог обязан заложить в сознании ребенка правильные представления об окружающем мире, а также обеспечить развитие по таким направлениям, как познавательно-речевое, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

К современным воспитателям предъявляются высокие требования: они должны иметь высшее педагогическое образование по специальности «Дошкольная педагогика и психология», стремиться к саморазвитию и повышению квалификации, знать ФГОС дошкольного образования. Работа с большим количеством детей немыслима без помощника воспитателя.

Он проводит санитарно-гигиенические мероприятия в группе, с учетом возраста детей организует работу по усвоению ими навыков самообслуживания, оказывает посильную помощь воспитателю в проведении оздоровительных процедур для детей.

Как будет работать новая система?

Регионы российской федерации достаточно сильно отличаются друг от друга по уровню благосостояния. Поэтому в последнее время наметилась такая тенденция, как миграция работников в более благополучные регионы. Поэтому во многих населённых пунктах, не отличающихся высоким уровнем благосостояния, наметился дефицит кадров. Данную проблему принято решать путем внедрения новой системы оплаты труда в бюджетной сфере.

Новая система начала внедряться уже в 2022 году, для этого предпринимаются следующие шаги:

  • Заработные платы бюджетникам будут повышаться с учётом размера среднего оклада в регионе. Также планируется и внутрирегиональное выравнивание уровня доходов. Например, базовый расчёт оклада сельских врачей и учителей в Ярославской области будет таким же, как и у городских учителей.
  • Федеральный минимальный размер оплаты труда теперь будет устанавливаться для расчёта окладов во всех регионах. Также запрещается устанавливать федеральный МРОТ в нижнюю сторону. Ранее субъекты имели возможность самостоятельно устанавливать МРОТ.
  • Теперь тарифная сетка состоит из 18 разрядов, при начислении разряда учитывается стаж, уровень профессионализма, степень ответственности и некоторые другие параметры.
  • Оплате за сверхурочные, а также работу на праздники и выходные уделяется дополнительное внимание.
  • Надбавки и премии будут начисляться за работу в сельской местности и отдалённых регионах, за наличие особых заслуг и вредные условия.
  • Повышенное поощрение наиболее добросовестных и ответственных сотрудников.
  • Руководители будут существенно ограничены в возможности распределять бюджет и определять уровень оклада для сотрудников.

Реализация описанных выше пунктов позволит существенно снизить уровень неравенства окладов работников бюджетной сферы. Также, когда поднимут зарплату бюджетникам, можно ожидать общего роста благосостояния.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *