Основания для отказа в приёме налоговой отчётности с 1 июля 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для отказа в приёме налоговой отчётности с 1 июля 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перечень оснований для непринятия ИФНС налоговой отчетности установлен в п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

Почему налоговики могут не принять декларацию

К основаниям для отказа в приеме бумажной декларации относятся:

  • представление декларации не в тот налоговый орган;
  • отсутствие в бумажной налоговой декларации подписи лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в отчетности;
  • отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, непосредственно представляющего налоговую декларацию в ИФНС;
  • отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, подающего налоговую декларацию в ИФНС;
  • представление налоговой декларации не по установленной форме;
  • представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физлицу о сумме выплат и страховых взносах содержат ошибки или если суммы этих показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;

  • представление расчета по страховым взносам, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие работников;

  • представление декларации (расчета), подписанной руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

К основаниям для отказа в приеме электронной декларации относятся:

  • представление налоговой декларации не по установленному формату;

  • представление налоговой декларации не по установленной форме/формату;
  • отсутствие в декларации усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя или иного уполномоченного лица организации-заявителя;
  • представление налоговой декларации в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой декларации;
  • отсутствие усиленной неквалифицированной электронной подписи ИП в случае представления налоговой декларации/расчета в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;

  • представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физлицу о сумме выплат и страховых взносах содержат ошибки или если суммы этих показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;
  • представление расчета по страховым взносам, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие работников;
  • представление декларации (расчета), подписанной руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Что касается последнего основания, то декларация будет считаться подписанной неуполномоченным лицом, если ФНС установит, что ее подписал:

  • — дисквалифицированный руководитель организации/ИП;
  • — руководитель организации/ИП, снятые с учета на основании сведений о государственной регистрации смерти;
  • — руководитель, отказавшийся от участия (руководства) в организации;
  • — безвестно отсутствующий, недееспособный или ограниченно дееспособный руководитель организации/ИП;
  • — руководитель организации, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.

Могут ли налоговики аннулировать налоговую декларацию

В середине 2018 года ФНС поручила налоговым органам аннулировать налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль, подписанные неуполномоченными либо неустановленными лицами (письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247). В качестве оснований для аннулирования указывались следующие:

  • подача уточненных деклараций с некорректным порядковым номером корректировки;
  • регулярное уклонение руководителя фирмы или ИП от явки на допрос;
  • участие в допросах представителей (адвокатов);
  • выдача доверенности на представление интересов фирмы представителям, зарегистрированным в других регионах;
  • многократная сдача «нулевок» за предыдущие отчетные периоды;
  • отсутствие компании по адресу регистрации;
  • среднесписочная численность организации — 1 человек и др.

Список причин для отказа в приеме декларации

Полный перечень причин, по которым налоговики могут запретить прием отчетных бумаг, представлен в соответствующем Административном регламенте (пункт 19). Его Федеральная налоговая служба РФ утвердила в июле 2019 года приказом №ММВ-7-19/343@.

Отказ в приеме отчетности в налоговую зависит от способа подачи. При сдаче «на бумаге» причины могут быть следующими:

  • отчетность подписана лицом, не имеющим на это полномочий;
  • достоверность и полнота сведений не подтверждены подписью ответственного лица;
  • личность физлица, которое подает бумаги, не удостоверена из-за отсутствия документа (паспорта);
  • лицо, сдающее отчетность, не имеет подтверждающего полномочия документа;
  • декларация сдается не по форме или не в то отделение ИФНС;
  • наличие ошибок или предоставление недостоверных данных.

Электронный способ подачи:

  • не соблюдено требование к форме или формату документа;
  • нет защиты усиленной квалифицированной ЭЦП ответственного лица;
  • подпись лица, у которого нет полномочий на это;
  • сдача не в тот орган ФНС;
  • есть ошибки или указаны недостоверные сведения.

Отдельно стоит уточнить основание, связанное с отсутствием полномочия на подпись. Если документ подписан руководителем компании, а ФНС отказывает в его приеме, то причины у ведомства могут быть следующие:

  • руководитель дисквалифицирован;
  • подпись поставлена умершим лицом, о чем свидетельствуют данные госрегистрации смерти;
  • документ подписал руководитель, который отказался от участия в организации;
  • руководитель недееспособен или признан безвестно отсутствующим, если информации о месте его нахождения нет более 1 года;
  • в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о руководителе, подписавшем отчетность.

Федеральная налоговая служба имеет закрытый перечень оснований, по которым прием декларации от компании или ИП может получить отказ. Он сопровождается уведомлением, в котором в обязательном порядке указывается причина. Ее следует незамедлительно исправить и подать в налоговый орган скорректированный отчет. Игнорирование уведомления чревато штрафами, блокировкой операций по счетам и отказом в вычете по НДС.

Если ИФНС отказывается принимать документ по незаконным основаниям, то налогоплательщик имеет право как подать жалобу в вышестоящий орган ФНС, так и обжаловать решение в судебном порядке. Как показывает практика, в большинстве случаев суд становится на сторону истца и обязывает налоговиков провести прием спорного отчетного документа.

Что делать, если пришел отказ

Если отказ дан на законных основаниях, налогоплательщику необходимо как можно быстрее внести в отчетность требуемые изменения и подать исправленный вариант (штраф за нарушение срок тем выше, чем дольше просрочка).

Читайте также:  Как получить 450 000 рублей на погашение ипотеки многодетным семьям

Квитанция о приеме либо уведомление об отказе направляется компании в течение следующего рабочего дня после подачи декларации, указывая код ошибки и его расшифровку. Не все используемые бухгалтерами программы показывают комментарии к обнаруженным в декларации ошибкам и инструкции по их исправлению, ограничиваясь лишь кодами.

Приведем примеры расшифровки нескольких распространенных кодов:

Код ошибки Комментарии ИФНС Действия налогоплательщика
0400200005 первичный документ зарегистрирован повторно Проверить, не был ли ранее подан документ с таким номером корректировки (в этом случае следует назначить следующий номер) или не произошла ли загрузка дважды (в этом случае документ уже принят)
0400100001 по указанным КПП/ ИНН не найден налогоплательщик Следует проверить, верно ли указан КПП/ИНН и не переведена ли организация в другую инспекцию.
100200009 налоговый орган, в который направлена декларация, не имеет компетенции на получение такой информации Убедиться, что код ИФНС указан верно, далее проверить правильность заполнения данных

Если плательщику или его доверителю было необоснованно отказано в принятии налоговой отчетности, действия ИФНС следует оспаривать в вышестоящем налоговом органе, обратившись с жалобой и детально расписав ситуацию с учетом требований регламента предоставления данной госуслуги.

Действия налоговиков также подлежат обжалованию в судебном порядке, причем судебная практика четко сформирована в пользу плательщиков.

Почему еще могут не принять налоговую декларацию

Дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности приводятся в п. 194 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н. Здесь сказано, что налоговые декларации (как бумажные, так и электронные) должны содержать ряд обязательных реквизитов, без которых отчетность не может быть принята.

В декларациях, представляемых индивидуальными предпринимателями, в обязательном порядке должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) ИП.

Для деклараций, сдаваемых организациями, обязательными реквизитами являются:

  • полное наименование организации;
  • ИНН;
  • вид документа: первичный (корректирующий);
  • наименование налогового органа;
  • подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Почему налоговики могут не принять декларацию

Перечень оснований для непринятия ИФНС налоговой отчетности установлен в п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

К основаниям для отказа в приеме бумажной декларации относятся:

представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физлицу о сумме выплат и страховых взносах содержат ошибки или если суммы этих показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;

представление расчета по страховым взносам, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие работников;

представление декларации (расчета), подписанной руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

К основаниям для отказа в приеме электронной декларации относятся:

представление налоговой декларации не по установленному формату;

отсутствие усиленной неквалифицированной электронной подписи ИП в случае представления налоговой декларации/расчета в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;

Что делать при отказе в принятии декларации

Отказ в принятии налоговой отчетности повлечет нарушение сроков ее сдачи. А это в свою очередь является основанием для привлечения организации/ИП к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Штраф по данной норме составляет 5% не уплаченной на основании поданной декларации суммы налога. Причем этот штраф назначается за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи декларации. В конечном итоге штраф может составить 30% от не уплаченной по декларации суммы налога.

Поэтому если ИФНС отказала в принятии декларации по законному основанию, плательщик должен в самые кратчайшие сроки исправить допущенные при сдаче ошибки/недочеты и направить в ИФНС исправленный вариант отчетности. С исправлением ошибок лучше не затягивать. Чем больше просрочка, тем выше и штраф.

Если же в принятии отчетности было отказано необоснованно, то отказ можно оспорить в вышестоящий налоговый орган. В жалобе на действия ИФНС нужно детально указать суть претензии, а также обратить внимание на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Кроме того, действия налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу сформирована в пользу плательщиков. При этом суды сходятся во мнении, что налоговые органы не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № А67-9224/2017).

Причины отказа налоговой инспекции в приеме декларации

Одной из частых проблем, с которой Вы можете столкнуться при подаче декларации 3-НДФЛ, является отказ сотрудника налоговой инспекции в приеме документов. Ниже мы расскажем, что важно знать в этом случае. Мы рассмотрим ситуацию в контексте получения налогового вычета, но это является актуальным и для декларирования доходов.

Итак, если у Вас отказываются принять документы, то:

1. Важно понимать, что принимают у Вас документы специалисты отдела работы с налогоплательщиками, а проверку документов будут осуществлять в отделе камеральных проверок. Это совсем другой отдел с другими сотрудниками.

Квалификация принимающих сотрудников (в области налогов и вычетов) обычно намного ниже, чем проверяющих инспекторов. Поэтому не всегда стоит принимать сказанное принимающим сотрудником налоговой инспекции как «последнюю инстанцию».

Часто встречаются ситуации, когда принимающий инспектор говорит, что в данном случае вычет получить нельзя (или не хватает документов и т.п.), но впоследствии во время камеральной проверки вычет одобряется без всяких проблем.

2. Причины, по которым у Вас могут не принять документы, законодательно ограничены в п. 28 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н.

Не принять у Вас документы могут только если:

Если ни один перечисленных пунктов не подходит под Вашу ситуацию, сотрудник налоговой инспекции обязан принять у Вас документы, даже если они в корне неправильные.

Впоследствии отдел камеральных проверок должен будет проверить документы, и уже в случае каких-либо ошибок выдать официальный отказ с указанием причины или требование внести изменения.

Все остальные доводы при отказе документов – это лишь инициатива сотрудника налоговой инспекции. Инспектор, принимающий документы, проверять декларацию на правильность ее составления не имеет права.

В любом случае стоит выслушать советы принимающего инспектора или причины отказа в приеме документов. С его помощью вы сможете увидеть допущенные ошибки, неточности или нехватку документов. Это позволит избежать потенциального отказа в процессе камеральной проверки.

В случае официального отказа Вам нужно будет вновь подавать все документы и ждать следующей камеральной проверки. Но если Вы полностью уверены в своей правоте, настаивайте на приеме документов.

Читайте также:  Судебная практика по определению пользования в муниципальной квартире

Что же делать, если Вы уверены в правильности документов, а сотрудник налоговой инспекции отказывается их принять? В этом случае Вы можете:

Вы можете обратиться за юридической помощью к нашим специалистам. Мы подскажем, как отстоять свои права.

Причины отказа в приёме декларации 3-НДФЛ

Вне зависимости от способа представления декларации налоговая инспекция вправе её не принять по ряду причин. Перечень данных причин является закрытым, а значит, отказать в приёме по другим основаниям налоговые инспекторы не вправе.

Чтобы отчитаться о своих доходах или получить налоговые вычеты, налогоплательщики должны подать в инспекцию декларацию 3-НДФЛ.

Тем, кто отчитывается о своих доходах, важно подать 3-НДФЛ не позднее 30 апреля (подробнее о сроках сдачи декларации читайте в статье «В какие сроки можно сдать декларацию 3-НДФЛ?»). Если инспектор откажет в приёме декларации, а подать ее повторно до 30 апреля вы уже не успеваете, то после этого срока инспектор вправе оштрафовать за несвоевременное представление 3-НДФЛ (о том, какие санкции грозят и в каком размере, читайте в статье «Что будет, если не подать декларацию или не уплатить налог?»).

Те, кто представляет декларацию только с целью получения вычета, вправе сдать декларацию в течение трех лет. Налогоплательщику важна дата приёма декларации. Поскольку с неё начинается отсчёт времени для проведения камеральной проверки, которая может длиться не более трёх месяцев. После проверки в течение месяца должны перечислить денежные средства. Соответственно, чем раньше сдадите декларацию, тем раньше получите вычет. А значит, не принимая декларацию, инспектор может затянуть сроки возврата.

В связи с этим вне зависимости от повода представления декларации важно знать, по каким причинам инспектор вправе отказать в ее приёме. Предусмотрены следующие основания для отказа:

П. 28, п. 194 Регламента, утв. приказом Минфина от 26.12.2013 № 99н.

При наличии хотя бы одного из указанных оснований в приеме декларации будет отказано.

Указанный перечень является закрытым, а значит, отказать в приёме корректно заполненной декларации по иным причинам инспектор не вправе.

Пост. ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2014 № А53-20530/2013.

Налоговик обязан принять декларацию, даже если вы не предоставите вместе с ней подтверждающие документы (например, для налогового вычета). Эти документы вы вправе поднести позднее, однако учтите, что без них контролёры откажут в возврате при проведении камеральной проверке. Для каждого налогового вычета — свой комплект подтверждающих документов (подробнее о том, какой комплект документов необходим для вычета на взносы на ИИС, читайте в статье «Вычет на взносы по ИИС: необходимые документы для получения» ).

В заключении отметим, что ФНС России указала, что некорректное заполнение отдельных реквизитов декларации, в частности, неверное указание кода ОКАТО/ОКТМО, отсутствие на бланке двумерного штрихкода не являются причинами для отказа в приеме декларации.

Письмо ФНС России от 18.04.2014 № ПА-4-6/7440.

В каких случаях налоговики могут не принять декларацию

В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 указан перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Они могут различаться для бумажной и электронной декларации.

Для бумажной декларации они таковы:

Для электронной декларации:

Примечание по п. 6: если декларация подписана руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, то декларация будет считаться подписанной неуполномоченным лицом.

В каких случаях ИФНС приходит к такому выводу?

При наличии хотя бы одного из вышеуказанных пунктов налоговая инспекция формирует уведомление об отказе в приеме декларации с последующим уведомлением плательщика.

В таком уведомлении в обязательном порядке должна быть указана конкретная причина отказа в приеме деклараций.

Налоговый калькулятор

Расчет налогов (калькулятор налога) на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог. Налоговый калькулятор

Отказ в выпуске товаров

Статус «отказ в выпуске товаров» присваивается декларации на товары в информационной системе таможенных органов. Соответствующий электронный документ об отказе направляется декларанту и его таможенному представителю (брокеру).

В соответствии с классификатором решений, принимаемых таможенными органами, код отказа в выпуске – 90.

Последовательность и сроки исполнения соответствующих таможенных процедур для таких случаев изложена в Решении Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров» с учётом последней редакции документа.

При принятии таможней решения об отказе в выпуске декларации на товары инспектор направляет декларанту список причин, по которым было принято такое решение, а также возможные рекомендации, как можно их устранить.

Отказали в налоговом вычете: что делать

  • Удостоверьтесь, что Вы получили отказ в возврате налогового вычета (если у Вас нет личного кабинета на сайте ФНС и Вы не знаете причину отсутствия перечисления денег, обратись в налоговую).
  • Если Вы не знаете, почему отказали в выплате налогового вычета, обратитесь в налоговую инспекцию одним из перечисленных выше способом.
  • В случае, если причина отказа в налоговом вычете отсутствие какого-либо документа, ошибки в декларации или другом документе, предоставьте нужный документ, сделайте уточнения.
  • Если Вы считаете, что Вам отказали неправомерно, обратитесь к руководству Вашей ИФНС. А если это не поможет, обратитесь в вышестоящие налоговые органы. В том случае, если и это не возымеет действие, Вы вправе обратиться за защитой нарушенного права в суд.

Эффективность контактов для связи с поддержкой налоговой

Не все способы связи с технической поддержкой налоговой одинаково эффективны в устранении ошибки в последовательности предоставлении сведений 3 НДФЛ. Чтобы вы не тратили время попусту, требуется описать уже имеющийся опыт других пользователей. Самым эффективным способом связи является звонок по телефону. Оператор вас выслушает и по вашей просьбе проверит базу данных на своём компьютере. При этом вы тут же сможете определить, стоит ли вам изменять что-либо в своём отчёте. Позвонив, вы должны будете назвать свои паспортные данные и ИНН.

По форме технической поддержки на сайте чаще всего ответы не приходят. Видимо, это связано с количеством обращений. И так, как ответы не формируются автоматически, а создаются сотрудниками, у них просто на это не хватает времени. Хотя ранее вам могли в течение 3 дней. Создание жалобы через личный кабинет является малоэффективным, потому как вы можете ожидать ответа в течение месяца. А ваша декларация с ошибкой в последовательности предоставления сведений 3 НДФЛ с неизвестной причиной отказа не может быть отложена на такие строки.

Читайте также:  Правила заполнения медицинских справок

Судебные акты в пользу налоговиков.

Доказательство этому утверждению – Постановление ФАС ЦО от 13.02.2014 № А09-4108/2013. Проблемы налогового органа начались уже на стадии вручения акта выездной проверки. Направленный предпринимателю вызов явиться в налоговый орган для вручения акта возвратился в инспекцию. Тогда контролеры решили сами навестить налогоплательщика и вышли по адресу его регистрации. Но напрасно: предпринимателя там не оказалось. Поскольку акт вручить лично не удалось, его направили по почте. И эта корреспонденция тоже вернулась в налоговый орган.

Аналогичные действия контролеры предприняли и для вручения налогоплательщику уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Налоговики выходили по месту регистрации проверяемого лица, направляли заказные письма, посылали телеграммы. Все безуспешно. Поэтому контролерам не оставалось ничего иного, кроме как рассмотреть результаты проверки и вынести соответствующее решение в отсутствие предпринимателя.

По мнению налогоплательщика, подобными действиями налоговый орган нарушил процедуру привлечения к налоговой ответственности, поскольку решение было вынесено без его участия и без доказательств надлежащего извещения о дате и времени рассмотрения материалов выездной проверки. Суды трех инстанций пришли к выводу, что налоговый орган закон не нарушил. Аргументируя такое решение, арбитры указали следующее.

Уведомление о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки инспекция направила по надлежащему адресу. Ведь предприниматель не вносил в ЕГРИП сведения об изменении места жительства, не уведомлял налоговый орган о фактическом месте жительства, ходатайств о направлении ему корреспонденции по каким-либо иным адресам, в частности по адресу его представителя, в налоговый орган не представлял. Поэтому неполучение налогоплательщиком почтовой корреспонденции, направляемой в его адрес, обусловлено не действиями инспекции или органа почтовой связи, а действиями самого налогоплательщика и его фактическим отсутствием по месту регистрации. Судьи подчеркнули: обязанность получения корреспонденции по адресу, который является местом регистрации, возложена на предпринимателя, вне зависимости от фактического проживания по данному адресу.

В итоге арбитры решили: налоговый орган надлежащим образом известил налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, следовательно, процедура привлечения предпринимателя к налоговой ответственности не нарушена.

И это не единственный судебный акт. Например, в Постановлении ФАС СКО от 22.02.2013 № А22-1744/2011 арбитры отклонили довод налогоплательщика о неполучении им какой-либо корреспонденции по юридическому адресу. Неполучение заказных писем является риском налогоплательщика, и он несет неблагоприятные последствия, связанные с недобросовестным отношением к своим обязанностям. По мнению судей, общество, не находясь по своему юридическому адресу и не заявив об изменении места его нахождения, целенаправленно создало условия, препятствующие инспекции осуществлять налоговый контроль, чем нарушило требования пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Поэтому на заявителя не распространяются предусмотренные п. 14 ст. 101 НК РФ гарантии защиты прав добросовестных налогоплательщиков.

Аналогичный подход применен судьями в постановлениях ФАС ДВО от 31.01.2014 № Ф03-6884/2013, ФАС ВСО от 04.12.2013 № А19-3547/2013 [1] , ФАС СЗО от 02.12.2013 №А42-7899/2011, ФАС МО от 12.09.2013 № А40-60523/12 и др.

Плательщик не ознакомлен со всеми материалами проверки.

Пунктом 3.1 ст. 100 НК РФ установлено, что налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе контрольных мероприятий. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются.

Из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 08.11.2011 № 15726/10, следует: право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными контролерами в рамках проводимых проверок, является его неотъемлемым правом. Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у плательщика возможности ознакомиться с данными материалами и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Поэтому прежде, чем отменять решение по формальным основаниям, следует выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки.

Иными словами, нарушение проверяющими п. 3.1 ст. 101 НК РФ еще не означает, что их решение будет признано судом недействительным по процедурным основаниям. Арбитры в каждом конкретном случае исследуют материалы дела и дают им соответствующую оценку.

Приведем пример – Постановление ФАС ВСО от 30.01.2014 № А78-1414/2013. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в судебном порядке, в том числе по формальным основаниям. Согласно иску, налоговый орган приложил к акту выездной проверки не все документы, поименованные в этом акте: отсутствовали копии выписок по операциям на счетах контрагентов, акты обследования, сведения из информационных ресурсов налоговой службы. Это, по мнению проверяемого лица, нарушило его права на защиту интересов.

Судебные органы признали доводы налогоплательщика обоснованными. Судьи решили: данные обстоятельства лишили его возможности проверить достоверность указанных документов, дать правовую оценку допустимости и относимости полученных доказательств, подтверждающих вину в совершении налогового правонарушения, и, соответственно, представить свои объяснения и возражения по существу установленных инспекцией нарушений.

Поддерживая налогоплательщика, арбитры отметили: не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него являются обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности. Поэтому несоблюдение инспекцией требований п. 3.1 ст. 100 НК РФ повлияло на объективность рассмотрения материалов проверки и лишило организацию возможности в полной мере реализовать право на защиту интересов. Следовательно, допущенное нарушение должно быть квалифицировано как существенное и являющееся основанием для признания решения инспекции недействительным.

Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС СКО от 13.02.2014 № А53-5717/2013, от 08.07.2013 № А53-28709/2012, ФАС ВСО от 15.02.2013 № А78-4232/2012.

Арбитры ФАС ЗСО (Постановление от 27.02.2014 № А70-1252/2013) также пришли к выводу, что инспекцией допущены процессуальные нарушения в виде ненаправления налогоплательщику всех необходимых документов (в том числе протокола допроса свидетеля). Однако судьи установили следующие факты:

  • акт выездной проверки обществом получен, и на него представлены возражения;
  • выдержки из спорного протокола допроса свидетеля приведены в акте;
  • с документами, собранными проверяющими в ходе мероприятий налогового контроля, представители налогоплательщика ознакомлены;
  • обществу обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • налогоплательщик не указал, какие конкретные права и законные интересы были нарушены по существу при ненаправлении инспекцией спорного протокола допроса и как это нарушение повлияло на его право оспорить по существу выводы налогового органа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *