Статьи Конституции РФ. Обязанности человека и гражданина.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статьи Конституции РФ. Обязанности человека и гражданина.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

• по рождению (филиация);

• в результате приема в гражданство (натурализация);

• в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

• в результате выбора гражданства (оптация).

При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.

В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

• если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (к свидетельству о рождении выдается вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.03. № 61 «Об утверждении формы вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации»).

Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:

• достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);

Читайте также:  Формирование чеков при продаже комиссионером товаров

• ценз оседлости (ценз проживания) – лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости – пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:

– наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;

– предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке.

обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т. п.);

наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;

отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское; в отдельных случаях такой отказ не требуется);

владение государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Джону Холдену Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств – бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.

Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Федерализм в России находится в стадии становления. Обусловлено это тем, что у России нет собственного опыта подлинных федеративных отношений: большую часть своей истории Россия де-юре (до 1918 г.) или де-факто (в советский период) была унитарным государством. Тем не менее элементы федерализма в России были.

Идеи самоуправления закреплялись еще в Русской Правде, Новгородской и Псковской судных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном уложении 1649 г., актах Петра I и т. п. В процессе расширения Российской империи входящие в состав России народы и территории (княжества, ханства, царства, губернии и пр.) сохраняли возможность самоуправления и достаточно широкую степень автономии.

В конституционных проектах декабристов уже содержатся оформленные идеи и концепции федерации («республика многонациональной федерации славянских и некоторых соседних государств Центральной и Южной Европы», «конституционная монархия, состоящая из федеративных территорий» и т. п.).

Обострение национальных отношений в России в конце XIX – начале XX в. предопределяет расширение антиимперского движения, появление различных платформ политических партий и расширение идеи перехода к федерации с созданием областных и национальных автономий.

Пришедшие к власти в 1917 г. большевики к федерации относились отрицательно («…федерация вредна, федерация противоречит принципам социал-демократии в их применении к русской действительности…»), однако ход истории достаточно быстро изменил их взгляды, и именно при советской власти (в 1918 г.) Россия впервые де-юре стала федеративным государством. Переход к федерализму рассматривался как единственный способ остановить распад бывшей Российской империи.

Российская федерация изначально носила не договорный или конституционно-договорный (как федерация СССР), а конституционный характер: федерация в России была провозглашена, учреждена, а не явилась следствием добровольного объединения различных территорий и народов. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принимает Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая учредила Россию как федерацию советских национальных республик. Позднее федеративная форма территориального устройства закрепляется в Конституции 1918 г. и во всех последующих российских конституциях. Субъектами федерации в советский период развития являлись только республики (в том числе автономные республики), хотя предусматривалось наличие в составе федерации отдельных территорий (автономных областей, автономных округов) с особым национальным составом, бытом, традициями, которые также принимали участие в работе федеральных органов власти. Примечательно, что по Конституциям СССР 1937 и 1977 гг. автономные республики РСФСР имели непосредственное фиксированное представительство в одной из палат – Совете национальностей Верховного Совета СССР. Таким образом, представители большей части составных частей РСФСР (краев и областей) от участия в решении общефедеральных вопросов были отстранены. Количество, состав, названия автономных республик России неоднократно (зачастую произвольно) изменялись.

Начало 1990-х гг. в истории российского федерализма отмечено как так называемый «парад суверенитетов». В Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик. В 1991 г. четыре из пяти автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская), входившие в состав краев, провозгласили себя республиками; Еврейская автономная область, сохранив свое наименование, вышла из состава Хабаровского края; Чукотский автономный округ в 1992 г. вышел из состава Магаданской области; появились проекты образования новых республик на основе некоторых краев, областей (Уральской, Дальневосточной и др.).

Читайте также:  Как продать автомобиль: пошаговая инструкция

После распада СССР в 1991 г. стал реальным и распад Российской Федерации. В значительной степени его предотвратил Федеративный договор 1992 г. Данный Договор представлял собой фактически синтез трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и группами субъектов федерации: во-первых, республиками; во-вторых, краями, областями, городами федерального значения; в-третьих, автономной областью и автономными округами. Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РФ 1978 г., что предопределило его юридическую силу, значение и место в правовой системе государства. Однако Федеративный договор не мог разрешить все негативные тенденции в российских внутрифедеративных отношениях прежде всего потому, что закреплял неравноправие различных субъектов федерации, а это не могло удовлетворить представителей большей части субъектов – краев и областей. Кроме того, Договор подписали не все регионы, в частности, Татарстан, Чечено-Ингушская Республика, многие субъекты РФ подписали его с оговорками. В настоящее время Федеративный договор юридически не отменен, упоминания о нем содержатся в действующей Конституции РФ, однако его значение и место в правовой системе принципиально изменились: в соответствии с ч. 1 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ положения Договора действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. Таким образом, большая часть положений Федеративного договора сегодня фактически не действует, и этот Договор стал не столько действующим правовым актом, сколько историческим документом.

Дальнейшее развитие федеративных отношений в России осуществляется на основе Конституции РФ 1993 г.

Что относится к обязанностям гражданина РФ

Конституционные обязанности являются неотъемлемой частью правового статуса личности и делятся на две группы:

  • общие;
  • частные.
  1. К общим обязанностям следует отнести те, которые применяются ко всем лицам: соблюдение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства; уважение прав и свобод других лиц; охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным ресурсам, забота о сохранении природного и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры и природы. Эти обязанности обязательны для всех категорий граждан.
  2. Группа частных обязанностей, состоящая только из обязанностей, относящихся к определенным категориям населения: родительские обязанности; обязанности по уходу за детьми, по уходу за родителями-инвалидами; уплата установленных законом налогов; воинская обязанность. Эти обязанности должны выполнять родители, дееспособные взрослые дети, налогоплательщики, военнослужащие и другие особые категории людей.

В соответствии с Конституцией РФ основными задачами являются:

  • соблюдение Конституции и федеральных законов;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • охрана природы и окружающей среды, рачительное отношение к природным ресурсам;
  • забота о сохранении исторических и культурных традиций, охрана исторических, культурных и природных памятников;
  • уплата установленных налогов и сборов;
  • воспитание и обеспечение образования детей;
  • уход за родителями-инвалидами;
  • защита нашей страны.
  1. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы. Статья 15. Конституции РФ обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан не нарушать Конституцию РФ и закон. Это также означает обязанность гражданина содействовать осуществлению конституционного принципа и закона посредством своих действий. Ответственность за нарушение Конституции РФ и закона гарантируется.
  2. Уважение прав и свобод других людей. Конституция РФ предусматривает, чтобы при осуществлении своих прав и свобод граждане не нарушали права и свободы других лиц. Осуществляя свои права и свободы люди взаимодействуют друг с другом, и иногда вступают в конфликт с интересами, правами и действиями других людей. И здесь самая важная задача — согласовать эти интересы и достичь компромиссов. Неприемлемо осуществлять свои права и обязанности за счет других граждан, проявлять эгоизм, своеволие и анархию.
  3. Забота о детях и родителях-инвалидах. Забота о детях и их образовании является правом и обязанностью родителей, и в соответствии с частью 4 статьи 434 Конституции РФ родитель или лицо, заменяющее его, обязаны предоставлять детям возможность получать основное общее образование. Когда ребенок достигает 18-летнего возраста и вступает в брак, осуществление родительских прав прекращается. Права и обязанности родителей, связанные с воспитанием и воспитанием их детей, прописаны в Семейном кодексе РФ и регулируются Федеральным законом «Об образовании». Конституция РФ также налагает обязанность на детей, достигших 18-летнего возраста, ухаживать за родителями-инвалидами. Эти отношения очень личные и зависят от чувства долга взрослых детей, их воспитания, моральных и человеческих качеств. Если суд установит, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей или были лишены родительских прав, совершеннолетние трудоспособные дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих родителей-инвалидов.
  4. Забота об исторических и культурных памятниках. Конституция РФ (часть 3 статьи 44) предусматривает обязанность каждого человека заботиться о сохранении природного и культурного наследия, об охране памятников истории и культуры. Объекты культурного наследия являются уникальной ценностью для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия.
  5. Уплата налогов и сборов. Согласно 57 статье Конституции РФ каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы. Налогоплательщиками являются физические лица: граждане РФ и иностранные лица, лица без гражданства; индивидуальные предприниматели; юридические лица. Налоговые условия регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
  6. Охрана природы и окружающей среды. Конституция РФ (статья 58) гласит, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно использовать природные ресурсы. Обязанность охранять природную среду лежит не только на людях, но и на государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и частных некоммерческих организациях, юридических и физических лицах. За нарушение природоохранного законодательства предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
  7. Защита нашей страны. Главная обязанность и долг гражданина Российской Федерации — защищать Родину. Это моральный долг и юридическая обязанность каждого гражданина. В понятие защиты Родины включено обеспечение национальной обороны, безопасности государства, а также защита общества, его материальных и духовных ценностей.

В Конституции РФ указано, что гражданин Российской Федерации должен проходить армейскую службу в соответствии с федеральными законами.

Воинская обязанность граждан состоит в:

  • постановке на военный учет;
  • обязательной начальной военной подготовке к службе;
  • призыве на военную службу;
  • срочной военной службе;
  • зачислении в запас после увольнения с военной службы;
  • в военной подготовке во время пребывания в запасе.

Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России

Условия и требования, которые прописаны в Конституции страны, обязательны к исполнению не только отдельными гражданами. Конечно, обычные люди обязаны их исполнять, но также рассматриваемые требования касаются органов, наделенных государственной властью, и работающих в области местного самоуправления. Помимо этого обязанности гражданина распространяются и на должностных лиц, в некоторой мере, даже в большей степени чем на обычного человека.

Читайте также:  Субсидии для многодетных семей на жилье

Учтите, что соблюдение норм, прописанных в Конституции, обязательно, но это правило можно трактовать более широко. Больше всего сюда подходит слово – законопослушание. Причем придерживаться нужно не только тех законов, что действуют по всех страны, но и местных. То есть, приходиться принимать во внимание не только акты, имеющие высшую юридическую силу. Причем некоторые нормы периодически меняются, потому нужно учитывать рассматриваемую изменчивость. Если были внесены какие-то изменения, они должны быть учтены при соблюдении закона.

  1. Панов А.П. Система конституционных обязанностей граждан Российской Федерации // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов. 2008 г.
  2. Пашенцев Д.А. Права и обязанности в правовом статусе личности: проблемы взаимоотношений // Евразийский юридический журнал. 2008, N 3. С. 38, 40.
  3. Попова О.В. Основные аспекты взаимодействия национального и международного права в сфере исполнения судебных решений (на примере России и Великобритании) // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 5. С. 53 — 59.
  4. Попова О.В. Отдельные аспекты правового регулирования исполнения судебных решений в странах Евразийского экономического союза // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. N 1 (32). С. 19 — 22.

Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации

Конституционные обязанности человека и гражданина.

  • Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права
  • Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений
  • Идеи конституционализма в России до октября 1917 г.
  • Конституционное (государственное) право России в советский(социалистический) период
  • Становление современного конституционализма в России
  • Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ
  • Компетенция Конституционного Суда РФ
  • Решения Конституционного Суда РФ
  • Понятие конституционного строя и его основ
  • Конституционные характеристики российского государства
  • Экономические и политические основы конституционного строя
  • Общая характеристика конституционно-правового статуса личности
  • Классификация прав и свобод человека и гражданина
  • Конституционные обязанности человека и гражданина
  • Понятие и принципы гражданства
  • Основания приобретения и утраты гражданства
  • Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус иностранцев
  • Федерация и федерализм: понятие и сущность
  • Истоки и становление федерализма в России
  • Конституционные принципы российского федерализма
  • Состав Российской Федерации и конституционные основы его изменения
  • Основы конституционно-правового статуса Российской Федерации и ее субъектов
  • Институциональная организация государственной власти на региональном уровне
  • Основные направления и формы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ
  • Взаимоотношение федеральных и региональных органов государственной власти
  • Общая характеристика избирательного права
  • Институт референдума
  • Порядок избрания Президента РФ и прекращения его полномочий
  • Компетенция Президента РФ
  • Структура Федерального Собрания, состав и порядок формирования его палат
  • Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
  • Компетенция палат Федерального Собрания. Законодательный процесс
  • Конституционные основы судебной власти
  • Конституционно-правовой статус прокуратуры
  • Понятие местного самоуправления и основы его функционирования
  • Формы местного самоуправления

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина (7 класс)

Механизм защиты прав и свобод человека – это установленная и гарантированная законом система, благодаря которой обеспечивается правовой статус человека, который включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод.

Особенности правового статуса несовершеннолетних (7 класс)

Согласно российскому законодательству, несовершеннолетним является лицо в возрасте от 14 до 18 лет (ребенок в возрасте до 14 лет – малолетний).

В силу возраста, психологических и физиологических особенностей несовершеннолетних требуются особые меры охраны и защиты их прав. Несовершеннолетние, как граждане РФ, обладают всей совокупностью прав и свобод, однако не могут самостоятельно отстаивать свои интересы не обладают полной гражданской дееспособностью.

Дееспособность несовершеннолетних определяется статьёй 26 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными

Рассматриваемое положение имеет сразу две стороны, которые закреплены в Конституции. Таким образом, конституционные обязанности граждан можно разделить на две части. Так в первой идет речь о том, что обязанностью родителей является забора о том, чтобы дети имели все необходимое для их нормального развития. Помимо обязанности эту задачу можно считать правом каждого родителя. Не важно, речь о биологическом факте родства или полученного в результате усыновления. Вторая часть гласит о том, что дети, ставшие совершеннолетними, должны выказывать заботу о своих родителях, если они потеряли трудоспособность. Подробнее о нюансах рассматриваемых требований можно почитать в Семейном кодексе.

Статья 59 — Болезни печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы

Статья расписания болезней Наименования болезней, степень нарушения функций Категория годности к военной службе
графа I графа II графа III
59 Болезни печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы:
а) со значительным нарушением функций НГИ НГИ НГИ
б) с умеренным нарушением функций НГМ НГМ НГМ, ГНС – ИНД
в) с незначительным нарушением функций НГМ НГМ ГО
г) при наличии объективных данных без нарушения функций ГО ГО Г ССО – ИНД

Пояснения к статье 59 расписания болезней.

Права и обязанности несовершеннолетних

Конституция не выделяет отдельно права и обязанности для детей. Если следовать логике законодателя, несовершеннолетние наделены такими же правами и обязанностями, что и взрослые, кроме тех, которые могут возникнуть у них после совершеннолетия. К таким относятся, например, избирательное право или воинская и налоговая обязанности.

Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс и другие законы выделяют комплекс прав и обязанностей, присущий в указанном объеме непосредственно несовершеннолетним:

  • имя, семейное воспитание, общение со своими родителями;
  • всестороннее развитие, уважение собственного достоинства;
  • выражение собственного мнения, защита прав и интересов;
  • личная собственность и распоряжение ей в соответствии с дееспособностью;
  • гражданство.

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *