Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Маркировка в общепите в 2022 году: что делать, чтобы не получить штраф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Еще в 2022 году Минпромторг выдвигал предложения начать эксперимент по маркировке радиоэлектроники, кормов для животных, рыбной продукции, детской воды. Были разработаны и размещены на федеральном портале соответствующие проекты Постановлений, но они не получили одобрения. По состоянию на конец 2022 года, эксперименты по маркировке этих товарных групп так и не запущены.
Список товаров подлежащих обязательной маркировке в 2023 году
Категории товаров |
Срок |
Документ |
Велосипеды и велосипедные рамы |
С 01.03.2023 г. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2019 № 1183 |
Кресла-коляски |
С 01.02.2023 г. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2019 № 1028 |
БАД |
Продлён до 28.02.2023 г. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 673 |
Медицинские изделия |
С 15.02.2022 г. — 28.02.2023 г. |
Постановление Правительства РФ №137 от 9 февраля 2022 г. «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке отдельных видов медицинских изделий средствами идентификации» |
Пиво и слабоалкогольные напитки |
Продлён до 28.02.2023 г. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2021 № 204 |
Антисептики |
Продлён до 28.02.02023 г. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1240 |
Радиоэлектроника |
С 01.07.2022г. — 01.09.2023г. |
Отсутствует |
Корм для домашних животных |
С 01.05.2022 г. — 28.02.2023 г. |
Отсутствует |
Пищевая рыбная продукция |
С 01.04.2022 г. — 28.02.2023 г. |
Отсутствует |
Готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов |
С 1.05.2022 г. — 28.02.2023 г. |
Отсутствует |
Детская вода |
С 01.03.2023 г. |
Отсутствует |
Маркировка велосипедов, велосипедных рам и кресел-колясок
Правительство вновь перенесло срок введения обязательной маркировки велосипедов. Соответствующее распоряжение от 17.01.2022 № 14-р опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.
Напомним, согласно правительственному распоряжению от 28.04.2018 № 792-р (с изменениями и дополнениями), с 1 марта 2022 года велосипеды подпадают под обязательную маркировку. В частности, это требование распространяется на:
- велосипеды (в том числе с установленным вспомогательным двигателем и трехколесные);
- велосипедные рамы.
Маркировка корма для домашних животных
Минпромторг предложил с 1 мая 2022 года запустить эксперимент по маркировке расфасованных кормов для домашних животных. Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Подготовленное постановление предлагает провести эксперимент по маркировке с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года и устанавливает порядок его проведения.
Соответственно, под добровольную маркировку с 1 мая текущего года подпадут корма для домашних животных (за исключением сельскохозяйственных), расфасованных в потребительскую упаковку (Код ТН ВЭД ЕАЭС 2309).
Производители, импортеры и продавцы указанной продукции участвуют в эксперименте по маркировке на добровольной основе. По результатам проведения эксперимента будет принято решение о целесообразности введения обязательной маркировки в отношении кормов для домашних животных.
В результате постепенного перехода на обязательную маркировку товаров кардинально меняются правила торговли и учёта продукции. Чтобы оставаться на плаву, компаниям необходимо оперативно реагировать на изменения. Переходный период планируется завершить к 2024 году: к этому времени цифровые коды будут присваиваться всем товарным категориям.
Новые правила дистанционной торговли
Можно говорить о том, что для продавцов товаров дистанционным способом в соответствии с постановлением № 2463 появились как новые преференции, так и новые обязанности.
Интернет-магазины в соответствии с новыми правилами торговли имеют право требовать от покупателя при возврате им ювелирных изделий, технически сложных товаров и средств транспорта (п. 41, 45, 51 Правил):
- представления возвращаемого изделия в товарном виде, при сохранении его потребительских свойств;
- предоставления документов или иных доказательств, удостоверяющих факт совершения покупки.
И, соответственно, имеют право на отказ в приемке товаров, возвращаемых без соблюдения приведенных выше условий.
В свою очередь, продавцы при дистанционной торговле в соответствии с постановлением № 2463 обязаны:
- В любом случае возвращать товары, представленные транспортными средствами, ювелирным изделиями и технически сложными товарами, даже если они товары возвращаются в надлежащем качестве.
- Подтверждать факт заключения договора купли-продажи сразу после получения от потребителя сообщении о намерении совершить покупку (п. 14 Правил).
Разберемся что такое маркировка
Маркировка – это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который присваивается товару и указывается на его ярлыке, упаковке, этикетке или таре. Этот знак может создать только единый оператор маркировок.
С помощью маркировки можно отследить путь товара от производства до продажи или списания.
Рассмотрим работу участников оборота товара:
-
Производители. Они маркируют продукцию и вводят ее в оборот.
-
Поставщики и импортеры. Они сверяют знак с данными в документах, которые получили от производителя и далее сообщают «Честному ЗНАКу» о поступлении и продаже такой продукции.
-
Розничные продавцы. Сверяют знак с данными, которые предоставил поставщик или импортер и сообщают «Честному ЗНАКу» о поступлении товара и о реализации его конечному покупателю.
Для каждой группы товаров предусмотрены разные способы маркировки.
За составление КиЗ необходимо платить государству 50 копеек без НДС. Но можно получить КиЗ бесплатно для:
-
Жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых не более 20 рублей;
-
Остатков, то есть продукции, которая оставалась до внедрения обязательной маркировки. В этом случае при заказе знака необходимо в качестве способа получения указать, что это маркировка остатков. КИЗ для продукции, которая не попала в оборот, действителен 60 суток.
-
Продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.
Строительные материалы
-
При продаже круглых лесоматериалов и пиломатериалов в доступном для покупателя месте нужно размещать информацию о коэффициентах перевода круглых лесоматериалов и пиломатериалов в плотную кубомассу, кубатуре пиломатериалов и методике измерений.
-
По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с порядком измерения строительных материалов и изделий.
-
Продавец также должен обеспечить условия для вывоза лесных и строительных материалов транспортом потребителя.
-
При продаже строительных материалов товарный чек нужно оформлять только по просьбе покупателей.
Экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных
-
На каждом экземпляре должна быть указана следующая информация:
-
технические характеристики;
-
сведение об обладателе авторского права;
-
номер регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных( если продукты были зарегистрированы);
-
знак информационной продукции.
-
-
На экземплярах фильмов:
-
номер и дата прокатного удостоверения;
-
наименование фильма, страны, студии, год выпуска;
-
основные фильмографические данные: жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей;
-
продолжительность.
-
-
Все товары должны иметь потребительскую упаковку. Не допускается продажа экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных в лотках и палатках.
-
При передаче товара покупатель имеет право ознакомиться с фрагментами произведения и проверить работу программ. Для этого на месте продажи нужно обеспечить соответствующее техническое оснащение.
Правила продажи отдельных видов товаров: основные сведения и новые правила
Взаимоотношения между организациями, реализующими товар, и гражданами, приобретающими такую продукцию (покупателями), регулируются ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — ЗоЗПП).
В соответствии с этим законом постановлением Правительства РФ введены специальные нормы, обязательные для выполнения организациями, занимающимися розничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами, перечисленными в данных Правилах.
С 2021 года Правительство РФ ввело постановлением от 31.12.2020 № 2463 новые правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи.
Несоблюдение данных Правил влечет вынесение предупреждения или применение административного штрафа:
- для физических лиц — в сумме от 300 до 1 500 руб.;
- для должностных лиц — от 1 000 до 3 000 руб.;
- для юридических лиц — от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Сроки ответственности продавца и изготовителя
Срок службы:
- период, на протяжении которого товар может быть использован потребителем по назначению;
- период, в который предусмотрена ответственность за существенные недостатки товара (п. 1 ст. 5 ЗоЗПП);
- устанавливается изготовителем;
- устанавливается в строгом порядке для товаров длительного использования, которые по истечении некоторого времени могут нести определенную опасность (п. 2 ст. 5 ЗоЗПП); в остальных случаях — по усмотрению производителя;
- начинается с момента продажи товара, а если эту дату установить невозможно — с даты изготовления (п. 30 Правил);
- ответственное лицо — изготовитель.
Срок годности:
- отрезок времени, по окончании которого товар считается непригодным к использованию;
- устанавливается изготовителем на основании госнормативов;
- устанавливается для товаров, которые полностью потребляются при использовании и потребительские свойства которых ухудшаются со временем, в т. ч. могут стать опасными: пищевых продуктов, парфюмерии и косметики, лекарственных средств, бытовой химии и т. д. (п. 4 ст. 5 ЗоЗПП).
Продавать товары с прошедшим сроком годности и товары, срок годности которых не определен, хотя должен быть установлен, запрещено (п. 5 той же статьи).
Гарантийный срок:
- временной отрезок, на протяжении которого потребитель при выявлении недостатка в товаре может выставить требования, регламентированные ст. 18 и 29 ЗоЗПП;
- не является обязательным условием для любых видов товара (п. 6 ст. 5 ЗоЗПП);
- устанавливается изготовителем или продавцом (п. 7 указанной статьи);
- по общему правилу начинается с момента покупки товара (п. 30 Правил), если иное не указано в договоре купли-продажи;
- ответственное лицо — изготовитель, продавец, уполномоченное лицо или импортер (п. 6 ст. 5 ЗоЗПП).
Требуемые санитарные нормы
Торговать пищевым ассортиментом в 2021 году и далее можно только при соблюдении правил санитарии:
- Изделия, что не были приготовлены промышленными предприятиями, например, поступили из личного подсобного хозяйства, должны иметь одобрительный результат проверки вет-санитарной экспертизы. Документы об этом следует иметь на руках.
- В покупательских залах ассортимент размещается уже без оптовой тары, транспортировочных оберток, креплений, чистым.
- Изделия, не требующие отдельной обработки (готовые), сырые и полуфабрикаты размещаются только в разных секциях. Особенно важно соблюдение данной нормы для мясных предложений.
- Развесные, сыпучие и подобные единицы отпускаются только при помощи вспомогательных, отдельных на каждый вид, чистых лопаток или специальных заборных средств.
- В России допускается розничная торговля продовольственными товарами через нарезку, деление целого продукта на части и так далее. Однако для каждого такого подвида подразумеваются отдельные разделочные ножи и доски, иначе налицо явное нарушение норм.
- В противовес пункту 5 запрещено реализовать частями торты.
- Нарезкой хлеба занимаются только специально определенные сотрудники.
- Расфасовку, раскладку, пакование товарных единиц запрещено поручать подсобникам, уборщикам.
- Строго воспрещается выносить обратно на продажу то, что упало на пол, было выпачкано или испорчено.
- Взвешивание на весах с прямым соприкосновением, без упаковочной прокладки между чашей и пищей является нарушением санитарных норм.
Правила продажи продовольственных товаров
Постановлением прописаны такие правила:
- При фасовке товара собственного производства (со сроком годности до 10 суток) его объемы не должны быть выше объемов этого же проданного товара в течение суток;
- Позиции на развес упаковываются, исключение составляют развесные позиции в тару покупателя или продукты, которые люди взвешивают самостоятельно.
- Единицы раздела гастрономии покупателю могут порезать, а затем в таком виде их продать, если он попросит.
- На полках с молочными продуктами должны быть пометки, где «продукты с заменителем молочного жира», а где без. Рекомендации по корректной выкладке единиц на прилавки можно получить у санитарно-эпидемиологического надзора.
- Установить ограничительные меры на распространение продукции, каких-либо товаров можно только на основании указа Президента Российской Федерации, постановлении Правительства РФ или на основании Федерального закона.
«Услуги под действие постановления не попадают»
Алексей Богданов:
— Суть этого документа, главная мысль — это «стоп» неконтролируему росту цен. То есть выстраивается система регулирования цены по всей цепочке: от производителя до прилавка. Документ был разработан и принят на основании тех данных, которые были предложены рабочей группой, созданной по поручению главы государства.
Регулирование распространяется на 370 товарных групп, то есть практически на всю потребительскую корзину. Естественно, в документе не упоминаются лекарства, топливо, алкоголь, табак: эти товары и так регулируются другими нормативно правовыми актами. Кроме того, услуги в это постановление также не включали по причине того, что в нашей стране более 60% услуг регулируются действующим законодательством. Например, услуги связи, ЖКХ, транспорта, высшего и среднего образования, школьного и дошкольного образования, ритуальные услуги и ряд других.
Постановление касается товаров как произведенных в Беларуси, так и импорта.
О товарах, которые произведены в Беларуси. С сегодняшнего дня любое повышение отпускной цены производителей подлежит согласованию с Минским горисполкомом и облисполкомами (в зависимости от места регистрации юридического лица) или республиканским органом госуправления, если организация, выпускающая продукцию, входит в его состав или является подчиненной.
В отдельных случаях согласование не требуется. Например, при истечении сроков проведения мероприятий по продвижению товаров (акций, скидок, распродаж), по которым были заключены соответствующие договоры с розничными торговыми операторами.
«Сейчас для остатков товара не нужно уточнять торговые оптовые надбавки, которые были применены ранее»
Иван Вежновец:
— Мы разрабатываем регламент административных процедур. Все согласования, которые предусмотрены постановлением Совета министров государственными органами, будут осуществляться в рамках административных процедур. Эти регламенты уже в работе, и мы в ближайшее время их утвердим. В частности, для производителей будут четко определены документы, которые они должны будут предоставлять в государственные органы для согласования повышение отпускных цен либо установления новых.
Это будет калькуляция в сравнении с фактическими значениями, существующими на момент внесения материалов, а также прогноз изменения цены с четким обоснованием каждой позиции статьи затрат. Почему выросли, какие меры приняты по снижению затрат и каким образом это повлияло на цену товара? Также одним из документов, которые будет содержаться в требованиях, станут маркетинговые исследования, то есть сравнение цен на аналогичные товары.
Также разрабатывается единый порядок курирования и планирования затрат. Подобный документ ранее действовал в Беларуси, но в определенный период времени был признан утратившим силу. С учетом актуализации в текущей ситуации документ разрабатывается заново и будет утвержден в рамках требований постановления. Отраслевые особенности в каждом виде деятельности могут быть уточнены отраслевыми регуляторами по соответствующей сфере деятельности. С учетом вот этих калькуляций государственные органы будут принимать решение о возможности либо невозможности повышения цены.У импортера должно быть обоснование всей цепочки поставки продукции в Беларусь: контрактная цена и таможенные платежи, расходы по доставке товара, обязательное страхование, если оно требуется, иные расходы и надбавка импортера. При этом система мониторинга контрактных цен, которую мы вместе с ГТК будем выстраивать, будет базироваться на диапазонах контрактных цен импортеров. Мы будем видеть, в каких диапазонах ввозятся товары по каждой товарной группе, и анализировать причины увеличения цен по каждой товарной группе. Таким образом, на наш взгляд, мы будем способны увидеть возможные завышения контрактной стоимости и принимать соответствующие меры.